Какие характеристики с позиции диалектического материализма. Основные идеи и положения диалектического материализма

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Он составляет общетеоретическую основу учения марксизма-ленинизма (См. Марксизм-ленинизм). Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Д. м. - высшая форма современного материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли.

Возникновение и развитие Д. м. Марксизм в целом и Д. м., его составная часть, возникли в 40-х гг. 19 в., когда борьба пролетариата за своё социальное освобождение властно требовала познания законов развития общества, что было невозможно без материалистической диалектики, материалистического объяснения истории. Основоположники Д. м. - К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу общественную действительность, критически переработав и усвоив всё положительное, что было создано до них в области философии, истории, создали качественно новое мировоззрение, ставшее философской основой теории научного коммунизма и практики рабочего революционного движения. Они разрабатывали Д. м. в острой идейной борьбе против различных форм буржуазного мировоззрения.

Непосредственными идейными источниками марксизма были основные философские, экономические и политические учения конца 18 - 1-й половины 19 вв. Маркс и Энгельс творчески переработали идеалистическую диалектику Гегеля и предшествующий философский материализм, в особенности учение Фейербаха. В диалектике Гегеля они вскрыли революционные моменты - идею развития и противоречие как его источник и движущую силу. В формировании марксизма важное значение имели идеи представителей классической буржуазной политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.); труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ф. М. Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и французских историков времён Реставрации (Ж. Н. О. Тьерри, Ф. П. Г. Гизо, Ф. О. М. Минье). Большую роль в развитии Д. м. сыграли достижения естествознания конца 18 и 19 вв., в котором диалектика стихийно пробивала себе дорогу.

Сущность и основные черты революционного переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в распространении материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики в развитии людей, их сознания, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики. «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, - к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, - вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 264).

Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма (См. Исторический материализм), в свете которого только и оказалось возможным научно понять основополагающую роль практики в общественном бытии и познании мира, материалистически разрешить вопрос об активной роли сознания. «... Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422). Марксизм рассматривает общественное бытие не только в форме объекта, противостоящего человеку, но и субъективно, в форме конкретно-исторической практической деятельности человека. Тем самым марксизм преодолел абстрактную созерцательность предшествующего материализма, который недооценивал активную роль субъекта, тогда как идеализм абсолютировал активную роль сознания, считая, что оно конструирует мир.

Марксизм теоретически обосновал и практически осуществил сознательное соединение теории и практики. Выводя теорию из практики, он подчинил её интересам революционного преобразования мира. Таков смысл знаменитого одиннадцатого тезиса Маркса о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (там же, т. 3, с. 4). Строго научное предвидение будущего и ориентация человечества на его достижение - характерные черты философии марксизма-ленинизма.

Принципиальное отличие философии марксизма от всех предшествующих философских систем заключается в том, что её идеи проникают в массы народа, реализуются ими; сама же она развивается именно на основе исторической практики народных масс. «Подобно тому как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие...» (Маркс К., там же, т. 1, с. 428). Философия ориентировала рабочий класс на революционное преобразование общества, на создание нового, коммунистического общества.

В разработке положений Д. м. после смерти Маркса и Энгельса, главным образом в его пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии много сделано их наиболее выдающимися учениками и последователями в различных странах: в Германии - Ф. Мерингом, во Франции - П. Лафаргом, в Италии - А. Лабриолой, в России - Г. В. Плехановым, который с большим талантом и блеском критиковал идеализм и философский ревизионизм. Философские труды Плеханова конца 19 и начала 20 вв. Ленин оценивал как лучшие во всей международной философской литературе марксизма.

Новым, высшим этапом в развитии марксистской философии является теоретическая деятельность В. И. Ленина. Защита Д. м. от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие Д. м. были у Ленина теснейшим образом связаны с разработкой теории социалистической революции, учения о диктатуре пролетариата, о революционной партии, о союзе рабочего класса с крестьянством, о социалистическом государстве, о строительстве социализма и о переходе от социализма к коммунизму.

Разработка Д. м. органически сочеталась у Ленина с применением диалектического метода к конкретному анализу достижений естествознания. Обобщая новейшие достижения естествознания с точки зрения Д. м., Ленин выяснил причины методологического кризиса в физике и указал пути его преодоления: «Материалистический основной дух физики, как и всего современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 324). Развивая Д. м. в борьбе против идеалистических направлений философской мысли, Ленин углубил понимание основных категорий материалистической диалектики и прежде всего категории материи. Обобщив достижения науки, философии и общественной практики, Ленин сформулировал определение материи в единстве его онтологической и гносеологической сторон, подчёркивая, что единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Ленин разработал основные проблемы теории отражения, творчески развил учение марксизма о роли общественной практики в теории познания, подчеркнув, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (там же, с. 145). Анализируя главные ступени человеческого познания и рассматривая практику как основу процесса познания и как критерий истины, Ленин показал, что познание идёт от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

В связи с критикой махизма, стоявшего на позициях субъективного идеализма и релятивизма, Ленин развил дальше марксистское учение об объективной, относительной и абсолютной истине и показал их диалектическую взаимосвязь. В учении Ленина об истине центральное место занимает проблема конкретности истины: «... то, в чем самая суть, в чем живая душа марксизма: конкретный анализ конкретной ситуации» (там же, т. 41, с. 136).

Ленин сформулировал положение о единстве диалектики, логики и теории познания, определил основные принципы диалектической логики. Ленин подчёркивал необходимость критического изучения и диалектической обработки истории человеческой мысли, науки и техники. Исторический метод, согласно Ленину, составляет самую сердцевину Д. м. «Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (α) исторически; (β) лишь в связи с другими; (γ) лишь в связи с конкретным опытом истории» (там же, т. 49, с. 329).

В развитии марксистско-ленинского мировоззрения его теоретической основы - Д. м., в борьбе против извращений этого мировоззрения, а также в претворении его в практику рабочего движения, в строительство социализма и коммунизма большое значение имеет теоретическая и практическая деятельность коммунистических и рабочих партий. На современном этапе Д. м. представляет собой результат творческой деятельности марксистов многих стран.

Материя и сознание. Как ни многообразны философские учения, все они, явно или неявно, имеют в качестве своего отправного теоретического пункта вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. Этот вопрос является основным, или высшим вопросом любой философии, в том числе и Д. м. Он коренится в фундаментальных фактах самой жизни, в существовании материальных и духовных явлений и их взаимоотношений. Все философы разделились на два лагеря - Материализм и Идеализм - в зависимости от того, как они решают этот вопрос: материализм исходит из признания первичности материи и производности сознания, а идеализм - наоборот. Д. м., исходящий из принципа материалистического монизма, считает, что мир есть движущаяся материя. Материя как объективная реальность несотворима, вечна и бесконечна. Материи свойственны такие всеобщие формы её существования, как движение, пространство и время. Движение - это универсальный способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может существовать вне материи.

Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганическая и органическая природа, механические, физические и химические явления, жизнь растений и животных, жизнь общества, человек и его сознание. Но при всём качественном многообразии составляющих мир вещей и процессов - мир един, поскольку всё, что входит в его состав, - лишь различные формы, виды и разновидности движущейся материи, подчинённые некоторым всеобщим законам.

Все составные части материального мира имеют историю своего развития, в ходе которого, например в пределах планеты Земли, совершился переход от неорганической к органической материи (в виде растительного и животного мира) и, наконец, к человеку и обществу.

Материя существовала до появления сознания, обладая в своём «фундаменте» лишь свойством, сходным с ощущением, свойством отражения, а на уровне живой организации материя обладает способностью раздражимости, ощущения, восприятия и элементарным интеллектом высших животных. С возникновением человеческого общества возникает общественная форма движения материи, носителем которой является человек; как субъект общественной практики он обладает сознанием и самосознанием. Достигнув в своём развитии высокой организации, мир сохраняет своё материальное единство. Сознание неотделимо от материи. Психика, сознание составляют особое свойство высокоорганизованной материи, выступают как высшее, качественно новое звено в ряду различных свойств материального мира.

Согласно Д. м., сознание есть функция мозга, отражение объективного мира. Процесс осознания мира и психическая деятельность вообще возникают и развиваются из реального взаимодействия человека с миром через его общественные отношения. Т. о., за пределами гносеологии сознание не противостоит материи и «различие идеального от материального... не безусловно, не überschwenglich (чрезмерно. - Ред .)», (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 104). Предметы, их свойства и отношения, будучи отражёнными в мозгу, существуют в нём в форме образов - идеально. Идеальное же - это не особая субстанция, а продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного мира.

В противоположность Агностицизму Д. м. исходит из того, что мир познаваем и наука всё более глубоко проникает в законы бытия. Возможность познания мира безгранична при условии бесконечности самого процесса познания.

Теория познания. Исходными моментами теории познания Д. м. являются материалистическое решение вопроса об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания общественной практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром в конкретно-исторических условиях общественной жизни. Практика - основа формирования и источник знания, основной стимул и цель познания, сфера применения знания, критерий истинности результатов процесса познания и «... определитель связи предмета с тем, что нужно человеку» (Ленин В. И., там же, т. 42, с. 290).

Процесс познания начинается с ощущений и восприятий, т. е. с чувственной ступени, и поднимается на уровень абстрактного логического мышления. Переход от чувственного познания к логическому мышлению является скачком от знания о единичном, случайном и внешнем к обобщённому знанию о существенном, закономерном. Будучи качественно различными уровнями познания мира, чувственное отражение и мышление неразрывно связаны между собой, образуя последовательно восходящие звенья единого познавательного процесса.

Человеческое мышление - это историческое явление, предполагающее преемственность приобретаемых от поколения к поколению знаний и, следовательно, возможность их фиксации средствами языка, с которым мышление находится в неразрывной связи. Познание мира отдельным человеком всесторонне опосредствовано развитием познания мира всем человечеством. Мышление современного человека есть, т. о., продукт общественно-исторического процесса. Из историчности человеческого познания и прежде всего историчности объекта познания вытекает необходимость исторического метода, который находится в диалектическом единстве с логическим методом (см. Историзм, Логическое и историческое).

Необходимыми приёмами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция, индукция и дедукция, которые по-разному выявляются на различных уровнях познания. Результаты процесса познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их свойств и отношений, всегда имеют объективное содержание и составляют объективную истину.

Человеческое познание не может сразу полностью воспроизвести и исчерпать содержание объекта. Всякая теория обусловлена исторически и потому заключает в себе не полную, а относительную истину. Но человеческое мышление может существовать только как мышление прошлых, настоящих и будущих поколений, и в этом смысле возможности познания безграничны. Познание есть развитие истины, а последняя выступает как выражение исторически определённой ступени нескончаемого процесса познания. Исходя из признания относительности знания в смысле исторической условности пределов приближения к полному знанию, Д. м. отвергает крайние выводы релятивизма, согласно которому характер человеческого знания исключает признание объективной истины.

Каждый объект наряду с общими чертами имеет и свои неповторимые особенности, каждое общественное явление обусловлено специфическими обстоятельствами места и времени. Поэтому наряду с обобщённым необходим конкретный подход к объекту познания, что выражается в принципе: отвлечённой истины нет, истина конкретна. Конкретность истины предполагает прежде всего всесторонность и цельность рассмотрения объекта, учёт того, что он постоянно изменяется и в силу этого не может быть правильно отражён в неподвижных категориях. Предупреждая против ошибок, связанных с неконкретным подходом к истине, Ленин писал, что «... всякую истину, если ее сделать “чрезмерной” ..., если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд» (там же, т. 41, с. 46).

Категории и законы Д. м. Категории - наиболее общие, основные понятия и вместе с тем существенные определения форм бытия и отношений вещей; категории обобщённо выражают универсальные формы бытия и познания (см. Категории). В них аккумулирован весь предшествующий познавательный опыт человечества, прошедший испытание общественной практикой.

В системе материалистической диалектики каждая категория занимает определённое место, являясь обобщённым выражением соответствующей ступени развития знания о мире. Ленин рассматривал категории как ступени, узловые пункты познания мира. В основу исторически развивающейся системы материалистической диалектики должна быть положена такая категория, которая не нуждается ни в каких предпосылках и сама составляет исходную предпосылку к развёртыванию всех остальных категорий. Таковой является категория материи. За категорией материи следуют основные формы существования материи: Движение, Пространство и время.

Исследование бесконечного многообразия форм материи начинается с вычленения объекта, констатации его бытия, т. е. существования, и имеет целью раскрыть свойства и отношения объекта. Каждый объект предстаёт перед практически действующим человеком своей качественной стороной. Так, познание материальных вещей начинается непосредственно с ощущения, «... а в нем неизбежно и качество...» (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 301). Качество есть специфика данного предмета, его своеобразие, отличие от др. предметов. Осознание качества предшествует познанию количества (См. Количество). Любой объект представляет собой единство количества и качества, т. е. количественно определённое качество, или меру (См. Мера). Раскрывая качественную и количественную определённость вещей, человек вместе с тем устанавливает их различие и тождество.

Все объекты обладают внешними сторонами, непосредственно постигаемыми в ощущении и восприятии, и внутренними, знания о которых достигаются опосредствованно, путём отвлечённого мышления. Это различие ступеней познания выражается в категориях внешнего и внутреннего (См. Внешнее и внутреннее). Формирование этих категорий в сознании человека подготовляет осмысление причинности (См. Причинность) или отношений причины и действия, соотношение которых первоначально мыслилось только как последовательность явлений во времени. Познание идёт «от сосуществования к каузальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей» (там же, с. 203). В дальнейшем процессе развития мышления человек стал постигать, что причина не только порождает действие, но и предполагает его в качестве противодействия; т. о., отношение причины и действия обозначается как Взаимодействие, т. е. как универсальная связь вещей и процессов, выражающаяся в их взаимном изменении. Взаимодействие предметов между собой и различных сторон, моментов внутри предмета, выражающееся в борьбе противоположностей, представляет собой коренящуюся в природе вещей универсальную причину их изменения и развития, которые совершаются не вследствие внешнего толчка как одностороннего действия, а в силу взаимодействия и противоречия. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в одном предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие представляет собой переход объекта из одного состояния в качественно другое, от одной структуры к другой. Развитие есть одновременно и непрерывный и прерывный процесс, и эволюционный, и революционный, скачкообразный.

Всякое возникающее звено в цепи явлений включает в себя собственное отрицание, т. е. возможность перехода в новую форму бытия. Т. о. выявляется, что бытие вещей не ограничивается их наличным бытием, что вещи заключают в себе скрытое, потенциальное, или «будущее бытие», т. е. возможность, которая до своего превращения в наличное бытие существует в природе вещей в качестве тенденции их развития (см. Возможность и действительность). При этом оказывается, что в действительности заключены различные возможности, но в наличное бытие превращаются лишь те, для реализации которых имеются необходимые условия.

Углублённое осознание связи внешнего и внутреннего раскрывается в категориях формы и содержания. Практическое взаимодействие людей с множеством сходных и различных вещей послужило основой для выработки категорий единичного (См. Единичное), особенного (См. Особенное) и общего. Постоянное наблюдение предметов и явлений в природе и производственной деятельности подводило людей к уяснению того, что одни связи носят устойчивый, постоянно повторяющийся характер, а другие выступают редко. Это послужило основой формирования категорий необходимости и случайности (См. Необходимость и случайность). Постижение сущности, а на более высокой ступени развития - раскрытие порядка сущностей означает раскрытие заключённого в объекте внутреннего основания всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с др. объектами. Познание явлений (См. Явление) означает раскрытие того, как обнаруживается сущность. Сущность и явление обнаруживаются как моменты действительности, которая представляет собой результат возникновения наличного бытия из реальной возможности. Действительность богаче, конкретнее возможности, т.к. последняя составляет только один из моментов действительности, которая является единством осуществлённой возможности и источником новых возможностей. Реальная возможность имеет условия своего возникновения в действительности и сама есть часть действительности.

С точки зрения Д. м., формы мышления, категории являются отражением в сознании всеобщих форм предметной деятельности общественного человека, преобразующего действительность. Д. м. исходит из утверждения единства законов бытия и мышления. «... Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам...» (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1969, с. 231). Всякий универсальный закон развития объективного и духовного мира в определённом смысле является вместе с тем и законом познания: любой закон, отражая то, что есть в действительности, указывает также на то, как следует правильно мыслить о соответствующей области действительности.

Последовательность развития логических категорий в составе Д. м. диктуется прежде всего объективной последовательностью развития знания. Каждая категория - обобщённое отражение объективной реальности, результат вековой общественно-исторической практики. Логические категории «... суть ступеньки выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети (природных явлений, природы. - Ред .), помогающие познавать ее и овладевать ею» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 85). Любая из логических категорий определяется лишь путём систематического прослеживания её связи со всеми другими, лишь внутри системы категорий и посредством её. Разъясняя это положение, Ленин намечает общую последовательность развития логических категорий: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества - различия - основы - сущности versus (по отношению к. - Ред .) явления, - причинности etc. Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с. 301).

Категории диалектики находятся в неразрывной связи с её законами. Каждая область природы, общества и мышления имеет свои законы развития. Но вследствие материального единства мира в нём существуют некоторые общие законы развития. Их действие распространяется на все области бытия и мышления, по-разному развиваясь в каждой из них. Диалектика как раз и изучает законы всякого развития. Наиболее общими законами материалистической диалектики являются: Переход количественных изменений в качественные, Единство и борьба противоположностей, Отрицания отрицания закон. Эти законы выражают универсальные формы развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные моменты, стороны, тенденции; их взаимоотношения, «борьба» и разрешение противоречий, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое, качественно определённое, а с другой - составляет внутренний импульс её изменения, развития, превращения в новое качество.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные вскрывает наиболее общий механизм развития: изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела, происходит Скачок, т. е. смена одного качества другим. Закон отрицания отрицания характеризует направление развития. Его основное содержание выражается в единстве поступательности, прогрессивности и преемственности в развитии, возникновении нового и относительной повторяемости некоторых элементов, существовавших прежде. Знание всеобщих законов служит руководящей основой изучения специфических законов. В свою очередь, всеобщие законы развития мира и познания и конкретные формы их проявления можно изучать лишь на основе и в тесной связи с изучением и обобщением частных законов. Это взаимоотношение общих и специфических законов составляет объективное основание взаимной связи Д. м. и конкретных наук. Будучи самостоятельной философской наукой, Д. м. даёт учёным единственно научный метод познания, адекватный закономерностям объективного мира. Таким методом является материалистическая диалектика, «... ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 367). Разумеется, всеобщие свойства и отношения вещей выявляют себя по-разному в зависимости от специфики той области, которая изучается той или иной наукой.

Д. м. и конкретные науки. Историческая миссия Д. м. состоит в творческом развитии научного мировоззрения и общеметодологических принципов исследования в области естественных и общественных наук, в правильной теоретической ориентации практической борьбы прогрессивных общественных сил. Он опирается на прочный фундамент всей науки и общественной практики. Д. м., как отмечал Энгельс, есть «... мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках» (там же, с. 142). Каждая наука исследует качественно определённую систему закономерностей в мире. Однако ни одна специальная наука не изучает закономерности, общие для бытия и мышления. Эти всеобщие закономерности являются предметом философского познания. Д. м. преодолел искусственный разрыв между учением о бытии (онтологией), теорией познания (гносеологией) и логикой. Д. м. отличается от специальных наук качественным своеобразием своего предмета, его универсальным, всеобъемлющим характером. В пределах каждой специальной науки имеются различные уровни обобщения. В Д. м. обобщению подвергаются сами обобщения специальных наук. Философские обобщения поднимаются, т. о., на самые верхние «этажи» интегрирующей работы человеческого разума. Д. м. сводит в единое целое результаты исследований во всех областях науки, создавая тем самым синтез знания универсальных законов бытия и мышления. Предмет научного познания определяет и характер применяемых в подходе к нему методов. Д. м. не пользуется специальными методами частных наук. Основным орудием философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом.

Обладая определённой спецификой, Д. м. вместе с тем является общей наукой, играющей роль мировоззрения и методологии для конкретных областей знания. В различных областях научного познания постоянно и чем дальше, тем всё больше возникает внутренняя потребность в рассмотрении логического аппарата, познавательной деятельности, характера теории и способов её построения, анализа эмпирического и теоретического уровней познания, исходных понятий науки и методов постижения истины. Всё это является прямой обязанностью философского исследования. Решение этих проблем предполагает объединение усилий представителей специальных наук и философии. Методологическую значимость принципов, законов и категорий Д. м. нельзя понимать упрощённо, в том смысле, будто без них невозможно решение ни одной частной проблемы. Когда имеют в виду место и роль Д. м. в системе научного познания, то речь идёт не об отдельных опытах или расчётах, а о развитии науки в целом, о выдвижении и обосновании гипотез, о борьбе мнений, о создании теории, о разрешении внутренних противоречий в рамках данной теории, о выявлении сущности исходных понятий науки, об осмыслении новых фактов и об оценке выводов из них, о методах научного исследования и т.п. В современном мире революция в науке превратилась в научно-техническую революцию. В этих условиях особенно актуальны слова Энгельса, воспроизведённые Лениным в «Материализме и эмпириокритицизме», что«... “с каждым, составляющим эпоху, открытием даже в естественноисторической области... материализм неизбежно должен изменять свою форму” ...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 265). Преобразования в современной науке столь глубоки, что они касаются самих её теоретико-познавательных основ. Потребности развития науки вызвали к жизни существенные изменения в трактовке большинства категорий Д. м. - материи, пространства и времени, сознания, причинности, части и целого и др. Усложнение предмета научного познания резко усложнило и саму процедуру, приёмы познавательной деятельности. Развитие современной науки выдвинуло не только множество новых фактов и методов познания, поставив более сложные задачи перед познавательной деятельностью человека, но и множество новых понятий, вместе с тем требуя нередко коренного переосмысления прежних представлений и идей. Прогресс науки не только ставит перед Д. м. новые вопросы, но и обращает внимание философской мысли на иные стороны старых проблем. Одним из симптоматичных явлений современного научного познания является тенденция превращения ряда специальных понятий в общенаучные и философские категории. К их числу относятся вероятность, структура, система, информация, алгоритм, конструктивный объект, обратная связь, управление, модель, моделирование, изоморфизм и т.п. Устанавливаются конкретные контакты философов-марксистов и представителей различных других областей знания. Это способствует продвижению вперёд как в постановке вопросов, так и в решении ряда важных методологических проблем науки. Например, в уяснении своеобразия статистических закономерностей микромира, обосновании их объективности, показа несостоятельности индетерминизма в современной физике, доказательстве применимости физики, химии и кибернетики в биологических исследованиях, выяснении проблемы «человек-машина», разработке проблемы соотношения физиологического и психического, уяснения взаимодействия наук при изучении мозга и т.п. Нарастание абстрактности знаний, «бегство» от наглядности является одной из тенденций современной науки. Д. м. показывает, что все науки развиваются по пути постепенного отхода от описательных методов исследования ко всё большему использованию точных, в том числе математических, методов не только в естествознании, но и в общественных науках. В процессе познания всё большую роль играют искусственные формализованные языки, математическая символика. Теоретические обобщения становятся всё более сложно опосредованными, отражая объективные связи на более глубоком уровне. Принципы, законы и категории Д. м. активно участвуют в синтезе новых научных представлений, разумеется, в теснейшей связи с эмпирическими и теоретическими представлениями соответствующей науки. За последние годы обстоятельно проявилась эвристическая роль Д. м. в синтезе современной научной картины мира.

Партийность Д. м. Д. м. носит классовый, партийный характер. Партийность всякой философии - это прежде всего принадлежность к одной из двух главных философских партий - материализму или идеализму. Борьба между ними в конечном счёте отражает противоречия между передовыми и консервативными тенденциями общественного развития. Партийность Д. м. проявляется в том, что он последовательно проводит принцип материализма, что находится в полном соответствии с интересами науки и революционной общественной практики.

Д. м. возник как теоретическая основа мировоззрения революционного класса - пролетариата и составляет мировоззренческую и методологическую основу программы, стратегии, тактики и политики коммунистических и рабочих партий. Политическая линия марксизма всегда и по всем во

  • - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - понятие, обозначавшее в советской философии и идеологии теоретическую часть марксизма...

    Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • - см. МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ. ДИАЛОГ - англ. dialog; нем. Dialog...

    Энциклопедия социологии

  • - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Теория развития природы, формализованная главным образом советскими идеологами на основе трудов Энгельса...

    Политология. Словарь.

  • - философия марксизма-ленинизма. По характеристике Ю. Бохеньского, Д.м., являвшийся филос...

    Философская энциклопедия

  • - С о д е р ж а н и е: I. Предмет диалектического материализма 479 II. Возникновение диалектического материализма......

    Философская энциклопедия

  • - философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ материализм, философское учение марксизма...

    Современная энциклопедия

  • - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ материализм - философское учение марксизма. Основные принципы диалектического материализма сформулированы в 40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в 20 в. разрабатывались В. И. Лениным...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДИАЛЕКТИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. см. диалектика. 2. То же, что диалектичный...

    Толковый словарь Ожегова

  • - 1. ДИАЛЕКТИ́ЧЕСКИЙ1, диалектическая, диалектическое. 1. прил. к диалектика в 1 знач. Диалектические способности. 2. . прил. к диалектика во 2 и 3 знач.; основанный на диалектике. Диалектический метод... Толковый словарь Ефремовой

1. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - ЕДИНСТВЕННО НАУЧНОЕ, РЕВОЛЮЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

1. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - ЕДИНСТВЕННО НАУЧНОЕ, РЕВОЛЮЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Марксизм есть наука о законах развития природы и общества, о революции угнетённых и эксплуатируемых масс, о победе социализма во всех странах, о строительстве коммунистического

Диалектический материализм как определяющая черта марксистского исторического метода

Диалектический материализм как определяющая черта марксистского исторического метода Материалистическая идея об объективных закономерностях производства, лежащих в основе исторического процесса, была теоретической базой выводов К. Маркса и Ф. Энгельса относительно

2. Метод «Капитала» – диалектический и исторический материализм в действии. Субъективная диалектика как логика и теория познания

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

2. Метод «Капитала» – диалектический и исторический материализм в действии. Субъективная диалектика как логика и теория познания Общая характеристика метода и построения научной теории В «Капитале» К. Маркс, как мы видели, глубоко научным образом исследовал

Из книги Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Гегель и диалектический материализм. (Вступительная статья.) I. Современная наука и философия зародились в XVII столетии, в эпоху перехода от феодального общества к буржуазному. Последующие столетия являлись периодом необычайного расцвета буржуазных общественных

Очерк 15. МАТЕРИАЛИЗМ ВОИНСТВУЮЩИЙ – ЗНАЧИТ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ

Из книги Диалектическая логика. Очерки истории и теории автора Ильенков Эвальд Васильевич

Очерк 15. МАТЕРИАЛИЗМ ВОИНСТВУЮЩИЙ – ЗНАЧИТ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ Известно, как настойчиво подчеркивал В.И.Ленин ту мысль, что в современных условиях материализм без диалектики – не столько "сражающийся", сколько сражаемый, а диалектика без материализма – чисто словесное

В. Во имя общности с эволюцией мира. Диалектический материализм. Религия «динамизма»

Из книги Предательство интеллектуалов автора Бенда Жюльен

В. Во имя общности с эволюцией мира. Диалектический материализм. Религия «динамизма» Другим предательством интеллектуалов является, на протяжении двадцати лет, позиция многих из них в отношении последовательных изменений мира, особенно его экономических изменений. Она

Глава 7. Диалектический материализм

Из книги Теория и история. Интерпретация социально-экономической эволюции автора Мизес Людвиг фон

Глава 7. Диалектический материализм 1. Диалектика и марксизмДиалектический материализм Карла Маркса и Фридриха Энгельса является самой популярной метафизической доктриной нашей эпохи. Сегодня это официальная философия советской империи и всех школ марксизма за

Глава XXIV. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ В СССР

Из книги История русской философии автора Лосский Николай Онуфриевич

Глава II. Диалектический материализм в Советском Союзе: его развитие в качестве философии науки

автора Грэхэм Лорен Р.

Глава II. Диалектический материализм в Советском Союзе: его развитие в качестве философии науки Марксистская диалектика - это не собрание неких правил, которые можно было бы непосредственно приложить к решению какой-то конкретной проблемы и получил ее решение. Нет,

Из книги Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе автора Грэхэм Лорен Р.

Диалектический материализм: советский или марксистский? Современный советский диалектический материализм как философия науки представляет собой попытку объяснить мир, основанную на следующих принципах: все существующее реально, эта реальность состоит из

Биология и диалектический материализм после Лысенко

Из книги Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе автора Грэхэм Лорен Р.

Биология и диалектический материализм после Лысенко Что касается области теоретической биологии, то для нее падение в 1965 г. Лысенко было окончательным и бесповоротным. Его отречение от власти не сопровождалось, однако, прекращением публикации в Советском Союзе статей,

Диалектический материализм

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - самообозначение диалектической философии объективистского типа, основные положения которой были сформулированы Энгельсом ("Анти-Дюринг") и Сталиным ("О диалектическом и историческом материализме"). Д.М. являл собой официальную советскую

Глава 1. Диалектический материализм

Из книги Очищение. Том 1. Организм. Психика. Тело. Сознание автора Шевцов Александр Александрович

Глава 1. Диалектический материализм Диалектический материализм, он же Марксизм, возможно, единственная из философских школ, которая заявляет сознание своим предметом. Почти предметом. Или почти заявляет. Как еще можно понять, когда множество книг и словарей говорят.

Диалектический материализм, где главный постулат состоял в том, что материя существует объективно и независимо от человека и развивается по принципам диалектики. Диалектика - это наука о развитии общества и науки. Диалектика – наиболее общие законы. Законы:

  • Частные законы.
  • Общие законы.
  • Универсальные законы.

Но это все законы науки, а законы диалектики должны охватывать все сферы. В каждой науке можно будет найти интерпретации законов диалектики. Гегель: закон перехода количества в качества, закон отрицания отрицания. Маркс настаивает, что законы диалектики действуют везде и всегда. Через законы мы познаем, каким образом развивается все и вся, но перед развитием надо постулировать, откуда берется развитие. Любое развитие основано на движении, хотя движение может быть без развития. Движение – атрибут материи, но плюс еще, движение - это не всегда механическое, движение как категория – это изменение вообще, а формы этого движения могут быть существенно различными. Энгельс строит классификацию форм движений:

  • Механическая.
  • Физическая.
  • Химическая.
  • Биологическая.
  • Социальная.

Они сопрягаются на основе принципов диалектики:

· Каждая последующая форма движения основана на синтезе всех предыдущих.

· Высшие формы движения материи не сводимы к низшим формам, они не редуцируются, т.е. в высших формах есть свои законы.

  • Учение о бытии. Где рассмотрена проблема материи. Классическое определение материи по Ленину – это объективная реальность, данная человеку в ощущениях, которое копируется, фотографируется, этими ощущениями, и существует независимо от них. Такое определение логично на уровне развития физики того времени (на рубеже XIX-XX вв. – открытие радиоактивности). Ленин: «электрон также неисчерпаем, как и атом», т.е. материя бесконечна. Нет предела делению материи.
  • Форма движения материи. Постулаты:
    • Движение – атрибут материи.
    • На основе движения происходит развитие материальных систем. Формы движения подчиняются принципам:
      • Иерархичности.
      • Формы высшего движения основаны на низших формах.
      • Нередуцируемости высших форм по отношению к низшим.
    • Градация законов.
      • Частные.
      • Общие.
      • Всеобщие.

По характеристике В. И. Ленина, диалектика - это учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Важно отметить, что диалектика – это прежде всего наука.

Вопрос о причинности.

Маркс исходит из принципа причинности. Причинность – это объективная причинность. Исследователь только открывает причинность, без нее не происходит ничего. Это не то понимание причинности, какое было у Юма (причинность - ассоциация ума). По Марксу, причинность объективная. Причинность у Энгельса близка к лапласовскому детерминизму, случайность гносеологическая. Сейчас же, с открытием новых статистических законов физики, в диалектическом детерминизме вводятся случайности следующих видов:

  • Динамические - однозначные на уровне макромира, причины можно рассматривать на уровне двух тел.
  • Статистические – вариант закономерности на уровне микромира. Причины рассматриваются на уровне ансамбля.

Но причинность никуда не исчезает, она приобретает различные формы. Далее, говоря о причинности, ставится еще один вопрос: вопрос о категориях. Категории рассматриваются так же, как у Гегеля. Но природа категорий воспринимается по-другому. Категории у Канта - это априорные конструкции на уровне одного индивида, у Гегеля – это моменты развития абсолютного разума, разворачивание духа через триаду. А в марксизме – это наиболее обобщенные формы человеческого опыта, человеческой практики, праксиса, плод обобщения конкретного исторического опыта. Человек должен при обучении проходить некий исторический опыт. Отсюда, все категории Гегеля - это есть отражение в предельно абстрактных формах вполне реальных вещей и процессов реального Мира. Поэтому законы диалектики, с которыми Марксизм согласился, Гегеля становятся законами диалектики самого Мира, а не духа. Уже Шеллинг пытался через полярные категории ввести некоторые фундаментальные противоположности в саму природу. Но здесь Марксизм настаивает, что это не есть развитие в результате некой инволюции духовного начала, а это присуще самой материи. Вывод: раз диалектический материализм настаивает, что законы диалектики присущи материи, то эти законы имеют методологическое значение для естествознания. Все общее здание наук должно строиться на законах диалектики. Многие ученые признавали, что они использовали эти принципы, и получали хорошие результаты. Поэтому задачей естествоиспытателя является применение законов диалектики к конкретным явлениям в природе.

Все эти рассуждения о бытии опираются на основной вопрос философии, что первично - материальное или идеальное. Многие философы рассматривали этот вопрос. Основными вопросами любой философской системы являются:

· Первичность материи или духа? Без компромиссов. (онтология).

· А познаваем ли мир? (гносеология).

Гегель считал, что человек познает Мир в смысле его приобщения к абсолютному разуму. Марксизм говорит, что познаваем сам Мир. Марксизм исходит из того, что познание возникает вместе с появлением психической деятельности, начиная от простейшей психической деятельности, раздражимость, и кончая сложными психическими деятельностями – умственная деятельность. Эволюционный ряд психической деятельности эволюционирует вместе с эволюцией Мира, иначе бы организм просто не выжил бы, это как у Французских материалистов. Марксизм ставит так же проблему отражения, для того чтобы появилась психическая раздражимость, на уровне материи, тоже должно что-то произойти (Французские материалисты говорили о глухой чувствительности). Отражение – фундаментальная характеристика материи, но не всегда эта форма психической деятельности (например, это может быть следом на песке или фотография). Можно выстроить ряд отражений на уровне неорганическом, и осуществить переход к психической деятельности, как результат ряда отражений. В фундаменте отражения лежит свойство, схожее с ощущениями, это и есть отражение.

Теория познания.

  • Чувственная ступень.
    • Ощущение на уровне отдельных органов чувств, информация о внешнем мире. Ленин: «ощущения есть субъективный образ объективного Мира».
    • Восприятие целостного объекта на основе совокупности ощущений.
    • Представление – это способность с помощью памяти воспроизвести объект без непосредственного контакта с ним.
  • Рациональная ступень.
    • Понятие, как обобщение наиболее важных существенных сторон объекта или субъекта, сделанных в формализованной форме, язык. Язык – свойство культуры. Важные особенности объекта предстают в вербализованной форме.
    • Суждение. Рациональные познания и установка между ними связки. Пример, в суждении: этот стол коричневый, есть то, о чем говориться и предикат, что говориться.
    • Умозаключения - это связка самих суждений. Не обращаясь к опыту, суждения только на основе логики. Пример: все люди смертны, Сократ человек, следовательно, Сократ смертен.

Чувственные и рациональные ступени необходимы для каждого человека, человек не может оперировать только тем или тем. Я вижу красный цвет – чувство, суждение – этот цвет красный. Единство чувственного и рационального. Это необходимый атрибут для любого человека. Человек начинается тогда, когда он овладеет языком и может делать элементарные суждения.

  • Наука.
    • Факты – это сформулированные на языке науки реальные процессы, происходящие в мире. Цвет красный – длина волны такая-то.
    • Гипотезы. Гипотезы об устройстве Мира на основе анализа фактов. Модели.
      • Частные.
      • Общие.
    • Теории – это конечный продукт науки. На основе научной теории мы и создаем научную картину Мира, которая динамична.

Проблема истины.

Проблема истины – ключевая проблема гносеологии, существует еще со времен Аристотеля. Истина рассматривается как:

· Корреспондентская теория – содержание вашего суждения соответствует реальному положению вещей (Аристотель). Претензия на то, что суждение истинно при соотношении с действительностью.

· Когерентная. Истина без обращения к опыту, установление аксиом, правил и получение результатов.

· Утилитарная, прагматичная концепция истины. Истина все то и только то, что ведет к успеху.

В Марксизме, прежде всего, присутствует претензия на корреспондентскую истину, в научных теориях отражается реальный мир. Есть абсолютные и относительные истины.

В отношении части Мира можно говорить об абсолютных истинах, например, мир состоит из атомов. Но никогда нельзя говорить об абсолютной истине всего Мира, это принципиально несостоятельно, т.к. материя бесконечна по любым параметрам. Т.о., следовательно, в отношении самых важных вещей на каждом этапе развития мы имеем относительную истину, это есть истина объективная, но неполная. Незавершенность Мира - это результат его бесконечности по всем параметрам. Процесс познания истины сложный процесс, взятый, к тому же, в конкретный исторический момент. Ленин: «абстрактных истин нет, истины всегда конкретны». В целом, процесс познания является процессом от живого созерцания (информация, получаемая через органы чувств) к абстрактному суждению и, через них, к практике – праксис. Практика в Марксизме понимается как:

  • Источник познания. Сами ученые не представляют иногда, какую практическую ценность имеет то или иное открытие.
  • Цель познания.
  • Оценка результата.

Практика понимается в очень широком смысле – это не только эксперимент, но производственная и культурна деятельность человека. Только сейчас приходит на практике понимание того, насколько важно то или иное научное открытие. В конечном счете, Маркс за соединение познания с социальным объектом, т.е. с обществом, не сами по себе, как у других философов, – это было оригинально.


Диалектический материализм -мировоззрение марксистской партия, созданное Марксом и Энгельсом и развитое дальше Лениным и Сталиным. Мировоззрение это называется диалектическим материализмом потому, что его метод изучения явлений природы, человеческого общества и мышления является диалектическим, антиметафизическим, а его представление о мире, его философская теория является последовательной научно-материалистической.

Диалектический метод и философский материализм взаимно проникают друг друга, находятся в неразрывном единстве и составляют цельное философское мировоззрение. Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс распространили его на познание общественных явлений. Исторический материализм явился величайшим завоеванием научной мысли. Диалектический и исторический материализм составляет теоретический фундамент коммунизма, теоретическую основу марксистской партии.

Диалектический материализм возник в 40-х годах прошлого столетия как неотъемлемая составная часть теории пролетарского социализма и развивался в неразрывной связи с практикой революционного рабочего движения. Возникновение его ознаменовало настоящую революцию в истории человеческой мысли, в истории философии. Это был революционный скачок в развитии философии из старого состояния в новое состояние, положивший начало новому, научному мировоззрению. Но эта революция включала в себя преемственность, критическую переработку всего того передового и прогрессивного, что уже было достигнуто историей человеческой мысли. Поэтому, вырабатывая своё философское мировоззрение, Маркс и Энгельс опирались на все ценные приобретения человеческой мысли.

Всё лучшее, созданное в прошлом философией, было критически пересмотрено Марксом и Энгельсом. Маркс и Энгельс считали свой диалектический материализм продуктом развития наук, в том числе философии за предыдущий период. Из диалектики (см.) они взяли лишь её «рациональное зерно» и, отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху, развили диалектику дальше, придав ей современный научный вид. Материализм Фейербаха был непоследовательным, метафизическим, антиисторическим. Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха лишь его «основное зерно» и, отбросив идеалистические и религиозно-этические наслоения его философии, развили материализм дальше, создав высшую, марксистскую, форму материализма. Маркс и Энгельс, а затем Ленин и Сталин применили положения диалектического материализма к политике и тактике рабочего класса, к практической деятельности марксистской партии.

Только диалектический материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали все угнетённые классы. В противоположность многочисленным течениям и теченьицам буржуазной философии диалектический материализм является не просто философской школой, философией одиночек, а боевым учением пролетариата, учением миллионов трудящихся, которых оно вооружает знанием путей борьбы за коренное переустройство общества на коммунистических началах. Диалектический материализм есть живое, постоянно развивающееся и обогащающееся учение. Марксистская философия развивается и обогащается на основе обобщения нового опыта классовой борьбы пролетариата, обобщения естественно-научных открытий. После Маркса и Энгельса величайший теоретик марксизма В. И. Ленин, а после Ленина И. В. Сталин и другие ученики Ленина были единственными марксистами, которые двигали вперёд марксизм.

Ленин в своей книге « » (см.), явившейся теоретической подготовкой марксистской партии, отстоял огромное теоретическое богатство марксистской философии в решительной борьбе против всех и всяких ревизионистов и перерожденцев. Разгромив махизм и прочие идеалистические теории эпохи империализма, Ленин не только защитил диалектический материализм, но и развил его дальше. В своём произведении Ленин обобщил новейшие достижения наук за период после смерти Энгельса и указал естествознанию путь из того тупика, в который его завела идеалистическая философия. Все произведения Ленина, каким бы вопросам они ни были посвящены, имеют огромное философское значение, являются образцом применения и дальнейшего развития диалектического материализма. Большой вклад в дальнейшее развитие марксистской философии внесли произведения И. В. Сталина «О » (см.), « » (см.) и другие его труды.

Составными, неразрывными частями диалектического материализма являются (см.) и (см.). Диалектика даёт единственно научный метод познания, позволяющий правильно подходить к явлениям, видеть те объективные и наиболее общие законы, которые управляют их развитием. Марксистская диалектика;учит, что правильно подходить к явлениям и процессам природы и общества значит брать их в их связи и взаимной обусловленности; рассматривать их в развитии и изменении; понимать развитие не как простой количественный рост, а как процесс, в котором количественные изменения на определённой ступени закономерно превращаются в коренные качественные изменения; исходить и того, что внутренним содержанием развития и перехода от старого качества к новому является борьба противоположностей, борьба между новым и старым. Диалектику Ленин и Сталин называют «душой марксизма».

Марксистская диалектика органически связана с марксистским философским материализмом. Основными принципами философского материализма являются положения: мир по своей природе материален, он состоит из движущейся материи, превращающейся из одной формы в другую, материя первична, а сознание вторично, сознание есть порождение высокоорганизованной материи, объективный мир познаваем и наши ощущения, представления, понятия есть отражения существующего независимо от человеческого сознания внешнего мира.

Диалектический материализм впервые создал научную теорию познания, имеющую неоценимое значение для понимания процесса познания объективной истины.

Диалектический материализм- революционная теория преобразования мира, руководство к революционному действию. Марксистской философии глубоко чуждо пассивное, созерцательное отношение к окружающей действительности. Представители домарксовской философии ставили своей целью только объяснение мира. Задача же марксистско-ленинской партии-коренное революционное изменение мира. Диалектический материализм является действенным орудием в деле переустройства общества в духе коммунизма. «Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в строгом соответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектического миросозерцания»

Теория марксизма-ленинизма - диалектический и исторический материализм - выдержала всестороннюю проверку на опыте Великой Октябрьской социалистической революции, строительства социализма в СССР, победы СССР в Великой Отечественной войне, на опыте развития стран (см.), победы Великой Китайской революции и т. д. Учение марксизма-ленинизма всесильно потому, что оно верно, потому, что оно даёт правильное понимание объективных закономерностей развития действительности. Только революционное мировоззрение марксистско-ленинской партии Позволяет правильно понимать исторический процесс и формулировать боевые революционные лозунги.

Отличительной чертой диалектического материализма является его революционно-критический характер. Философия марксизма-ленинизма сложилась и развилась в постоянной и непримиримой борьбе с различными буржуазными, оппортунистическими и другими реакционными философскими течениями. Критическим духом, пролетарской партийностью пронизаны все произведения классиков марксизма. В диалектическом материализме находит своё высшее выражение единство теории и практики. На практике доказывает диалектический материализм правильность своих теоретических положений. Марксизм ленинизм обобщает практику, опыт народов и показывает величайшее революционное, познавательное значение для теории, для философии исторического опыта народных масс. Связь науки и практической деятельности, связь теории и практики, их единство являются путеводной звездой партии пролетариата.

Диалектический материализм как мировоззрение имеет огромное значение для всех других наук. Каждая отдельная наука изучает определённый круг явлений. Например, астрономия изучает солнечную систему и звёздный мир, геология - строение и развитие земной коры, общественные науки (политическая экономия, история, право и др.) изучают различные стороны общественной жизни. Но отдельная наука и даже группа наук не может дать картину мира в целом, не может дать мировоззрение, так как мировоззрение есть знание не о тех или иных частях мира, а о закономерностях развития мира в целом.

Только диалектический материализм является таким мировоззрением, которое даёт научный взгляд на мир в целом, раскрывает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, охватывает единым пониманием сложную цепь явлений природы и человеческой истории. Диалектический материализм навсегда покончил со старой философией, претендовавшей на роль «науки наук», стремившейся заменить собой все остальные науки. Свою задачу диалектический материализм видит не в том, чтобы заменить собой другие науки - физику, химию, биологию, политическую экономию и т. п., а в том, чтобы, опираясь на достижения этих наук и беспрерывно обогащаясь данными этих наук, вооружать людей научным методом познания объективной истины.

Таким образом, значение диалектического материализма для других наук заключается в том, что он даёт правильное философское мировоззрение, знание наиболее общих законов развития природы и общества, без чего не может обойтись ни одна область науки, ни практическая деятельность людей. Исключительно велико значение диалектического материализма для развития естествознания. Развитие естественных наук в СССР показывает, что, только руководствуясь философией диалектического материализма, естествознание может добиться величайших успехов.

Философия марксизма-ленинизма партийная, она открыто выражает и отстаивает интересы пролетариата и всех трудящихся масс и борется против любой формы социального гнёта и рабства. В мировоззрении марксизма-ленинизма сочетаются научность и последовательная революционность. «Непреодолимая привлекательная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины лично соединял в себе качества ученого и революционера, а соединяет в самой теории внутренне и неразрывно».

Современная буржуазная философия предпринимает один поход за другим с целью опровергнуть марксистскую философию, подорвать её влияние на сознание масс. Но тщетны все попытки реакционеров. Победа народной демократии в ряде стран значительно расширила сферу влияния марксистско-ленинского мировоззрения; оно стало господствующим мировоззрением не только в СССР, но и в странах народной демократии. Велико влияние марксистской философии и в капиталистических странах. Сила марксистско-ленинского мировоззрения неодолима.

11. Диалектический материализм как новое (пятое) фило­софское направление, его отличие от старого материализма. Философские, естественнонаучные и социальные, предпосылки возникновения нового материализма в середине XIX столетия, его современное состояние.

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания; в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

Современный (диалектический) материализм формируется в 40-х годах 19 столетия на основе тех достижений в области естествознания, о которых уже говорилось выше: закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина, теория клеточного строения организма, достижения в области геологии и палеонтологии, теория органического синтеза. Хотя эти открытия и не поколебали механистической картины мира, господствовавшей до конца 19 века, но, тем не менее, нанесли существенный удар по метафизическому миропониманию, ибо позволили объяснить природу не как совокупность не связанных между собой тел, а как систему взаимосвязанных тел и процессов в природе; другими словами, естествознание диктовало необходимость перехода к диалектическому объяснению мира, развитому в рамках гегелевской философии.

Диалектический материализм, как в период своего формирования, так и в настоящее время, опирается на определенную научную картину мира. Естественно-научной предпосылкой формирования диалектического материализма, как отмечали его создатели, послужили три великих открытия:

1) закона сохранения энергии, утверждающего неуничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в другой; 2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных микроорганизмов; 3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также положение о естественном происхождении в процессе этой эволюции человека.

Особенности:

1) Первая особенность диалектического материализма как философской школы состоит в том, что он соединяет в едином учении материалистическое понимание природы и истории с принципами диалектики.

2) Вторая особенность диалектического материализма по сравнению с классическим (метафизическим) связана с решением ОВФ. Для классического материализма характерно натуралистическое понимание человека и его способностей: разума, сознания мышления. Это понимание состоит в том, что сознание человека стремились объяснить из естественных причин. Предполагая, что сознание формируется как результат непосредственного воздействия природы на органы чувств человека, либо как следствие биологической эволюции. Диалектический материализм указывает на то, что биологических предпосылок недостаточно для объяснения феномена сознания, хотя без таких предпосылок его возникновение необъяснимо, что истоки сознания лежат не в природе, как таковой, а в активном отношении человека к природе через практическую деятельность (труд). Тем самым, по-иному решается и вопрос об отношении сознания к бытию: это отношение не непосредственное, оно опосредованное трудом, в силу чего все способности человека и он сам как биологический вид формируется в процессе социальной эволюции, эти способности не есть нечто данное от природы, оно есть результат длительного социального процесса.

3) Третья особенность диалектического материализма состоит в том, что он покончил с натурфилософской тенденцией как материализма, так и идеализма, на открытие некоего первоначала – causa finalis мира. Эти поиски были в свое время оправданы, ибо они означали объяснение мира, исходя из него самого, но они в то же время выражали претензии на то, чтобы путем определения такой causa finalis построить законченную теоретическую модель мира. В рамках диалектического материализма понятие субстанции сохранило свое значение – как логическое требование за видимым наблюдаемым многообразием искать внутреннюю закономерность.

4) Четвертая особенность диалектического материализма – преодоление непоследовательности классического материализма, выражающегося в его неспособности распространять принципы материализма на области общих явлений. Другими словами, все материалисты от Бэкона до Фейербаха оказывались на позициях идеализма понимания общественной жизни.

Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном процессе развития, отбросили предвзятое идеалистическое воззрение. Обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а наоборот - дух следует объяснить из природы, материи и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных, производительных сил.

Основным недостатком “старого”, в том числе и фейербаховского, материализма Маркс и Энгельс считали то, что этот материализм был «преимущественно механическим», не учитывая новейшего развития химии и биологии; то, что они “сущность человека” понимали абстрактно, а не как “совокупность” (определенных конкретно исторически) “всех общественных отношений.

Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В. И. Ленин. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» он писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Таким образом, В. И. Ленин отделил понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней. Единственное свойство материи, с которым связана философия – это свойство объективной реальности, т.е. существование реального мира вне и независимо от сознания каждого конкретного человека и человечества в целом.

Сознание же в целом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось человечество. Таким образом категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции. Все многообразие бытия диалектический материализм рассматривает как производные от материи виды и формы ее проявления. Материя как таковая не существует. Она существует в конкретных бесконечно многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний и т.д. Ни один из этих многообразных видов, форм, процессов, явлений, состояний не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая из связи и взаимодействия, составляют материальную действительность. А это значит, что ленинское определение материи содержит в себе материалистическое решение основного мировоззренческого вопроса о первичности материального или идеального бытия. Оно ориентирует людей на признание существования вне и независимо от сознания материального мира.

Вместе с тем, в этом определении содержится указание на производный, вторичный характер человеческого познания, а, следовательно, и сознания. Познание определяется в данном определении как отражение материи.

В наше время идея развития, эволюции, вошла почти всецело в общественное сознание, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции.

Диалектический материализм в философии марксизма - это научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Диалектический материализм основывается на достижениях науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной формы материи, функцию мозга, отражение объективного мира. Эта философия называется диалектической, так как признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий. Диалектический материализм - форма материализма, представляющая собой итог всей предшествующей истории развития философской мысли.

Возникновение этой новой формы материалистической философии в середине XIX в. связано с именем К.Маркса и Ф.Энгельса. Философия марксизма, сохраняя традиции и достижения прежнего материализма, преодолевает его историческую ограниченность. Это касается, в первую очередь, фундаментальных проблем онтологии.

Диалектический материализм опирается на выводы науки, является теоретическим обобщением опыта развития человеческой цивилизации и культуры. В этой философии слиты в единое мировоззрение диалектика и материализм, приобретший необходимую целостность распространением его на понимание истории общества.

Итак, рассмотрим некоторые моменты концепции диалектики в творчестве Маркса и Энгельса. Маркс, также как и Фейербах, критически относился к гегелевской диалектике. Фейербах первым из учеников Гегеля разочаровался в его методе и подверг его критике. Это было одним из важнейших моментов перехода Фейербаха от идеализма к материализму. Но он критиковал идеалистическое основание, фундамент гегелевской диалектики, но сам диалектический метод не исследовал.

Главным вопросом критического анализа Маркса был вопрос об исследовательской эффективности диалектической методологии, открытой Гегелем. Вместе с обретением коммунистического мировоззрения Маркс все более и более обращается к изучению реальных явлений и процессов прошлой и настоящей истории. Для понимания практических проблем - производства, политических событий и т.д. - гегелевская методология оказалась негодной.

Как отмечал Маркс, Гегель одновременно и открыл диалектику и мистифицировал ее, представив как независимую от реальности сферу, чистые законы абсолютного разума. Свое направление использования основ гегелевской диалектики Маркс назвал “переворачиванием” на ноги, тогда как у Гегеля она “стоит на голове”. Маркс, а затем и Энгельс обратили внимание на то, что фундаментальные диалектические зависимости и отношения (указанные и логически проанализированные Гегелем) присутствуют и в реальных процессах жизни природы, общества, в повседневной практической действительности. Маркс сформулировал этот вывод так: “Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней” .

В книге “Анти-Дюринг” (1876-1878) Ф. Энгельс систематически и популярно объяснил, как проявляются законы и категории диалектики в неживой и живой природе, общественном развитии, духовном творчестве, и показал, какое огромное значение имеют они для марксистского миропонимания. В частности, он указывал на огромное значение диалектического понимания мира как антидогматизма, принципиального неприятия каких бы то ни было результатов познания и практики как абсолютных, завершающих историю.

Диалектику Энгельс определяет также как науку “о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления”. Эту мысль Энгельс подчеркивает и в своих заметках по диалектике природы, указывая, что законы диалектики “должны иметь силу как для движения в природе и человеческой истории, так и для движения мышления” . Марксистская философия представляет собой диалектическое единство мировоззрения и метода как учение о всеобщих законах бытия и познания на основе материалистического решения основного вопроса философии. Поэтому она необходима для наук, т.к. снабжает их общими понятиями и категориями для правильных мировоззренческих и методологических оценок научных гипотез и теорий, развивает теоретическое мышление ученых и дает им научный философский метод познания.

Только будучи вооружено диалектическим методом, естествознание способно, писал Ф.Энгельс, избавиться, “с одной стороны, от всякой особой, вне его и над ним стоящей натурфилософии, с другой - от своего собственного, унаследованного от английского эмпиризма, ограниченного метода мышления” . Идеи о взаимосвязи диалектического материализма и естествознания получили у Энгельса дальнейшее развитие в “Диалектике природы”, работу над которой, прерванную в связи с написанием другого философского труда “Анти-Дюринг”, он продолжил позднее.

Главная задача, которую ставил перед собой Энгельс при работе над “Диалектикой природы”, состояла в том, чтобы “убедиться в той истине… что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…” . Эта теоретическая задача была новаторской, поскольку в гегелевской философии природа понималась как не развивающаяся во времени, а проходящая бесчисленные круговороты одних и тех же изменений.

В “Диалектике природы” Энгельс обосновывает мысль о том, что развитие естественных наук, начиная с эпохи Возрождения, шло таким путем, что к середине XIX века наука сама собой, не осознавая этого, подходит к диалектическому пониманию природы. Свидетельством и доказательством этого Энгельс считал три великих открытия в естественных науках XIX века - открытие органической клетки, закон сохранения и превращения энергии и эволюционную теорию Ч.Дарвина. В них Энгельс видит научное доказательство диалектики самой природы (объективной диалектики), состоящей во взаимной связи всех уровней материального мира, в изменчивости и противоречивости природы.

Энгельс попытался классифицировать формы движения материи (и, соответственно, наук, изучающих определенные формы движения). По сути, он высказал гипотезу общей связи и развития материального мира и попытался нарисовать схематический эскиз общей картины природы. Он получил иерархическую систему, в которой всякое “высшее” содержит в себе, как подчиненный и частный момент, свое “низшее”, но к нему уже не сводится. (Этот же диалектический ход мысли был использован Марксом и Энгельсом для воспроизведения исторического движения общественных формаций). Высшая форма движения материи, по Энгельсу, - социальная. Низшая - простое пространственное перемещение. Основные формы, каждая из которых исследуется определенной естественной наукой, - механическая, физическая, химическая и биологическая. Переход от биологической формы движения материи к социальной, то есть от природы к человеческому обществу, Энгельс объясняет в трудовой теории происхождения человека.

Энгельс критикует Дюринга в отношении проблемы соотношения материи и движения. Дюринг не только не продвинулся здесь вперед по сравнению с метафизическими материалистами XVIII в., но и остался позади них, встав первоначально на позиции вульгарного материализма. Он сводил движение к его якобы “основной форме”, механическому движению, которое проявляется в результате первоначального состояния равновесия. Энгельс также разъясняет, что абсолютный покой - это идеализация, ибо “всякий покой, всякое равновесие только относительны, они имеют смысл только по отношению к той или иной определенной форме движения”. Движение же есть “способ бытия (DASEINSWEISE) материи”, а не некая привносимая извне механическая “сила” (механическое движение), как считали материалисты XVII - XVIII вв. .

Развитие естествознания уже в XIX и в XX веке внесло столько нового, что представления Энгельса о конкретных формах движения материи устарели. Но общий диалектический подход к пониманию результатов развития науки, к истолкованию природы сохраняет свое значение и в наше время.

Сущность и основные черты революционного переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в распространении материализма на понимание истории общества, в обосновании роли общественной практики в познании, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики. Поэтому философия марксизма называется диалектическим и историческим материализмом.

Развитие философских основ марксизма в радикально изменившихся исторических условиях начала XX века было осуществлено В.И. Лениным (1870-1924).

Уже в ранних работах В.И. Ленина, в полемике с народниками, легальными марксистами и т.д. разрабатываются некоторые общие философские вопросы. Однако специальные исследования в области философии он начинает вести несколько позднее. Первым значительным вкладом в философскую теорию марксизма стали идеи его труда “Материализм и эмпириокритицизм”.

В этой книге Ленин дает такое определение материи: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита еще у некоторых мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и Г.В. Плеханова).

Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Понятие же материи - только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще - не формальное обозначение, не условный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, существующая во всем и порождающая все существующее. Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.

Исторический материализм - составная часть марксистко-ленинской философии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций.

Как философская концепция исторического процесса, исторический материализм представляет собой распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений. Такое достраивание материализма "доверху" означало создание принципиально новой формы материализма и знаменовало появление научной социологии. По словам Ленина, "Сознание непоследовательности, незавершенности, односторонности старого материализма привело Маркса к убеждению в необходимости "согласовать науку об обществе с материалистическим основанием и перестроить ее соответственно этому основанию".

Основной гносеологический принцип марксисткой философии о первичности материи и вторичности сознания конкретизируется в историческом материализме как признание первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Общественное бытие выступает как совокупность материальных общественных процессов, существующих независимо от воли и сознания индивида или общества в целом, а общественное сознание является отражением общественного бытия.

Исторический материализм конкретизировался и развивался, превращаясь в строгую научную теорию в ходе детального анализа социальной действительности. Сжатая и целостная формулировка основных принципов исторического материализма дана Марксом в Предисловии к "Критике политической экономии": " В общественном производстве своей жизни, - писал он, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения- производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производительных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Исторический материализм - это реалистическая концепция общества, которая может служить руководством к познанию и преобразованию общества.

материализм идеализм знание декарт

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»