Технология попс-формулы в подготовке старшеклассников к написанию эссе.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Подготовила: Кобозева А.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 10

«ПОПС-формула как один из приёмов развития письменной и устной речи на уроках русского языка и литературы».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Кобозева Алина Васильевна. Я работаю в школе № 10 г. Дубны учителем русского языка и литературы третий год.

В начале своего выступления мне бы хотелось обозначить такую проблему современного общества, как недостаточность живого общения, уход от реальности в компьютерный мир, мир иллюзий, игр. И эта проблема далеко не детская.

Даже друзей, спутников жизни многие ищут и находят через интернет, но, встретившись лично, пасуют, не умеют высказать своих чувств, сформулировать мысли и мнение… Общение не складывается, негатив, обиды и закомплексованность растут.

Корень всей проблемы в дефиците живого общения, обмена мнениями, умения дискутировать, формулировать и высказывать свои мысли, описывать чувства, эмоции. Я стараюсь ПОМОЧЬ ребятам, воспитывая и прививая им любовь к чтению, к книге, говорю им, что мозг – это та же мышца, и надо тренировать её постоянным чтением, размышлением над прочитанным, нагружать мышцу мыслью.

Расскажу вам сегодня об одном приёме, который использую на уроках и считаю его эффективным, но хочу, чтобы вы сами угадали, о каком приёме пойдёт речь. Все смотрели мультфильм «Гадкий я»? Значит, представляете, кто такие миньоны (смотрят видео (8 секунд), называют приём).

Да, совершенно верно! Этот приём называется ПОПС!

Итак, тема моего выступления «ПОПС-формула как один из приёмов развития письменной и устной речи на уроках русского языка и литературы» (слайд № 1 титульный).

Я считаю, что с введением устной части ОГЭ и ЕГЭ формула, которую я применяю, становится ещё более актуальной.

(Слайд № 2) Работая над развитием речи, мы, учителя русского языка и литературы, знаем, что, во-первых, нужна образцовая речевая среда. Сюда относится не только устная речь взрослых, но и в том числе тексты учебников, радио- телепередач и т.д.), а во-вторых, нужна речевая активность самого обучающегося.

Использование на уроках русского языка ПОПС-формулы как одного из многочисленных приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет и дать образец языка, и активизировать деятельность школьника (слайд № 3).

Попс-формула - это потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлЕксию учащихся.

СоздАл этот приём профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР. По - английски он пишется следующим образом : PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary) ( слайд № 4). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права (слайд № 5).

ПОПС - формулу я применяю при обучении написанию сочинения. Ведь сочинение, как и другой вид творческой работы, требует понимания темы, проблемы текста, требует умения анализировать и обобщать приобретённую информацию.

Итак, что же означает эта аббревиатура (слайд № 6):

П – позиция (Я считаю, что…);

О – обоснование (Потому что…);

П – пример (Я могу доказать это на примере…);

С – следствие/суждение (Таким образом, я делаю вывод…).

Освоение этого приёма готовит учащихся основного и среднего уровней образования к работе по написанию сочинения в выпускных классах, а также служит эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного материала учащимися.

Эта формула является интерактивным приёмом обратной связи.

Сейчас я бы хотела продемонстрировать небольшой фрагмент использования мной этой формулы на уроке развития речи. Вначале, я даю пример, а затем уже сами ребята работают по формуле. Сейчас сами всё увидите.

(Смотрим видеофрагмент, Слайд 7)

(Слайд 8) Итак, вы увидели, что данный приём позволяет построить своё выступление кратко, лаконично, аргументировано с соответствующими выводами (Слайд 9). Спасибо за внимание!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Пути приобретения знаний… «Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn» Benjamin Franklin «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и явыучу» БенджаминФранклин

3 слайд

Описание слайда:

Интерактивные методы Термины «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка(«interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» - от «асt» - действовать, действие).

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры.

6 слайд

Описание слайда:

Попс-формула - это потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, созданный профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

7 слайд

Описание слайда:

ПОПС-формула П – ПОЗИЦИЯ(в чем заключается ваша точка зрения). О – ОБОСНОВАНИЕ (объяснение) (на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции) П – ПРИМЕР(факты, иллюстрирующие ваш довод) С – СЛЕДСТВИЕ(вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции). Я считаю, что… Потому что … Ямогу доказать это на примере того, что… Исходя из этого, я делаювывод, что …

8 слайд

Описание слайда:

Использование приема «ПОПС-формула» на уроках иностранного языка П – позиция / I think..., I don"t think..., I imagine..., I believe ... , I strongly believe, I consider О – обоснование...because..., ...as... П – пример / for example..., for instance..., such as... С – следствие / So...

9 слайд

Описание слайда:

Lesson «The USA: Political outlook» - I believe that the United States of America is a democratic country because without the support of people there can be no government. For instance, the congressmen and the President are elected by the US citizens according to the Constitution; that is why the power of people is to have such politicians that can represent the interests of the nation.

10 слайд

Описание слайда:

Lesson «American food and drink» - I don"t think that fast food restaurants are worth visiting as they don"t serve healthy food. For example, most restaurants put a lot of fat and spicy food such as bacon, fried potatoes, eggs, grilled chicken, hamburgers on your plate, which is a bad habit. So, if you often go to fast food restaurants and eat a lot, you don"t expect to be healthy afterwards.

11 слайд

Описание слайда:

При оценивании использования метода ПОПС можно вести наблюдение по данным моментам, отмечая, каким показателям (критериям) соответствует или не соответствует выступление того или иного учащегося. Можно каждый из предложенных показателей оценить по пятибалльной системе. Этот же лист оценки возможно использовать и для самооценки учащихся. Возможный вариант проверочного задания: сделать плакат или написать эссе по определенной проблеме с использованием вышеперечисленных критериев. П - Позиция Позиция ясно сформулирована. Позиция кратко сформулирована. Позиция сформулирована доступным для понимания аудитории образом. О - Объяснение В объяснении имеются ссылки на общественные ценности, законодательство, конституцию, международные документы по правам человека. Объяснение поддерживает заявленную позицию. Объяснение является убедительным. П - Пример Пример вызывает всеобщий интерес. Пример является общественно значимым. В примере есть ссылки на источники - газеты, мнения экспертов, личный опыт. Пример дает достаточное, но не избыточное количество деталей. С - Следствие Кратко повторена суть позиции. Подведен итог выступлению. Предложены конкретные действия для решения проблемы. Лист оценки использования метода ПОПС

ПОПС-ФОРМУЛА: ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ, ЧЕМ ПОМОГАЕТ И КАК ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

Для эффективного управления учебным процессом учителю необходимо регулярно контролировать качество усвоения материала. Одними итоговыми работами в этом случае не ограничиться, ведь нужно ещё и проверить реализацию воспитательной цели урока, а также проследить уровень логического и аналитического мышления школьников. В ряду наиболее эффективных приёмов мониторинга ведущую позицию занимает составление ответов по ПОПС-формуле.

Суть приёма ПОПС

ПОПС-формула - это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия:

    П - позиция;

    О - объяснение;

    П - пример;

    С - следствие/суждение.

Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:

    проверки домашнего задания;

    фронтального опроса на этапе повторения изученного;

    подготовки к контрольной работе, написанию сочинения, эссе;

    создания проекта по теме или целому блоку тем.

Уже в начальном звене детям можно объяснить правила использования ПОПС-формулы для устного ответа.

ПОПС-формула позволяет:

    за короткое время опросить нескольких учащихся;

    получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;

    узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.

Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает:

    формировать оценочное мышление у детей;

    учит ребят лаконично выражать свои мысли;

    структурировать идеи.

Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников.

Жан-Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

Технология составления устного ответа или эссе по формуле

А. Гутников не только перевёл формулу на русский язык, но ещё и несколько дополнил её. Особенность детей такова, что, даже имея представления о том или ином вопросе, в процессе ответа они начинают «нукать» или заменять слова междометиями. Вследствие этого возникает неловкость и раздражение: у школьника в связи с трудностями при подборе слов, а у педагога - из-за потери драгоценного времени на ожидание ответа. Поэтому для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:

    Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… - эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.

    Потому что…/ Так как… - на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?

    Например…/ Я могу доказать это на примере… - чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.

    Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… - эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.

Эти клише могут использоваться не только при подготовке устного ответа, но и при написании эссе или короткого сочинения по ПОПС-формуле. В последнем случае письменное рассуждение будет отличаться лишь объемом информации, данной по каждому пункту.

Более всего полезна ПОПС-формула для составления ответа по предметам, требующим раскрытия понятий и выстраивания рассуждений - например, по истории.

Примеры использования метода на различных уроках

История

Для темы «Россия в последние десятилетия XIX века» можно составить ответ по схеме так:

Я считаю, крепостное право к середине XIX полностью себя изжило.

Потому что крепостничество тормозило развитие всех сфер общественной, экономической и политической жизни общества.

Я могу доказать это тем, что Россия была отстающей державой (в сравнении с другими европейскими странами), была проиграна Крымская война, нарастало недовольство народных масс.

Поэтому важная реформа стала настолько значимым событием в истории, предопределив большие преобразования в конце века.

Таким может быть высказывание по теме «Пётр I и его политика»:

Я думаю, правление Петра было самым продуктивным за всю историю.

Потому что Россия добилась небывалого прогресса.

Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи.

То есть методы правления Петра I были эффективными.

Обществознание

При рассмотрении потребительского кредита на уроке обществознания ПОПС-формула поможет составить такой ответ:

Я думаю, что брать потребительский кредит не следует.

Потому что назвать кредит выгодным вложением сложно.

Могут доказать это тем, что возвращать приходится значительно большую сумму. Получение быстрых денег не приносит удовлетворения от результата усилий по заработку средств, а также может произойти ситуация, когда оплачивать кредит станет нечем.

Таким образом, вместо того чтобы отдавать большие проценты, лучше накопить собственные средства на покупку.

Ещё один пример использования ПОПС на уроке обществознания, но по другой теме - «Безработица - способ регулирования государством рынка труда»:

Мне кажется, что безработица действительно регулирует трудовой рынок.

Потому что безработица сопутствует развитию рынка труда, трудоспособное население хочет найти работу и соглашается на условия работодателя, продиктованные экономической ситуацией в стране. Желающие получать регулярный заработок готовы переучиваться и осваивать новые профессии.

Поэтому безработица - важный элемент развития рынка труда в стране.

Литература

Для урока литературы ПОПС-формула удобна на этапе подготовки к сочинению. К примеру, тема «Что составляет личность?» (по произведению М. Булгакова «Собачье сердце»):

Нельзя измениться, если сам сопротивляешься этим переменам.

Так как, во-первых, он - результат лабораторного опыта, во-вторых, нарушает принцип существования личности в обществе - принцип уважения к окружающим, в-третьих, он всячески сопротивляется интеллектуальному развитию.

Личность формируется на основе мирного сосуществования в коллективе и саморазвития.

Английский язык

Удобно использовать формулу при ответе на уроке английского, так как школьникам бывает особенно тяжело сразу составить чёткое высказывание на чужом языке.

ПОПС является эффективным приёмом и для составления высказывания на уроке английского языка, особенно в старших классах, когда темы приобретают дискуссионный характер. Например, «Parenthood - responsibility or natural issue?»:

I think we should learn how to become good parents.

The more we learn, the more we realize.

Examples: we behave like our mothers and fathers, we need to see role models. Psychology is very important.

Parenthood is the most difficult task in life.

ПОПС-формула позволяет ученику научиться грамотно излагать свои мысли, выражать идеи и стремиться к познанию нового, опираясь на собственный опыт. А педагог, научив школьников правильно пользоваться технологией составления ответа по такой схеме, получает возможность эффективнее использовать время урока и качественнее проверять уровень знаний детей.

Что за время такое настало? Одни с трудом находят себе применение и теряются в реалиях современной жизни. Другие, наоборот, полны энтузиазма от новых возможностей, которые открывает перед нами мир. Чем объясняется такая полярность? Все просто! Настало время перемен! Где-то, может, еще и встречают по одежке, но все чаще на первый план выходят наши мысли: как мы их выражаем? есть ли в них смысл, или это всего лишь набор слов? как проявляется в наших мыслях характер, мировоззрение, жизненная позиция? Новые потребности рождают новые идеи. Так появилось загадочное понятие «ПОПС формула», и сегодня мы попробуем в нем разобраться и применить на практике.

Откуда и для чего пришла к нам ПОПС формула

ПОПС формула была придумана и разработана профессором права из ЮАР Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном. Идея состояла в том, чтобы создать альтернативу школьным тестам и внедрить в качестве способа проверки знаний учащихся нечто новое – прием, который позволил бы определять уровень знаний более качественно и одновременно мотивировал бы школьников на лучшее обучение.

Положительный момент состоит еще и в том, что ПОПС формула помогает построить краткий, но аргументированный ответ, в котором содержится и мнение учащегося, и объективные факты.

К тому же, ПОПС формула побуждает одноклассников/слушателей/собеседников принять участие в дискуссии и выразить свою позицию.

Однако довольно ходить вокруг да около. Пора ответить на вопрос:

Из чего состоит ПОПС формула и как ее применять?

Слово ПОПС представляет собой аббревиатуру, состоящую из первых букв четырех слов. Расшифровываются эти слова так:

П - позиция,

О - объяснение,

П - примеры,

С - следствие.

Теперь слово ПОПС формула уже не кажется таким сложным, не правда ли?

В качестве вспомогательных опорных слов, на которых говорящий может строить свой ответ, ПОПС формула предлагает следующие фразы:

  • Позиция: «Я полагаю, что...», «Я считаю, что…», «На мой взгляд...», «По моему мнению…», «Я согласен с...», «Я не согласен с…»

Так ПОПС формула помогает выразить позицию говорящего, его отношение к обсуждаемой теме.

  • Объяснение: «Потому что…», «Так как…», «Поскольку…»

С помощью этих слов говорящий преподносит слушателям свое мнение, приводя веские аргументы, обоснованные доводы.

  • Примеры: «Я могу доказать сказанное несколькими примерами», «В качестве доказательства сказанного приведу несколько примеров»

В этой части ответа ПОПС формула предлагает назвать несколько проверенных фактов, говорящих об истинности высказывания.

  • Следствие: «Таким образом…», «Следовательно…», «Поэтому», «Из всего вышесказанного я делаю вывод…»

Завершающая часть ответа содержит вывод, который подчеркивает и подтверждает позицию говорящего по данной теме.

Вы, наверное, уже заметили, что ПОПС формула позволяет выразить как согласие, так и несогласие с темой. Поэтому ее можно использовать в спорах обеим сторонам, выражая поочередно как утверждающие, так и опровергающие мнения.

В рамках школьной программы ПОПС формула чаще всего использовалась на уроках литературы, истории, обществознания – словом, на всех гуманитарных дисциплинах. Такой необычный прием позволял проверить уровень знаний учащихся на разных этапах изучения темы:

  • в качестве повторения изученной темы;
  • во время устной проверки домашнего задания;
  • в процессе подготовки к проверочной работе или сочинению, эссе;
  • при создании коллективного проекта, охватывающего одну или несколько тем.

ПОПС формула: завоевание авторитета и новая роль

Стоит только одному удачному изобретению увидеть свет, как оно тут же выходит далеко за рамки своей первоначальной сферы действия. Так вышло и с предметом нашего обсуждения. ПОПС формула, задуманная как средство для «активации» ученических и студенческих умов и проверки знаний, теперь широко применяется и в деловом мире, и в повседневном общении. Друзья, коллеги, начальники и подчиненные, случайные знакомые – все стремятся к качественному общению, к грамотному оформлению своих мыслей.

Слово «престиж» сегодня измеряется не столько материальной, сколько интеллектуальной меркой. Не зря первоначальное значение слова – prestige – в переводе с французского звучит как «обаяние, очарование». ПОПС формула дает возможность очаровать собеседника содержательной речью, четкой позицией, яркими примерами.

Давайте вместе подумаем: в каких ситуациях ПОПС формула может оказать существенную помощь?

  • Самопрезентация

В наш век общения и встреч многие становятся публичными людьми, для которых важно владеть навыком самопрезентации. Если Вы принадлежите к их числу, Вам хорошо известно, что внешность, манеры, осанка – это не все составляющие успеха. Ваша речь – вот что по-настоящему может расположить к себе аудиторию. Выступая перед людьми, Вы должны быть подготовлены. Если Вы продумали заранее, о чем будете говорить, то ПОПС формула подскажет Вам, как преподнести свои мысли, чтобы быть услышанным.

  • Презентация продукта (товара или услуги)

Если Вы что-то производите – товары повседневного пользования, книги, курсы – или оказываете какие-либо услуги, о Вашей деятельности должно быть известно. Один из способов распространения информации, где может быть использована ПОПС формула, – презентация.

В назначенное время Вы приглашаете на встречу людей, которые уже знают, о чем будет идти речь. Следовательно, Ваша задача – убедить слушателей приобрести Ваш продукт. В этом Вам поможет ПОПС формула – Вы легко сделаете свою речь убедительной, приведете аргументы в пользу продукта и примеры, которые вызовут доверие потенциальных покупателей и к Вам, и к предмету презентации.

  • Собеседование

Вы – соискатель, Вам нужна постоянная работа и . Вы просматриваете объявления с вакансиями и записываетесь на собеседование. Собственно говоря, собеседование – это и есть один из вариантов самопрезентации. Здесь Вам важно выгодно подать себя, заинтересовать потенциального работодателя. Поэтому Вы должны предложить веские аргументы, убеждающие в том, что именно Вас должны принять на работу. Наша спасительная ПОПС формула вновь к Вашим услугам:

  • П – Я считаю себя очень ценным сотрудником,
  • О – потому что обладаю всеми необходимыми для этой должности навыками.
  • П – В качестве примеров я предоставляю свое портфолио и отзывы предыдущих работодателей, а также рекомендации с прежних мест работы.
  • С – Поэтому я уверен, что моя кандидатура – самая лучшая.

Заключение

Теперь Вы понимаете, как важно уметь красиво выражать свои мысли, выстраивая их в четкую, структурированную речь с примерами, аргументами и выводами. Пусть Ваши мысли будут «одеты» в красивую одежду, а ПОПС формула станет верным помощником на пути к успеху!

Хотите узнать еще больше о том, как стать уверенным в себе человеком и свободно излагать свои мысли? Читайте наши статьи.

Утро каждый раз будто настраивает меня на хорошее. Потому что даёт мне новые возможности. Это моё ощущение подтверждают исследования психологов, утверждающие, что люди морально чувствуют себя утром намного лучше: навалившиеся проблемы уже не кажутся им такими неразрешёнными. Поэтому по утрам многие люди (в том числе и я) очень работоспособны.))) С Вами Ирина Иваськив. Вот примерно так старый добрый приём с зашифрованным названием – ПОПС формула – и помогает людям высказывать своё мнение. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – говорил Сократ. Это известное изречение не теряет своей актуальности и в наши дни. Яркий внешний образ привлекает внимание человека, только пока объект находится в зоне видимости, а грамотная аргументированная речь надолго остаётся в нашем подсознании. Как стать востребованным успешным собеседником в деловом и межличностном общении? Этому, оказывается, учат… со школьной скамьи, используя ПОПС формулу. Поразмышляем о ней подробнее…

Что скрывается за названием « » ?

ПОПС формула – великолепный интерактивный инструмент, широко применяющийся в практике средней и высшей школы. Его первоначальная цель – выявление качества знаний и степени усвоения учебного материала у учащихся.

Сформулировал постулаты волшебной формулы профессор права Дэвид Маккой-Мейсон. Родиной методики является ЮАР. На оригинальном языке аббревиатура звучит следующим образом: PRES-formula, что в переводе на русский язык обозначает:

П – позиция

О – обоснование

П – пример

С – следствие

Русскоязычная ПОПС формула появилась на свет благодаря энтузиазму российского коллеги южно-африканского учёного Аркадия Гутникова.

Методика стала альтернативным методом определения объективного уровня знаний учащихся. Оценка в виде количества баллов, несмотря на простоту и традиционность, не всегда легко даётся учителям. Помните это сомневающееся и протяжное «5 с минусом» от любимого учителя русского языка и литературы? Порой оценки вызывают волну негодования и у самих учеников. На повестке дня встал вопрос: не важнее ли научить детей критически воспринимать информацию, формировать и аргументировано высказывать своё мнение?

Со временем ПОПС формула получила признание и в различных других видах деятельности: работа с детьми, подготовка к публичным выступлениям, сфера развития письменной речи, копирайтинг и т.п. В учебных заведениях методика практически сразу подружилась с гуманитарными науками, требующими определённых навыков владения словом.

ПОПС формула в работе с детьми

  • кратко и аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
  • повышать эффективность коллективной/командной работы;
  • вести увлекательные дискуссии и обсуждения на равных
  • (ведь каждому участнику предоставляется единый алгоритм и время на озвучивание своей позиции);
  • экономить время и качественно структурировать рабочий процесс.

Основная причина, почему альтернативное мнение зачастую не принимается в высшей школе, – это отсутствие аргументов. ПОПС формула помогает свободно и аргументированно выражать своё несогласие по обсуждаемой теме.

Ощущение эффекта от использования методики: расширение границ своего потенциала, чувство собственной значимости, факт успешных публичных выступлений – всё это хорошая мотивация для дальнейшей учёбы, познания новых сфер деятельности и формирования положительной Я-концепции.

Подготовка к публичным выступлениям

Как бы сладко не пел соловей, а фокус человеческого внимания длится не более 10-15 минут. Безусловно, люди способны воспринимать и большие объёмы информации, но нужно помнить о том, что степень вовлечённости аудитории нестабильна: человека отвлекают собственные мысли и заставляют скучать малоинтересные факты. Именно поэтому публичные выступления подобны искусству и требуют мастерства.

Фактически ПОПС формула даёт универсальный алгоритм успешного взаимодействия с аудиторией. Это хорошая основа:

  • для получения обратной связи;
  • схемы построения дискуссии;
  • выстраивания публичного выступления.

Методика востребована в бизнес-процессах, где время – это чьи-то деньги. Зачастую успех предприятия (как компании, так и отдельно взятого сотрудника) определяет грамотная и короткая презентация: профессиональных навыков и достижений, преимуществ того или иного продукта. При поиске работы очевидным достоинством соискателя является умение аргументировать, почему именно он справится с новой должностью, как никто другой. Результатом работы ПОПС формулы в деловом мире становится карьерный рост, расширение базы рабочих контактов, увеличение уровня лояльности клиентов и количества сделок.

Развитие письменной речи и копирайтинг

Подготовка реферата, эссе, доклада или – дело непростое. Дело не только в распространённом страхе чистого листа. Даже обладая качественными знаниями, работа с большими объёмами информации требует определённых навыков. ПОПС формула помогает структурировать будущий текст, выстраивая логическую цепочку повествования.

Со школьной скамьи мы помним волшебную формулу любого исследования: проблема – последствия – решения . Усовершенствованная южно-африканская методика рекомендует дополнить материал реальными примерами.

Эта формула отлично работает в копирайтинге, который стал необычайно востребован на фоне массового производства веб-сайтов и приложений. Невозможно создать качественный контент и быть убедительным автором без должного осмысления и структурирования информации.

  • ПОПС формула будет кстати:
  • во время самопрезентации
  • во время собеседования
  • для рекламы товара/услуги
  • для презентации продукции
  • для резюмирования сказанного

Вербальные формулировки ПОПС формулы

П – позиция

Позиция не может быть скучной, неинтересной или неправильной. Таковой может сделать её неумение чётко сформулировать и озвучить свои мысли. Эти фразы помогут громко и уверенно заявить о себе:

  • «Я полагаю, что…»
  • «Я считаю, что…»
  • «На мой взгляд…»
  • «По моему мнению…»
  • «Я согласен с…»
  • «Я не согласен с…»
  • «Я думаю, что…»

О – объяснение

Следующий шаг – аргументация своего мнения по заданной теме. Попробуем использовать следующие выражения:

  • «Потому что…»
  • «Так как…»
  • «Поскольку…»

П – пример

Проверенное средство убеждения – реальные факты, доказательства, аргументы, примеры.

  • «Я могу подтвердить это тем, что…»
  • «Я могу доказать сказанное несколькими примерами…»
  • «В качестве доказательства сказанного приведу несколько примеров…»

С – следствие

Подведение итогов всего вышесказанного – это то, что отличает речь профессионального спикера от дилетанта. А также сигнализирует невнимательному слушателю о том, что выступающий заканчивает свой доклад. Для финальной части выступления подойдут фразы:

  • «Таким образом…»
  • «Следовательно…»
  • «Поэтому..»
  • «Из всего вышесказанного я делаю вывод…»
  • «Резюмируя вышесказанное…»

ПОПС формула в тренинге «Формула успеха»

Цель : создать прототип ситуации для самореализации и вывести формулу успеха.

Задачи :

  • сформировать позитивную Я-концепцию и укрепить уверенность в собственных силах
  • развить навыки вербального и невербального общения
  • сформировать внимательность, лояльность и терпимость по отношению к окружающим

Примеры возможных заданий:

  1. Упражнение-ледокол «Передай маску» . Его суть сводится к копированию выражения лица рядом сидящего участника и передаче его другому человеку. Передать маску друг другу должны все участники тренинга.
  2. Упражнение «Ожидание» . Что я хочу и могу получить от тренинга – короткие выступления, основанные на ПОПС формуле.
  3. Упражнение «Комплименты» . Используя ПОПС формулу, необходимо написать на листе, прикреплённом на спине каждого участника, его положительные качества.
  4. Упражнение «Чемодан желаний» . Определяем и аргументируем, какие вещи и аксессуары необходимы для достижения успеха, и складываем в чемодан (формируем в виде коллажа на ватмане или доске).
  5. Упражнение «Формула успеха» . Делимся на журналистов и знаменитых личностей, у которых журналисты берут блиц-интервью (Что для вас является формулой успеха?), короткие формулировки пишем на ватмане или доске, меняемся ролями.
  6. Завершающим упражнением является анализ и обсуждение всего процесса тренинга, а также подведение итогов: удалось ли участникам разгадать формулу успеха.

Игровая дискуссия, основанная на ПОПС формуле

Суть проста : необходимо сформировать две или несколько команд, а также набрать группу аналитиков, которые будут следить за соблюдением правил и оценивать процесс игры. Предварительно необходимо выбрать предмет дискуссии, предоставив участникам исчерпывающую информацию по заданной теме.

Задача участников : сформулировать и озвучить свою позицию в рамках обсуждаемой темы. Все вербальные заявления должны быть выстроены согласно ПОПС формуле. Сам процесс дискуссии происходит по правилам : ораторы разведены по разным углам, подобно спортсменам на ринге.

Победит сторона, наиболее полно и убедительно аргументировавшая свои суждения (другими словами, красиво, вежливо и прилично закидавшая команду-соперницу грамотными аргументами, поскольку необходимым условием победы является терпимость и соблюдение правил публичных выступлений). По завершению игры, участники делятся впечатлениями и замеченными нюансами и ошибками, возникавшими по ходу игры. При желании можно продолжить дискуссию в свободной форме.

Заключение

Всего 4-5 предложений в письменном выражении и около минуты – в устном. ПОПС формула помогает дискутировать по-взрослому – легко и убедительно выражая свою позицию! Запомните эту несложную последовательность: Позиция – Обоснование – Пример – Следствие. С ней Вы будете чувствовать себя намного увереннее!

© Ирина Иваськив

ПОПС формула освоена? Тогда приступаем к освоению других эффективных методов преподавания:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»