Догадин, павел михайлович. Астраханская государственная картинная галерея им

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Основатель Астраханской картинной галереи .

Биография

В начале 1910-х годов его увлекла идея создать в родном городе картинную галерею. Для этих целей он послал в Москву денежный задаток, чтобы известный коллекционер А. Г. Голиков приобрёл ему несколько картин. В 1912 году Голиков купил ему три первые картины: этюд к «Цветущему лугу» И. И. Левитана , «Валаам» И. И. Шишкина и «Волга. Облака» И. Л. Калмыкова .

За пять лет (1912-1917) Догадин собрал в своём собственном доме внушительную коллекцию: более ста живописных и графических произведений, около девяноста автографов писателей, поэтов, музыкантов, исторических деятелей.

Мысли о передаче своей коллекции в собственность города стали посещать П. М. Догадина в 1916 году . События октября 1917 года заставили его принять окончательное решение - Догадин отписал городу коллекции вместе с особняком и библиотекой.

Все свои средства Догадин вложил в создание художественного музея, потому похороны были совершены на казённый счёт. Из протокола заседания Президиума Совета Союзов 25 января 1920 года :

«Председатель - Трофимов,

Секретарь - Эйферт.

Слушали: ходатайство Совета картинной галереи от 17 января сего года о покрытии расходов, связанных с погребением П. М. Догадина.

Постановили: принять на счёт культотдела расход в сумме 4000 рублей на покупку гроба, перевоз тела и вскрытие склепа».

Память

В рамках реализации издательских проектов к 450-летию основания Астрахани вышла в свет книга «Коллекция Павла Догадина» Татьяны Слободских из серии «Астраханская губернская библиотека».

Музей

Поскольку музейный фонд после смерти Догадина увеличился в три раза, его дом стал тесен . 12 августа 1921 года в распоряжение галереи был передан красивый трёхэтажный особняк купца Плотникова на Большой Дмитровской (ныне улица Свердлова), куда коллекция переехала 12 августа и находится здесь по сей день. Дом Догадина был забыт, его потеснили новостройки, расположенные рядом.

Напишите отзыв о статье "Догадин, Павел Михайлович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Догадин, Павел Михайлович

– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.

Как в Москве в свое время был купец Павел Михайлович так и его полный тезка в Астрахани, только не Третьяков, а Догадин решил вкладывать все свои средства в искусство.

Так и и появилась Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина - первый художественный музей города Астрахани, основанный в 1918 году. Идея создать в городе картинную галерею пришла к нему в 1910, за несколько лет он собрал большую коллекцию, которую отписал городу, но при этом и печальна судьба его - умер от тифа в 1919. Так как коллекция в доме П.М. Догадина не помещалась, она была перенесена в 1921 году в 3 этажную усадьбу Плотниковых. Удивительно, но в 1958 году галерее было присвоено имя Бориса Кустодиева, и лишь спустя 50 лет в 2008 переименована в Астраханскую государственную картинную галерею имени П. М. Догадина.

И немного о картинах и художниках мой внутренний хит-парад

Самое масштабное полотно галереи и автор - Клавдий Васильевич Лебедев (учитель В.Г. Перов), который оставил потомкам большое наследие в виде исторических полотен и рисунков со сценами из «домашнего быта» боярской Руси, а также художник иллюстрировал русские сказки.

От ученика к учителю, Василий Григорьевич Перов вернее Васильев. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное в свое время мальчику его учителем грамоты, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма. Василий Григорьевич был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой. Портрет матери интересен был тем, что одновременно на лице уйма эмоций, и ожидание чего то, и внутренние переживание, и такое ощущение, что хочет, что то сказать, от чего то остановить и в то время молчит, возможно я нафантазировала и все было иначе, но это то, что увидела лично я.

В поездке как раз я читала книгу о Малевиче, в какой то степени художник стал ближе, хотя его творчество не мое совсем. Но это не единственная картина в данном стиле, просто она более реалистична.

набрела на эскиз Врубеля Михаила Александровича, представляю какой бы был камин шикарный, особенно если учесть, что в Москве видела его одну работу, впрочем сравните сами: камин и Царевну Лебедь на картине

но возвращаемся в Астрахань

Руфим Гаврилович Судковский, прекрасный маринист, жаль тиф унес его в самом расцвете лет и творчества, и мы лишились того, что он мог бы написать

Этот художник стал для меня открытием - С.Ю. Судейкин, и конечно стала искать информацию о нем, которой как оказалась очень мало. Итак, Судейкин Сергей Юрьевич (1884, Санкт-Петербург-1946) пользовался широкой известностью как представитель «дерзкого»поколения живописцев, пришедшего на смену Коровину, Врубелю, Серову. С первых шагов вступления в художественную жизнь Судейкин обращает на себя внимание театральных деятелей и приобщается к их работе и к процессу преобразования и обновления искусства сцены, который захватил русский театр. В ту пору в театре творили, такие выдающиеся режиссеры и театральные деятели, как В.Ф. Комиссаржевская, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, Н.Н. Евреинов. Основное направление творчества Сергей Юрьевича создание декораций и костюмов, особенно запоминающимися для артистических кабаре „Бродячая собака" и „Привал комедиантов". В 1920 г. Сергей Юрьевич эмигрирует в Париж… что ж, очень жаль, хотя его работы зацепили.

Николай Павлович Ульянов (1875-1949) русский и советский как написано в вики живописец и в принципе все, но по сути как и С.Ю. Судейкин связал свою творческую жизнь с театром.

Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) много путешествовал по Средней России, изучая старинные «дворянские гнезда», одно из которых мы и видим на картине.

Николай Андреевич Кошелев практически большую часть жизни писал на религиозные сюжеты, всегда было интересно почему именно такие черты лиц художники придают тем кого по сути они никогда не видели, его работы были в Храме Христа Спасителя (Москва) и есть в нашем Спасе на Крови, и за эту картину в 1864 году он получил Малую золотую медаль Академии художеств Санкт-Петербурга.

Александр Карлович Беггров, знакомые места города которые почти не изменились с тех времен, встречала несколько его работ в Центральном военно-морском музее (Санкт-Петербург), по сути офицер флота, хотя служба на такой красавице вполне могла способствовать развитию художественного вкуса.

Практически такая же картина заявлена только под другим названием «Петербургская биржа», и находится в Третьяковской галерее, но что то в моем каталоге по Третьяковке ее нет, собственно и на сайте Третьяковки я ее тоже не нашла после прочитанного, вводит нас в заблуждение вики что то.

Очень большая коллекция картин Константина Алексеевича Коровина, на мой взгляд самая большая, чем в любом музее нашей страны, что опять противоречит вики, по ее данным Русский музей Санкт-Петербурга

И конечно есть работы Бориса Кустодиева, и вот одна из них. Очень интересное название Поэзия, глядя на картину просятся строчки стихотворения Дмитрия Васильевича Иванова

На этих улицах не видно суеты.

И в этом городе не ведают обмана.

Ты помнишь, как по этим улицам шагала?

Как выводили звонко каблучки

Мелодию на мокром тротуаре...

Ты шла, и были так легки...

Шаги и дни, что душу наполняли...

Мелодия на тонких каблучках...

Полёт души исполненный так тонко...

И трепет сердца прячущегося в облачках,

И тёплый взгляд в твоих глазах - глазах ребёнка…

А теперь перейдем к моим любимчикам

немного не привычно видеть такой портрет, обычно у Карла Брюллова лица заужены, хотя визуально воротником видимо пытался сделать художник.

Художник с неповторимыми сочетаниями цветов - Архип Иванович Куинджи, вычитала следующий факт о картине «Ночь на Днепре» - Картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света. Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. Все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Еще до публичного показа картина была продана Великому князю Константину Константиновичу, вторая картина хранится в Государственной Третьяковской галерее 1882, другая находится в Ялтинском художественном музее. В художественной коллекции Уралвагонзавода (Нижний Тагил) хранится один из авторских вариантов . Видимо вариантов было значительно больше, раз он есть и в Астрахани, о чем собственно вики умалчивает.

И в отличии от ночного пейзажа дневной (картина - Море.Крым) просто окутывает нас теплым и солнечным светом, хочется забыть про все заботы и нырнуть в теплые воды моря.

И дальше переходим к нашему чудесному маринисту и окунаемся в атмосферу теплого вечера, легкого морского бриза и возможному походу по воде. Кстати, в Феодосии в его доме музее обратила внимание, что он очень любил полумрак видимо поэтому большая часть его картин показывает вечернее время.

И к его ученику Льву Феликсовичу Лагорио, какую его картину не возьми, у него вся земля прогрета каким то неземным теплом и светом.

И самое самое шедевры Боголюбова Алексея Петровича, составителя многих морских атласов и просто прекрасный художник чьи картины завораживают.

Что хочется сказать о галерее еще, то, что на фото малая толика того, что представлено в Картинной галерее, там можно встретить картины таких художников (кроме перечисленных выше): А.Я.Головина, С.М.Романович, И.Клюна, П.С.Уткина, П.В.Кузнецова, Н.А.Тархова, А.П.Остроумовой-Лебедевой, Н.П.Крымова, К.Я.Крыжицкого, А.М.Герасимова, И.С.Остроухова, П.И.Первичева, С.А.Виноградова, А.П.Рябушкина, М.В.Нестерова, К.А.Сомова, В.А.Серова, Н.В.Неврева, В.Зарецкого, А.И.Соломаткина, Н.А.Ярошенко, Н.Р.Матвеева, И.И.Творожникова, И.Л.Калмыкова, И.И.Шишкина, А.А.Киселёва, К.А.Савицкого, И.Е.Репина, К.В.Лемоха, И.И.Левитана, Ф.А.Васильева, Е.С.Сорокина, Л.Л.Каменева, Н.Н.Дубовского, М.К.Клодта, С.И.Светославского, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова и В.В.Верещагина, и многих других.

Демонстрирует произведения известных русских художников XVIII-XX вв.

В 1918 году Павел Михайлович Догадин, выходец из астраханской купеческой семьи, передал в дар родному городу свое собрание, включавшее более ста произведений графики и живописи, коллекцию автографов, библиотеку, мебель и небольшой особняк по Набережной р. Кутум. Именно здесь и открылась знаменитая астраханская галерея, которая сегодня носит имя своего земляка.

Преданные искусству люди содействовали тому, чтобы это небольшое частное собрание превратилось в многотысячную коллекцию. Фонды астраханской галереи пополнялись ценными экспонатами из Государственного музейного фонда, Русского музея, Третьяковской галереи, а также предметами из частных коллекций. В разные годы дарили свои работы и сами художники, в числе которых Б.М. Кустодиев.

В экспозиции представлены русские иконы XVI-XIX вв.; портреты XVIII в., отражающие блестящую эпоху Просвещения. Уникальной является коллекция живописи конца XIX-начала XX вв. Гордостью является русский авангард (В.В. Кандинский, Е.С. Малевич, А.М. Родченко, А.В. Лентулов и т.д.). Галерея обладает большим собранием западно-европейской гравюры XVII-XIX вв. Русская живопись представлена полотнами И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана. Художественные поиски рубежа XIX-XX вв. воплощены в полотнах В.А. Серова, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха, в работах художников, входивших в объединения «Бубновый валет» и «Голубая роза».

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

    Астраханская государственная Картинная галерея им. П.М. Догадина

Ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 18.00, четверг - с 13.00 до 21.00, понедельник - выходной. Последний день месяца - санитарный день

Филиал или подчиненная организация:
Дом-музей Б.М. Кустодиева - M1448
Дом-музей Велимира Хлебникова - M1450
Музейно-культурный центр "Дом купца Г.В. Тетюшинова" - M2357

Членство в организациях:
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова - M1102
Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" - M2628
Астраханское областное государственное учреждение "Государственный архив Астраханской области" - R1931
Астраханское региональное отделение ВТОО "Союз художников России" - R1933

Спонсоры, меценаты и грантодатели:
ОАО "Лукойл"
ООО "Газпром"
Н.А. Богданов, даритель
А.Н. Родионов, частный коллекционер
Н.М. Краевская, даритель, жена художника Ву Зан Тана
А.В. Резников, частный коллекционер

Единиц хранения:
19547, из них 12800 предметов основного фонда

Copyright (c) 1996-2016 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»