Можайское благочиние. Памятка тем, кто хочет научиться жить с богом

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Уроки добротолюбия / Мороз А.А. Берсенева Т.А.
Что такое хорошо и что такое плохо
Извечный вопрос: «Что такое хорошо и что такое пло­хо»? От ответа на него во многом зависит вся внутренняя и внешняя деятельность человека, спасение или погибель его души. Как мы уже с вами говорили выше, согласно право­славному учению, хорошо то, что способствует духовному совершенствованию и спасению души, а плохо то, что вре­дит и мешает этому спасению.

Исходя из этого, многое из того, что людьми современно­го общества почитается достойным и хорошим, на самом деле является плохим и гибельным.

Например, если люди живут идеями потребления и удо­вольствий, то для них самое главное в жизни - деньги, власть, слава, плотские удовольствия. И для достижения этого они готовы на любые, зачастую даже безнравственные, поступки.

Так, мы часто видим, как герой боевика убивает и кале­чит других людей для того, чтобы добыть деньги, стать бо­гатым. Как люди предают друг друга, грабят, воруют, обма­нывают - и все это только для одного: стать богатыми и «наслаждаться жизнью». Часто люди ведут распущенную, безнравственную жизнь, становятся проститутками, банди­тами, наркоманами и алкоголиками, при этом многие из них считают, что живут правильно, хорошо, ибо делают, по их мнению, что хотят и берут от жизни все.

На самом деле они убивают себя духовно и телесно и ни­когда не бывают по-настоящему счастливы. Духовно - пото­му что отдаляют себя от Бога и предают в рабство страстям, физически - потому что порочный образ жизни расшатыва­ет и разрушает психику, подрывает физическое здоровье. Погоня за ложным «счастьем», жизнь по неверным идеалам приводят к духовной гибели грешника, обрекают его душу на вечные муки.

Вопросы на понимание

1. В чем смысл человеческой жизни?

2. Как определить, «что такое хорошо и что такое плохо»?

3. Почему у разных людей разное понимание жизненных ценностей?

Жизнь с Богом

Бог создал человека для соучастия в той радости и счас­тье, в котором пребывает Он Сам - Творец вселенной. По­скольку человек создан по образу Божию и призван к Богоуподоблению, то обрести полное счастье, внутренний мир он может, только живя и соединяясь с Богом, идя по пути духовного совершенствования.

Для следования по этому пути человеку дана совесть, даны заповеди, а с пришествием Иисуса Христа - Евангелие и учение апостолов. С момента грехопадения человек стал меньше прислушиваться к голосу своей совести и стал часто поступать наперекор ей. По­этому понадобились внешние законы, которые помогали бы человеку правильно разбирать­ся в том, что хорошо, а что плохо. Так Богом были даны заповеди Моисею, а через него всему его народу. Но люди, как они ни старались, не мог­ли полностью исполнить все законы и постановления Бо­жий, потому что в них жила наследственная склонность ко греху. И только с пришестви­ем Богочеловека Иисуса Хрис­та, благодаря Его крестным страданиям во искупление гре­хов рода человеческого, всем, уверовавшим в Него и крес­тившимся, дана сила до конца побеждать живущий в человеке грех.

Когда человек живет по за­кону своей совести, в общении с окружающими людьми руководствуется заповедями и учением Иисуса Христа, то он живет с Богом. Дух Святой всегда помогает такому чело­веку, и он постепенно просветляется и, в конце концов, ста­новится святым, т.е. исполняет свою главную жизненную задачу.

Но это дается очень нелегко. На пути к святости челове­ку приходится преодолевать различные искушения. Иску­шение - это соблазн, желание поступить по-греховному, а не по-Божиему, чтобы испытать ту сладость и удоволь­ствие, которые может кратковременно принести соделанный грех. И действительно, при совершении греха человек обыч­но испытывает плотское возбуждение, своеобразную плотс­кую радость. Но она быстро проходит, и в душе остается только пустота и горечь от содеянного греха.

Например, мама запретила брать конфеты, но, когда она ушла на работу, дети тайком вскрыли коробку со сластями и съели часть конфет. Когда они ели, им было вкусно, и они испытывали удовольствие. Но потом стало стыдно, что не послушались маму. Долгое время еще мучил страх, что ско­ро родители узнают о проступке и будут ругать и накажут за это, по сути дела, воровство.

Соблазн в данной ситуации состоял в том, что детям хо­телось получить удовольствие от конфет, но это было запре­щено мамой. Если бы дети преодолели свое желание ради послушания родителям, то они не совершили бы грех, а, наоборот, укрепили бы в себе добродетель терпения и по­слушания.

Закон духовной жизни гласит, что каждая победа над со­блазном, искушением укрепляет добродетели человека, уве­личивает его духовную силу, и, наоборот, каждый грехов­ный поступок усиливает страсти и власть греха (диавола) над человеком. Бог всегда помогает в борьбе с соблазнами и грехом, но человек при этом борется сам. И еще: каждому человеку Богом попускаются только такие искушения, ко­торые он может перенести. Может быть, на пределе своих духовных сил, но не выше их. Именно в борьбе с искушениями и соблазнами, при преодолении их, и проис­ходит духовный рост человека, его преобразование по подо­бию Божиему.

Вопросы на понимание

1. Зачем человеку жить по заповедям Божиим?

2. Что такое искушение и соблазны?

3. Нужно ли бороться со своими греховными желаниями или можно жить, как захочется?

4. Что дает преодоление искушений?

5. Какой закон духовной жизни ты знаешь?

6. Помогает ли нам Бог при борьбе с искушениями и соблазнами?

7. Что значит жизнь с Богом?

Что значит предать свою жизнь Господу Богу?

высказывания Святых Отцов

Бог есть всякое благо и, вселяясь в душу, ис­полняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество.

Святитель Григорий Богослов

Отчего вся природа и все в природе мудро и в порядке изумительном круговращается? Оттого, что Сам Творец ею распоряжается и ею управляет. Отчего в природе че­ловека - венца творения - столько беспорядков? Отчего в жизни его столько неустройств и безобразий? Оттого, что он сам вздумал распоряжаться собой, помимо воли и разума Творца своего. Человек - грешник! Предай всего себя, всю свою жизнь Господу Богу твоему, и вся жизнь твоя будет круговращаться в мудром, прекрасном, вели­чественном и животворном порядке, и вся она будет прекрасна, как у святых Божиих человеков, кои предали себя всецело Христу Богу и коих Церковь предлагает нам ежедневно в пример для подражания.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими

К сожалению, большинство людей современного общества живут, не соблюдая заповеди Божий и не слушая голоса сво­ей совести. Живут чисто плотскими интересами, не помыш­ляя о духовной жизни и преобразовании себя по образу и подобию Божию. Смысл своей жизни такие люди видят в наиболее полном удовлетворении всех своих желаний и страстных стремлений. Это, по их мнению, и является сча­стьем.

Но так как материальные интересы у разных людей час­то совершенно противоположны, то они вступают друг с другом в конфликты, ненавидят и даже убивают друг дру­га. И действительно, если самое главное в этой жизни - мое «Я», мои желания, мои удовольствия, то что мне до других, до их забот и страданий? Другие люди при этом рассматри­ваются или как возможный источник удовольствий, или как пустое место, если они не затрагивают интересов данно­го лица, или как досадная помеха на пути к поставленной цели.

Естественно, при таком отношении к окружающим лю­дям ни о какой настоящей любви, жертвенности, искренней заботе об окружающих не может быть и речи. «Мой дом -моя крепость», «это твои проблемы» - такие отношения между людьми все в большей и большей степени становятся порочной нормой.

Когда человек в своей жизни преследует только две цели: поиск удовольствий и стремление избежать страдания, то страдание и горе становятся неизбежными спутниками об­щества, где живут подобные идеалы.

Дело в том, что заповеди Божий являются главными за­конами духовной жизни. И по своей значимости они не только равны законам материального мира, но и превыша­ют их. Так, если человек не будет жить соответственно с законами материального мира (например, попытается ды­шать под водой), то он неизбежно погибнет. Точно так же, если человек нарушает заповеди Божий, то он лишается Божественной помощи, искажает свою внутреннюю сущ­ность и обрекает себя на духовную, а зачастую и физичес­кую погибель. На духовную - потому что лишает себя гря­дущего Царства Небесного, а на физическую - потому что от него отступает Ангел-хранитель, и он отдает себя во власть сатаны. Падший же дух может только разрушать и разрушаться, поэтому и все его вольные и невольные после­дователи обречены на неизбежную гибель.

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими, не может принести счастье. Ведь счастье человека не зависит от ко­личества имеющихся у него денег или другого имущества. Счастье - это внутреннее состояние человеческой души, которое может быть только у того, кто живет с Богом, живет по Его заповедям. Потому что источник настоящего счастья - это Бог, и жизнь, чуждая Его, счастья принести не может.

ВОПРОСЫ на понимание

1. Чем по своей сути являются заповеди Божий?

2. Чем вызвана необходимость соблюдения заповедей?

3. Почему многие люди не соблюдают заповеди Божий?

4. Что такое счастье? При каких обстоятельствах возможно достижение счастья всех людей нашего общества?

5. К чему приводит жизнь без Бога?

Прочти еще раз заповеди Божий и постарайся выучить их наизусть.

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу и что в воде ниже земли; и не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Вог твой.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, и день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть пер­вая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлю­би ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди Божий - это духовные законы нашего мира, и нарушение их приводит к духовной, а часто и физической гибели. Поэтому их надо не только знать, но и ежедневно сверять по ним свои мысли, слова и поступки.

Не спеша подумай

Закон Господа совершенен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа пра­ведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; <.„> и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

(Пс. 18, 8-12)

Работа со словарем

Высказывания Святых Отцов

Авва Исайя

Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: через малые грехи диавол ведет к великим.

Святой праведный Иоанн Кроиітадтский

Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме.

Святитель Григорий Богослов

О Вопрос к священнику: Грех ли, если я курю?

Ответ. Да, грех. Недаром говорят: курить - бесам кадить.

Грех здесь в том, что жизнь и здоровье воспринимают­ся как личная собственность, которую можно разбаза­ривать по своему усмотрению, а не как дар Божий, полученный на добрые дела. Фактически курильщик грешит против шестой заповеди, потому что никоти­ном медленно убивает себя. Против этой заповеди гре­шат и алкоголики, и наркоманы.

По благословению Архиепископа Брюссельского и Бельгийского СИМОНА
Учебное пособие для среднего школьного возраста

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Папы Пия XII . - 1952. - 11 с.
  • Арсеньев Н. С. Единый поток жизни. - 1973. - 298 с.
  • Арсеньев Н. С. О Достоевском. - 1972. - 64 с.
  • Арсеньев Н. С. О жизни преизбыточествующей. - 1986. - 277 с.
  • Байгачев И. Н. Спаситель мира: Евангелие для детей. - 1956. - 88 с.
  • Беломорский А. Православие и папство. 1965. - 36 с.
  • Беломорский А. Правы ли отрицатели религии. - 1965. - 91 с.
  • Беломорский А. Что значит быть православным? - 1954. - 55 с.
  • Бем А. Л. Церковь и русский литературный язык. - 1988. - 84 с.
  • Библия для детей. - 1983. - 64 с.
  • Библия . - 1973. - 2357 с., 8 карт.
  • Библия . - 1983. - 2535 с.
  • Библия . - 1989. - 2535 с., 8 карт.
  • Беломорский А. , иеромонах . Вселенский Собор : Слово Папы Иоанна XXIII при открытии II-го Ватиканского собора . - 1963. - 40 с.
  • Беломорский А. , иеромонах . О первенстве святого славного и всехвального апостола Петра : Как понимал его святой отец и учитель Церкви Иоанн Златоуст . - 1962. - 24 с.
  • Божественная литургия: [Объяснение]. - 1963. - 40 с.
  • Божественная литургия: Нотный сборник. - 1976. - 364 с.
  • Большаков С. На высотах духа. - 1971. - 48 с.
  • [Борисов Александр, свящ.] Начало пути христианина: В помощь катехизатору. - 1990. - 48 с.
  • [Борисов Александр, свящ.]. Начало пути христианина: В помощь катехизатору. - 1989. - 48 с.
  • Босси Г. Он и я. - 1961. - 99 с.
  • Буйе Л. О Библии и Евангелии. - 1965. - 232 с.
  • Буйе Л. О Библии и Евангелии. - 1988. - 232 с.
  • Ванеев А. А. Два года в Абези: В память о Л. П. Карсавине. - 1990. - 386 с.
  • Ватиканский Собор II: Декларация о религиозной свободе. 1967. 16 с. Декларация о христианском воспитании. 1968. 15 с. Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям. 1967. 8 с. Декларация о восточных католических Церквях. 1968. 15 с. Декрет о миссионерской деятельности Церкви. 1968. 46 с. Декрет о пастырской должности епископа Церкви. 1967. 31 с. Декрет о подготовке к священству. 1967. 20 с. Декрет о служении и жизни священников. 1967. 37 с. Декрет о средствах социального сообщения. 1968. 15 с. Декрет «Об апостольстве мирян». 1967. 36 с. Декрет об обновлении монашеской жизни с применением её к современным условиям. 1968. 16 с. Догматическая Конституция «О Божественном Откровении». 1967. 22 с. Догматическое Постановление о Церкви. 1966. 75 с. Конституция «О богослужении». 1967. 39 с. Об экуменизме: Постановление Ватиканского Собора. 1965. 22 с. Пастырская Конституция «Радость и надежда»: О Церкви в современном мире. 1967. 102 с. Указатели к документам Ватиканского Собора. 1975. 57 с.
  • Вениамин (Милов), епископ. Чтение по литургическому богословию. 1977. 344 с.
  • Вианней Ж.-М. Проповеди и уроки Закона Божия. 1969. 282 с.
  • Виновска М. Маранафа. 1970. 148 с.
  • Виновска М. Тайна Максимилиана Кольбе. 1972. 174 с.
  • Воротников А. Подвижник Карл Фуко. 1956. 48 с.
  • Гаврилов М. Н. Льва Великого, Папы Римского… житие. 1953. 48 с.
  • Гаврилов М. Н. Ватикан. Война и мир. 1953. 27 с.
  • Гаврилов М. Н. Духовные основы русской культуры: Основные идеи творчества Ф. М. Достоевского. 1954. 24 с.
  • Гаврилов М. Н. Новые явления миру Пресвятой Богородицы: Повесть о Фатиме… 1949. 29 с.
  • Гаврилов М. Н. Православие и Ферраро-Флорентийский собор. 1954. 16 с.
  • Гаврилов М. Н. Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец. 1950. 32 с.
  • Гаврилов М. Н. Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец. 1987. 32 с.
  • Гаврилов М. Н. Тайна Рождества и Успения Пресвятой Богородицы. 1950. 17 с.
  • Гаврилов М. Н. Туринская плащаница: Описание и научное объяснение. 1964. 24 с.
  • Гаврилов М. Н. Ферраро-Флорентийский собор и Русь. 1955. 28 с.
  • Гейтерс Г. Краткое изложение христианской жизни. 1946. 32 с.
  • Георгий, блаженный. Акафист Божией Матери. 1954. 55 с.
  • Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии. 1963. 38 с.
  • Гоголь Н. В. Размышления о Божественной литургии. 1976. 38 с.
  • Гуардини Р. О Боге живом. 1962. 74 с.
  • Гуардини Р. Познание веры. 1955. 80 с.
  • Дидимов П. Пути Господни неисповедимы. 1952. 44 с.
  • Дондейн А. Христианская вера и современная мысль. 1974. 284 с.
  • Дондейн А. Христианство может и должно быть силой миролюбия в современном мире. 1974. 15 с.
  • Дудко Димитрий, прот. Вовремя и не вовремя. 1978. 327 с.
  • Евангелие от Луки и Деяния апостолов. 1989. 128 с.
  • Евангельское повествование: Слово жизни вечной / прот. Иоанн Корниевский, ред. и сост. 1959. 508 с.
  • Желудков Сергий, свящ., Любарский К. А. Христианство и атеизм. 1982. 241 с.
  • Зандер В. Христос - новая Пасха. 1964. 31 с.
  • Зандер В. Христос - новая Пасха. 1988. 38 с.
  • Иванов В. И. Духовные стихи. 1986. 57 с.
  • Иванов В. И. Собр. Соч. В 4-х томах: Т. 1. 1971. 872 с.; Т. 2. 1974. 852 с.; Т. 3. 1979. 896 с.; Т. 4. 1987. 800 с.
  • Иванов В. И. Эссе, статьи, переводы. 1985. 221 с.
  • Извольская Е. А. Американские святые и подвижники. 1959. 199 с.
  • Извольская Е. А. Явления Гуадалупской Бохией Матери. 1965. 24 с.
  • Ильин В. Н. Арфа царя Давида в русской поэзии. 1960. 77 с.
  • Иоанн (Шаховской), архиепископ. Удивительная земля. 1983. 95 с.
  • Каррель А. О молитве; Ладриер Ж. Как научная деятельность включается в христианскую жизнь / Серия: Религия, философия и наука. 1967. 31 с.
  • Каррель А. Путешествие в Лурд. 1951. 20 с.
  • Карсавин Л. П. Католичество. 1974. 151 с.
  • Карух М. Шарль де Фуко и его последователи. 1968. 182 с.
  • Клостер И. Вечная юность. 1962. 86 с.
  • Ключ к пониманию Библии. 1960. 24 с.
  • Ключ к пониманию Священного Писания. 1982. 698 с.
  • Кологривов Иоанн, иеромонах Очерки по истории русской святости. 1961. 419 с.
  • Куртуа Р. Что говорят о Боге современные ученые? 1960. 62 с.
  • Лев Ж. Великие учители молитвы. 1986. 214 с.
  • Легион Пресвятой Богородицы: Информационная брошюра с выдержками из «Руководства Легиона» / Ставровский А.В, Ильин В. Н. перевод и редакция. 1963. 99 с.
  • Лелотт Ф. Где Правда? 1962. 80 с.
  • Лелотт Ф. Решение проблемы жизни: Христианское мировоззрение. 1959. 390 с.
  • Лобье де П. Социальная доктрина католической Церкви. 1989. 254 с.
  • Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа, тело. 1978. 183 с.
  • Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа, тело. 1988. 183 с.
  • М. В. [Волконская Мария] и С. Т. [Тышкевич Станислав]). Дон Боско - друг беспризорных. 1951. 52 с.
  • Мень Александр, прот. Истоки религии. 1981. 428 с.
  • Мень Александр, прот. Как читать Библию. 1981. 228 с.
  • Мень Александр, прот. Небо на земле. 1969. 236 с.
  • Мень Александр, прот. Сын Человеческий. 1976. 327 с.
  • Мень Александр, прот. Сын Человеческий. 1983. 494 с.
  • Мень Александр, прот. Таинство, слово и образ. 1980. 285 с.
  • Мережковский Д. С. Испанские мистики. 1988. 378 с.
  • Мережковский Д. С. Реформаторы: Лютер, Кальвин, Паскаль. 1990. 137 с., XI; 100, XV; 177 и 47 с.
  • Молитвенник для католиков латинского обряда. 1979. 144 с.
  • Молитвенник для католиков латинского обряда: Господу помолимся. 1949. 159 с.
  • Молитвенник. 1980. 502 с.
  • Молитвенник. 1989. 510 с.
  • Молитвенник: Миром Господу помолимся. 1948. 76 с.
  • Монфор Гриньон, де. Тайна Пресвятой Богородицы. 1953. 70 с.
  • Мориак Ф. Во что я верю. 1981. 110 с.
  • Моррен Л. Бог свободен и связан. 1990. 143 с.
  • Неведомая стихия. 1967. 200 с.
  • Никодим (Ротов), митр. Иоанн ХХШ, Папа Римский. 1986. 756 с.
  • Николай (Ярушевич), митр. Радость и утешение христианина. 1991. 181 с.
  • Новый Завет и Псалтирь. 1985. 1023 с.
  • Новый Завет. 1964-1965. 758 с., 2 карты.
  • Новый Завет. 1979. 758 с.
  • Новый Завет. 1989. 790 с., 8 карт.
  • Новый Завет. 1990. 758 с., 2 карты.
  • Новый мир. 1957. 93 с.
  • Новый мир. 1961. 94 с.
  • Окружное послание Папы Иоанна XXIII «Вечная Премудрость Божия». 1962. 24 с.
  • Окружное послание Папы Иоанна XXIII «Мать и наставница». 1962. 77 с.
  • Окружное послание Папы Иоанна XXIII «Мир на земле». 1963. 51 с.
  • Окружное послание Папы Павла VI «О всестороннем развитии народов». [Б.г.]. 69 с.
  • Окружное послание Папы Пия XII «Сияющий венец славы». 1954. 30 с.
  • Отечник. 1963. 549 с.
  • Павлов А. Откуда явилось все это? 1972. 132 с.
  • Папские послания Льва XIII, Пия XI и Пия XII «О положении трудящихся». 1942. 115 с.
  • Пение на литургии Св. Иоанна Златоуста. 1976. 51 с.
  • Перспективы для ума и сердца. 1962. 92 с.
  • Повесть о Фатиме, величайшем чуде нашего времени. 1962. 127 с.
  • Поль, аббат. Замысел Божий и чудеса его милосердной любви: Изложение христианского вероучения. 1990. 496 с.
  • Поснов М. Э. История христианской Церкви до разделения Церквей (1054 г.). 1964. 614 с.
  • Поснов М. Э. История христианской Церкви до разделения Церквей (1054 г.): Юбилейное издание. 1988. 614 с.
  • Потерянная драхма: Из материалов самиздата. 1986. 200 с.
  • Псалмы: Молитва народа Божия. 1965. 24 с.
  • Раннехристианские отцы Церкви. 1978. 734 с.
  • Ранние отцы Церкви. 1988. 734 с.
  • Ратцингер Иосиф. Введение в христианство. 1988. 318 с.
  • Ришом А. Винцент де Поль, или созидательная сила любви. 1968. 162 с.
  • Рождественское радиопослание Папы Пия XII. 1952. 26 с.
  • Свет и жизнь. 1990. 568 с.
  • Светлов Э. [Мень Александр, прот.]. В поисках пути истины и жизни. Т. 1. Истоки религии. 1970. 415 с. Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей. 1971. 669 с. Т. 3. У врат молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине I-го тысячелетия до н. э. 1971. 332 с. (Второе издание 1986). Т. 4. Дионис, логос, судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. 1972. 396 с. Т. 5. Вестники царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации «ХШ - IV века до н. э.». 1972. 647 с. (2 изд. 1986). Т. 6. На пороге Нового Завета: От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. 1983. 827 с.
  • Сенкевич Г. Камо грядеши? 1981. 528 с.
  • Сергиев Иоанн [Кронштадтский], прот. Моя жизнь во Христе. 1988. 64 с.
  • Сирот И. М. Русские пословицы библейского происхождения. 1985. 112 с.
  • Словарь библейского богословия. 1974. 1287, Х с.
  • Словарь библейского богословия. 1990.
  • Смерти нет. 1954. 75 с.
  • Сокрытые сокровища и новая жизнь: Археологические открытия и Евангелие. 1959. 193 с.
  • Соловьев В. С. Духовные основы жизни. 1958. 143 с.
  • Соловьев В. С. Духовные основы жизни. 1973. 143 с.
  • Соловьев В. С. Духовные основы жизни. 1982. 143 с.
  • Соловьев В. С. О христианском единстве. 1967. 489 с.
  • Соловьев В. С. Русская идея. 1952. 32 с.
  • Соловьев В. С. Русская идея. 1964.
  • Соловьев В. С. Русская идея. 1987.
  • Соловьев В. С. Собр. соч. в 12 томах (6 книгах + том писем): Фототипическое издание. Т. I-II. 1966. 415 с. Т. III-IV. 1966. 658 С. Т. V-VI. 1966. 486 с. Т. VII-VIII. 1966. 722 с. Т. IX-X. 1966. 527 с. Т. XI-XII. 1969. 674 с. Письма (4 тома и приложение в одной книге). 1970.
  • Соловьев В. С. Стихотворения и шуточные пьесы. 1970. 241с.
  • Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. 1977. 434 с.
  • Тереза, св. Повесть об одной душе, ею самой описанной. 1955. 343 с.
  • Тиволье П. Современная молодежь обсуждает самый важный вопрос… 1963. 24 с.
  • Тиволье П. Спутник.искателя правды. Часть вторая. 1963. 511 с.
  • Тиволье П. Спутник искателя правды. Часть первая. 1963. 108с.
  • Трамон Р. Миссионерская эпопея Анны Марии Жавуэ. 1973. 160 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Единство Церкви и Византия. 1951. 139 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Католичество. 1950. 71 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Наставления о Святой Евхаристии русских подвижников благочестия и духовных писателей. Акафист ко причащению Святых Христовых Тайн. 1955. 109 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Наставления святого Тихона Задонского по социальному вопросу. 1955. 37 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Нерасторжимость христианского брака. 1955. 56 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Почему католики дорожат папством? 1961. 36 с.
  • Тышкевич Станислав, свящ. Церковь Богочеловека. 1958. 581 с.
  • Уайзмен Н. Фабиола: Повесть из древнеримской жизни. 1990. 216 с.
  • Феофан [Говоров] Затворник, еп. Путь ко спасению: Фототипическое издание. 1962. 509 с.
  • Фиртель X. Ирландец века. 1990. 186 с.
  • Фома Кемпийский. О подражании Христу / Пер. с лат. К. П. Победоносцева. (С приложением краткого молитвослова). 1949. 354+15 с.
  • Фома Кемпийский. О подражании Христу. 1983. 367 с.
  • Франк С. Л. Религия и наука / Серия «Религия, философия и наука», N 1. 1953. 28 с.
  • Франк С. Л. Смысл жизни. 1976. 171 с.
  • Фроссар А. Соль земли: О главных монашеских орденах с иллюстрациями самого автора. 1973. 137 с.
  • Хардуэн Р. Безграничное упование отца Б. Коттоленго. 1968. 144 с.
  • Цветник духовный: Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. Фототипическое издание. - 1972. - 234+111 с.
  • Цветочки Святого Франциска Ассизского. Фототипическое издание. - 1974. - 176 с.
  • Ширяев Б. Религиозные мотивы в русской поэзии. - 1960. - 80 с.
  • Шнакенбург Р. Новозаветная христология / Серия «Mysterium Salutis». Т. III, глава IV): Догматические основы Тайны Спасения. - 1986. - 160 с.
  • Щепина Е. (сост.) Повесть древняя, но вечно новая: Жизнь святого Августина и святой Моники. - [Б. г.] - 46 с.
  • Щепина Е. (сост.) Повесть древняя, но вечно новая: Жизнь святого Августина и святой Моники. - 1990. - 56 с.
  • Щукин Н. Свет Невечерний. - 1963. - 28 с.
  • Doudko D. Je crie ma foi. - 1980. - 302 p.
  • Ducarme J. Entretiens sur les ondes. - 1975. - 222 p.
  • Fatima e la conversione della Russia. - 1957. - 32 p.
  • Lotte antireligiosa in Russia. - [ S. a. ] - 72 p.
  • Morren L. Dieu est libre et lie. - 1975. - 131 p.
  • Pia XII et la Russie: Lettre apostolique «Sacro Vergente Anno». - 1952. - 38 p.
  • Rupp C. Message ecclesial de Solowiew. - 1974. - 603 p.
  • Rupp C. L’Oecumenisme: Wladimir Solowiew. - 1975. - 131 p.
  • Периодические издания:

    • «Жизнь с Богом». 1946-1963.
    • «Христианская жизнь». 1946-1947.
    • «Русский католический вестник». 1951-1952.
    • «Россия и вселенская церковь». 1953-1970.
    • «Логос». 1971-1988.

    Что означают слова Апостола: "Живу не к тому аз, но живет во мне Христос"? То, что у него нет уже своих хотений и смышлений, но качествуют одни хотения и смышления Христовы; только силы тела и дух были апостоловы, а действователем Христос. Как же это сталось? Просто: апостол отказался от своей воли и вполне покорился воле Божией.

    Как ветвь не своим живет соком, а соком древа, так и мы, если хотим жить истинно, должны жить не своим, так сказать, движением, а движениями, исходящими от Христа Спасителя. Его святая воля должна стать законом жизни нашей, исключающим всякое другое стороннее влияние, входящее в нас и принимающее качество властвующего и определяющего закона. Акт решимости на такую покорность воле Господа есть привитие нас к Нему, как к древу жизни; а пребывание в такой покорности есть пребывание в привитии к Нему, в общении жизни Его, или в таком к Нему отношении, по которому все Божественные "силы, яже к животу", беспрепятственно изливаются от Него в нас. Устройтесь так, и пойдут у вас крепость и сила нравственная, благоустроенность и благоплодность жизни; и все это начнет делаться так, что вы сами не отдадите себе отчета, откуда что у вас берется, откуда это благоразумие и находчивость в средствах, это умение распорядиться ими и привести в исполнение в свое время, в своей мере и в своем месте. Тайна такой жизни вот в чем: когда образуется покорность воле Божией неразмышляющая, тогда "Бог есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении"; а где Бог, - чего там нет!

    Таким образом, если хочешь такого совершенства и блага, то устрой жизнь свою так, чтобы всякий твой шаг, всякое твое действие, внутреннее и внешнее, было исполнением воли Божией, исполнением сознательным, но беспрекословным и неразмышляющим, - и получишь его. А для того вот что сделай: вникни хорошенько в свое состояние и положение; потом разверни слово Божие, выбери оттуда все правила, которые преимущественно пред другими идут к твоему состоянию и положению, и определи ими, - как следует тебе действовать и какое иметь расположение во всех случайностях жизни твоей. Определив же это, и положи действовать не иначе, как по сему начертанию, не размышляя о последствиях, приложив даже к первой решимости термин: "до положения живота", то есть хоть бы умереть, а не отступать от сознанной воли Божией.

    К примеру, вы - муж и жена; посмотрите же, что вам предписано от Господа, так и расположите жизнь: муж, люби свою жену, а жена, люби и слушайся во всем мужа. Вы - мать и отец: посмотрите, как предписано вам действовать в слове Божием, и положите себе неуклонно действовать так, а не иначе. Вы сын и дочь: разузнайте, что написано о вас в Писании, и благо вам будет, и станете вы юношами и девами, благообразными пред Богом и людьми. Примером же расположающихся ныне повсюду эмансипированных, разнузданных девиц и юношей не увлекайтесь и знайте, что это богомерзкий, богопротивный, проклятый образ жизни и поведения… Ты - судья: посмотри же, как написано в слове Божием производить суды, так и суди; ты - купец и торговец: посмотри, как велено вести торги, так и веди; ты - слуга: посмотри, что указано слугам, по тому и поступай. Словом, всякий подробно разузнай, какие идут к нему определения воли Божией, и разгляди по ним жизнь твою, распиши все это, как на картине, чтоб для тебя ясно было - как и в чем исполнять волю Божию.

    Определив таким образом, положи потом исполнять то без размышления и особенно не размышляй о последствиях. В том-то и состоит отличительная черта истинной покорности воле Божией, чтобы, познав ее, творить без размышления. В этом случае говори себе всякий раз в сердце своем: знаю, что вот тут именно такая-то воля Божия, и исполню ее непременно; а что потом будет, рассуждать о том не мое дело. Господь, давший закон, все видит и промыслит о последующем. И какой бы ни случился случай, относительно которого ты определенно знаешь волю Божию, всегда так держи на душе; а как станешь размышлять о последствиях, непременно собьешься с правого пути и погрешишь.

    Положим, например, тебя обидели; воля Божия известна: прости, - ну и прости без размышления; а станешь размышлять, что, мол, из этого выйдет, - и растеряешься: пойдут мысли, что все станут считать тебя бесхарактерным, человеком без сознания собственного достоинства; сегодня, дескать, обидел один, завтра другой обидит, а там третий - просто житья не будет; ну и скажешь: нет, нельзя простить; надо постоять за себя, - и начнешь стоять, и пойдет сумятица, - а отчего? Оттого, что воля Божия нарушена; а отчего она нарушена? Оттого, что стал размышлять о последствиях. А скажи сразу: прощаю, так Бог велел, - и всем колебаниям конец. Ведь во всем мире Домовладыка один Господь. Он все видит, и строгий исполнитель воли Его никогда не будет забыт Им. Возьмите св. мучеников: предлагали им - или отрекись от Христа, или вот тебе муки? Знали они волю Господа на этот случай: "Кто отвергнется Меня пред людьми, отвергнусь того и Я пред лицем Божиим", - и без размышления о последствиях исповедывали: мы - христиане и Христа не отвергнемся, - и мужественно переносили муки всякого рода. А стань они рассуждать, что вот, дескать, какие страшные муки: не вытерпишь; языком, мол, я отрекусь, но в сердце останусь христианином: после покаюсь, - ну и не устоял бы. И действительно, бывали такие, которых сбивали с пути правого подобные мысли. Вот и ныне многие родители распустили в разнузданности детей своих, - а отчего? Не оттого, чтоб они не знали, что должно держать их в страхе Божием, а оттого, что рассуждать стали - что, мол, из того выйдет, чем нас станут считать; ныне уж все так… и подобные нелепости, - стали так рассуждать, и распустили детей, и сгубили их.

    А если бы положили сразу: ни за что, ни в чем не поблажать им; как велел Господь вести детей, так и будем вести их, и ни на волос не отступим от воли Божией; да и детям строго наказывали бы, чтоб они и думать не смели отступать в чем-либо от родительской воли, от порядков христианской жизни, - если бы, говорю, родители поступали так, то не появились бы у нас такие безобразия, которые скоро обратят землю нашу в притчу и всемирное посмеяние. С другой стороны, дети отчего пустились в разнузданность? Оттого, что рассуждать стали, или, точнее, не рассуждать, а веяться тем ветром, какой у них в голове дует. Им кажется, что они являют и Бог знает какую мудрость, а на самом деле они лишь повторяют историю праматери, увлекшейся видом всезнания.

    Да избавит нас Господь от таких порядков - родителей от послабления, а детей от злого духа своеволия!

    Многие люди думают, что жизнь верующего человека скучна и безрадостна: нужно исполнять множество предписаний, почти ничего нельзя… Но так ли это на самом деле? Конечно же, нет! В Библии написано, что Иисус пришел “для того, чтобы имели жизнь с избытком”! Бог не хочет, чтобы мы жили серо и скучно, как получится. Он хочет, чтобы мы были счастливы, ведь Он любит нас так сильно, что отдал Свою жизнь на кресте ради нашего спасения.

    Жизнь с Богом – это непростой путь, но он стоит того! Это дорога жизни для сильных – для тех, кто не плывет по течению с дохлой рыбой, а хочет добраться до истины.

    Жизнь с Богом – это когда знаешь, что ты не одинок – с тобой всегда твой любящий Небесный Отец. Когда в сердце есть вера, то надежда есть в любой ситуации, не смотря ни на что. Ты знаешь, где искать помощи, мудрости, совета. Ты строишь свою жизнь на твердом основании, которое не меняется в зависимости от моды или мнения окружающих людей.

    Жизнь с Богом – это когда у тебя есть семья: тысячи, миллионы братьев и сестер по вере в любом городе Земли! Они поддержат в молитве, помогут в трудной ситуации, порадуются вместе с тобой успехам.

    Как начать жизнь с Богом?

    1. Покаяться в своих грехах и доверить жизнь Христу.

    2. Молиться своими словами, благодарить Бога за все, что Он дал. Открывайте Ему свои желания и нужды.

    3. Читайте , просите Бога открыть вам смысл прочитанного и сил, чтобы выполнять Его заповеди.

    Главная трудность вопроса, поставленного в конце предыдущей главы, связана с тем, что слово «элогим», переведенное в русском тексте как «Бог», имеет еще значение «ангел» или «духовное существо». Поэтому относительно личности боровшегося с Иаковом издавна существовал достаточно широкий спектр мнений. По свидетельству митрополита Филарета (Дроздова), среди древнеиудейских толкователей было распространено мнение, будто с Иаковом боролся ангел-хранитель Исава или даже злой дух – призрак Исава (27, с. 65). В противовес этому раннехристианские богословы видели в боровшемся или Ангела (Ориген, Августин), или Сына Божия. Последнее мнение, высказанное большинством православных экзегетов (Иоанн Златоуст, Феодорит, Иустин, Климент Александрийский , Афанасий, Иларий и др.), можно считать общепризнанным в православной Церкви. Высказывались и другие точки зрения, в частности у Оригена есть ссылка на древнего писателя, видевшего в сопернике Иакова Ангела Уриила, «который с Ангелом Исраилем вошедшим в Иакова препирался, дабы самому соединиться с лицем сего патриарха» (27, с. 66), а известный фольклорист Д. Фрэзер доказывал, что Библия описывает встречу Иакова с водяным, или духом реки (28, с.297–305). Впрочем, подобные частные мнения не получили широкого хождения, так что мы можем без большого ущерба ограничить наше изыскание только двумя из приведенных взглядов, отражающих принципиально противоположные позиции: с Иаковом боролся либо Бог (непосредственно или посредством Ангела), либо враждебный дух (ангел Исава).

    Господство в иудейской богословской традиции второго взгляда имеет под собой, безусловно, очень глубокие причины, коренящиеся в особенностях иудейского монотеизма. В отличие от метафизического безличностного монотеизма неоплатоников или Веданты, Библия утверждает личного и конкретного Бога, но в силу Его всемогущества и запредельности (трансцендентности) «ни подлинная взаимность, ни встреча лицом к лицу этой страшной Божественной монады и смиренной твари невозможны... Он проявляет Себя только своей властью, и само имя Его непроизносимо. Он окружает Себя неприступным светом, и человек не может увидеть Его и остаться живым» (14, с. 202). Вернее, встречи с Богом бывают, и случаев таких немало (; ; ), но каждый раз они фиксируются как исключение. Каждый раз повторяется одна и та же фраза, впервые произнесенная Иаковом: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (). Нечто инородное врывается в ветхозаветные отношения человека и Бога, и доктрина иудейского монотеизма сотрясается от такой встречи, рискуя дать трещину. Каждая такая встреча надрывает завесу, отделяющую Святая Святых, ту завесу, что раздралась окончательно, когда дело воссоединения человека с Богом «совершилось» (; ).

    Но если даже смиренное созерцание Бога в Его величии, в Его «святая святых» невыносимо для ветхозаветной веры, то что сказать о состязании с Богом? Здесь наступает предел, здесь «для иудеев соблазн», как впрочем, если быть честными, – и для христиан тоже. Еще и еще раз можно подивиться этому великому в своей вере народу, переписывавшему из века в век слова, против которых восставали и разум, и сердце! Сопротивлялись, перетолковывали на свой лад, но не притронулись к букве.

    Развернутую защиту версии о враждебном Иакову духе мы находим у Д. Щедровицкого, хорошо знакомого с иудейской экзегетической традицией (30, с.242–259). Против отождествления боровшегося с Богом приводятся следующие доводы:

    Слова Иакова «я видел Бога лицем к лицу» трактуются следующим образом: я (Иаков) постоянно предстоял в моей прежней жизни лицу Божию, т.е. ходил пред Ним непорочно, и поэтому помог мне совершить сверхъестественное – одолеть ангела. Сам ангел Исава признает эту победу: «ты с духами боролся, и человека одолевать будешь», но Иаков требует сверх того признать его права на первородство, на благословение отца и на Святую землю. Именно так понимаются слова Иакова: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

    Любопытно, что о повреждении бедра Иакова в приведенной аргументации не говорится ни слова. Таким образом комментатор снимает с себя неприятную необходимость обсуждать противоречивый характер борьбы. Победа Иакова считается полной и неоспоримой. При этом само единоборство понимается в чисто духовном смысле, а значение имени Израиль толкуется как «воин Божий».

    Сильной стороной приведенной версии является ее хорошая вписанность в контекст, а также ясная и убедительная позиция по вопросу о смысле борьбы. Борьба происходит на границе, разделяющей Халдейскую и Ханаанскую земли. Иаков готовится перейти реку и вступить во владение землей своего рождения на правах первородства. Исав, уже обещавший ранее убить брата (), направляется к нему навстречу с войском в четыреста человек. В этой сгущающейся атмосфере вражды ночную борьбу Иакова естественно рассматривать как некий прообраз или прелюдию, или, наконец, переживание Иаковом предстоящей схватки со своим братом. Дополнительным подтверждением версии может служить эпизод начала главы, повествующий о появлении на пути Иакова Ангелов, при виде которых Иаков произносит слово «Маханаим», что означает сугубое ополчение, или два полка. Раввин Ярхи высказывал предположение, что один сонм – это Ангелы-хранители земли Халдейской, сопровождавшие Иакова до пределов Ханаана, а другой сонм – Ангелы-хранители земли Ханаанской, принимавшие Иакова от первых на «хранение» (17).

    Складывается картина вполне правдоподобная как с конкретно-исторической (пшат), так и с психологической (ремез) точек зрения. При этом легко нащупывается и третий смысловой пласт (друш), символический или пророческий, относящийся к прозрению духовных реалий, стоящих за повествованием. Вот как его излагает Щедровицкий:

    «И остался Иаков один»... Человек остается наедине с самим собою: так с кем же может он бороться в этом состоянии, как не с собою самим? Мы помним, что Исав есть человек внешний, человек плотский, Иаков же – человек духовный. И в каждом из нас есть «Исав» – человек опасный, мстительный, себялюбивый и агрессивный; и есть «Иаков», человек мирный, «живущий в шатрах», внимающий слову Божьему. И как же «Иакову» одолеть в этой борьбе? Прежде всего, ему нужно побороть «ангела-покровителя Исава», т.е. то внутреннее оправдание образа жизни «Исава», из которого «Исав» черпает силы. «Исава» необходимо одолеть духовно – и тогда уже водворится в человеке мир между «Иаковом» и «Исавом»...

    После победы Иакова над ангелом братья встречаются и расстаются мирно: они больше не мешают друг другу – каждый делает свое. Ибо на земле достаточно места и для Иакова, и для Исава. И то, что собирался совершить Исав – противостать Иакову, убить его, истребить или пленить его детей и жен, – имело духовную причину. Не за землю шел спор, но за первородство, за избрание и за благословение. Намечалась одна из первых религиозных войн – война между Иаковом и Исавом, ибо оба претендовали на первородство. Как мы помним, первое убийство на земле также было совершено по религиозным мотивам. Но, победив «Исава» в самом себе, победив его ангела, Иаков одержал вслед за тем и внешнюю победу; ибо тот, кто одолел ангелов, тот одолеет и людей. Тот, кто одерживает победу духовную, тот побеждает и на уровне внешнем. Итак, все, что описано здесь, происходит и внутри человека и является для нас великим наставлением.

    И когда встречает Иаков Исава, то встреча эта выглядит совсем иначе, чем он ожидал: вдруг чудесным образом исчезают его страхи и опасения. И встречаются не двое врагов, но двое братьев...

    Иаков вывел своих детей и жен навстречу Исаву:

    «А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему.

    И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали» ()

    Вся сила злобы Исава исчезла, потому что перед этим был побежден ангел, поддерживавший его. Ангел был вынужден благословить Иакова, а вследствие этого и вслед за этим благословляет Иакова и сам Исав. Тот внешний, физический, плотский человек, который в нас пытается бороться с духовным началом, не представляет никакой опасности, если «ангел» его в нас уже побежден. Тогда плотский человек не противится больше духовному, а просто выполняет свою роль, делает свое дело, ибо плоть и ее животные силы необходимы для земной жизни. Но горе нам, если этот Исав претендует на первородство, – первородство должно принадлежать Иакову, т.е. человеческому духу» (30, с.250).

    Что же могут противопоставить этой версии представители святоотеческого традиционного толкования? В сущности, все вышеприведенное построение разбивается вдребезги одним-единственным аргументом: Иаков сам дважды недвусмысленно заявляет о том, что признает в боровшемся Бога: один раз – испрашивая благословение, другой – утверждая, что «видел Бога». Для Филарета, к примеру, сила этого довода столь очевидна, что он даже не воспринимает серьезно возможность отождествления боровшегося лица со злым духом, роняя, как бы мимоходом, по поводу этой версии всего одну фразу: «нелепость, которая без труда обличается из наименований противоборца, и прошения от него благословения» (27, с.65). Действительно, само обращение «благослови», столь часто встречающееся в Библии , вполне однозначно свидетельствует как в этом, так и в других местах о признании за благословляющим некоего духовного превосходства или способности сообщения неких даров, так что испрашивание Иаковом благословения у побежденного им врага, символизирующего к тому же низшие силы души, иначе как нелепостью не назовешь, даже если подменять слово «благослови» выражением «признай за мной право».

    Столь же неудачна предпринятая Щедровицким попытка перетолкования фразы «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» в смысле «я раньше когда-то видел Бога, а вот теперь поэтому сохранилась моя душа». Мысль, прозвучавшая в стихе 32:20, встречается, как уже отмечалось, в Ветхом Завете неоднократно, и всегда после действительной встречи с Богом. Это своего рода устойчивое словосочетание, и попытка разорвать две его части грешит явной тенденциозностью, если не намерением исказить текст.

    Так, на горе Синай семьдесят старейшин во главе с Моисеем видели Бога. «И видели Бога Израилева... И Он не простер руки Своей на избранных сынов Израилевых. Они видели Бога, и ели, и пили» (). Сходная реакция от встречи с Богом у Гедеона: «И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь» (). Описание явления Ангела родителям Самсона содержит целый ряд мест, буквально совпадающих с изображением богоборчества патриарха: «И сказал Маной Ангелу Господню: позволь удержать тебя...», «И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя?... Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем?», «Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень. И сказал Маной жене своей: верно, мы умрем; ибо видели мы Бога» (). А спустя пять веков пророк Исайя восклицает после видения Господа в храме: «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами... – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ().

    Итак, видим везде в Библии , что обычная реакция человека на встречу с Богом или Его Ангелом – что в данном случае одно и то же – это ожидание смерти, почему и возникновение сходной реакции у Иакова подтверждает факт богообщения.

    Другим серьезным упущением «иудейской» версии Щедровицкого является положение о том, что борьба совершалась исключительно в духе, «в видении», как пишет Щедровицкий. Здесь автор попадает в тупик. Он не может признать физический аспект борьбы, ведь «ангел необычайно могущественен» и одолеть его Иаков не смог бы, если борьба велась всерьез. Но тогда приходится удалить из повествования упоминание о касании бедра Иакова, т.е. существенно урезать текст. То, что касание бедра было действием физическим, сомнению не подлежит. Этой подробности в тексте уделяется достаточно большое внимание, и подчеркивается, что хромота Иакова сохранилась после прекращения видения: «И взошло солнце,... и хромал он на бедро свое». Блаженный Феодорит Кирский считает даже, что прикосновение это было совершено промыслительно, именно для того, чтобы кто-либо (например, Щедровицкий) не подумал, будто борьба велась внутри самого Иакова. «Что касается до того, что после пробуждения Патриарха стегно его оставалось в оцепенении и он хромал, то сие допущено было с той целью, чтобы он видения не принял за мечту, и тверже уверился в истине сна» (25, с. 114). Замечательно, что Феодорит, считая видение сном, настаивает на том, что сон этот был не отражением внутренней жизни Иакова («мечта»), а реальным посещением Иакова Богом: «Из всего этого видно, что и теперь являлся Иакову Единородный Сын Божий и Бог» (там же).

    Наконец, возможность схватки Иакова с ангелом Исава исключается тем обстоятельством, что на подступах к Иавоку Иакова окружил сонм Ангелов Господних. Он должен был воспрепятствовать нападению на Иакова враждебных духовных сил или, по крайней мере, участвовать в борьбе на стороне патриарха. Но в Библии отчетливо сказано, что Иаков «остался один».

    Не составляет труда отвести и те доводы, которые, по мнению Щедровицкого, не позволяют видеть в боровшемся Бога:

    1. Борьба не противоречит всесилию Бога, если принять в расчет, что Он мог поддаваться Иакову. Тогда становится ясным и то, как одолеваемый соперник смог одним прикосновением нанести увечье Иакову. «А дабы Патриарх не возгордился победой над Богом, то Господь прикосновением к его стегну показал, что победа уступлена ему добровольно», – пишет Феодорит.

    Весь эпизод борьбы приобретает дополнительную реалистическую рельефность, если допустить, что прикосновение к бедру Иакова, помимо всегда целестремительного действия Промысла, заключало в себе еще и непреднамеренное движение Живого Бога. Так взрослый, делающий вид, что борется с ребенком, и заметив, что ребенок начитает одолевать его, применяет чуть больше энергии, но по несоразмеримости сил не рассчитывает точно – и ребенку делает больно.

    Что касается бессилия Бога освободиться от Иакова и просьбы отпустить Его, то некоторый свет на это может пролить упомянутое уже изречение Осии: «Он боролся с Ангелом – и превозмог, плакал и умолял Его» (). Здесь мы опять прикасаемся к некоей тайне, связанной с Бого-человеческими отношениями. Как Иаков, одолев Бога, принимается плакать и умолять Его, так равно и Бог, одолев Иакова одним касанием, умоляет его отпустить. А может быть, как раз своим плачем и мольбами одолевает Бога Иаков? Опять хочется прибегнуть к сравнению. Ссорятся двое любимых. Она не хочет выпускать его из дома, но он легко высвобождается от нее. Тогда она говорит, что умрет без него. И он остается. Кто победил, кто оказался сильнее? Так и в вопросе о всесилии Божьем надо быть осторожным. Физически сильнее, наверное, «он», и Бог, бесспорно, всемогущ. Но одолевает жена, и одолевает Иаков. Здесь переплетаются два совсем разных уровня отношений и сталкиваются две разноприродные силы. Ведется двойная борьба – одна явно, другая подспудно, – и потому так трудно понять, кто же побеждает. А может быть, трудность эта усугубляется еще и тем, что в подспудной борьбе побеждает тот, кто оказывается слабее? Как знать, только кажется, что именно в этом присутствии двух разных уровней отношений кроется разгадка тайны богоборчества Иакова.

    2. Испрашивание Богом имени у Иакова не означает, что Богу оно неведомо. Делаться это могло для того, чтобы Иаков через произнесение своего имени вслух глубже осознал смысл, вкладываемый в его изменение. В этом случае мы также имеем множество параллельных мест Библии , не увидеть которые можно только при большом желании. Бог часто принимает на Себя вид несведущего и задает вопросы человеку для того, чтобы самим вопросом возбудить в человеке внимание к тому, о чем он задается ( и др.).

    3. Повторное наречение имени никак не отрицает истинности факта первого наречения, как многократно повторяемое в одних и тех же выражениях благословение Аврааму или Иакову не уничтожает каждый раз предыдущее.

    Подтверждением того, что боролся с Иаковом Сам Вседержитель, служит и свидетельство Моисея о том, какое значение придали этому событию потомки патриарха (). Обычай не есть жилы у бедра в воспоминание той борьбы говорит о священном почтении к Прикоснувшемуся – почесть, едва ли возможная в отношении ангела-хранителя Исава.

    Сказанного, думается, достаточно, чтобы сделать выбор. Если мы хотим следовать тексту Библии, держась за него как за путеводную нить, а не отталкиваясь от его фрагментов как от трамплина для богословского творчества, остается признать, что на берегу Иавока произошло состязание Иакова с Богом, в честь которого Иаков получает имя Израиль, означающее «богоборец». Насчет значения имени тоже есть несколько версий. Щедровицкий, верный своей концепции, переводит имя Израиль как «воин Божий», указывая при этом, что в имени содержатся и другие смысловые оттенки: «видевший Бога», «хвалящий Бога», «князь Божий» и «праведник Божий» (30, с. 251). Многозначность библейских имен – явление известное, и представленная галерея значений, безусловно, интересна, огорчительно только, что соображения комментатора опять никак не соотносятся с текстуальными особенностями Библии. Сообщая имена главных действующих лиц книги Бытия, бытописатель зачастую объясняет их происхождение либо от себя (), либо устами того, кто дает имя (). Таким именно образом до нас дошло значение имен: Ева, Каин, Сиф, Измаил, Исав, Иаков и др., и там, где такая расшифровка дается самим текстом, незачем, казалось бы, еще что-то придумывать. «Имя тебе... Израиль, ибо ты с Богом боролся», – так Сам Нарекающий объясняет значение имени. Израиль – значит «Богоборец». Так воспринимали значение имени и Святые Отцы. Есть, правда, еще одно толкование, согласно которому Израиль – значит «видевший Бога». Его придерживался, в частности, Иоанн Златоуст (9, с.629). Это второе значение имеет также обоснование в тексте Библии, хотя и не такое прямое: «я видел Бога лицем к лицу», – говорит нарекаемый. Это значение глубоко символично тем, что связывает имя Израиль с другим именем – Измаил, отличающимся от него одной буквой и совершенно сходным в образовании. И-см-Эль и И-ср-Эль образованы соответственно от глаголов «слышать» и «видеть» – Бога. В этой перекличке имен, возможно, заключено откровение о двух родах почитателей Единого Бога – тех, кто только слышал Его, и тех, кто удостоился Его лицезреть. И в этом один из ключей к решению нашего главного вопроса: Зачем Бог боролся с Иаковом?

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»