Где проходит выставка шедевры пинакотеки ватикана. Roma Aeterna

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

«Roma Aeterna» или «Вечный Рим» — это сорок два произведения первого ряда, бóльшая часть которых крайне редко покидала Пинакотеку (а некоторые работы и вовсе никогда не выезжали), соединившие семь веков истории Ватикана — с XII по XVIII. Куратор проекта Аркадий Ипполитов — искусствовед, хранитель отдела гравюры Эрмитажа и автор, переосмысляющий в своих книгах образы Италии («Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI», «Только Венеция. Образы Италии XXI»),

— отобрал для выставки в Москве бесспорные шедевры: здесь действительно нет ни одной проходной работы, годами пылящейся в запасниках.

Wikimedia Commons Караваджо. Положение во гроб. Ок. 1602-1603

Открывает выставку «Христос Благословляющий» — римская икона XII века, а также одно из самых ранних изображений Франциска Ассизского в исполнении Маргаритоне д"Ареццо. В обеих отчетливо прослеживаются следы как византийской эстетики, так и нарождающейся готики. Завершает — серия работ Донато Крети «Астрономические наблюдения» XVIII века, вобравшая в себя восемь небольших картин с изображениями планет Солнечной системы. Серию заказал художнику граф Луиджи Марсили, который преподнес ее в дар папе Клименту XI для того, чтобы убедить того в необходимости проспонсировать открытие первой астрономической лаборатории в Болонье.

Wikimedia Commons Никола Пуссен. Мучение святого Эразма. 1628

Между ними расположились работы, составляющие цвет папского собрания: хрестоматийные «Оплакивание Христа» Джованни Беллини, «Сон святой Елены» Веронезе и «Положение во гроб» Караваджо, небольшие гризайли Рафаэля — «Вера» и «Милосердие», огромное полотно Никола Пуссена «Мучение святого Эразма» из собора Святого Петра, а также музицирующие ангелы Мелоццо да Форли, которые украшают собой всю «папскую» сувенирную продукцию — от входных билетов в музеи Ватикана до сувенирных чехлов для айфона.

Wikimedia Commons Мелоццо да Форли. Ангел с лютней

Помимо очевидной содержательной привлекательности выставка также стала дипломатическим жестом грандиозного масштаба, который теперь преподносится как

закономерный результат многовековой «духовной связи Москвы и Рима».

О том, чтобы в главный российский музей приехали главные шедевры Ватикана, впервые заговорили три года назад — после встречи президента России Владимира Путина и папы Римского Франциска.

Wikimedia Commons Паоло Веронезе. «Сон святой Елены». 1580

В 2017 году в Ватикан поедет ответная выставка русской религиозной живописи из собрания Третьяковской галереи.

В отличие от прошлых выставок-блокбастеров «Roma Aeterna» будет работать в Инженерном корпусе галереи в Лаврушинском переулке, а не на Крымском Валу. Выбор менее просторного выставочного помещения обусловлен необходимостью поддержания нужного режима влажности и климата, необходимого для содержания экспонатов, — в историческом корпусе они лучше, чем в современном. Третьяковка не ставит себе цель побить рекорд Айвазовского, сказала руководитель ГТГ Зельфира Трегулова «Ведомостям». Однако, чтобы избежать очередей, Третьяковка организует на выставке получасовые сеансы. Пускать в залы будут по 90 человек. Продлится она до 19 февраля 2017 года. Сейчас электронные билеты на выставку, появившиеся за месяц до ее открытия, уже закончились до конца года, возобновление продаж ожидается со дня на день.

Москва. 31 января. сайт - Третьяковская галерея (ГТГ) продлила работу выставки живописи из Пинакотеки Ватикана до 1 марта, сообщила "Интерфаксу" во вторник директор галереи Зельфира Трегулова.

"Понимая, что выставка из собрания Ватикана вызывает огромный интерес зрителей, мы обратились в дирекцию музеев Ватикана с просьбой рассмотреть возможность продлить эту выставку хотя бы на десять дней. Потому что эти произведения, снятые со стен Пинакотеки, крайне востребованы теми, кто приезжает в Рим и приходит в музей. Их отсутствие на протяжении 3,5 месяцев - проблема для наших коллег. Мне приятно, что новый директор музеев Ватикана госпожа Барбара Ятта согласилась продлить выставку с 20 февраля по 1 марта включительно", - сказала Трегулова "Интерфаксу".

По словам директора, учитывая наплыв посетителей, в музее решили работать без выходных - оба понедельника, 20 и 27 февраля, галерея будет открыта до 21:00.

"Эта выставка не про рекорд посещаемости. Для нее мы выбрали самые лучшие залы в Инженерном корпусе, где обеспечиваем необходимые условия безопасности и жесткое соблюдение температурно-влажностного режима", - отметила директор. Отчасти поэтому, пояснила директор, выставку может посетить не более 2 тысяч человек в день.

Продажа билетов

Новая партия билетов поступит в кассы на Крымском Валу 10 февраля. Будет открыто пять касс, постоянная экспозиция здания в этот день будет закрыта. "Мы будем продавать билеты в порядке живой очереди, постараемся максимально запустить людей в вестибюль, чтобы они не мерзли на морозе", - сказала Трегулова.

Онлайн продажи начнутся 17 февраля с 12:00 часов. В Галерее работают над тем, чтобы сайт, билетные системы и почтовый сервис не падали от одновременного захода на них десятков тысяч человек, как это было в начале января.

В настоящее время все билеты на выставку "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" полностью раскуплены до 19 февраля.

Борьба с перекупщиками

Для борьбы с перекупщиками ГТГ впервые ввела практику именных билетов. Теперь посетителям при покупке билетов в кассах и на сайте музея нужно указывать фамилии и имена тех, для кого они покупаются. При проходе в музей публике нужно будет иметь с собой удостоверение личности.

Кроме того, с 15 декабря вход в музей осуществляется только по предварительно приобретенным билетам - "живую" очередь в кассу за билетами на ближайший сеанс в галерее отменили.

На выставке "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" в Лаврушинском переулке представлено 42 живописных произведения XII-XVIII веков. Среди них - работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. Самая ранняя работа - образ "Христос Благословляющий" XII века, который ранее никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана.

Аркадий Ипполитов

Куратор, искусствовед. Хранитель отдела гравюры Эрмитажа. Автор книг «Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI» и «Только Венеция. Образы Италии XXI». Куратор выставочных проектов - в том числе Ильи и Эмилии Кабаковых, Роберта Мэпплторпа, Джованни Пиранези.

© Игорь Старков

- Про прошлогоднюю выставку «Палладио в России» , которую вы курировали, вы сказали, что в ней сосредоточены три века русской архитектуры. Что сосредоточено в проекте «Шедевры Пинакотеки Ватикана» , который в ноябре выставят в Третьяковке?

- В Пинакотеке Ватикана сосредоточено семь веков истории Папского государства. О том, что значит Рим для России, можно даже не говорить. Выставка - своего рода объяснение идеи «Москва - третий Рим», с которой мы живем пятое столетие. У нашего проекта подзаголовок «Roma Aeterna» - «Вечный Рим». Институт папства, основанный апостолом Петром в I веке, связывает европейскую цивилизацию с древним миром. Это одна из немногих связей, что дошла до наших дней.

Музеи Ватикана похожи на старые королевские собрания Лувра и Эрмитажа, но в то же время сильно от них отличаются. Каждая великая коллекция демонстрирует историю человечества со множеством школ и стран. А Музеи Ватикана - это музей именно истории Рима и римского искусства. Это собрание можно было бы назвать музеем города, но какого города! Картинная галерея Ватикана сравнительно небольшая - в ней около 500 произведений - и была открыта только в 1932 году. При этом практически все картины происходят из церквей и собраний Рима и Папской области - получилась прямо-таки областная галерея. Однако если вспомнить, что эта область - государство главы католического мира, то это сразу меняет дело.

Выставка начинается с «Христа Благословляющего» - это самая ранняя римская икона XII века, написанная под сильным влиянием Византии. Она хранит воспоминания о единстве православия и католицизма, показывает единый корень, из которого растет и итальянское искусство, и русское, объясняет, почему все это проходит в Третьяковской галерее.

«Св. Франциск», Маргаритоне дʼАреццо, 1270-1280

© Пинакотека Ватикана

- А какая картина будет в исторической перспективе последней? Караваджо?

Последняя гораздо интереснее, она относится к XVIII веку. Это серия работ Донато Крети «Астрономические наблюдения» - восемь картин в одной раме, изображения известных на то время планет Солнечной системы. Картины были написаны для папы Климента XI, для того чтобы убедить его дать денег на астрономическую лабораторию в Болонье. Так у нас предстает вся история европейского духа: от Христа Пантократора, повелителя Вселенной, до Вселенной, наблюдаемой в подзорную трубу.

Самая главная работа - шедевр, повлиявший на историю всей мировой живописи, - это как раз Караваджо, его «Положение во гроб». Будет много и других значимых вещей. Например, «Святой Франциск» Mаргаритоне дʼАреццо XIII века, без которого не обходится ни один учебник истории. Работа интересна не только художественными достоинствами, но и историческим значением: это одно из первых изображений святого, изменившего все европейское мышление. Возможно, это его портрет.

Есть вещь необычайно эзотерическая и изящная - пределла Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррери», признанная одним из изощреннейших произведений Ренессанса. Есть ангелы, которых можно назвать самыми знаменитыми ангелами в мире, - три фрески Мелоццо да Форли. Это вещи, практически никогда Рим не покидающие, и мы с Зельфирой Трегуловой, когда нам удалось получить их, были абсолютно счастливы. Конечно, не все дали по предварительному списку, но я на то и рассчитывал: самые важные вещи Третьяковская галерея, а вместе с ней Москва и Россия, получила.

- Интересно строятся межмузейные взаимоотношения - немного напоминает стратегию покера.

- В какой-то мере всегда так. Мы исходим из того, как будет лучше, а получается как всегда. В данном случае самые желанные вещи были получены, в том числе и два грандиозных «Оплакивания» - Кривелли и Беллини. Любой Беллини прекрасен, но наша работа просто необыкновенная.

- В январе на пресс-конференции госпожа Трегулова всячески , что этот проект стал возможен благодаря двум людям: Путину и папе Франциску. Следует ли понимать его как политический жест?

- О любой выставке можно рассуждать как о политическом жесте. Да, не секрет, что это результат переговоров конкретных лиц, но для меня главное здесь - художественная ценность. Москва получит на несколько месяцев то, о чем она и мечтать не могла.


«Чудеса святого Винченцо Феррери», 1473 (фрагмент), Эрколе де Роберти. Примечательна в том числе и своим точным изображением архитектуры - величественной, но не подавляющей

- Почему все это показывают в Третьяковской галерее, которая все-таки известна как музей русского искусства?

- Москва - третий Рим. Третьяковская галерея точно так же предоставляет национальное искусство, как Пинакотека - римское. Так что при всех различиях оба музея имеют между собой определенное сходство. На выставке мы сможем увидеть массу параллелей: Рим и Пинакотека очень много значили для русских художников, ватиканские картины Пуссена были более чем известны в России, многие копировались.

- Как вы планируете выставлять шедевры в непростом здании в Лаврушинском переулке?

- Нашим архитектором выступил Сергей Чобан, и он выстроил пространство, наделив его некоей семантикой. Первый зал с ранней живописью сделан восьмиугольным, что позволяет показать все, сконцентрировав внимание на отдельных вещах или целых группах. Главный зал, где разместятся самые важные работы - «Мученичество святого Эразма» Пуссена, «Положение во гроб» Караваджо и два маленьких Рафаэля, - спланирован подобно собору Святого Петра.

- Вы сотрудник Эрмитажа, но ватиканский проект выставляет московский музей. Михаил Пиотровский говорил, что Петербург - город пуританский, а Москва больше подходит для, цитирую, «жестких работ современного искусства и эротики». Что вы про это думаете?

- Все, что говорит мой директор, верно априори. Но я думаю, что вы немного неверно трактуете его слова. Он имел в виду, что Петербург невероятно стильный город, в Москве же можно чувствовать себя свободнее. Первая в России официальная выставка Кабакова прошла в России в 2004 году в Эрмитаже - об этом почему-то все забыли. Мэпплторпа выставили здесь же первым, было много других радикальных проектов. Но стильность имеет свое влияние, и поэтому другие города могут действовать еще немного радикальнее.


Фреска «Ангел с виолой», Мелоццо да Форли, 1480. Была написана для базилики Санти-Апостоли в Риме. После серьезной перестройки церкви многие фрески да Форли были утрачены, но ангелов удалось спасти - и в начале XVIII века они отправились в Ватикан

© Пинакотека Ватикана

На мой взгляд, выставка из Ватикана - такой же факт жизни современной Москвы, как выставки современных художников. На искусство все время пытаются наложить какие-то исторические штампы, но, вообще-то, оно отрицает линейное развитие. Потому что каждое произведение искусства вырывается из своего контекста, которым, конечно, обусловлено, и, вырвавшись, начинает обретать множество других контекстов. Я делал много выставок, которые доказывают, что и одинаково современны. Мы должны знать и учитывать контекст - знать, что такое эпоха Возрождения, что это означает. Но в любом случае наш диалог с произведением искусства - это именно диалог.

Вы работает в Эрмитаже с 1978 года. В Советском Союзе у музея была назидательная функция; в 1990-х родилась концепция супермузея, который служит достопримечательностью, как Гуггенхайм в Бильбао; сейчас, в XXI веке, с айфонами и виртуальной реальностью продолжается технологический прорыв. Каково быть свидетелем таких перемен?

С каждым разом становится все интереснее и интереснее. Сокуров придумал метафору ковчега , и это в достаточной мере справедливо: в самих стенах Зимнего дворца есть некая незыблемость, которая дает то самое ощущение ковчега. А время в ковчеге одинаково, и не бывает так, чтобы одна эпоха казалась лучше, а другая - хуже.

Музеи нужны, и в том же XX веке параллельно модернизму развивалась идея консервации, которая оказалась намного более радикальной, чем в самые классические эпохи, которые с прошлым расправлялись безжалостно. Несмотря на все декларации, которые остались в основном в теории, модернизм развивает музеи. Сегодня классических музеев становится все больше, и чем дальше, тем они крепче. Музеи определенно будут сохранять свою структуру и ее защищать. Притом что все музеи стремятся как можно к большей открытости - к идеям, к публике, к возможностям, - есть и некий страх. Музей хочет быть популярным. А что такое популярность? Самые популярные вещи - это Диснейленд и «Макдоналдс», к которым современное искусство давно уже сделало шаг. Дальше вопрос за музеями.


«Астрономические наблюдения», Донато Крети, 1711. Картина действительно была написана, чтобы сподвигнуть папу Климента XI на строительство обсерватории

© Пинакотека Ватикана

- Это определенное искушение?

Конечно. С ним не то что нужно бороться, но необходимо осознавать его. Однако я думаю, что классический музей останется на своих позициях. Даже самое отчаянное современное искусство всегда мечтает попасть именно в музей, причем в музей классический.

- Хорошо, а как вы относитесь к мультимедийным выставкам?

Я не люблю, когда в одном пространстве технологии смешивают с подлинниками - когда висит картина и здесь же развернуты фотографии ее фрагмента в огромном увеличении. Публика теряет ощущение реальности и отвлекается как раз на фрагмент. На ватиканской выставке мы отказались от развернутых экспликаций, постаравшись уменьшить вмешательство сторонних предметов и давая возможность высказываться самим произведениям.

- Откуда, по-вашему, сегодня на всех выставках такое изобилие текстов?

Я давно заметил, что на выставках все любят читать, а в книжках - наоборот, смотреть картинки. Самая рафинированная публика реагирует именно так, и я часто это использую. Существуют выставки, которые подразумевают чтение, - на нашей выставке тексты будут играть сугубо служебную роль. Мы с Зельфирой Исмаиловной об этом договаривались сразу, и Чобан был с нами абсолютно согласен. Тексты мы распечатаем отдельно, будем снабжать аудиогидами.


«Оплакивание Христа», Джованни Беллини, 1478. В 1483 г. художник получил пост официального живописца Венецианской республики

© Peter Horree/Alamy/Diomedia

Для туристов поход в музей - легкое развлечение, наравне с шопингом или тем же Диснейлендом. Как с Эрмитажем? Он не страдает от туристов?

Он вполне себе справляется с ними. Музей не может существовать без публики, и он заинтересован, чтобы публики было как можно больше. С другой стороны, иногда случается и перегиб, если музей не может вместить всю свою публику, то нужно об этом задуматься. Эрмитаж расширяет свои границы, хотя публика еще не совсем поняла, что Генеральный штаб - часть Эрмитажа. Но со временем это произойдет.

- Что вы думаете про феномен музейных очередей в России сейчас? Ожила какая-то советская традиция?

Ничего непонятного в этом нет: я помню огромные очереди на грандиозные выставки в Пушкинском музее и Эрмитаже в советские годы.

Да, но то были привозные выставки, а та же «Девочка с персиками» Серова в экспозиции ГТГ присутствует постоянно.

Была грандиозная: столько его работ не было собрано еще нигде - и не будет, наверное, еще лет сто.

- А популярность выставки чем обусловлена?

Айвазовский - это, безусловно, конкретный вкус и феномен художественного рынка. Но Серов - это «наше интеллигентское все». Как бы его ни ругали, художник он замечательный, а разговоры про то, что он средний европейский модерн, - пустые и поверхностные. Он умер очень рано, притом обладал огромным талантом и безошибочным чутьем. Это один из немногих художников, который создал некую параллельность русскому логосу и литературе: в серовской живописи есть все достоинства чеховской прозы. Может, такая параллель еще есть у Федотова и Гоголя. Это явление абсолютно русское, понятное только тем, кто знает Россию. Кроме того, Серов в своей жизни никогда не совершил ни одного ошибочного поступка - его поведение во время революции 1905 года, его отношение к современной живописи, абсолютное предчувствие экспрессионизма и авангарда… Его рисунки с Петром Первым - великие и грандиозные произведения, которые с формальной точки зрения более современны и созвучны нашему времени, чем футуризм.

- А чему созвучно наше время? С одной стороны, сейчас все музеи выставляют классиков, с другой - идет реабилитация официального советского искусства с такими неоднозначными прецедентами, как в Манеже или большая художника ленинианы Александра Герасимова в Историческом музее. Это попытки исправить уже исправленную историю? Как вы к этому относитесь?

- Историю возможно и отменить, и исправить, что делалось, и не раз, и не только в нашей стране. А как я отношусь к происходящему? Что вы хотите, чтобы я ответил? Как к разнообразной и увлекательной картине современной художественной жизни.


«Положение во гроб», Караваджо, 1600–1604. Многие из его картин были отклонены заказчиками из-за намеренного отказа художника от возвышенности образа. Он изображает святых среди простых людей

© Пинакотека Ватикана

Возможно, для истории нужна какая-то отправная точка - ею бы мог стать музей современного искусства с постоянной коллекцией, но его до сих пор нет. Про , который обещали на Ходынке к 2018 году, уже некоторое время не слышно…

Музеев современного искусства предостаточно - разной степени паршивости и величия. Современное искусство выставлено в том числе и у нас, в проекте «Эрмитаж 20/21». В Москве его показывает и Крымский Вал, и ММСИ на Петровке и в Ермолаевском переулке. Идеального и прекрасного музея не будет: идеал просто не может быть связан с современностью. А если обсуждать это в более конкретном ключе, то стоит просто сесть, заняться работой и спроектировать хороший музей современного искусства.

Тогда вернемся к классике: если бы вы могли купить или, скажем, получить в подарок одну из картин с выставки «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки», что бы вы выбрали?

Слава богу, передо мной такого вопроса стоять не будет, а то от жадности я вполне мог бы покончить с собой. Конечно, нужно брать Караваджо. Но нельзя же его убирать из Ватикана! Это совершенно невозможная дилемма, и до добра она бы меня не довела.

Признаемся сразу: купить билет будет сложно, практически невозможно, но это того стоит. Никогда раньше Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы такое количество шедевров из постоянной экспозиции.

Что такое "миссия невыполнима" в современном культурном пространстве Москвы? Правильно, попасть на выставку в Третьяковскую галерею. Причем вы можете даже отстоять многочасовую очередь, и все равно это не даст вам ровно никаких гарантий в успешном завершении сего предприятия.

Являетесь поклонником новейших технологий и решили заказать билет через Интернет? Сюрприз! Все билеты до конца декабря давно распроданы, а с 1 по 15 января вход на выставку возможен только по именным билетам в ровно отведенный вам промежуток времени. К руководству музея нет ровным никаких претензий: они все делают правильно, просто поток желающих попасть на выставку “Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо” настолько велик, что музей работает на пределе своих возможностей, и пришлось все посещения строго регламентировать, чтобы внутри выставочного пространства не восторжествовал хаос.

Мелоццо дельи Амбрози. “ A нгел, играющий на виоле”

В чем причина такого ажиотажа? Сейчас расскажем! Дело в том, что нынешняя выставка действительно уникальна. Первая и главная причина - Ватикан еще никогда ни одному музею в мире не предоставлял одновременно такое количество произведений лучшей части своей коллекции, а это целых 42 живописных полотна! Перед нами сейчас разворачивается беспрецедентный, по сути, проект не только для российского и европейского культурного пространства, но, очевидно, и для всего мира.

Пьетро Ваннуччи. “Святой Плакида” ПРЕСС-СЛУЖБА ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Не будет преувеличением сказать, что каждая представленная на выставке картина - выдающаяся. В Пинакотеке Ватикана собрано наиболее значимое художественное наследие истории Папского государства в период с XII по XVIII век. Здесь представлены работы таких гигантов, как Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэль, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино и Никола Пуссен. Нынешняя выставка в Третьяковке - это своеобразное напоминание всем нам, что “Москва - третий Рим”, а что значит Рим для России, можно даже не вспоминать, об этом и так сказано и написано достаточно.

Паоло Кальяри. “Видение святой Елены” ПРЕСС-СЛУЖБА ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

Особое внимание посетителям стоит обратить на картину, открывающую выставочную экспозицию - “Христа Благословляющего” - самую раннюю римскую икону, написанную в XII веке под сильнейшим влиянием Византии. В определенном смысле это знаковое произведение для православия и католицизма, поскольку оно хранит в себе напоминание об их едином истоке, давшем начало, как русскому, так и итальянскому искусству. Эта икона - краеугольный камень, дающий ключ к пониманию всей нынешней выставке в Третьяковской галерее.

Ради чего еще стоит выстоять очередь? Конечно же, ради самой знаковой из привезенных работ - “Положение во гроб” Караваджо, которая коренным образом повлияла на всю историю мировой живописи. Во-вторых, ради трех фресок Мелоццо да Форли, где изображены ангелы, которых, без лишней скромности, можно назвать самыми знаменитыми ангелами в мире. Догадались, о чем идет речь? Да-да, это именно они. Ну, и конечно же нельзя не увидеть “Святого Франциска”, написанного Mаргаритоне дʼАреццо в XIII веке. Без этой картины не обходится ни один современный учебник истории. А завершить посещение выставки стоит двумя грандиозными произведениями Кривелли и Беллини - “Оплакивания”.

Третьяковская галерея приняла выставку под названием «Шедевры пинакотеки Ватикана». Время ее прохождения с 19.02.2016 по 19.02.2017 года. Что такое пинакотека, каково ее значение для жителей России, можно узнать из статьи.

Значение слова

Пинакотека - термин, который произошел от слияния двух греческих слов. Первая часть термина означает "доска", то есть "картина", а вторая - "хранилище". Несложно догадаться, что такое пинакотека. В Древней Греции так называли помещение, в котором хранились живописные изображения. Постепенно значение термина несколько изменилось.

Что такое пинакотека в прошлом и настоящем

В существовало здание, в левом крыле которого хранили картины, принесенные богине Афине в дар. Они размещались в нескольких шестиколонных помещениях. Собрание состояло из различных произведений с росписью. Оно было доступно для просмотра их гражданами Афин. Первый каталог, который начал систематизацию хранилища, был создан Полемоном Илионским в третьем - втором веке до н. э. Существовали пинакотеки на в Герайоне (храм Геры).

Граждане Древнего Рима использовали термин для обозначения зала, в котором хранили произведения искусства.

В эпоху Ренессанса термин использовали с целью обозначения коллекций живописных произведений, которые были открыты для посещения.

Что такое пинакотека сегодня? Термином называют художественные галереи. Хорошим примером служит одна из известнейших пинакотек мира.

Пинакотека Ватикана

Коллекция произведений живописи Ватикана появилась пару сотен лет назад. Ее основателем считается папа Пий Шестой. Спустя несколько десятков лет, в 1797 году, большую часть картин отправили в Париж. Приказ об этом отдал Наполеон. К 1815 году коллекция вернулась в Ватикан. Решение о возвращении ценностей было принято на Венском конгрессе, проводившемся после Наполеоновских войн.

Произведения живописи не имели постоянного места дислокации. Их переносили из одних залов в другие, пока не разместили в крыле Бельведерского дворца. Публика смогла увидеть пинакотеку только в 1908 году.

Спустя двадцать четыре года для коллекции соорудили специальное здание. Заказчиком строительства стал папа Пий Одиннадцатый, а архитектором Л. Бельтрами.

Собрание состоит примерно из 460 картин, которые размещены в восемнадцати залах в хронологическом порядке. Оно содержит произведения на религиозные темы. В основном это работы итальянских мастеров.

Примеры залов:

  • Первый зал показывает работы Средневековых школ таких мастеров, как Николо Джованни.
  • Восьмой зал содержит работы Рафаэля Санти, включая гобелены, выполненные по его эскизам.
  • Десятый зал представлен школой Рафаэля и венецианской живописью.
  • Двенадцатый зал состоит из живописи в стиле барокко: работ Никола Пуссена, Караваджо, Гвидо Рени.
  • Восемнадцатый зал содержит иконы и мозаику пятнадцатого-шестнадцатого века.

Посетить пинакотеку можно, купив единый билет для входа в Сикстинскую Капеллу и Стоимость составляла в 2016 году шестнадцать евро.

С ноября 2016 года открылась Ватиканская пинакотека в Третьяковке. Что представлено в привезенной коллекции и каково ее значение для жителей и гостей Москвы?

Шедевры Ватиканской пинакотеки в Третьяковке

Выставка (пинакотека Ватикана) состоит из сорока картин. Это работы Джованни Белиини, Караваджо, Рафаэля и других мастеров двенадцатого-восемнадцатого века. Она будет продолжаться до 19.02.2017 года.

Билеты на пинакотеку Ватикана обойдутся в пятьсот рублей за человека. Сеанс посещения выставки составляет тридцать минут. Приобрести билеты можно на любое время на личном сайте Третьяковки.

По словам куратора выставки, Аркадия Ипполитова, выставка является своеобразным объяснением идеи «Москва - третий Рим». В пинакотеке сосредоточена история Папского государства на протяжении семи веков. Институт папства, по его словам, является связующим звеном между европейской цивилизацией и древним миром.

Начинается выставка с наиболее ранней иконы Рима «Христа Благословляющего», которая датируется двенадцатым веком. Написана она была под влиянием Византии. Икона хранит в себе воспоминания о единой церкви, показывая единый корень, с которого развилось искусство Италии и России.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»