«Развитие земледелия и скотоводства» - Неолитическая революция. Если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали. Плоты и лодки. Около 12 тысяч лет тому назад закончился ледниковый период. Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Одомашнивание животных и скотоводство. Детей в родовой общине воспитывали сообща. Урожай зерен. Возникновение земледелия и скотоводства. У родовой общины жилища, орудия, запасы пищи были общими.
«Древние люди на Земле» - Охота древних людей. Племена. Рубила. Задание на урок. Овладение огнем. Место своего жилья. Способ получения огня. Происхождение человека. Отщепы. Древнейшие орудия труда. Выберите правильный ответ. Кости животных. Применение огня изменило жизнь людей. Древнейшие люди. Австалопитеки.
«Образ жизни древнего человека» - Овладение огнем. Кости животных. Австалопитеки. Происхождение человека. Охота древних людей. Маленькие кусочки. Овладение огнём изменило жизнь человека. Питекантропы. Отщепы. Рассказ учителя. Древние люди. Древнейшие орудия труда. Огонь. Древнейшие люди. Племена.
«Жизнь древнего человека» - Древнейшие орудия труда. Австалопитеки. Древнейшие люди. Иглы и шило. Питекантропы. Трение. Рубила. Люди жили стадами. Чем древние люди отличались от животных. Овладение огнем. Охота древних людей. Отщепы. Применение огня. Огонь. Происхождение человека.
«Первые древние люди» - Отщепы. Происхождение человека. Древнейшие люди. Первые люди появились в восточной Африке. Австралопитеки жили на деревьях. Питекантропы. Многие племена. Применение огня. Охота древних людей. Иглы и шило. Если огонь потухал, то виновников изгоняли. Древнейшие орудия труда. Орудия труда. Рубила были непрочны. Задание на урок. Овладение огнем. Австалопитеки были маленького роста.
«Виды древних людей» - Homo heidelbergensis. Australopithecus africanus. Обнаружен первый почти бесспорный образец неандертальского искусства. H.Erectus безусловно уже умел пользоваться огнем. Резко увеличились размеры тела. Высота и ширина - около 10 см. Культура неандертальцев. Australopithecus bahrelghazali. Важное отличие всех предметов неандертальского искусства. Ardipithecus ramidus. Авторы нового вида. Homo erectus.
Задание 2.Выполните тест, выбрав правильный вариант ответа (за каждый правильный ответ 1 балл; всего 5 баллов).
1. Как называется наука о прошлом людей?
2. Что такое исторический источник?
а) документ, срок действия которого давно истёк;
б) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён;
в) то, что может рассказать нам о прошлом людей.
3. Что такое архив? Обведи нужную букву.
а) древние записи о событиях прошлых лет
б) хранилище документов
в) хранилище предметов старины
4. В каком городе был открыт первый музей в России?
5. Как называлась первая русская летопись?
Задание 3. По какому принципу образованы ряды? Дайте правильный ответ (5 баллов за каждый правильный ответ. Всего 15 баллов).
1. Король, император, президент, премьер-министр.
2.А. Невский, М. Кутузов, А. Суворов, К. Жуков.
___________________________________________
3. Старинные сооружения, книги, монеты, домашняя утварь.
___________________________________________
Задание 4. Что или кто является лишним в ряду? Определите лишнее слово и обоснуйте свой ответ (5 баллов: 2 б. - слово, 3 б. – обоснование; всего 15 баллов).
1.Киев, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.
2.Иван Калита, Пётр I, А. В. Суворов, Николай II.
______________________________________________
3.Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, Ледовое побоище.
_______________________________________________
Задание 5. Установите даты и события (2 балла за каждый правильный ответ; всего 10 баллов).
Задание 6. Разгадайте исторический кроссворд. Впишите слова в ячейки (5 баллов за каждое правильное слово; всего 35 баллов) .
1. Предмет, изготовленный, сделанный человеком
2. Первый музей в России.
3.Погодная запись исторических событий древнего времени
Конец формы
4. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам
5. Последний период каменного века, перед наступлением эпохи металлов.
6. Вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников.
7. Место, где собирают, хранят и выставляют для обозрения предметы искусства, памятники старины, научные коллекций и т. п.
Задание 7. Кто из исторических деятелей, прославивших Россию, изображен на портретах? Подпишите их фамилии.
(1 балл за каждый правильный ответ; всего 5 баллов).
Вставьте в текст пропущенные слова (10 баллов).
В период _________________________ люди стали делать прочную посуду из ___________________. Позже такую посуду обжигали на огне. Так появилась ________________________. Мастера украшали посуду узорами и орнаментом.
В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен _________________________ ________________________. Посуда, сделанная на нем, получалась ровной, гладкой и красивой.
Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В этот период человек изобрел простейший _____________________ _____________________________. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так ткали первые ткани.
Нити для ткачества скручивали из ___________________________ животных, из __________________________. Для этого была изобретена _______________________________________.
вcE оссийскыі олимпиддg школъников
ПО ИСТОРИИ. ШІІОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 ІІЛАСС.
2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Время выполнения: 45 минут Общее количество баллов - 100
Задание 1. Расставьте даты в хронологической последовательности. (5 баллов) 1) 1945 год, 2) 998 год, 3) XVIII век, 4) 2017 год.
Задание 2.Выполните тест, выбрав правильный вариант ответа (за каждый правильный ответ I балл; всего 5 баллов).
Как называется наука о прошлом людей?
а) география 6) история
Что такое исторический источник?
а) документ, срок действия которого давно истёк;
6) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён; в) то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Что такое архив? Обведи нужную букву. а) древние записи о событиях прошлых лет
6) хранилище документов
в) хранилище предметов старины
В каком городе был открыт первый музей в России?
а) в Санкт - Петербурге б) в Москве
Как называлась первая русская летопись?
в) в Суздале
Задание 3. Ио какому принципу образованы ряды? Даите правильный ответ (5 баллов за каждый правильныи ответ. Всего 15 баллов).
1. Король, император, президент, премьер-министр.
2.A. Невский, М. Кутузов, А. Суворов, К. Жуков.
Старинные сооружения, книги, монеты, домашняя утварь.
Задание 4. Что или кто является лишним в ряду? Определите лишнее слово и обоснуйте свой ответ (5 баллов: 2 6. - слово, 3 6. - обоснование; всего 15 баллов). 1.Киев, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.
2.Иван Калита, Пётр I, Николай II.
3.Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, Ледовое побоище.
Задание 5. Установите даты и события (2 балла за каждый правильный ответ; всего 10 баллов).
Задание 6. Разгадаите историческии кроссворд. Впишите слова в ячейки (5 баллов
за каждое правильное слово; всего 35 баллов).
Предмет, изготовленный, сделанный человеком Первый музей в России. 3.Погодная запись историческ их событий древнего времени
Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам Последний период каменного века, перед наступлением эпохи металлов. Вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое
Место, где собирают, хранят и выставляют для обозрения предметы искусства, памятники старины, научные коллекций и т. п.
Задание 7. Бто из исторических деятелей, прославивших Россию, изображен на
портретах? Подпишите их фамилии.
(1 балл за каждый правильный ответ; всего 5 баллов).
Вставьте в текст пропущенные слова (10 баллов).
В период люди стали делать прочную посуду из
Позже такую посуду обжигали на огне. Так появилась
Мастера украшали посуду узорами и орнаментом.
В 4 тысячелетии до н. э. был изобретен
Посуда, сделанная на нем, получалась ровной, гладкой и красивой.
Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В этот период человек изобрел простейший
На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так ткали первые ткани.
Нити для ткачества скручивали из
ЖИВОТНЫХ, ИЗ
изобретена
но стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зёрна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами.
Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком.
Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зёрна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали, прикрепляя осколки кремня к деревянной рукоятке.
Зерно перетирали между тяжёлыми плоскими камнями. Так появились зернотёрки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепёшки и пекли их на раскалённых в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия. Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте - вести оседлый образ жизни. Появились обустроенные жилища.
2. Одомашнивание животных и скотоводство. Охотники иногда приносили живых детёнышей диких зверей, оставшихся без родителей. Маленькие звери привыкали
к человеку и его жилью. Вырастая, они не убегали в лес, а оставались вместе с человеком. Первым животным, ставшим служить людям, была собака.
Позже были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала.
3. Неолитическая революция. Хозяйственная жизнь людей приобрела новые черты. Теперь люди занимались не только собирательством, охотой и рыболовством. Они научились сами производить нужное им для жизни - пищу, одежду, материалы для строительства. От присвоения даров природы они перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Это был величайший переворот в жизни древних людей. Он пришёлся на неолит. Учёные назвали этот переворот неолитической революцией.
В земледелии и скотоводстве стали применять более совершенные и разнообразные орудия труда. Мастерство их изготовления передавалось от старших к младшим. Появились ремёсленни-
ки - люди, которые создавали орудия труда, оружие, посуду. Ремесленники обычно не занимались сельским хозяйством, а получали продукты в обмен на свои изделия. Произошло отделение ремесла от земледелия и скотоводства.
4. Посуда из глины. В период неолита люди стали делать прочную посуду из глины. Научившись плести корзины из прутьев, древние люди попробовали обмазывать их глиной. Глина засыхала, в таком сосуде можно было хранить продукты. Но если в него наливали воду, глина размокала, и сосуд приходил в негодность. Люди, однако, заметили, что, если сосуд попадал в огонь, прутья выгорали, а стенки сосуда уже не пропускали воду. Тогда они стали намеренно обжигать сосуды на огне. Так появилась керамика. Мастера украшали глиняную посуду узорами и орнаментами.
В 4-м тысячелетии до н. э. был изобретён гончарный круг. Посуда, сделанная на гончарном круге, получалась ровной, гладкой и красивой. В такой посуде готовили пищу, хранили зерно и другие продукты, а также воду.
Многие тысячелетия люди носили одежду из шкур или из листвы и соломы. В период неолита человек изобрёл простейший ткацкий станок. На деревянную раму вертикально натягивался ровный ряд нитей. Чтобы нити не путались, к их концам снизу привязывались камешки. Через этот ряд поперечно пропускались другие нити. Так ткали первые ткани.
Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.
Появление новых изобретений и совершенствование производственной деятельности делали жизнь человека более удобной и разнообразной.
ид,| д " ,И - " ■ -Ж. "Р--,- Щ) -■ .Ц
Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Древним же людям долгое время приходилось обходиться без нее. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости.
Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.
И только в эпоху неолита - в последнюю эпоху каменного века (приблизительно VII тысячелетия до н. э.) - был изобретен первый искусственный материал - огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду.
Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу плетеную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Тогда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду.
Чтобы глина не трескалась, в нее добавляли песок, воду, толченый камень, рубленую солому. Гончарного круга тогда никакого не было. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Сырую посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон.
Древнейшая керамическая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.
Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками. Иногда узор выцарапывали специальными палочками.
Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных.
Кроме посуды, первобытные люди научились делать печи и очаги. В печах стали готовить хлеб. Внутри глиняной печи разводили огонь. Стенки печи раскалялись, и, когда огонь угасал, в нее клали хлебные лепешки.