Такая пустая и глупая шутка. "И скучно и грустно": анализ стихотворения (подробный)

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Из стихотворения «И скучно, и грустно...» (1840) М. Ю. Лермонтова (1814 1841): И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят все лучшие годы... Иносказательно … Словарь крылатых слов и выражений

И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят все лучшие годы. М.Ю. Лермонтов. И скучно и грустно … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

И скучно, и грустно, и некому руку подать Въ минуту душевной невзгоды... Желанья! что пользы напрасно и вѣчно желать? А годы проходятъ все лучшіе годы. М. Ю. Лермонтовъ. „И скучно и грустно“ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

И скучно, и грустно, и некому руку подать - крыл. сл. Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» (1840): И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят все лучшие годы… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

И скучно, и грустно, и некому морду набить - (из стих. М. Лермонтова И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды) о скуке … Живая речь. Словарь разговорных выражений

МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

НЕКОГО, некому, некем, не о ком, мест., с инф. Нет никого, чтобы (о сочетании с предлогами см. §72). Некого послать. «И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.» Лермонтов. Некем заменить. Не с кем пойти. Толковый… … Толковый словарь Ушакова

Ая, ое; вен, вна, вно. 1. прил. к душа (в 1 знач.); связанный с внутренним духовным миром человека, его психическим состоянием. Душевный подъем. Душевное потрясение. □ И скучно и грустно! и некому руку подать В минуту душевной невзгоды. Лермонтов … Малый академический словарь

Гляну, глянешь; сов. (несов. заглядывать). 1. Посмотреть внутрь чего л., куда л., обратить взгляд на то, что надо увидеть, рассмотреть. Заглянуть в окно. Заглянуть под стол. □ Шубин хотел заглянуть в лицо Берсеневу, но он отвернулся и вышел из… … Малый академический словарь

«И скучно, и грустно…» Михаил Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…»

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.

Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества , так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.

Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».

Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.

Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы . Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.

Трудные жизненные обстоятельства каждый встречает по-разному: один плачет, другой напивается с горя, третий решает шахматные задачи, чтобы вытеснить тяжелые мысли, четвертый начинает болеть. Зная свой тип реагирования на стресс, можно вовремя себе помочь, Все знаки Зодиака по этому принципу можно разделить на четыре группы.

Люди дела - Овен, Лев и Стрелец

Если они попадают в сложную ситуацию, то обычно от окружающих можно услышать: «Он страдал у всех на глазах, пока не заболел». Главное лекарство для людей этой группы - ощущение, что они, несмотря на все свои проблемы, нужны, востребованы, желанны.

ОВЕН. Самые неприятные переживания для него - «не успеть за всеми» и «быть брошенным». Даже на короткий срок, выпав из обоймы, Овен погружается в отчаяние, и очень тяжело переносит карьерный неуспех. Несмотря на внешнюю независимость, страх быть отвергнутым, нелюбимым преследует Овна всю жизнь. Поэтому важно, чтобы хоть кто-нибудь в трудную минуту сказал Овну: «Мы справимся!» Потом он все преодолеет сам, но главное - услышать это «мы». А чтобы переживания не затянулись, нужно погрузиться в деятельность, общение. На людях гордые Овны смеются над своей бедой, бравируют и, сами не замечая, лечат себя этой иронией.

Предотвратить стрессы просто: в карьерных делах рубите дерево по плечу, а с людьми будьте теплее, старайтесь заслужить их расположение, не ждите, что вас примут безоговорочно в любом виде.

ЛЕВ. Потеря главенствующего, центрального положения в чьей-то личной или в общественной жизни, злоупотребление его доверием - самая тяжкая душевная травма для Льва. Он страдает очень насыщенно, театрально, растравляя себя все больше и больше, и так пока на самом деле не подорвет здоровье. Не вынося бездействия, слишком торопится снова в бой, перебрасывая силы на другой фронт: например, потерпев фиаско в карьере, Лев становится домашним тираном, а если разочаруется в личной жизни, то с головой уходит в карьеру, отвергая все последующие возможности любви. Трудные времена Льву лучше пережить в одиночку, желательно на юге, где много солнца и тепла.

Дайте себе паузу, у вас есть отличное качество - умение видеть перспективу, и при желании вы сможете убедить себя, что все поправимо и отступление - вовсе не поражение.

СТРЕЛЕЦ. Благородный Стрелец обычно страдает за правду, за идею. Он всегда хочет «как лучше», но люди почему-то не желают вечно плясать под его дудку. Стать смешным в глазах общества - самое страшное для Стрельца. И поэтому не стоит по своему обыкновению слишком искренне делиться переживаниями, апеллируя к общественному мнению. Стрельцы нередко бывают пафосны и даже могут сделать свои беды предметом культа, уверенные в том, что страдание возвышает.

Не поддавайтесь этому искушению! Ваше лекарство - расширение кругозора, учеба, смена круга общения. Поможет туристический поход или долгая пешая прогулка.

Люди тела - Телец, Дева и Козерог

Их переживания незаметны для других, о них говорят: «мужественный человек» или «да она - просто сухарь, ни слезинки не проронила». А через некоторое время выясняется, что «сухарь» нажил себе серьезную болезнь. У людей тела эмоции неявные, они «тонут» в подсознании и проявляются чаще в виде психосоматических заболеваний.

ТЕЛЕЦ. Стихийные перемены в жизни выбивают женщину-Тельца из седла. Ушел нелюбимый муж или потеряна давно постылая работа - все равно трагедия, ведь самое важное - жизненный уклад. В трудных ситуациях Телец становится еще более медлительным, чем раньше, много спит и ест. Может топить свое горе в рюмке или компенсировать потерю неумеренными покупками. Длительная депрессия способна вызвать такие болезни, как ожирение, диабет, нарушение функции щитовидной железы. У многих Тельцов на нервной почве хрипнет голос.

ДЕВА. Самое неприятное для нее - это ожидание и неизвестность. В любой трудной ситуации Дева отступает, замыкается в себе - она должна обдумать происходящее, найти рациональное решение. Но ситуация тревожной неизвестности так выматывает, что Деву «заклинивает», она становится излишне осторожной даже в повседневности, переделывает уже сделанное, может много раз перепроверять, к примеру, выключен ли свет.

Приучайте себя отважно глядеть в глаза проблеме и не стесняйтесь сразу выяснить отношения, разузнать подробности, чтобы не накручивать себя разными домыслами и не прятать голову в песок.

КОЗЕРОГ. Пессимист от природы, Козерог уже заранее настроен на самое худшее, но при этом очень болезненно переживает стрессы и старается так организовать свою жизнь, чтобы предусмотреть буквально все. А если эта защита рушится, внешне Козерог остается мужественным, не теряет лица даже перед серьезной угрозой. Но при этом главный удар приходится на здоровье - язва желудка, инсульт, инфаркт, нейродермит - вот чем расплачивается Козерог за свою стойкость. Не уставайте повторять себе, что серьезные проблемы вы преодолеете - природа наделила вас завидной внутренней силой, - а на мелкие, о которых завтра забудете, невозмутимому Козерогу не стоит реагировать так бурно.

Для предотвращения подобных неприятностей овладевайте йогой или другими методами релаксации и оздоровления.

Люди ума - Близнецы, Весы, Водолей

Беспокойство у них выражается не столько в чувствах, сколько в умственном дискомфорте, навязчивых грустных мыслях, бесконечных диалогах с воображаемым обидчиком.

Иногда в своих размышлениях они приходят к совершенно фантастическим объяснениям сложившейся ситуации, например: «он меня бросил потому, что я знаю только два языка, я только сейчас это поняла!»

БЛИЗНЕЦЫ. Благоприятная почва для стрессов - любое однообразие, перегруженность обязанностями, жесткие социальные ограничения. Тем более что Близнецы склонны преувеличивать пустяки, слишком нервозны и чувствительны.

Нужно вырабатывать спокойное отношение к повседневной рутине. Без общения Близнецы готовы совсем «расклеиться». Свои горести вы наверняка любите часами обсуждать по телефону с добрым десятком знакомых. Вот и славно. Глядишь, а одиннадцатому уже и жаловаться вроде не на что, в процессе обсуждения вы как-то отвлеклись. Да и чувство юмора, с которым вы идете по жизни, - самый лучший антидепрессант.

ВЕСЫ. Основной источник стрессов для Весов - конфликты, нарушение гармонии, покоя. А еще - ситуация выбора. Этот знак боится окончательного решения и постоянно колеблется, причем иногда на протяжении всей жизни взвешивая «за» и «против». Подсознательная неуверенность приводит Весы к бессоннице с мучительными размышлениями, навязчивым обдумыванием одного и того же.

Вам нужно приучать себя к. мысли, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца, стараться сводить к минимуму бесплодные сомнения и тренировать в себе умение говорить «да» или «нет», не терзаясь впоследствии по поводу любого из этих ответов.

ВОДОЛЕЙ. Мировые проблемы проходят сквозь сердце Водолея, не разрушая его. Однако лишение личной свободы, угроза его индивидуальности, коллективная уравниловка могут сильно подорвать душевное спокойствие людей этого знака. Невзгоды озлобляют Водолея, делают его бунтарем, намеренно отвергающим сочувственное внимание окружающих.

Но вы не единственная, кого кто-то не понял или не оценил. Примите помощь, душевное тепло от того, на кого вы раньше глядели сверху вниз, и душа освободится.

Люди сердца - Рак, Скорпион, Рыбы

Страсти играют их душами, люди сердца находят даже своеобразное упоение в переживаниях и считают, что жизнь без страданий пресна. Их можно узнать по словам «у меня сердце разрывалось!», «я этого подлеца так ненавидела, что каждый день плакала над его фотографией!».

РАК. Рак - самый эмоционально уязвимый и чувствительный знак. Беды близких людей он переживает порой тяжелее, чем собственные. Самая болезненная точка Рака - дом, семья, неприкосновенность его тайн, интимной среды. Получив душевную рану, Рак замыкается, страдает, нередко ожесточаясь и вынашивая планы мести, как правило, фантастичные и бесплодные. У Раков есть большой соблазн злоупотреблять психотропными средствами.

Гласная поддержка для вас встреча с родными, поездка к родителям или в места, где прошло детство. Ощущение прочных семейных уз и сентиментальные воспоминания укрепят вас лучше любых таблеток.

СКОРПИОН. Страсти - родная стихия Скорпиона, иногда он даже мазохистски радуется возможности растравить себе душу. Но настоящие страдания ему может принести только ощущение своей беспомощности, униженности, зависимости, вынужденной открытости для глумливых (по мнению подозрительного Скорпиона) взглядов. Он переживает свое горе в одиночку, жестоко подавляя себя и ненавидя как обидчиков, так и жалостливых доброхотов.

За силу - наше вам большое уважение, но если вы введете в арсенал своих маневров такую вещь как «приветливая слабость», станете совершенно неуязвимы.

РЫБЫ. Вот уж кто владеет искусством слабости в совершенстве! Вся жизнь Рыбки наполнена бесконечными переживаниями, часто воображаемыми. Ей всегда «птичку жалко», и слезы льются щедрым потоком. Как ни странно, Рыбам, одному из самых хрупких знаков, легче всего справляться с житейскими напастями. Люди любят заботиться о Рыбке и помогать такому симпатичному созданию.

Есть только одна опасность - склонность распускаться, потакать слабостям, оправдывая себя перенесенными страданиями. Алкоголь и наркотики вызывают у людей вашего знака зависимость крайне быстро. Учитесь самодисциплине. Рыба должна уметь плавать против течения, чтобы выжить.

Читать стих «И скучно и грустно…» Лермонтова Михаила Юрьевича нужно с пониманием того, что стихотворение написано поэтом под влиянием эмоций. В нем он повествует о важных вопросах, над которыми сотни лет ломают, и будут ломать, головы философы всех времен – любовь, дружба, страсть, смысл жизни. Именно в них лирический герой ищет главную идею существования человека на белом свете, а о приземленных вещах он вовсе и не думает. Через строки произведения внимательный читатель проследит итог размышлений лирического героя, что жизнь – это «глупая и пустая шутка».

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но осмысленную жизнь. Его мировоззрение относительно окружающего мира передает текст стихотворения Лермонтов «И скучно, и грустно…». Михаил Юрьевич считал, что мир несовершенен. Причиной этих мыслей стала смерть матери в раннем возрасте, а также жизнь во время жесткой политической ситуации в стране после восстания декабристов, которая привела к трагическим противоречиям, кризису вечных ценностей и временному застою, царившем в российском обществе в середине 19 века. Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов через свое произведение отразил настроение целого поколения того времени. Стихотворение написано в 1840 году. Лирический герой поэта – одинокий и гордый – яро противостоит миру и обществу. Одиночество представлено как выбор героя, который не видит никаких идеалов в жизни – любовь, дружба, желание и страсть отвергаются им. Свои переживания поэт передает через такие приемы как интонационная структура стихотворения, восклицания, недомолвки, вопросы. При их передаче Михаил Юрьевич использовал как просторечную лексику, так и книжно-романтическую - «И некому руку подать», «Ведь рано иль поздно», «В минуту душевной невзгоды».

Следует отметить, что данное произведение изучается в 9 классе, когда учащиеся уже не дети, но еще и не взрослые. В этот период они могут размышлять над важными вещами, однако у них еще не до конца сформированы основные жизненные кредо, которые будут их сопровождать всю оставшуюся жизнь. Для тех, кто хочет учить стих есть возможность не только полностью прочитать произведение онлайн, но и скачать его. Представленный материал может быть использован на уроке литературы как дополнительный материал при изучении жизни и творчества поэта, а также при подготовке к контрольным или экзаменационным работам.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка…

В стихотворении «И скучно и грустно», анализ которого мы проведем, тема любви становится одним из ракурсов, в совокупности которых возникает картина душевной жизни. Лирический герой пытается смотреть вовне и в глубь своего сознания «с холодном вниманьем», сохраняя философскую, рассудочную объективность, но эмоции захватывают его. Излияние включает риторические вопросы, восклицания, резкие обрывы признаний, переданные многоточиями. В соотнесении конкретно-психологического с вечным, нетленным на первом плане оказываются субъективные переживания.

Во многом напряженность в них связана с муками, недугом, вызванными страстью. Во всех трех строфах стихотворения (четверостишия разностопного амфибрахия; первая и третья строчки — пятистопные, вторая — трехстопная, четвертая — четырехстопная) упоминается о разных проявлениях чувства, и каждый раз спокойный тон нарушается восклицаниями, риторическими вопросами.

Три вспышки высвечивают этапы единого рассуждения о любви, приводящего к полному безнадежности выводу о том, что существование человека ничтожно, с ним высшие силы сыграли «пустую и глупую шутку», вложив в его душу тягу к вечному (вечно желать, вечно любить), а в то же время обрекая его на замкнутость в тупике времени («...на время — не стоит труда...»).

Осознание безвыходности приводит к ощущению душевной боли, усугубляющейся пониманием того, что на ее преодоление расходуются силы молодых, лучших лет:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

В признании лирического героя стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова содержится не только характеристика его внутреннего состояния, но и объяснение его причины. Если в первой строфе упоминание о непрестанных метаниях души имеет оттенок абстрактного вывода, то во втором четверостишии наполняется субъективной достоверностью, так как речь идет о глубоких чувствах. Подобно стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...», элегия «И скучно и грустно» (с жанровой характеристикой элегии это стихотворение сближают медитативность, лирическое излияние от первого лица, свободная композиция, основанная на ассоциативности) строится на противопоставлении прошлого, где были «и радость, и муки, и все», настоящему.

В нем лирический герой не находит ничего значительного («все там ничтожно»), погас свет, освещавший его душевную жизнь. Реальность противоречит возвышенным, абсолютным требованиям к миру, что выражается в антитезе времени и вечности. Ее наступления напрасно ждать так же, как надеяться на неугасимость пламени. Психологическая конкретика придает ощутимость умозрительному рассуждению, дисгармония в миросозерцании предстает мучительным переживанием, подобным безответной любви.

Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все так ничтожно...

Романтический максимализм проявляется и в потребности встретить идеальную возлюбленную. Любовь настолько масштабное чувство, что она не может быть посвящена земному созданию («Любить... но кого же?..»). В воспоминаниях можно найти следы душевного подъема, но, может быть, и он был иллюзией. Даже в собственном внутреннем мире лирический герой видит основание для принижения действительности.

В третьей строфе стихотворения «И скучно и грустно», анализ которого нас интересует, мысль о человеческом несовершенстве развивается в связи с рассмотрением глубинного противоречия страстей и разума. Они уживаются лишь на время; когда оно минует, сладкие эмоции исчезают, сердце остывает. Холод жизни является метафорическим образом, выражающим пессимизм лирического героя. О том, что таков закон вселенной, свидетельствует рассудок:

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка...

Итог размышлениям подводится в последних строчках. Жизнь видится бессмысленным, скучным, пустым существованием. В осознании подчеркнута безысходность, от прекрасного прошлого не осталось следа, молодость бесследно пролетает, расцвет сменяется увяданием, а впереди — вечное повторение ошибок настоящего. По сравнению с грядущим даже оно выглядит «лучшими годами».

Мрачные, угрюмые тона в эмоциональной окраске стихотворения возникают благодаря фоническим особенностям. Ассонансный звук «у» появляется уже в первой строфе (по четыре раза на сильных и слабых местах), во второй — безударный «у» входит в рифмующееся слово («труда»), а в третьей — на нем построены обе рифмы (недуг — вокруг, рассудка — шутка). Его унылость становится отчетливо слышна на стыках и в рядом стоящих словах:

И ску чно и гру стно и некому ру ку подать

В мину ту ду шевной невзгоды...

Такая пу стая и глу пая шу тка...

Ощутимость страдания лирического героя от бессмысленности существования, сопровождающейся пониманием своей беспомощности, помогают передать ассонансы, напоминающие междометия — вскрики:

И скучно и грустно и ...

В минуту душевной ...

Такая пустая и глупая ...

Сочетание обоих повторов в последней строчке обусловливает минорный (от минор лат. — «меньший», музыкальный лад, устойчивые звуки которого имеют грустную, скорбную или меланхолическую окраску, в переносном значении — печальное настроение) тон финала стихотворения.

Последнее слово, однако, нарушает созданное настроение: жизнь воспринимается как глупая, издевательская, но шутка, насмешка. Человеку обидно, больно сознавать, что он забава для судьбы, чем вызваны переживания лирического героя, и все же романтическая ирония не позволяет расценивать происходящее с одноплановой серьезностью. Земное бытие настолько пусто, скучно, буднично, что в освобождении от него можно увидеть не радостные, но положительные моменты. Кроме того, мысль о комичности положения человека, в жизни которого все так ничтожно, напрасно, мгновенно, обращает к другой части антитезы, потому что таким его существование видится в сравнении с идеальным представлением о смысле и содержании бытия.

В анализируемом стихотворении Лермонтова можно увидеть и эмоциональные акценты с противоположным знаком — мажорные, певучие мелодические ходы. Они обусловлены появлением повторов сочетаний гласных с сонорными «л», «н», «м». В этих строчках речь идет о способности личности погружаться в глубь своей души, жить во внутреннем мире. Уже в начале стихотворения инструментовка текста дополняет впечатление от его семантического (от греч. «обозначающий», смысловая сторона высказывания) плана. Лирическому герою грустно, одиноко, будущее видится в черном свете, а поэтические звуки, вырывающиеся из глубины души, вливаются в гармонические аккорды вселенной:

И скучно и грустно и не кому руку подать

В мину ту душевной не взгоды...

Желанья !... что поль зы на прасно и вечно жела ть?..

Лю бить... но кого же?.. на время не стоит труда,

А вечно лю бить не возмо жно .

В себя ли загляне шь? — там прошло го не т и сле да...

И жизнь , как посмо тришь с холо дным вниманьем ...

На этой основе возвышаются подсознание личности, глубинные истоки ее жизни, которые скрыты за «словом рассудка», «холодным вниманьем». Богатство и многоплановость душевного строя очевидны для лирического героя, без опасения погружающегося в бездну переживаний, находящего даже в самых безотрадных из них следы прекрасного замысла Творца, что побуждает размышлять о вине людей, превративших чудо бытия в «пустую и глупую шутку». На этом завершим анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»