Макошь — Богиня Судьбы и Магии у славян.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Во времена славянского язычества одной из самых почитаемых богинь была Макошь - оберег с ее символом вышивался на одежде, Великой Матери поклонялись возле источников и обращались с просьбами касательно семейного счастья и благополучия. Современные женщины тоже способны оценить, насколько полезным и мощным может быть такой оберег.

В статье:

Макошь - оберег славянской богини

Оберег Макошь использовался представительницами прекрасного пола еще в те времена, когда наши предки исповедовали язычество. Испокон веков он считался женским символом, который защищал женщину от бед, даровал семейное счастье, благоденствие дома, гармонию в отношениях с супругом, а также благополучие детей.

Макошь - богиня, которую почитали не только женщины. Она отвечала не только за семейное счастье, но и покровительствовала земледельцам. Эта богиня олицетворяет плодородную землю, она - это то, что дает жизнь всему живому и может восстанавливаться весной, после смертельно опасной для всего живого холодной зимы. Макошь - Великая Мать, дающая жизнь.

В старину ей поклонялись возле родников и колодцев, некоторые из них и по сей день считаются святынями. При этом богине жертвовали пряжу. Она считалась гениальной ткачихой, но пряла она не нити, а судьбы всех живущих на Земле людей. В этом Макоши помогают две сестры - Доля и Недоля, которые с помощью ниток и ножниц отмеряют длительность жизни и судьбы людей в целом.

По легендам, Макошь иногда ходит по миру в облике молодой девушки с длинными распущенными волосами. Встретившихся на пути она спрашивает - соблюдают ли они традиции предков? Если человек живет в соответствии с древними заветами и имеет чистую совесть, она посылает к такому человеку богиню удачи Сречу. А если он забыл о своих корнях и не чтит предков, Макошь отправит к нему Лихо Одноглазое, Несречу и Нелегкую, которые будут приносить ему трудности, пока человек не вспомнит о заветах предков.

Кроме этого, Макошь считали покровительницей перекрестков. Культ ее был повсеместным, в отличие от того же Перуна, которого почитали больше во время войны. В целом, Макошь - богиня женского начала, жизни и плодородия, архетип Великой Матери, а также создательница человеческих судеб. Во времена раннего христианства ее начали отождествлять со Святой Параскевой Пятницей .

Символ Макоши для оберега - значение

Значение оберега Макошь делает его более подходящим для женщин, чем для мужчин. Изначально это , однако иногда его носили и земледельцы, доход которых зависел от плодородия. Однако именно женщину считали вместилищем творческого начала, хранительницей домашнего очага и создательницей жизни.

В старину славянский оберег Макошь вышивали на одежде маленьких девочек. Незамужние девушки также почитали эту богиню, просили у нее и счастья в семейной жизни. Замужние женщины носили оберег славянской богини Макоши, чтобы получить ее помощь при родах, а также благополучную семейную жизнь, гармонию в отношениях с супругом.

Амулет Макошь отлично подойдет любой девушке. Его можно подарить маленькой дочери для защиты от злых людей и прочих бед. Незамужняя девушка быстрее найдет своего суженого и вырастет хорошей хозяйкой, если будет носить такой амулет. После замужества носить его стоит, чтобы призвать семейное счастье и благополучие. Помогает он также беременным, облегчая роды и способствуя появлению здорового малыша.

Поскольку Макошь считалась еще и покровительницей женского колдовства, если вы интересуетесь оккультизмом или просто желаете развить свою интуицию, стоит обзавестись таким оберегом, а также побольше изучить культ этой богини - она поможет вам найти свой путь.

Значение символа Макоши часто сравнивают с засеянным полем - когда уже все готово для сбора урожая, остается только приложить усилия и получить то, что вам необходимо. Четыре части этого поля могут также обозначать четыре стихии, а также основные составляющие человека по мнению славян - Совесть, Дух, Душа и Тело .

Оберег Макошь - как вышить символ славянской богини

Если вышивать и заниматься рукоделием в целом вы не слишком любите, украшение или одежду со знаком Макоши можно и просто купить. Желательно, чтобы украшение было изготовлено из серебра. Его придется , но об этом немного ниже.

Если есть желание изготовить оберег своими руками, следует помнить, что вышивка будет выглядеть не так, как кулон. Вышивать принято саму Макошь, а символ должен либо изображать ее голову, либо находиться над ней. Изображается Макошь обязательно с веретеном, это неизменный атрибут богини.

Вышивать знак Макоши, значение которого в роли женщин нельзя преувеличить, полагается на растущую луну или в полнолуние. Эта богиня не любит слабых духом и уставших от жизни людей, поэтому желательно находиться в радостном и счастливом настроении. Во время вышивки нельзя завязывать узлы и резать нити ножницами. В процессе можно читать обращенный к Макоши заговор:

Уж ты гой еси, Макошь-матушка! Макошь-матушка, всему люду отрадушка! Освяти ты мою долюшку! Убери со стези горюшко, всяку беду да маяту! Нить моя ровным-ровна, а доля счастьем полна! И в поле и в доме!

Если вы любите заниматься рукоделием, слушая музыку или поглядывая в экран телевизора, во время создания оберега об этом придется забыть. Вы должны быть сконцентрированы только на создании магического предмета. Не отвлекайтесь на разговоры, телефон и телевизор.

Фон вышивки должен быть зеленым или белым. Во втором случае обязательно должна быть зеленая рамка вокруг изображения. На вышивке должны присутствовать колосья - символ достатка и плодородия. Подходящие для вышивки цвета - зеленый, красный и желтый. Цветы могут быть вышиты синими нитками. Нельзя использовать белые нитки для вышивки оберегов. Пожилые женщины могут вышивать черными нитками. После создания оберега можно окропить его родниковой водой для освящения, и после этого им можно пользоваться так, как вы это задумывали. Как правило, такие обереги держат дома на видном месте или носят на одежде.

Обереги со знаком Макоши - как за ними ухаживать

Все обереги требуют периодического очищения, и оберег Макошь не является исключением. Если вы не вышивали самостоятельно свой, его нужно очистить перед тем, как использовать. Лучшим вариантом будет вода из родника или колодца - Макошь считали покровительницей источников воды . Как очистить новый оберег? Оставить в воде на время или же, если это невозможно, окропить ей.

Время от времени вам придется очищать ваш оберег. Здесь нет конкретных сроков, все зависит от количества негатива, который будет отражен магическим предметом. Считается, что владелица такого амулета сама поймет, когда придет время почистить его от накопленного негатива. Почаще рассматривайте оберег, держите его в руках, и ваша интуиция будет подсказывать, когда придет время очищения.

Очищение производится при воздействии трех стихий - воздушной, водной и огненной. Сначала следует вручную постирать ткань с вышивкой, пользуясь детским или хозяйственным мылом. После стирки ее следует высушить возле открытого огня или на солнце. Стирать в машинке эту ткань нельзя, такая стирка даст только механическое очищение от обычной грязи. Однако далеко не все любят ручную стирку, поэтому ее можно провести после машинной - так на это уйдет меньше времени. Кулон или другое украшение нужно подержать под проточной водой, а затем так же выложить на солнце, чтобы оно высохло от капель.

Если оберег треснул, вышивка расползлась или появились другие повреждения, это означает, что его миссия закончена. Теперь его следует сжечь, пустить по течению реки или закопать в землю. Нельзя оставлять знак Макоши так, чтобы он достался другому человеку - проблемы начнут преследовать как его, так и владелицу оберега.

Знак Макоши и Лунница - сочетание двух мощных оберегов

Нередко можно увидеть знак Макоши в Лунницах. Лунница - это отдельный символ, который нередко сочетают с остальными для получения более мощных талисманов. Значение Лунницы понять несложно - внешний вид изображает все лунные фазы без исключения, а 28 элементов по краям соответствуют лунным дням.

Лунница - женский талисман. Он дарует здоровье, привлекательность и популярность среди представителей противоположного пола. Обладательница такого оберега не будет иметь проблем с зачатием ребенка, беременностью и родами. Ее детей он также защищает от болезней и негатива. Поэтому и считалось, что Лунница оберегает не только женщину, но и ее дом, супруга, детей и остальных близких людей.

Мокошь (Макошь) - восточнославянская богиня. Мокошь была единственным божеством женского рода, чей идол находился в киевском капище до принятия князем Владимиром христианства.
В.В. Иванов и В.Н. Топоров в совместной работе "К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа" выдвигают теорию, что Мокошь изначально была женой бога-громовержца Перуна. После измены Мокоши своему мужу с его противником (Змеем-Велесом) Перун лишает жену-изменницу божественного и супружеского статуса, ссылает её с неба на землю, в преисподнюю, в хтонические воды. Не случайно Мокошь, отчасти лишённая божественного статуса, в "Повести временных лет" в списке богов упоминается последней, после священной собаки Симаpгла. В говорах Подмосковья известно слово "мокосья", означающее женщину лёгкого поведения. Это ещё одно свидетельство в пользу вышеописанной теории об измене Мокоши Перуну. В некоторых источниках Мокошь называется женой Велеса (Волоса), это объясняется тем, что Мокошь, низвергнутая из царства Перуна (неба) в царство Велеса (подземный мир), разделила с ним часть его функций, отвечая за плодородие, воду, скот и торговлю. Если в языческие времена самими почитаемыми в народе богами были Велес и Мокошь (Перун был богом не народа, а княжеской дружины), то после принятия христианства функции Велеса перешли к святому Николе, а функции Мокоши - к Параскеве Пятнице. Пятница была священным днём Мокоши, т.к. следовала за священным днём её мужа Перуна - четвергом.

Имя "Мокошь" В.В. Иванов и В.Н. Топоров связывают с корнем "мокрый", "мокнуть", вместе с тем отмечая и возможную связь с *mokos, "прядение". Другого мнения о толковании имени богини придерживается Б. Рыбаков в книге "Язычество древних славян", предпочитая вариант имени "Макошь" и толкуя его как "мать хорошего урожая" / "мать счастья" ("ма" - мать, "кошь" - жребий, судьба, а также мера для хранения зерна). Рыбаков сближает Макошь с греческими богинями-мойрами, прядущими линию судьбы.

Мотив прядения перешёл к преемнице Мокоши - Параскеве Пятнице: Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу (название этого обряда - "мокрида"). Паракева запрещала прясть в пятницу (священный день Мокоши): она ходила исколотая иглами и изверченная веретёнами, потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященный ей день. Также в пятницу существовал и другой запрет - на половое общение женщины с мужем (намёк на расставание Мокоши и Перуна).
На Русском Севере существовало представление о нечистом духе по имени Мокоша, которая представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, тайком стригущая овец, прядущая по ночам в избах (если над пряжей не произнесена молитва) и запрещающая прясть в праздничные дни.
Максимально сниженный образ Мокоши - это Кикимора (Шишимора). Если Мокошь была наказана огнём громовержца и низвергнута в воду, то Кикимора также обитает в сыром месте и боится огня. Также Кикимора позаимствовала у Мокоши связь с пряжей (Кикимора путает пряжу).


Экс-участница группы "Мельница" Алевтина Леонтьева в 2008 году записала песню "Мокошь". Позднее в измененном виде эта песня вошла в альбом Алевтины "Танец перехода".

Текст песни "Мокошь":

Только зори поднимались над лесами
Свет и славу не нашли еще славяне.
Было то начало дней
И молились словно матери своей.

Яки свет Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

Копьями потомков загоняли в Днепр
Идолов свергали, лютовал князь-вепрь
Осеняли сталью и крестом
Над Воды Богиней воспылал костер.

Яки свет-Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

Сквозь столетья нитями ты проросла.
Параскевной стала, Мокошью была.
Заверши поток нелегких дней!
Пятнице мы молимся своей.

Яки свет-Ярило,
Ты нужна нам тож!
Жертвы воздаём,
МОкошь, МокОшь!

Я тебе поклоны бью,
Ткани и воды сторОж,
Жертвы воздаю,
МОкошь, МокОшь!

В Лето 7525 от С.М.З.Х., в понедельникъ 12-го дня Месяца Новых Даров /Айлеть/ или с вечера 12 ноября по вечер 13 ноября 2016, День Богини Макоши - Небесной Богородицы, Богини Сутьбы (Судьбы). Всех Православных Славян и Ариев поздравляю с этим Праздником. Пускай Макошь с дочерьми Долей и Недолей сплетут счастливые и справедливые Жизненные Нити для всех людей Расы Великой! А Макоше нашей Небесной Матушке - СЛАВА!

Макошь - Небесная Богородица, Богиня счастливого жребия. Вместе с дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы людей и Богов, плетя Нити Судьбы. Богиня-Покровительница ткачества и рукоделия, а также Чертога Лебедя во Сварожьем Круге. Славяно-Арийское название созвездия Большой Медведицы - МаКошь т.е. Мать ковша.

Многие обращались к Богине Макоше, чтобы она доверила сплетать Нить Судьбы в клубок своей младшей дочери - Богине Доле.

Богиня Макошь во все времена была очень внимательной и заботливой Покровительницей ткачества и всевозможного рукоделия, а также следила за тем, чтобы на полях, где орачи (крестьяне) вкладывают Душу в свой нелёгкий труд, вырастал хороший урожай. Следует понимать, что Великая Небесная Богиня Макошь -это не только Богиня-Покровительница произрастания и плодородия, а, Богиня, дарующая трудолюбивым и прилежным людям хороший урожай.

К тем Родам из великой Расы и ко всем потомкам Рода Небесного, которые не ленились, а трудились в полях, в садах и огородах в поте лица, вкладывая Душу в свой нелёгкий труд, Богиня Макошь посылала свою младшую Дочь - белокурую Богиню Долю. К тем же людям, кто плохо и нерадиво трудился на своих полях (неважно из какого он Рода), доставался плохой урожай. Поэтому в народе говорили, что «от Макоши Доля пришла урожай мерить » или «Макошь Недолю послала урожай мерить ».

Богиня Макошь в Славянской мифологии

Макошь (Мокошь) - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях Судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, ткать Пряжу Судеб Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.

Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).
Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.

Макошь - богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников. Матерь богов, жена или воплощение Велеса-Мокоса-Мокоша, соотносимая с Гекатой (имя употребляют зачастую в мужском роде). "Мамаи же царь... нача призывати боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша , Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета. "

"требу кладутъ и творят... Мокошьи диве .... мажютъ Екатию богыню, сию же деву творятъ и Мокошь чтут " Таким образом, Макошь - богиня колдовства и хозяйка Перехода из этого мира в мир Иной.
Она мать ветров и повелительница лесного мира. Изображена на русских вышивках между двух лосих-Рожаниц (см. рисунок), иногда изображалась с рогом изобилия. Макошь является образом древнейшей, еще неолитического происхождения, Богини Матери, которая известна, как "неолитическая Венера". Древнейшая Богиня была подательницей как жизни, так и смерти, изображение ее лица считалось табу.

Иудохристиане украли и приспособили этот Православный Славяно-Арийский праздник под себя - по их лжеучению День Макоши - Пятница, в иудохристианстве образ слился с придуманной Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен, один из дней, в который особо чтят Макошь - это ближайшая к 8 апреля Пятница - Провещание Макоши, а также к 27 октября, собственно Параскева Пятница.

Ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и так.называемый "лунный камень".
Зверь Макоши - кошка, лосиха
Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища.
Кумиры Макоши могли быть изготовлены из "женских пород дерева", в первую очередь - из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть рогат или иметь в руках рог.

Монах Альберих из Трех Источников в своей "Хронике" XI века (по сообщению А.Френцеля, 1712 г) писал: "II. 1003 г. Император Генрих… подчинил себе винделиков, народ, граничащий с свевами. Эти винделики почитали Фортуну; имея ее идол в знаменитейшем месте. Вкладывали ему в руку рог, полный напитка, приготовленный из воды и меда…" Доля, Среча, Сряшта (серб.), Встреча, Счастье - пряха, помощница или младшая сестра Макоши, матери жребия, Ягишна.
Недоля, Несреча, Несряшта (серб.), Злосчастье - пряха, помощница или младшая сестра Макоши, матери жребия, Ягишна.

Итак, сама Макошь:
1.Богиня всей Судьбы
2.Великая Мать, богиня плодородия, связана с урожаем.
3.Богиня магии и волшебства, жена Велеса и Хозяйка перекрестков мироздания между мирами.
4.Защитница и покровительница хозяек.
5. Мать ветров, что жизнь и смерть ей подвластны в равной мере.
6. Хозяйка Живой Природы.

ПравьСлавление:
Государыня Макошь-Матушка! Мать Небесная, Богородица, сопряди для нас жизнь укладную, жизнь общинную, вельми славную. ПравьСлавляем Тя, Мать-Наставницу, добродетельну и старательну, ныне и присно, от Круга до Круга! Тако Бысть, тако Еси, Тако Буди!

Источник - http://ruspravda.info/Den-Bogini-Makoshi-84.html

В далёкие дохристианские времена в Киеве на языческом капище, устроенном будущим крестителем Руси князем Владимиром, среди прочих идолов выделялась единственная женская фигура. Это была загадочная богиня Макошь. Могущество её, по мнению древних славян, было велико и не ограничивалось лишь приписываемым ей покровительством прядению и ткачеству. Знали наши предки, что повелевает она и судьбами людскими.

Богиня Луны, колдовства и рукоделия

Кто же эта богиня Макошь, фото идола которой представлено в начале статьи, и что скрывается под её именем? Многие христианские авторы в дошедших до нас трудах, предостерегая от поклонения языческим богам, непременно упоминают и её имя. Любопытно, что в одном из таких трудов ― «Слове об идолах», датируемом XV веком, Макошь уподобляют Гекате ― древнегреческой богине Луны и колдовства. Если такое сравнение справедливо, то понятно, почему наши предки старались с ней не ссориться.

По утверждению исследователей, Макошь ― славянская богиня, имя которой происходит от греческого слова «mokos» ― прядение. И это не случайно, ведь она считалась богиней-покровительницей чисто женских ремёсел. В те времена всё необходимое для жизни производилось в своём домашнем хозяйстве, и каждая славянка, даже если она жила в тереме княжеском, с детства училась прясть и ткать. Это явилось причиной того, что богиня Макошь стала одним из самых почитаемых божеств в обширном языческом пантеоне.

Мать судьбы и богиня плодородия

Справедливости ради нужно заметить, что есть и ещё одна версия, объясняющая значение её имени. Согласно этой версии, в основе имени лежит глагол «мокнуть». Такое объяснение позволяет предположить, что когда-то её власть простиралась на такие жизненно важные области, как дождь и урожай. Отсюда и дошедшее до нас определение ― богиня земли Макошь. Оно встречается довольно редко, так как предпочтение отдаётся всё же первому толкованию.

Чтобы до конца разобраться с именем богини, вспомним, что его можно рассматривать как сочетание двух корней ― «ма» ― мать, и «кош» ― жребий, судьба. Отсюда следует ― «мать судьбы», то есть та, от которой зависит жребий, предназначенный человеку в жизни. Но следует учесть и то, что словом «кош» у славян обозначалась корзина для зерна, амбар и телега для снопов, иначе говоря, понятия, связанные с урожаем. Вот и ещё одно толкование ― «мать урожая», богиня земли и плодородия.

День почитания Макоши

Согласно установившейся в те времена традиции, каждая пятница считалась днём её особого поклонения. В связи с этим возникли многие обычаи, сведения о которых дошли до нас главным образом из литературных памятников. Так, например, прясть и ткать по пятницам запрещалось, так как это считалось оскорблением богини. В тех же памятниках встречаются чисто фольклорные описания Макоши с руками, исколотыми иглами и израненными веретёнами, от того, что женщины её не чтут и работают в этот день.

Вершительница судеб

В народных сказаниях богиня Макошь обычно изображалась в виде длиннорукой женщины, которая являлась по ночам в дом, садилась за веретено и начинала прясть. Вот тут-то и начиналось самое таинственное. Дело в том, что в древней мифологии прядению приписывается особый сакральный смысл. Нить, рождающаяся от вращения веретена, ассоциируется с нитью судьбы, а сам процесс ― с непрерывностью жизни. Это и стало причиной того, что богиня, занятая вполне невинным делом, считалась тайной вершительницей судеб.

Как и всякому божеству, ей положено было приносить жертвы. В связи с этим существовал особый обряд ― «мокриды». Он заключался в том, что в установленный день - пятницу - женщины бросали в колодцы пряжу и кудель. Многие исследователи склонны считать, что богиня Макошь у славян занимала одну из главенствующих позиций в их пантеоне. Есть даже гипотезы, что она считалась женой громовержца Перуна.

Богиня ― символ женского начала

Следует также заметить, что если культ Перуна носил «дружинный» характер, то есть был распространён, главным образом среди служивого люда, то его «подруге» поклонялось всё население дохристианской Руси. Бытует мнение, что Макошь ― богиня-символ женского начала в жизни. В основе его лежат многие аргументы, в том числе и её сакральная связь с нечётным днём недели ― пятницей.

Языческая богиня и христианская святая

Когда на смену язычеству пришло христианство, то святая Параскева-Пятница, как это ни странно, унаследовала многие черты языческой богини. Именно ей передала свои функции Макошь. Славянская богиня и христианская великомученица слились в народном сознании. Одной из причин этому послужило имя Параскевы, означающее в переводе "пятница", то есть привычный для наших предков день почитания Макоши. Определённую роль сыграло и то, что в этот день многие народы Европы совершали поклонение именно женским божествам. В результате пятница стала как бы еженедельным женским днём, связавшим языческую богиню с христианской святой.

Кроме того, о связи святой Параскевы-Пятницы с её языческой предшественницей говорит и то, что образ христианской подвижницы часто бывает представлен в виде скульптурных изображений, в целом не принятых в православии, но употреблявшихся у язычников. Для этой святой не только делается исключение, но и существует традиция устанавливать эти скульптуры, а также посвящённые ей часовни и церкви вблизи рек и водоёмов. Это наводит на мысль о находившихся также вблизи водоёмов местах поклонения идолам Макоши ― богини, у которой просили дождей и урожая.

Хорошо известно, что на ранних этапах христианская церковь вела борьбу с подобными тенденциями, но со временем, понимая всю её бесперспективность, смирилась и постаралась лишь придать поклонению Параскевы соответствующие формы. Любопытно, что в народе её до сих пор часто называют так же, как именовали когда-то Макошь ― «бабьей заступницей» или, что более соответствует времени ― «бабьей святой».

Символы богини Макошь

Богиня Макошь, как было сказано выше, часто уподоблялась богине Луны, и связывалась со всем, что имеет отношение к ночи. По этой причине её камнем принято считать лунный камень и горный хрусталь, а металлом - серебро. Считалось, что среди животных особым покровительством богини пользовались кошки. Этому существует два объяснения. Во-первых, кошка ведёт активную ночную жизнь, а потому наверняка знается со всякими духами ночной стихии. Так это или нет ― не знаем. Сами кошки об этом помалкивают. Во-вторых, обращает на себя внимание простое созвучие: кош-ка ― ма-кош.

Среди символов, олицетворяющих богиню, чаще всего встречаются предметы, связанные с рукоделием, такие как клубки ниток, пряжа или просто веретено. У современных почитателей языческих богов её кумир принято делать в виде женской фигуры с рогами на голове и рогом изобилия в руках. Для его изготовления, как правило, используются древесные породы, носящие названия женского рода, например: сосна, липа или берёза.

Макошь , Мокошь - славянская богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли ) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богинии Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. (Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.)
Макошь- единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. При перечислении кумиров богов Киевской Руси в «Повести временных лет» Макошь замыкает список, начинающийся с Перуна . Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них М., при сохранении её противопоставления мужским богам, может быть выдвинута на первое место. Память о Макоши на Украине сохранялась до сер. 19 в. По данным северорусской этнографии, Макошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, а «то Мокоша опрядёт». Непосредственным продолжением образа М. после принятия православия стала Параскева Пятница . Пятницу в украинских ритуалах 19 в. представляла женщина с распущенными волосами, которую водили по деревням. Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу, кудель; название этого обряда - «мокрида», как и имя Макошь, связано с корнем «мокрый», «мокнуть» (вместе с тем возможна и связь с *mokos, «прядение»). Ср. также русскую Среду, Середу - женский мифологический персонаж, связанный, как и Пятница, с нечетом, женским (враждебным) началом: считалось, что Среда помогала ткать и белить холсты, наказывала тех, кто работал в среду. На общеславянский характер Макошb указывает словенская сказка о колдунье Mokoska, зап.-слав. топонимы типа Mokosin vrch («Мокошин верх», ср. положение кумира М. на вершине холма), полабского Mukus, Mukes, старолужицк. Mococize и др. Типологически Макошь близка греческим мойрам , германским норнам , прядущим нити судьбы, хеттским богиням подземного мира - пряхам, иран. Ардвисуре Анахите и т. п. и продолжает древний образ женского божества - жены (или женского соответствия) громовержца в славянской мифологии.

Макош, Мокош, Макошь, Мокоша - у славян - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения. Может быть соотнесена с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы - Мойр, а так же с германскими пряхами судьбы - Норнами и Фригг - женой Одина, прядущей на своем Колесе. В силу того, что богини - пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, также, вероятно, имела двух сестер или ипостаси - счастливую судьбу и несчастливую, удачливую и неудачливую.
Макош - богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами (по всей видимости культ Макоши - и Лунный культ, тогда праздников 13). Характерный женский рогатый головной убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках. Упомянута в русских летописях и многочисленных поучениях против язычества. "Поучение духовным детям" в XVI веке так предостерегает:
"Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну , и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся " . Единственная богиня из пантеона кн. Владимира. Матерь богов, возможно, жена или воплощение Велеса -Мокоса-Мокоша, соотносимая с Гекатой (имя употребляют зачастую в мужском роде).

"Мамай же царь... нача призывами боги своя: Перуна, Салманата, Мокоша, Раклия, Руса и великаго своего помощника Ахмета."
"требу кладутъ и творят... Мокошьи диве.... мажютъ Екатию богыню, сию же деву творятъ и Мокошъ чтут."
Таким образом, Макошь - богиня колдовства и хозяйка Перехода из этого мира в мир Иной.
Макошь связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богинии Доля и Недоля , связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми. (Покута - то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.)
В нижней ипостаси, Макошь возможно, является знаменитой Бабой Ягой (Хель, Кали), в этом случае можно говорить, что она мать ветров и повелительница лесного мира. Изображена на русских вышивках между двух лосих-Рожаниц, иногда изображалась с рогом изобилия. Как следствие хтоничности имеет непропорционально большую голову на изображениях. Возможно, Макош является образом древнейшей, еще неолитического происхождения, Богини Матери, которая известна, как "неолитическая Венера". Древнейшая Богиня была подательницей как жизни, так и смерти, изображение ее лица считалось табу, имела большую голову.

День Макоши - Пятница, в православии образ слился с Параскевой Пятницей , т.е. она покровительница хозяек и жен. Один из дней, в который особо чтят Макошь - это ближайшая к 8 апреля Пятница - Провещание Макоши. А также 27 октября, собственно Параскева Пятница. Ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и так. называемый "лунный камень". Зверь Макоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Кумиры Макоши могли быть изготовлены из "женских пород дерева", в первую очередь - из осины . Кумир Макоши зачастую мог быть рогат или иметь в руках рог:
Монах Альберих из Трех Источников в своей "Хронике" XI века (по сообщению А.Френцеля, 1712 г) писал: "II. 1003 г. Император Генрих... подчинил себе винделиков, народ, граничащий с свевами. Эти винделики почитали Фортуну; имея ее идол в знаменитейшем месте. Вкладывали ему в руку рог, полный напитка, приготовленный из воды и меда... "
Характерный женский рогатый головной убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках. В любом случае, она представляется высокой дородной женщиной, голова которой увенчана шапкой с выступающими краями. В руке ее (но не той, что у Велеса, а в противоположной) рог изобилия.

Культ Мокоши, очевидно, продолжал тайно сохраняться в течение многих столетий после принятия христианства. Об этом, в частности, свидетельствует одна из рукописей XIV века, где говорится о коллективных женских молениях: «Мокоши не явно молятся, да <...> призывая идоломолиц баб, то же творят не токмо худые люди, но и богатых мужей жены». Даже в XVI веке в некоторых местах священники на исповеди задавали женщинам вопрос: «Не ходила ли к Мокоши?», не творила ли «с бабами богомерзкие блуды <...> не молилась ли вилам и Мокоши?»
Следы почитания Мокоши отчетливо сохранились в севернорусских областях, а на Украине память о ней дожила до середины XIX века. Это позволяет со значительной степенью уверенности говорить о том, что вера в это божество была распространена на территории всей Древней Руси. Более того, об общеславянском характере Мокоши могут свидетельствовать немалочисленные западнославянские топонимы: название чешской деревни Mokosin, польские топонимы Mokos, Mokoszyn, Mokosznica, Mokossko, старо-лужицкие - Mococize, Mockschiez, полабские - Muuks, Mukus, словенский гидроним Mokos, - a также материал словенской сказочной традиции, где встречается имя Mokoska, принадлежащее колдунье.
Внешний облик и функции Мокоши восстанавливаются не столько на основе исторических источников, сколько по языковым и этнографическим данным, с учетом возможных изменений первоначального образа божества, которые были обусловлены вытеснением языческих верований христианством. С одной стороны, образ Мокоши, как и всех языческих божеств, был снижен, «ухудшен». В слове Златоуста, обличающем язычников, Мокошь упоминается в одном ряду, например, с упырями. Неслучайно также в севернорусских говорах (новгородских, олонецких, вологодских) слово «мокоша», «мокуш» означает «нечистый дух», «нечистая сила», а в ярославских говорах слово «мо-коша» означает «привидение». С другой стороны, произошло слияние образов языческой Мокоши и христианской святой Параскевы Пятницы.
Еще в XIX веке исследователи указали на возможную соотнесенность образов языческого божества Мокоши и демонологического персонажа севернорусских преданий Мокуши. Согласно этнографическим материалам, Мокошу представляли в образе женщины с большой головой и длинными руками, которая прядет по ночам оставленную кудель, стрижет овец и прядет шерсть. Согласно народным представлениям, Мокуша объявляется в период Великого поста, ходит по домам и смотрит за пряжей. Когда ночью, во время сна, слышалось «урчание» веретена, обычно говорили: «Мокуша пряла». Иногда Мокоша издает звуки - выходя из избы, щелкает веретеном о брус, на котором крепятся полати. В некоторых местностях верили, что если женщина дремлет, а ее веретено вертится, значит, за пряху прядет Мокоша. В народной традиции с занятием Мокоши связан запрет оставлять на ночь кудель на прялке без благословения, иначе, согласно поверьям, придет «Мокоша и спрядет». Когда овцу долго не стригли, а шерсть на ней вдруг вытрется, считали, что это Мокуша «остригла» овцу. Будучи недовольной, она остригает немного волос и у самих хозяев. В качестве требы (жертвы) Mo-коше после стрижки овец оставляли в ножницах на ночь клочок шерсти. Такой образ Мокоши по функциям и характеристикам соотносится с кикиморой.

Очевидно, что Мокошь являлась покровительницей прядения и других женских занятий. Запреты на некоторые из них в пятницу, например прясть и стирать, сохранявшиеся во многих местностях у русских еще в XX веке, свидетельствуют о том, что из дней недели Мокоши была посвящена, по-видимому, пятница.
Мифологические представления русской и других славянских традиций содержат немало доказательств того, что женское языческое божество связывалось с влагой и со стихией воды в целом. Прежде всего, ученые считают, что само имя Мокошь, вероятнее всего, восходит к корню *mok-, *mokrb-, а образ Мо-коши соотносится с Матерью-сырой землей. Косвенным доказательством этого является почитание у русских св. Параскевы Пятницы как «водяной и земляной матушки». В качестве сравнения можно привести материал чешской мифологической традиции, где известно имя мужского рода Mokos, относящееся к божеству влаги, дождя и сырости, к которому обращались с молитвами и жертвоприношениями во время большой засухи. На соотнесение Мокоши с водой указывает и отмеченный запрет стирать в пятницу. Показательно также, что в новгородских говорах словом «мукуш» могут называть русалку, то есть мифологическое существо, непосредственно связанное с водой. По мнению исследователей, трансформацией прядущего по ночам духа «мокуши», или «мокоши», является сверхъестественное существо новгородских и вологодских поверий «мокруха», которое оставляет мокрым то место, где посидит. Мокруха, как и мокоша, любит прясть, то есть тоже связана с прядением. Ритуал с одно-коренным названием «мокрида», но посвященный св. Параскеве Пятнице, заместившей Мокошь, в XIX веке сохранялся на Украине: в ходе обряда Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу. Как и «мокрида», языческую природу имеет и другой украинский обычай, существовавший еще на рубеже XIX и XX веков, - кормление Пятницы. Обычай заключался в том, что в ночь с четверга на пятницу хозяйки, застлав стол чистой скатертью, оставляли на нем кашу в горшке, покрытом миской, и ложку в надежде, что Пятница придет ночью и поужинает. А накануне дня памяти св. Параскевы на стол ставили праздничное блюдо - разведенный мед.
Как единственное женское божество Мокошь, вероятно, была покровительницей не только прядения, но и других сфер женской деятельности. Исследователи реконструировали для Моко-ши функции божества любви, рождения, плодородия и судьбы. На эти функции указывает соотнесенность Мокоши со стихиями земли и воды, наделяемыми в архаичных культурных традициях продуцирующей силой и имеющими в мифологических представлениях непосредственное отношение к идее плодородия, а также связь языческого божества с прядением и ткачеством, продукты которого - нить или полотно - осмыслялись в народном сознании как символы судьбы-жизни, которой наделяется при рождении каждый человек. В этом плане образ древнерусского языческого божества по функциям и своему значению типологически близок богиням-пряхам других культурных традиций: греческим мойрам, германским норнам, хеттским богиням подземного мира.
Согласно гипотезе об «основном» мифе, Мокошь выступала как женский персонаж в его сюжете и являлась женой Громовержца.
После принятия христианства и особенно после его укрепления в XVI веке восприемницей функций Мокоши стала св. Параскева Пятница. Она унаследовала также многие черты характера и культа языческого божества, о чем речь будет в соответствующей главе.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»