Что такое балет. Краткая история балета

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

История балета для детей расскажет как и где появился балет.

Когда появился балет?

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итал. balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение.

Балет как вид искусства довольно молодое. Танцу, который украшает нашу жизнь, уже исполнилось 400 лет. Место, где зародился балет – это Северная Италия, а случилось это в эпоху Возрождения. Местные князья любили дворцовые пышные празднества и нанимали танцмейстеров, которые репетировали со знатными людьми движения танцев и отдельных фигур.

Считается, что тем, кто придумал балет был итальянский балетмейстер Бальтазарини ди Бельджойозо . Он поставил первый балетный спектакль-представление под названием «Комедийный балет Королевы», который был поставлен во Франции в 1581 году.

Именно во Франции балет начал развиваться. Во время царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия.

История русского балета кратко

В России впервые был поставлен балетный спектакль под названием «Балет об Орфее и Евридике» 8 февраля 1673 года. Это произошло во дворце царя Алексея Михайловича. Медлительные и церемонные танцы являли собой изящные позы, ходы и поклоны, которые чередовали с речью и пением.

Спустя только четверть века, вместе с реформами Петра I в быт русского народа вошли танец и музыка. В учебных заведениях для дворян оборудовали классы для занятий танцами. При царском дворе стали выступать заграничные оперные артисты, музыканты и балетные труппы.

Первую балетную школу в России открыли в 1731 году. Она называлась шляхетный Сухопутный корпус. Ее считают колыбелью русского балета. В развитие балетной школы огромный вклад внес Жан Батист Ланде, французский танцертмейстер. Он основоположник русского балета. Ланде также открыл первую школу в России по балетному танцу. Сегодня это Академия русского балета им. А.Я.Вагановой.

Дальнейший толчок в развитии балет получил в период правления царицы Елизаветы Петровны. После приглашения в Россию балетмейстера из Франции Дидло, данное искусство достигло особого расцвета – изящные постановки, позы и оформление делали фурор.

Балет (фр. ballet, от лат. ballo - танцую) - вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

Зарождение балета

Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Ж. Ж. Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия танцовщика».

Дальнейшее развитие балета

Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма.

Современный балетный костюм (костюм феи Драже из спектакля «Щелкунчик»)

Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Камарго укоротила юбку (пачку) и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски. К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на коньчики пальцев, что привело к изобретению пуант. В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони.

Драматизация балета требовала развития балетной музыки. Бетховен в своём балете «Творения Прометея» (1801) предпринял первую попытку симфонизации балета. Романтическое направление утверждается в балетах Адана «Жизель» (1841) и «Корсар» (1856). Балеты Делиба «Коппелия» (1870) и «Сильвия»(1876) считаются первыми симфонизированными балетами. Вместе с тем обозначился и упрощённый подход к балетной музыке (в балетах Ч.Пуньи, Л.Минкуса, Р. Дриго и др.), как музыке мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для танца.

В Россию балет проникает и начинает распространяться ещё при Петре I в нач. XVIII в. В 1738 по ходатайству французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой).

История русского балета начинается с 1738 года. Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства - известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой. Правители российского престола всегда заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей. Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче. Тогда было заведено показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом. Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого столетия дворянская молодежь была обязана обучаться танцам. В Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе. С открытием летнего театра в Летнем саду, зимнего - во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают участвовать в балетных танцах. Преподавателем танцев в корпусе был Жан-Батист Ланде. Он прекрасно понимал, что дворяне в дальнейшем не посвятят себя балетному искусству. Хотя они наравне с профессионалами танцевали в балетах. Ланде, как никто другой, видел надобность в русском балетном театре. В сентябре 1737 он подал прошение, в котором сумел обосновать необходимость создания новой специальной школы, где девочки и мальчики простого происхождения обучались бы хореографическому искусству. Вскоре такое разрешение было дано. Из дворцовой челяди отобрали двенадцать девочек и двенадцать стройных юношей, которых и начал обучать Ланде. Ежедневный труд принес результаты, публика была в восторге от увиденного. С 1743 бывшим ученикам Ланде начинают выплачивать жалованье как артистам балета. Школа очень быстро сумела дать русской сцене прекрасных артистов кордебалета и великолепных солистов. В истории остались имена лучших учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова

Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Ш.-Л. Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. В хореографии новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами Мариусом Петипа и Л. И. Ивановым положившими начало симфонизации танца. Традиция симфонизации балетной музыки была продолжена Глазуновым в балетах «Раймонда» (1898), «Барышня-служанка»(1900), «Времена года» (1900).

Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века. В своих балетах балетмейстер Большого театра А. А. Горский стремился добиться последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, старался усилить роль кордебалета, как массового действующего лица, преодолеть разделённость пантомимы и танца. Крупный вклад в русское балетное искусство внёс М. М. Фокин существенно расширив круг идей и образов в балете, обогатив его новыми формами и стилями. Его постановки для «Русских сезонов» балетов «Шопениана», «Петрушка», «Жар-птица» и др. принесли славу русскому балету за рубежом. Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь» (1907). В 1911-13 на почве «Русских сезонов» образовалась постоянная труппа «Русский балет Дягилева». После ухода из труппы Фокина её балетмейстером стал Вацлав Нижинский. Самой известной его постановкой стал балет «Весна священная» на музыку Стравинского.

Танец модерн

Танец модерн - направление в танцевальном искусстве появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы хореографов.

От балета отталкивался свободный танец, создателей которого интересовала не столько новая техника танца или хореография, сколько танец как особая философия, способная изменить жизнь. Это возникшее в начале ХХ века движение (родоначальницей его считается Айседора Дункан), служило истоком многих направлений современного танца и дало импульс реформе самого балета.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: сформировать у учащихся представление о жанре балета.

Задачи:

  • Образовательные : познакомить учащихся с основными чертами балета как музыкально-сценического жанра.
  • Развивающие : развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные : воспитать эстетический вкус.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися , основной вопрос которой: что вы знаете о балете?

Беседа выявляет знания учащихся о балете. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) балет – это музыкальное произведение для театра, действие которого целиком строится на танцах;
б) в балетном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание: от сказки до трагедии, от романтической поэмы до комедии.

Дается определение. (Слайды 1, 2)

(Определения, основные понятия и термины записываются учащимися в рабочих тетрадях.)

2. Рассказ учителя

Корни балета в народном творчестве. Разнообразные и богатые по содержанию народные танцы разных стран Европы стали источником этого сложного вида музыкально-театрального искусства, прошедшего долгий и сложный путь развития. Но большую роль в возникновении балета сыграли не только народные пляски, которые в далеком прошлом сопровождались пением, возгласами, выразительными жестами, воссоздавая сцены из народной жизни. Оказали влияние на зарождение балета и маскарады, карнавальные шествия, конные турниры, торжественные процессии, балы – придворные развлекательные представления (особенно в Италии и Франции XVI-XVII веков), в которых танцам было отведено почетное место. (Слайд 3)

Итальянское слово balletto , означающее одновременно танец, бал и балет, утвердилось в Италии и Франции в конце XVI века. Произошло это после того как в 1581 году итальянец музыкант Бальтазарини поставил в Париже при дворе Екатерины Медичи красивейшее театральное представление «Комедийный балет королевы». Это пышное театральное действие, включавшее в себя пение, диалоги без музыки и танцы, было попыткой автора возродить античную драму по образцу древнегреческой трагедии, в которой драматическая игра актеров сопровождалась выразительными танцевальными движениями, подчеркивающими значение слов, раскрывая чувства героев спектакля. Так в блестящую эпоху Возрождения (XVI век) стремление воскресить грандиозные зрелища древнегреческого театра привело к рождению нового жанра. Со временем постепенно танцы освободились от диалогов и пения. Появился новый вид самостоятельного театрального представления – балет. (Слайд 4)

Беседа с учащимися о тех, кто создает балет.

3. Объяснение учителя

Балет – это сложный музыкально-сценический жанр, в котором тесно взаимодействуют несколько искусств. Содержание этого красивого спектакля раскрывается выразительными средствами музыки, хореографии и декоративной живописи. Поэтому у балетного спектакля четыре создателя: композитор, либреттист (автор либретто), балетмейстер и художник. (Слайд 5)

Композитор пишет музыку на основе либретто (краткое изложение содержания). Балетмейстер сочиняет хореографию (от греческих слов: «хорео» – пляска, «графо» – пишу).Художник создает костюмы действующих лиц и декорации.

Беседа с учащимися о роли костюма и декорации в балетном спектакле, об изменении сценического костюма, связанного с развитием техники танца.
Дается определение декорации. (слайды 6, 7, 8, 9)

4. Беседа о роли музыки , раскрывающей чувства и эмоции действующих лиц, помогающей передать атмосферу происходящего на сцене, о сочетании музыки и танцевальных движений.

Обобщение учителя. Движения балетного танца настолько выразительны, что способны раскрыть самые разнообразные человеческие чувства. «Танец – дитя музыки», – говорят классики хореографии. Музыка в балете не только сопровождает танец, а является источником его образного содержания. «Хорошо написанная музыка должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка», – так писал Жан Жорж Новерр – великий реформатор балета. (Слайд 10)
Балет состоит из танцевальных номеров и пантомимных сцен. Музыка танцев подчинена четким танцевальным ритмам. Наиболее широко в танцевальных номерах используются вальсы, польки, галопы, старинные менуэты, гавоты, сарабанды и национальные танцы (итальянская тарантелла, испанское болеро, польская мазурка).
Учащимся предлагается прослушать Вальс соль минор из 1 акта балета «Золушка» С.Прокофьева (звезды несут Золушку на бал). За прослушиванием следует обсуждение характера музыки, образного содержания и музыкального языка номера. В процессе обсуждения обращается внимание учащихся на использование композитором лирического жанра вальса для передачи душевного состояния Золушки.
Применяются в балете и ритмы марша.

Прослушивание Марша из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского. Обсуждение характера музыки и выразительных средств, создающих легкость детских движений.
Беседа с учащимися о том, что такое пантомима, о ее роли в балетном спектакле.

Объяснение учителя.

В пантомиме (по греч. «все воспроизводящий подражанием») танцоры жестами и мимикой передают разговор действующих лиц. Музыка пантомимы более свободна по ритму и создает ощущение выразительных движений. Пантомима связывает один танец с другим, помогая непрерывности развития действия. (Слайды 11,12,13)
Балет открывает возможности для программно-изобразительной музыки, рисующей живописные картины.
Учащимся предлагается прослушать Сцену сражения из 1 акта балета «Щелкунчик» П.Чайковского. После прослушивания учащиеся рассказывают о характере музыки и средствах выразительности, позволяющих создать сцену сказочного сражения мышей и солдатиков. При разборе номера обращается внимание на использование в музыке приемов звукоподражания и звукоизобразительности.

5. Беседа о том, кто такие балерины, о трудности освоения танцевальной техники, о том, почему балет называют «танцем на пуантах», о балетных туфлях (пуантах), позволяющих танец балерины сделать легким и воздушным. (Слайды 14,15,16)

Объяснение учителя.

Танец – основа балетного спектакля. Танцы в балете принято делить на классические и характерные. Классический танец отличают позы и жесты взятые от античных танцев. Изображение этих красивых и изящных движений можно увидеть у древнегреческих статуй, на рисунках древнегреческих ваз, на барельефах. (Слайд 17, 18)
Существует два вида классического танца: адажио – медленный, плавный лирический танец и аллегро – быстрый, виртуозный танец. (Слайды 19, 20)
К характерным танцам относятся национальные и народные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. (Слайды 21, 22)
К характерным танцам относятся и яркие образные танцы.
Но в современном балете нет отчетливого разделения на классические и характерные танцы. В новой хореографии характерный танец испытывает влияние классического, а классический стремится быть образным, портретным. Так оба вида танца обогащают друг друга. (Слайд 23)
Танцы в балете бывают сольные (выходы, вариации), ансамблевые (танец двоих – pas de deux , танец троих – pas de trios, танец четырех – pas de quatre) и групповые – массовые (номера исполняет кордебалет). (Слайды 24-29)
Классический балет основан на чередовании танцев и пантомимных сцен. Но особое место в балетном спектакле занимает «действенный танец» (pas d’action), в котором балетный танец объединяется с драматической выразительностью пантомимы, выражая чувства героев и объясняя происходящие события в спектакле.

6. Беседа о строении спектакля (Слайд 30)

Обобщение и объяснение учителя.

Балет, как и другие музыкально-сценические произведения, строится на последовательном развитии сюжета и делится на акты, картины, сцены и номера. Открывает спектакль, как правило, увертюра, а музыкальный антракт является вступлением к какому-либо акту (действию) балета. Балетный спектакль может начинаться с пролога, а заканчиваться эпилогом. (Слайд 31)
Балет обычно завершается торжественной массовой сценой – апофеозом.
Дается определение. (Слайд 32)
В построении балетов часто используются сплетения ряда танцев – сюиты, которые могут состоять из классических или характерных танцев и заканчиваться кодой. Такие сюиты называются дивертисментом, что по-французски означает «развлечение». Это последовательность развлекательных танцевальных номеров лишь внешне связанных с действием балета (изображение картины бала, маскарада, праздника).
К жанру балета обращались композиторы разных стран. Среди авторов есть имена выдающихся русских музыкантов Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Щедрина, Хачатуряна. Балеты этих композиторов стали замечательными образцами жанра.

III. Обобщение по теме урока в виде ответа на вопрос: что нового вы узнали о балете. Повторение основных понятий и определений.

IV. Домашнее задание . Составить кроссворд о балете, используя новые термины.

Список литературы:

1. Пасютинская В.М. «Волшебный мир танца: Книга для учащихся». – М.: Просвещение, 1985.
2. «Музыкальные жанры». Общая редакция Поповой Т.В. – Музыка, М. ,1968.
3. Худеков С.Н. «Искусство танца: История. Культура. Ритуал» – М.: Эксмо, 2010.
4. Островская Я., Фролова Л. «Музыкальная литература в определениях и нотных примерах», учебное пособие для детской музыкальной школы, 1-й год обучения – СПб.:«Валери СПД», 1998г.
5. Робин Вильямс. «Дизайн для недизайнеров». – М. : Символ, 2008.

Что такое балет, история балета

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским , стал подлинным образцом.

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».

Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского. Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие. Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда »), И. Стравинского («Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка »), М. Равеля («Дафнис и Хлоя»), а также работа балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина. В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева , Д. Шостаковича, Р. Глиэра , А. Хачатуряна.
В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.

Кто такая балерина?

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

Основные компоненты

Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.
Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский» танец из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
  3. Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» - американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
  4. Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.

Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.

Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.

Мы рады вам предложить артистов балета для исполнения номеров и отрывков из классических и современных балетов на вашем мероприятии.

Самое прекрасное из всех искусств.

Самое прекрасное из всех искусств, балет, рассказывает об историях любви и смерти языком понятным всем людям на Земле. Непреходящие ценности, повторяющиеся преступления и чудеса веры, клятвы и долга находят свое выражение в танцах. «Сначала было Слово», - говорит Библия, но Майя Плисецкая возражает: «Сначала был жест!». Искусство безмолвного движения не требует человеческого языка и перевода. Красота тела в движении, тело как инструмент создания искусства, теперь сами по себе служат «сюжетами» для бессюжетных танцев. Балет невозможен без техники классического танца, без природы тела, без жертвы и безусловной любви, без пота и крови. И всё же балет - это совершенное движение, которое заставляет забыть обо всём мелочном и земном.

Краткая история русского балета.

Первое балетное представление в России состоялось на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском. Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали танцевать. При Петре I в России появляются танцы в современном значении этого слова: были введены менуэты, контрдансы и т. п. Им был издан указ, согласно которому танцы стали основной частью придворного этикета, а дворянская молодёжь была обязана обучаться танцам. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. 4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую в России школу балетного танца — «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой).

В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании. Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование Елизаветы Петровны. Среди кадетов Сухопутного корпуса в танцах преуспели Никита Бекетов. Причём Бекетов, который впоследствии стал фаворитом Елизаветы, пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая сама одевала юношу, превосходно исполнявшего женские роли. В 1742 году из учеников школы Ланде была создана первая балетная труппа, а в 1743 году её участникам начали выплачивать гонорары. 1 августа 1759 года в день тезоименитства императрицы и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте был торжественно поставлен балет-драма «Прибежище добродетели», имевший огромный успех.

В правление Екатерины II балет в России приобрел ещё большую популярность и получил дальнейшее развитие. По случаю её коронации в московском дворце был дан роскошный балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны», в котором участвовали знатнейшие вельможи. Известно, что в придворном театре в балетных постановках нередко танцевал наследник престола Павел Петрович. С эпохи Екатерины II в России появилась традиция крепостных балетов, когда помещики заводили у себя труппы, составленные из крепостных крестьян. Из таких балетов наибольшей славой пользовался балет помещика Нащокина.

В 1766 году выписанный из Вены балетмейстер и композитор Гаспаро Анджолини добавляет к балетным постановкам русский колорит — вводит в музыкальное сопровождение балетных постановок русские мелодии, чем удивил всех и приобрел всеобщую себе похвалу. В начале царствования Павла I балет ещё в моде. Интересно, что при Павле I были изданы особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины, роли мужчин танцевали Евгения Колосова и Настасья Берилова.

Так продолжалось до приезда в Санкт-Петербург Огюста Пуаро. В царствование Александра I русский балет продолжил своё развитие, достигнув новых высот. Своим успехам в это время русский балет, прежде всего, обязан приглашенному французскому балетмейстеру Карлу Дидло, прибывшему в Россию в 1801 году. Под его руководством в русском балете начали блистать такие танцовщики и танцовщицы как Мария Данилова, Евдокия Истомина. В это время балет в России достиг небывалой популярности. Державин, Пушкин и Грибоедов воспевали балеты Дидло и его учениц — Истомину и Телешову. Император любил балетные преставления и почти не пропускал ни одного. В 1831 году Дидло из-за конфликта с директором театров князем Гагариным оставил петербургскую сцену. Вскоре на петербургской сцене начала блистать звезда европейского балета Мария Тальони.

Она дебютировала 6 сентября 1837 года в балете «Сильфида» и вызвала восторг публики. Такой лёгкости, такой целомудренной грации, такой необыкновенной техники и мимики ещё не показывала не одна из танцовщиц. В 1841 году она распростилась с Петербургом, протанцевав за это время более 200 раз.

В 1848 году в Петербург приехала соперница Тальони — Фанни Эльслер, знаменитая своей грацией и мимикой. Вслед за ней Петербург посетила Карлотта Гризи, которая дебютировала в 1851 году в «Жизели» и имела большой успех, показав себя первоклассной танцовщицей и прекрасной мимической актрисой. В это время балетмейстеры Мариус Петипа, Жозеф Мазилье и др. последовательно ставили роскошные балеты и привлечением талантливых артистов старались выдвинуть балетные представления, к которым начинали охладевать благодаря итальянской опере. Среди балетных критиков того времени был и Виссарион Белинский, отметившийся статьями о Тальони, Герино и Санковской. В царствование Александра II в русском балете начинается выдвижение отечественных талантов. Целый ряд талантливых русских танцовщиков и танцовщиц украшали балетную сцену. Хотя в балетных постановках соблюдалась большая экономия, опытность Мариyca Петипа давала возможность и при небольших финансовых затратах ставить изящные балетные спектакли, успеху которых немало способствовали превосходные декорации художников. В этот период развития русского балета танцы берут верх над пластикой и мимикой.

В царствование Александра III балеты давались в Мариинском театре два раза в неделю — по средам и воскресеньям. Балетмейстером по-прежнему был Мариус Петипа. В это время в Петербурге гастролировали иностранные балерины, из них Карлотта Брианца, которая первой исполнила партию Авроры в балете «Спящая красавица» Петра Чайковского. Ведущими танцовщиками были Василий Гельцер и Николай Домашев. В XX веке - А. В. Ширяев, 1904 А. А. Горский, 1906 Михаил Фокин, 1909. В начале XX века хранителями академических традиций были артисты: Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Ю. Н. Седова, Агриппина Ваганова, Ольга Спесивцева. В поисках новых форм Михаил Фокин опирался на современное изобразительное искусство.

Анна Павлова. Invitation to the Dance aka Invitation to the valse.



Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской. Михаилу Фокину принадлежат балеты: «Павильон Армиды», «Шопениана», «Египетские ночи», « Карнавал», 1910; « Петрушка», «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь». В балетах Фокина прославились Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова. Первый акт балета «Дон Кихот», на музыку Людвига Минкуса дошёл до современников в редакции Александра Горского.

Русский балет ХХ века.

Галина Уланова в балете "Жизель."


Па де де из балета "Лебединое озеро" Чайковского.



Русский балет ХХI века.

Па де де из балета "Корсар"Адана.



Па де де из балета "Дон Кихот" Минкуса.



Па де де из балета "Баядерка"Минкуса.



Адажио и па де де из балета "Жизель" Адана.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»