Характеристика романтизма в литературе 19 века. Романтизм в русской литературе

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века – романтизм. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.

Основные черты романтизма:

· Интерес к фольклору и национальной истории.

· Изображение необычайных характеров в исключительных обстоятельствах. Интерес к бессознательному, интуитивному.

· Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью.

На русскую литературу наибольшее влияние оказали английский и немецкий романтизм. Но, кроме того, существуют и собственно российские предпосылки возникновения русского романтизма. В первую очередь это Отечественная война 1812 года, со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Так возникла почва для появления романтизма.

Самобытность русского романтизма:

1. Исторический оптимизм – надежда на преодоление противоречий между идеалом и действительностью.

2. Русские романтики не приняли культ гордой и эгоистически настроенной личности.

Основоположником русского романтизма является В.А.Жуковский. К романтизму относится творчество поэтов Дениса Давыдова, Николая Языкова, Кондратия Рылеева, Евгения Баратынского.

Ø Задание. Внимательно прочитайте стихотворения, найдите в них черты романтизма.

От дружной ветки отлученный,

Скажи, листок уединенный,

Куда летишь?.. "Не знаю сам;

Гроза разбила дуб родимый;

С тех пор по долам, по горам

По воле случая носимый,

Стремлюсь, куда велит мне рок,

Куда на свете все стремится,

Куда и лист лавровый мчится,

И легкий розовый листок".

В.Жуковский

He смейтесь вы над юным поколеньем!
Вы не поймете никогда,
Как можно жить одним стремленьем,
Лишь жаждой воли и добра...

Вы не поймете, как пылает
Отвагой бранной грудь бойца,
Как свято отрок умирает,
Девизу верный до конца!

Так не зовите их домой
И не мешайте их стремленьям, -
Ведь каждый из бойцов - герой!
Гордитесь юным поколеньем!

Тема 1.2 А.С.Пушкин (1799-1837). Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

В мае он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 г. Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г., Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.

В 1828 г. Пушкин самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 г. эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

Летом 1831 г. Пушкин вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Но, хотя в таких условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1837 года между А.С. Пушкиным и Жоржем Дантесом произошел конфликт, приведший к дуэли 27 января 1837 года. На этой дуэли поэт был смертельно ранен и умер через два дня. Похоронен Александр Сергеевич Пушкин у стен Святогорского монастыря, близ имения Михайловское.

В творчестве Пушкина выделяются следующие периоды:

1).1813г. – май 1817г. – лицейский период. Время поэтического самоопределения, время выбора пути. «К другу стихотворцу», «Воспоминания в Царском селе»

2) июнь 1817г. – май 1820г. – петербургский период. Решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина. «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Руслан и Людмила»

3) май 1820г. – август 1824г. – период южной ссылки. Романтическая лирика. «Погасло дневное светило», «Редеет облаков летучая гряда», «К Овидию», «Песнь о вещем Олеге», «Кавказский пленник», «Братья - разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»

4) август1824г. – сентябрь 1826г. – период ссылки в Михайловское. Время смены эстетических ориентиров. «К морю», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Сожженное письмо», «Граф Нулин», «Борис Годунов», 3-6 главы «Евгения Онегина»

5) сентябрь 1826г. – сентябрь 1830г. – творчество второй половины 20-х годов. «Арион», «Во глубине сибирских руд», «Стансы», «Поэт», «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Полтава», «Арап Петра Великого»

6) сентябрь – ноябрь 1830г. – Болдинская осень. Самый плодотворный период творчества. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Домик в Коломне», «маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Элегия», «Бесы», закончен «Евгений Онегин»

7) 1831г. – 1836г. – творчество 30-х годов. «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Вновь я посетил», «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Зародился еще в конце XVIII столетия, однако наибольшего расцвета достиг в 1830-х годах. С начала 1850-х годов период начинает идти на спад, однако нити его тянутся сквозь весь XIX век, давая основу таким направлениям, как символизм, декаданс и неоромантизм.

Возникновение романтизма

Родиной направления считается Европа, в частности Англия и Франция, откуда и пошло название данного художественного направления - «romantisme». Объясняется это тем, что романтизм 19 века возник как следствие Великой французской революции.

Революция разрушила всю существовавшую ранее иерархию, перемешала общество и социальные слои. Человек стал ощущать одиночество и начал искать утешения в азартных играх и прочих развлечениях. На фоне этого и возникла идея о том, что вся жизнь представляет собой игру, в которой есть и победители, и проигравшие. Главным героем каждого романтического произведения становится человек, играющий с роком, с судьбой.

Что такое романтизм

Романтизм - это все то, что существует только в книгах: непонятные, невероятные и фантастические явления, в то же время сопряженные с утверждением личности через ее духовную и творческую жизнь. Главным образом события разворачиваются на фоне выраженных страстей, все герои обладают ярко проявленными характерами, нередко бывают наделены бунтарским духом.

Писатели эпохи романтизма делают упор на то, что главная ценность в жизни - личность человека. Каждая личность - это отдельный мир, полный удивительной красоты. Именно оттуда черпается все вдохновение и возвышенные чувства, а также появляется склонность к идеализации.

По утверждению писателей-романистов, идеал - понятие эфемерное, но тем не менее имеющее право на существование. Идеал находится за пределами всего обыденного, поэтому главный герой, и его идеи напрямую противопоставлены житейским отношениям и материальным вещам.

Отличительные черты

Особенности романтизма как заключаются в основных идеях и конфликтах.

Главная идея практически каждого произведения - постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно - изменения в окружающем его мире.

Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром. Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа. Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд - главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин - из «Героя нашего времени» Лермонтова.

Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения - разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

  1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.
  2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.
  3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Европа: примеры произведений

Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:

Трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

Романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

Роман «Адольф» Бенжамена Констана;

Роман «Исповедь сына века» Мюссе;

Роман «Сен-Мар» Виньи;

Манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

Драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

Романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

Манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

Поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

- «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

Собрание сочинений Бальзака;

Роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

Сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;

Сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты, которые отслеживались еще в предыдущих периодах.

Данное художественное явление в России в полной мере отражало всю неприязнь передовиков и революционеров к господствующей буржуазии, в частности, к ее образу жизни - разнузданному, безнравственному и жестокому. Русский романтизм 19 века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны.

В литературе того времени выделяется два направления: психологическое и гражданское. Первое было основано на описании и анализе чувств и переживаний, второе же - на пропаганде борьбы с современным обществом. Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Россия: примеры произведений

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

Повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

Сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

- «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

- «Герой нашего времени» Лермонтова.

Романтизм в американской литературе

В Америке направление получило чуть более позднее развитие: начальный этап его датируется 1820-1830 годами, последующий - 1840-1860 годами XIX века. На оба этапа исключительное влияние оказали гражданские волнения как во Франции (что послужило толчком к созданию США), так непосредственно и в самой Америке (война за независимость от Англии и война между Севером и Югом).

Художественные направления в американском романтизме представлены двумя видами: аболиционистским, ратовавшим за освобождение от рабства, и восточным, идеализировавшим плантаторство.

Американская литература указанного периода зиждется на переосмыслении знаний и жанров, захваченных из Европы и перемешанных со своеобразным укладом и темпом жизни на пока еще новом и мало изведанном материке. Американские произведения богато сдобрены национальными интонациями, чувством независимости и борьбы за свободу.

Американский романтизм. Примеры произведений

Цикл «Альгамбра», рассказы «Жених-призрак», «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга;

Роман «Последний из могикан» Фенимора Купера;

Стихотворение «Ворон», рассказы «Лигейя», «Золотой жук», «Падение дома Ашеров» и другие Э. Алана По;

Романы «Алая буква» и «Дом о семи фронтонах» Гортона;

Романы «Тайпи» и «Моби Дик» Мелвилла;

Роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу;

Поэтически переложенные легенды «Эвангелина», «Песнь о Гайавате», «Сватовство Майлза Стендиша» Лонгфелло;

Сборник «Листья травы» Уитмена;

Сочинение "Женщина в девятнадцатом столетии" Маргарет Фуллер.

Романтизм как литературное направление оказал достаточно сильное влияние на музыкальное, театральное искусство и живопись - достаточно вспомнить многочисленные постановки и картины тех времен. Произошло это главным образом из-за таких качеств направления, как высокая эстетичность и эмоциональность, героизм и пафосность, рыцарство, идеализация и гуманизм. Несмотря на то что век романтизма был достаточно недолгим, это нисколько не повлияло на популярность книг, написанных в XIX веке, в последующие десятилетия - произведения литературного искусства того периода любимы и почитаемы публикой и по сей день.

Романтизм в европейской литературе

Европейский романтизм 19 века замечателен тем, что по-своему большинству произведения его имеют фантастическую основу. Это многочисленные сказочные легенды, новеллы и повести.

Основными странами, в которых романтизм как литературное направление проявился наиболее выразительно, являются Франция, Англия и Германия.

Данное художественное явление имеет несколько этапов:

1. 1801-1815 годы. Начало формирования романтической эстетики.

2. 1815-1830 годы. Становление и расцвет течения, определение основных постулатов данного направления.

3. 1830-1848 годы. Романтизм облекается в более социальные формы.

Каждая из вышеперечисленных стран внесла свой, особенный вклад в развитие означенного культурного явления. Во Франции романтические литературные произведения имели более политическую окраску, писатели были враждебно настроены по отношению к новой буржуазии. Это общество, по мнению французских деятелей, губило целостность личности, ее красоту и свободу духа.

В английских преданиях романтизм существовал уже достаточно давно, однако до конца XVIII века не выделялся в качестве отдельного литературного направления. Английские произведения, в отличие от французских, наполнены готикой, религией, национальным фольклором, культурой крестьянского и рабочего обществ (в том числе и духовного толка). Кроме того, английские проза и лирика наполнены путешествиями в дальние страны и исследованиями чужих земель.

В Германии романтизм как литературное направление сформировался под влиянием идеалистической философии. Основами стали индивидуальность и свобода человека, угнетаемые феодализмом, а также восприятие вселенной как единой живой системы. Почти каждое немецкое произведение пронизано размышлениями о бытии человека и жизни его духа.

Наиболее знаменитыми произведениями европейской литературы в стиле романтизма являются:

1. трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;

2. романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;

3. роман «Адольф» Бенжамена Констана;

4. роман «Исповедь сына века» Мюссе;

5. роман «Сен-Мар» Виньи;

6. манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель»

7. роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;

8. драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;

9. романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;

10. манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;

11. поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;

12. «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;

13. собрание сочинений Бальзака;

14. роман «Айвенго» Вальтера Скотта;

15. сборники новелл, сказки и романы Гофмана.

Романтизм в русской литературе

Русский романтизм XIX века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны. Социально-исторические предпосылки зарождения романтизма в России -- обострение кризиса крепостнической системы, общенациональный подъём 1812, формирование дворянской революционности.

Романтические идеи, настроения, художественные формы явственно обозначились в русской литературе на исходе 1800-х гг. Первоначально, однако, они скрещивались с разнородными доромантическими традициями сентиментализма (Жуковский), анакреонтической «лёгкой поэзии» (К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, юный Пушкин, Н.М. Языков), просветительского рационализма (поэты-декабристы -- К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский и др.). Вершиной русского романтизма первого периода (до 1825) явилось творчество Пушкина (ряд романтических стихотворений и цикл «южных поэм»).

После 1823 в связи с поражением декабристов романтического начала усиливаются, обретают самостоятельное выражение (позднее творчество писателей-декабристов, философская лирика Е.А. Баратынского и поэтов - «любомудров» -- Д.В. Веневитинова, С.П. Шевырёва, А.С. Хомякова).

Получает развитие романтическая проза (А.А. Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В. Гоголя, А.И. Герцена). Вершиной второго периода стало творчество М.Ю. Лермонтова. Иное вершинное явление русского Р. и одновременно завершение романтической традиции в русской литературе -- философская лирика Ф. И. Тютчева.

В литературе того времени выделяется два направления:

Психологическое - которое было основано на описании и анализе чувств и переживаний.

Гражданское - основано на пропаганде борьбы с современным обществом.

Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях.

Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это:

1. повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского;

2. сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина;

3. «Ночь перед Рождеством» Гоголя;

4. «Герой нашего времени» Лермонтова.

романтический европейский русский американский

Самым ярким и значительным художественным направлением в мировой литературе первой четверти XIX века был романтизм. Романтизм оформился в конце XVIII века в Германии, несколько позднее в Англии, а затем распространился во всех европейских странах.

В отличие от классицизма, для которого главной идеей было подчинение личных интересов общественным, романтизм обратился к внутреннему миру человека. Писателей–романтиков человек интересует как индивидуальность. Главная идея в романтической литературе – идея свободы и гармонического развития личности. Основа сюжетов романтических произведений – конфликт личности и общества, необычные события, явления и люди. Романтики, разочарованные в действительности, обращаются к загадочному, таинственному, фантастическому. Их привлекают минувшие исторические эпохи, яркие картины экзотической природы, жизнь и нравы далёких стран и народов, не знавших европейской цивилизации.

Герои романтических произведений всегда в конфликте с обществом. Они или бунтари, скитальцы, или мечтатели, творческие люди. Главная особенность изображения человека в романтическом искусстве – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Романтический герой создаётся по принципу контраста с современным человеком. Если современный человек мелкий, лицемерный, корыстный, то романтический герой – масштабный, великодушный, с благородными страстями и стремлениями. Эта мысль, например, звучит в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя, / Богатыри – не вы!»

В романтических произведениях большое значение имеет личная позиция художника по отношению к изображаемым событиям и главному герою. В романтических произведениях часто звучит страстная исповедь самого автора.

Романтические произведения отличает стремление автора к идеалу. Одни писатели искали идеал в будущем, поэтому стремились показать жизнь такой, какой она должна быть. Герои их произведений – люди действия, натуры активные, беспокойные, ищущие. Эта особенность характерна для творчества Кондратия Фёдоровича Рылеева, Михаила Юрьевича Лермонтова, романтического периода творчества Александра Сергеевича Пушкина.

Другие писатели романтики искали свой идеал в далёком прошлом, в мире старинных народных преданий. Эта черта романтизма проявилась в поэзии Василия Андреевича Жуковского.

Стремясь ярче выделить в своих произведениях личность автора, писатели–романтики отрицали систему жанров, установленную классицизмом. Они смело видоизменяли старые жанры и создавали новые: лиро-эпическую поэму, балладу, лирическое стихотворение, психологическую повесть.


В Западной Европе романтизм возник в результате разочарования результатами Французской революции 1789 г. Возникновение романтизма в России связано и с европейской историей, и с Отечественной войной 1812 года. После победы над Наполеоном усилилось критическое отношение к крепостному праву. Не могли примириться с несправедливостью крепостничества и многие русские писатели. Основными чертами русского романтизма стали культ свободной личности, утверждение её высокого достоинства, права на равенство и справедливость, протест против насилия и деспотизма. В эпоху романтизма русская литература вступила почти одновременно с английской и немецкой – на рубеже XVIII–XIX веков. Эпоха романтизма стала блистательной страницей в истории русской литературы. Крупнейшими представителями этого направления были Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Михаил Юрьевич Лермонтов, ранний Александр Сергеевич Пушкин. Становление и развитие русского романтизма началось с творчества Василия Андреевич Жуковского (1783-1852). Значительное место в его творчестве занимают элегии («Сельское кладбище», «Вечер», «Море») и баллады («Людмила», «Светлана»). Для Жуковского и поэтов его школы характерны психологизм, индивидуализация характера, стремление к эмоциональной выразительности. Не принимая современную действительность, они идеализировали патриархальную старину, стремились к изображению чего-то чудесного, таинственного, изображали переживания лирического героя о погубленной любви, потерянной дружбе, о кратковременности человеческой жизни. Это течение русского романтизма принято называть религиозно-нравственным .

В русской литературе романтизм в первые десятилетия ХIХ века был тесно связан с классицизмом и сентиментализмом. Течение в русском романтизме, связанное с традициями классицизма, принято называть гражданским романтизмом. Герой произведений представителей гражданского романтизма – поэт-декабрист Кондратий Фёдорович Рылеев. В поисках героических сюжетов и образов он обращался к русской истории. О разных исторических деятелях, их подвигах или преступлениях Рылеев создал цикл стихотворных рассказов. Эти рассказы он назвал думами («дума» – это жанр украинского фольклора). Наиболее известные «думы» – «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака».

Сам Рылеев называл себя гражданином. Своё понимание гражданского романтизма он выразил в стихотворении «Гражданин» (1824). Общим для этих течений русского романтизма является неприятие реальной действительности и стремление противопоставить ей свой идеал. Главным достижением русских романтиков было умение воспроизводить человеческие характеры в их внутренней сложности и противоречивости.

РОМАНТИЗМ В ЕВРОПЕ

Черты.

Литература

Музыка.

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание „правил", но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность,

его главный конфликт – личности и общества.

Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации , в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее – непредсказуемым , иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме.

Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане:

язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей,

представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематико й, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана, А.Мюссе, Дж.Байрона, А.Виньи, А.Ламартина, Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира» свойствена всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так наз. «черном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин,

в «драме рока », или «трагедии рока», – З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер),

в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру », – прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма – это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация – лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи).

Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А.Жуковский).

У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли, Ш.Петефи, А.Мицкевич, ранний А.С.Пушкин).

Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Характерная черта романтизма - Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души.

Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф.Купер, А.Виньи, В.Гюго), основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху.

Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

В эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья и не ослабевает восхищение античностью и в конце 18 – нач. 19 вв.

Разнообразие особенностей национальных , исторических, индивидуальных имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы , одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами .

Романтизм связан и с наследием Просвещения, и с предшествующими ему художественными направлениями. Так лирический интимно-психологический роман и повесть Атала (1801) и Рене (1802) Шатобриана, Дельфина (1802) и Коринна, или Италия (1807) Ж.Сталь, Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, Адольф (1815) Б.Констана – оказали большое влияние на формирование французского романтизма. Жанр романа получает дальнейшее развитие: психологический (Мюссе), исторический (Виньи, раннее творчество Бальзака, П.Мериме), социальный (Гюго, Жорж Санд, Э.Сю). Романтическая критика представлена трактатами Сталь, теоретическими выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода. Здесь же, во Франции, блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш.О.Сент-Бёв, М.Деборд-Вальмор). Появляется романтическая драма (А.Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе).

Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У.Ирвинг, Купер, У.К.Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э.По, Хоторн, Г.У.Лонгфелло, Г.Мелвилл и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р.У.Эмерсон, Г.Торо, Хоторн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.

Романтизм в Европе. Музыка.

Музыкальным романтизмом называют особый стиль, охвативший Европу в первой трети XIX века. Это направление, охарактеризовавшее духовную ситуацию данного периода, первоначально возникло в кругу немецких писателей и философов - Новалиса, Людвига Тика, братьев Ф. и А. Шлегелей, Ваккенродера. Стремительно подхваченный другими европейскими нациями романтизм одновременно проявился в различных видах искусства, наиболее ярко - в музыке. Развитие нового стиля в разных странах происходило по-своему, в соответствии с историческим и культурным фоном каждого народа. Однако их объединяла общая черта романтизма - отражение глубоко сокрытого внутреннего мира переживаний , связанных с размышлениями о положении человека в мире и обществе, одиночестве художника среди современников.

Мимолетность сменяющих друг друга чувств нашла свое органичное воплощение в жанре миниатюры . Она стала наиболее востребованной формой в творчестве ярчайших представителей романтизма - Фредерика Шопена и Роберта Шумана, Франца Шуберта и Феликса Мендельсона.

Среди них значительное место принадлежит польскому композитору Шопену. В его произведениях сконцентрирована глубокая психологичность и противоречивость романтического мира, где подчас под маской легкого танцевального жанра скрываются обнаженное отчаяние и душевная боль, как, например, в Большом блестящем полонезе, соч. 22.

В отличие от «закоренелых» романтиков, Шуберт и Мендельсон примыкают к группе композиторов, осуществивших в своем творчестве постепенный переход от эпохи классицизма к романтизму. Почва для нового направления была подготовлена еще Бетховеном в позднем периоде творчества. Шуберт и Мендельсон во многом еще принадлежали старому миру, придерживаясь строгих форм и идеалов музыки великих классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена. И хотя сочинения Мендельсона тесным образом связаны с классицистскими традициями, в них нет буквального подражания, за что его нередко упрекали радикально настроенные круги. Цель композитора заключалась в возрождении наиболее жизнеспособных принципов композиции, в сохранении «чистоты» стиля. В музыке Мендельсона отсутствует характерная для зрелого романтизма страстность и драматическая напряженность, ему чужды темы одиночества и непонимания современного художника, ему недостает философской и психологической глубины.

В то же время его Концерт для скрипки с оркестром ми минор стал крупнейшим событием в инструментальной музыке постбетховенского периода. Выступая противовесом бывшим в ходу в то время внешне эффектным, виртуозным концертным пьесам, отличающимся «бедным» внутренним содержанием, Концерт заключает в себе наиболее характерные черты музыкального дарования композитора: песенную лирику, блестящую скерцозность, поэтическое ощущение природы. Широкий круг образов, яркость, вдохновенность и бетховенская драматичность делают скрипичный концерт Мендельсона лучшим симфоническим явлением в мировой скрипичной литературе наряду с концертами Бетховена, Чайковского, Брамса.

Тем не менее новая волна в музыке оказалась слишком сложной и смелой для опред. круга слушателей. Гениальный Квартет ре минор Шуберта с вариациями на ранее сочиненную песню под названием «Девушка и смерть» в первом исполнении не вызвал того восхищения, к-рое сопровождает его в наст. время. По воспоминаниям друзей Шуберта, после исполнения квартета первый скрипач посоветовал композитору оставаться при своих песнях, дав нелестный отзыв музыке.

Рихард Вагнер запечатлен в мировой истории музыки как один из многих великих композиторов-романтиков, и как человек, увлекший за собой большую часть творческой интеллигенции второй пол. XIX в. Его влияние испытали многие композиторы того времени: Эрнест Шоссон, Ференц Лист, Клод Дебюсси. Его известный симфонический отрывок - Полет валькирий - является одним из эпизодов оперы «Валькирия» - второй части в грандиозной оперной тетралогии «Кольца Нибелунгов».

1. Фридерик Шопен (1810–1849) Andante spianate и Большой блестящий полонез для фортепиано с оркестром, соч. 22

Владимир Фельцман, фортепиано, Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, Дмитрий Китаенко, дирижер

2. Франц Шуберт (1797–1828) Квартет №14 ре минор "Смерть и девушка" , Квартет им. Бетховена

3. Феликс Мендельсон (1809–1847) , Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64, часть I. Allegro molto appassionato Виктор Пикайзен, скрипка Большой симфон. оркестр Всесоюзного радио и телевидения

Ген. Рождественский, дирижер

4. Иоганнес Брамс (1833–1897) Трагическая увертюра, соч. 81. Гос. Симф. оркестр СССР Игорь Маркевич, дирижер

5. Ференц Лист (1811–1886) Мефисто-вальс, Владимир Ашкенази, фортепиано

6. Рихард Вагнер (1813–1883 Полет валькирий из оперы «Валькирия» . Академ.симфонический оркестр Ленинградской гос. Филармонии. Евгений Мравинский, дирижер

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»