Пословица терпение труд все. Значение пословицы "терпение и труд все перетрут": толкование и примеры

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Мы пытаемся купить их душу, их права и свободу, купить их любовь. Горе тому, кому это удастся!

А дело вот в чём. Если окружение даёт человеку больше, чем он сам может дать в ответ, - человек чувствует опасность. Это разумно: тот, кто отдаёт, не получая взамен - ослабевает.

Человек не хочет ослаблять близких людей - свою третью динамику. Это его природное свойство. Но мы умудряемся это свойство (готовая активная социальность!) уничтожить.

Малыши с пелёнок пытаются помогать нам: сначала улыбаются, потом поют, танцуют, повторяют наши движения, пытаются участвовать в наших делах.

Мы это называем словом «мешают». «Отстань! Не мешай! Отойди! На, возьми, только отстань!» Что мы награждаем?!

И человечек с пелёнок начинает чувствовать: он - лишний, он не может помочь, поддержать. Он в отчаянии. Он встревожен.

Затем, он видит, что родители не хотят, чтобы он возвращал им свой долг, а хотят послушания. А послушание - страшная вещь.

Это означает, что человек должен отказаться от своих решений и намерений. Но свобода решать - основа человека. Отказавшись от себя, он впадает в апатию. А это - смерть.

Такой человек очень дёшево стоит, он скорее обуза. Таких детей спартанцы сбрасывали в пропасть. Бог им судья. Мы поступаем ещё более неразумно: пытаемся сделать такими всех детей.

Сначала награждение апатии и невмешательства. Затем, когда это невмешательство начинает пугать нас, - материальное закабаление (кабала - письменное обязательство. Даль). И затем - шантаж («... Тогда ты ничего не получишь!») Попробуй тут остаться человеком. Вот почему успех - редкое качество счастливцев.

Как можно скорее обеспечьте детям возможность быть материально независимыми. Как можно сознательнее, а не по своей прихоти, дарите: ребёнок и так чувствует себя хроническим должником и страдает от этого.

Как можно чаще награждайте успех: этим Вы освобождаете от долгов и решаете массу других проблем.

Заодно с другими, решается еще одна важнейшая проблема: развенчивается миф об усердии и старании.

10. Терпение и труд все перетрут

«Труд сделал из обезьяны человека. Трудись до пота! Будь трудолюбивым. Старайся, будь старательным. Работай, усердно работай. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. И т. д.» Я сделал открытие: ВСЁ ЭТО - ЛОЖЬ.

Чтобы понять, кому она выгодна, приведу ряд картинок одного порядка.

Армия. «Копаем от меня и до следующего столба!» Назавтра - закапываем. Главное, чтобы солдат работал. Так в концлагерях разрушали личность, доводя человека до полной апатии по отношению к себе и своим правам.

Стройка. Работы нет, и мы сидим. Вдруг: «Начальство!» Кто-то лезет в штробу, кто-то хватает трубу, кто-то берёт арматуру и начинает тихо долбить о бетон, как бы что-то отковыривая. Так положено.

Начальство должно видеть, что мы работаем. Кому это выгодно?

Тому, кто распоряжается деньгами стройки, то есть, реальному хозяину этой «общенародной» собственности; он должен заплатить нам минимум и растянуть работы до нужного срока, - чтобы себе осталось.

Семья. Сын пришёл. Он сделал свои дела, и свободен. Бездельничает (на что имеет полное право). Нет, это терпеть невозможно.

«Ты что, уже всё сделал? В доме столько дел, а он разлёгся! Делать нечего? Я сейчас найду!..» (Сын: «...Твою мать... идиот. Чёрт дернул так рано прийти домой...») Но, должны же они помогать?! Ага. Только помощь - это, извините, личное дело человека, это милосердие: захотел - помог, не захотел - пардон.

Несомненно, хорошо, когда дети испытывают охоту работать по дому вместе с вами. Но когда они должны, давайте это назовем своим именем: повинность, наряд, барщина, принудиловка. Только не помощь. Не будем оскорблять основ этики.

А вот дочка занимается музыкой. «Садись заниматься! Занимайся!» В лучшем случае, она проигрывает что-то, стараясь как можно чаще прерываться, но факт «занятий» налицо, и мы спокойны.

В худшем случае мама долго и нудно объясняет ей, как надо играть и ругает за ошибки. «Играй три раза». «Еще два раза играй». Итог: «Мама, мама! Сколько раз играть?» А зачем? Этот вопрос уже кажется неуместным. Главное, чтобы играла! Чтобы старалась. Она же так старалась! Она столько занимается! Молодец. Умница! И она занимается, совершенно не понимая, зачем. И привыкает к тому, что это вообще не важно.

Не ладится с математикой. «Я тебе уже десять раз объяснил! Мы уже час с тобой сидим!» А если бы не сказал, что не понимает, и сам просидел бы час, всё было бы нормально: «Он сегодня молодец, долго занимался!» (А чем?) А одна моя знакомая каждый день просиживает за уроками до полуночи, а если не успеет всёе «сделать», - плачет. По-вашему, её надо хвалить? А я всерьёз озабочен ее душевным здоровьем.

Что общего у всех этих картинок? ОТСУТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТА. Во всех приведённых типических случаях результат никому не нужен. Все озабочены только процессом.

Человек старается - и все спокойны. Мы награждаем не результат, а старание. Мы ставим за старание хорошие оценки. Мы больше всего любим учеников, проявляющих усердие, - не важно, насколько они результативны.

На работе мы ставим в пример не тех, кто легко выдает результат, а тех, кто выкладывается, вкалывая до пота. Узнаваемо, правда? Кому-то очень нужно, чтобы люди послушно вкалывали до седьмого пота.

От этого дети привыкают делать вид, фальшивить, теряют смысл работы. Они вырастают послушными неумехами, беспомощными исполнителями, как и большинство из нас.

Они становятся зависимыми и уязвимыми. На производстве становится нормой видимость работы (то есть, старание).

В то время, как мы воодушевляемся фильмами о трудовом героизме, производство становится убыточным и страна влезает в долги.

На руководящие должности выходят некомпетентные «старатели». Они усердно работают до ночи, и окончательно разваливают дело.

Награждать само старание - значит награждать отсутствие результата. Значит, награждать неуспех.

Успеха нет, а силы потрачены - это не выживание. Это - путь к гибели!

Почему мы навязчиво награждаем неуспех, веря в миф о старании? Это единственный способ сделать детей нуждающимися в нас, удержать их в зависимости от нас, остаться им нужными.

Нам кажется, что другого пути нет, и мы сотни лет держим детей в бесправии и беспомощности, и верим в удобные мифы только потому, что сами считаем себя бесправными и беспомощными.

Есть люди и дети, способные получать результат без всякого старания. Они отчаянно скучают среди нас.

Пока они демонстрируют послушание, мы уважительно называем их умными, талантливыми, способными.

Как только они перестают стесняться своей талантливости и пытаются использовать свою честь и свои права на рост, мы начинаем бояться их потому, что не можем контролировать их.

Мы боимся тех, кто может обходиться без нас. Мы боимся могущественных. Боимся свободных и счастливых. На что же надеяться нашим детям?

Дай им бог бесконечного терпения, мужества и упорства!

11. Что вырисовывается в итоге

В итоге вырисовывается разумное, этичное сожительство с детьми и людьми.

Результатом такого сожительства являются дети, о которых мы так мечтаем: самостоятельные, инициативные, этичные, активные, удачливые, жизнерадостные и здоровые.

Однако, эти дети обладают всеми правами людей. Они свободны распоряжаться своим телом, вещами, намерениями и решениями.

Очень быстро они перестают нуждаться в нас, взрослых. Все, что мы можем - быть интересными для них. Непростая задача!

Я не люблю подчинять себе людей. Я люблю дружить и иметь партнёрские отношения. Я ценю свою свободу и ценю свободу других.

Я не боюсь остаться в одиночестве или стать не нужным, - я всегда буду нужен сам себе, и у меня всегда найдутся друзья. Сейчас в их круг входят и дети, и я вижу - я прав.

Разумная технология воспитания детей сводится, в общем, к следующему:

1. Награждайте своим реагированием и вниманием только разумные, желательные проявления и действия. Нежелательные мужественно игнорируйте.

2. Награждайте только хороший результат, и никогда - процесс, старание.

3. Для этого научитесь мыслить продуктом. Всегда учитывайте ответы на два вопроса: «Что - в результате?» и «Кому это выгодно?» 4. Сделайте всё возможное, чтобы дети могли работать, зарабатывать и увеличить свою материальную независимость от Вас.

5. Предоставьте честную свободу: решать за себя - но и отвечать за последствия.

Я уже более трёх лет пытаюсь делать это. И, знаете, это совсем не безнадёжно! Удачи и Вам.

1.02.97. Азовская. -НИКhttp://kurdyumov.ru P.S. Уже 26.04.2001, и я подтверждаю результативность описанных взглядов - хотя, описаны они чрезмерно категорично.


Далее:

Классный час в начальной школе « Терпение и труд всё перетрут»
Задачи:

    на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд; сформировать понятия «прилежный», «старательный»как синонимы, дать положительную оценку данным качествам; воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость.
Оборудование: пословицы о труде, портреты героев, тексты с произведениями.
Ход классного часа.
Знакомство с пословицами о труде - Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд - Терпение и труд всё перетрут - такова тема нашего кл. часа (на доске)
- Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют) - «Собери пословицу» ( 2 команды)

Терпенье и труд все перетрут.

-По труду и награда. -Дело мастера боится.

Как ты к работе, так и работа к тебе.

По работе и работника знают.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

-К большому терпенью придет и уменье. (По ходу значение некоторых пословиц объясняют .)
Чтение и анализ текстов из литературных произведений.
Л.Н.Толстой «Две лягушки» Попали две лягушки в кувшин с молоком. Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула. А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась. - Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)
Беседа по теме. - К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «Как стать миллионером?», то есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании. Увы, это ничего не имеет общего с настоящей жизнью. -Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались. Расскажите. (Рассказ детей, как им пришлось убедиться в этом.)
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Рассказ учителя об Алексее Маресьеве, выдержки из произведения. (Совет -прочитать эту повесть)
- Подобных примеров можно много привести: Ю.А.Гагарин - первый космонавт Земли, В.Н.Терешкова - первая женщина- космонавт, полетевшая в космос, (изнурительные тренировки и учёба космонавтов).
- Трудолюбие- достоинство человека - Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. А.В.Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым и великим полководцем. « Тяжело в учении - легко в бою! »-его знаменитые слова, ставшие поговоркой.
-300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова исполнилось в ноябре 20011 года. Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой). ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ - УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения:
Запись из личного дневника Ломоносова: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!» Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса .
- А надо ли учиться? Почему? (Ответы детей)
- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?
Со временем труд должен стать привычкой , к которой быстро привыкаешь. (Пример свой как учителя - проверка тетрадей, подготовка к урокам и т.д. Дочь - студентка: привычка учиться, выполнять всё заданное до конца и качественно).
Работа с Толковым словарём С. И. Ожегова. (2 человека)
- Старательный - делающий что- либо хорошо и добросовестно; - прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.
- Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите его. (Ответы детей). - Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. - Что это значит? (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил радость).
В. Осеева «Сыновья» (чтение рассказа учителем) - Почему старичок так ответил женщинам? (Ответы детей) - Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю. Когда человек придерживается в жизни определённого режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.
Ф и з м и н у т к а « Тик-так» (наклоны вправо и влево) Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так, А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки, А карманные спешат: тик-так, тик-так,тик-так.
Стихотворение С.Баруздина «О человеке и его часах». (читают наизусть 3 человека)
Ведут часы секундам счёт, Ведут минутам счёт. Часы того не подведут, Кто время бережёт. Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по 10 раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть, Успеет встать и за станок, За парту в школе сесть. С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша И книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: «Хороший был денёк!»
-Часто слышишь от людей: « Я ничего не успеваю делать!» Таких людей, как правило, удача не посещает. -Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей)
-Пословица: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Можно её посоветовать тем, кто ничего не успевает.
Притча о строителях. При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?» Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий сказал: «Я строю Шартрский собор!»
-Кому из них работа приносила радость и почему?(3) (Ответы детей)
О б о б щ е н и е. -Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем Правила, которые будем соблюдать. (на доске составляют)
    Придерживаться распорядка дня. Доводить начатое до конца. Семь раз отмерь, один отрежь. Отдыхать с удовольствием.
Подведение итогов. - Закончите предложение: « Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что……….».(Разные ответы детей) 14 Дек 2012

Терпение и труд…

Давайте поговорим о терпении и труде . Есть такие пословицы “Терпение и труд – все перетрут”, “Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда” и т.п. Народ мудрый, он тонко подмечает особенности жизни. В данном случае, действительно ничего не получишь, если не приложишь труд и терпение .

Если вспомнить все удивительные произведения, созданные человеком, то в них вложен кропотливый труд , удивительное терпение . В наше сумасшедшее время, когда каждый из нас куда-то торопится, катастрофически не хватает времени, едим на ходу, любим на ходу, воспитываем детей периодически, и делаем все наспех, без души, не вкладывая труда и не имея терпения. Отсюда и получаем халтуру, безвкусицу, брак.

Мы хотим много и быстро, но при этом не вкладывая труд и терпение . Когда изучаешь феномен успешных людей, всегда приходишь к выводу, что феноменом является упорный труд, настойчивость, терпение и вера в себя и в свое дело. И заметьте, не работа (от слова “раб”), а труд (от слова “трудно, преодоление трудности”)! Давайте созидать через труд и терпение ! Давайте ставить цели и достигать их! Секрет этого мы уже знаем! Труд и терпение ! Любви и добра вам!

Притча “Пять колес”

Как-то летом в полдень пришел из леса, с новой вырубки на холме, на пасеку к Мудрому Спиридону молодой лесоруб. Было ему жарко, пить поработавшему очень хотелось. Поздоровался он с пасечником, вытирая подолом рубахи пот, попросил воды. Отправил его Спиридон к своему колодцу под дубом. Сказал пасечник, что в нем такая чудная прохладная вода, стоит только пригубить, сразу напьешься, жажда пропадет. Добавил Спиридон, что есть, правда, прямо здесь и другая вода, в кадушке, но теплая и тухловатая.

Подошел парень к срубу, видит – через ворот, сделанный из золотистой дубовой колоды, цепь в колодец опущена, тронул рукой рукоять – заплескалась внизу вода, как из полноценного ведра зашлепало.

Начал лесоруб ворот проворачивать. Крутит рукоятку парень сильно, натруженные руки дрожат. Хочет он побыстрее напиться, а ведро где-то глубоко, вроде идет наверх, а все не видно. Стал лесоруб присматриваться – за воротом – колодой на оси колесо с зубчиками, под ним другое, а там и третье, за третьим – четвертое и только от пятого через ворот вниз в колодец цепь идет. Каждое колесо все больше и больше, только пятое маленькое. Удивился лесоруб, бросил ворот, побежал к старцу.

Жалуется: так, мол, и так, очень пить хочется, когда эти пять колес пройдешь? Дайте-ка воды побыстрее, терпения, мол, нет, не хочет парень пять колес прокручивать, не дождется, да и зачем, нечего, мол, так долго доставать ведро из колодца, ну его, пусть будет вода не холодной. А сам пыхтит, сердится, но сдерживает себя, перед ним же седой да тихий человек.

Эту воду иначе не возьмешь, – усмехнулся старец. – На ней зарок, другого ворота не может быть, – пояснил.

Дал Спиридон парню воды из бочки, а она тиной пахнет, да теплая, да мутноватая. С маху выпил лесоруб кружку, да не напился нисколько, только противно стало. Пожалел он себя, пошел обратно к колодцу, начал снова ворот крутить. Крутит-крутит рукоять, да песню запел, ту, что за работой привык напевать. Вот и ведро, а вода голубая, холодная, свежим духом от нее веет. На срубе берестяной ковшик висит, сам в воду так и просится. Напился вволю лесоруб, и с первого глотка стало на душе легко и светло.

Вернулся он к старцу, поклонился в пояс и говорит:

Да, понял я, настоящее легко не дается, надо не одно, а пять колес повернуть, чтоб хорошее дело совершить.

Усмехнулся Мудрый Спиридон и налил лесорубу берестяную флягу воды с собой.

Если ты что-то сделал без труда, ты сделал это неправильно.

Получать новости этого сайта на Почту:

Отзывов (8) на «Терпение и труд…»

  1. Людмила
    15 Дек 2012 в 9:19

    Спасибо, Виталий!В моем случае с фотографией, это еще и сильное желание заниматься именно этим.Тогда хватает терпения, и труд только в радость.

  2. Vitaliy
    15 Дек 2012 в 18:18

    Спасибо Вам Людмила за добрые слова!

  3. Богдан
    15 Дек 2012 в 18:19

    Вроде бы обычная пословица “терпение и труд, все перетрут” а столько смысла

  4. Vitaliy
    15 Дек 2012 в 18:20

    Согласен с Вами Богдан! Спасибо!

  5. Ольга
    16 Дек 2012 в 11:33
  6. Vitaliy
    16 Дек 2012 в 13:09

    Согласен Оленька! Спасибо!

  7. Евгения
    16 Дек 2012 в 19:30

    Да, нужно идти к своей цели несмотря ни на что и не сбиваться с пути.

  8. Vitaliy
    16 Дек 2012 в 19:38

    Согласен с Вами Евгения!

Сколько раз с самого детства мы слышали слова «Терпение и труд всё перетрут» и раздражались на тех, кто преподносил нам прописные истины, не верили им, и только став взрослыми, поняли их справедливость.

В чём смысл пословицы «Терпение и труд всё перетрут»

Фраза «Терпение и труд всё перетрут» в напечатанном виде впервые появилась в книге В.И. Даля «Русские пословицы» сразу в двух разделах «Работа-Праздность» и «Терпение-Надежда». В нескольких словах этой пословицы заключен глубокий смысл: труд без терпения – напрасные усилия, но и терпение без труда – всего лишь зря потраченное время.

Это незамысловатое выражение содержит в себе утешение и ободрение, призыв не сдаваться и веру в то, что всё в конечном итоге сложится. Об этом стоит почаще вспоминать, когда опускаются руки и накатывает апатия оттого, что не получается задуманное, срываются планы, появляется желание бросить начатое, потому что оно в какой-то момент начинает казаться бессмысленным или слишком трудно выполнимым.

Ставшее устойчивым выражение употребляется как в повседневной жизни, чаще всего в качестве назидания старших младшим, так и в кино, в литературе. Среди творческой интеллигенции часто можно услышать выражение о трёх «Т» — таланте, терпении, труде. В самом начале пути видны лишь зачатки таланта ребенка, а труд и терпение помогают раскрыть его в полной мере. Бесспорно, существуют и гении, однако их слишком мало, чтобы все остальные, даже очень талантливые люди, забывали слова знаменитого В. Катаева о том, что писателю (и не только) нужна «чугунная задница», то есть всё те же труд и терпение. По мнению великого В. Спивакова, даже «вдохновение приходит только тогда, когда за ним стоит титанический труд». Это и называется профессионализмом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»