Презентация на тему " Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
  • От примитивных укрытий в пещерах до небоскребов – созидающая мысль человека прошла множество этапов на пути возникновения тех городов, в которых живем мы сейчас.
  • В истории культуры особое место занимает античное искусство Древней Греции, давшее миру образцы и понимание гармонии в виде архитектурных канонов, благодаря которым зодчество стало опираться на единую систему эстетических идей и композиционных принципов. Соразмерность и художественная цельность – основа античного идеала красоты.
  • На экране руины Афинского акрополя
  • ПАРФЕНОН - главный храм города - крепости Акрополя. Его разрушали землетрясения и войны, его грабили жадные руки и всё равно ПАРФЕНОН великолепен. Удивительно стройны, изящны и величавы его колонны. Смотришь на них, и чудится: слышишь музыку.
  • У подножия Акрополя – древний театр, круглый как стадион, с каменными скамейками, купившему билет, выдавалась подушка. Вместо потолка – ночное, звёздное небо, но до зрителя доносилось каждое слово актёра. Так древние греки умели строить.
  • Композиционная простота романского стиля, грубоватая каменная кладка и компактность форм придавали суровую выразительность городским строениям, монастырям и замкам с их мощными башнями, массивными крепостными стенами, прорезанными узкими окнами и галереями.
  • C:\Documents and Settings\МамаН\Рабочий стол\картины\лах.gif
C:\Documents and Settings\МамаН\Рабочий стол\картины\париж.gif
  • C:\Documents and Settings\МамаН\Рабочий стол\картины\париж.gif
  • Художественное сознание Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом зодчестве, прежде всего в храмовой архитектуре, отражавшей их религиозно-мистическое восприятие мира. Готика – это суровый и одновременно изящный стиль. Она воплотила иное, отличное от античного, понимание прекрасного.
  • Зодчие Ренессанса, возродив понятие архитектурного ансамбля , создали прекраснейшие произведения, поражающие своим совершенством, гармонией и удивительным разнообразием композиционных приемов. Эти сооружения и ансамбли – первые образцы пространственной планировки в уже сложившейся городской среде.
  • Мост Понте-Пьеро.
  • Верона. Италия
  • Вилла Ротонда.
  • Арх. А Палладио.
  • Италия. XVI век.
  • Идеи Возрождения широко распространились по всей Европе, заложив основы для формирования стиля барокко. Пышность форм фасада в барокко конкурировала с богатством и чрезмерностью буйства декора в интерьере. Для этого стиля характерны сложные пространственные решения, преобладание криволинейных и овальных очертаний архитектурных форм.
  • Дворец Сан-Суси.
  • Германия. XVIII век
  • Дворцовый ансамбль Цвингер
  • в Дрездене. XVIII век
  • Многообразие идей античного зодчества позволило, опираясь на его наследие, создать архитектурное противопоставление пышному барокко в строгости форм классицизма. Этот стиль провозглашал уравновешенность форм, соподчиненность частей и симметрию как образцы композиции, уподобляя их античным канонам.
  • Большой Трианон. Версаль. Франция. XVII век
  • Богатство форм и образно-стилевого языка искусства архитектуры различных народов мира нашло свое наибольшее выражение в храмовом зодчестве.
  • Каждая религия выражает себя в культовой архитектуре. Но это особая архитектура. Храмы строятся людьми, но держаться и живут Верой. Храмы взывают к осознанию бессмертного величия Духа и Божественного дара жизни.
Большой город всегда, во все времена захватывает дух и потрясает воображение огнями и храмами, бурным движением на улицах и небоскребами. Большой город – большие возможности и большие иллюзии. Люди всегда мечтают его покорить, чтобы он знал их имя, был послушен их воле, но гораздо чаще город командует человеком, его настроением, самочувствием, утомляя или, наоборот, приободряя, поддерживая. И чувство любви к Родине во многом рождается городом, его домами и улицами местом, где мы живем.
  • Большой город всегда, во все времена захватывает дух и потрясает воображение огнями и храмами, бурным движением на улицах и небоскребами. Большой город – большие возможности и большие иллюзии. Люди всегда мечтают его покорить, чтобы он знал их имя, был послушен их воле, но гораздо чаще город командует человеком, его настроением, самочувствием, утомляя или, наоборот, приободряя, поддерживая. И чувство любви к Родине во многом рождается городом, его домами и улицами местом, где мы живем.
  • Русская архитектура – неотделимая часть мирового искусства. Ее мы рассмотрим на следующем уроке, на примере строительства города – ансамбля Санкт-Петербурга.
Задание
  • Рассмотрев различные сооружения знаменитых городов мира, выберите из них наиболее характерные и значительные. Соедините их в единый плоскостной ряд, создав узнаваемый силуэт города.
  • Пример выполнения задания (коллективная работа)

Город и человек

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека


Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Задача: Проследить как в материальной культуре отражается мировоззрение человека.

Задание:

1.Применяя образцы архитектуры разных стилей и, анализируя их особенности, сделайте зарисовку здания .

2.Найдите изображения произведений архитектуры и дизайна прошедших эпох одного стиля и сделайте коллаж .


Чувство любви к Родине во многом рождается городом, его домами и улицами – местом, где мы живем.

Города – это живые, постоянно меняющиеся организмы, и человек – часть этого организма, определяющая его развитие.

Современный город – сочетание проблем экономики и транспорта, экологии и здравоохранения. Но главными в этом ряду являются архитектура и дизайн, которые определяют и формируют городскую среду.


Архитектура – это не постройка одного дома, а создание городского пространства.

Наиболее сложные архитектурные задачи вставали перед зодчими при создании городов. Когда человек перестал видеть в жилище только средство спасения от природных невзгод, а осознал необходимость красоты постройки, тогда и возникло искусство архитектуры в его современном понимании.


Образы материальной культуры прошлого

Народные жилища – живые свидетельства эстетических идеалов разных народов.

Таковы русская изба, украинская хата, африканская хижина на сваях, горские сакли в аулах, как бы приросшие к скалистым кручам, китайские фанзы и северные чумы, азиатская юрта среди степных просторов и ветров.

________________________


Ордер – строго продуманное соотношение размеров и сочетаний конструктивных и декоративных частей здания . Ордера обладают общей конструкцией и композицией, но различаются по стилю и пропорциям.

Три типа ордера:

а) дорический;

б) ионический;

в) коринфский .


Время меняло облик городов и стран, составляя каменную летопись эпох.

В истории культуры особое место занимает античное искусство .

Стремление к гармонии позволяло зодчим сочетать в планировке городов жесткость прямоугольной композиции с разнообразием рельефа, свободой пространства и удобством для жизни.

______________________


Суровость жизни и религиозная аскетичность пронизывает не только бытие человека эпохи средневековья, но и стиль архитектуры, называемый романским .

Композиционная простота, грубоватая каменная кладка, компактность форм придавали суровую выразительность городским строениям, монастырям и замкам с их мощными башнями, массивными крепостными стенами, прорезанными узкими окнами и галереями.

Под стать архитектуре этот стиль находил свое выражение в одежде, мебели, хозяйственной утвари.


Художественное сознание людей Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом зодчестве.

Готика – суровый и изящный стиль. Образ города предстает как мир самых разных построек: соборов, ратуш, цехов и каменных жилых домов. Здание рассматривалось в связи с пространством. Его планировка исходила из уже сложившейся среды и той жизни, которая кипела вокруг.

Стиль готики то напряженный и жесткий, то утонченно декоративный определил не только силуэты и формы городов, но и костюмы, посуду, украшения.


Идеалы каждой эпохи связаны с прошлым, то обращаясь к нему, то отрицая его.

Для архитектуры Ренессанса характерно создание зданий на основе античных форм и ордерной системы.

Взлет искусства в эпоху Возрождения связан с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Брунеллески, Альберти и т.д.

Архитектурные ансамбли, четкость прямоугольных объемов, уравновешенность композиции фасадов, гармония, логика – это архитектура Возрождения.


Идеи Возрождения распространились по Европе, заложив основы для формирования стиля барокко .

В великолепии дворцов и парков, изысканности украшений отражалось величие не только королей, но и всей нации, ее дух и культура.

Пышность форм фасадов в барокко конкурировала с богатством и чрезмерностью буйства декора в интерьере. Для этого стиля характерны сложные пространственные решения, преобладание криволинейных и овальных очертаний архитектурных форм.


Многообразие идей античности позволило создать архитектурное противопоставление пышному барокко – строгий классицизм.

Этот стиль провозглашал уравновешенность форм, соподчиненность частей и симметрию как образцы композиции, уподобляя их античным канонам.


Определите стиль:

2. Барокко

1. Классицизм


3. Готический 4. Античный

4. Античный


6. Ренессанс

5.Романский


7. Античный

8. Готический


9.Классицизм

10.Барокко


11. Классицизм

12. Романский


Вспомни и определи здание:

Собор Нотр дам де Пари

Кёльнский собор

Пизанская башня

Колизей

Парфенон


Коллаж прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений. В процессе создания композиции применяются различные типы наложения, смешивания, прозрачности.
















Конспект урока изо ГОРОД СКВОЗЬ ВРЕМЕНА И СТРАНЫ. ОБРАЗЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОШЛОГО (7 класс)

Дата публикации: 04.10.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Изобразительное искусство, 7 класс

ТЕМА УРОКА. ГОРОД СКВОЗЬ ВРЕМЕНА И СТРАНЫ. ОБРАЗЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОШЛОГОЦели деятельности учителя

Формировать представление о смене стилей как отражении эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей; учить понимать образно-стилевой язык архитектуры; развивать художественно-аналитическое мышление

Планируемые образовательные результаты

Предметные ууд

Метапредметные ууд

Личностные ууд

 понимать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города;

Уметь рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох: античном, готическом, романском, ренессансе, барокко, классицизме;

Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности

Познавательные:

Проследить, как в материальной культуре разных эпох и народов отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, миру.

Регулятивные:

Работать по плану, сверяясь с целью;

Планировать деятельность в учебной ситуации, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Коммуникативные:

Учиться задавать вопросы;

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;

Определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность, понимать позицию другого

 осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);

Понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;

Проявлять интерес к архитектурно-художественным стилям;

Проявлять познавательную активность;

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве

со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

Методы и формы обучения

Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, выставка работ учащихся. Формы: индивидуальная, фронтальная

Образовательные ресурсы

Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: rll.wikipedia.org/wiki/

Режим доступа: www.artsait.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы: карандаш, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов, фотоизображения; ватман; журналы, фото-

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации «Канон архитектуры», «Архитектурный стиль». Фотографии и репродукции зданий различных стилей

Основные понятия и термины

Стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляе-мая деятельность учащихся

Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проме-жуточ-ный конт-роль

I. Органи-зацион-ный момент

- Рассмотрите фотографии различных зданий. Найдите в них несколько отличий.

Очень давно люди научились строить своё жилище. Развивался человек, развивались наука и опыт, традиции, новые технологии меняли облик городов, зданий, пока не возникли те города, в которых живём мы сегодня.

Познакомимся с этапами, которые прошла мысль человека, от пещер до небоскрёбов!

Слушают учителя. Рассматривают здания и отвечают на вопросы, находят отличия архитектурных стилей

Фронталь-ная

Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; проявляют интерес к архитектурно-художественному облику города

II. Изу-чение нового материала

Объяснитель-но-иллюстратив-ный

Организует эвристическую беседу.

С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить».

См. ресурсный материал (1) к уроку на с. 106.

Херсонес - древний античный город. Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 2-6.) - Колонны - неотъемлемая часть любого античного города. Сделайте зарисовки колонн. Беломраморный мир античных строений представал в облике яркого солнечного света, воедино слитым с голубизной неба и природой Эллады.

Микены - город-крепость, построенный во 11 веке до н. э. Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Античный город рождал ощущение естественности красоты, творимой человеком, верящим в радость бытия и собственные силы. Соразмерность и художественная цельность - основа античного идеала красоты.

Эфес - древний город.

Каковы основные характеристики античного зодчества?

Во-первых, это непременное наличие колонн. (Колония богатого греческого города Гераклеи Понтийской.)

Во-вторых, пропорции здания таковы, что его высота преобладает над шириной, причем достигается это именно наличием многочисленных колонн, поддерживающих потолочные конструкции. (Архитектура Древнего Рима.)

В-третьих, неотъемлемой частью античного здания являются свод, арка и купол. (Древний Рим.) Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 7-9.)

Выполните зарисовки сводов, арок, куполов античных зданий. Соедините прямоугольные формы с колоннами, арками и куполами. Создайте аппликацию образ античного здания.

- Предлагаю на листе ватмана, по прямоугольной сетке улиц, расположить получившиеся здания. Сравним его с городом того времени!

В итоге, словно по волшебству, стали возникать монументальные, четко симметричные здания. Просчитывалось и выверялось все: пропорции высоты и ширины сооружения, количество колонн с боков здания и в соответствии с этим их число на фасаде. Вычислялся в каждом отдельном случае даже диаметр колонн.

Древние Афины. В результате раскопок на землях Анатолии были найдены сотни античных городов. Некоторые из них до сих пор не подняты на поверхность, и на месте их обнаружения ведутся археологические работы.

Одно из старейших поселений в мире, известное ученым, находится на землях Анатолии - это Гёбекли -Тепе. В результате исследований в Гёбекли- Тепе был обнаружен храм, возраст которого превышает 11 000 лет. Хаттушаш - один из старейших городов Анатолии, предположительно был построен 5000 лет назад, отличался старейшими работами в области искусства и архитектуры. (Ворота в городе Хаттушаш.) В западной Анатолии было найдено множество древнейших полисов Эгейской цивилизации. Самый известный из них - Троя - был основан 5000 лет назад. Сегодня мы смотрим на архитектуру античности как на застывшие формы, подчиненные жестким, упорядоченным канонам. (Панорама Каппадокии.) Презентация «Канон архитектуры». (Слайды 10-14.)

Слушают учителя, смотрят презентацию, обмениваются мнениями.

Знакомятся с античным городом как эталоном для подражания. Выполняют зарисовки.

Выполняют зарисовки.

Вырезают из белой бумаги элементы здания

и выполняют аппликативную работу. Соединяют получившиеся здания в единый город

тальная, индивиду-альная

Познавательные: понимают значение архитектурно-простраиственной композиционной доминанты во внешнем облике города; создают образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; учатся задавать вопросы, организовывать самостоятельную деятельность; излагают своё мнение; с помощью учителя планируют деятельность. Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность

Практический, Творческий поиск

- Перед вами изображения различных зданий. Сейчас вы будете знакомиться с различными архитектурными стилями. По мере того, как вы будете узнавать о стиле, каждая команда будет выбирать соответствующие здания. 1-я команда - здания в готическом стиле,

2-я команда - здания в романском стиле, 3-я команда ренессанс, 4~я команда - барокко, 5-я команда - классицизм и б-я команда - модерн.

Разделимся на команды и начнём.

См. ресурсный материал (2) к уроку (с. 106) и презентацию «Архитектурный стиль».

А теперь каждая команда выполнит коллаж - город из произведений одного выбранного архитектурного стиля, кроме зданий, можно использовать фотографии и вырезки из журналов различных предметов одного стиля.

Внимательно про читайте задание в учебнике на странице 101

Делятся на 6 команд, смотрят презентацию, подбирают здания определённого стиля.

Из собранного материала и принесённых на урок журналов и фотографий создают коллаж

Групповая работа

Познавательные: осваивают основные этапы работы в группе; понимают особенности художественных стилей разных эпох: учатся создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе.

Регулятивные: планируют деятельность в группе; определяют способы достижения цели. Личностные: осознают свои интересы и цели; развивают художественные способности в процессе работы над коллажем

IV. Итоги урока. Рефлек-сия

Анализ работ учащихся

Организует выставку работ.

Расскажите о вашем городе. Что особенного в стиле ваших зданий и улиц? Что объединяет ваш город в единое целое?

Оформляют выставку своих работ. Рассматривают работы. Каждая команда рассказывает о своём коллаже

Фронталь-ная работа. Групповая работа

Поэнаватеяьные: умеют рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох.

КОо"I1Jнуиllкаmuвnые: используют речевые средства

в соответствии с ситуацией; излагают своё мнение, понимают позицию другого. Регулятивные: оценивают конечный результат, степень

i и способы достижения цели

1. Первое русское поселение. (Слайд 2.) Планировка и строительство городов - это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Античный город Хнерасполис. В античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Акрополь- политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц. Стремление к гармонии позволяло зодчим сочетать в планировке городов жёсткость прямоугольной композиции с разнообразием рельефа, свободой пространства и удобством для жизни.

2. Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон. Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу.

Романский стиль. Художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с середины Х по XII век, - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Архитектурные сооружения романского периода представляют собой массивные геометрические объёмы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами, орнамент используется редко. Основными постройками в этот период становятся храм-крспосл ь и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. (Шпайерский собор. Слайды 3-4.)

Готический стиль. Новый архитектурный стиль в ХУ веке получил название готики. Готический стиль, в основном, проявился В архитектуре ~ храмов, соборов, цеР1ШСЙ, монастырей, развивался на основе романской архитектуры. В отличие от романского стиля, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. (Храм Святого Благоверного князя Александра Невского в Петергофе. Слайд 5.)

Возрождение (Ренессанс). Период развития архитектуры в европейских странах с начала ХУ до начала ХУН века. Особенное значение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Развитие архитектуры Возрождения привело к нововведению в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики и документации. (Венский университет. 6.)

Барокко. Период начался в конце ХУI и завершился в конце ХУIII века. Архитектурные формы барокко подражали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу. (Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. Слайды 7-8.)

Классицизм, ХVШ век возродил архитектурные формы античности. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Для классицизма свойственна сдержанность декоративного убранства (К. Реп. Королевский госпиталь. Гринвич. Слайд 9.)

Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены ещё в Византии, а затем в древнерусском государстве. Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях. Первой каменной церковью древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году. Софийский собор в Киеве, построенный в ХI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе. Успенский собор на Городке в Звенигороде- один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырехстолпный храм, увенчанный одним куполом. Самым известным памятником архитектуры XVI века является храм Василия Блаженного. С 1680 по 1700-е годы получает развитие московское барокко. Главным представителем данного стиля являлся Варфоломей Варфоломеевич Растрелли - создатель Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Выдающиеся русские зодчие Василий Иванович Баженов, Матвей Фёдорович Казаков стремились сочетать классические принципы античного искусства с развитием национальных традиций. Царицыно - дворцово-парковый ансамбль, над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи - Василий Баженов и Матвей Казаков. В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир, Шедевром ампира принято считать построенный по проекту А. Д. Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806-1823). В середине XIX века исчезает чистота стиля и можно наблюдать смешение стилей - эклектику. Этот процесс происходит не только в России, но и в европейской архитектуре. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре: Михаил Дормидонтович Быковский, Константин Андреевич Тон, Андрей Иванович Штакеншнейдер и др. (Большой Кремлевский дворец, архитектор К. А. Тон.) Поворот к рационализму поддерживался архитектурной критикой в России середины XIX-XX вв. Появились архитекторы, которые осуждали эклектику и искали новые направления зодчества. Широкое использование металлических и железобетонных конструкций и структур способствовало созданию больших пролетов и пространств, особенно необходимых для торговых, банковских, транспортных, промышленных и других общественных зданий. Для освещения залов и галерей устраивались большие витражи и фонари верхнего света. В жилых домах получили распространение эркеры - иногда в несколько этажей, а окнам придавалась различная конфигурация. Все эти нововведения резко изменили внешний вид зданий, придавая им индивидуальный архитектурный облик. Возник архитектурный стиль модерн. Гостиница «Метрополь» - Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Русский модерн вскоре стал разделяться на различные ветви. Архитекторы в своем творчестве опирались на классическое наследие. Даже самые видные модернисты, такие как Ф. И. Лидваль, Ф. О. Шехтель, И. А. Иванов-Шиц и др., работали в ретроспективных формах, стилизуя их в духе новых требований. (Гостиница «Астория», архитектор Ф. И. Лидваль. Слайды 10-20.)

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском


▫ Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё - весна. Афанасий Фет
▫ Спасибо, Татьяна Геннадьевна!
▫ Правила жизни Э.Быстрицкой: У меня характер сложный. Но для меня слово `честь` - не пустой звук. Люди меня знают: я не обману, не подведу! *** Нужно быть честным с самим собой, не делать гадости, которые, как известно, возвращаются к тебе минимум троекратно. Другая на моем месте давно бы сломалась! Но я живу. И обидчиков своих прощаю. Я просто живу по правилам, которые были у нас в семье. Стараюсь не мешать окружающим. Но не допускаю, чтобы и мне мешали. Ради того, чтобы соблюсти честь, могу отказаться и отказывалась от многого. Выше достоинства для меня привилегий нет. Ни деньги, ни благополучие меня не остановят, если я считаю, что задет вопрос чести. О любви Не стоит путать любовь с любвеобильностью. Говоря о любви, я имею в виду именно любовь, а не увлечение. Настоящая любовь это то, что без остатка заполняет человека и не даёт ему возможности жить так, как он жил раньше. Я не говорю о сексуальных потребностях, а имею в виду сильное чувство, которое движет человеком, определяет его жизнь. О внешности Мне никогда в детстве не говорили о моей внешности. Впервые я услышала об этом в 13 лет, в госпитале. Двое раненых разговаривают: `Посмотри, какая хорошенькая девушка!` Оглянулась никого... Потом долго смотрела в зеркало ничего интересного не нашла. Мама воспитывала меня очень строго... О здоровье Смолоду ежедневно делаю по утрам гимнастику, соблюдаю диету (ничего жирного, соленого и жареного, минимум алкоголя, максимум ярких овощей). Режим дня следует выполнять беспрекословно. Должны быть определены раз и навсегда подъем и сон в одно и то же время, как и питание. Но есть и кое-что еще... Я никогда никому не пожелала ничего плохого. Не позволила себе ни одного поступка, за который было бы стыдно. Мама говорила: Нельзя лгать. Я очень благодарна своим родителям за эти заветы. Это и есть секрет хорошего самочувствия и спокойного сна. Об одиночестве Мне ближе мудрость Омара Хайяма: `Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало` Думаю, что многие знают, какое это трудное испытание - оставаться наедине с собой среди множества людей. Для актрисы это может обернуться трагедией... В моей жизни был период, когда я однажды просидела десять часов под дождем в лодке, решая, как мне дальше жить... Но актриса, не познавшая любовь и горькое одиночество, никогда не будет искренней на сцене... О том, где брать силы Есть такой диалог: А откуда вы берете деньги? Из тумбочки. Так и я силы беру в тумбочке. У себя беру. Где их еще брать?.. Единственное, что нельзя делать, добиваться своего за чужой счет. Этого Бог не прощает!
▫ Светлая память!
▫ Может, она ему нужна была раньше. Какие-то исследования проводились. Кто-то мог на этой теме доктором наук стать, профессором. Это мои предположения. А теперь это давно ему не надо - и портал висит ненужным грузом. Другое предположение - мы здесь слишком много выбалтываем. Нас и вызывать, допрашивать никуда не надо. Тем, кому надо. Мы сами и добровольно всё расскажем. А некое недрёманое око бдит. А после, может, куда-нибудь и бздит.

Конспект урока ИЗО в 8 классе.

Дата проведения: 20.01.2015г.

Тема урока: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры

прошлого.

Цель урока: Обобщить знания об истории архитектуры и дизайна.

Задачи:

1. Обучающие:

Ознакомить ребят с образно-стилевым языком архитектуры.

Расширить кругозор учащихся новыми знаниями об архитектуре.

2. Развивающие:

развивать воображение;

развивать мелкую моторику рук;

развивать творческие способности учащихся;

способствовать развитию внимательности.

3. Воспитательные:

установить добрые взаимоотношения в группе, сплотить коллектив;

актуализировать умение самостоятельной работы над рисунком;

привитие интереса к занятиям рисованием;

воспитать усидчивость и аккуратность при выполнении работы.

Оборудование и материалы:

1. Презентация по теме урока с иллюстративным, фотоматериалом и звуковым сопровождением классической музыки.

2. План - конспект урока.

Тип урока - комбинированный.

Урок – виртуальная экскурсия, знакомство с новыми знаниями (предполагает конспектирование материала урока).

План урока:

2. Актуализация опорных знаний учащихся (20 - 25 мин.)



4. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи (5 –8 мин)

6. Задание на дом (2 - 3 мин.)

7. Подведение итогов урока. (1 мин.) Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку (1 мин.)

2. Актуализация опорных знаний учащихся (Предполагает конспектирование материала урока. За ведение записей – выставление оценки в журнал) - (20 – 25 мин) (1сл) Наша страна - это большой дом. А дома, как и люди, имеют свою историю.

Сегодня мы совершим путешествие в историю развития архитектуры, посмотрим какая была архитектура разных народов и эпох, и познакомимся с образно-стилевым языком архитектуры.

Но прежде чем, я начну своё повествование, вы должны вооружиться ручками и листами бумаги, чтобы вести запись. И, забегая вперёд, скажу, что сегодня мы познакомимся с 10-ю стилями архитектуры. Вы должны их услышать, записать и в конце урока сдать мне подписанные листки. Работа выполняется на оценку.

Скажите, пожалуйста, что стало причиной для человека искать жилище? (Ответы учащихся: непогода, хищники, смена дня и ночи, приготовление и приём пищи) (2сл) С древнейших времён человек стал заботиться о том, чтобы защитить себя от непогоды, хищников. Искать удобное место для сна, приема пищи. Сделать свое жилище удобным и безопасным. Люди переходили с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, люди из имеющихся материалов вели строительство удобное для проживания.

(3сл) Шло время, люди стали дольше жить на одном месте, заниматься земледелием.

Им потребовались более крепкие, долговечные дома. Постройки для домашних животных, для хранения запасов пищи и разных инструментов для труда.

Рождение архитектурных построек привело к зарождению стилей.

Стиль в искусстве - это сложившаяся под влиянием духовных, нравственных, социальных и эстетических тенденций общественного развития в ту или иную эпоху форма продукта любой отрасли искусств, носящая к тому же отпечаток их взаимного влияния друг на друга.

(4сл) Те сооружения, которые можно назвать праархитектурой, появились в мегалитическую эпоху и дожили до наших дней в нескольких экземплярах в виде сооружений из каменных глыб. Среди них различают менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры - вертикально стоящие камни до 20 м высотой. Ставились менгиры по преимуществу на возвышениях, часто были центром поселения, особым местом для общественных церемоний и молений. В общем, это нечто среднее между скульптурой и архитектурой. Находят их и на западе Европы, и в Средиземноморье, и в Армении.

Дольмены представляют собой врытые в землю глыбы-вертикали, перекрытые крупными плоскими камнями. Эти сооружения также имели культово-ритуальную цель.

Предполагают, что это были надгробные «дома» для племенной знати. Находят их в большом количестве на Северном Кавказе, в Прикубанье, а также в Абхазии.

Кромлехи - это те же монолитные каменные столбы, перекрытые плоскими глыбами, но отличающиеся упорядоченной центрической композицией. Самый яркий образец кромлеха - Стунхендж в Южной Англии. Это сооружение имеет скорее астрономический характер, будучи связанным с культом Солнца. Простое внешне сооружение на самом деле выполнено с точным математическим расчётом. До сих пор оно остаётся одной из загадок истории, ставящей под сомнение весь круг традиционных представлений о древнейшей эпохе.

(5сл) Древние цивилизации Египта, Шумер, Америки оставили также большое количество загадок. При всей географической отдалённости архитектурные памятники этих стран имеют очень много общего. Египетские пирамиды – дом для возвращения души. Египтяне верили в загробную жизнь.

(6сл) Древняя Греция с её жарким, средиземноморским климатом породила особый тип архитектуры: открытый, с множеством колонн и портиков, укрывающих от палящего солнца и дающих тень.

Афинский Акрополь - один из выдающихся шедевров античного искусства.

(7сл) Ордерная система (прообраз современной модульной системы, о которой речь шла во второй четверти) - стала важным достижением греческой архитектуры. Можно, пожалуй, сказать, что вся дальнейшая история архитектуры, все стили проникнуты духом диалога с древнегреческой архитектурой.

Ордер представляет собой соотношение эстетических норм и правил, определяющих пропорции и украшения колонн и лежащего на них перекрытия (антаблемента).

Существует определения четырёх ордеров - это дорический, тосканский, ионический и коринфский.

Дорический ордер рождает ощущение мужественности и монументальной основательности.

Тосканский ордер- является упрощённым вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

Ионический ордер - более женственный и изящный.

Коринфский ордер - делает строение более лёгким, воздушным и декоративным.

(8сл) В XI-XII вв. на территориях, населённых народами романо-германской языковой группы (Франция, Германия и Италия), возник романский стиль, который основывался на наследии древнеримской и византийской культур. Яркий характерный пример византийской архитектуры - храм Святой Софии в Константинополе (VI в.). В произведениях архитектуры эти традиции проявились в монументальности, в почти крестьянской основательности. Строители заботились о прочности сооружений, от которых веет простой, спокойной мощью.

(9сл) Романский стиль – базилика (прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделенных на несколько продольных проходов – нефов, рядами колонн или столбов), строился из тщательно отесанного камня и производил впечатление массивного и сурового сооружения. В плане романский храм напоминал латинский крест. В центре средокрестия помещался алтарь, а над ним на высоких арках возводился купол, над которым снаружи возвышалась башня. Значительное развитие романский стиль получил во Франции, в Германии, Италии, Испании, Англии.

Строгие романские храмы во многом подготовили готику, которая пришла на смену романскому стилю в середине XIII века. В качестве примера среди большого количества сохранившихся и оберегаемых построек этого периода можно назвать церковь СенСернен в Тулузе, Нотр-Дам в Пуатье (Франция); собор в Вормсе (Германия); соборный комплекс в Пизе, церковь Сан-Франческо в Ассизи (Италия) и т. д.

(10сл) Иная духовная страстность породила иные архитектурные творения. С середины XII столетия романский стиль начал сменяться готическим стилем. Самыми значительными сооружениями готики были соборы, в архитектонике которых нашло отражение «устремленности души к небу». Готические храмы примерно вдвое выше романских. Храм стал ажурнее, воздушнее, все архитектурные детали - стрельчатые арки, окна, нервюры сводов - словно устремлялись ввысь. Каменный скульптурный декор, цветной свет витражей и звуки органа создавали неповторимо тонкую, экстатическую атмосферу. Ажурные формы, уходящие ввысь, делают интерьер светлее, он как бы весь наполняется светом и воздухом.

(11сл) На смену готике приходит новый стиль в искусстве – ренессанс (приблизительно XV-XVI вв.). Это положило началу эпохи Возрождения в архитектуре.

Родиной ренессанса считается Флоренция, где в 1436 г. архитектор Филиппе Брунеллески закончил строительство купола собора Санта Мария Дель Фьере.

(12сл) Эпоха Возрождения в Италии в своем развитии прошла три этапа: раннее Возрождение, высокое Возрождение и позднее Возрождение. В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной (соотношение несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции) системы, поднимается значение пропорций, складываются новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла), разрабатывается теория архитектуры и концепция идеального города. Мастером, хронологически замыкающим эпоху Возрождения в Италии, является Микеланджело Буонарроти, он же - первый архитектор нового архитектурного стиля – барокко, который пришел на смену стилю эпохи Возрождения в Италии в конце ХVI в.

(13сл) Характерными чертами барокко явилось стремление к динамичным композициям и пышному архитектурному декору. Наиболее известным произведением итальянского барокко можно назвать площадь перед Собором Св. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини. Несколько позднее барокко зарождается во Франции, но не получает здесь широкого распространения. Искусству свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. В этом стиле наблюдается слияние различных искусств в едином ансамбле, взаимопроникновение архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства.

Архитектура барокко отличается пространственным размахом, текучестью прямолинейных форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором. Просуществовал этот стиль в искусстве Европы с конца XVI - до сер.XVIII в. в.

(14сл) На смену барокко появляется новый стиль – рококо, который в отличие от предыдущего стиля, обращается наоборот к удобствам повседневного быта, утонченности обстановки. Его легко охарактеризовать по следующим признакам: отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона, воздушная мягкость, ассиметрия, изысканность и причудливость форм. Пышность интерьера сочеталась и относительной строгостью внешнего облика зданий. С 1760 – х годов на смену рококо пришел классицизм.

(15сл) Начиная с середины ХVII в., во Франции господствующим стилем становится классицизм, который с конца ХУШ в. широко распространяется в России. Многие отечественные постройки этой эпохи стоят в одном ряду с выдающимися памятниками мировой архитектура. Среди них Дворцовая площадь (архитектор К.И. Росси), Казанский собор (архитектор А.Н.Воронихин), здание Биржи (архитектор Тома де Томон) в Ленинграде и др. Внешними признаками классицизма являются строгость пропорций, колонные портики на фасаде зданий, симметрия, подчеркнутая парадность и монументальность архитектурных ансамблей. Классицизм наиболее ярко выражал в архитектуре идеологию сильной абсолютной монархии, поэтому он получил столь большое развитие в королевской Франции и в царской России. Вершиной классицизма становится стиль ампир, появившийся в начале XIX века.

(16сл) Новый стиль - ампир выражался, прежде всего, массивностью монументальных форм, богатых украшениях, строгостей линий. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнительное архитектурное оформление зданий.

Возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей – ряда зданий и сооружений, объединенных в единое целое.

(17сл) В конце XIX в начале XX в. в появляется совершенно новый современный стиль – модерн. Основной признак – декоративность; основной мотив – вьющееся растение; основной принцип – уподобление рукотворной формы природной и наоборот.

Появляется органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Фасады домов были несимметричны. Выразительные особенности интерьеров: изогнутые очертания карнизов, круглящиеся дверные и оконные проемы, богатый декор из резного дерева, цветного стекла, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом.

(18сл) Заканчивается развитие стилевых направлений в наше время – типовой архитектурой.

Всю архитектуру можно разделить на 4 типа:

Жилищная (частные дома, многоквартирные дома).

Общественно-гражданская (школы, банки, библиотеки, больницы, администрации и др.) Промышленная (заводы, комбинаты, фермы и др).

Транспортная (железнодорожное депо, трамвайное, автобусное, троллейбусное, такси и др.)

3. Физкультминутка /Здоровьесберегающие технологии (1-2 мин.)

Сдаём листки с записями.

4. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи (5 –8 мин) О чём шла сегодня речь на уроке? (о стилях в архитектуре)

Какие стили вы запомнили? (Ответы учащихся:)

1. В эпоху Античного искусства зародилось ордерная система

2. Романский стиль

3. Готический стиль

4. Эпоха возрождения - стиль ренессанс

5. Стиль Барокко

6. Стиль Рококо

7. Стиль Классицизм

8. Стиль ампир

9. Стиль Модерн

10. Типовая архитектура Какие отличия или схожесть они имеют?

Как вы думаете, какие главные принципы были заложены в строительство дома?

(Ответы учащихся: «Здание должно быть прочным. Здание должно быть полезным.

Здание должно быть красивым, удобным и др…)

5. Рефлексия «Пословица» / выявление затруднений (1-2 мин)

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня:

Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами

6. Задание на дом (2 - 3 мин.) Рисунок архитектурного строения: «Афинский Акрополь»

7. Подведение итогов урока. (1 мин.)

Использованная литература к уроку:

Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы.

Учебник, Питерских А.С., Гуров Г.Е. Москва. Просвещение.2009 г.

Газета «Искусство» №23-24/2006. – М.: Изд. Дом «Первое сентября».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»