Латыши. Внешний вид: 'угрюмые с угловатой головой и пунцово-красным лицом' или 'красивая порода'

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Здравствуйте, дорогие читательницы (и читатели:)) сайта сайт! Хочу рассказать вам свою историю брака с иностранцем.

Мой супруг — из Прибалтики [регион Северной Европы, в который входят Литва, Латвия и Эстония. Прим. редакции сайта] .

Когда-то я – студентка Днепропетровского института даже подумать не могла о браке с латышом.

Первая встреча с Дайнисом

Встреча наша была не романтичной, но довольно забавной. Зима, ветер и двадцать пять градусов мороза. Спускаюсь вниз по проспекту и, решив сократить путь, поворачиваю во дворы. Став каблуком на спрятанный под снегом лед, я сначала поскользнулась, затем проехалась и в конце упала. Высокий парень с приятным мальчишеским голосом строго констатировал факт: «Девушка, вы упали», но подал руку и помог подняться.

Он был очень серьезный, диалог с незнакомой девушкой поддерживал неохотно да и разговаривал с ярким акцентом, иногда не туда ставя ударения.

Странное свидание

В ближайшие выходные мы с Дайнисом встретились снова. Когда я подошла к моему новому знакомому, он первым делом сказал: «Ты опоздала». Я удивилась: опоздала-то всего на 10 минут! Настроение не испортилось, только вот первую «галочку» я себе поставила – очень пунктуален.

А дальше «галочки» стали расти в геометрической прогрессии: вместо семи минут трамваем и шести копеек за двоих – полчаса пешком в кафе. Заказ делался очень долго – все просчитывалось до мелочей. Проводив до подъезда (спасибо большое!), сухо попрощался и ушел. Я решила поставить на этих галочках крест и навсегда забыть ужасное знакомство.

Дорогое колечко

Латыши не жадные, а просто экономные. Встречала, конечно, и небрежное отношение к деньгам, однако это — исключение, нежели правило. В России это называют «широкой душой», а латыши мотивируют тем, что живут один раз.

Красивый город Елгава

Летом мы поехали знакомиться с родителями Дайниса: вначале до Риги 17 часов, затем пересели в другой поезд до Елгавы.

Когда мы сошли на перрон, я сразу поразилась необычайному количеству зелени в городе. Казалось, все вокруг было усажено деревьями, кустами и цветами. В Латвии очень любят свою землю, весьма усиленно заботятся об окружающей среде и природе.

Наверное, расположение на реке Лиелупе делает Елгаву такой свежей, с чистым воздухом и огромным количеством зелени. Меня сразу поразили улицы и дома. Улицы были не ровными, а извилистыми, напоминали речку, дома – как кукольные, с красными и коричневыми крышами.

Елгава – город немаленький – по численности 4-й в Латвии, но очень размеренный, с неспешной и умеренной жизнью.

На пороге квартиры нас встретила мама Дайниса – и я с первого взгляда в ее глаза поняла, что это теперь и мой дом тоже. Мама Дайниса все делала очень медленно, иногда, казалось, что она просто стоит на одном месте. Но в итоге она все успевала вовремя: все были накормлены, белье выстирано и выглажено, дом убран.

Познакомившись с еще несколькими семьями, я поняла, что глава семьи в Латвии – женщина, на ней держится семья. Мужчины – добытчики. Они просто занимаются работой и мужскими обязанностями, при этом все семейные дела доверяют жене.

У латышей вообще общество более матриархальное: в доказательство можно сослаться даже на латышскую мифологию (главными у них были богини, а не боги - Мара, Лайма, Земесмате, Юрасмате) и необычайно яркий приход к власти женщины-президента Вайры Вике–Фрейберги.

А их менталитет имеет явно выраженные женские признаки, среди которых, по моему мнению, выделяются эмоциональность (редкие вспышки на фоне общего спокойствия и сдержанности), которую они всячески ставят под контроль и потребность в защите. Грубо говоря, им нужен тот, кто будет ими управлять и защищать. Сами латыши не стремятся к лидерству, они покладисты, терпимы и лояльны. Не путайте, кстати, латышей и латвийцев. Латыши — титульная нация в стране, а латвийцы — это все подданные Латвийской Республики.

Мой первый скландраусис и много рыбы на латышском столе

Основная часть блюд на латышском столе – рыба. Мне очень понравился пирожок с горкой овощей и бобовых – это скландраусис – национальное блюдо Латвии. Такой рыбной вкуснятины, как здесь, я не ела никогда в жизни. Не думала, что из сельди, салаки и кильки можно приготовить что-то подобное. А еще мои знакомые из «страны, которая поет» очень любят тминный сыр, свинину и картофель с творогом.

В Латвии не довольствуются картошкой с селедкой и оливье на праздничном столе. Выбор блюд здесь очень большой: даже не понятно, что больше всего любят латыши. Ясно одно – сыр, рыба и бобовые в холодильнике есть всегда.

Латышская свадьба

Через год мы праздновали нашу с Дайнисом свадьбу. Не любящие расточительство латыши, закатили «пир горой», чтобы молодые жили в достатке. В центре стола обязательное блюдо – ароматный бульон и маленькие пирожочки с мясом.

Для меня происходящее было необычным, много от волнения не помню совсем. Сначала я сидела в венке, а в полночь две подружки повязали мне красивую ажурную косынку и надели фартук – теперь я хозяйка дома и жена.

Все, что касается семьи, страны, культуры и традиций для латышей свято и категорично. Они знают и ценят свою историю, помнят и уважают предков. Несмотря на размеренность, жители Латвии очень веселые: знают много песен, анекдотов, народных танцев.

Самый лучший муж и папа

После свадьбы Дайнис очень изменился – теперь он муж, добытчик в семье. В деньгах мы не нуждались. Бывало, что Дайнис и в ночь с рыбаками уходил, и в магазинах грузчиком подрабатывал. После рождения малышки часть забот перешли к мужу: он ее купал, укладывал спать и пел колыбельные.

В Латвии не принято брать в долг деньги или ходить просить у соседей луковицу или соль. В семье должно быть все свое. Детям мужчины уделяют много времени, но не балуют, не хвалят в присутствии посторонних и не проявляют свою любовь к ним открыто. Детей с пеленок учат контролировать свои эмоции.

Тридцать лет вместе

Вот уже тридцать лет мы с Дайнисом живем в Днепропетровске. У нас две дочери и два внука. Все недостатки, которые мне не нравились в Дайнисе, стали для семейной жизни огромными плюсами.

Мои выводы: пунктуальность и серьезность помогли стать доцентом и преподавателем в Академии, чрезмерная экономность выросла в постройку двухэтажного дома и покупку квартиры младшей дочери. А молчаливость и рассудительность с годами перестали меня раздражать и стали очень важными для семейной жизни.

Елена, специально для сайта сайт

20 октября 2014

Представления об антропологическом облике лиц Восточной Прибалтики у меня лично складывались в основном под воздействием великого искусства синематографа.

При слове «Балтия» в сознании первым делом всплывает воспетый культовым режиссером Рогожкиным образ настоящего финского парня из «Особенностей национальной охоты», «Особенностей национальной рыбалки» и прочих национальных особенностей.

С эстонцами дела обстоят несколько хуже. В отличие от своих северных соседей, в фильмах Рогожкина они не снимались, так что представление об этом народе у среднестатистического россиянина крайне размыто. Имеется, правда, огромное количество анекдотов, в которых на все лады воспевается эстонская национальная медлительность. Однако поскольку создатели анекдотов пренебрегли в свое время описанием внешности медлительных эстонцев, к антропологии весь этот фольклор имеет весьма отдаленное отношение. Если говорить об эстонцах, на память приходит лишь блондинистый, не по-эстонски бойкий Урмас Отт – телеведущий, в свое время знаменитый на всю страну, а также виденный в далеком детстве фильм «Приключения желтого чемоданчика» (если не ошибаюсь, главную роль там исполняет великолепная Пельтцер, актриса неделимого СССР без национальностей и границ, но поскольку кино снимали в столице Эстонской республики, в кадре нет-нет да и мелькают настоящие эстонцы).

Если же попробовать воспроизвести внешность литовца или латыша, возникает неясный, один на двоих, расплывчатый образ абстрактного прибалта, навеянный все теми же анекдотами про эстонцев.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Как показывают самые последние генетические исследования в этой области, несмотря на разницу в языках (эстонцы и финны принадлежат к финно-угорской языковой группе, а латыши и литовцы говорят на языках индоевропейской группы), эти народы тесно связаны между собой. Причем эстонцы, например, генетически куда ближе к соседям-латышам, чем к своим лингвистическим родственникам.

Как пишут советские антропологи, не ленившиеся выезжать на полевые работы, собирая исследовательский материал: на северо-западе у литовского, латышского населения, а также у финнов и карелов прослеживаются черты беломоро-балтийской расы. У латышей и эстонцев присутствуют также черты атланто-балтийской расы.

Это говорит о том, что в формировании этих этносов участвовали одинаковые антропологические компоненты – только в разные времена и в разных пропорциях. Этим же обусловлено и их внешнее сходство.

У атланто-белтов – светлая кожа, у каждого второго – светлые волосы, у трех из четырех – светлые глаза. Волосы широковолнистые или прямые, мягкие. Рост бороды средний. Третичный волосяной покров на теле – от среднего до слабого. Достаточно крупные голова и лицо. Нос обычно прямой и узкий, чаще с высоким переносьем.

Беломоро-балтийский тип еще более светлокож и светловолос. Третичный волосяной покров несколько слабее. Рост меньше. Лицо шире и ниже. Более короткий нос, который сравнительно часто имеет вогнутую спинку.

Эстонцы

Из рассматриваемых нами национальностей эстонцы самые высокие – в среднем по стране больше 173 см. Остальные прибалты на 2–3 сантиметра пониже. Но, как замечают антропологи, длина тела – величина неустойчивая. В разные периоды времени она может изменяться. В неблагоприятные для роста годы Второй мировой войны суммарный рост эстонцев понизился на целый сантиметр, вместе с тем уменьшились в размерах и другие балтийские народы. Поэтому эстонцам все равно удалось сохранить свое преимущество.

Эстонцы депигментированы. Это значит, что цвет их глаз, кожи и волос варьируется от светлых до очень светлых тонов. Смуглый эстонец-брюнет – большая редкость. Правда, откровенных блондинов среди эстонцев еще меньше: по данным антропологов – всего около 2%. В основном же представители этой национальности – бледнолицые, русоволосые, светлоглазые.

Светлых глаз – серых и голубых оттенков – подавляющее большинство. Только каждый тридцатый, а то и реже, эстонец может похвастаться темными, например, карими глазами. И у трети населения – глаза смешанных оттенков. Ширина глазной щели средняя. Чаще всего положение глаз горизонтальное, реже встречается, когда наружный уголок выше внутреннего. И уж совсем редко у эстонцев можно увидеть, что наружный угол глаза ниже внутреннего. Эпикантус встречается в единичных случаях, которые с одинаковой частотой проявляются и у литовцев, и у латышей, и у финнов. Развит он слабо, а с возрастом еще более ослабляется.

Чаще всего волосы у эстонцев прямые по форме и мягкие на ощупь. Впрочем, попадаются также и широковолнистые. «Широковолнистые» в переводе с сухого казенного языка антропологических отчетов на общеупотребительный русский язык означает «вьющиеся». Но не мелким бесом, как у африканцев, а ниспадающие эдакими мягкими волнами и локонами.

Рост бровей у основной массы эстонцев, за исключением окраинных районов на северо-западе и востоке республики, развит сравнительно слабо. Совершенно иначе обстоит ситуация с ростом бороды. У жителей центральной части страны растительность на лице ослаблена и по мере продвижения к границам, наоборот, усиливается, в то же время оставаясь относительно слабо развитой.

Головы эстонцев высокие и более широкие, если сравнивать их с другими народами Прибалтики.

Отсюда в пропорциональной зависимости такие же широкие лица и лбы. И если у финнов лоб прямой, то у эстонцев наклон лба сравнительно сильный.

То же можно сказать и про развитие надбровья: у финнов слабо развитое, у эстонцев заметно более выраженное. Челюсти эстонцев – массивные и широкие, а подбородок выступает довольно сильно. При этом по сравнению с прибалтийскими финнами эстонцы отличаются несколько уплощенным лицом. В подавляющем большинстве случаев скулы не выступают. Лишь у каждого двадцатого.

У эстонцев по сравнению с другими балтийцами узкий и высокий нос. Более чем у половины населения – переносье высокое, а сам нос – прямой. Основная масса эстонцев имеет горизонтальное или поднятое положение кончика носа, и только в 8% случаев кончик носа опущен. Эстонцы отличаются широким ртом и средней толщины губами.

Общий для всех эстонских групп и достаточно специфический комплекс признаков отчетливо проявляется в суммарной характеристике: широкое лицо, наклонный лоб, относительно сильно развитое надбровье, высокий рост, русые волосы, светлая пигментация. Вообще эстонцы, как замечают антропологи, отличаются от соседей более выраженной общей массивностью.

Латыши

Антропологический тип, характерный, в том числе и для латышей, локализуется в нижнем течении Немана, по Венте и нижнему течению Западной Двины, в бассейне Гауи, на побережье Финского залива, в районе Чудского озера и Нарвы. В наиболее четкой форме он выявляется не только среди латышей, но и среди западных групп эстонцев.

Рост латвийцев приблизительно такой же, что и у эстонцев. Показатели немного (незаметно для невооруженного сантиметром обывателя) варьируются по убывающей с севера на восток страны.

Светлые оттенки глаз встречаются несколько чаще. Аналогично с этим чаще попадаются и широковолнистые волосы, но цвет волос в среднем чуть темнее. Меньше белокурых и светло-русых, больше русых и темно-русых.

Рост бровей и бороды у латышей развит слабее – особенно бороды. Лица, лоб и скулы такие же широкие. Чуть менее выражен наклон лба. Глазная щель средних размеров. Положение глаз чаще всего горизонтальное. Переносье высокое, нос узкий. Профиль спинки носа в основном прямой, встречается чаще, чем у эстонцев. И точно так же часто встречается вогнутый профиль спинки носа. Основание кончика носа чаще поднятое, чем прямое. Латыши – курносее. И еще у них менее широкий рот.

Литовцы

Антропологический комплекс, к которому относится в том числе и Литва, распространен по всему Двинско-

Припятскому междуречью, в среднем течении Западной Двины, в низовьях Немана, на левом берегу Припяти, в верховьях Днепра, по Березине, Сожу и Ипути. Кроме литовцев, характерными представителями являются еще и некоторые белорусы.

У литовцев рост поменьше, чем у эстонцев, и даже у латышей, около 168–169 см.

У них более узкие и короткие лица, по сравнению с латышами и эстонцами, а волосы светлее. Но вот светлых оттенков глаз – меньше. Зато волнистых волос у литовцев больше.

Редко встречается вогнутый профиль спинки носа. И значительно реже можно встретить курносого литовца. Если у эстонцев более сорока процентов населения обладает поднятым основанием носа и приблизительно столько же у латышей, то у литовцев этот показатель на уровне двадцати процентов.

Финны

В целом финны славятся ростом, длинной и узкой головой, высоким лицом, узким носом, слабо и средне развитым надбровьем и прямым или слабо наклонным лбом. Рост финнов выше среднего – около 173 см, но до эстонцев они все-таки не дотягивают. Нос пошире, надбровье менее развито, менее широкий лоб и лицо.

Прибалтийские финны отличаются очень светлой пигментацией глаз. У них преобладают голубые и серые оттенки радужины – у 53–80% населения. Смешанные оттенки встречаются не так часто, только у 16–43% финнов. Прямые и реже широковолнистые волосы, также очень светлые. В среднем больше процент белокурых и светло-русых. Но в то же время в Финляндии, как это ни удивительно, чаще, чем в Эстонии, встречаются и черные волосы.

Чуть сильнее развит рост бровей и бороды. Скулы выступают еще слабее. Чуть уже ширина глазной щели. Переносье высокое или среднее. Профиль носа у половины населения Финляндии прямой, затем по убывающей идет извилистый, а потом – вогнутый.

Кончик носа – горизонтальный или (реже встречается) поднятый. Ширина рта, так же, как и толщина губ, заметно меньше. Массивный финский подбородок выступает сильнее, нежели у эстонцев.

Латыши — коренные обитатели Прибалтийского края и инфлянтских (ливонских) уездов Витебской губернии, арийцы по происхождению , соплеменники литовцев , древних прусов и ятвягов , жили с давних пор в смежности и вперемешку с представителями финно-эстского племени , подвергаясь влиянию корси и ливов и изменясь во многих местах в расовом типе, в противоположность литовцам.

Первые племена из которых зараждалась латышская нация, жили на территории Латвии ещё за 3.000 летдо Рождества Христова.


В 1881-1885 годах насчитывалось число Латышей:
в Курляндии (Курземе) 479.978 человек ,
в Лифляндии (Видземе) 490.345 человек ,
латгальских латышей-католиков 189.000 человек ,
лютеран-Латышей в Витебской губернии 28.000 человек,
Латышей в Ковенской (Каунас) губернии 26.000 человек
,
в Псковской губернии 11.000 человек,
в Пруссии 1.500 человек,
итого 1.225.823 человек.

На 1893 год латышей-переселенцев показано всего 6.686 человек , из них 406 в городах и 6280 в уездах, преимущественно Псковском и Островском . В Курляндии 525.000 человек, в Лифляндии 400.000 человек, в Латгалии 243.000 человек. Немало Латышей живет еще в губерниях Могилевской и Уфимской , а также в Кубанской области и в обеих столицах: С-Петербурге и Москве .

В Советское время кроме Латвии, много латышей жило в России, Литве, Эстонии и Белоруссии. В 1985 году в СССР проживало 1.445.000 латышей, из них в Латвии проживало 1.344.100 человек.

Сегодня в Латвии проживает 1 .209 .401 латыша, это 61% населения Латвии .
Всего в мире насчитывается латышей около 2х миллионов.
Самая большая зарубежная диаспора латышей живёт в США = около 102.000 человек .
Далее по убывающей латыши живут в странах: Ирландия, Великобритания, Канада, Бразилия, Россия (18.979 человек) , Новая Зеландия, Австралия, Германия, Украина (5.079 человек) , Литва, Италия, Эстония, Франция, Бельгия, Молдавия, Хорватия (всего 11 человек).

Латышская диаспора в России образовалась из трёх главных групп: «старых латышей», покинувших Латвию, начиная с середины XIX века; латышей, депортированных в период сталинских репрессий (утверждается, что репрессиям тогда подверглись до 50 тысяч живших в стране латышей); и тех, кто добровольно переехал в советское время. Все латышские центры объединены в одну организацию — Съезд российских латышей. Существует латышская воскресная школа в Москве.


В 1927 году в Ленинградской области (включавшей тогда будущие Новгородскую и Псковскую) жило 39 тысяч латышей; в 1930/31 уч. году на каждых 658 латышей в области приходилась одна латышская школа. При областной совпартшколе существовало отделение для латышей, в педагогическом институте им. Герцена был латышский сектор, в Ленинграде был латышский Дом просвещения. В 1934 году на Ленинградском радио была создана латышская редакция. В октябре 1937 г. по решению горкома ВКП(б) были ликвидирован латышский Дом просвещения. Латышский театр был ликвидирован по постановлению Леноблисполкома от 3 марта 1938 г.; к концу марта 1938 года латышские школы были преобразованы в обычные.

Вследствие репрессий и войны число ленинградских латышей значительно сократилось и сейчас в Ленинградской области они проживают в очень небольшом количестве.

Компактно проживают потомки латышских переселенцев в Сибири (в Красноярском крае и Омской области, а также в Башкортостане.

В конце девятнадцатого-начале XX веков на нынешней территории Белоруссии существовали десятки латышских поселений; на 1928 год на территории БССР было 1 890 латышских крестьянских хозяйств. В 1924-1934 гг. в Витебске существовала латышская национальная камера при народном суде. По данным переписи 2009 года, в Белоруссии проживало 1549 латышей

Считается, что латыши имеют один родственный себе народ, это литовцы.

Латышскую нацию основали пять народов проживающих на территории современной Латвии, это Латгалы, Курши, Земгалы, Селы и Ливы .

У латышской нации имеются две этнические группы, это Латгальцы , которые живут на востоке Латвии в исторической области Латгалия и их насчитывается до 200.000 человек.
И вторая группа, это Суйты , их всего 2.800 человек и живут они в приделах Вентспилса и Кулдиги.

Верующие латыши — преимущественно протестанты (лютеране), однако на Востоке Латвии в Латгалии, особенно в пределах бывшей Витебской губернии, в Двинске (Даугавпилсе ), Режице (Резекне ) и Люцине (Лудзе ) исторически живут латыши-католики .

А с 1840 года в Лифляндии и Курляндии некоторая часть перешла в православие.

По антропологическим исследованиям Латыши , - это люди среднего роста, часто выше среднего, сильного, пропорционального телосложения. Цвет кожи белый, волосы на голове гладкие, часто легко, редко сильно вьющиеся, большей частью русые, но встречаются и светло-каштановые, редко темно-каштановые. Чисто рыжих и черных волос не встречается. Цвет глаз преимущественно серо-голубой, серый или голубой, редко карий. Обыкновенно Латыши бреют бороду. Лицо вообще овальной формы, чаще латыши имеют узкое лицо, редко широкое или угловатое. Цвет лица хотя и не свежий, но и не бледный. Лоб высокий, нос большей частью прямой и довольно длинный, зубы хорошие и прямые. Красивых женщин немало . (такое описание можно найти в энциклопедии 1907 года)

Средним ростом своим Латыши и Литовцы сближаются с Финнами и Эстонцами, отличаются от более низкорослых белоруссов .

Первоначально на берегу Балтийского моря обитали леты; ливо-куроны явились туда путем морского переселения, только в более позднее время. История языка и в особенности культурных слов показывает, что ливы и финны заимствовали в древнее время от лето-литовцев весьма важные культурные понятия по лесоводству, пчеловодству, земледелию и рыбоводству, между тем как, наоборот, число ливизмов в латышском языке невелико.


Латыши общего государственного устройства не имели, а жили под предводительством своих старейшин и родоначальников, разбросанными по лесистым и болотистым местам, заселяя страну посредством выдела младших сыновей на особых новоселках и пустырях. Старший сын или младший наследовал обыкновенно усадьбу и хозяйство, обязываясь поддержать братьев при основании нового поселка.

Тип первоначального латышского дома подходит к лапландскому «коту» и черемисскому куала; это бревенчатая постройка, в 21—32 метра длины, 11-12 метров ширины. В средине помещался очаг, окруженный низкой каменной стеной; он состоял из ямы, выкопанной на локоть в глубину, и имел в окружности, в форме квадрата или круга, от 3 до 4 локтей.

Еще в XVIII в. курляндская хата была под одной крышей, без разделения сеней-кухни от жилой половины, без окон, с дверью, служившей вместе дымволоком и просветом. Когда, кроме очага, у более богатых явилась печь для хлебопечения, дом разделился в две половины: намс (кухня и сени) и истаба — изба с русской печкой.


В Лифляндии в ХVIII в. существовали типы жилых построек, соединявших в себе ригу или овин (в зимнее время теплая спальня), холодное помещение с земляным полом для молотьбы и коморку для ручной мельницы и для сохранения разной рухляди, с картофельной ямой. Практически и в 20 веке имелся хозяйский двор имеющий еще особую чистую клеть, без окон, с крепким потолком и полом, для сохранения сундуков и одежды дочерей-невест и неженатых сыновей; здесь принимают почетных гостей и спят в летнее время хозяйские дочери и сыновья.

Амбар с овином, сарай, хлева, конюшни и бани строятся особняком и отделены от двора цветником, огородом и фруктовым садиком. Окна и фронт дома выходил не на улицу, а на чистый двор. Крыши кроются в Лифляндии и Латгалии соломой, в Курляндии кое-где гонтом. Домашняя утварь и хозяйственные орудия большей частью из дерева.

Общая национальная одежда почти везде подверглась видоизменению под влиянием городской культуры.


Национальный костюм к началу 20 века почти исчез в Риги , Митаве (Елгаве ) и Вендене (Цесисе ), более сохранился на Западе Латвии близ Либавы (Лиепая ) и Гольдингена (Кулдиги ), и на Востоке Латвии, близ Якобштадта (Екабпилса ), Крейцбурга (Крустпилса ) и на польской границе.

Материал для одежды самотканный, домашнего изделия; господствующий цвет — серый, разных оттенков; только юбки и лифы у женщин окрашиваются в темно-синий или темно-коричневый цвет. Мужская одежда состоит из полотняных рубах и штанов, шерстяных штанов, камзола, жилета и кафтана.


В Латгалии верхняя праздничная одежда как мужчин, так и женщин — свита из серого сукна, зимой — кожух. Рубашка под подбородком застегивается металлической, большей частью серебряной застежкой, у женщин более крупной, чем у мужчин. Верхняя часть женской рубашки из более тонкого, нижняя — из грубого холста. Женские рубашки у латгалок иногда с вышивками; юбки шерстяные и холщевые. Голову покрывают платком, который у девушек завязывается под подбородком, у женщин обматывается два раза вокруг головы и повязывается на лбу. В Земгале носили шёлковый платок и его девушки завязывали сзади, а замужние под подбородком. В праздник женщины носили чепцы, обшитые металлическими украшениями и бусами, девушки — венец из цветов, шерстяной материи или металлический с бусами, походящий на корону . Обувь прежде состояла из лаптей и кожаных пастал. Штаны заправлялись в носки, в праздники мужчины одевают шляпы.

Домашние женские ткацкие работы отличаются иногда не только прочностью, но и художественностью рисунка. Латыши славятся как льноводы и отчасти садоводы, за пределами своей родины. Латыши занимались с древности земледелием, садоводством, рыбаловством, ткацким, кузнечным и гончарным ремёслами.

После 1860 года началось интенсивное развитие капитализма. Началось образование сёл и городской буржуазии.

Семьи у латышей маленькие, традиционно селились в небольших деревнях и особенно на хуторах..


В Латгалии Латыши в сравнении с щеголеватыми русскими староверами, отличаются скромностью и бережливостью.

Как и литовцы, латгальские латыши очень любят часто ходить в свой храм (костёл) и сыновей охотнее всего приготовляют в священники- ксендзы.

Балтийские Латыши в отличае от Латгальских Латышей гораздо развитее ; их литературные произведения у латгальцев находят малый сбыт. Семейные обычаи и праздники одинаковы у восточных и западных Латышей.

Множество бытовых черт языческого характера сохранилось в родинных, свадебных и похоронных обрядах и песнях (обычай угощения домочадцев при рождении, банный вечер, отыскание колыбельного очепа).
При свадьбах заметно также влияние общих немецко-мещанских обычаев, с надеванием чепчика.
В похоронных обрядах характеристично изгнание смерти еловыми ветками, на этот случай известно аж 663 наговора и заклинания.
В народном лечении играют важную роль народный массаж, кровопускание, наложение горшков, средства гомеопатические и симпатические.

Традиционная пища латышей - мука, крупы, горох, бобы... Хлеб исторически пекут кислый из ржаной муки. Сами толкли конопляное молочко для приправ.

Традиционные блюда: похлёбка из крупы называемая "Путра", или овощная "капости", каши, клёцки из гороха и бобов, пироги со шпигом, печенье, мясные блюда. На Рождество подавали вареную свиную голову с кислой капустой, на Пасху готовят яйца и студень (холодец), на Иванов день (Лиго) - "Янов сыр" из творога.
Традиционные напитки - сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, берёзовый и кленовый соки.

Латышское прикладное искусство: ткачество вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, керамика, обработка металла и янтаря, тиснение по кожи.

Устное народное творчество включает Латышские народные сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы и поговорки.
Богат песенный фольклёр: дайны, трудовые, сатирические, бытовые, календарные. С 1873 года регулярно проходят латышские праздники песни.

Музыкальные народные инструменты латышей: Кокле (тип гуслей), Смуйгас (волынка), скрипка, свирель...


Первым свидетельством существования письменного латышского языка является «Отче наш» в латышском переводе из «Космографии» Мюнстера (Cosmographia , 1544), но есть упоминание о изданной в Германии в 1525 году на латышском языке и не сохранившейся «Лютеранской мессе» . «Латышский катехизис» («Lettisch Vademecum») написан в 1631 году Георгом Манцелем , одна из первых книг по истории Латвии, латышской мифологии и языка — «Historia Lettica» в 1649 году Паулом Эйнхорном. В 1685—1694 годах Э. Глюк перевёл на латышский Библию.

Латышский язык - один из двух восточнобалтийских языков, сохранившихся до наших дней (наряду с литовским). Латышский — единственный государственный язык Латвии, а также один из 24 официальных языков Европейского союза. На латышском разговаривает около полутора миллионов человек (бо́льшая часть проживает в Латвии).

Делится на три диалекта: верхнелатышский, среднелатышский и ливонский. Современный литературный латышский язык основывается на среднелатышском диалекте.

Современный латышский алфавит, основанный на латинице, содержит 33 буквы . Ударение зафиксировано на первом слоге . Гласные различаются по долготе, каждая долгая гласная несёт один из трёх тонов .

Количество носителей латышского как родного в Латвии согласно переписи 2011 года — 1 164 894 человека, что равняется около 56,3 % населения страны и 62,1 % от указавших свой язык (включая носителей латгальского диалекта, который иногда рассматривается в качестве отдельного языка).


В латышском языке имеется несколько говоров.

Верхнелатышский диалект сильно отличается от среднелатышского и ливонского (поэтому их в противоположность верхнелатышскому также называют нижнелатышскими). Распространён в Латгале, на востоке Видземе и в Аугшземе , включает в себя восточные (глубокие) и западные (неглубокие) говоры. Обе группы также делятся на селонские и латгальские говоры Латгальские глубокие говоры иногда выделяют в отдельный язык — латгальский.

Среднелатышский диалект включает в себя видземские (центральная Видземе), земгальские (центральная Земгале) и куршские (юг Курземе) говоры.

Ливонский диалект, сформировавшийся на основе финно-угорского ливского субстрата, включает в себя видземские (северо-запад Видземе) и курземские (север Курземе) говоры.


В латышском выделяют десять частей речи : имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометие

У склоняемых частей речи различают пять падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, местный) и звательная форма, традиционно тоже считающаяся падежом.
Творительный падеж в латышском исчез.

Родов в латышском языке два — мужской и женский

В латышском языке выделяют 6 склонений.

Различаются шесть времён : прошедшее простое, прошедшее сложное, настоящее простое, настоящее сложное, будущее простое и будущее сложное.

Глаголы принято делить на три спряжения .

В латышском языке четыре наклонения : изъявительное, сослагательное, повелительное и пересказывательное. Иногда в отдельное наклонение выделяют также дебитив — долженствовательное наклонение.

Латышский различает два залога: активный и пассивный.

В латышском существует четыре вида причастий : настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные. Как и прилагательные, причастия бывают полными и краткими.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ЛАТЫШСКИЕ ИМЕНА ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ:

МУЖСКИЕ: Айварс, Алвис, Валдис, Гунарс, Дзинтарс, Екабс, Кристап, Марис, Улдис, Язепс, Янис.

ЖЕНСКИЕ : Инта, Кристине, Инесе, Инга, Илзе, Лига, Даце, Анита, Мария, Ивета, Лайма.

Красивые латышки с гордостью представляют свой народ. Для внешности типичной девушки из Латвии характерен светло-русый оттенок волос. Особенно роскошно выглядят натуральные блондинки. С такими волосами прекрасно сочетаются голубые или светло-серые глаза. Благодаря такому изысканному сочетанию латышки выглядят аристократично, стильно. Кожа также имеет светлый, нежный цвет, слегка оттененный загаром. Жизнь на побережье Балтийского моря, в окружении величественных сосен, не могла не сказаться на внешности девушек. Латышки всегда олицетворяют собой здоровье, свежесть, которая навеяна морским бризом.

Стоит отметить, что латышки могут похвастаться не только красивым лицом, но и стройной фигурой. Как и большинство , они с удовольствием занимаются спортом, ведут активный образ жизни, тщательно следят за собой.

Гармония внутренней и внешней красоты

Изысканная внешность – не единственное достоинство, которым отличаются красивые латышки. Привлекательность девушек во многом усиливается благодаря еще и приветливому характеру, воспитанности, высокому уровню культуры. Милая улыбка прибалтийских блондинок действует даже более эффективно, чем красота волос или глаз.

Красивые латышки часто участвуют в самых известных и значимых конкурсах красоты, на них они выглядят особенно. Ведь сияющую кожу и белоснежные локоны им дает сама природа, а натуральная привлекательность ценится очень высоко.

В Топ-15 самых красивых латышек вошли известные латвийские модели, победительницы конкурсов красоты и актрисы.

15. Дасе Буркевица / Dace Burkevica (род. 13 января 1989 г Рига, Латвия) - латвийская модель.

14. Луизе Салмгриезе / Luize Salmgrieze (род.10 января 1992 г, Рига, Лавтия) - латвийская модель.

13. Ксения Соло / Ksenia Solo (род. 8 октября 1987, Латвия) - актриса родом из Латвии. Её семья переехала в Канаду. Дебютировала в кино в 2000 г. В 2011 г получила премию Gemini Awards в категории «Лучшая актриса второго плана в драматическом сериале» за сериал "Зов крови". Другие её фильмы:"Чёрный лебедь", "Жизнь непредсказуема", "Никита", "Фабрика".


12. Мадара Малмане / Madara Malmane (род. 1989 г Рига, Латвия) - латвийская модель.


11. Карлина Цауне / Karlina Caune (род. 1994 г, Елгава, Латвия) - латвийская модель, победительница международного конкурса "Ford Supermodel of the World-2010".

10. Илзе Баяр / Ilze Bajare (род. 17 сентября 1988 г Рига, Латвия) - латвийская модель.


9. Ласма Земене / Lasma Zemene (род. 1990 г, Латвия) - Мисс Латвия 2015. Представляла свою страну на конкурсе Мисс Мира 2015. Является офицером полиции.

8. Лилита Озолиня / Lilita Ozoliņa (род. 19 ноября 1947) - советская и латвийская актриса театра и кино. Фильмы с её участием: "Долгая дорога в дюнах", "Двойной капкан", "Он, она и дети", "Герой".

7. Вия Артмане / Vija Artmane (род. 21 августа 1929 - 11 октября 2008) - советская и латвийская актриса театра и кино. Имеет польско-латвийские корни. Её фильмы: "Родная кровь", "Никто не хотел умирать", "Театр", "Сильные духом", "Туманность Андромеды", "Баллада о Беринге и его друзьях" и многие другие.

6. Гинта Лапина (Лапиня) / Ginta Lapina (род.30 июня 1989 г) - латвийская топ-модель мирового уровня.


4. Света Немкова / Svieta Nemkova (род.1985 г, Рига, Латвия) - латвийская топ-модель мирового уровня. Имеет латышские корни по материнской линии.

3. Иева Кокоревица / Ieva Kokoreviča (род. в 1985 г, Рига, Латвия) - Мисс Латвия Вселеннная 2005, ставшая первым делегатом в истории латвийских конкурсов красоты на международном уровне. На Мисс Вселенной 2005 вошла в Топ-10, заняв 7-ое место.


2. Агата Муцениеце / Agata Muceniece (после замужества Прилучная; род. 1 марта 1989, Рига) - латвийская актриса и модель.

1. Иева Лагуна / Ieva Laguna (род. 6 июня 1990 г, Салдус, Латвия) - латвийская топ-модель мирового уровня.


04:33 pm - Латыши – ещё одна паразитная нация?
Латыши – ещё одна паразитная нация?

…латыш - это чрезвычайно упертая, тупая овца. Это самый яркий пример быдлоизма на национальном уровне. С быдлом нельзя быть на равных. Ты ему даешь возможность высказываться и чувствовать как человек, а в ответ они пользуются этой возможностью, чтобы вести себя как скот.
(обобщённый образ латыша глазами русских)

Побережье Балтийского моря - нынешние Лифляндии, Эстляндии и Курляндии. «Латвия» была заселена 4-мя народами: ливами, эстами (финскаго племени), латгалой и латами (литовск. племени). До 13 века нельзя говорить о какой-либо общей политической организации «Латвии». Отдельные племена жили в ней вполне самостоятельно; культурный уровень их был низкий. Их религия заключалась в поклонении явлениям природы. Главным богом у них был бог грома - Перкун, которому посвящались старые вековые дубы. В обычае были жертвоприношения; лошадь считалась наиболее благородною жертвою. На войне жители обнаруживали большую свирепость и беспощадно четвертовали своих пленных. Покойники сжигались; пепел от их трупов сохранялся в урнах. В настоящее время найдено немало таких урн. За покойником нередко сжигались его любимые домашние животные, лошади и собаки; в могилу клали оружие, хлеб, мед, монеты. Помните, древние египтяне не знали, куда девать пленных (кормить-то их накладно) и, поэтому, пленных убивали. И лишь потом, придумали их использовать как бесплатную рабочую силу. Их даже называли – «говорящий скот». Так возник рабовладельческий строй и началась цивилизация. По всему получается, что в 13 веке, в центре Европы проживал народ, который по уровню дикости еще находился в пятом тысячелетии до нашей эры. Для сравнения - в Руси, к тому времени, уже были написаны «Повесть временных лет», «Слово о Полку Игореве», таким образом, уже существовала самостоятельная русская (негреческая) литературная традиция.
Основную роль в создании единого народа сыграла культура, основанная на народных песнях – понятные всем, они во многом сформировали как язык, так и общие воззрения и верования. После распада ливонских государств это единство заметно пострадало – в Латгалии, например, язык и религия испытали сильное польско-католическое влияние. Кроме того, поскольку реальная политическая власть с конца 13 по начало 20 века находилась в руках немцев (независимо от формальной государственной власти), происходящее в их среде тоже влияло на происходящее в стране. Немцы в Латвии сделали…. Ну как бы это поделикатнее выразиться, в общем, все. Просто все. Построили города. Церкви. Университеты. Основали торговлю. Промышленность. Дороги. Канализация (они бы просто засрали всю свою территорию). Электричество. Литература. Письменность. Религия. Медицина. Образование. Армия. Ну, в общем, все, что только возможно.

Поэтому для латыша совершенно наплевать, под управлением кого его страна считалась пятьсот лет назад – это всё равно страна только его и его предков, а чужие всегда оставались ничем, пусть и опасным ничем, которому приходится покориться, но который никаких прав от этого не приобретает. Для обычного латыша, как Ливония, так и Российская империя в Латвии – всего лишь структуры управления, а не государства. Так латыши смотрели на них 300 и 600 лет назад, так смотрят и сейчас.
Современные историки «Латвии» такие как Э. Екабсонс, В Щербинскис пытаются представить историю латышей в ином свете, а именно как активных участников белого движения в России после октябрьского переворота 1917 года, однако это именно те единицы представителей латышей, которые адекватно мыслили и являлись генетически представителями нордической расы.
Но давайте рассмотрим деятельность этой саранчи в наиболее понятный для современного человека период ХХ – го века. Латышские стрелки – выродки на Русской земле. Отправной точкой для латышей в деле уничтожения Российской Империи стал


Второй съезд делегатов латышских стрелковых полков, прошедший в Риге в середине мая 1917 года. 226 делегатов почти единогласно приняли резолюцию, в которой было указано, что Временное правительство - результат попытки мелкой буржуазии и одной части рабочих войти в соглашение с империалистической буржуазией и землевладельцами. Война в резолюции была охарактеризована как империалистическая, поэтому революционные силы должны бороться за мир без аннексий и контрибуций, должны прогнать свои империалистические правительства. По самому важному для революции вопросу - о власти - съезд заявил: «Нашим лозунгом: является призыв революционной демократии: всю власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов!» Вот что пишет А. Кох о той ситуации: «…Столь убедительной поддержки своим устремлениям не ожидали даже лидеры большевиков. Так П.Стучка писал, вспоминая тот день: «Я видел только восторженное почти единогласное голосование. Должен признаться, что был сильно поражен этой решимостью. Днем позже, выступая на отдельном собрании одного из полков, я убедился, что это - думы и воодушевление масс, а не только избранной верхушки».
Резолюция 17 мая означала переход латышских стрелков на сторону большевиков, и 40 тысяч латышских стрелков стали ядром большевистских военных сил в революции. О политических взглядах латышских стрелков говорит следующий факт: на выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в ноябре 17-го, за кандидатов большевиков было подано 95 процентов голосов.
Через два месяца, в феврале 1918 года, немецкие войска, в том числе 12 Балтийская пехотная дивизия генерал-майора Рюдигера фон дер Гольца, прорвали фронт и оккупировали всю территорию Латвии. 40 тысяч хорошо обученных и вооруженных латышей не стали защищать свою Родину, а отправились "сражаться за свободу и упрочение советской власти" на необъятные российские просторы. На своих штыках они несли революционный террор, а попросту - смерть миллионов русских людей.
Вот как Л.Д.Троцкий (пойди найди лучше эксперта по Гражданской войне в России, все таки, Наркомвоенмор, - главнее нету!) описал роль латышских стрелков в исходе гражданской войны: "Латышские стрелковые части, - отличившиеся беспримерной самоотверженностью в период гражданской войны, были созданы еще царским правительством в 1915 году, преимущественно пролетарский состав частей был причиной того, что вскоре после Февральской революции, в мае 1917 года латышские стрелки объявили себя сторонниками большевиков.


С этих пор они связали свою судьбу с судьбой революционного пролетариата советских республик, каждый раз, появляясь на самых опасных участках фронта и нанося тяжелые поражения врагу. Созданный 14-го декабря 1917 года латышский корпус подлежал, согласно Брестскому договору, демобилизации. Чтобы сохранить латышские части, было решено переименовать корпус в латышскую советскую стрелковую дивизию (13 апреля 1918 года). Начальником дивизии был назначен И.И.Вацетис. Еще до сведения их в корпус, латышские полки принимали участие в борьбе с польским корпусом Довбор-Мусницкого, а на юге - с Корниловым.
В 1918 году латышские части принимают активное участие разгроме анархистов и подавлении левоэсеровского мятежа. В период чехословацкого мятежа на Восточный фронт перебрасываются 7 латышских полков. За доблестную двухдневную оборону Казани (5 и 6 августа) 5-й латышский полк награждается ВЦИКом красным знаменем. В конце 1918 года и начале 1919 года латышские части очищают Латвию от немецких баронов и русских белогвардейцев: (Вот они, вот они - латышские части! Это те самые части Красной Армии, которые сначала захватили Ригу, а потом фон дер Гольц их пинками вытолкал обратно в Россию! Вот какой они видели родную Латвию - большевистской! Ну где, ну где же спасибо немцам за то, что они спасли Латвию от озверевших латышей?)
Осенью 1919 года мы видим всю латышскую стрелковую дивизию с ее кавалерией (во блин, у них и кавалерия была, еще к 40 тысячам стрелков плюсуй не меньше 10 тысяч) под Орлом, куда она была переброшена главнокомандующим Вацетисом, для того чтобы прикрыть пути на Москву. Здесь пришлось поставить ее в центре ударной группы против Добровольческой армии генерала Деникина. Латышской дивизии были приданы бригада Примакова и червонная бригада Павлова. Столкновение произошло в районе города Кромы. Здесь разыгрывается один из самых кровопролитных боев между латышской дивизией с приданными ей частями, с одной стороны, и 1-м корпусом Добровольческой армии - с другой. Силы были равные. Бой длился около двух недель, с 11 по 27 октября 1919 года. Обе стороны напрягали все свои силы. Последнее и решительное усилие сделали 1-я латышская бригада и 7-й латышский полк в ночь на 27 октября, разгромив тыл противника и захватив город Кромы, где были расположены штабы. Кромская победа явилась первым шагом к победе над армией Деникина, которая, отступая, превращалась в клочки отдельных войсковых частей. В это же время 5-й латышский полк сражается против генерала Юденича, наступавшего на Петроград. Вместе 87-м и 88-м полками он составляет ударную группу, которая под Павловском наносит генералу Юденича решительное поражение.
Фронт генерала Юденича оказался разорванным на две части; это послужило началом поголовного бегства армии Юденича в Эстонию, где она была ликвидирована. За доблестные действия под Петроградом 5-й латышский полк получил 2-е красное полковое знамя.
Весною 1920 года латышская стрелковая дивизия действует под Перекопом, который она берет штурмом, но, не будучи поддержана своевременно, вынуждена отойти. Летом и осенью мы видим латышскую дивизию в передовых рядах войск, сражающихся против ген. Врангеля» (Л.Д.Троцкий «Советская Республика и капиталистический мир. Часть Первая»).


Таким образом, можно смело утверждать, что победа красных в гражданской войне в значительной степени была обусловлена участием на их стороне латышских частей. Всем известно, что перелом в гражданской войне начался после поражения Добровольческой армии под Орлом. Теперь мы знаем, кто его обеспечил.
Если к этому прибавить тот энтузиазм, с которым латыши шли в ЧК, с каким удовольствием они участвовали в расстрелах, как потом энергично и по-деловому они строили ГУЛАГ. Все эти Вацетисы, Петерсы, Стучки, Лацисы, Берзины. Наверное, уже пора нам счет Латвии предъявлять, а не, наоборот.
Вот как оценивает количественное участие латышей в становлении и удержании советской власти в России известный латышский профессор Айварс Странга (Вестник Европы. 2001. № 2): «184 тысячи латышей, более 10% нашей нации (если быть точным, то 20%. Откуда их столько взялось? Но это не мои цифры. Хотя с членами семей, может быть.), остались в Советской России после революции, не вернулись в Латвию, не воспользовались условиями Рижского мира, не участвовали в строительстве независимой, свободной Латвии. 70 тысяч из них подписали себе приговор, который был приведен в исполнение в 1937 году (собакам - собачья смерть). Эта цифра - 184 тысячи оставшихся здесь на руководящей работе, в том числе в ГРУ, в НКВД, - свидетельство того, сколь социально и идейно была расколота наша нация»». Вот и становится понятна разбойничья, маниакальная сучность латышей-шариковых. Я не буду останавливаться на зверствах латышских ублюдков на территории моей страны в период становления жидо-большевистской власти, а перенесусь сразу в условия освободительной войны 1939 – 1945 года. И так после прихода к власти в Германии НСДАП правительство активно преступило к организации консолидации фольксдойче на исконных немецких землях. В том числе и активно обустраиваемая на протяжении веков территория «Латвии». На тот момент численность населения территории «Латвии» составляла около 2 миллионов человек различных национальностей и примерно 60 процентов – собственно латыши. То есть по большому счёту не о чём по сравнению с Россией или Германией, так район в Берлине или Москве. Но сколько от них пакостей… В Латвии традиционно были сильны прогерманские настроения. Хотя до войны немецкое население составляло всего около 3 процентов, его общество под названием «Латвийское братство» после прихода Гитлера к власти официально провозгласило своей целью вхождение «Латвии» в состав Третьего рейха. После подписания «Версальского мирного договора» и «Брестского мирного договора» (Брестский договор оставался в силе 3 месяца. После революции в Германии 1918–1919 Советское правительство 13 ноября 1918 в одностороннем порядке аннулировало его.) страны Антанты решили обустроить свой форпост на территории «Латвии» и именно поэтому они решили предоставить «независимость» латышам. И как видно не зря. Следует отметить, что латвийская армия того времени представляла собой едва ли не самую боеспособную часть «Прибалтийской Антанты». Правительство Ульманиса не жалело средств на свои вооруженные силы. Так, в 1936 году в Великобритании были заказаны самолеты для ВВС, в 1939 году в Швеции - зенитные орудия. В Валге в начале декабря 1934 года эстонским и латвийским командованием были проведены совместные командно-штабные учения, на которых разрабатывались планы военных действий против СССР. В мае-июне 1938 года прошли аналогичные полевые учения. Помимо мобильной, хорошо вооруженной армии в республике имелся ряд национальных военизированных организаций. Молодежь была вовлечена в аналог «Гитлерюгенда» - «Мазпулку». Взрослая часть населения, включая женщин, объединилась в организацию «Айзсарги» («Охранники»). Существовавшая с 1919 года, эта милитаризированная структура, приняла активное участие в государственном перевороте в мае 1934 года, результатом чего главой государства стал ее прежний руководитель Карл Ульманис. Организация строилась по территориальному принципу, охватывая все уезды Латвии, и к 1940 году насчитывала в своих радах до 40 тысяч человек (21 полк). Члены организации объединялись во взводы, роты, батальоны и полки. Руководство «Айзсаргами» осуществлял штаб, во главе которого стоял бывший министр общественных дел Латвии Альфред Берзиньш. Каждый член организации имел винтовку, пистолет и запас патронов. Помимо стрелкового вооружения, имелась и артиллерия. Каждый «охранник» пользовался рядом привилегий, одновременно являясь резервистом национальных вооруженных сил. Помогая полиции, «охранники» в дни революционных праздников собирались в определенных пунктах для подавления возможных выступлений. Ими изучалась тактика уличных боев, осуществлялась охрана бастующих предприятий и штрейкбрехеров. «Айзсарги», живущие в пограничной полосе несли охрану границы. Айзсаргом мог стать и русский житель Латвии. Так, начальником группы по борьбе с партизанами при одном из волостных управлении был И. Селиванов. В составе его группы в основном служили агенты-русские. (С.Чуев Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха. Москва. Издательства "ЯУЗА", "ЭКСМО", 2004). После подписания в 1939 году пакта «Молотов - Риббентроп» и присоединением территории «Латвии» к СССР организация формально была распущена, но ряд ее членов ушел в подполье и вошел в ряд подпольных вооруженных формирований – «Страж Отечества» («Тевияс Саргс»), «Латышский Национальный Легион», «Военную организацию освобождения Латвии».
В 1931 году была создана национальная организация «Громовой Крест» («Перконкруст»). К осени 1934 года она насчитывала в своих рядах около 5 тысяч человек. В 1940 году после вступления в Латвию Красной Армии группа актива «Перконкруста» рекомендовала своим членам вступать в компартию Латвии для сохранения ценных кадров.

«Латвияс Сарги» («Защитники Латвии») были созданы в мае 1941 года. Организация ставила своей задачей восстановление прежней Латвии при помощи Германии. После оккупации немцами Латвии «Защитники» были распущены, но большая их часть перешла на службу к новым хозяевам. В 1944 году по инициативе немецкой разведки организация была восстановлена и ее кадры использовались для ведения подрывной работы в советском тылу.
В конце июня 1941 года солдаты вермахта вступили на территорию прибалтийских республик, значительная часть местного населения приветствовала их как освободителей. В Ригу немцы вошли в начале июля. Не желая возвращения советской власти в прибалтику, многие жители «Латвии» были не против присоединиться к германской армии в её «крестовом походе против большевизма». Прибалтийские республики и Белоруссия были объединены рейхскомиссариатом по делам оккупированных восточных территорий (возглавляемым Альфредом Розенбергом) в единую административную территорию под наименованием «Остланд». Рейхскомиссаром «Остландии» был назначен гауляйтер Шлезвиг-Голштинии Генрих Лозе.
В свою очередь, РСХА в границах этой территории был сформирован главный округ СС под руководством обергруппенфюрера СС и генерала полиции Фридриха Еккельна со штаб-квартирой в Риге.

На территории «Латвии» службу безопасности возглавил бригадефюрер СС и генерал-майор полиции Вальтер Шрёдер. Шрёдер прибыл в латвийскую столицу в августе 1941 г. и возглавил командование латышской городской и сельской полиции, которая к этому времени была сформирована бригаденфюрером СС Францем Вальтером Шталекером.

Шрёдеру были нужны надежные национальные полицейские подразделения, которые могли бы высвободить немецкие воинские части от необходимости поддерживать общественный порядок в Латвии.


Он отдал распоряжение приступить к формированию так называемых батальонов безопасности, получивших наименование шума-батальоны. Эти батальоны немцы предполагали использовать исключительно для исполнения полицейских функций в составе СС. Справка: «Гитлер был настроен крайне недоброжелательно по отношению к населению «Остланда». Вначале он был решительно против призыва в армию населения этих областей и использования их на фронте. Это проявилось особенно резко... в его ответе на предложение «латвийского самоуправления» о создании 1-2 армейских корпусов, который был передан мне через имперского руководителя СС: «Фюрер не желает никаких воинских соединений из Прибалтики для использования их на фронте, так как после войны это привело бы к политическим требованиям с их стороны. Кроме этого, для этих целей нет оружия. Однако следует формировать, возможно, большее количество охранных батальонов для несения службы на оккупированной русской территории». Однако тяжелые потери, понесенные немецкой армией в ходе зимнего (1941-1942 гг.) контрнаступления Красной Армии под Москвой, вынудили Генриха Гиммлера передать шума-батальоны германскому военному командованию в качестве «пушечного мяса» - резервных подразделений. В последующем немцы использовали латышей в качестве тампонов – затычек, т.е. затыкали ими бреши на передовой, где использование регулярных частей СС было нецелесообразным. И поскольку в планах руководства Третьего Рейха не было формирование самостоятельных прибалтийских государств Альфред Розенберг направил рейхскомиссару «Остланда» Генриху Лозе инструкцию об обращении с населением оккупированных областей. В ней, в частности, говорилось: «…Цель деятельности рейхскомиссариата Эстонии, Латвии, Литвы заключается в формировании здесь рейхспротектората, а затем в превращении этой территории в часть великогерманского рейха путем привлечения к сотрудничеству полноценных с расовой точки зрения элементов и мер по переселению. Балтийское море должно стать внутренним северным морем под владычеством Германии… Рейхскомиссариат Остланда должен препятствовать любым поползновениям на создание эстонского, латышского и литовского государств, не зависимых от Германии. Необходимо также постоянно давать понять, что все эти области подчиняются немецкой администрации, которая имеет дело с народами, а не с государствами… Что касается культурной жизни, то необходимо с порога пресекать попытки создания собственных эстонских, латышских, литовских университетов и вузов. Не нужно возражать против открытия ремесленных училищ и небольших технических учебных заведений». А.Розенберг с самого начала и совершенно чётко приказал пресекать любые поползновения на получение какой-либо независимости Прибалтийских государств. Тем не менее, в инструкции особо подчеркивалось, что о недопустимости создания независимых государств «не следует заявлять публично». Ничего не подозревающие местные националисты после прихода немецких войск с энтузиазмом занялись формированием разнообразных правительств. Розенберг как бывший подданный Российской Империи не понаслышке знал о менталитете латышей, да и других прибалтов и именно поэтому был категорически против существования подобных народов. Вот обратите внимание на разницу в подходах Третьего Рейха к развитию государственности и народа России и прибалтийских территорий. На освобождённой территории России восстанавливались православные храмы, возобновляли работу вузы и театры, музей и библиотеки…активно восстанавливалась структура самоуправления без присутствия войсковых подразделений вермахта, формировались целые дивизии в составе войск СС и вермахта. Однако некоторые мне возразят и вспомнят о 15-ой и 19-ой дивизиях СС в конце 1943 года сведённых в VI-ой добровольческий армейский корпус СС (латышский). И это действительно так, но первоначально дивизии были сформированы из фольксдойче. Впоследствии, когда в 1943 – 1944 годах дивизии были раздроблены по отдельным частям и преданы другим воинским формированиям СС т.к. к этому моменту из-за нехватки людских ресурсов в дивизии начали принимать латышей и это привело к серьёзным поражениям на участках обороны дивизий и гибели их командиров-немцев. Не зная, что же им делать с латышами немцы из личного состава 15-ой дивизии сформировали три строительных полка, ну что им оставалось делать ведь воины из латышей никудышные. В итоге 15-я дивизия вообще перестала подчиняться руководству СС и задолго до окончания берлинской операции сдалась америкосам, а 19-я дивизия разбежалась по лесам, оказавшись в Курляндском котле. Осознавая цепную сущность и патологическую безбашенную жестокость латышей, руководством РСХА было принято решение не препятствовать самоочищению территорий от большевиков и жидов. 29 июня 1941 года глава РСХА (Главного управления имперской безопасности) Г.Гейдрих направил всем командирам “айнзатцгрупп” директиву, в которой предписывалось «не препятствовать устремлениям по самоочищению со стороны антикоммунистических и антиеврейских кругов на оккупированных территориях». Маховик убийств и грабежей уже крутился, и непосредственные исполнители на эту директиву вряд ли обратили бы внимание. Необходимо обратить внимание, что адресация и формулировка директивы сильно меняется с применением слова «самоочищение», подчеркивая, что акции грабежей и расстрелов были чистой воды самодеятельностью со стороны распоясывавшихся отморозков, и Гейдрих просил своих наместников – «просто им не мешать»... Убивали всех и своих и чужих. Жестоко и не менее цинично.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»