Художественная культура XX века. Художественные направления в культуре XX века

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Основные понятия и термины по теме: модерн, модернизм, фовизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, инсталляция, эклектизм, кинематограф, телевидение, массовое и элитарное искусство.

План изучения темы:

1.Новые виды искусства, художественные направления и стили.

Краткое изложение теоретических вопросов:

ХХ век - век торжества науки и человеческого интеллекта, век парадоксов и потрясений. Он подвел определенный итог развития мировой культуры. В это столетие культура разорвала узы региональной или национальной замкнутости и стала интернациональной. Мировая художественная культура интегрирует культурные ценности практически всех наций.

Характерным явлением для ХХ века стало заметное ослабление тех социальных механизмов - механизмов преемственности в культуре. Отдельной индивид стремится стать самостоятельным, не зависимым от культурных традиций, обычаев, установленных правил этикета, поведения, общения. При этом внутренняя свобода все больше заменяется свободой внешней, самостоятельность духа – самостоятельностью тела, что постепенно приводит к снижению духовности, уровня культуры.

Образную характеристику искусству ХХ века дал Ф. Ницше, утверждая, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины».

Модернизм (новый, новейший, современный ) - совокупность эстетических школ конца XIX и начала XX столетия, которые характеризуются разрывом с традициями реализма.

К этому понятию близок авангард . Он объединяет наиболее радикальные разновидности модернизма. Эти понятия часто воспринимаются как синонимы. В нашей стране модернизм и авангард резко критиковались - в противовес «социалистическому реализму». Обычно эти понятия трактовались как показатель кризиса буржуазной культуры. Однако эта классовая точка зрения не выдерживает никакой критики. Модернистские и авангардистские тенденции – отличительная черта современного искусства.

Выступая против норм и традиций предшествующей эстетики, стремясь к новаторству любой ценой, модернизм в крайних своих проявлениях разрушает осмысленность художественного творчества и зачастую - шокирует. Но в своих лучших образцах модернизм значительно обогатил художественную культура человечества.

Ортега-и-Гассет: «Новые художники наложили табу на любые попытки привить искусству «человеческое». Личность отвергается новым искусством более всего. Со всех сторон мы приходим к одному и тому же – бегству от человека».

Именно Ортега - автор наиболее любопытной гипотезы об общем законе развития мирового искусства. Он считал, что искусство вслед за философией изменялось в зависимости от изменения точки зрения художника на окружающий мир – от вещественно-конкретного видения мира, через его субъективное восприятие – к господству чистых идей и абстракций.



Искусство всегда борется за то, чтобы человечество через все перипетии истории все же пронесло свое главное завоевание – духовность. Ибо с поражением и гибелью духовности поражен и гибнет, не имея более отличия от животных, и сам человек. В этом ракурсе и следует рассматривать то, что произошло с искусством ХХ века.

В ХХ веке произошел отход от традиций, в определенном смысле и слом традиций в искусстве. Но это не означает, что реализм и реалистические принципы изображения были отменены этим веком.

Авангард – пестрое созвездие школ, направлений, течений, которое ошеломляет каскадом красок и пестротой образов. Впечатление хаоса, обусловленного быстрой сменой вкуса. Любое Формула «Если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать».

Фовизм. Одними из первых представители фовизма определили переход от подготовки авангарда к собственно авангарду.

Главное – добиваться максимальной энергии краски.

А. Матисс - французский художник, основатель фовизма, стремился к обновлению декоративного искусства, ясность и радостная уравновешенность которого должны были, по его мнению, передаваться зрителю.

Светлое, жизнерадостное искусство Матисса. Наиболее известные произведения Матисса – «Танец» и «Музыка» (панно, написанные им в 1908 году по заказу С.И. Щукина) для декорации московского особняка известного мецената (ныне перенесены в Эрмитаж).

Экспрессионизм - «искусство кричать. Картина «Крик» Э. Мунка. «Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом. Никогда мир не был так мертвенно нем. Никогда человек не был так мал. Никогда он не был так робок. Никогда радость не была столь мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Искусство присоединяет свой вопль в темноте, оно вопит о помощи, оно зовет дух. Это и есть экспрессионизм» (В. Турчин).



Экспрессионизм: от живописи до политики, от философии до музыки, от архитектуры до кинематографа, от театра до скульптуры.

Кубизм – творчество форм. Стремление геометризировать предмет, делая его форму архитектурной. Начало кубизма в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо.

Представители кубизма в России: К. Малевич, Л. Попова, Д. Бурлюк (общества «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и др.).

П. Пикассо - универсальный художественный гений. Испанский художник, скульптор - величайший творец ХХ столетия. 15 тысяч картин, основатель кубизма.

«Герника» – шедевр живописи Пикассо, трудная для восприятия и анализа картина, где реальность выражена языком сложных субъективных ассоциаций.

Один из самых знаменитых рисунков Пикассо – «Голубь мира»,

Несовместимые крайности (реализм и модернизм) в творчестве Пикассо.

Абстрактное искусство. Первая абстрактная картина: А. Альфонс «Девушки под снегом» – чистая бумага, прикрепленная к картонному планшету. Традиционное абстрактное искусство начинается с 1910 года (с появлением первых изобразительных акварелей В. Кандинского).

В термине абстрактное искусство - глубокая двойственность, когда есть намек и на искусство, и на некую альтернативу. Это беспредметное искусство, основанное на абстрагировании изобразительных образов от конкретных объектов. Произведения абстракционистов представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен, линий. Для абстрактного искусства характерны две тенденции: абстрагирование образов от натуры до такой степени, что они перестают отражать действительность; чистые художественные формы, не имеющие связи с реальностью.

Первым художником-абстракционистом был В. Кандинский. Среди художников и скульпторов, развивавших это направление: П. Мондриан, К. Малевич, К. Брынкуши и др.

Сюрреализм (сверхреализм) как направление в искусстве сформировался во Франции в 20-е годы ХХ века. Это творчество – вне контроля разума. Французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма».

Согласно принципам сюрреализма, художник должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, бредом, воспоминаниями младенческого возраста. А задача художника состоит в том, чтобы с помощью художественных средств достичь бесконечного и вечного. Свои произведения сюрреалисты строят как нечто алогичное, парадоксальное, неожиданное, как особую ирреальность.

Крупнейшим представителем сюрреализма был Сальвадор Дали.

Дали стремился создать фотографию бессознательного, достоверно запечатлеть свои сновидения, так как именно эта, не контролируемая извне спонтанная жизнь человеческого «Я» представлялась художнику подлинной реальностью. Он создает обобщенные художественные образы, выстраивает сложные, строго продуманные композиции «хаоса» болезненных видений.

Для воссоздания такого образа мира, где все разъединено разложением, необходима огромная сила трезвого ума, чтобы хоть как-то организовать этот бессмысленный абсурдный поток бытия. «Единственная разница между мною и сумасшедшим заключается в том, что я – не сумасшедший», – скажет однажды Дали.

Поп-арт - искусство популярное, рассчитанное на массовую аудиторию, легко распространяемое и массово производимое, отдающее большим бизнесом. Поп-арт – это своеобразное «искусство вне искусства». В композициях поп-арта часто используют реальные бытовые предметы (консервные банки, старые вещи, газеты) и их механические копии (фотографии, муляжи, вырезки из комиксов). Случайное их сочетание возводится в ранг искусства.

Художников поп-арта привлекал окружающий их мир массовой культуры, рассчитанной на потребление миллионов, когда эстетические и социальные ценности приравнивались к потребительским, обыденным, зачастую бездуховным. Они уничтожили иерархию образов и сюжетов. У них могли одинаково цениться и Леонардо да Винчи, и Микки Маус, живопись и технология, халтура и искусство, китч и юмор.

У поп-арта всегда есть дух массовости и вовлекаемости. Поп-арт явился первым большим течением авангарда, который был социализирован, вживлен в общество. Поп-арт вошел в кино, в рекламу, из которой сам первоначально исходил, в моду, в поведенческий тип жизни. Это преднамеренная неряшливость в одежде, ее разностильность, использование рекламных пластиковых пакетов в качестве сумок и т.д.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить сообщение «Разнообразие стилей и направлений в искусстве начала 20 века».

2. Подготовить фотогалерею репродукций с художественными примерами фовизма, кубизма, сюрреализма, абстракционизма, супрематизма.

Форма контроля самостоятельной работы:

- устный опрос,

Проверка конспекта, сообщения, фотогалереи.

Вопросы для самоконтроля


Художественная культура XX в .

Двадцатый век ознаменовался множеством нововведений в искусстве и литературе, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн, а также резким скачком в научно- техническом развитии общества. Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое искусство – Авангардизм (от фр. «авант»- передовой и «гард»-отряд), или Модернизм (от лат. модернус- новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода.

Перед архитекторами встала задача: преодолеть эклектику, вернуться к стилевой организации архитектуры и при этом уйти от классических форм, регулярной планировки, ответом на этот вызов стал модерн . Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Наиболее завершение стиль модерн выразил себя в индивидуальном строительстве дворцов, особняков и в типе доходного дома, отдавая предпочтение асимметрии в группировке объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.
Ставя перед собой задачу эстетической гармонизации общества, архитекторы в своих поисках коснулись, конечно, не только индивидуального строительства, но и строительства промышленных зданий, железнодорожных вокзалов, общественных и коммерческих учреждений, культовых зданий, доходных многоквартирных домов, среди которых дома «дешевых квартир» для рабочих. Во многих городах эти дома до сих пор составляют основную часть жилой застройки их исторических центров. Что бы ни проектировали архитекторы стиля модерн, они начинали изнутри, от наиболее оптимального, удобного расположения внутренних помещений в соответствии с их функциональным назначением. Именно отсюда начинается современное искусство дизайна интерьеров, хотя современным мастерам далеко до их предшественников в смысле совершенства организации внутренних пространств и их функциональности.

Дом Мила, Барселона. Арх. А. Гауди

Основы для «новой архитектуры» Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965) искал в чисто геометрических формах, линиях под прямым углом, в безупречных сочетаниях горизонтали и вертикали, в абсолютно белом цвете. Знаменитую виллу «Савой» отличают изысканное совершенство форм и четкость пропорций, органическое единство с природой, возможность полного уединения человека.

Жилой дом в Марселе – своеобразная модель идеального жилища для человека. Рассчитанный на 350 семей, он наглядно воплощает идею автора о том, что «дом – это машина для жилья». Он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, бассейн, детский сад, т. Е. все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.

Художественная культура переживала невиданный до сих пор грандиозный распад на резко различные движения. В этих бурных и многочисленных художественных движениях можно выделить несколько основных: фовизм, экспрессионизм, абстрактивизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, пуризм, орфизм, конструктивизм.
Фовизм (от франц. Les Fauves - «дикие, хищники») основывался на необычной яркости цвета и нарочитой огрубленности формы. Фовисты максимально усиливали выразительность цветового пятна за счет контраста с дополнительными тонами, не заботясь о реальной окраске предметов. При этом чрезмерная красочность их картин, некая «Зрительная агрессивность», вела к неизбежному упрощению формы, появлению резких контуров, разделяющих яркие пятна цвета. Фовисты работали в основном в жанре пейзажа, иногда изображали различные сцены в интерьере. Редко они прибегали к портрету, а если это и случалось, что их портретное творчество отличалось легкой иронией по отношению к портретируемой модели. Главой этой школы считается французский художник Анри Матисс , который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».

Суть течения абстрактивизма (от лат. abstraction– отвлечение, удаление) заключалась в полном отказе от изображения реальных предметов и явлений в живописи, графике и скульптуре, художник отчуждался от действительности. По словам немецкого художника Пауля Клее, «чем ужаснее делался мир, тем абстрактнее становилось искусство». Крупнейшим представителем абстракционизма был русский художник Василий Кандинский (1866-1944), в творчестве которого мы видим абсолютное господство цвета над изображением. В его композициях красочные круги, квадраты, треугольники, сочетаясь с прямыми черными линиями на белом фоне, вызывали разного рода предметные ассоциации. Кандинский связывал краски с определенным состоянием души и со звуками предметного мира («фиолетовые скрипки», «желтый звук»).

Василий Кандинский "Казаки"

Формированию кубизма (от фр. cubisme, произошло от cube - куб) как самостоятельного течения в изобразительном искусстве способствовала выставкаи в 1904 году картин Сезанна, призывавшего художников сводить весь видимый мир к простейшим геометрическим формам. Выдающимися выразителями кредо кубизма стали француз Жорж Брак (1882-1963) и испанец Пабло Пикассо (1881-1973). Брак упрощал формы до маленьких кубиков, создавал комбинации из переплетенных плоскостей, показывал предмет как бы сразу с разных ракурсов, таким образом была написана «Гавань в Нормандии» . Пикассо под влиянием «дикой» пластики негритянской скульптуры подвергал природные формы геометрической деформации. Неслучайно его программная для кубизма картина «Авиньонские девицы» вызвала скандал и была прозвана «вывеской для борделя». Тела в ней, рассеченные крупными плоскими гранями, оттененные цветом, образую жесткий динамичный рельеф.

Жорж Брак "Гаваньв Нормандии"

Сюрреализм как одно из направлений в искусстве сформировался во Франции в начале 1920-х годов. Свое название новое течение получило от французского слова «surrealisme», что в переводе означает «сверхреализм». Отличительной особенностью данного направления явилось использование парадоксальных сочетаний различных форм и аллюзий. В основе всех понятий сюрреализма лежит сюрреальность, выражаемая в совмещении реальности со сном. В качестве основного творческого подхода сюрреалисты предложили противоречивое, абсурдное сочетание натуралистических образов. Главной целью стояло отделение духовного от материального и его возвышение.
Художники с фотографической точностью создавали нелогичные, пугающие картины обычных предметов или использовали нестандартную технику живописи, дающую возможность выразить подсознание. В целях достижения глубин своего подсознания художники использовали самые разные методы, порой радикальные. Нередки были случаи, когда сюрреалисты работали под воздействием голода, наркотиков, гипноза, депривации сна или наркоза. Несмотря на полную хаотичность образов, в них все же можно было периодически просмотреть некую продуманность. Самые известные сюрреалисты: Сальвадор Дали (1904-1989), Рене Магритт (1898-1967).Сальвадор Дали умел придать своим картинам эффект оптической иллюзии, объединяя натуралистическое изображение с абсурдными темами. В одной из самых своих известных картин «Постоянство памяти» на пустынном фоне представлено странное существо, напоминающего останки какого-то морского животного. В нем одновременно можно рассмотреть черты лица человека и улитку без раковины. Вокруг часы, они наводят на мысли о бренности человеческой жизни, текучести, монотонности времени.

Сальвадор Дали "Постоянство памяти"

В конце XIX века родилось кино . Первые короткометражные фильмы (15-20 метров, примерно 1,5 минуты демонстрации) были по большей части документальные, однако уже в комедийной инсценировке братьев Люмьер "Политый поливальщи"к отражаются тенденции зарождения игрового кино.
Небольшая длина первых фильмов была обусловлена техническим несовершенством киноаппаратуры, тем не менее, уже к 1900-м годам длина кинокартин увеличилась до 200-300 метров (15-20 минут демонстрации). Совершенствование съёмочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, качественному и количественному увеличению художественных приёмов съёмки, актёрской игры и режиссуры. А широкое распространение и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, не могло не сказаться на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приёмов.
Наивысшего своего расцвета «немое» кино достигает к 20-м годам XX века, когда оно уже вполне оформляется как самостоятельный род искусства, обладающий своими собственными художественными средствами. Огромным успехом пользовались комические фильмы с Чарли Чаплином. Первые звуковые фильмы появились в 1928 году и были приняты не сразу. После Первой мировой войны европейское кино переживает упадок и на первое место выходит кино американское.
В живописной местности недалеко от Лос-Анджелеса, начинают сосредотачиваться крупнейшие американские киностудии. Датой официального рождения Голливуда считается 1913 год. Первый большой успех пришел в 1929 году к Уолту Дисней (1901-1966) с фильмом «Глупые симфонии» и первой в мире полнометражной мультипликацией «Белоснежка и семь гномов» (1937 год). Между этими фильмами на свет появились Плуто и Гуффи - другие популярные диснеевские герои, а также первый цветной фильм с Микки Маусом – «Концерт». Популяризации нового вида искусства способствовали премии, которые присуждались за достижения в кинематографии. Первое вручение премии состоялось 19 мая 1929 года, именно здесь было принято решение об учреждении ежегодного приза, который получил название «Оскар». С 1932 года берет начало традиция проведения международных кинофестивалей в Европе. Первый международный кинофестиваль состоялся в Венеции, в 1935 году первый международный кинофестиваль был проведен в Москве.

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:[email protected]

Художественная культура. Русская художественная культура начала XX в

Русская художественная культура начала XX в. находилась в состоянии духовного кризиса, связанного с настроениями «рубежности», нарастанием индивидуалистических тенденций, отрицанием реализма и социальности в искусстве. По словам М.В. Нестерова, пришла эпоха «всеобщей переоценки ценностей». Одним из явлений того времени стало декадентство – господство упаднических мотивов, безнадежности и неприятия жизни; оно было чаще всего присуще модернистским течениям. Понятие «модернизм» (фр. moderne – современный) подразумевало новые тенденции в литературе и искусстве, шедшие вразрез с реалистическими традициями прежних лет. Последователи модернизма искали пути самовыражения личности в искусстве, уходили от объективной реальности и демонстративно отказывались от ее правдивого отражения. В литературе, живописи и музыке возобладал неоромантизм.

Для русской литературы начало XX в. – особый период. На это время приходятся последние годы жизни и творчества Л.Н. Толстого. В романе «Воскресение» (1899) писатель осуждал социальную несправедливость, выражал сочувствие революционным силам. Разрыв Толстого с церковью (1901) превратил «толстовство» в секту, враждебную православию. Большую популярность приобрело творчество А.П. Чехова, написавшего в те годы свои лучшие повести и рассказы – «Моя жизнь», «Мужики», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста», а также драмы «Чайка» и «Вишневый сад», поставленные на сцене Московского Художественного театра. Произведения Чехова стали летописью жизни русской интеллигенции на рубеже веков. Чуждый «политики», Чехов предвосхищал новую счастливую жизнь соотечественников, которые должны трудиться «во имя великого будущего». Сочинения А.М. Горького «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Девушка и смерть», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике» и др. воспевают стремление человека к свободе и любви, его готовность к самопожертвованию в борьбе за высокие идеалы. Горький провозгласил новое направление в литературе – «героический реализм», который не только изображает жизнь, но и способен быть «выше ее, лучше, красивее». В 1906 г. Горький написал драму «Враги» и роман «Мать». Выразив солидарность с революционерами, он снискал себе репутацию пролетарского писателя. На рубеже веков русская литература пополнилась именами молодых талантливых писателей – И.А. Бунина и А.И. Куприна, продолживших реалистические традиции XIX в.

Противовесом реализму в литературе стали модернистские направления – символизм, акмеизм, футуризм.

Принципы символизма, возникшего в 1890-е гг., декларировали Д.С. Мережковский и К.Д. Бальмонт. Причиной упадка литературы Мережковский считал преобладание реализма, противопоставляя ему «божественный идеализм». Основой нового искусства, по его мнению, предстояло стать «мистическому содержанию», выражаемому «символами». Символисты – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Ф.К. Сологуб, Д.С. Мережковский и др. манили читателя сказочным идеальным миром, живущим по законам «вечной Красоты». Увлеченные «чистым» искусством, доставляющим эстетическое наслаждение его создателям, символисты отдавали предпочтение индивидуализму, самолюбованию и вели поиски сакрального мира, где торжествовал бы их «стихийный гений». Это сближало их с идеей «сверхчеловека» Ф. Ницше. Символисты уходили от социальной реальности. В 1905 г. они восторженно приняли «красные стяги революции» (А. Белый), но эта их «революционность» была лишь «эстетизированным» бунтарством, далеким от подлинной исторической драмы. Только самые талантливые из символистов сумели подняться над «чистым» эстетством. А.А. Блок написал циклы стихов «Родина» и «На поле Куликовом», обращаясь к сюжетам из народной жизни и русской истории. Творчество Блока и А. Белого тех лет находилось под сильным влиянием поэзии Н.А. Некрасова.

Акмеизм (греч. «акме» – высшая точка, цветущая пора) в русской поэзии возник как реакция на символизм с его отрицанием реальности. Родоначальниками акмеизма стали Н.С. Гумилев и С.М. Городецкий. В 1910 г. Гумилев произнес «надгробную речь» символизму, а в 1911 г. создал литературный кружок – «Цех поэтов». Акмеисты Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин, Г.В. Иванов и др. обратились к реальной «земной проблематике» с ее эстетическими и чувственными образами. Они считали поэзию профессией, ремеслом (отсюда название «цех») и пытались заново осмыслить простые житейские истины, намеренно избегая социально-философских исканий. Живой отклик публики встретил первый поэтический сборник Анны Ахматовой «Вечер». Отмечались академизм ее слога, проникновение в мир человеческой души, доверительность. Выдающимся поэтом-акмеистом был Гумилев. Его стихи на исторические и природно-экзотические темы имеют неповторимую чеканность и точность. Идеалом лирического героя для Гумилева была самодостаточная и волевая личность.

В 1910-1912 гг. в русской поэзии появился футуризм. Название данного течения указывало на желание его последователей быть поэтами «будущего». Существовало несколько кружков футуристов. Самый крупный – кубофутуристы – Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский. Лидером эгофутуристов был И.В. Северянин. Б.Л. Пастернак и Н.Н. Асеев начинали творческий путь в футуристическом кружке «Центрифуга». Футуризм провозглашал свободу поэтического слова, космополитизм и отказ от литературных традиций во имя нового слова, нового стиля, нового героя, нового мира. Хлебников объявил себя «председателем Земного шара» и предрекал «перерождение языка» – создание «заумного языка», который объединит народы. В манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912) футуристы призвали сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с «парохода современности», а на своем съезде в 1913 г. создали театр «Будетлянин», символом которого вскоре стал «черный квадрат» Малевича. Особое место занимало творчество Маяковского. Его ранние стихи полны лиризма, остроумия, искреннего протеста против ханжества и социального разложения, а также готовности участвовать в практическом созидании нового.

Настоящим явлением русской литературы начала XX в. стали «поэты из народа» с совершенно новым эстетическим кругозором. С.А. Есенин, Н.А. Клюев, С.А. Клычков, П.В. Орешин, А.В. Ширяевец, П.А. Радимов и др. проникновенно воспевали природу, дух и традиции крестьянской России, православную веру народа, его стремление к лучшей жизни (сборники «Радуница» и «Сельский часослов» Есенина, «Сосен перезвон» и «Песнослов» Клюева, «Песни» и «Потаенный сад» Клычкова, лирическая и бунтарская поэзия Орешина). Крестьянские поэты входили в различные кружки и общества – в монархическое по духу «Общество возрождения художественной Руси» при Феодоровском государевом соборе в Царском Селе (1915), в группу «Краса» (1915) и общество «Страда» (1915-1917) в Петрограде. До 1917 г. тема революции и «классовой борьбы» была не очень заметна в их творчестве, хотя Клычков участвовал в Московском восстании 1905 г., а Клюев 6 месяцев находился в тюрьме по «политическим» обвинениям. Оба поэта сочувствовали революционерам. Клюев восхищался их жертвенным служением «святому делу», сравнивал их с первыми христианами-мучениками и оплакивал «опаленных, сгибнувших, убитых». Поэтическое мировосприятие Орешина было менее сентиментальным. Его героем был обездоленный мужик-крестьянин. «Поэты из народа» едины в своих представлениях о прошлом, настоящем и будущем великорусского крестьянства с его «берестяным раем» или, как у Клюева, «избяным космосом» и собственным «мужицким Спасом».



В изобразительном искусстве главным творческим союзом оставалось Товарищество передвижников, объединявшее лучших живописцев России. В начале XX в. в него входили В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, А.И. Куинджи и др. Их картины отличаются высокообразным и правдивым изображением народной жизни, сюжетов русской истории, родной природы. К передвижникам были близки художники А.П. Рябушкин, А.М. Васнецов, В.В. Верещагин и др. Традиции этой школы во многом унаследовали живописцы, получившие известность в начале XX в.: М.А. Врубель, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров и др.

Новым направлением в живописи стал импрессионизм, видными представителями которого были К.А. Коровин, В.А. Серов, И.Э. Грабарь, Ф.А. Малявин и др. В своих работах они непредвзято запечатлели динамичный и быстро меняющийся окружающий мир. Восторженной поэтизацией человека проникнуты работы Серова. Ученик И.Е. Репина, Серов умело изображал глубокий психологизм человеческих образов, а также снискал известность своими пейзажами и историческими картинами. Символизм представлен в творчестве М.А. Врубеля, создавшего свой фантастический сказочный мир и стремившегося к раскрытию сложного внутреннего мира человека, и В.Э. Борисова-Мусатова. Модерн получил развитие в творениях мирискусников: А.Н. Бенуа, А.И. Куинджи, Е.Е. Лансере и др. В отличие от них, художники К.С. Петров-Водкин, М.Ф. Ларионов и др. следовали традициям русского лубка и иконописи. На рубеже веков пристальное внимание художников привлекала тема Древней Руси. Она нашла яркое отражение в работах В.М. Васнецова, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина. Философское осмысление православных первооснов русской жизни, исторического и духовного достояния русского народа находим в ранних работах М.В. Нестерова.

После революции 1905 г. в живописи усилились радикальные модернистские течения. В 1910 г. возник авангард, к которому относят футуризм А.В. Лентулова, абстракционизм В.В. Кандинского и К.С. Малевича, и др. В 1910-1911 гг. авангардисты образовали общество «Бубновый валет». По определению Малевича, авангард – искусство «чистых» форм и беспредметности. В 1915 г. на выставке в Петрограде было представлено концептуальное творение Малевича – «Черный квадрат». Опыты В.В. Кандинского, Р.Р. Фалька, П.Н. Филонова, М.З. Шагала и других авангардистов были посвящены не конкретике реального мира, а воображаемым схемам мирового устройства.

Тема жизни и социальных чаяний крестьянства, его стремления к справедливому общественному переустройству («всеобщему благоденствию») накануне и после революции 1917 г. всесторонне раскрыта в творчестве Е.В. Честнякова и других народных художников.

Индустриализация страны привела к перевороту в архитектуре. Новые стройматериалы (железобетон, металлоконструкции) ускоряли темпы градостроительства, меняли облик городов. В архитектуре господствовали модерн и неорусский стиль. Неорусский стиль, следуя традициям и духу древнерусской архитектуры, гармонично сочетался с модернистскими тенденциями. Представители модерна и неорусского стиля – Ф.О. Шехтель, Л.Н. Кекушев, В.М. Васнецов, А.В. Щусев и др. занимались постройкой зданий, предназначение которых было обусловлено потребностями эпохи. Наряду с храмами и особняками, это были вокзалы, банки, биржи, телеграфы, фабрики, заводы и магазины, ставшие украшением городов России.

Важной вехой в истории русского театрального искусства стало открытие в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ), созданного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко – создателями новой школы актерского искусства и режиссуры. Станиславский предлагал сделать новый театр «разумным, нравственным, общедоступным». Первой постановкой МХТ была драма А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», а в конце 1898 г. состоялась премьера «Чайки» Чехова, ставшей затем эмблемой МХТ. Репертуар театра почти полностью состоял из драматургии Чехова и Горького. В 1902 г. на средства мецената С.Т. Морозова было построено здание МХТ (архитектор Ф.О. Шехтель). МХТ стал примером умелого сочетания классических театральных традиций с насущными запросами современности. Опыт МХТ приобрел большое общественное значение, стремление передать на сцене «правду жизни» вызвало горячие споры. Яростными оппонентами МХТ были символисты В.Я. Брюсов и В.Э. Мейерхольд. Брюсов критиковал МХТ за «ненужную правду». Реалистическим и демократическим принципам МХТ Мейерхольд противопоставил эстетические эксперименты условного театра. В 1904 г. Петербурге был открыт Драматический театр В.Ф. Комиссаржевской, близкий по духу МХТ и демократической интеллигенции.

Всемирную славу русскому балету принесли легендарная балерина А.П. Павлова и прославленный балетмейстер М.М. Фокин. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» композитора К. Сен-Санса был исполнен Анной Павловой и запечатлен художником В.А. Серовым, став символом балетного искусства. В 1911 г. Дягилев создал из лучших артистов балета, собираемых для участия в «Русских сезонах», постоянную труппу – «Русские балеты Сергея Дягилева». Помощником Дягилева являлся неутомимый новатор М.М. Фокин, видевший в балете «содружество танца, музыки и живописи».

Развитие русского музыкального искусства воплотилось в творчестве выдающихся композиторов и в создании системы музыкального образования. В начале XX в. были открыты новые консерватории в Саратове, Одессе и Киеве. Появились формы внешкольного музыкального образования: в 1906 г. в Москве по инициативе С.И. Танеева была открыта народная консерватория.

В музыке возрос интерес к внутреннему миру человека, «знамением времени» стало усиление лирического начала. Великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков – наследник традиций «Могучей кучки», написал лирическую оперу «Царская невеста» (1898). Лирические мотивы отражены в сочинениях С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина – выпускников Московской консерватории. Мастер оригинальных решений, Рахманинов, однако, следовал традициям русской классики и был верным учеником П.И. Чайковского. Творчество Скрябина было более сложным, новаторским и философским. Музыка И.Ф. Стравинского имела успех на балетной сцене (балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная»). Композитор проявлял интерес к далекому историческому прошлому русского народа, его фольклору.

Центрами музыкальной жизни оставались Мариинский и Московский Большой театры. Здесь выступали великие оперные певцы – Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова. Но возрастал авторитет и частной оперы С.И. Мамонтова, затем – С.И. Зимина. На сцене оперы Мамонтова впервые раскрылся уникальный талант актера и певца Шаляпина, ставшего, по словам А.М. Горького, такой же «эпохой» в русском искусстве, «как Пушкин».

Новым и очень популярным видом искусства стал кинематограф. Первый русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков в 1907-1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов. Он построил в Москве кинофабрику, а также кинотеатры «Художественный», «Москва» (ныне – дом Ханжонкова) и др. Среди первых русских игровых фильмов – «Князь Серебряный» (1907), «Стенька Разин и княжна» (1908), «Петр Великий» (1910), «Оборона Севастополя» (1911).

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные черты политико-административного устройства Российской империи в начале XX в.?

2. Какие факторы обусловили переход от сословного деления российского общества к классовому?

3. Каковы итоги и социально-политические последствия революции 1905-1907 гг.?

4. Опираясь на содержание Основных законов 1906 г., проанализируйте характер изменений в государственном строе России. Стал ли этот строй конституционным?

5. В чем причины незавершенности Столыпинской аграрной реформы?

6. Какими мотивами руководствовалась Россия при выборе внешнеполитических союзников в начале XX в.? В чем заключались трудности выбора союзников?

7. Каковы основные противоречия в развитии русской культуры «Серебряного века»?

Литература:

1. Власть и реформы. От самодержавной к советской России / Отв. ред. Б.В. Ананьич. М., 2006.

2. Дневники императора Николая II и императрицы Александры Федоровны: в 2 т. / Отв. ред., сост. В.М. Хрусталев. М., 2012.

3. Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911-1917 гг. М., 2001.

4. Первая революция в России: взгляд через столетие. М., 2005.

5. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.

6. Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

7. Тюкавкин В.Г . Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.

8. Шацилло К.Ф . От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика. М., 2000.

9. Шелохаев В.В . Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии: 1907-1914. М., 1991.

Общая характеристика художественной культуры ХХ века. Основные исторические события. Этапы развития европейской культуры ХХ века. Развитие интеграционных процессов в сфере экономики и культуры. Мировые войны, революции и их влияние на развитие художественной культуры. НТР, "электронная" революция и их воздействие на художественную культуру. Ускорение темпа развития художественной культуры. Глобальные катаклизмы эпохи и их воплощение в искусстве (П. Пикассо, И. Стравинский, М. Горький, Р. Тагор, Т. Манн, Б. Брехт, А. Берг, А. Скрябин, С. Эйзенштейн, А. Платонов, Ф. Кафка, Д. Оруэлл и др.). Развитие национальных культур и диалога между ними. Национальное и общечеловеческое в художественной культуре ХХ века.

Расширение видовых и жанровых границ искусства, изменение морфологической структуры мира искусств. Артизация пограничных форм творческой деятельности. Новые виды искусства. Доминирующая роль зрелищных форм художественной культуры и многообразие их жанров.

Массовая и элитарная культуры, их художественные модификации. Культура и искусство "третьего направления". Новое в функционировании художественной культуры. Дальнейшее развитие средств массовой коммуникации, технических средств фиксации, хранения и трансляции, тиражирования искусства. Новые способы художественного производства и формы потребления искусства (кинопроизводство, звукозапись, видеозапись, "компьютерное искусство", теле-радиотрансляция и др.). Художественное образование и воспитание в ХХ веке.

Основные художественные направления и их представители.

Реализм, его национальные и социальные модификации (Б. Брехт, Т. Манн, Э. Ремарк, А. Барбюс, Л. Арагон, Р. Роллан, М. Карне, Т Драйзер, Ч. Чаплин, М. Шолохов, А. Фадеев, А. Толстой, С. Эйзенштейн и др.)

Экспрессионизм как явление немецкой и европейской культуры первой трети ХХ века. Особенности мировосприятия и мироощущения, воплотившегося в экспрессионистском искусстве. Культивирование крайних, отрицательных эмоциональных состояний, обращение к негативным сторонам действительности. Своеобразие выразительных средств и форм экспрессионистского искусства. "Новая венская школа" в музыке, группы "Мост" и "Голубой всадник" в живописи, экспрессионизм в кино ("Гомункулус" Р. Райнерта, "Кабинет доктора Калигари" Р. Вине и др.)

Кубизм в живописи (П. Пикассо, Ж. Брак). Русский кубофутуризм (группа «Бубновый валет»). Супрематизм (К. Малевич и объединение «Уновис»). Влияние супрематизма на русское и европейское искусство первой трети XX века). Абстрактный экспрессионизм В. Кандинского. Его трактат «О духовном в искусстве». Роль творчества В. Кандинского и А. Скрябина в возникновении цветомузыки.

Сюрреализм. Предшественники сюрреализма. Манифесты сюрреализма. Обращение к "реальности сна". Темы и образы сюрреалистических произведений. Приемы и средства выразительности. Сюрреализм в поэзии (Л. Арагон, А. Бретон, Р. Витрак, Р. Деснос, М. Мориз и др.), живописи (С. Дали, Р. Магрит, И. Танги и др.), кино (Л. Бунюэль).

Другие школы и направления в искусстве ХХ века.

13. Художественная культура России. Основные этапы становления и развития. Древняя Русь Киевская Русь (X-XII вв.) Удельный период истории Древней Руси (вторая треть XII – сер. XV вв.) Московская Русь (вторая пол. XV – XVI вв.) Принятие христианства. Его влияние на культуру, в том числе художественную. Взаимовлияние язычества и христианства. Рождение письменности. Становление рукописной книжной традиции. Полицентризм русской культуры XII–XV вв. Основные центры церковно-религиозной культуры. Культовое зодчество. Основные памятники. Архитектоника крестово-купольного храма. Семантика внешнего декора. Внутреннее убранство храма (фрески, мозаика, иконы). Влияние византийского канона. Основные иконописные школы. Особенности региональных школ иконописи. Формирование единой русской культуры. Москва как культурный центр Древней Руси второй пол. XV – XVI вв. Московский Кремль. Архитектурные особенности. Шатровый стиль в архитектуре. Иконописное убранство соборов Московского Кремля. Творчество Ф. Грека, А. Рублева, Дионисия как высшее достижение древнерусской иконописи. Обмирщение русской культуры в XVII в. Ремесло и декоративно-прикладное искусств. «Нарышкинское (московское) барокко» в архитектуре. Изменения образного языка и смысла икон. С. Ушаков. Парсуны. Придворный театр.

В этой статье собрано краткое описание основных стилей искусства 20 века. Будет полезно знать как художникам, так и дизайнерам.

Модернизм (от франц. moderne современный)

в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн.В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.

Абстракционизм (искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство) — художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского,П. Мондриана и К. Малевича . В.Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и «диких». Пит Мондриан пришел к своей беспредметности через геометрическую стилизацию природы, начатую Сезанном и кубистами. Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном! В своем позднем произведении «Филеб» тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных «неправильных» форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.

Фyтypизм — литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя.

Кубизм — «самая полная и радикальная художественная революция со времен Ренессанса» (Дж.Голдинг). Художники: Пикассо Пабло, Жорж Брак, Фернан Леже Робер Делоне, Хуан Грис, Глез Метценже . Кyбизм — (фpaнц. cubisme, oт cube — кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Mнoгиe pyccкиe xyдoжники пpoшли чepeз yвлeчeниe кyбизмoм, чacтo coeдиняя eгo пpинципы c пpиeмaми дpyгиx coвpeмeнныx xyдoжecтвeнныx нaпpaвлeний — фyтypизмa и пpимитивизмa. Cпeцифичecким вapиaнтoм интepпpeтaции кyбизмa нa pyccкoй пoчвe cтaл кyбoфyтypизм.

Пуризм — (франц. purisme, от лат. purus — чистый) течение во французской живописи конца 1910—20-х гг. Основные представители — художник А. Озанфаном и архитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье) . Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы «очищенных» от деталей, к изображению «первичных» элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре, главным образом в постройках Ле Корбюзье.

Серреализм — космополитичное течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции и официально завершившее свое существование в 1969 году. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения —Андре Бретон — писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон — один из основателей сюрреализма, причудливым образом трансформировавшийся впоследствии в певца коммунизма, Сальвадор Дали — художник, теоретик, поэт, сценарист, определивший суть течения словами: «Сюрреализм — это я!», в высшей степени сюрреалистический кинематографист Луис Бунюэль , художник Хуан Миро — «самое красивое перо на шляпе сюрреализма», как называл его Бретон, и многие другие художники всего мира.

Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери)) Локальное направление в живописи нач. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э.О. Фриез, Ж. Брак, А.Ш. Манген, К. ван Донген ), совместно участвовавших в ряде выставок1905-1907 гг., после их первой выставки 1905 г. Название было принято самой группой и прочно утвердилось за ней. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог ), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.

Экспрессионизм (от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период — в преддверие первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам, особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.

Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич . Сам термин никак не отражает сущности супрематизм. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. супрематизм — высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим (или «супремовидным»). Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин (39 или больше) с изображением геометрических абстракций,включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и др., выставленных на петроградской футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г. Именно за этими и подобными им геометрическими абстракциями и закрепилось название Супрематизм, хотя сам Малевич относил к нему и многие свои работы 20-х гг., внешне содержавшие некоторые формы конкретных предметов, особенно — фигуры людей, но сохранявшие «супрематический дух». Да и собственно более поздние теоретические разработки Малевича не дают оснований сводить супрематизм (во всяком случае самого Малевича) только к геометрическим абстракциям, хотя они, конечно, составляют его ядро, сущность и даже (черно-белый и бело-белый супрематизм) подводят живопись к пределу ее бытия вообще как вида искусства, т. е. к живописному нулю, за которым уже нет собственно живописи. Этот путь во второй половине века и продолжили многочисленные направления в арт-деятельности, отказавшиеся от кистей, красок, холста.


Русский авангард 1910-хгодов представляет довольно сложную картину. Он характерен стремительной сменой стилей и направлений, изобилием групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свою концепцию творчества. Нечто аналогичное происходило и в европейской живописи в начале века. Однако, смешение стилей, «неразбериха» течений и направлений были неведомы Западу, где движение к новым формам было более последовательным. Многие мастера молодого поколения с необычайной стремительностью переходили от стиля к стилю, от этапа к этапу, от импрессионизма к модерну, затем к примитивизму, кубизму или экспрессионизму, проходя множество ступеней, что было совершенно нетипично для мастеров французской или немецкой живописи. Ситуация, которая сложилась в русской живописи во многом была обусловлена предреволюционной атмосферой в стране. Она усугубила многие из тех противоречий, которые были присущи всему европейскому искусству в целом, т.к. русские художники учились на европейских образцах, были хорошо знакомы с различными школами и живописными течениями. Своеобразный русский «взрыв» в художественной жизни сыграл таким образом историческую роль. К 1913 году именно русское искусство вышло к новым рубежам и горизонтам. Появилось совершенно новое явление беспредметности — черта, за которую не решились перейти французские кубисты. Один за другим переходят эту черту: Кандинский В.В., Ларионов М.Ф., Малевич К.С., Филонов П.Н., Татлин В.Е.

Кубофутуризм Локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительном искусстве кубофутуризма возник на основе переосмысления живописных находок, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. Основные работы были созданы в период 1911-1915гг. Наиболее характерные картины кубофутуризма вышли из-под кисти К. Малевича, а также были написаны Бурлюком, Пуни, Гончаровой, Розановой, Поповой, Удальцовой, Экстер. Первые кубофутуристические работы Малевича экспонировались на знаменитой выставке 1913г. «Мишень», на которой дебютировал и лучизмЛарионова. По внешнему виду кубофутуристические работы перекликаются с созданными в то же время композициями Ф. Леже и представляют собой полупредметные композиции, составленные из цилиндро-, конусо-, колбо-, кожухообразных полых объемных цветных форм, нередко имеющих металлический блеск. Уже в первых подобных работах Малевича заметна тенденция к переходу от природного ритма к чисто механическим ритмам машинного мира («Плотник», 1912, «Точильщик», 1912, «Портрет Клюна», 1913).

Неопластицизм — одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение «Стиль». Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к «универсальной гармонии», выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Neo-plasticisme (Nouvelle plasti- que) Этот термин появился в Голландии в XX веке. Пит Мондриан определил им свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом «Стиль» («De Sti- ji») основанными в Лейдене в 1917. Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом — первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индиви дуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира.

Официальное «крещение» орфизма произошло на Салоне независимых в 1913. Так критик Роже Аллар писал в своем отчете о Салоне: «...заметим для будущих историков что в 1913 родилась новая школа орфизм...» («La Cote» Париж 19 марта 1913). Ему вторил другой критик Андре Варно: «Салон 1913 был отмечен рождением новой школы орфической школы» («Comoedia» Париж 18 марта 1913). НаконецГийом Аполлинер подкрепил это утверждение воскликнув не без гордости: «Это орфизм. Вот впервые проявилось это направление которое было мною предсказано» («Montjoie!» Париж приложение к 18 марта 1913). Действительно термин этот был изобретенАполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи и прочитанной в октябре 1912. Что он имел в виду? Кажется он и сам этого не знал. Более того не знал как определить границы этого нового направления. На самом деле путаница царящая и поныне произошла из-за того что Аполлинер неосознанно спутал две проблемы взаимосвязанные конечно же но прежде чем пытаться соединить их ему следовало подчеркнуть их различия. С одной стороны создание Делоне живописных выразительных средств полностью основанных на цвете а с другой расширение кубизма благодаря появлению нескольких разных направлений. После разрыва с Мари Лорансен в конце лета 1912 Аполлинер искал приюта у семьи Делоне которые приняли его с дружеским пониманием в своей мастерской на улице Гран-Огюстен. Как раз этим летом Робер Делоне и его жена испытали глубокую эстетическую эволюцию приведшую к тому что позже он назвал «деструктивным периодом» живопись основанная исключительно на конструктивных и пространственно-временных качествах цветовых контрастов.

Постмодернизм (постмодерн, поставангард) —

(от лат. post «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

Абстрактный экспрессионизм послевоенный (кон. 40-х — 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20-егг ввел немецкий искусствовед Э. фон Зюдов (E. von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов. В 1929 г американец Барр применил его для характеристики ранних работ Кандинского, а в 1947 г. назвал «абстрактно-экспрессионистскими» работы Виллема де Кунинга и Поллока . С тех пор понятие абстрактного экспрессионизма укрепилось за достаточно широким, стилистически и технически пестрым полем абстрактной живописи (а позже и скульптуры), получившей бурное развитие в 50-е гг. в США, в Европе, а затем и во всем мире. Прямыми родоначальниками абстрактного экспрессионизма считаются ранний Кандинский , экспрессионисты, орфисты, отчасти дадаисты и сюрреалисты с их принципом психического автоматизма. Философско-эстетическим основанием абстрактного экспрессионизма во многом явилась популярная в послевоенный период философия экзистенциализма.

Реди-мейд (англ. ready-made — готовый) Термин впервые введенный в искусствоведческий лексикон художником Марселем Дюшаном для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы утилитарного обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства. Реди-Мейд утверждали новый взгляд на вещь и вещность. Предмет, переставший выполнять свои утилитарные функции и включенный в контекст пространства искусства, то есть ставший объектом неутилитарного созерцания, начинал выявлять какие-то новые смыслы и ассоциативные ходы, неизвестные ни традиционному искусству, ни обиходно-утилитарной сфере бытия. Остро всплыла проблема релятивности эстетического и утилитарного. Первые Реди-Мейд Дюшан выставил в Нью-Йорке в 1913 г. Наиболее скандально известными иэ его Реди-Мейд. стали «Колесо от велосипеда» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914), "Фонтан«(1917) — так был обозначен обычный писсуар.

Поп арт. После второй мировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей, зарабатывавших достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые им не были особенно важны. Например употребление товаров: Coca cola или Levi’s джинсы становятся важным атрибутом этого общества. Человек используя тот или другой товар, показывает свою принадлежность определенному социальному слою. Ток формировалась массовая культура. Вещи становились символами, стереотипами. Поп-искусство обязательно использует стереотипы и символы. Поп исскуство (поп-арт) воплотило в себе творческие искания новых американцев, которые опирались на творческие принципы Дюшана. Это: Джаспер Джонс, К. Олденбург, Энди Уорхол , и другие. Поп исскуство получает значение массовой культуры, поэтому неудивительно, что оно сформировалось и стало течением исскуства в Америке. Их единомышленники:Гамельтон Р, Тон Китай в качестве авторитета выбрали Курта Швитерса . Поп исскуству свойственно произведение — иллюзия игры, объясняющая суть объекта. Пример: пирог К. Олденбурга , изображенный различными вариантами. Художник может не изобразить пирог, а рассеять иллюзии, показать, что человек видит по-настоящему. Р.Раушенберг также своеобразен: он приклеивал к полотну разные фотографии, их обрисовывал и к работе приделывал какое-нибудь чучело. Одна из известных его работ_ чучело ежа. Также хорошо известна его живопись, где он использовал фотографии Кенеди.

Примитивизм (Наивное искусство) . Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство» . В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В русском языке (как и в некоторых других) термин «примитивный» имеет несколько негативный смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии Наивное искусство . В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций под Наивное искусство понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство; искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки); любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы); многие произведения так называемой «интернациональной готики»; фольклорное искусство; наконец, искусство талантливых художников-примитивистов XX в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. Некоторые из них (французы А. Руссо, К. Бомбуа , грузин Н. Пиросманишвили , хорват И. Генералич , американкаА.М. Робертсон и др.) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных — с другой. Однако в сущности своей отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит Наивное искусство архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности.

Нет-арт (Net Art — от англ. net — сеть, art — искусство) Новейший вид искусства, современных арт-практик, развивающийся в компьютерных сетях, в частности, в сети Интернет. Его исследователи в России, вносящие вклад и в его развитие, О.Лялина, А.Шульгин считают, что суть Нет-арт сводится к созданию коммуникационных и креативных пространств в Сети, предоставляющих полную свободу сетевого бытия всем желающим. Поэтому суть Нет-арта. не репрезентация, а коммуникация, и своеобразной арт-единицей его является электронное послание. Различают по крайней мере три этапа развития Нет-арта., возникшего в 80-е — 90-е гг. XX в. Первый, когда начинающие художники Сети создавали картинки из букв и значков, имеющихся на клавиатуре компьютера. Второй начался, когда в Интернет пришли художники андеграунда и просто все желающие показать нечто из своего творчества.

ОП-АРТ (англ. Op-art — сокращенный вариант optical art — оптическое искусство) — художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму представителем которого был В. Вазарели (с 1930 по 1997г.работал во Франции) — основоположник оп-арта. Возможности Оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве. Направление оп-арта (оптического искусства) зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, хотя на сей раз иной его разновидности — геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 60-м гг. XX в.

Граффити (graffiti — в археологии любые процарапанные на какой-либо поверхности рисунки или буквы, от итал. graffiare — царапать) Так обозначаются произведения субкультуры представляющие собой в основном крупноформатные изображения на стенах общественных зданий, сооружений, транспорта, выполненные с помощью разного рода пульверизаторов, аэрозольных баллончиков с краской. Отсюда другое название «пульверизаторное искусство» — Spray-art. Его происхождение связывают с массовым появлением граффити. в 70-е гг. на вагонах нью-йоркского метро, а затем и на стенах общественных зданий, магазинных жалюзи. Первыми авторами граффити. были в основном молодые безработные художники этнических меньшинств, прежде всего пуэрториканцы, поэтому в первыхГраффити проявились некоторые стилистические черты латиноамериканского народного искусства, а самим фактом появления на поверхностях, не предназначенных для этого, их авторы выражали протест против своего бесправного положения. К началу 80-х гг. сформировалось целое направление почти профессиональных мастеров Г. Стали известны их настоящие имена, до этого скрытые под псевдонимами (CRASH, NOC 167, FUTURA 2000, LEE, SEEN, DAZE ). Некоторые из них перенесли свою технику на холст и стали выставляться в галереях Нью-Йорка, а вскореграффити появились и в Европе.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ (hyperrealism — англ.), или фотореализм (photorealism — англ.) — худож. течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографии, воспроизведении действительности. И в своей практике, и в эстетических ориентациях на натурализм и прагматизм гиперреализм близок к поп-арту. их прежде всего объединяет возврат к фигуративности. Выступает антитезой концептуализму, не только порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип материальной реализации худож. концепта.

Лэнд-арт (от англ. land art — земляное искусство), направление в изоискусстве последней трети XX в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места — первозданные и дикие ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу. Благодаря своему <первобытному> облику многие акции и объекты такого рода сближаются с археологией, а также с фото-артом, поскольку большинство публики может созерцать их лишь в сериях фотографий. Похоже, нам придётся смириться с ещё одним варваризмом в русском языке. Не знаю, совпадение ли, что термин <лэнд-арт> появился в конце 60-х, во время, когда в развитых обществах мятежный дух студенчества устремил свои силы на свержение устоявшихся ценностей.

МИНИМАЛИЗМ (minimal art — англ.: минимальное искусство) — худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классич. приемы творчества и традиц. худож. материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрич. форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества — определенный заранее рез-т процесса его производства. Получив наиболее полное развитие в живописи и скульптуре, минимализма, интерпретируемый в широком смысле как экономия худож. средств, нашел применение и в др. видах искусства, прежде всего театре, кинематографе.

Минимализм возник в США в пер. пол. 60-х гг. Его истоки — в конструктивизме, супрематизме, дадаизме, абстракционизме, формалистической амер. живописи к. 50-хгг., поп-арте. Непосредств. предшественником минимализма. является амер. художникФ. Стелла , представивший в 1959-60 серию «Черных картин», где превалировали упорядоченные прямые линии. Первые минималистские произведения появляются в 1962-63 Термин «минимализм.» принадлежит Р. Уолхейму, вводящему его применительно к анализу творчества М. Дюшана и поп-артистов, сводящих к минимуму вмешательство художника в окружающую среду. Его синонимы — «прохладное искусство», «АБВ-искусство», «серийное искусство», «первичные структуры», «искусство как процесс», «систематич. живопись». Среди наиболее репрезентативных минималистов — К. Андре, М. Бочнер, У. Де Ма-риа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн . Их объединяет стремление вписать артефакт в окружающую среду, обыграть естественную фактуру материалов. Д. Жад определяет его как «специфич. объект», отличный от классич. произведений пластич. искусств. Самостоят, роль играет освещение как способ создания минималистских худож. ситуаций, оригинальных пространственных решений; используются компьютерные способы создания произведений.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»