Сочинение: Христианские мотивы в стихах из романа Б. Пастернака Доктор Живаго

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Евангельская тема в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”
(подготовили Еникеев И.М., Лемпорт А.С.)

Аннотация

В работе собраны и проанализированы некоторые евангельские мотивы, которые встречаются в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”. Сделаны попытки описать их связь с историческими аспектами, а также их смысл в рамках общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова

Евангельская тема, Борис Пастернак, Доктор Живаго.

Евангельская тема в романе Б. Пастернака “Доктор Живаго”

[СЛАЙД 1] (Вступительный – 1 мин.)

Однажды сам Пастернак сказал о своем романе следующее : “Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…” . Данный роман стал своеобразным откровением автора. В “Докторе Живаго” Пастернак дает свои оценку человеческой жизни.

Особенно его волнует тема веры в Бога и христианские мотивы: “Атмосфера вещи – мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным”

Жизнь, основанная на законах христианской морали, на прощении, на непротиивлении злу, на помощи ближнему, - таким видится Пастернаку человеческий идеал. Возможно, это и есть “суть жизни”, который стремился поэт отразить в своем творчестве.

(Образ свечи – 2 мин.)

Есть один образ, который проходит через весь роман, пронизывает и озаряет его. В метели, в круговороте перемен единственное, что остается неизменным, это горящая свеча – символ человека. Пламя ее невелико, но свет и тепло становятся аллегорией жизни.

Ее мерцание сквозь снегопад видит Юрий Живаго в окне еще незнакомой ему Лары. С этой минуты начинают приходить к нему стихи: “свеча горела на столе, свеча горела” – то и дело приходит нам в память на тех страницах, где рассказано о невольном их отшельничестве посреди разрухи, зимы и войны.

Многое соединено в этом образе. Свеча горит как бы изнутри - не пополняемой извне силой, а собою, своею сутью; ее жизнь - это и есть горение. Она светит, не может не светить, пока живет. Ее зажигают и в праздник - в день венчания и на Рождество, и в поминальный час. И она - выражение тех чувств, которыми человек обращается к тому, что считает высшим началом.

Минуло двадцать веков участия Христианства в истории человечества. Каждый из этих двадцати чем-то - мраком ли, светом или сменой их - отмечен в этой истории. Но сейчас едва ли можно оспорить, что первоосновы того, что называется европейской культурой, - именно в нем. А попытки нашего века построить жизнь, минуя те основания обернулись лишь хаосом и кровью. Появилось чувство бесцельности жизни, бессмыслицы отдельного человеческого существования.

Но ведь эта цель должна быть. Об этом нам и пытается сказать Пастернак . Жизнь - как свеча, которая не может гореть для себя. «...Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить...»

И такую свечу «ветер времени», если вызван он естественным движением жизни, не гасит, а только делает ярче.

[СЛАЙД 3] (Симушка Тунцева и ее философия – 1,5 мин.)

Однажды Юрий Живаго слышит, как Симушка Тунцева разбирает богослужебные тексты:

«… человек состоит из двух частей. Из Бога и работы. Развитие человеческого духа распадается на огромной продолжительности отдельные работы. Они осуществлялись поколениями и следовали одна за другою. Такою работою был Египет, такою работой была Греция, такой работой было библейское богопознание пророков. Такая, последняя по времени, ничем другим пока не смененная, всем современным вдохновением совершаемая работа христианство»

Вожди и народы отошли в прошлое. Личность, прововедь свободы пришли им на смену. Отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной. Как говорится в одном песнопении на Благовещение, Адам хотел стать Богом и ошибся, не стал им, а теперь Бог становится человеком, чтобы сделать Адама Богом”

Пастернак заставляет Симушку высказывать идею, которая лежит в основе православной теории спасения и учения православной церкви о превращении человека в Бога.

Согласно этому учению, человек должен стремиться повторить жизнь Христа , уподобиться ему, трудиться, чтобы вернуть грешную природу в состояние райской первозданности, вернуть ей Божественный смысл, которым в евангельских притчах наполнена повседневность.

[СЛАЙД 4] (Жертвенность – 1 мин. )

Мысль о жертвенности поэта лежит в основе романа, она определяет поэзию Живаго и одновременно составляет основу мировоззрения самого Пастернака, убежденного в том, что добровольное страдание и самопожертвование цель земного существования человека. Мотив самоотречения присутствует в предпоследней строфе стихотворения «Свадьба»:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.

По существу, тот же мотив звучит в монологе молодого Живаго о воскресении и бессмертии как продолжении жизни в других.

Искупительное страдание главная тема поэзии Юрия Живаго. Наиболее ярко она отражена в последнем стихотворении цикла Страстей, которое строится на словесной игре, на взаимодействии различных текстов: авторском, евангельском и литургическом, представляющем смерть и воскресение Сына Божьего.

[СЛАЙД 5] (Отношение к смерти – 1 мин.)

Отношение к смерти в произведении тоже особое. Юрий Живаго утверждает, что смерти просто не существует, есть только вечная жизнь. Важно отметить, что изначально писатель хотел назвать свой роман “Смерти нет”. Но в таком случае главная идея произведения была бы слишком прозрачна.

Несмотря на физическую смерть, главный герой все же нашел “эликсир вечной жизни”. Это творчество и поступки, которые остались в памяти людей.

Память становится той удивительной силой, которая делает каждого бессмертным, живым в окружающих : “… вот чем дышало, питалось, уживалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь”

[СЛАЙД 6] (Заключительный – полминуты)

Свое мировосприятие Пастернак переносит в сюжет романа, еще раз доказывая, что смерти не существует, а есть жизнь вечная. И содержание этой жизни зависит от тех поступков, которые совершают люди, от их доброты, чувствительности и духовной силы.

Пастернак в романе не навязывает христианские догмы окружающим, он переоценивает их. Писатель дает новое объяснение вере, Христу, любви, истине, считая, что каждый из нас, наши дела и есть та сила, которая в совокупности дает понятие “Бог”.

Конспект урока для 11 класса:

Библейские мотивы в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго»»

ЦЕЛЬ: познакомить с историей создания и судьбой романа "Доктор Живаго", показать место стихотворного цикла во внутреннем мире произведения через стихотворения, объединённых библейской темой, совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

ОФОРМЛЕНИЕ : репродукции с библейскими сюжетами, выставка книг с произведениями Б.Л.Пастернака; ТСО - видеозапись фильма "Жизнь Иисуса".

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основания, до корней,

До сердцевины.

Б.Пастернак.

Природа мудра

И всевышнего глаз видит

Каждый наш шаг

На тернистой дороге,

Наступает момент,

Когда каждый из нас

У последней черты

Вспоминает о Боге.

И.Тальков.

ХОД УРОКА .

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II . ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Исходя из основных моментов и эпизодов жизни Б.Л.Пастернака, сыгравших решающую роль в его судьбе, на предыдущих уроках мы выделили в творчестве отдельные периоды.

Расскажите о них. (Основные моменты).

1 период. (1890-1913годы)- рождение поэта, его семья, окружение семьи, поступление на Юридический факультет Московского университета, отказ от музыки, перевод на философское отделение, поездка в Марбург, разрыв с философией, выход книги стихов "Близнец в тучах".

2 период. (1914-1931годы)- увлечение футуризмом, знакомство с Маяковским, выход книг "Поверх барьеров", "Сестра моя - жизнь", повесть "Детство Люверс", женитьба на художнице Е. Лурье, переписка с М. Цветаевой, выход книги "Темы и вариации". Гибель Маяковского. Биографический очерк "Охранная грамота".

3 период. (1931-1945годы)- поездка в Грузию, женитьба на З. Нейгауз, выход книги "Второе рождение", переводы из грузинской поэзии. Арест О. Мандельштама, разговор Пастернака со Сталиным. Занятия переводами. Выход книги "На ранних поездах", поездка на фронт, книга "Стихи и поэмы".

III . ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Тема нашего урока "Во всём мне хочется дойти до самой сути…" Мы должны познакомиться с историей создания и судьбой романа "Доктор Живаго", поговорить о месте стихотворного цикла во внутреннем мире произведения через стихотворения, объединённые библейской темой.

Творческая история создания романа

(сообщение учащегося).

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме.

В основу романа, посвященного «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента - врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчеркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».

В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988).

IV . ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Вступительное слово учителя. Б.Л. Пастернак - один из талантливейших лириков начала 20 века интеллектуального, философского склада, и в этом смысле он является прямым продолжателем традиций русской философской лирики 19 века. Он выдающийся мастер прозы. Б.Пастернак в своей жизни и творческой деятельности ориентировался на общечеловеческие ценности, которые вечны и неизменны для всех времён и народов, которыми живёт весь мир, на которых держится людская близость, попрание которых ведёт к нравственной катастрофе и всеобщей беде. Мысль о любви как истине с особой силой воплощена в романе "Доктор Живаго", в его центральном герое. Для Бориса Леонидовича эта истина была очевидной и дорогой. Пафос романа "Доктор Живаго" - в утверждении самоценности человека независимо от его состояния, классовой принадлежности, национальности. Всё на земле должно совершаться ради него, его счастья, покоя и процветания. Пастернаковские размышления современны сейчас и будут современны всегда.

V . ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Пастернак на протяжении романа не перестаёт размышлять о России, её своеобразии, исторической миссии. Глубочайшие философские раздумья выкристаллизовываются в цикл стихов, завершающих роман. Подчёркивая масштабность и исключительность событий, поэт обращается к иному периоду- времени Иисуса Христа и Евангелия.

Обратимся к стихотворениям Юрия Живаго, объединённых библейской темой.

"ГАМЛЕТ"- это стихотворение можно считать ключевым для романа "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, недаром им открывается семнадцатая, стихотворная глава романа (сообщение учащегося).

"РАССВЕТ"

- К кому обращены 1 и 2 строфы стихотворения?

Какими идеями Христа проникся герой после возвращения Бога в его душу? - Понимаются начальные четверостишия вполне определённо. В ранней молодости героя стихотворения христианская религия имела для него решающее значение; в годы мировой войны, революции, гражданской войны, возможно, какое-то время и после неё она потускнела и ушла из души героя стихотворения; но теперь, через много лет, она вернулась с новой силой и новой властью. Образы "Рассвета" приближают человека к Богу и Бога к человеку, человека к природе и природу к человеку. Обратимся к эпиграфу, слова И.Талькова, которые переплетаются с этим стихотворением.

ЧУДО"- о каком чуде идёт речь? - Обратимся к Библии. (Чтение отрывка из Библии о бесплодной смоковнице). Чудо - это вера в то, к чему стремишься, и если действительно в это веришь, то обязательно исполнится.

"ДУРНЫЕ ДНИ"

- Какие дни названы "дурными"?

Какие сцены из Библии упоминаются?

Дурными названы дни, когда был предан и пленён Иисус, перед его мысленным взором проходит вся его жизнь с рождения до Его деяний, далее автор говорит о его чудесном воскрешении.

"МАГДАЛИНА"1 и "МАГДАЛИНА"2

Что объединяет эти стихотворения? Эти стихотворения объединяет история о том, как грешная женщина Магдалина омыла слезами ноги Иисуса, обтёрла волосами и смазала миром. И была прощена за свои грехи.

"ГЕФСИМАНСКИЙ САД". Обратимся к первоисточнику (просмотр видеосюжета "Иисус в Гефсиманском саду")

Стихотворение, замыкающее в романе книгу лирики Юрия Живаго, обращается к тому же эпизоду из Евангелия, что и открывающее её - "Гамлет", только на этот раз Моление о Чаше лишь упоминается, зато подробно и близко к первоисточнику излагается сам евангельский сюжет Гефсимании и предательства Иуды. В подвиге Христа поэт подчёркивает его человечность, способность отказаться от внешнего Чуда как чего-то неорганичного для этого мира. Именно поступок Христа-человека, Сына Человеческого, по мысли Пастернака, вдохновляет и наполняет смыслом жизнь людей во все века, поскольку доказывает посильность подвига Христа для любого из живущих на земле.

Заключительное слово учителя. Изображённые Пастернаком события соотносятся с великими евангельскими временами. Возникшая связь как бы проясняет идеи пастернаковского романа о чувстве единства всех созданий, людей и природы, о бессмертном начале в человеке, о христианском понимании любви и долга.

Недаром роман завершают строки о воскресении, возрождении к истинной жизни:

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Так - не на третий день, а через три десятилетия - вернулся к нам "Доктор Живаго".

"Вероятнее всего, через много лет после того, как я умру, объяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, кому служила" (из письма к Г. Бебутову от 24 мая 1958 года).

И теперь именно роман, как судья истинный, судит - самим фактом своего опубликования - судей мнимых, ложных, присвоивших себе право суда. Тех, кто предрекал ему гибель, грозил автору гражданским уничтожением, пытался его унизить. В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989). Таким образом, история публикации романа, отказ от Нобелевской премии, травля поэта властями - это не итог творчества, а лишь очередной и, к сожалению, последний его этап. Истинный же итог жизни, выполнившего свой высший долг человека и поэта - всеобщее мировое признание Пастернака, изучение его произведений в школе.

VI . ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Напишите сочинение на одну из следующих тем: "Пастернак - поэт и человек", "Стихи Юрия Живаго, объединённые библейской темой", «Моё любимое стихотворение поэта».

Проблема революции и гражданской войны в России была очень важной для Пастернака в понимании судьбы и будущего России. Писатель верил, что после самых тяжких событий в истории страны обязательно начнется духовное пробуждение общества: «Если Богу угодно будет и я не ошибаюсь, в России скоро будет яркая жизнь, захватывающе новый век».

Писатель с нетерпением ждал этого времени, с которым у него были связаны все мечты и надежды. И первым шагом к духовному пробуждению стало одно из лучших его произведений – «Доктор Живаго».

Роман был начат в декабре 1945 года. Пастернак чувствовал некую внутреннюю обязанность перед родной землей, поэтому он стремился создать роман о России, о ее трагедии.

Осознание того, что его творение будет своеобразным залогом бессмертия, что пути к отступлению нет, ярче всего выражено в стихотворении «Гамлет», входящем в сборник произведений Юрия Живаго:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислоняясь к дверному косяку,

Что случится на моем веку.

На мой взгляд, Пастернак (как Пушкин, Лермонтов и многие другие поэты и писатели) видит основной целью творчества провозглашение истины и правды. Однако путь этот очень сложен и подчас жесток.

Однажды сам Пастернак сказал о своем романе следующее: «Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…». Данный роман стал своеобразным откровением автора. Действительно, в «Докторе Живаго» Пастернак дает свою оценку человеческой жизни. Особенно его волнует тема веры в Бога и христианские мотивы: «Атмосфера вещи – мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным».

Так каково же понимание Пастернаком христианства? На этот вопрос можно ответить, по-моему, если обратиться к сцене, происходящей у постели умирающей Анны Ивановны Громеко. Юрий Живаго говорит о том, что «слова Христа о живых и мертвых понимал всегда по-другому».

По мнению молодого человека, воскрешение уже в нашем рождении. Однако люди этого не замечают и воспринимают жизнь как череду страданий. Самое главное, истинное в том, что «человек в других людях и есть душа человека». На мой взгляд, с этим нельзя не согласиться. Память становится той удивительной силой, которая делает каждого бессмертным, живым в окружающих: «… вот чем дышало, питалось, уживалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь».

Таким образом, можно говорить о том, что для Пастернака важны поступки человека, ибо только они останутся в памяти. А остальное тленно, имеет мало значения.

Хотя отношение к смерти в произведении тоже особое. Юрий Живаго утверждает, что смерти просто не существует, есть только вечная жизнь. Такая позиция, по моему мнению, оптимистична и имеет под собой основу, поскольку сам Пастернак также был уверен в невозможности смерти. Важно отметить, что изначально писатель хотел назвать свой роман «Смерти нет». Но в таком случае главная идея произведения была бы слишком прозрачна. Должно быть, только этот аргумент и заставил автора отказаться от подобного названия. Но данная мысль очень ярко прослеживается в романе.

Несмотря на физическую смерть, главный герой все же нашел «эликсир вечной жизни». Им становится творчество и поступки, которые остались в памяти людей.

Да, конечно, Пастернак верит в некоторую предопределенность и божественную силу, которая в некоторые моменты направляет человека. Однако в эпоху революционных событий гражданской войны у большинства людей вера в Бога ушла на задний план. Писатель понимает это, но все же пытается донести до людей ценность стремления к прекрасному, настоящему как к проявлению Бога.

Важно также отметить, что христианство у Пастернака неизбежно связано с природой. Так, Иисус представляется «человеком-пастухом в стаде овец на заходе солнца». В иной мир главного героя провожают цветы, ибо они «царство растений – ближайший сосед царству смерти. В зелени земли сосредоточенье тайны превращения и загадки жизни».

Таким образом, в своем восприятии христианства Пастернак, с одной стороны, подтверждает основные законы бытия, а с другой – привносит новые коррективы, которые также могут считаться истинными. Причем свое мировосприятие он переносит в сюжет романа, еще раз доказывая, что смерти не существует, а есть вечная жизнь. И содержание этой жизни зависит от тех поступков, которые совершают люди, от их доброты, чувствительности и духовной силы.

Пастернак в романе не навязывает христианские догмы окружающим, он переоценивает их. Писатель дает новое объяснение вере, Христу, любви, истине, считая, что каждый из нас, наши дела и есть та сила, которая в совокупности дает понятие «Бог». Свою точку зрения и изложил автор в романе "Доктор Живаго"

Стихи, составляющие отдельную, заключительную часть романа «Доктор Живаго» в качестве стихов главного героя - врача Юрия Живаго, Борис Пастернак считал лучшими своими стихами. Здесь очень многие образы связаны с Евангелием. В открывающем цикл «Гамлете» поэт умоляет Бога пронести мимо чашу страданий, но сознает, что

… Продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить ~ не поле перейти.

В другом стихотворении, «На Страстной», природа скорбит о гибели Христа:

И лес раздет и непокрыт

И на Страстях Христовых,

Как строй молящихся, стоит

Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом

Пространстве, как на сходке,

Деревья смотрят нагишом

В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград.

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога.

Однако, по убеждению поэта, чудо Воскресения в Пасхальную ночь восстановит мировую гармонию, одолеет смерть:

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.

В одном из самых известных пастернаковских стихотворений, в знаменитой «Зимней ночи», зажженная на столе свеча, словно свеча у иконы, уподобляет любовное свидание молитве:

На озаренный потолок Ложились тени,

Скрещенье рук, скрешенье ног,

Судьбы скрещенья.

На свечку дуло из угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

У Пастернака истинная любовь хранима ангелами.

Рождеству посвящена «Рождественская звезда». Здесь Вифлеемская звезда «возвышалась горящей скирдой соломы и сена средь целой Вселенной, встревоженной этою новой звездой». А волхвы:

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

И почти все следующие за «Рождественской звездой» стихи цикла уже посвящены непосредственно Иисусу Христу. В «Рассвете» поэт вновь, после долгого перерыва, приходит к вере в Господа:

Всю ночь читал я Твой Завет

И как от обморока ожил.

В «Чуде» - последний путь Христа из Вифании в Иерусалим, и эпизод со смоковницей, испепеленной молнией:

Найдись в это время минута свободы

У листьев, ветвей, и корней, и ствола,

Успели б вмешаться законы природы.

Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.

Когда мы в смятенье, тогда средь разброда

Оно настигает мгновенно, врасплох.

Пастернак ставит Божий Промысел выше законов природы, чудо выше знания. В «Земле» он призывает, «чтоб тайная струя страданья согрела холод бытия». В «Дурных днях» Христу во время торжественного входа в Иерусалим

Припомнился скат величавый

В пустыне и та крутизна,

С которой всемирной державой

Его соблазнял сатана.

Также и самому поэту в жизни пришлось пережить немало дьявольских соблазнов от власть имущих, однако он не изменил своей музе, что и доказал «Доктор Живаго». В «Магдалине» Пастернак надеется,

Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту.

И в заключительном «Гефсиманском саду» евангельский пейзаж, где «седые серебристые маслины пытались вдаль по воздуху шагнуть», передает душевное состояние Иисуса, когда

Он отказался без противоборства,

Как от вещей, полученных взаймы,

От всемогущества и чудотворства,

И был теперь как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем

Уничтоженья и небытия. Простор

Вселенной был необитаем,

И только сад был местом для житья.

Христос обращается к своим ученикам:

… Ход веков подобен притче

И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее величья

Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко Мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Пастернаку евангельские мотивы «стихов из романа» были необходимы для подчеркивания христианской этики, лежащей в основе «Доктора Живаго». Проповедь Иисуса освещает не только все столетия последующей истории, но и образы героев романа. Она светится не только во Вселенной, но и в душах Юрия Живаго и Лары. Живаго, в полном соответствии с фамилией, живой, его в советском обществе фактически хоронят заживо. Не случайно роман начинается с похорон отца Юрия и пророческой фразы: «Живаго хоронят». И в финале доктору Живаго суждена уже «полная гибель всерьез» - он буквально задыхается в переполненном трамвае. Но воскресает - в своих стихах, завершающих роман.

Е.М. Линтовская

Оренбургский государственный университет, Россия

Лексика религиозной тематики в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Великая русская культура – достояние всех россиян. Религия является неотъемлемой частью культуры. Р елигиозность русского православного человека – явление сложное и многообразное. Под религиозностью мы подразумеваем веру в Бога, включающую в себя свод норм и типов поведения. Не менее многообразны и аспекты изучения этого явления: исторический, философский, социальный и др. Предметом нашего исследования является лингвокультурологический аспект русской религиозности.

С точки зрения Н.А. Бердяева, «душа русского народа была сформирована православной церковью, она получила чисто религиозную формацию. И эта религиозная формация сохранилась и до нашего времени…» [Бердяев, 1990].

Слово «религия» в русском языке употребляется с первой половины XVIII века. В древнерусском языке ему была тождественна лексема «вера» (сознание божественного закона ). Язык и религия, являясь двумя разными по содержанию формами выражения духовной культуры этноса, обнаруживают тесную связь [Мечковская, 1998]. Так, В.К. Журавлев в работе «Русский язык и русский характер» отмечает, что «следуя путем Христовых заповедей, русский человек несет в себе глубокую религиозность, любовь ко Христу, искреннюю любовь к ближнему и даже врагу своему, искреннее уважение к другому народу, его языку и культуре, к его вере. И это нашло отражение в русском языке» [Журавлев, 2002].

К.А. Тимофеев выделяет три группы религиозной лексики. Первая группа содержит в себе общерелигиозную лексику. Она включает слова, обозначающие понятия, свойственные всем монотеистическим религиям (Бог, душа, праведность, молитва и др.). Вторую группу составляют слова, обозначающие понятия, свойственные всем основным христианским конфессиям (Святая Троица, Святой Дух, Спаситель, апостол, Евангелие, Церковь, исповедь и др.). Третью группу образуют слова, свойственные отдельным христианским конфессиям (например, наименования священнослужителей: батюшка, пастор, ксендз, кюре, аббат, кардинал; богослужений: обедня, утреня, всенощная, месса, лития, литания; частей храма: иконостас, притвор, паперть и др.) [ Тимофеев, 2001 ] .

Обратимся к роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Необходимо отметить частотное употребление автором религиозной лексики. Так, в речи Юрия Живаго встречаются лексемы: «воскресение», «Христос», «Бог», «душа», «Рождество», «Господь». Речь Николая Николаевича так же богата религиозной лексикой (Бог, Евангелие, загробное воздаяние, проповедник, заповеди, Христос).

Проанализировав лексику, употребленную в романе, мы сочли возможным разделить ее на десять тематических групп.

Первая группа исследуемой лексики включает в себя различные имена Божьи, наименования святых и библейских героев (Христос, Бог, Господь, Иисус , боженька, Исус, святая Богородица, божество, святой дух, божья Матерь, святые, апостолы, Божьи ангелы, Богоматерь, Магдалина, Павел, Иуда предатель, Адам, Ева, патриарх Моисей, Апостол, волхвы ) .

Вторая группа содержит номинации церковных богослужений (заутреня, обедня, панихида, заупокойная служба, мистерии, проповеди, служба, православное богослужение, ектинья, заздравное моление, отпевание).

Третья группа содержит наименования действий, связанных с религией (помолиться, петь псалом, исповедовать, обвенчаться, молился, побожиться, креститься, воскреснуть, перекрестилась ).

Четвертая группа представляет собой лексемы, обозначающие понятия, характерные для христианского миропонимания (бессмертие, загробная жизнь, царство Божие, душа, грех, загробное воздаяние, новопричтенная угодница, Воскресение, сатана, раскаяние, совесть, целомудрие, проклятие, монашеская обитель, христианство, мученик, херувим, ад, апокалипсис, кара небесная, бич божий, крестный ход, плащаница, Страсти Христовы, ангел хранитель, раба Божия, десница Божья) .

Пятую группу составляют наименования церковных праздников (Пасха, Троица, Рождество, Троицын день, Духов день, Великий четверг, день Двенадцати евангелий, Светлый праздник, Благовещение, Великий вторник, Страстная неделя, Страстная суббота, Преображение Господне, Спас ).

Шестая группа включает в себя названия молитв и священных источников (псалом, Евангелие, заповеди, священное писание, девять блаженств, Откровение Иоанна, Ветхий завет, Псалтырь, Божья повесть, девяностый псалм ).

В седьмую группу входят лексемы, обозначающие духовных лиц (проповедник, псаломщик, церковный староста, священник, батюшка).

Восьмую группу составляют названия святых мест и сооружений, предназначенных для совершения богослужений (гора Афон, Фавор, Вифлеем, Иерусалим, скит, синод, церковь, монастырь, церковь святой Богородицы, церквушка, храм, монастырские стены, церковные приходы, храм Христа Спасителя, паперть, Воздвиженский монастырь, колокольня ).

В девятую группу входят наименования верующих людей (молящиеся, теософка, богомольцы, христиане, молитвенники ).

В десятую группу мы определили словосочетания, предложения, отрывки высказываний, фрагменты молитв (« Ангеле Божий, хранителю мой святый …», « враи, идеже лицы святых и праведницы сияют яко светила… », «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его», «Блажени нищие духом… Блажени плачущие… Блажени алчущие и жаждущие правды…», «Блаженны поруганные, блаженны оплетенные. Дай вам Бог здоровья…», «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас», «Говорите языками и пророчествуйте. Молитесь о даре истолкования», «Молися прилежно Сыну и Богу Твоему», «И возврадовася дух мой о Бозе Спасе моем. Яко воззри на смирение рабы своея, се бо отныне ублажат мя вси роди», «Яко сотвори мне величие сильный», «Радуйся живописный кресте, благочестия непобедимая победа», «Великое заступление печальным, Богородице чистая, скорая помощница, миру покров», «Живый в помощи Вышнего», «Не убоишися…от стрелы летящия во дни», «Яко позна имя мое», «С ним есмь в скорби, изму его…», «Вскую отринул мя еси от лица Твоего, свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаянного», «грядый Господь к вольной страсти», «Страстем поработив достоинство души моея, скот бых», «Изринувшеся из рая, воздержанием страстей потщимся внити», «Разреши долг, якоже и аз власы», «Яко нощь мне есть разжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха», «Да облобыжу пречистые Твои нозе и отру сия паки главы моея власы, их же Ева в рай, пополудни шумом уши огласивше, страхом скрыся», «Она же, мнящи, яко вертоградарь есть…», Аминь, Авва Отче) .

Нередки в романе и обращения с той или иной целью к Богу, употребление Его имени в наиболее эмоционально напряженные моменты жизни («Господи!», «век Бога молить», «Господи, Господи…», «Бог ты мой…», «Боже», «Бог даст», «Ах, Боже…», «Господи, святая твоя воля!», «ради Христа», «Боже правый», «Бог с Вами!», «силы небесные», «Боже мой», «слава Богу», «Но дай Бог!», «Креста на вас нет!», «Побойтесь Бога!» ).

Лексема «Бог» употребляется чаще всего в составе известных фразеологизмов (« Бог знает… », « Бог весть… », « Одному Богу известно…» , « …надо быть верным Христу! »). Также герои, пытаясь заверить оппонента в искренности своих слов, ссылаются на Бога («ей-Богу!», «Христово мнение», « слово Божие »). Пожелания благ не обходятся без упоминания Божьего имени («Спаси тебя Христос», «Дай вам Бог…», «Бог в помощь», «Помоги вам Бог», «Сохрани Бог» ). Отметим и наименования религиозных реалий (кресты, лампадка, колокол, лампадное масло, святыня, кадило, крестик, ладанка, икона, просфора ). Нередки и лексемы, обозначающие церковные обряды (траур, пост, церковное отпевание ).

Также мы попытались классифицировать вышеуказанную лексику по ее стилистической принадлежности. В романе можно выделить лексику высокого стиля (целомудрие, воздаяние, апокалипсис), стилистически нейтральную (священник, заповеди, ангелы) и лексику, принадлежащую к разговорному стилю (церквушка, боженька, батюшка).

Наиболее частотными в тексте являются лексемы с корнями -бог- (-бож-), -церков-, -крест-, -свящ- (-свят-), -мол-.

Так, корень -бог- (-бож-) встречается в тексте произведения 141 раз (Бог, боженька, Божья, богослужение, побожиться, Богородица, божество, боги, богомольцы, богословие, богоспасаемая, богопознание, божественное, набожность), корень -церков- 30 раз (церковь, церковный, церквушка), корень -крест- 22 раза (крест, крестик, крестный, креститься, перекрестилась, крестящее, окрестил, крестили), корень -свящ- (-свят-) 41 раз (священное, священник, святый, святых, святое, святыня, святые), -мол- 41 раз (молитва, моление, помолиться, молился, молитесь, молящиеся, богомольцы, молитвенники, молить).

Самой частотной из лексики религиозной тематики, использованной автором, является лексема «Бог» (73 раза). Данное слово в романе употребляется в номинативном значении, сохраняя свою сакральность.

Между двумя формами выражения духовной культуры этноса – языком и религией – наблюдается тесная связь, которая обусловливается их взаимопроникновением и взаимовлиянием. В языке находят отражение и религиозные представления, формирующие религиозную картину мира.

Таким образом, можно заключить, что в романе Б.Л. Пастернака отразилось православное религиозное мировоззрение, о чем свидетельствует большое количество религиозной лексики разных стилей и тем (от названий христианских праздников и атрибутов до философских понятий) в речи главных и эпизодических героев. Лексика религиозной тематики в романе выступает этическим противовесом распространившемуся в постреволюционное время новоязу, когда «комната называется жилой площадью», а «пищу и дрова» заменил «продовольственный и топливный вопрос».

Литература:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма . – М.: Наука, 1990. – 224с.

2. Журавлев В.К. Русский язык и русский характер. – М.: Лицей духовной культуры, 2002. – 255с.

3. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. – М.: Агентство «ФАИР», 1998. – 352с.

4. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. – М.: «Кн. палата», 1989. – 431с.

5. Тимофеев К.А. Религиозная лексика русского языка как выражение христианского. –Новосибирск, 2001. – 88с.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»