Ле корбюзье в пенджабе суд. Комплекс капитолия в чандигархе

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Всемирного наследия">
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Комплекс Капитолия в Чандигархе
The Architectural Work of Le Corbusier, an Outstanding Contribution to the Modern Movement
Страна
Тип Культурный
Критерии (i), (ii), (vi)
Ссылка
Регион Азия
Включение 2016 год (40 сессия)

Город Чандигарх пользуется международной известностью из-за своей необычной архитектуры . Чандигарх является одним из городов Индии, построенным с нуля на новом месте, после обретения Индией независимости (полномасштабное строительство началось в 1953 году). Автор проекта города - известный французский архитектор Ле Корбюзье .

В 2016 году Комплекс зданий Капитолия, вместе с еще 16 объектами архитектора Ле Корбюзье в семи странах мира, решением ЮНЕСКО были объединены в международный объект наследия ЮНЕСКО - Архитектурное наследие Ле Корбюзье .

Комплекс Капитолия состоит из трёх архитектурных строений: здания Секретариата, здания законодательной Ассамблеи и Дворца правосудия, все здания разделены широкими площадями . В самом центре комплекса установлена 26-метровая вращающаяся «Скульптура Раскрытой ладони», символизирующая девиз города: «готов отдать, готов принять!». Здания расположены у подножия Гималаев в квадрате 800 на 800 метров, вынесены за пределы городской черты и хорошо выделяются на фоне остальных городских построек.

* Здание Секретариата (1953-1959 годы строительства) - выполнено из монолитного бетона, имеет высоту 42 метра и длину 254 метра. По своему плану напоминает другую работу Корбюзье здание «Жилая единица » в Марселе . Фасад здания проектировался согласно системе пропорций модулор . При отделкe здания имели место первые архитектурные эксперименты с пластмассами, которые до этого в строительстве не задействовались.

* Здания законодательной Ассамблеи - выполнено из монолитного бетона. Состоит из двух основных залов для двух палат правительства соответственно. Потолки обоих залов оформлены необычно. Один представляет собой маленький тетраэдр, другой же намного выше и имеет цилиндрическую форму и, кажется, пробивает потолок как гигантский дымоход. Фасад здания, украшенный колоннами, выходит на искусственный водоем.

* Дворец правосудия (1951-1957 годы строительства) - выполнен из монолитного бетона. Является действующим зданием, в котором располагается Верховный суд штатов Пенджаба и Харьяны. Представляет собой огромную бетонную коробку, которая окантовывает внутреннее основное здание с целью создания тени .

* Скульптура Раскрытой ладони - символический вращающийся на ветру памятник в виде открытой ладони. Выполнен из металла, имеет высоту 26 метров и весит около 50 тонн. Является символом «мира и примирения» .

В своей работе Корбюзье стремился соединить

Молох за работой - Дворец правительства в Чандигархе. Ле Корбюзье было больше 60 лет, когда он начал работать над проетом нового города. О такой возможности он долго мечтал и еще в 1922 году создал план города для трех миллионов жителей .

Французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965) многие считают редчайшим и оригинальнейшим талантом. Однако некоторые критикуют его как создателя современной и нередко отвратительной архитектуры XX века. Его настоящее имя было Шарль-Эду-ар Жаннере, но сам он называл себя Ле Корбюзье. В 1951 году, пережив много разочарований и неудач, он смог наконец осуществить свою мечту: построить целый город. Предложение, однако, поступило не из Европы и вообще не из западной части земли, а из Индии. Северный штат Пенджаб потерял свою столицу - город Лахор, который после разделения государств в 1947 году принадлежал уже Пакистану. Теперь официальные круги желали, чтобы для оставшейся в Индии части штата Пенджаб была выстроена новая столица. Чандигарх должен был стать первым городом-новостройкой в Индии после Джайпура, заложенного в 1728 году. Было выбрано место, уже начались строительные работы, как вдруг один из главных архитекторов проекта погиб в авиакатастрофе. После этого продолжать работы был приглашен Ле Корбюзье. Было запланировано, что он выполнит только проекты главных административных зданий, но фактически он изменил всю планировку города.

На здании Верховного суда - солнезащитная решетка из бетона, она предохраняет от жгучего солнца все внутренние помещения .

Это место находится в горах Сивалик между двух рек. Было вырыто большое искусственное озеро, вокруг которого ведет теперь приятная прогулочная дорога. Весь город засадили цветущими деревьями. Чандигарх разделен на секторы-микрорайоны широкими бульварами. Многие важные здания построены на сваях. Ле Корбюзье спроектировал Дворец правительства, Парламент и здание Верховного суда. Предложенный им проект дворца губернатора осуществлен не был.

Одну широкую улицу он предусмотрел в качестве главной оси. По одной ее стороне должен был стоять Дворец правительства, по другой - Верховный суд, что и было реализовано. Эти улицы и здания жестоко критикуют за то, что они не ориентированы ни на потребности, ни на пропорции человека, несмотря на то, что Ле Корбюзье применял собственную гармоничную систему мер, так называемый "модулор", в основе которого идея о человеке как мере всех вещей.

Здание библиотеки Чанди-Бхаван в форме лотоса было спроектировано кузеном Ле Корбюзье Пьером Жаннере .

Комплекс Чандигарх подвергался критике еще и потому, что был задуман как город с оживленным автомобильным движением. И это в стране, где лишь немногие имеют машины. Критики считают, что Чандигарх спроектировал архитектор, который не приложил никаких усилий к тому, чтобы посмотреть Индию и изучить образ жизни индусов.

Наиболее оригинально здание Верховного суда, в котором находятся Верховная и восемь Малых судебных палат. Верховная судебная палата и вправду на один этаж выше, чем все остальные, двухэтажные. У каждой из восьми Малых палат отдельный вход, и их подразделение можно ясно распознать прямо по фасаду здания. На фасаде - геометрическое солнцезащитное устройство, изобретение Ле Корбюзье, которое он апробировал еще в 1930-е годы. Оно представляет собой глубокую решетку, закрывающую полностью фасад здания и предотвращающую попадание прямых солнечных лучей. Эта система в особенности подходит для индийского климата.

Другими достопримечательностями Чаяди-гарха считаются розарий, наверное, самый большой в Азии, и причудливый сад в камнях невдалеке от озера.

Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере Гри) родился в Ла-Шюде-Фон (Швейцария)

Первое сооружение -вилла Фалле, построенная в 1905 году в манере “югендстиля” .

Основой творчества Ле Корбюзье во всех областях творчества была его пространственная концепция , в которой были сформулированы принципы создания современной среды обитания человека, включающей градостроительные структуры, архитектуру, предметный мир.

В 1923 году ему представилась возможность спроектироватьпоселок Пессак близ Бордо .

в 1925 году в Париже Корбюзье построил павильон “L esprit Nouveau” (“Эспри Нуово”)

В 1926 году он провозгласил пять принципов единства архитектуры и конструкции, заключающихся в следующем:

· колонна, которая свободно стоит в открытом пространстве жилища;

· функциональная независимость каркаса и стены не только в отношении наружных стен, но и внутренних членений;

· свободный план, при котором моделируется внутреннее пространство, а план здания становится фактором эстетического воздействия;

· свободный фасад как следствие каркасной конструкции;

· сад на крыше (плоская кровля).

Все эти принципы были воплощены в здании, ставшем классикой Современного Движения и установившем что-то вроде новой формы жилой архитектуры.Вилла “Савой” в Пуасси была построена в 1928 -1930 годах.

После второй мировой войны внимание публики и прессы привлек жилой дом особого типа - так называемая жилая единица , построенная Корбюзье в 1946 - 1952 году в Марселе. “Марсельская жилая единица” интересна в первую очередь попыткой соединить систему индивидуальных квартир с элементами общего культурно-бытового обслуживания. В среднем этаже семнадцатиэтажного дома, по обеим сторонам коридора (“внутренней улицы”), располагаются небольшие магазины, кафе-ресторан, парикмахерская, небольшая гостиница и т.д. На уровне плоской крыши размещаются небольшие помещения школьного типа, гимнастический зал для проведения собраний и самостоятельных концертов и спектаклей, беговая дорожка, площадки для отдыха. В плоскую крышу вмонтирован плескательный бассейн для детей. Квартиры “жилой единицы” занимают всю глубину корпуса, ориентированного с севера на юг и имеют сквозную вентиляцию. Они расположены в двух уровнях. Перепады высот создают возможность устройства одного коридора на каждые два смежных этажа.

Квартиры (общим количеством 237) запроектированы 23 типов и рассчитаны на различный состав семей. Сложный ритм горизонтальных членений, контрасты их с вертикалью лестничной клетки, обилие светотеней, созданное вынесенными на фасад лоджиями, хорошо вылепленный объем гимнастического зала, выступающий над плоской кровлей, придают этому зданию большую художественную выразительность. Для гармонизации пропорций Корбюзье применил здесь изобретенную им систему “модулора” , разработанную, исходя из пропорций человеческого тела.

Визуально же это здание уменьшено вполовину за счет того, что двухэтажные квартиры на фасаде выражены одним проемом и все здание поставлено на опоры высотой в два этажа. “Пилоти” - опоры напоминают ноги некоего толстокожего, сужающиеся к ступням, по всей высоте покрытые отпечатками досок опалубки. В “Марсельской единице” бетон впервые предстает таким, каков он есть. Это здание считается первенцем грубой эстетики необрутализма .

Капелла Нотр Дам дю о Роншан , построенная им в 1950 - 1955 годах близ небольшого городка Роншан, в 19 км от Бельфора. Здесь сходится предгорье двух горных хребтов - Вогезов и Юры. Церковь, построенная Корбюзье, находится на месте разрушенного во время войны старого сельского храма. Характерная особенность пейзажа, открывающегося при подъезде к церкви Роншан, - вертикали башен древних замков, расположенных на невысоких вершинах отрогов гор. К капелле посетители подходят с юга. Перед ними возникает необычное здание. Странная коричневая крыша в виде тента со вздутыми ветром краями, наклонные стены, искривленные в плане, острый угол у сочетания южной и восточной стены, маленькие, разные по величине, оконные проемы, разбросанные по фасаду. Вертикальные объемы, включенные в композицию капеллы, перекликаются с далекими башнями древних крепостей. Небольшая дверь в южной стене, украшенная цветной эмалью, выполненная по рисункам Корбюзье, доступна только пилигримам. Попасть внутрь храма обычный посетитель может лишь в дверь северной стены. Огибая западный фасад, посетитель видит, что вертикальные объемы, издалека казавшиеся ему цилиндрическими башнями, разрезаны пополам по вертикальной оси.

Стена, закрывающая срез, прорезана световыми проемами. Лишь войдя внутрь, посетитель начинает понимать назначение этой странной формы. Срезы цилиндров обращены в стороны горных отрогов Вогезов и Юры и окрашены внутри характерными для отрогов цветами. Свет, отражаясь от этих срезанных башен, названных Корбюзье светоуловителями, приобретает окраску, создающую особую цветовую атмосферу внутри храма. Ее прорезают солнечные лучи, проникающие с юга, через маленькие оконные проемы южной стены. В некоторых из них вставлены цветные стекла. Обращает на себя внимание узкая щель между слегка вогнутым потолком и стенами. Крышу поддерживают лишь маленькие отрезки круглых стержней. Впечатление тента, которое создает крыша снаружи, этим приемом сохранено и внутри. Корбюзье хотел придать кровле символический смысл, напоминающий о древнейшем типе молельни.

Храм очень невелик - внутри он вмещает около 50 человек. Однако он может обслужить 10 - 12 тыс. молящихся. Для этой цели Корбюзье спроектировал перед восточным фасадом выложенную плитками площадку, на которой размещается кафедра и алтарь. Местная реликвия - статуя богоматери - расположена в сквозной нише восточной стены так, чтобы она была видна и изнутри, и снаружи.

Это сооружение, в котором нет прямых углов, стены произвольно меняют свое сечение, а прихотливо-изогнутой крыше придана форма, имеющая символический характер, меньше всего похоже на творчество Корбюзье предыдущих десятилетий. В композиции этого сооружения есть своя логика, но эта логика - совсем не та, которая была свойственна Корбюзье в течение всей его необыкновенно интенсивной творческой жизни. Ее можно было бы назвать логикой эмоциональной выразительности, когда делается акцент не на тектонической, а на скульптурной трактовке формы.

Стремление к мощной, почти скульптурной пластике бросается в глаза и в других произведениях Корбюзье второй половины 50х годов - в здании Верховного суда (1956 год) и Генеральной Ассамблеи в Чандигархе (Индия) .

Идея построить новый город на северо-западе страны, у подножья Гималаев, родилась еще в 1947 году, когда Индия и Пакистан получили независимость, и бывшая столица индийского штата Пенджаб, Лахор, оказалась за границей - на территории Пакистана. Поэтому премьер-министр Джавахарлал Неру принял решение основать новый административный центр для «союзных территорий» Пенджаб и Харьяна. Для проектирования нового города он пригласил Ле Корбюзье. Название Чандигарх переводится как «крепость богини Чанди» (местного божества власти), но с момента своего основания в 1953 году его также называют «Прекрасный Город».

Жилые и промышленные здания были спроектированы Пьером Жаннере и учениками Ле Корбюзье, но все административные здания в центре города последний проектировал сам. На территории «сектора 1» расположены Ассамблея, Секретариат и Верховный суд. Между ними простирается площадь почти 400 м длиной. На ней Ле Корбюзье предполагал разместить серию символических сооружений, которые бы иллюстрировали его архитектурные идеи и социальную философию. Единственная из подобных скульптур, завершенная при жизни архитектора – это монумент «Раскрытая ладонь» (или «щедрая рука») – кисть руки из стали высотой 14 м, которая свободно вращается на бетонном пьедестале. Это официальный символ Чандигарха, и воплощает идею открытости – «свободы отдавать и принимать».

Это Солнечные Часы – искусственный холм с диаграммой, изображающей изменения баланса света и тени в течение суток, разработанной Ле Корбюзье, выгравированной на стороне, обращенной к площади. Насыпь была сделана еще при строительстве города, рельеф же установят только сейчас.

Творчество Г. Шаруна

Экспрессионизм в архитектуре представляет собой ветвь общего экспрессионистического направления в искусстве, объединившего литературу /Ф. Кафка/, музыку /А. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Малер/, кино /Р. Вине, Р. Райнер/, изобразительные искусства /В. Кандинский, К. Кольвиц, П. Клее/. Если в литературе и музыке экспрессионизм сформировался в самом начале века, то в архитектуре его первые яркие проявления относятся к 1919?1922 rr.

Экспрессионистическим архитектурным произведениям присуща подчёркнутая эмоциональная выразительность композиции, иногда достигаемая за счёт заострённости, гротескности, нарочитой деформации привычных архитектурных форм, либо вообще отказа от них с формированием композиции по принципам скульптуры.

Центром возникновения архитектуры экспрессионизма в 1920-х гг. становится Германия, а её ведущими мастерами? Э. Мендельсон /1887- 1953/, Г. Шарун /1893-1972/, Г. Пёльциг /1969-1926/, Г. Хёринг /1882-1958 гг./.

В светском зодчестве с этой точки зрения особенно интересны работы арх. Г. Шаруна , осуществлённые в Германии после Второй мировой войны. Г. Шарун нашел экспрессионистический ход даже к решению такой нормативно детерминированной формы, как многоэтажный, и многоквартирный дом. Между 1933 и 1945 гг. Шарун строил по частным заказам жилые дома и виллы. Некоторые были совершенно замечательными и абсолютно современными.

В своём жилом комплексе "Ромео и Джульетта" в Штутгарте /1956-1960 rr. он создал нетривиальную объёмно-пространственную форму зданий. Здание "Джульетта" имеет подковообразный план и каскадно меняющуюся высоту /5, 8, 12 этажей/, а односекционное башенное 20- этажное здание "Ромео"- план сложной многоугольной формы. Усложнённость объёмной формы имела эстетические и функциональные цели - индивидуализация внешнего облика и развитие периметра наружных стен.

Благодаря последнему, достигнуто улучшение освещенности, ориентации и интерьера квартир. Сами квартиры при этом получили двухстороннюю ориентацию /даже однокомнатные/, а комнаты - неординарные формы в плане /трапециевидные, пяти- и шестиугольные/, с центральными и угловыми окнами, оригинально скомпонованными балконами и лоджиями

Такие приёмы компоновки многоэтажных многоквартирных домов Г. Шаруй в последствии развивал и совершенствовал в проектах последующих жилых комплексов - Ролленберг в Берлине /1969-1971 гг./ и "Салют" в Штутгарте/1965/.

Однако вершиной творчества Шаруна стал комплекс крупнейших общественных зданий в районе Тиргартен в центре Берлина - филармонии /1952-1963 гг./ н Государственной библиотеки /1967-1976 гг./ Ядром композиции здания филармонии является большой зал для симфонической музыки на 2200 мест. В компоновке зала Шарун проявил себя подлинным новатором. Вопреки традиции он разместил оркестровую эстраду в центре зала и расположил слушателей на каскадно поднимающихся вокруг оркестра секторах амфитеатра, вовлекая слушателей в активное сотворчество. Как характеризовал это решение сам автор; "Форма аудитории подсказана идеей ландшафта. Имеется в виду долина, в глубине которой размещен оркестр, окруженный поднимающимися "виноградниками". В этом ландшафте небом служит потолок. Его форма подсказана требованиями акустики...

Здание Государственной библиотеки входит в ансамбль с филармонией благодаря колористическому единству: применению тех же золотых и серебряных стен, при различных объёмных формах этих зданий.

Интерьеры библиотеки с открытым доступом к книгам, свободной связью между отделами, посвященными различным отраслям знаний, уютным размещением рабочих мест читателей в интимных небольших взаимосообщающихся пространствах не оставляют посетителя равнодушным. Здесь Шарун формирует у посетителя необходимую, но другую, чем в филармонии, эмоциональную реакцию. Читатель получает не только функционально дозированное, но и "эмоционально заряженное" пространство, располагающее к углублённой умственной деятельности.

Внешняя архитектура, которая обычно воспринимается чем-то главным, превращается во многих зданиях Шаруна (в первую очередь, в филармонии и библиотеке) в кожу, обтягивающую внутренню структуру. В оболочку, не имеющую самостоятельного значения. Никакой символики, никаких специальных красивостей. Как получилось, так получилось.

Вернемся к библиотеке. Поднявшись по широкой, пологой лестнице на второй этаж посетитель оказывается в читальном зале – в очень большом и сложном, освещенном сверху естественным светом пространстве, похожем на палубу корабля. Зал не поделен на отдельные закрытые объемы – деление есть, но чисто пространственное. Здесь множество мостиков, переходов, нависающих террас на разных уровнях, открытых и полуоткрытых, площадок, то заглубленных, то приподнятых. Где-то стоят группами обычные библиотечные столы, где то отдельные пюпитры. Множество укромных уголков с низенькими столиками и креслами, зелень, свет и тишина. Не искусственно соблюдаемая тишина, а естественная. Такая акустика. Стеллажи с книгами, находящимися в свободном доступе, расставлены на всех уровнях и под разными углами. Зал рассчитан на одновременное пребывание 800 человек, но нигде посетитель не чувствует себя как в толпе или наоборот – как в одиночку на площади. Ничего похожего на обстановку обычной библиотеки, как например в старом здании на Унтер ден Линден – длинные залы, шкафы вдоль стен, столы рядами...

Общий вид Секретариата

Чандигарх - административная столица Пенджаба, Индия, основан в 1951 году и застраивался в период 1951-1965 гг. по генеральному плану Ле Корбюзье. Место - пустое скалистое плоскогорье; заказчик - правительство едва обретшей независимость страны, жаждущее самоутвердиться; население - неграмотные бедняки, веками привыкшие принимать то, что им навязывают. Идея и архитектура Чандигарха - воплощение европейского миссионерского колониализма в духе философии Просвещения: "свет цивилизации облагородит туземцев". Заметим, что этот символ покровительственного отношения к странам Третьего мира был построен под лозунгом освобождения Индии от колониального гнета. В Чандигархе градостроительные идеи Ле Корбюзье впервые смогли реализоваться свободно.


Генеральный план Капитолия и эскизная перспектива Ле Корбюзье

В Европе радикальные предложения, вроде сноса парижского квартала Марэ с целью создания широких транспортных проспектов (по которым было в соответствующие 30-е годы еще некуда ехать), естественно, не находили отклика и отчасти воплотились только при реконструкции разрушенных войной городов и планировке окраин.


План Чандигарха

В Пенджабе сносить было нечего, и там пространственная сетка, основанная на пропорциях Модулора, могла свободно раскинуться по плоскогорью. Применение пропорциональной системы к утопическому проектированию целого города - фактор, обозначающий связь предложений Ле Корбюзье с европейской архитектурной традицией.

Этой связи он сам не замечал и идею ее считал едва ли не оскорбительной для себя, ведь еще в молодости, изучая архитектуру путем самообразования, не знакомый с теорией, сталкиваясь с чем-то новым Ле Корбюзье каждый раз изобретал велосипед, "открывая" закономерности пропорций и планировок. Так, в Акрополе он "обнаружил" сбитые оси, соразмерность архитектуры человеку и многие другие известные вещи... Весь творческий путь Ле Корбюзье - парадоксальное путешествие к вырабатыванию уже существующих базовых принципов, к созданию нового ордера и словаря символических архитектурных форм. Самообразование Корбюзье шло по проторенному пути развития человеческой философии, остановившись приблизительно в конце XVIII века, когда особенно популярны были и утопические идеи, и механистическое пропорционирование: его мир - это ботаника Линнея, физика Декарта, социализм Сен-Симона и градостроительство Л"Анфана. Он самостоятельно додумался и до объяснения всех явлений законами механики, и до социалистической теории образца Кампанеллы с его идеальным "Городом Солнца", где все устроено так, чтобы диктовать жителям наилучший (по мнению властей) образ жизни. Комплекс зданий Капитолия в Чандигархе - пример новой ордерности и символичности в архитектуре Корбюзье, попытки придать его излюбленным формам смысловую нагрузку - так, вогнутый козырек здания Ассамблеи, возникавший до того в капелле Роншан, был корбюзианской "заменой" купола, символа священности сооружения.

Планировка города в целом - образец синтеза творческого метода и идеологии. Утопический символизм здесь полностью реализовался в функциональном насыщении пропорциональной планировочной сетки.

Дворец правосудия, план

В Чандигархе впервые была применена система "секторов" - микрорайонов 800х1200м, по контуру которых идет объездная магистраль. На территории сектора имеются все культурно-бытовые объекты и организован полный 24-х часовой жизненный цикл населения, численность которого может колебаться от 5 до 25 тысяч человек. По сути, это стандартная "жилая единица" Ле Корбюзье, для которой он весьма подробно разработал все параметры, обеспечивающие "идеальные условия" человеческого существования.


Дворец правосудия, разрез

Люди у Ле Корбюзье одновременно жестко систематизированы (и каждой социальной группе, например, "холостякам", положена строго определенного типа квартира) - и слиты в какую-то бесформенную массу, которая не может сама о себе позаботиться. Архитектор должен сделать это за них. Однако, как в Европе 1400 жителей "единицы" Нант-Резе вынуждены входить в свой дом по мостику шириной 1.83м, так и в Чандигархе разговоры о "человеческом измерении" планировки обернулись полным ее отсутствием, правда, с перекосом в другую сторону. В Капитолии для того, чтобы попасть из Секретариата в Верховный суд, требуется не меньше 20 минут идти под лучами индийского солнца... Чандигарх, по меткому замечанию Кеннета Фремптона, это город для автомобилей, созданный в стране, где не у всех есть велосипеды. "Не у всех" - еще мягко сказано. Чандигарх - это последний остров колониальной идеологии на чужой земле, не имеющий никакого отношения к поселенным здесь людям. С таким же успехом его могли построить инопланетяне или боги: собственно, "комплексом бога", которым европейцы традиционно страдают в отношении своих колоний, он и сформирован. "Знак", с которым проводилась колонизация, не имеет никакого значения: в данном случае идея благоденствия диктовалась безответным туземцам едва ли не с большей тоталитарной жесткостью, чем прежняя власть британской империи.

Интересно другое - в Чандигархе, где и природа, и люди принимали искаженную форму европейской экспансии с обманчивой безучастностью, средовой контекст одержал странную победу над колониализмом. Этот чужой город превратился в ландшафт: как руины, захваченные бандар-логами в "Книге Джунглей" Киплинга, постройки Чандигарха сегодня стали природными формами, на которых люди живут своей жизнью и строят свои, удобные им дома - глинобитные хижины, которые лепятся к обшарпанным бетонным стенам полузаброшенных индустриальных жилых ячеек.


Фантстические сооружения на крыше Дворца правосудия

Чандигарх - подлинный символ триумфа и трагедии архитектуры тоталитарного колониализма, в основе которой лежит принцип бесправности "адресата", архитектуры для тех, кто вынужден и готов довольствоваться, тем, что ему дали. Архитектура бедных, которые оставили надежду стать богатыми, архитектура для людей, которые никуда не стремятся. Но, странным образом, именно тоталитарность архитектуры лучше, чем использованные Корбюзье индийские мотивы формообразования, ввела Чандигарх в местный культурный контекст. Сегодня, как и 50 лет назад, этот "идеальный город" заполнен нищими, которые охотно практикуют в его бетонных декорациях основную добродетель индуизма - смирение.
Евгения Микулина

Великий архитектор 20 века Ле Корбюзье считал, что архитектура — это «искусство строить».

«Искусство делает людей лучше, всех без исключения, даже архитекторов, зубных врачей и юристов» .
Ренцо Пьяно, архитектор

Попытаемся подробнее рассмотреть такое явление, как архитектура? Ответ на вопрос "что такое архитектура?" ещё в I веке до н. э. дал древнеримский архитектор Витрувий , заявив, что архитектура основывается на трёх началах: прочность, польза и красота . На протяжении многих веков менялись разные направления и концепции в архитектуре, попеременно выдвигая на пьедестал одно из трёх начал. В каждом столетии находился свой гений, предлагавший новый взгляд на архитектуру, однако, сколько бы времени ни проходило, всё вращается по-прежнему вокруг прочности, пользы и красоты.

Многие народы и культуры внесли свой вклад в историю архитектуры. Первопроходцами были греки, создавшие три ордера, т. е. особые порядки в расположении частей здания: строгий — дорический, изящный — ионический, пышный — коринфский. Расцвет греческой архитектуры пришелся на 5 век, когда в Афинах на холме Акрополь были построены его знаменитые храмы. Наследники греческой культуры римляне первые научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперед в строительной технике. Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым столетиям нашей эры. Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечений: цирки, амфитеатры, термы. Самый большой римский амфитеатр Колизей вмещал 50 тысяч зрителей. С падением Рима архитектура разделилась вместе с разделением империи. Самое знаменитое сооружение Восточной Римской империи Византии — колоссальный храм Святой Софии в Константинополе, с громадным легким куполом. Купольной архитектуре Византии следовала архитектура Древней Руси, получившей свое крещение от Византии и ставшей ее наследницей. Европейское средневековье создало две архитектурные системы: романскую (от слова «романус» — «римский») и «готическую» (название произошло от высоких и острых шатров варваров-готов). Романский храм подобен крепости; он строг, величествен. Готический собор , наоборот, светел, прозрачен, легок. Его арки вместо полукруглых римских стали заостренными, ребристыми.
В эпоху Возрождения внимание к земному человеку привело к появлению совершенно особой архитектуры. Высшего своего расцвета архитектура Ренессанса достигла в конце 16 века в творчестве итальянского архитектора Андреа Палладио , который создавал свои постройки в Венеции и в венецианской округе.

На смену спокойным архитектурным формам Возрождения пришло бурное и пышное барокко («барок» означает «вычурный, сложный»). Барокко царствовало в Европе в 17 и 18 веках. Его символом стал собор Святого Петра (творение великого Микеланджело) в Риме и площадь перед этим собором (архитектор Лоренцо Бернини). Одновременно с у архитект рой барокко возникла архитектура классицизма. Если барокко — это чувства , то классицизм — порядок спокойная и серьезная мысль. Одним из знаменитых соперников барочного собора Святого Петра является собор Святого Павла в Лондоне (архитектор Кристофер Рен).

Творения русских архитекторов (особенно 18 века и начала 19), таких как Баженов, Казаков, Расстрелли, Росси, обессмертили имена своих создателей.

19 и 20 века для архитектуры стали веками экспериментов и гениальных открытий. Металл, стекло, железобетон, легкие, парящие конструкции, бесконечная фантазия, любовь к простой геометрии — вот признаки новой архитектуры. Символами этой архитектуры стали Эйфелева башня в Париже (1889) и первые чикагские небоскребы, вознесшиеся выше пирамид, готических соборов, Эйфелевой башни. Архитектура небоскреба — это полный отрыв от земли, превращение его в часть огромной машины города.

Растение, скелет животного, пропорции человеческой фигуры в не меньшей степени привлекали архитекторов. Каталонский архитектор Антонио Гауди строил свои здания, превращая их в фантастические существа.

Простые и в то же время символические формы архитектуры привлекали великого архитектора 20 века. Ле Корбюзье. Его знаменитая капелла в Роншане напоминает ковчег или две обнявшиеся человеческие фигуры и тоже уподоблена скульптуре. Другой выдающийся пример «превращения» постройки в скульптуру, в здании американца Франка Ллойда Райта, построившего в Нью-Йорке музей Гуггенхейма со спиральным, напоминающим завиток раковины, пандусом.

С современной архитектурой у меня ассоциируются такие имена, как Гауди, Корбюзье, Ренцо Пьяно,

В XX столетии одним из таких гениев стал Ле Корбюзье , сформулировавший «Пять отправных точек современной архитектуры». Ко всем этим приёмам разные архитекторы прибегали неоднократно, но именно Ле Корбюзье объединил их в целостную систему: стойки, плоская крыша, свободная планировка, удлинённое окно, свободное оформление фасада .

В 1926 г. были сформулированы знаменитые «пять пунктов» архитектуры Ле Корбюзье:

1. Дом устанавливается на опорах, а под ним продолжается зелёная зона.

2. Свободная планировка: при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному.

3. Ненесущая фасадная стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки.

4. Оконные проёмы сливаются в единое ленточное окно. Такие окна не только дают лучшее освещение, но и формируют особый геометрический рисунок фасада.

5. Плоская крыша-терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объём здания.

Сегодня мы будем говорить о творчестве замечательного мастера, который сильно повлиял на современную архитектуру. Современные архитекторы, не обладая таким талантом, как у Корбюзье, но прикрываясь его идеями, творят железо-бетонный коробки, вообще отрекаясь от основных критериев архитектуры (польза, прочность, красота).

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier) (наст. фам. Жаннере, Jeanneret) Шарль Эдуар (1887-1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. В современной технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Один из создателей современных течений архитектуры (рационализма, функционализма), применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку (дом Центросоюза в Москве , 1928-35; жилой дом в Марселе , 1947-52). В 50-60-х гг. создавал большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии , 1951-56), стремился к свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания (капелла в Роншане , 1950-53).

Ле Корбюзье необыкновенно последователен в своих композициях. Он рассматривает город как организм, жизнь которого зарождается в первичной клетке и затем распространяется по всему обширному пространству. В этот непрерывный творческий процесс он вкладывает идею человечности, доброты и демократичности. Корбюзье архитектурное сооружение рассматривал как пластическую форму, полную света и тени, «вылепленную» из строительного материала.

Но прежде, чем говорить о творчестве Корбюзье нужно посмотреть его творения.

Начнем, пожалуй, с самого знаменитого произведения неоэкспрессионизма с осмотра капеллы в г. Роншане (Франция), построенная в 1950-55 гг. по проекту Ле Корбюзье . Её композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан.

Христианская часовня на этом месте в Ровшане существовала с XIII века. Она была основана на месте разрушенного языческого храма. Ее здание неоднократно строилось заново. Так, часовня сгорела в 1913 году от удара молнии, а следующее здание, предшествующее постройке Корбюзье, было разрушено при немецкой бомбардировке в 1944 году. Когда Ле Корбюзье предложили создать здесь храм, то Шарль-Эдуар, не будучи религиозен, поначалу отнёсся к предложению скептически и отказался. Однако, поездка в Роншан убедила его взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения. с 1950 по 1954 гг. лет строилась капелла. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

Железобетонная прихотливо изогнутая плита покрытия перекликается с образом шатрового навеса, а нерегулярная форма наружных стен с кажущимися случайными по форме и расположению световыми проёмами способствует созданию иррационального внешнего облика и внутреннего пространства, отвечающей мистической программе храма.

Похожую на скорлупку крышу капеллы поддерживает железобетонный каркас, который спрятан в утолщенные к торцам, плавно изогнутые стены. Восточная стена, испещренная глубокими проемами витражей, превращается над алтарем в некий парадный балдахин. Многочисленные проемы соединяют интерьер капеллы с внешним пространством. Храм будто включает в себя и луг, и панораму окрестностей.

Самый интересный архитектурный элемент в Нотр-Дам-дю-О - массивная (почти романская) южная стена, буквально усеянная многочисленными окошками и витражами, что создает неповторимую игру света, похожую на ту, что бывает в готических соборах, но реализованную в духе модернизма ХХ столетия.

Кроме того, Ле Корбюзье удалось удивительным образом связать церковный интерьер с внешним пространством. Находящийся у восточной стены алтарь располагается частично внутри, а частично снаружи. Через окошко над ним с внешней стороны можно рассмотреть и фигурку Богородицы, что позволяет проводить церковные службы даже под открытым небом, в чем иногда действительно возникает необходимость из-за большого количества паломников и туристов. И тогда все здание капеллы как бы становится огромным алтарем.

Сразу после возведения капелла Нотр-Дам-дю-О была признана шедевром современной церковной архитектуры. Правда, с этим долгое время не были согласны жители Роншана. Изначально они даже отказались подводить к церкви коммуникации (воду и электричество). А католическая церковь до сих пор относится к строению настороженно, ведь в нем не реализовано почти никаких признанных церковных канонов: ни лишней символики, ни даже креста в плане. В этом смысле Нотр-Дам-дю-О от Ле Карбюзье правильнее было бы назвать мечтой атеиста о храме Божьем, настолько все просто: только ты, алтарь и Богородица. Но к Богу идут разными путями. А присутствие Божественного в капелле настолько очевидно, что со временем работу Ле Карбюзье признали не только поклонники современной архитектуры, но также верующие и священнослужители.


В сентябре 2011 года в местечке Роншан на Вогезской возвышенности, рядом со знаменитой во Франции паломнической церковью Notre Dame du Haut, открылс новый монастырь ордена клариссинок и здание для паломников. Этот комплекс построил не менее знаменитый архитектор Ренцо Пьяно, которого многие знают, как автора центра Помпиду, Старой Гавани в Генуе и аэропорта в Осаке.

Итальянская святая Клара Ассизская (Кьяра Оффредуччо, 1194 - 1253) - одна из первых последователей св. Франциска Ассизского и основательница ордена клариссинок.

Заказчиком Ренцо Пьяно выступила организация Association Oeuvre Notre Dame du Haut, которая в 1950-х поручила строительство капеллы Ле Корбюзье. По мнению ее руководства, капелла Нотр-Дам-дю-О стала восприниматься как самодостаточный объект — шедевр архитектуры, а ее религиозное значение отошло на второй план. Чтобы вернуть туда духовную жизнь, было решено построить рядом маленький монастырь кларисс, всего на 12 монахинь. Кроме того, план предусматривал возведение нового посетительского центра.

Чтобы сохранить в неприкосновенности облик капеллы и ее окружение, новые постройки вписаны в склон холма, на котором стоит шедевр Ле Корбюзье. Верхний уровень занимает ораторий — молельная комната. Ниже расположены 12 келий, каждая из которых получила свой садик. Чуть в стороне, у подножия холма, устроен посетительский центр. Он заменил существовавшее до него отдельное строение розового цвета, закрывавшее виды на капеллу для поднимавшихся к ней посетителей. Ренцо Пьяно считает большой удачей снос этой постройки, а также полагает, что «холм много выиграл» от его архитектурного вмешательства, получив более ясную и четкую структуру.

Ренцо Пьяно, которому не раз приходилось проектировать здания, находящиеся в непосредственной близости к знаковым сооружениям разного рода, отметил, что ему нельзя было сделать ошибку, «вступив в соревнование с Ле Корбюзье», но «стушеваться и отойти на задний план» тоже было невозможно; такой проект требовал большого хладнокровия и тонкости. В результате, он представил палн молельни площадью 400 кв. м и других необходимых монастырю построек площадью 1500 кв. м, которые утоплены в склон холма, на котором стоит капелла Нотр-Дам де О. Все постройки будут находиться в лесу, но специально скрывать их от людских глаз архитектор не намерен. С вершины холма их видно не будет, но их «присутствие» посетители ощутят.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»