Народ ханты краткая информация. В согласии с природой

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Для понимания характера и особенностей культуры в целом необходимо иметь
представление о ее происхождении и развитии во времени. Проблема происхождения
ханты и манси очень сложна и ученые до сих пор не могут придти к одному мнению.
Будь у этих народов собственная письменность, было бы легче, но единственные
письменные источники – это отрывочные сведения их дальних соседей. Так что
ученые выдвигают свои версии на основе лингвистики, археологии и этнографии
(фольклорные сведения).

Исходя из того, что хантыйский и мансийский языки относятся к финно-угорской
группе уральской языковой семьи, предполагается, что некогда существовала некая
общность людей, говоривших на уральском праязыке. Правда, было это давно — в
6-4 тысячелетии до н.э. При этом территориально эту прародину ищут то в Азии, то
в Европе. Европейские ученые (в основном венгры и финны) находят ее в
Северо-Восточной Европе, не очень далеко от Урала, или располагают между
Балтийским морем и все тем же Уралом. А в России до сих пор популярна многажды
оспариваемая и уточняемая теория археолога и этнографа В.Н. Чернецова (1940-е
гг.), согласно которой история уральской расы (к которой и относятся ханты и
манси) возводится к западносибирскому неолиту. Эта теория на сегодняшний одна из
самых подтвержденных еще и лингвистическими изысканиями, в том числе и
венгерских исследователей.

Затем единый прауральский язык начал делиться, а его носители,
соответственно, двигаться в разных направлениях. Сперва, на рубеже 5 и 4 тыс. до
н.э., отделились предки самодийцев (ненцы, энцы и др.); затем в начале 2 тыс.
до н.э. отделились финскоговорящие племена. В это время происходит потепление
климата и начинают делиться уже собственно угры. Часть племен сдвинулась ближе к
югу и впоследствии стала венграми, а другая переселилась по Оби к северу, где
продолжала заниматься животноводством и сельским хозяйством. Это были предки
современных хантов и манси. В результате очередного похолодания эти две ветви
разделились окончательно: будущие венгры двинулись к югу, а предки хантов и манси
оказались в таежной зоне, которую и начали осваивать.

К этому процессу формирования народа следует прибавить наличие контактов с
другими культурами и языковыми семьями: от иранских и тюркских до пермских и
индоевропейских.

После разгрома Сибирского ханства Кучума в конце XVI в. западная часть
Сибири - по Оби и Иртышу с притоками - была присоединена к
Московскому государству, и татары стали уходить с некоторых угорских земель. В
XVII в. началось освоение Западной Сибири русскими. Вначале здесь были
сооружены остроги (небольшие крепости с отрядами казаков и служилых людей),
позднее превратившиеся в города (Березов, Обдорск, Тюмень, Сургут,
Нарым, Томск и др.). Основной интерес, конечно, представляла пушнина:
соболь, белка, бобер, лиса и т.п. Начавшееся затем переселение крестьян привело
к тому, что к концу XVII в. численность русского населения стала выше, чем
коренного.

Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси - 4806 человек. В
конце XIX в. хантов насчитывалось 16 256 человек, манси - 7021 человек.
Возрастание численности происходило не столько за счет естественного прироста,
сколько за счет выявления новых ясачных плательщиков. В этот период
обско-угорское поселение постепенно переселялось с юга на север и
с запада на восток. В ходе присоединения земель их не только облагали
налогом – ясаком, но и проводили активную христианизация, а так же включали
новые народы в общую экономическую и правовую систему Российской империи. Кстати
местные правители, в случае принесения ими присяги, оставались во главе своих
племен и родов и в их внутреннюю политику особенно не вмешивались. Впрочем,
местные «князцы» мощных династий не основывали и постепенно все эти земли
перешли под власть русских воевод и наместников. Окончательно уравняла эти
территории со всеми остальными советская власть, активно воплощавшая идеи
равенства народов в жизнь.

В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком
автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть-в Томской,
Свердловской и Пермской областях.

Общая численность около 31 тысячи человек . Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах , примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областей.


История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви , а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами , . Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп , вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

Многие люди считают, что ради раскрытия непознанных тайн цивилизации необходимо отправляться на другие континенты: бороздить моря, пересекать пустыни и лазить по джунглям. А между тем, в России встречаются народы, чей быт, традиции и взгляды на жизнь способны удивить или даже шокировать. Например, манси и ханты, с древних времен живущие на бескрайних просторах Югры, поставили перед историками и этнографами немало вопросов, ответы на которые не найдены до сих пор.

Это два разных народа

Несмотря на безусловное родство, которое выражается в схожести языков и многих обрядов, ханты и манси – разные народы. Но так уж повелось, что колонизаторам Западной Сибири, представлявшим интересы Российской империи, было не до выявления этнографических различий. Жителей Югры упоминали всех скопом и в официальных документах, и в научных исследованиях. Такой подход привел к возникновению Ханты-Мансийского автономного округа.

Общее название, которое ученые придумали, чтобы оправдать объединение двух народов, звучит как «обские угры». Поскольку эти люди живут в бассейне Оби и относятся к финно-угорским народам. Кстати, их ближайшими родственниками, по мнению лингвистов, являются венгры (мадьяры). Хантыйский, мансийский и венгерский входят угорскую группу уральской языковой семьи.

Считается, что этногенез двух коренных народов Западной Сибири произошел на Урале в результате смешения местных жителей, обитавших на этих землях с эпохи неолита, и финно-угорских племен, пришедших с юга. Затем и ханты, и манси были вытеснены на северо-восток воинственными соседями.

Главным отличием двух вышеупомянутых народов друг от друга является их образ жизни. Манси (вогулы) – это оленеводы-кочевники, населяющие тундру. Их быт соответствует основному занятию. Хотя они также промышляют охотой, добыча пушного зверя никогда не являлась для них главным источником дохода.

Ханты (остяки) живут в тайге и по берегам Оби, Иртыша, а также их притоков. Они – умелые охотники и рыбаки. Изначально эти люди жили лишь промыслом, а также собирали то, что дает лес. Поэтому среди хантов культ поклонения духам деревьев развит не меньше, чем почитание тотемных животных. Впрочем, начиная с XIX века, многие ханты занялись оленеводством.

Среда обитания и основной вид деятельности у вогулов и остяков, как их называли раньше, различны, а значит и жизненный уклад – другой.

Согласно переписи населения России 2010 года, численность народа ханты превышает 30 тысяч человек, манси намного меньше – всего около 12 тысяч представителей.

Жертвоприношения иконам

Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие.

Эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают.

Иногда ханты и манси мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах, которые есть почти в каждом доме, поскольку воспринимают эти лики как языческих божков. Так, верховного бога, именуемого Нум-Торум, здесь ассоциируют с Николаем Угодником, ведь именно к нему обращаются верующие, если нужна помощь в конкретном деле. Например, в охоте на лося. А богиня земли Калтась-эква воспринимается местными верующими как Богоматерь. С таким религиозным синкретизмом пока ничего не могут поделать православные священники, ведь на словах манси и ханты – христиане.

Празднуют убийство медведя

Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» – это повод устроить праздник всем жителям поселения. Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше.

Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа. Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми. На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты. Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера.

Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно. На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления. Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц.

Медвежий праздник – это альтернативная реальность, своеобразное зазеркалье, где мир духов переплетается с явью.

Допускают супружеские измены

Представители коренных народов Югры не следят строго за поведением своих дочерей, ведь добрачные связи не считаются среди них чем-то предосудительным. Наличие ребенка от другого мужчины никак не препятствует девушке, если она решила выйти замуж. С точки зрения жениха, это положительный момент, ведь его избранница доказала, что способна выносить и родить здоровое потомство.

А вот бесплодие – это реальная трагедия в глазах хантов и манси. Они даже допускают супружескую измену, если у женщины никак не получается забеременеть от мужа. В случае бесплодия первой избранницы, мужчине разрешается двоеженство.

Эти люди считают, что тяжелые роды свидетельствуют о неверности дамы, ведь так ее наказывают сами боги – при рождении ребенка не от официального супруга она испытывает намного больше страданий и боли, чем порядочная женщина. А дела богов не касаются простых смертных. И каждое дитя принято встречать с радостью.

Кастрируют оленей зубами

Манси, как правило, держат большие стада оленей. Мясо этих животных употребляют в пищу, из шкур шьют традиционную одежду, рога и кости используются в изготовлении различных инструментов и домашней утвари. Иногда оленями расплачиваются при расчетах друг с другом.

В большом стаде оставляют одного (реже двух) самца-производителя. Он и осеменяет самок в период гона. Большинство подросших животных мужского пола кастрируют: иначе они начнут жестоко драться за оленух, что чревато потерями для хозяев. Кроме того, после оскопления бывшие самцы лучше набирают вес.

В старину, не имея необходимых инструментов и опасаясь заражения животных, манси надкусывали яйца подлежащих кастрации молодых оленей… собственными зубами. Это стало традицией, которой некоторые животноводы следуют до сих пор.

Едят содержимое оленьих желудков

Многие народы мира могут удивить своими национальными блюдами. И коренные жители Сибири – не исключение. Они едят не только внутренности оленей, но и содержимое их желудков. Этот деликатес называется «каныга», зимой он обычно состоит из полупереваренного ягеля, а летом – из листвы кустарников, травы, лишайников и грибов, подвергшихся воздействию желудочных соков оленя.

Считается, что каныга очень полезна, она способствует перевариванию животной пищи. Для обогащения витаминами и микроэлементами это блюдо употребляют вместе с северными ягодами: брусникой, голубикой и другими.

Кроме того, манси и ханты пьют кровь только что зарезанного оленя, а также едят костный мозг из голеней животного, разбивая их обухом топора. Сырое мясо, пока оно еще не остыло, по мнению аборигенов Югры, помогает от многих болезней, укрепляет иммунитет человека, придает ему сил и согревает изнутри, что немаловажно во время сильных морозов.

Кровная месть

Традиция кровной мести распространена среди хантов. Иногда семьи враждуют друг с другом на протяжении нескольких поколений. За убийство родственника здесь принято мстить семье виновника преступления.

Интересно, что этот обычай распространяется и на медведей. Если «хозяин тайги» лишит жизни охотника, пришедшего в лес за добычей, то сородич покойного должен отправиться в тайгу и покарать косолапого преступника. Причем труп такого медведя-убийцы полагается сжечь, и никакого праздника в его честь не устраивать.

Играют на 27 инструментах

Музыкальная культура обских угров гораздо богаче и разнообразнее, чем у большинства их соседей. Так, ханты и манси издавна научились изготавливать разнообразные струнно-щипковые инструменты. Исследователи насчитали 27 их видов, каждый из которых связан с каким-то тотемным животным или языческим ритуалом. К примеру, семиструнная арфа – это лебедь. А есть еще тумран, нарс-юх, нерыпь, кугель-юх, нин-юх и многие другие музыкальные инструменты.

Обряд воздушного погребения

Одной из древнейших похоронных традиций является воздушное погребение. Хотя слово «погребение» здесь явно не подходит, ведь тело покойного во время похорон подвешивают на специальной перекладине или оставляют на высоком помосте в особом месте. Так делают некоторые народы, придерживающиеся языческих верований, чтобы душа человека могла улететь по воздуху в иной мир для следующего воплощения.

Своих усопших хоронят таким образом не только отдельные ханты и манси, но и некоторые ненцы, нганасаны, ительмены, якуты, тувинцы, алтайцы и другие, в том числе и ирокезы Северной Америки.

Самоназвание хантов (хантэ) восходит к финно-угорскому слову со значением «община, сообщество, объединение».
Русские называли их «остяками», позаимствовав это слово у татар (у тюркских народов термин иштяк - «чужаки» - служил для обозначения инородческого языческого населения). Это название официально использовалось до 30-х годов ХХ века.

Изначально ханты не были единым народом. По русским источникам XVI-XVII веков известно о существовании по крайней мере двух групп хантов - северных и южных.

Южные ханты испытывали давление со стороны сибирских татар. Поэтому, хотя ханты и оказали сопротивление Ермаку, но впоследствии приняли активное участие в покорении русскими Западной Сибири. Именно с их помощью было подчинены татаро-селькупские государства - Сургутское княжество и Пегая Орда.

В Российской империи численность хантов непрерывно возрастала, достигнув к конце XIX века 23 000 человек. Но с тех пор она замерла на этой отметке.

Причиной тому была экономическая и национально-культурная политика Советской власти, приводившей к печальным последствиям для малых народов Сибири: ограблению под видом «раскулачивания» и коллективизации, преследованию и уничтожению шаманов и представителей родовой верхушки, осквернению священных мест и т. д. Ханты сопротивлялись этой политике, как могли. Символом их открытого протеста стало Казымское восстание 1931-34 годов.
Сохранились сведения об одном из собраний мятежников, где его участники примерно так сформулировали свои претензии: «Туземцам стало жить невозможно, русские стали туземцев притеснять, отбирать оленей, насильно заставлять сдавать пушнину и рыбу, возить лес. Детей стали отбирать в школу...» В итоге и появился призыв «выжить всех русских из тундры».

Поначалу дело обходилось без крови, власти шли на уступки требованиям туземцев. Но в декабре 1933 года мятежники захватили группу советских работников, прибывших для переговоров, и убили пять человек. Это было кульминационным моментом всего восстания, на пути которого встали сотрудники ОГПУ. Короткий бой между туземцами и опергруппой ОГПУ состоялся лишь однажды: остяк Г.Сенгепов с женой затеяли перестрелку с карательным отрядом, в результате чего погибли сами и застрелили трех бойцов опергруппы. Старожилы и свидетели ареста восставших рассказывали, что при этом погибло два-три десятка мирных жителей: жены и даже дети кочевников.

Опергруппа ОГПУ

За февраль-март 1934 года было арестовано почти 90 человек. Суд проходил с 25 июня по 25 июля 1934 года. Было предъявлено 52 обвинения: 11 человек были приговорены к расстрелу, 3 оправданы, остальные получили различные сроки тюремного заключения. В 1993 году прокуратура Тюменской области отказала в реабилитации 49 участникам Казымского восстания.

Следующий страшный удар по традиционному образу жизни хантов был нанесен в 1960-80-е годы в ходе индустриального «освоения» природных богатств западносибирских недр. Именно земля хантов - Среднее Приобье - стало основной территорией развития нефте- и газодобычи в Западной Сибири, сопряжённого с варварским разрушением экологической системы, уничтожением природной основы существования хантыйского этноса. В разрушении экологического пространства сыграли роль и лесоразработки, и строительство дорог и нефтепроводов, и хищнический промышленный лов рыбы.

Но советский период сыграл и положительную роль в истории народа хантов. Ведь даже в первые десятилетия ХХ века ханты все еще не составляли единого этноса. Южные ханты называли северных «другим народом». Их консолидация в единый народ произошла в последние 50—60 лет, после создания Ханты-Мансийского автономного округа.

Традиционная культура хантов во многом схожа с культурой народа манси, о которой я уже рассказывал .
Поэтому, чтобы не повторяться, поговорим о том, что в понятии хантов означает красивый человек.

Представления хантов о красоте весьма своеобразны. Физической красоте придавалось отнюдь не первостепенное значение. В понятие «Хорасым-ими» (красивая женщина) вкладывался смысл красиво одетой женщины: если женщина в красиво сшитом костюме, значит, она рукодельница - проворная, работящая, не болтливая.

При выборе невесты на возраст и красоту будущей снохи отец жениха не обращает внимания. От будущей жены своего сына он требует лишь работоспособности. Впрочем, ханты, даже в том случае, когда вступают в брак самостоятельно, возрастом и эстетическими мотивами в выборе жены не руководствуются. При вступлении в брак обращают внимание на здоровье женщины, ее физическую выносливость. Главные ее достоинства - плодовитость и умение обращаться с иголкой и наперстком, и лишь в последнюю очередь - свойства характера и внешность.

Физической красоте мужчины уделяется еще меньше внимания. По одежде можно судить лишь о достатке мужчины. А оценивается он прежде всего по своему общественному положению, умению и способности к промыслам - охоте, рыболовству, оленеводству. В сказаниях хантов об одном богатыре говорится, что он «еще с малолетства был прекрасный охотник: не пропускал мимо себя ни одного зверя, бегающего по земле, ни одной птицы, летающей в воздухе».

Сила богатыря, а также его мужская зрелость в хантыйских легендах определялись по умению изготовить богатырский лук и натянуть на него тетиву. Каждый из родителей гордился дочерью, «держащей иглу и работающей концами пальцев», и еще больше - сыном, «мужем-богатырем, держащим лук в руке». Впрочем, продемонстрировать свою силу богатырь мог и без применения боевого оружия: к примеру, съесть в одиночку большую щуку.

Единственным физическим признаком красоты являются длинные волосы. Не случайно, почти все хантыйские божества имеют косы. Поэтому плешивому человеку трудно добиться уважения в глазах хантов.

Кондихо, кандаяхи : Современный этноним от к о н д и х о, к а н д а я х и, х а н д о х о - "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов.

Основная территория расселения

Живут в Тюменской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, в бассейне р.Обь и по ее притокам.

Численность

Численность по переписям: 1897 - 17221, 1926 - 17334, 1959 -19410, 1970 - 2II38, 1979 - 20934, 1989 - 22521.

Этнические и этнографические группы

Этническая культура хантов неоднородна. Территориально выделяются три этнографические группы, соответствующе диалектному делению хантыйского языка. Эти группы, в свою очередь, делятся на территориальные, представители которых, как правило, расселяются в бассейне одной реки.

Антропологические характеристики

Атропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна, в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы.

Язык

хантыйский : Хантыйский язык входит в угорскую группу уральской языковой семьи и делится на три группы диалектов - северную, с четырьмя диалектами, южную, с тремя диалектами и восточную, с тремя диалектами. Внутри диалектов выделяются наречия.

Писменность

Диалектарная раздробленность затрудняла создание письменности. В 1879 году букварь на одном из диалектов хантыйского языка издал Н. Григоровский. В последствии, священником И.Егоровым на обдорском диалекте создан букварь хантыйского языка, который затем был переведен на ваховско-васюганский диалект. В начале, 1930-е гг. основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 г. в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком.

Религия

Православие : После прихода в Сибирь русских, ханты были христианизированы. Процесс этот был неравномерным и коснулся, прежде всего тех групп хантов, которые испытывали разностороннее влияние русских переселенцев (южные ханты). У прочих групп отмечается наличие религиозного синкретизма, выражающегося в адаптации ряда христианских догм, при преобладании культурной функции традиционной мировоззренческой системы.

Этногенез и этническая история

Северные ханты. Генезис их культуры археологи связывают о усть-полуйской культурой (конец I тыс. до н.э. - начало I тыс н.э.), локализованной в бассейне р. Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Это северная, таежная промысловая культура, многие традиции которой, на следуют современные северные ханты.
С середины II тыс. н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальные контактов, ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (т.н. семь ненецких родов хантыйского происхождения).
Южные ханты. Расселяются вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии, значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, позднее русские.
Восточные ханты. Расселяются в Среднем Приобье и по притокам: Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северосибирские черта культуры, восходящие к уральскому населению - тягловое собаководство, долбленая лодки, преобладание распашной одежды, берестяная утварь, промысловая экономика. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно - Южно - Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов, последующее культурное "расхождение", формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами.

Хозяйство

Для северных хантов свойственно охотничье рыболовецкое хозяйство, жилище тапа землянки и чума, упряжное собаководство (вероятно до ХVIП в.), камусные лыжи, распашная одежда из шкур и рыбьей кожи, составная долбленая лодка, деревянная И берестяная утварь.
В среде северных хантов самодийское оленеводство распространяется на юг до Березова и бассейна р. Казым. В культуре хантов оно представлено в таежном, транспортном варианте, с обычным для оленеводческой традиции набором культурных элементов - олений транспорт, частично жилище, комплекс зимней "глухой" одежды, утварь, изменением некоторых норм общественной жизни (собственность на оленей и их наследование, меты собственности), мировоззрения (олень в погребальном обряде). В сфере оленеводства северные ханты довольно активно взаимодействовали с коми-ижемцами.
Южные ханты. При наличии промыслового комплекса, им известно скотоводство и земледелие.

Традиционные поселения и жилища

Ханты вели полуоседлый образ жизни. В этой связи у них у них были представлены постоянные заимние и временные весенне/летне/осенние поселения (юрты). Зимние поселения были более многолюдны. Поселения имели свободную планировку и располагались в местах промыслов.
Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у обских угров выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений.
- кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков);
- постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Сев.Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь);
- постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва);
- постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки);
- постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда).
Жилища хантов очень разнообразны. Зимние - землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей. Отопление при помощи чувала. По периметру стен нары. Возможны локальные конструктивные варианты. В качестве зимнего жилища строились срубные постройки.
Более разнообразными по форме (коническая, двухскатная, односкатная, сферическая и т.п.) являются сезонные постройки. Они строились из жердей и покрывались берестой.

Библиография и источники

Общие работы

  • Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб., 2000./Федорова Е.Г.
  • Рыболовы и охотники бассейна Оби:проблемы формирования культуры хантов и магнси.СПб., 2000./Федорова Е.Г.
  • Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992./Кулемзин В.М., Лукина Н.В.

Отдельные аспекты

  • Обские угры (ханты и манси). Серия "Народы и культуры". Вып. 7. М., 1992.
  • Жилище народов Сибири. (Опыт типологии). М., 1998./Соколова З.П.
  • Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984./Кулемзин В.М.

Отдельные региональные группы

  • Формирование материальной культуры хантов. (Восточная этнографическая группа). Томск, 1985./Лукина Н.В.
  • Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов // Материалы по этнографии Сибири ХVIII в. ТИЭ. 1947. Т. 5/Зуев В.Ф.
  • Васюганско-ваховские ханты в конце ХIХ - начале ХХ вв. Этнографические очерки. Томск, 1977/Кулемзин В.М., Лукина Н.В.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»