Марк твен - биография, информация, личная жизнь. Какое настоящее имя Марка Твена

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Марк Твен (англ. Mark Twain, псевдоним, настоящее имя Samuel Langhorne Clemens - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс; 1835-1910) - выдающийся американский писатель, сатирик, журналист и лектор. На пике карьеры он был, вероятно, самой популярной фигурой в Америке. Уильям Фолкнер писал, что он был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор - его наследники», а Эрнест Хемингуэй писал, что «вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекльберри Финна». Из русских писателей о Марке Твене особенно тепло отзывались Максим Горький и Александр Куприн.

Клеменс утверждал, что псевдоним «Марк Твен» (англ. Mark Twain) был взят им в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а термином «марк твен» называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов (это 2 морских сажени, 365,76 см). Однако есть мнение, что в действительности этот псевдоним запомнился Клеменсу со времен его весёлых деньков на Западе. Там говорили «марк твен!», когда, выпив двойной виски, не хотели платить сразу, а просили бармена записать это на счёт. Какой из вариантов происхождения псевдонима правильный - неизвестно. Кроме «Марка Твена», Клеменс один раз в 1896 году подписался как «господин Луи де Конте» (фр. Sieur Louis de Conte).

Сэм Клеменс родился 30 ноября 1835 года в городе Флориде (штат Миссури, США). Он был третий из четырёх выживших детей Джона и Джейн Клеменс. Когда Сэм ещё был ребёнком, семья в поисках лучшей жизни переехала в город Ганнибал (там же, в Миссури). Именно этот город и его жители позже были описаны Марком Твеном в его знаменитых произведениях, особенно в «Приключениях Тома Сойера» (1876).

Отец Клеменса умер в 1847 году, оставив много долгов. Самый старший сын, Орайон, скоро начал издавать газету, и Сэм начал вносить туда свой посильный вклад как типограф и, иногда, как автор статей. Некоторые из самых живых и самых спорных статей газеты как раз вышли из-под пера младшего братца - обычно, когда Орайон был в отъезде. Сам Сэм также иногда путешествовал в Сент-Луис и Нью-Йорк.

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к карьере лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году. Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад. Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора штата Невада. Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в штате Невада добывали серебро.

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско, штат Калифорния, где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Весной 1866 года Твен был командирован газетой «Sacramento Union» на Гавайи. По ходу путешествия он должен был писать письма о своих приключениях. По возвращении в Сан-Франциско эти письма ждал оглушительный успех. Полковник Джон МакКомб, издатель газеты «Alta California», предложил Твену поехать в турне по штату, читая увлекательные лекции. Лекции сразу же стали бешено популярны, и Твен исколесил весь штат, развлекая публику и собирая по доллару с каждого слушателя.

Первого успеха как писатель Твен добился в другом путешествии. В 1867 году он упросил полковника МакКомба спонсировать его поездку в Европу и на Средний Восток. В июне в качестве корреспондента «Альта Калифорния» в «Нью-Йорк трибюн» Твен едет на пароходе «Квакер-Сити» в Европу. В августе он посетил также и Одессу, Ялту и Севастополь (в «Одесском вестнике» от 24 августа помещён «Адрес» американских туристов, написанный Твеном). Письма, написанные им в путешествии по Европе, отправлялись и печатались в газете. А по возвращении эти письма легли в основу книги «Простаки за границей». Книга вышла в 1869 году, распространялась по подписке и имела огромный успех. До самого конца его жизни многие знали Твена именно как автора «Простаков за границей». За свою писательскую карьеру Твен попутешествовал по Европе, Азии, Африке и даже Австралии.

В 1870 году, на пике успеха от «Простаков за границей», Твен женился на Оливии Лэнгдон и переехал в город Баффало, штат Нью-Йорк. Оттуда он перебрался в город Хартфорд, штат Коннектикут. В этот период он часто читал лекции в США и Англии. Затем он начал писать острую сатиру, резко критикуя американское общество и политиков, это особенно заметно в сборнике рассказов «Жизнь на Миссисипи», написанном в 1883 году.

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна». Многие считают это вообще лучшим литературным произведением, когда-либо созданным в США. Также очень популярны «Приключения Тома Сойера», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и сборник реальных историй «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с юмористических куплетов, а заканчивал жуткими и почти вульгарными хрониками человеческого тщеславия, лицемерия и даже убийства.

Твен был прекрасным оратором. Он помог создать и популяризировать американскую литературу как таковую, с её характерной тематикой и ярким необычным языком. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла, они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура. Нужно было неплохо разбираться в науке для создания такого сюжета. А позже Марк Твен даже запатентовал собственное изобретение - улучшенные подтяжки для штанов.

Ещё двумя известными увлечениями Марка Твена были игра в бильярд и курение трубки. Посетители дома Твена иногда говорили, что в его кабинете стоял такой табачный дым, что самого Твена уже нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин. В ответ на кровавую резню, в которой погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году, через 14 лет после смерти Твена.

Однако успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

В 1893 году Твен был представлен нефтяному магнату Генри Роджерсу, одному из директоров компании «Standard Oil». Роджерс помог Твену выгодно реорганизовать финансовые дела, и они стали близкими друзьями. Твен часто гостил у Роджерса, они выпивали и играли в покер. Можно сказать, что Твен даже стал для Роджерсов членом семьи. Внезапная смерть Роджерса в 1909 году глубоко потрясла Твена. Хотя Марк Твен многократно публично благодарил Роджерса за спасение от финансового краха, стало ясно, что их дружба имела взаимовыгодный характер. Видимо, Твен значительно повлиял на смягчение крутого нрава нефтяного магната, имевшего прозвище «цербер Роджерс». После смерти Роджерса его бумаги показали, что дружба со знаменитым писателем сделала из безжалостного скряги настоящего благотворителя и мецената. Во время дружбы с Твеном, Роджерс начал активно поддерживать образование, организовывал образовательные программы, особенно для афроамериканцев и талантливых людей с ограниченными физическими возможностями.

Сам Твен умер 21 апреля 1910 года от грудной жабы (стенокардии). За год до смерти он сказал: «Я пришёл в 1835 году с Кометой Галлея, через год она снова прилетает, и я рассчитываю уйти вместе с ней». Так оно и случилось.

В городе Ганнибал, штат Миссури, сохранился дом, в котором мальчишкой играл Сэм Клеменс, и пещеры, которые он исследовал в детстве, и которые потом были описаны в знаменитых «Приключениях Тома Сойера», туда теперь приходят туристы. Дом Марка Твена в Хартфорде превращён в его личный музей и объявлен в США национальным историческим достоянием.

Уже с первых своих шагов Твен не был обделен вниманием ни читателей, ни критиков. Объем критической литературы, посвященной Твену, огромен. «Твениана» представляет особое самостоятельное направление в истории американистики. И хотя исследователями его творчества проделана значительная аналитическая и публикаторская работа, самый знаменитый американский писатель по-прежнему остается не до конца изученным.

Марк Твен жил в переломную эпоху для национальной истории страны, когда резко и быстро менялся весь ее облик. Начало творчества Твена совпало с гражданской войной (1861-1865) - ключевым событием в жизни США, которое называли второй американской революцией. В результате крушения рабства открылись широкие возможности для капиталистического развития страны. Ускорялись темпы промышленного производства, усилился приток эмигрантов в США. Менялась структура американской экономики; появлялись первые монополии и тресты. Твен стал свидетелем первых забастовок, рождения влиятельных политических партий, выражавших интересы как промышленных рабочих, так и фермеров. На исходе XIX века Твен был в рядах тех, кто осудили испано-американскую войну, носившую откровенно агрессивный характер. На его глазах укреплялась экономическая мощь страны, рос ее научный потенциал.

Жизненный опыт Твена был исключительно богат, по-своему уникален. Это нашло многообразное отражение в его книгах, в которых присутствует ярко выраженное автобиографическое начало. Этот жизненный опыт явился одним из решающих факторов, определивших постоянный интерес писателя к истории, к ее урокам. Твену было присуще ощущение жизни в ее движении, внутренней динамике.

Твен постоянно путешествовал. Более десяти раз писатель пересек Атлантику. Он совершал поездки по всей Европе, становясь свидетелем важнейших социально-политических коллизий и потрясений. Можно сказать, история творилась у него на глазах.

Художник, наделенный огромной силы фантазией, Твен творил в различных литературных жанрах: был романистом, мастером рассказа, публицистом, мемуаристом. Огромную роль в творческом наследии Твена занимает документалистика. Писатель активно выступал в жанре путевого очерка. Он был просветителем и гуманистом, художником чутко реагировавшем на все социальные и политические события, что подтвердили публикации архива писателя. Долгое время за Твеном был закреплен «имидж» юмориста, баловня судьбы, чуждого постановке серьезных историко-философских проблем.

Литературной школой Твена была газета, а его излюбленными жанрами долгое время оставались сатирический очерк, комическая зарисовка, юмореска, нередко использующая ходы и приемы повествования, типичные для фольклора. Особую роль сыграл в становлении Твена фольклор, созданный на «фронтире» (продвигавшаяся на Запад граница, за которой лежали территории, куда еще не пришла цивилизация). «Фронтиром» в детские годы Марка Твена был Ганнибал, в пору его молодости - Невада и Калифорния, где к нему пришла слава выдающегося журналиста и корифея юмора.

Начиная с хрестоматийного рассказа «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865) определились творческие особенности, сохраняющиеся и в ранних очерковых книгах Твена («Простаки за границей», 1869, «Налегке», 1872, «Жизнь на Миссисипи», 1883): близость к формам фольклорного рассказа-анекдота, обилие ярких бытовых деталей, создающее картину реальности с ее контрастами и парадоксами, ощущение могучей, неиссякающей энергии жизни, юмор, понимаемый как «способность смешить, сохраняя полную серьезность». Под натиском юмора, считал писатель, «не устоит ничто». Воплотившийся в «Приключениях Тома Сойера» и философской сказке «Принц и нищий» (1882) идеал Марка Твена - свобода от всего условного и безжизненного, органичный демократизм, вера в разумность истории и в духовные силы рядового человека. Насмешка над искусственностью и обветшавшими формами отношений, которые будут сметены прогрессом, отвечала умонастроению, преобладавшему в тогдашней Америке, готовой признать Твена своим национальным гением.

Однако репутация Марка Твена начала меняться с выходом книги о Геке Финне, содержавшей трагические эпизоды, в которых юным героям открывается реальная будничность захолустья с его скудоумием и своекорыстием, возникает проблема нравственного выбора перед лицом несправедливости, насилия и расизма.

Переселившись в 1870 из Калифорнии в Хартфорд, Марк Твен постоянно соприкасался с миром промышленников и бизнесменов, к которому после женитьбы он сам оказался причастен. Писатель проникался все более нескрываемым отвращением к «позолоченному веку», как была им названа тогдашняя эпоха бурного экономического роста, сопровождаемого разгулом коррупции и попранием демократических принципов. Роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889), повесть «Простофиля Вильсон» (1896), памфлеты и сатирические рассказы того же периода говорят о нарастании обличительного начала в прозе Твена, который постепенно становится самым непримиримым критиком американских социальных институтов и массовой общественной психологии. Доминирующей метафорой у Марка Твена была мистификация, разрастающаяся до вселенских масштабов: подделкой оказываются и установленные в обществе моральные нормы, и само общество, и духовные ценности, на деле говорящие лишь о самообольщении человека, не желающего осознать, как он ничтожен и убог в своих устремлениях.

Усиливающаяся мизантропия Твена, памятником которой остался многократно им переделанный «Таинственный незнакомец», отчасти объяснялась тем, что неудачные деловые начинания привели его в 1894 к банкротству, вследствие чего ему пришлось ради денег предпринимать изнурительные поездки с чтением своих рассказов, а затем и кругосветное турне, описанное в книге очерков «По экватору» (1897). Эта поездка превратила Марка Твена в страстного противника империализма и колониальных амбиций Америки, резко им осужденных в серии памфлетов, написанных в начале 1900-х гг.

Не все из них были опубликованы: окружение Твена стремилось сохранить в общественном сознании образ непоколебимого жизнелюба и беспечного юмориста, заставляя его утаивать даже от своих домашних особенно гневные страницы, в частности главы автобиографии, которую он диктовал секретарю в последние годы жизни. Настроения этих лет переданы эпиграфом к книге «По экватору»: «Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет».

Марк Твен еще при жизни стал чем-то вроде «главной иконы американской культуры» и «национальным монументом». Первым признал в нём великого писателя критик Брэндер Мэтьюз в своём объёмном предисловии к собранию сочинений Твена в издательстве «Харперз» в 1899 г. Он поставил Твена в один ряд с Чосером и Сервантесом, Мольером и Филдингом и заявил, что никакой другой писатель не выразил столь полно всего разнообразия американского опыта.

В первых же откликах на смерть Марка Твена в 1910 г. писатели Хэмлин Гарленд и Бут Таркингтон в США, Александр Куприн и Корней Чуковский в России высказали общее мнение, что он был настоящим воплощением Америки. Б. Таркингтон писал:»… когда я думаю о подлинных Соединённых Штатах, частью этого понятия для меня стал Марк Твен. Ибо, хотя он был полноправным гражданином мира, он был ещё и Душою Америки». Гарленд, подчеркнув, что Твен «до последнего оставался американцем Среднего Запада», назвал его «представителем нашей литературной демократии… наряду с Уолтом Уитменом».

Арчибальд Хендерсон в 1910 г. выразился так: Марк Твен и Уолт Уитмен, «эти два великих истолкователя и воплощения Америки», представляют собой «наивысший вклад демократии в мировую литературу». В дальнейшем эта мысль станет общим местом многих рассуждений о месте Твена в литературе США. Двумя годами позже Альберт Б. Пейн, литературный душеприказчик Твена и создатель самой обстоятельной его биографии, заявил, что Марк Твен - «самый характерный американец в каждой своей мысли, в каждом слове, в каждом деянии».

Парадоксально, но в этом сходились такие отчаянные антагонисты, как Ван Вик Брукс и Бернард Де Вото: одним из немногих пунктов согласия у них было восприятие Твена как «национального писателя». Знаменитая книга Брукса «Пытка Марка Твена» (1920), в которой утверждалась идея, что Твен не состоялся как великий сатирик, потому что его развитие было сковано и сдержано воздействием косной пуританской среды, начиналась с заявления, что Марк Твен «несомненно был воплощением характера и особенностей современной Америки», «чем-то вроде архетипа национального характера на протяжении долгой эпохи». Но так же считал и Де Вото, программно назвавший свою книгу «Америка Марка Твена» (1932), просто он по-другому относился к старой Америке фронтира. Если Брукс видел в ней духовное убожество, Девото находил как раз плодотворные творческие импульсы для литературы. Он целую главу этой работы назвал «Американец как художник» и доказывал, что именно в творчестве Твена «американская жизнь стала великой литературой», потому что «он более других писателей был знаком с национальным опытом в самых различных его проявлениях». Лучшие произведения Твена, по мнению Девото, были «рождены Америкой и в этом их бессмертие. Он написал книги, в которых с непреложной правдивостью была выражена самая суть национальной жизни».

Крупнейшие американские писатели XX века признали Твена родоначальником национальной литературной традиции. «Истинным отцом американской литературы» и «первым неподдельно американским художником королевской крови» назвал Твена Хенри Льюис Менкен в 1913 г. Это мнение в той или иной степени разделяли Теодор Драйзер, Карл Сэндберг, Томас Вулф, Уолдо Фрэнк и другие. Два великих художника слова, два антагониста, как известно, не склонные соглашаться друг с другом по большинству вопросов, Эрнест Хемингуэй и Уильям Фолкнер сошлись во мнении, что из творчества Марка Твена родилась настоящая американская литература. Хемингуэй заявил это в 1935 г., Фолкнер - лет на двадцать позднее. Подобное схождение можно отметить ещё у двух антиподов, у двух великих поэтов: роман Твена «Приключения Гекльберри Финна» восхищал и Томаса С. Элиота, уроженца штата Миссури, который перебрался в Англию и стал британским подданным, и Уистена Хью Одена, англичанина, прижившегося в Соединённых Штатах. Элиот в 1950 г. и Оден в 1953 г. объявили твеновского героя воплощением национального характера.

С тех пор это мнение стало само собой разумеющимся. Достаточно взять любую историю американской литературы, любое собрание критических работ о Твене, чтобы убедиться в этом. В юбилейном сборнике работ о главном романе Твена 1984 года его герои - Том Сойер и Гек Финн, Янки из Коннектикута и Простофиля Уилсон - и через сто лет после их создания воспринимаются «символами новой нации, её грубости, незрелости и нравственной неопределенности».

Кульминационным в изучении Марка Твена на его родине стал, наверное, юбилейный 1985 год, когда исполнилось 150 лет со дня его рождения и 100 лет с момента выхода в свет его главного романа. К этому времени уже накопилась весьма обширная и разнообразная литература о Твене, так дотошные библиографы подсчитали, что за сто лет появилось около 600 статей и книг только о «Приключениях Гекльберри Финна». Казалось бы, после этого поток публикаций должен хотя бы на время утихнуть, как это бывало с другими фигурами и юбилеями, однако за прошедшие двадцать лет он не только не иссяк, но даже вырос и, надо сказать, весьма впечатляюще, так что по количеству написанного - больше сотни книг, посвященных Твену, - эти два десятилетия могут поспорить и с тремя четвертями века, что прошли со дня смерти писателя. Дело в том, что американское литературоведение во второй половине XX века, восприняв традицию дотошности и фундаментальности немецкой науки позапрошлого столетия, добавило к этому собственную предприимчивость и приобрело вполне индустриальный характер. Сейчас это - самое мощное и массовое, самое разветвленное и специализированное и, наконец, технически самое оснащенное и передовое литературоведение за всю историю этой сферы деятельности. В нем развиты самые различные направления и пласты - от текстологии до теории литературы. Конечно, это не могло не сказаться в изучении главного национального писателя США.

(настоящее имя - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс)

(1835-1910) родоначальник американского реализма

Марк Твен - сатирик и юморист, создатель прекрасных рассказов и романов, в которых представлена глубокая и всеобъемлющая картина жизни Америки более чем за полвека.

Сэмюэл Клеменс родился в штате Миссури, в селении Флорида, в семье юриста. Вскоре семья переселилась в город Ганнибал на берегу Миссисипи, где прошло короткое детство маленького Сэма. После смерти отца он был отдан учеником наборщика в типографию. Свои первые литературные опыты опубликовал в газете. Клеменс много времени проводил в библиотеке печатников, и огромный увлекательный мир американской и европейской литературы заворожил юношу. С 18 лет он кочевал по городам Миссисипи как бродячий наборщик. Жизнь на большой судоходной реке обогащала пытливого юношу массой впечатлений, особенно покорили его «боги» реки - лоцманы. Будущий писатель стал лоцманом и водил суда по Миссисипи. Река стала колыбелью его псевдонима. Mark twen (термин измерения уровня воды: «Мерка два!») - этот крик лотового обозначал для лоцмана безопасный путь.

Началась Гражданская война между Севером и Югом. Юного лоцмана мобилизовали в армию рабовладельческого Юга, и ему пришлось спешно бежать от военных властей в Неваду. Попав в атмосферу приисковой серебряной горячки, он несколько лет провел в кварцевых шахтах в поисках богатой жилы. Обогатиться не удалось, но время от времени газета «Энтерпрайз» печатала присылаемые им заметки под псевдонимом Джош. Сюда, в Вирджиния-сити, за несколько сот километров, он и пришел пешком, бросив горняцкий лагерь.

Уже первые юмористические рассказы сделали его популярным. Учителем по литературной технике стал уже известный писатель Брет Гарт, автор книги «Счастье ревущего стана». Первый сборник рассказов Марк Твен назвал по имени произведения, сделавшего его известным, - «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865). Потом вышла книга путешествий «Простаки за границей» (1869) по впечатлениям поездки в Европу и Палестину. Обе книги стали большой победой молодого писателя. В американскую литературу вошел искрометный юмор, основанный на мудрости и гуманизме народных юморесок. «Простаки за границей» сыграли огромную роль в формировании национального сознания американцев.

Серьезный тон традиционного американского рассказа Марк Твен сменяет озорным и веселым повествованием, придав ему форму анекдота, пародии, мистификации, фантастики, бурлеска, комически обыгрывая нелепости, несообразности. Многообразный мир писатель изображает в самых разнообразных жанрах - заметках, зарисовках (скетчах), юморесках, очерках, статьях, фельетонах, рассказах-памфлетах, пародийных миниатюрах.

В сборнике «Старые и новые очерки» (1875), куда вошли написанные на рубеже 70-х годов новеллы, продолжается сатирическое изобличение вопиющих противоречий американского общества, беспощадной и жестокой конкуренции в нем. В сатирически заостренных, контрастных картинах писатель характеризует, по его собственному выражению, «пропасть между должным и сущим». Им создана целая галерея сатирических портретов американских «бизнесменов церкви», торгующих нефтью, хлопком, спекулянтов на хлебной бирже (рассказ «Важная переписка»), деятелей «Американского библейского общества», пособников банкиров Моргана и Дюпонов. Автор рисует продажность правительственных учреждений, сенаторов и конгрессменов («Дело Джорджа Фишера», «Дело о поставке мяса»), разоблачая лживую идеологию, прикрывающуюся словом «свобода» («Таинственное посещение», «Как меня выбирали в губернаторы», «Журналистика в Теннесси»), выступает против войны с индейцами, гневно бичует американский расизм («Друг Гольдсмита снова за рубежом» - на русском языке «Письма китайца»). Он выступает за честь и совесть «сынов Линкольна», растлеваемых идеологией расизма. Но горечь, озорство и веселье соседствуют в каждом рассказе.

Иной стиль в «Позолоченном веке» (1873), написанном в содружестве с Чарлзом Уорнером, где Марк Твен развенчивает американскую плутократию и узаконенный Конгрессом грабеж, продажный суд и прессу. Сатирик вырабатывает гротескный стиль - здесь и юмористическое преувеличение, и масштабная сатирическая карикатура, неожиданное смещение трагического в плоскость смешного, обилие пародийных приемов. Главное бедствие страны он предвидит в превращении политики в бизнес. Жажда обогащения охватывает и слои бедняков, и рядовых граждан Америки. Название романа стало нарицательным для поры спекуляций и афер, периода разъедающих американское общество после Гражданской войны цинизма и приобретательства.

В 1870 г. после поездки в Европу и женитьбы Марк Твен поселяется в Хартфорде, штат Коннектикут, где проживет до 1891 г. Здесь он создает так называемый Эпос реки Миссисипи: очерки «Старые времена на Миссисипи» (1875), «Приключения Тома Сойера» (1876), «Жизнь на Миссисипи» (1883), «Приключения Гекльберри Финна» (1884). От буржуазной действительности Америки писатель обращается к прошлым ее временам. Да, и в прошлой Америке было много жестокого и дикого, фальшивого и нелепого. И мальчишка Том - бунтарь. Он выступает и против ханжеского благочестия, и против застойной жизни обывателей, и против скуки пуританства в семье и школе. Символом свободолюбия становится - уже навсегда в творчестве Марка Твена - могучая река. Это был гимн детству, переложенный в прозу, «очаровательный эпос юности» (Джон Голсуорси).

Детский ум Тома свободен от мертвящих условностей, наводящих одуряющую скуку. Возня с пуделем в церкви во время воскресной службы нарушила чопорную церковную обрядность. Но ведь неожиданному развлечению рада и взрослая паства, с трудом сдерживающая хохот. В рутине и формализме школьной жизни, которая для Тома «тюрьма и кандалы», отражена тусклая и убогая жизнь американского мещанства. И если Тома не калечит эта мертвящая рутина, то только потому, что он живет другими интересами. Его решительный и мужественный характер формируется в борьбе с реальными злоключениями и предрассудками, суеверными страхами. Безудержная фантазия Тома - «первого выдумщика» - защищает духовный мир подростка от мертвящего влияния косного общества.

Обыватели Сент-Питерсберга воспринимают благородные стремления друга Тома, Гека Финна, - независимость, вольнолюбие, презрение к благам цивилизации - презрительно, как сумасбродство, своеволие.

Живая жизнь Тома и Гека противопоставлена сонной одури взрослых. Здесь Марк Твен предстает как мастер обрисовки конфликта, портрета, психологической мотивировки поступков. Это следующая ступень мастерства писателя-реалиста.

В романе-сказке «Принц и нищий» (1881) Марк Твен проводит аналогию между современной Америкой и средневековой Англией по бесчеловечности законов. Справедливый юный правитель Том Кенти - «принц нищеты» - отверг деспотические законы, а государственную печать употреблял для раскалывания орехов. Мудрому человечному правителю не нужны ни печати, ни указы, ни чиновники.

Это увлекательный, динамичный роман со всем арсеналом поэтических средств сказки: отнесенностью действия в былые времена, исполнением желаний, невероятными приключениями, хэппи-эндом, в основе которого парадокс - принц получает королевские права из рук нищего.

Самая больная проблема Америки - рабство - лежит в основе центрального романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Автор описывает трогательную дружбу белого мальчика Гека и взрослого негра Джима. В центре романа - идея враждебности американскому народу собственнического, античеловеческого строя Америки, где господствуют владельцы золота и человеческих жизней. Важнейшая драматическая ситуация романа связана с решением Гека и Тома «выкрасть негра из рабства». Роман большой социальной силы превращен в утопию. Это отразило эпоху ожесточившихся классовых боев в Америке. Ни о какой реальной свободе, кроме свободы в обращении к природе, быть не могло. Роман заканчивается охотой на негра, облавой, как на дикого зверя.

Многие писатели считали книгу о Геке и Джиме своей любимой. Э. Хемингуэю принадлежат слова: «Вся современная американская литература вышла из одной книги М. Твена, которая называется «Гекльберри Финн».

М. Твен в этом романе не только отразил идейные, социальные аспекты, но и стал родоначальником нового американского литературного языка, обогащенного диалектными формами.

В 1889 г. появляется последний роман писателя «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Действие в произведении перенесено в Англию VI века. Роман был ответом Марка Твена на рост противостояния создавшимся объединениям американских рабочих. В Чикаго после демонстрации, на которой провокатором была брошена бомба, были приговорены к смертной казни 19 рабочих. Роман защищал право рабочих на власть, так как они представляют всю нацию. Янки произносит горячую речь об очистительной роли французской революции XVIII века.

В 1895 г. М. Твен совершает изнурительную поездку с публичными лекциями в Австралию, Новую Зеландию, на Цейлон, в Индию и Южную Африку в надежде разделаться с долгами после неудачной попытки основать издательскую фирму.

Во многих произведениях этого периода усиливаются горькие ноты: «Простофиля Вильсон», «Личные воспоминания о Жанне д"Арк» (1896), памфлеты «Человеку, ходящему во тьме» (1901) и другие. Но по-прежнему он видел в смехе воинствующего врага всяких мерзостей и опору человеческой стойкости в мире фальши, эксплуатации и насилия.

Высоко ценили Твена в России. М. Горький написал очерк о встрече с ним в Америке, писал о нем и А. Куприн.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Марка Твена

Родился Сэмюэл Ленгхорн Клеменс в США в небольшом посёлке Флорида, что находится в штате Миссури. Мальчик появился на свет 30.11.1835 в семье местного судьи.

Детство

Семейство Клеменсов перебралось в город Ганнибал, располагавшийся близ границ округов Роллс и Мэрион, когда Сэмюэлю было только четыре годика. Проведя там свои детские годы, оставившие гигантский багаж впечатлений, Клеменс, ставший Твеном, впоследствии описал именно Ганнибал и его жителей в знаменитой книге под названием «Приключения Тома Сойера».

В 1847 году отец Сэмюэля умер, оставив семье большие долги. Это вынудило маленького Клеменса начать свой трудовой путь в возрасте двенадцати лет, помогая своему старшему брату в издании собственной газеты. Там Сэм и начал публиковать свои первые статьи.

Юность

В юности Сэмюэл Клеменс несколько лет скитался по Соединённым Штатам, работал некоторое время лоцманом, плавая по Миссисипи. Однако Гражданская война между Севером и Югом уничтожила частное пароходство и юноша был вынужден отказаться от этой профессии, хотя и был готов, по его собственному признанию, посвятить ей жизнь.

Журналистика

В 1861 году Клеменс, перебравшись за старшим братом в Неваду, некоторое время проработал старателем на серебряных рудниках. Однако быстро убедился, что фортуна не на его стороне, и, переехав в Вирджинию, начал работать в местной газете под названием Territorial Enterprise, подписывая статьи псевдонимом Марк Твен. Затем в 1864 году Сэмюэл Клеменс снова сменил место жительства. Он переехал в Сан-Франциско, где начал сотрудничать уже с несколькими периодическими изданиями. Публика оценила бойкое перо молодого журналиста.

Начало писательской деятельности

В 1865 году Марк Твен опубликовал юмористический рассказ, называвшийся «Знаменитая лягушка, скачущая из Калавераса», который был написан по мотивам американского фольклора. Этим произведением американцы зачитывались практически в каждом уголке страны. Рассказ был удостоен звания лучшего американского произведения в юмористическом жанре на то время. Твен написал этот рассказ во время достаточно долгого путешествия на пароходе. Он плыл на нём из США в Европу и далее в Палестину. Рассказ принёс начинающему автору первый писательский успех.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Приход писательской славы

Вышедшая в 1769 году книга Марка Твена «Простаки за границей» закрепила успех писателя. Её популярность была поистине невероятной. Многие американцы ассоциировали имя Марка Твена именно с данным сборником путевых очерков в течение всей его жизни. В 1870 году Твен переехал сначала в Баффало, а затем в Хартфорд. Это произошло вскоре после его сочетания браком с Оливией Лэнгдон. Женитьба на этой женщине позволила Твену узнать довольно близко представителей большого американского бизнеса, промышленников.

В 1876 году Марк Твен опубликовал свои ставшие классикой американской да и мировой литературы знаменитые «Приключения Тома Сойера», имевшие ошеломительный успех. В 1885 году написал и издал продолжение этой книги, называвшееся «Приключения Гекльберри Финна». Читающая публика перестала воспринимать писателя в качестве автора юмористических произведений, хотя и блестящих. Эти две гениальные книги открыли перед ними другую Америку, в которой можно запросто столкнуться с насилием и жестокостью, расизмом и классовой несправедливостью. Однако целый ряд работ Твена, носивших остросоциальный характер, так и не был опубликован в США ни при жизни знаменитого писателя, ни во многие годы, прошедшие после его смерти.

Последние годы жизни

С началом 90-х годов XIX века в биографии писателя начался довольно непростой период. В 1894 году неожиданно произошло банкротство принадлежащей Марку Твену издательской компании. Ему пришлось срочно думать о других источниках дохода. Писатель совершал крайне утомительные и достаточно продолжительные поездки, активно выступая перед своими читателями. Эта же причина заставила его провести целый год в кругосветном путешествии. Марк Твен устраивал публичные встречи с читателями, лекции для студентов университетов, где сам читал свои произведения, во многих городах Старого и Нового Светов. Повидав мир в очередной раз, Марк Твен на рубеже веков стал обличителем имперских хищнических амбиций, страстным противником колониальной политики, проводимой бизнесом и правительством США. Это выразилось в написании в эти годы целой серии саркастических памфлетов. Творчество Марка Твена в этот период несло на себе отпечаток горечи, пессимизма, сарказма и даже мизантропических настроений.

Умер Сэмюэл Ленгхорн Клеменс в городе Реддинг, находящимся в штате Коннектикут. Жизнь писателя Марка Твена оборвалась 21.04.1910. Он был похоронен в Элмайре, небольшом городке в штате Нью-Йорк, на местном кладбище Вудлон.

Марк Твен (1835-1910) – американский писатель, общественный деятель и журналист.

Детские годы

Настоящее имя Марка Твена – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Он родился 30 ноября 1835 года. На момент его рождения родители – Джон и Джейн Клеменс – проживали в небольшом местечке Флориде американского штата Миссури. Город был настолько маленьким, что позднее Марк Твен в шутку говорил: «Я родился, и население Флориды увеличилось на один процент» .

В семье Клеменсов выжило четверо детей, Сэм был третьим из них. Хотя и за него врачи почти до 7-летнего возраста говорили, что это не жилец, таким болезненным и хилым рос мальчик.

Жила семья скромно, иногда они даже испытывали нужду. Сэм был ещё совсем маленьким, когда родители решили переехать в другой город Ганнибал в поисках лучшей работы и жизни. Отец работал судьёй и открыл в городке небольшую юридическую контору. Именно этот населённый пункт через много лет Марк Твен опишет в своём знаменитом произведении «Приключения Тома Сойера».

Юному Сэму ещё не исполнилось и двенадцати лет, как от пневмонии скончался его отец. Он оставил много долгов, расхлёбываться с ними, а также зарабатывать на пропитание семье пришлось старшему брату Орайону. Он занялся издательством газеты, куда свою трудовую лепту вносил и Сэмюэл. Будущий писатель подрабатывал в качестве наборщика, но иногда, когда брат был в отъезде, проявлял своё авторство и печатал статьи.

Юность

Но в юном возрасте Сэма Клеменса всё-таки больше манила не литература, а протекавшая рядом величественная река Миссисипи. Познать её воды – это была его детская мечта. Он устроился на пароход, который проводил регулярные рейсы по реке, сначала учеником, потом помощником лоцмана. Именно здесь, на корабле, и появился его будущий псевдоним – Марк Твен. На английском языке эти два слова означают морской термин – отметку в две сажени. На пароходе часто кричали «mark twain», что означало – в реке глубина, достаточная для прохождения судна.

Если бы не гражданская война, начавшаяся в Америке в 1861 году, Твен, возможно, провёл бы на воде всю свою жизнь. Но речное пароходство было закрыто, и с карьерой на судне пришлось завязать.

В поисках работы и счастья молодой человек уехал в Неваду, где какое-то время работал на серебряных рудниках. Он долго жил в лагере с другими старателями, и этот период жизни позднее нашёл отображение в его литературных произведениях. Пробовал он себя и в качестве золотоискателя в Калифорнии, но особых успехов на этом поприще не добился. А вот с литературой дело обстояло совсем иначе.

Творческий путь

Свой творческий путь в литературе и журналистике Марк Твен начинал с издательства «Territorial Enterprise» в Вирджинии. Здесь он надолго не задержался и уехал в Сан-Франциско, где трудился сразу в нескольких газетах. Его первым литературным успехом считается небольшой юмористической рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», опубликованная в 1865 году. Произведение перепечатывали по всей Америке и признали «лучшей юмористической литературной работой».

В 1866 году издательство отправило Марка Твена в командировку на Гавайи. В ходе путешествия он делал очерки, которые после публикации имели оглушительный успех.

В 1867 году Твен путешествовал по Европе, побывал во Франции и Греции, Турции, Одессе, Севастополе и Ялте. В Ливадии он даже посетил резиденцию русского императора. В результате в 1869 году увидел свет сборник путевых рассказов «Простаки за границей». Книга стала бестселлером, читателям особенно нравилось, что писатель ведёт повествование с иронией и юмором.

Имея такой успех, Марк Твен начал выступать с публичными юмористическими лекциями. Оратором он был превосходным, публика во время его выступлений рыдала от хохота.

В 1870 году имя писателя и журналиста Марка Твена знала уже вся Америка. По несколько раз страна перечитывала рассказы из его сборников:

  • «Закалённые»;
  • «Позолоченный век»;
  • «Жизнь на Миссисипи».

В 1876 году вышел роман Марка Твена «Приключения Тома Сойера», благодаря которому он вошёл в список крупнейших американских писателей. Эта книга и в наше время является настольной у многих девчонок, мальчишек и даже их родителей, так как в ней отличным образом сочетаются мудрость, остроумие и философия.

В 1880 году вышел второй роман Твена «Принц и нищий». В 1884 году было издано произведение, которое перевернуло американскую литературу «Приключения Гекльберри Финна» о жизни бедного, маленького, беззащитного мальчишки. У героя этого произведения был прототип – мальчик, с которым писатель в детстве дружил, когда семья проживала в Ганнибале. Он был старше Твена на четыре года, и звали его Том Бланкеншип. Их семья жила в крайней бедности, а отец – разнорабочий – слыл первым городским пьяницей. Мальчик был безграмотным, немытым и постоянно голодным, но с самым добрым сердцем в мире.

Последним значимым произведением писателя стал роман «Янки при дворе короля Артура».

Семья и последние годы жизни

В 1870 году Марк Твен сочетался браком с Оливией Лэнгдон. У них родилось четыре дочери.

Писатель обожал кошек, всегда в его доме жило по нескольку этих пушистых и ласковых животных. Имена он подбирал для них самые невероятные – Зороастр, Вельзевул, Сауэр Мэш, Болтун, Сатана, Буффало Билл.

Ещё одним хобби в его жизни был бильярд, игре он обучил и дочерей.

На своих романах Марк Твен заработал приличное состояние, но у него никогда не получалось удачно вкладывать деньги, что в результате и привело его к банкротству.

С наступлением ХХ века в жизнь писателя пришла чёрная полоса. В 1904 году умерла его супруга, сам он полностью обанкротился, трагически ушли из жизни три его дочери. У Марка Твена началась жуткая депрессия, из дома он не выходил, с людьми не общался. По-прежнему продолжал писать, но все произведения, вышедшие из-под его пера в тот период, отличаются пессимистичностью, наполнены болью и грустью.

Твен погрузился в мистику, попытался найти смысл жизни в религии. Но героем его последних книг стал безраздельно правящий миром Сатана:

  • «Сделка с Сатаной»;
  • «Дневник Евы»;
  • «Таинственный незнакомец».

Марк Твен ушёл из жизни 21 апреля 1910 года от приступа стенокардии. Писатель похоронен в Элмайре штата Нью-Йорк.

В местечке Ганнибал, где прошли детские годы писателя, до сих пор существуют дом и пещеры, в которых жил и играл Сэм Клеменс. Эти пещеры посещают туристы, а те, кому не удаётся побывать в Ганнибале, читают о них в «Приключениях Тома Сойера».

Марк Твен - писатель, который внес большой вклад в журналистику и общественную деятельность. Его творчество не ограничивалось определенным направлением. Он писал юмористические и сатирические произведения, публицистику и даже научную фантастику. С другой стороны, автор всегда придерживался демократической и гуманистической позиции. Начать описание жизни следует с того, что настоящее имя Марка Твена совсем другое. Инициалы, под которыми он известен всему миру - это псевдоним. История его возникновения достаточно интересна. Подлинное имя писателя - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс.

Появление псевдонима

Как возникла идея о создании другого имени? Сам Сэмюэл Клеменс говорил, что "Марк Твен" был взят из терминологии речной навигации. В юные годы он занимал должность помощника лоцмана на Миссисипи. Каждый раз сообщение о том, что была достигнута минимальная отметка, которая была приемлемой для прохождения речных судов, звучала как "марк твен". Оказывается, ничего необычного в этой истории нет.

Однако существует и другая версия, почему писатель сменил настоящее имя на Марка Твена. В 1861 г. в журнале "Северная звезда" был напечатан рассказ, составленный в юмористическом направлении Артемусом Уордом. У одного из главных героев было имя Марк Твен. Клеменсу очень нравился юмористический раздел, а для своих ранних выступлений он выбирал рассказы именно этого автора.

Детские и юношеские годы

Сэмюэл Клеменс (настоящее имя Марк Твен) родился 30 ноября 1835 г. в небольшом городке Флориде, который находился в Миссури. Когда мальчику исполнилось 4 года, родители в поисках способа улучшения жизни решили перебраться в город Ганнибал. Он был в том же штате. Образ именно этого городка и его жителей позднее был отражен в большинстве изданных книг Марка Твена.

Отец Клеменса умер в 1847 г. от пневмонии, оставив большое количество долгов. Чтобы поправить финансовое положение семьи, старший сын решил издавать газету, в которую вносил большой вклад юный Сэмюэл. Мальчик занимался набором текста, а иногда печатался как автор статей. Самые живые и интересные работы были написаны будущим Марком Твеном. Обычно такие материалы публиковались, когда его брат находился в отъезде. Клеменс тоже иногда ездил в Сент-Луис и Нью-Йорк.

Долитературная деятельность

Биография Марка Твена интересна не только его литературными творениями. До посвящения себя труду писателя он работал лоцманом на пароходном судне. Сам Клеменс позже говорил, что если бы не Гражданская война, он продолжал бы трудиться на судне. Поскольку частное пароходство было запрещено, юноше пришлось сменить вид деятельности.

22 мая 1861 г. ознаменовано в биографии Марка Твена тем, что он вступил в масонское братство. Писатель не понаслышке знал о народном ополчении, которое было им ярко описано в 1861 г. Летом того же года он отправился на запад. К интересным фактам его биографии можно отнести и опыт работы шахтером в Неваде, где велась добыча серебра. Но шахтерская карьера не сложилась, поэтому Клеменс решил попробовать себя в качестве сотрудника газеты.

Начало литературной карьеры

В виргинской газете Клеменс (настоящее имя Марка Твена было указано чуть выше), впервые был опубликован под псевдонимом. В 1864 г. он переехал в Сан-Франциско, где начал сотрудничество сразу с несколькими газетами. 1865 г. был ознаменован тем, что к Марку Твену пришел его первый успех как писателя. Его рассказ, написанный в юмористическом жанре, напечатали и признали лучшим.

Весной 1866 г. Твен отправился в поездку на Гавайи. По поручению газеты он должен был в письмах рассказывать о том, что с ним происходило во время путешествия. После возвращения в родные края эти описания ждал огромный успех. Вскоре писателю поступило предложение отправиться в тур по штату с интересными лекциями, которые публика слушала с удовольствием.

Издание первой книги

Свое первое настоящее признание как писателя Твен получил за другую книгу, в которой тоже содержались его рассказы о путешествии. В 1867 г. он в качестве корреспондента отправился путешествовать по Европе. Клеменс побывал и в России: в Одессе, Ялте, Севастополе. К интересным фактам о Марке Твене можно отнести его визит в составе корабельной делегации, когда он посетил резиденцию императора России.

Свои впечатления автор посылал в редакцию, затем они были напечатаны в газете. Позже их объединили в одну книгу под названием "Простаки за границей". Ее выпустили в 1869 г., что сразу произвело большой успех. За всю свою творческую деятельность Твен побывал в Европе, Азии, Америке и Австралии.

В 1870 г., когда Марк Твен пребывал на самом пике популярности, он женился и переехал в Баффало, затем в Хартфорд. В это время писатель читал лекции не только в Америке, но и за ее пределами. После он стал работать в жанре острой сатиры, критикуя американское правительство.

Творческая карьера

Книги Марка Твена и по сей день любимы читателями всего мира. Наибольший вклад в американскую литературу принесли "Приключения Гекльберри Финна". Трудно найти человека, который не был бы знаком с этим произведением. Народной любовью и успехом также пользуются "Приключения Тома Сойера", "Принц и нищий" и другие книги. Сегодня они есть в домашних библиотеках многих семей. Большинство его публичных выступлений и лекций не сохранилось.

К интересным фактам о Марке Твене можно отнести то, что какие-то произведения были запрещены самим писателем к изданию при его жизни. Лекции были интересны слушателям потому, что Клеменс обладал талантом к выступлению на публике. Когда он добился славы и признания, то стал искать юные дарования и помогал им делать первые шаги на литературном поприще. Писатель использовал полезные знакомства в литературных кругах и собственную издательскую компанию.

Например, он был очень дружен с Николой Теслой. Марк Твен интересовался наукой, что подтверждает описание различных технологий в книгах. Периодически его произведения запрещались цензурой. Некоторые творения, которые могли бы задеть религиозные чувства людей, не издавались по просьбе семьи писателя. Сам Марк Твен со свойственным ему чувством юмора легко относился к цензуре.

Последние годы жизни писателя

Марк Твен пережил утрату трех из четырех детей, смерть жены. Несмотря на подавленное состояние, он никогда не терял способность шутить. Его материальное положение было не в лучшем состоянии. Большая часть сбережений была вложена в новую модель станка, которая так и не была выпущена. Права на книги Марка Твена были украдены плагиаторами.

В 1893 г. писателя познакомили с известным нефтяным магнатом Генри Роджерсом. Вскоре их знакомство переросло в крепкую дружбу. Его смерть сильно огорчила Твена. Сэмюэль Клеменс, который известен во всем мире как Марк Твен, скончался 21 апреля 1910 г. Это тот самый год, когда пролетала комета Галлея.

Биография Марка Твена богата яркими событиями, взлетами и падениями. Однако он ко всему всегда относился с юмором. И его вклад в литературу - не только в американскую, но и всемирную - велик. И сейчас все мальчишки, да и девочки тоже, как и взрослые, продолжают читать о приключениях двух озорных ребят - Тома Сойера и Гекльберри Финна.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»