Чем отличается техническая графика от художественной. Школьная энциклопедия

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Отрывок статьиБ.Соловьевой

Цвет — самая очевидная особенность живо-писи, ее определяющее качество. Однако цвет довольно широко используется и в рисунке, и в гравюре; это обстоятельство, как известно, служит причиной того, что цвет не признается разделяющим моментом для живописи и графики как видов искусства.

Работа цветными, то есть по преимуществу живописными, материалами — акварелью, пастелью, гуашью,— на бумаге, то есть на материале исконно графическом, создает проблему: чем считать такие произведения — живописью или графикой?

Н.Волков писал: «Для цветной, точнее, полихромной графики я поставил бы неразрешимый пока вопрос как: почему она графика, а не живопись? Почему цветные литографии Тулуз-Лотрека графика, а его пастели — живопись? Почему пастель Врубеля «Портрет жены» помещена Русским музеем в отдел графики? Переход-ные явления? Но так как они существуют и существуют в изобилии, важно найти разни-цу в отношении к цвету для живописи и графики вообще...».


Когда говорят о цвете в рисунке, то обычно имеют в виду использование в нем акварели, пастели, гуаши. Однако прежде чем перейти к рассмотрению их применения, необходимо сказать несколько слов о цвете в произведе-ниях, которые созданы чисто рисуночными материалами: бистром, сепией, чернилами, сангиной, мелом , их сочетаниями друг с другом и с черными по цвету материалами.

Рисуночные материалы составляют в целом довольно разнообразную цветовую гамму, которая усложняется и обогащается за счет различных оттенков одного и того же матери-ала, тональных переходов, создаваемых от-мывкой или растушевкой, за счет сочетания двух-трех материалов или сочетания разных инструментов при работе одним материалом, которые дают различные его оттенки; нако-нец, за счет применения цветного фона бумаги. Поэтому мир рисунка, созданный с помощью этих материалов, и без использова-ния многоцветия акварели, пастели, гуаши, оказывается довольно богатым по цвету, хотя и весьма своеобразным. Таким работам присущ особый, специфически рисуночный колорит. Для него характерна ограничен-ность набора цветов и, в силу этого, услов-ность в передаче реальной окраски предме-тов. Но при этом возникают изысканные цветовые сочетания, неожиданные декора-тивные эффекты, активный ритм цветовых и тональных пятен, мазков, линий.

Но вернемся к проблеме цвета в рисунке, возникающей тогда, когда произведения соз-даются с помощью материалов, которыми могут быть исполнены как рисунки, так и живописные работы. В энциклопедиях, словарях, искусствоведче-ской литературе акварель и пастель обычно определяются одновременно и как техника живописи, и как техника рисунка; для акваре-ли на первое место выдвигается живопись, для пастели — рисунок. Однако при экспони-ровании, репродуцировании, изучении очень часто все произведения, исполненные в этих техниках, несмотря на различие их характе-ра, относят к одному виду искусства: объ-единяют их либо с живописными 3 , либо с графическими работами; причем нередко одни и те же произведения в различных изданиях или на выставках оказываются отнесенными к разным видам искусства.

Так, упомянутый Волковым «Портрет же-ны» Врубеля воспроизведен в альбоме «Госу-дарственный Русский музей. Графика XVIII—XX веков» и экспонировался на вы-ставке «Портрет в русской живописи конца XIX — начала XX века», которая была орга-низована тем же музеем. Следовательно, в одних случаях за основу видового определе-ния произведений берут воспроизводящие полихромные материалы, которые обуслов-ливают отнесение произведений к живописи; в других — бумагу, что причисляет исполнен-ные на ней работы к графике. Отдельно хочется отметить два момента. А.А.Сидоров, которому в отечественной ли-тературе принадлежат основные труды по рисунку и который уделял внимание вопро-сам его специфики, в своих работах по истории русского рисунка рассматривал наряду с рисунками также и акварели, причем совершенно картинного характера.

Одна из выставок акварели, состоявшаяся в 1977 году в Англии, на родине акварельной живописи, называлась «Английские акварельные рисун-ки», хотя экспонировались именно живопис-ные произведения. Все это говорит о том, что проблема видовой принадлежности про-изведений, исполненных акварелью и па-стелью, еще требует своего разрешения.

Для полихромных произведений на бумаге материал в принципе не может быть критери-ем их видового определения. Акварель, па-стель и гуашь обладают свойствами, которые позволяют создавать и живописные и графи-ческие работы. Ими исполнено огромное количество произведений, живописный, кар-тинный характер которых не нуждается в пояснении; от работ маслом их отличает только фактура красочного слоя. Здесь можно назвать пастельные портреты, аллего-рические и жанровые произведения Розальбы Каррьера, Латура, Перроно, Менгса, Рассела, Лиотара (в XVIII веке появилось даже специальное понятие «картина- пастель»); пастели Тулуз-Лотрека и Дега, гуаши Руо, Утрилло, Шагала; пейзажи русских художников конца XVIII — начала XIX века, исполненные акварелью и гу-ашью,— Семена Щедрина, Михаила Иванова, Неелова, Воробьева; работы Толстою и Брюллова, Врубеля и Борисова-Мусатона, картины художников «Мира искусства» Бенуа, Сомова, Добужинского, Лансере, пей зажи Богаевского, натюрморты Конашевича. И в то же время существует много произведс ний, созданных с применением этих матери алов или целиком исполненных ими, которые безусловно представляют собой рисунки Такие работы есть у Гольбейна и Клуэ, Домье и Мане, Сислея и Боннара, Александра Иванова и Кипренского, Серова и Кустодиева, Купреянова и Кузьмина. Основой определения видовой принадлежности произведений, исполненных на бумаге с помощью акварели, пастели, гуаши, может быть только способ, характер использования цвета. Особенности этого способа для рисун-ка и для живописи можно определить, исходя из приемов изображения, специфичных для этих видов искусства.

В живописи изображение исполняется крас-кой, то есть цветом и только цветом, образу-ющим слитный красочный слой, непрерыв-ную изобразительную поверхность. В аква-рельной живописи нередко остаются откры-тыми небольшие участочки бумаги, как бы принизывающие изображение, но это не разрушает впечатления слитности благодаря текучести мазков, непрерывности перехо-дов. Главная особенность живописного ис-пользования цвета состоит в том, что в живописи формы и пространство строят-ся, передаются цветом.

К.С.Петров-Водкин писал, что произведение живописи — это «со-отношения цветов, распределенных в фор-мах».

Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живопи-си свободно, в полную силу, так, как это необходимо художнику. Цвет выполняет важную композиционную функцию: акценти-рует внимание на существенных для понима-ния образного содержания картины уча-стках, определяет последовательность вос-приятия зрителя. Цвет содействует органи-зации того пространства, которое отвечает замыслу художника: можно усилить глубину с помощью тональной перспективы, соответ-ствующего расположения выступающих и отступающих цветов, а можно с помощью цвета подчеркнуть плоскостность. Наконец, интерес к цветовому и тональному богатству мира, к состоянию среды, атмосферы, пере-дачи тончайших переходов, оттенков, реф-лексов, то есть самоценность цвета (живо-писность в узком смысле), также проявляются при живописном использовании цвета, хотя присущи не каждому произведению. Всякий материал чаще применяется так, чтобы полно использовать его возможности. Поэтому живописных произведений, созданных акварелью, пастелью, гуашью, несравненно больше, чем рисунков. Безусловно, однако, что благодаря свойствам материалов и исполнению на бумаге они имеют свои особенности но сравнению с произведениями, созданными маслом на холсте.

Рисунком же при использовании цвета произ-ведение является тогда, когда цвет подчиня-ется особенностям изображения, присущим рисунку, когда они сохраняются и при введе-нии цвета: белая поверхность бумаги остает-ся в большей или меньшей степени открытой и выступает как активный компонент изобра-жения и как фактор его условности; откры-тые участки фона разрушают непрерывность изображения и обнажают изобразительные средства, делают их явными как линию, штрих, пятно; формы и пространство строят-ся главным образом этими явными линиями, штрихами и пятнами; открытая поверхность бумаги как бы выравнивает изображение, придает ему плоскостность. В таких случаях художник именно рисует цветными матери-алами, рисует так же, как тушью, бистром, карандашом или углем. Поэтому и при использовании и цвета произведение не воспри-нимается как самостоятельный мир, как мир в его зрительной полноте,— так, как воспри-нимается картина; рисунок, и в том числе цветной, в этом смысле условен, имеет характер «изобразительной записи». Такое применение цвета ограничивает в той или иной степени его изобразительные и выразительные возможности.

В рисунке цвет не имеет такого организующего значения в изображении, как в картине; его роль в композиции скорее дополнительная, вспомо-гательная.

Использование цвета существенно не изменяет отношения изображения к повер-хности бумаги. Цвет не разрушает возника-ющее в рисунках ощущение плоскости, не создает глубины: выбираются бледные тона; пятно кладется плоско, ровно; выделяются тона, которые имеют тенденцию прибли-жаться к передней плоскости; обычно ис-пользуется немного цветов, которые образу-ют сближенную гамму и сохраняют услов-ность в передаче изображаемого.

Краткая общая характеристика способов использования цвета в живописи и рисунке не означает, что только соединение всех черт создает в целом живописный или рисуночный характер использования цвета и тем самым раскрывает соответствующий характер про-изведения, его видовую принадлежность.

Характер произведения определяется значи-мостью, перевесом — причем необязательно количественным, но качественным — приемов того или иного способа использова-ния цвета.

Однако живописный и рисуночный способы применения далеко не исчерпывают приемы использования акварели и пастели. Посколь-ку этими материалами могут быть созданы и живописные работы, и рисунки, а в послед-них чаще всего также применяются и притом играют ведущую роль чисто графические средства изображения, то естественно и неизбежно возникают произведения смешан-ного и переходного характера. В работах смешанного характера рисунок карандашом или пером соединяется с живописным ис-пользованием цвета, причем это соединение может происходить по-разному. В одних произведениях часть изображения выполня-ется живописными приемами, а часть пред-ставляет собой рисунок — как, например, в «Портрете принцессы Елизаветы» Кранаха, где сосуществуют тонкая, тщательная моде-лировка лица цветом и легкий контурный рисунок одежды и украшения на голове. В других работах весь рисунок соединяется с цветом, заполняется им, но определенность и самостоятельная значимость рисунка при этом не утрачиваются. Таковы, к примеру, «Вилла Мадама» Робера или «Беатриче гово-рит с Данте» Блейка, где цветом закрыта вся поверхность бумаги, а также «Стоящий офи-цер карабинеров» Жерико, эскизы костюмов Бакста, где фигуры изображены на откры-том, свободном фоне. Работы переходного характера не нуждаются в особом поясне-нии; понятно, что в них присутствуют и рисуночные и живописные приемы использо-вания цвета, в силу чего такие работы невозможно определить однозначно. Произведений смешанного и переходного характера исполнено, возможно, не меньше, чем цветных рисунков, что делает общую картину столь сложной и неопределенной.

Графика и живопись – родственные виды искусства. Общим для них является, например, нанесение изображения на какую-либо плоскость. Но в каждом случае имеются и свои особенности. Выясним, чем отличается графика от живописи.

Определение

Графика – искусство создания изображений путем нанесения на рабочую поверхность линий, штрихов, а также элементов в виде точек и пятен.

Графика

Живопись – искусство написания полотен, наиболее полно изображающих действительность. При создании произведения живописец чаще всего наносит на поверхность жидкие краски.


Живопись

Сравнение

В первую очередь два вида искусства можно различить по применяемым изобразительным средствам. В графике огромную силу приобретает линия. В природе она сама по себе не существует. Но линии, проводимые по поверхности карандашом или мелком, позволяют создавать многочисленные эффектные образы. Штрих в графике также очень важен. Штриховка может быть разной по характеру и расположению элементов. Кроме того, в арсенале графических средств присутствуют пятно, заполняющее определенную часть плоскости, и точка.

Очень заметно отличие графики от живописи в плане использования цвета. Как таковой он не играет в графике первостепенной роли. Ценность изображения в данном случае заключается именно в рисунке. Однако тон поверхности, преимущественно это бумага, выбирается мастером тщательно. Также художнику вовсе не безразлично, какой использовать оттенок красящего материала. Часто композиция является черно-белой. Иногда для выразительности автор привлекает к основному еще один или два цвета, редко больше двух.

Живопись же основана на игре цветов и оттенков. С этим искусством по колористическим возможностям не сравнится никакое другое. Смешивая краски, включая в картину разные тональности, художник делает изображение словно живым. Работа традиционно выполняется на холсте при помощи кисти и жидких красок (но могут применяться и другие материалы и поверхность). При этом важен характер мазка. Живопись более гибкая, чем графика. В ней широко используются плавные цветовые переходы. Фон в живописных творениях является лишь вспомогательным компонентом, а часто вовсе отсутствует. В то же время продукты графики отличаются контрастностью, а фон в таких композициях становится полноправным участником.

Графический рисунок в целом очень лаконичен. Каждая его деталь значима и выразительна. Следует отметить, что для создания подобной работы зачастую требуется не так много времени, как для написания картины. Поэтому именно графика первой откликается на происходящие в жизни события. На обозрение публики почти моментально выносятся актуальные рисунки, плакаты и карикатуры. А их распространению способствует существующая возможность печатать и тиражировать такие произведения. Живописное полотно, в свою очередь, может быть представлено зрителям в подлиннике только в каком-то определенном месте.

Разобраться, в чем разница между графикой и живописью, можно, и обратив внимание на производные понятия «графичность» и «живописность». Так, о графичности картины, написанной красками, говорят при содержании в произведении резких контрастов, скупой цветовой палитры, четком разграничении изображенных деталей. А графический рисунок называют живописным, если он отличается разнообразием цветов и определенной художественной гибкостью.

Графика как основа изобразительного искусства

Выполнила: Заманова Анастасия

студентка 21 группы,

специальность 050146

Руководитель:

Челябинск 2011

Введение

Глава I . Графика как самостоятельный вид изоискусства.

1.1. Исторические сведения о возникновении и развитии искусства графики.

1.2. Виды графики.

1.3. Материалы графики.

1.4. Изображение животных и птиц в искусстве графики.

Заключение

Список литературы


Введение

Рисунок - это высшая честность искусства.

Энгр

Актуальность проблемы исследования. Графика как один из самых древних и распространённых видов художественного творчества занимает видное место в изобразительном искусстве. «Она способствует развитию эстетического воспитания и образования, развивает художественный вкус, помогает в усвоении ряда специальностей», - считает современный теоретик искусства .

Благодаря сравнительной простоте художественного языка, удобству воспроизведения в больших тиражах, графика широко используется в области массовой агитации и пропаганды. Графика служит средством воспроизведения живописи и скульптурных работ.

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (1писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки» .

Рисунок как самостоятельная область творчества может быть художественным и творческим. Это такой рисунок, когда художник не копирует предмет, а выбирает самое важное и характерное, усиливает его, опуская всё второстепенное. Такой рисунок играет огромную роль в развитии художественного вкуса, имеет большое познавательное и воспитательное значение, например рисунки к басням .

Рисунок является основным видом детского творчества в рисовании на различные темы и в декоративном рисовании.

Замечательный художник Марк Шагал (1считал, что основой обучения будущего художника является реалистическое искусство. Он писал: «Учить в художественной школе надо реалистическим методам, молодых художников прежде всего следует крепко поставить на ноги... другое дело, как будет развиваться художник после завершения учёбы... Во всех художественных школах мира реалистические принципы обучения одни и те же» .

Рисунок имеет большое значение в практической деятельности школьника, студента, рабочего, техника, инженера и людей различных специальностей, работающих в различных областях науки, техники и культуры. Он играет важную роль в определении контура, формы, объёма предметов и их рас положения в пространстве. При помощи рисунка человек также познаёт и изучает окружающую действительность. «Умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и различных агрегатов. Рисование и черчение приобретают теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники», - отмечали в свое время теоретики искусства .

Исходя из проблемы художественного образования нами была сформулирована тема исследования : «Графика как основа изобразительного искусства» .

Для проведения теоретического исследования мы определили задачи исследования :

1. отобрать и изучить теоретическую литературу по графике и её изобразительным возможностям;

2. на основе анализа литературы представить в тексте работы теоретические основы, виды и особенности искусства графики;

3. обобщить результаты исследования по теме « Графика как основа изобразительного искусства» и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования :

Изучение и анализ литературы;

Сравнение точек зрения искусствоведов;

Классификация и систематизация материала;

Моделирование;

Обобщение.

Глава 1. Общие сведения об искусстве графики.

1.1. Историческая справка возникновения и развития искусства графики.

Графика как вид изобразительного искусства появилась не сразу. Графические изображения создавались уже тогда, когда люди жили в пещерах, добывали огонь трением, шли на охоту с каменным топором. Рисунки процарапывались или наносились красками на стены пещер, были контурными, силуэтными. Краски вплоть до 13-14 веков выполняли в изобразительном искусстве второстепенную роль, лишь подчеркивая контуры рисунка, и носили декоративный характер.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям.

С одной стороны, отрабатывалось свободное движение руки, чтобы главные контурные линии легко наносились кистью на поверхность доски или папируса. С другой стороны, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур на стене для фрески, на камне для барельефа . Среди рисунков древних египтян наряду с религиозными сюжетами можно увидеть рисунки, отражающие жизненные впечатления: кошки гуляют среди зарослей папируса; девушка ловит рыбу; люди играют на музыкальных инструментах.

Древнегреческие художники утверждали, что сущность прекрасного в симметрии, в гармонии частей и целого. В основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры, однако рисунок использовался только в подготовительных и учебных целях, самостоятельного значения он ещё не имел .

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок в частности, имели как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на её эмоциональное и духовное состояние.

В эпоху Возрождения искусство рисунка приобрело самостоятельную значимость. Изучение памятников античности обусловило новое содержание искусства. Сложилась другая система художественного видения - изображение стало строиться как реальная картина. Особенно важным было формирование специфического языка рисунка. Линия приобрела пластическую выразительность, способность в самом нажиме передавать объём и пространство.

К этому времени в рисунке использовались свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разно­цветные чернила, акварель , белила. Рисовали перьями, кистями на белой бумаге и на бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Это обогатило художественные и технические возможности изображения .

В истории развития рисунка существовали два различных подхода к изображению, две системы передачи формы: объёмная, живописная. При объёмном изображении форма передаётся чётким контуром и моделировкой объёма, при живописном - контуры словно бы растворяются в окружающем воздушном пространстве.

Строгой, линейной манере следовали такие художники эпохи Возрождения как А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело .

Венецианские художники рисовали в свободной манере, к ним относятся: Джорджоне, Тициан, Б. Веронезе, Я. Тинторетто .

Большой вклад в развитие рисунка внёс Леонардо да Винчи. У него были целые альбомы с набросками, зарисовками и рисунками, которые потом становились шедеврами изобразительного искусства. Леонардо да Винчи является создателем первого в европейском искусстве пейзажного рисунка.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и другие. А. Дюрер создавал рисунки всех типов и жанров .

Русская школа 18-19 веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и многие другие ученики Академии художеств.

Рисунки А. Лосенко, И. Репина и многих других русских
мастеров дают представление о различных приёмах использования графических материалов .

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать растушку.

Большое значение имеет иллюстративный рисунок. Многие писатели и поэты делали рисунки и зарисовки, как иллюстрации к своим произведениям. Были художники, которые делали иллюстрации к детским книгам . Лучшие рисунки к ним создали - иллюстратор сказок, - анималист, мастер детской книги для дошкольников, и другие .

С наступлением Великой Отечественной войны рисунок стал носить военный характер. Выпускалось огромное количество плакатов и листовок. Рисунок стал серьёзным защитником Родины, который морально уничтожал врага.

После окончания войны основной тематикой рисунка стала жизнь советского человека.

Путь развития графики был трудным. А теперь можно с уверенность назвать рисунок не просто видом изобразительного искусства, но и её основой.

1.2. Виды графики.

По видам графику разделяют на:

1)станковую или листовую (станковый рисунок, эстамп, лубок);

2)книжную и журнально-газетную;

3)прикладную (грамоты, дипломы, марки, этикетки, афиши и др.);

4)гравюры (ксилография, линография, литография, офорт, сухая игла, гравюра на картоне и др.) .

Виды графики

Схема 1.1.

Один из авторов словаря по МХК, отмечает: «Станковая графика является тем видом графики, которая наиболее свободно позволяет художнику самому выбирать и трактовать тему своего рисунка. Она не связана с литературным текстом. Художник сам выбирает материал и формат листа. Станковые рисунки чаще выполняют на бумаге, картоне и материи, реже на дереве, металле и камне. К произведениям изобразительного искусства относится станковый рисунок» .

Эстампом называется художественное изображение, отпечатанное на бумаге с доски из дерева; металла, линолеума или специального камня. Для этого поверхность доски или камня обрабатывается соответственным образом/

Лубок - народная картинка, отличающаяся особой простотой и доступностью образов и предназначенная для массового распространения . Лубок печатался вначале с доски из липового луба. В 18-ом веке стали печатать с металлической доски, но название осталось то же. Обычно лубок сопровождался пояснительным, чаще всего стихотворным текстом. В России лубок в 17-ом веке имел религиозные темы, а в 18-ом веке главными образами стали сказочно-былинные, бытовые, сатирические. В годах художники, ёв, и другие исполняли патриотические лубки .

В советском искусстве художественную форму лубка художники использовали в плакате . В такой технике работали, и другие.

Книжная и журнально-газетная графика имеет свои особенности. Оформление книги, журнала и газеты проходит сложный процесс, в котором переплетаются художественное творчество и техника. Оформление книги - это выражение литературного содержания художественными и полиграфическими средствами. К художественным средствам относятся: различные иллюстрации, то есть изображения, раскрывающие содержание книги, журнала, газеты; рисованный орнамент, чертежи, схемы, карты, репродукции с фотографий, картин, плакатов; рисованные шрифты. К полиграфическим средствам относятся материалы для изготовления книги, то есть бумага, картон, краски и так далее, а также способы воспроизведения.

Гравюра - вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером .

Гравюру по способам печатания разделяют на три основные группы:

1) выпуклая печать;

2) углублённая печать;

3) плоская печать .

Гравюра выпуклой печати . К ней относится гравюра на дереве - ксилография и линолеуме - линогравюра. Для этой печати характерно удаление при помощи вырезания или выдалбливания доски тех мест, которые на бумаге остаться белыми. Выпуклости на доске покрываются краской. При оттиске на бумагу она оставляет след - рисунок.

Гравюра на дереве появилась в конце 6-го века. Родиной её считается Китай, она встречается в Индии, Японии и других странах. В России гравюра на дереве возникла в середине 16-го века .

Гравюра углублённой печати. К ней относятся все способы гравирования на металле: резцовая гравюра, «сухая игла» и меццотинто, а также офорт и его разновидности - мягкий лак и аквинта. Для углублённой гравюры характерны углубление на металлической доске в форме царапин или борозд. Резцовая гравюра на металле отнимает много времени, требует большого физического напряжения. Работа ведётся стальным резцом кубической формы с ромбовидным срезом. На стальную или медную доску путём вдавливания наносится рисунок.

В способе «сухая игла» гравер процарапывает металлическую доску специальной твёрдой иглой или осколком алмаза.

Способ меццотинто более сложный, но он допускает непрерывный и тончайший переход от тени к свету. Хорошие меццотинтовые оттиски редки и дороги, так как доски быстро стираются.

Офорт - вид гравюры на металле, в котором углубления получаются путём травления металла кислотами .

Полированную поверхность медной или цинковой доски покрывают кислотоупорным лаком. Особой иглой по лаку наносится рисунок. Кислота действует на металл только там, где повреждён лак, оставляя рисунок на металле.

Мягкий лак является разновидностью офорта, где вместо обычного покрывного лака применяется более жирный и мягкий по составу. Рисунок наносится не иглой, а карандашом, но не прямо на слой лака, а на тонкую бумагу, положенную на него .

Аквинта - также разновидность офорта. Этот приём используется для получения мягких акварельных переходов в травленой гравюре.

Классическая резцовая гравюра на металле и офорт получили в России расцвет в 18-ом веке .

Гравюра плоской печати. К ней относится литография. Рисунок наносится на поверхность специального литографского камня.

Литография делится на два вида: автолитографию и репродукционную литографию.

Автолитография - такой вид литографии, когда автор-художник сам создаёт своё произведение непосредственно на камне, с которого получается оттиск на бумаге .

Репродукционная литография резко отличается от автолитографии. Мастер-литограф только копирует уже готовый оригинал, данный художником.

1.3. Материалы графики.

Материалом для рисования с древних времён служил уголь; в Эпоху Возрождения входит в употребление так называемый «итальянский карандаш» (чёрный мел по качествам своим похожий на уголь) и сангина («красный мел»); с 16-го века применяется графит, а с конца 18-го века появляется карандаш в деревянной оправе .

Для выполнения заданий по рисунку наиболее предпочтительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, соус, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.

Разнообразие графических материалов

Схема 1.2.

Остановимся на некоторых особенностях графических материалов.

Графитный карандаш удобен и для учебных, и для творческих работ. Он имеет приятный серый тон и некоторый блеск, легко стирается резинкой. Этим карандашом создают рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Для рисования графитный карандаш самое простое и доступное средство.

Графит ложится на любую бумагу и не осыпается. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдёт для тональной работы. Хорошо выглядят рисунки карандашом на пожелтевшей от времени бумаге.

Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе.

1. Цветными карандашами также можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов особенно акварельными карандашами, которые можно размыть водой. В статье учителя отмечено: «Это материал, который доступен и прост в работе, поэтому им часто рисуют дети. Возможности цветных карандашей значительно богаче, но дети их не используют. Причина здесь в том, что детям, школьникам необходимо методически грамотно и увлекательно представить эти приёмы. Тогда цветные карандаши станут спутником творчества многих людей, даже непрофессионалов» .

«Научите детей использовать фантастические узоры для заполнения плоскости предмета, например, клеточки, волны, ромбики, кружки и вы увидите радостные глаза ребёнка. Он понял, что его рисунок стал значительно красочнее и интереснее. Использование декоративных пятен обогащает и раскрепощает детскую фантазию и непосредственно детский рисунок», - пишет.

«Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Углём можно работать двумя способами: используя линии и штрихи и применяя тональную тушевку. Уголь даёт глубокий бархатистый чёрный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им выполняют быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, позволяет передать свет и тень. Им рисуют на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях. Лучше использовать шероховатую бумагу. Интересные рисунки углём получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисунки углём следует закреплять специальным фиксативом или лаком для волос», - дает пояснения, авторитетный ученый-методист по изоискусству .

«Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет красивую плавную линию, которую нельзя стереть. Рисунок выполняют, используя линии, штрихи или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы.

Сангину , материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке ещё Леонардо да Винчи. Рисунки сангиной бывают линейные, штриховые и тоновые. Она хорошо растушевывается на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте. Осваивать технику работы этим материалом следует начинать с набросков, а продолжать в более длительных рисунках с натуры или по представлению», - замечает автор .

Соус - это материал для рисования в виде толстых палочек-карандашей из прессованных красителей с клеем, обёрнутых в фольгу. Он применяется в больших и длительных рисунках, в набросках и зарисовках. Существует две техники выполнения рисунков соусом: мокрый соус (размывается кистью с водой) и сухой соус (наносится на бумагу штрихом) .

Пастель - живопись сухими мягкими цветными карандашами без оправы, «спрессованными из стёртых в тонкий красочный порошок минеральных красителей с добавлением скрепляющего или разбеливающего вещества - гуммиарабика, молока, мела, гипса, талька. Пастельные карандаши бывают твёрдые, средней твёрдости и мягкие», - так определяет свойства материала . «В школьной практике учителя изоискусства используют пастель. С помощью нежных оттенков материала дети постигают закономерности колорита, могут выразить настроение, характер объекта, т. е. учатся тонко чувствовать эстетику окружающего мира», - замечает один из классиков методики изоискусства .

Пастелью также называют произведения, выполненные пастельными карандашами. Ими рисуют на шероховатой бумаге, картоне, загрунтованном холсте, замше, пергаменте. Рисунки, выполненные пастелью необходимо закреплять фиксатором или лаком для волос.

1.4. Изображение животных и птиц в искусстве графики.

Анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные. Художники-анималисты уделяют основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок .

Анималистические рисунки - древнейший вид изобразительной деятельности человека, уходящей своими корнями в эпоху верхнего палеолита (20-40 тысяч лет до н. э.). Образ зверя был настолько популярен в творчестве древних художников, что его изображения встречаются чаще других сюжетов в палеолите, мезолите и неолите. Целый ряд древних графических композиций можно считать шедеврами мирового искусства .

Именно тогда были намечены основные стили в изображении животных, определены графические приёмы.

Изображения зверей , сделанные рукою доисторического человека, исполнены по памяти и представлению и по обобщённости и точности образов напоминают выверенные графические композиции.

Графика животных Древнего Египта, Китая, стран Дальнего Востока, Америки и других регионов позволяет студентам найти близкие «по духу» изображения .

Изображение птиц и животных требует пристального изучения их внешнего облика. Характера пластики и конструктивного строения формы тела.

Рисунок птиц. Представление о происхождении и развитии птиц, об анатомическом строении и образе жизни поможет наблюдательному рисовальщику найти их индивидуальные особенности.

Известный художник-анималист советует: «Зарисовки лучше начать с неподвижной натуры - чучел птиц. Полезно вначале сделать несколько ознакомительных зарисовок или набросков с чучела большой птицы, а затем выполнить рисунок в разных положениях, предварительно познакомиться с их анатомическим строением, пропорциями и движением, влияющими на характер формы.

Очень полезны наброски и зарисовки домашних животных с натуры и в зоопарке. Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или их малоподвижные позы. В дальнейшем можно перейти к зарисовкам активно движущихся моделей» .

Борис Михайлович Неменский напутствует учителя: «Младший школьный возраст отличается подлинным интересом ко всему живому, к фауне и флоре окружающего мира. Нужно помочь детям увидеть красоту животных, пластику и грацию их движений. При грамотном объяснении, показе приёмов работы графическими материалами дети с удовольствием рисуют своих домашних питомцев, лесных обитателей, образы экзотических и фантастических зверей. Главное, передать свою увлечённость детям!» .

Заключение

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что графика действительно является основой изобразительного искусства, так как графический рисунок является первым этапом создания любого произведения изобразительного искусства. Все авторы едины во мнении о том, что рисунок является основой изображения, дает четкое, ясное представление о конструкции, объеме объекта.

О художественных возможностях графики подробно и образно пишут теоретики искусства, о разнообразии материалов мы подробно ознакомились, изучая монографии «Виды изобразительного искусства». В ходе исследования мы опирались на работы художника-анималиста и педагога-методиста. Исследование графики обогатило, расширило наши знания о графике, о её художественных возможностях.

Знакомство с мнением авторитетного учёного, художника и педагога в книге «Мудрость красоты» даёт нам основание считать, что учить детей понимать искусство графики, изучать художественные возможности разных материалов и предоставлять детям радость рисования карандашом, пастелью, фломастерами - это необходимый компонент художественного развития детей.

Изучение теории графического искусства необходимо мне, как будущему учителю, для более глубокого понимания организации работы на уроках.

В дальнейшем, в курсовой работе мы планируем выполнение творческих работ в графике и особый акцент попытаемся сделать на серии графических рисунков животных и создании практических пособий для обучения графике младших школьников.

Список литературы

1. Грушевицкая, Т. Г., Гузик, М. А., Садохин, по мировой художественной культуре [Текст] / , . - М.: Академия, 2001. - С. 198.

2. Дуканин, К. Н., Егоров, Ф. И., Лукинов, Б. П., Седов, К. М., Чарнецкий изобразительного искусства [Текст]/ , . - С-П.: « Искусство», 1999. - С. 200

3. Изергина, об искусстве [Текст]/ . - Ленинград: Издательство Академии художеств, 1962.

4. Карлов, птиц и зверей: изд. 2-е, дополн. [Текст]/ . - М.: Просвещение, 2001. - С. 76.

5. Конев, А. Ф., Маланов, рисовать. Рисуем собаку [Текст]/ , . - Минск, Харвест, 2003. - С. 102, с илл.

6. Неменский, красоты: учебное пособие для учителя [Текст]/ . – М.: Просвещение, 1992. – С. 307.

7. Сокольникова, искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]/ . - М.: Академия, 1999. - С. 324.

8. Юрская, цветными карандашами [Текст]/// Начальная школа. - № 10. – 2003. - С. 15– 18.

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Суть искусства определяется тем, что что оно представляет собой наиболее полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира. Само собой, искусство должно было принять разнообразные формы чтобы воплотить все идеи, мысли, чувства людей не в виде отвлеченных понятий, а во вполне конкретной форме. Для этого у искусства есть особое, только ему присущее средство - художественный образ. С помощью художественных образов искусство передает идеи в единстве содержания и чувственных форм. Однако, художественный образ предстает совершенно различным в разных видах искусства. Каждый вид искусства обладает своей спицификой, ставит собственные задачи и создает для их решения свои средства и приемы. Все искусства имеют свой собственный язык и определенное своеобразие художественных возможностей. В данной работе я постараюсь как можно точнее отразить особенности создания художественного образа в искусстве графики.

На основе различных признаков искусства можно распределить по различным группам и видам.

Во-первых, графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).

Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли,взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).

К изобразительным искусствам кроме графики относятся также живопись и скульптура. Но эти три вида изобразительных искусств имеют кроме общих черт огромное количество различий.

Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:

монументальную - тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;

станковую - выполняемую “на станке”, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);

декоративную - книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета. Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других “живых” материалов.

Если графика легко может быть классифицирована так же, как и другие изобразительные искусства, то чем же она радикально отличается от скульптуры и живописи?

Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет - в живописи).

Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho - пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги - белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительнось из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.

Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок.

Эстамп - от французского estamper - штамповать, оттискивать - оттиск на бумаге. Первоначальное изображение делается не непосредственно на бумаге, а на пластине какого-либо твердого материала, с которой потом рисунок печатается, оттискивается с помощью пресса. При этом можно получить не один экземпляр оттиска, а много, то есть тиражировать графическое изображение. Печатание применяется и в прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации. Но там печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой же графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непостредственный отпечаток творческой работы автора.

Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала - дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского слова graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапывания каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.

плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне;

выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона;

углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уровня фона.

В зависимости от материала, из которого создается печатная форма различают разные виды гравюры:

Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение на литографический камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году. В 19 веке получает распространение в станковой и социально-критической журнальной графике. (Французский художник Оноре Домье: “Опустите занавес, фарс сыгран” 1834г., “Улица Транснонен, 15 апреля 1834 года” 1834г., с 1837 по 1851г. - приблизительно 30 литографических серий - “Робер Манер”, “Парижские типы”, “Добропорядочный буржуа”, “Деятели правосудия”.)

Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется аллюминиевая пластина.

Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Краска накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге белыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют собой контурный рисунок толстыми черными линиями. Ксилография появилась в средние века всвязи с необходимостью книгопечатания. (Германские художники Альбрехт Дюрер: “Четыре всадника” 1498г. и Ганс Гольбейн Младший серия гравюр “Образы смерти” 1524-1525г.г.)

Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксилографии. Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, овтсутствие мешающих резцу искусственных волокон).

Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и безтравления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тиража), меццо-тинто (“черная печать”), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак).

Офорт - от французского eau-forte - азотная кислота. Рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрывающего металлическую пластину. Прцарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. (Французский художник Жак Калло: серия “Большие бедствия войны” 1633г., серия “Низшие” 1622г.)

Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем процарапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металлической доски.

Меццо-тинто - от итальянского mezzo - средний и tinto - окрашеный. Вид углубленной гравюры, в которой поверхности металлической доски гранильником придается шероховатость, дающая при печати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.

Акватинта - от итальянского aquatinta - метод гравирования, основанный на протравливании кислотой поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислотоотталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

Каждый из вышеупомянутых способов гравюры имеет свои особенности в зависимости от материала и используемых инструментов. Так, например, ксилография более жестка, сурова, по сравнению с гравюрой на металле. По стилю ксилография склонна к преувеличению, обобщению, тяготеет к яркому, экспрессивному образу. Дерево - своевольный, неоднородный материал, диктующий собственные условия. Металл же - более организован, податлив. Ксилографии практически недоступны тонкие, нежно-летящие линии, плотная сеть перекрестных штрихов, которые в гравюре на металле создают постепенный переход от светлого пятна к темному. Ксилография больше походит для создания сатирических произведений, она более народна. (Например, лубки, - народные картинки, относящиеся, как привило, к декоративной графике, отличаются простотой и доступностью образов, откликаютчся на политические события, также изображают сцены быта. Техника исполнения лубка - обычно ксилография, иногда литография или гравюра на меди, раскрашиваемая после печати от руки.) Гравюра же на металле выполненная, например, в технике офорта, как правило, включает в себя строгую систему параллельных и перекрестных штрихов, соответствующих форме изображаемого предмета. Офорту наиболее доступно создание объема, пространства, света.

Литография же, в сравнении с другими видами печатной графики, стоит совсем особняком. Как самое непостредственное, гибкое и послушное средство выражения художественных замыслов. И материал в данном случае не диктует никаких своих условий. Художник может рисовать на камне как на бумаге, и изображенное им с точностью отпечатывается на листе.

Но литографии недоступна четкость линии, она мене “графична” по сравнению с ксилографией и гравюрой на металле. Ей свойственны мягкие как бырхат, широкие линии штриха. Ночь и ткман ближе этой технике, чем днейвной свет (Французский художник Одилон Родон: “Болотный цветок”, из серии “Посвящение Гойе”, 1885г.)

Таким образом, в зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры.

Более доступным в исполнении, не требующим специальных технологий травления, печати является станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью.

Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии. Штриха и пятна. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования. Темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

Зародился рисунок еще в эпоху верхнего палеолита - рисунки животных, процарапанные на камне, кости, нарисованные на стенах пещер (пещеры Альтамиры в Испании, пещеры фон де Гон, Монтеспан фо Франции). Рисунок эволюционирует от линий выдавленных или процарапанных к линиям нарисованым, силуэту, штриховке, к цветному пятну.

От искусства древневосточной цивилизации, искусства Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и всех послкдующих эпох до наших дней обучение изобразительным искусствам начиналось с изучения рисунка. Основные правила построения изображения на плоскости были в центре внимания таких известных художников как Леонардо да Винчи, Дюрер.

“Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки,” - писал великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буанарроти (1475-1564).

Длительное время рисунок служил лишь вспомогательным материалом для художника. В эпоху Ренессанса, в эпоху наблюдения за натурой, рисунок освобождается от зависимости и начинает становиться самостоятельной ценностью (17-18 в.в.). Сначала для рисунка используют сангину, уголь, серебряный карандаш. Позже появляется графитный какандаш и резиновый ластик. В 19 веке авторская графика становится совершенно независимой от живописи. Возникают краски на водной основе (акварель, гуашь). В 20 веке возникает цветная тушь.

Рассмотрим особенности различных техник рисунка:

Перо - используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). Ранее использовали гусиные, тростниковые и соломенные перья. В настоящее время в художественной практике распространены металлические перья различных размеров и форм. В зависимости от формы наконечника пера (узкого, острого, тупого, широкого или закругленного) получают различные линии и штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовать мельчайшие детали. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от художника большой собранности, аккуратности, самодисциплины.

Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обозженных тонких веток или обструганых палочек липы, ивы или других пород деревьев. В 19 веке получил распространение твердый уголь из пресованного угольного порошка c добавлением растительного клея (сухой грифель). Линии и штрихи, нанесенные на бумагу с шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяются с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненые сыпучим углем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отличие от натурального рисовального угля палочки из спресованного угольного порошка дают жирные вязкие линии, которые очень трудно удаляются. Техника рисунка углем разнообразна, так как заточенным стержнем или палочкой угля можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов. Можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объемно-пространственные задачи. (Художники, работавшие углем: Х. Гольбейн (1497 - 1543), Ж. Энгр (1780 - 1867), И. И. Шишкин (1832-1894), В. А. Серов (1865 - 1911), И. Е. Репин (1844 - 1938), Н. И. Фешин (1881 - 1955).)

Сангина - так же как и уголь, широко применяется в рисунке. Изготавливается сангина в виде палочек без оправы различных красно-коричневых тонов. В отличие от натуральной искусственная сангина производится из каолина и окислов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется теплого красно-коричневого тона. Близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плонтности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. (Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль (1483 - 1520, П. П. Рубенс (1577 - 1640), А. Ватто (1684 - 1721), Ж. О. Фрагонар (1732 -1806), Ж. Б. Шарден (1699 - 1779).)

Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спресованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочками) рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксативом (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают и застекляют в раму. Так называемая “чистая пастель” выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или рукой. (Широко известны произведения, выполненные в технике пастели, зарубежных мастеров: Л. Караччи (1555-1619), Х. Гольбейна, Э. Манэ (1832-1883), Э. Дега (1834 - 1917). В России - И. И. Левитан (1860 - 1900), В. А. Серова.)

Соус - жирные черные палочки циллиндрической формы диаметром 8-10 мм. обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спресованного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных - беличьи, барсучьи, колонковые и других.

Рисунок кистью помогает решать сумму задач: переход от линии к тону и наоборот, что очень важно для выявления общих отношений и характерных деталей, совмещать тональную широту с тонкой прорисовкой.

На грани живописи и графики находится не только пастельная техника, но и техника акварели и гуаши.

Акварель - от латинского aqua - вода - краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Работы выполненные непрозрачной акварелью с примесью белил появились еще в Древнем Египте, античном мире, в средние века - в Европе и Азии. До нас дошли произведения, выполненные художниками на папирусах и рисовой бумаге. В средние века в Западной Европе и на Руси акварель употребляли для украшения церковных книг (раскраски орнаментов, заглавных букв в рукописях), а затем и в создании миниатюрных работ, при ручной расскраске печатных книг. Чистая акварель - без примеси белил - получила широкое распространение в начале 15 века. Ее основные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже - шелка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает в себе особенности графики (активная роль бумаги в построении изображения и в передаче художественного образа) и живописи (богатый тон, построение формы и пространства цветом). Специфические приемы акварели - размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель выполняемую кистью часто вводится рисунок пером или карандашом. В 15 - 17 веках акварель имела прикладное значение и сужила главным образом для раскрашивания гравюр, чертежей,эскизов. Со второй половины 18 века акварель стала широко применяться для создания пейзажей, так как быстрота работы акварелью позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность этой техники облегчает передачу атмосферных явлений. В конце 19 века в Италии возникла манера плотной многослойной акварели по сухой бумаге, с характерными звучными контрастами света и тени, цвета и белого фона. (В России в такой манере работали К. П. Брюллов, А. А. Иванов). В конце 19 - начале 20 века все чаще стали употреблять акварель в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью и другими материалами.

Гуашь - от итальянского guazzo - водяная краска - краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал) и примесью белил. От названия краски берет название и техика. Гуашь обычно употребляется для работы по разнообразной основе - бумаге, картону, полотну, шелку. Гуашь возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водным краскам стали подмешивать белила. Гуашь широко использовалась уже в средние века в искусстве многих стран Европы и Азии для выполнения книжных миниатюр, а начиная с эпохи Возрождения - также для эскизов, картонов, подцвечивания рисунков, а позже - для портретных миниатюр. Начало производства специальных гуашевых красок в середине 19 века способствовало окончательному обособлению гуаши от акварели. В России техника гуаши достигла высокого развития в конце 19 - начале 20 века в творчестве В. А. Серова, А. Я. Голована, С. В. Иванова и других художников, которые применяли гуашь при работе над большими станковыми произведениями, используя ее особенности (плотность и матовость тонов) для достижения декоративных эффектов. По технике гуашь ближе к акварели, а по художественному воздействию - к пастели. В настоящее время гуашь используют для выполнения оригиналов плакатов, книжной и прикладной графики, эскизов и декоративных работ.

Рассматривая различные виды графических работ, я все ближе и ближе подошла к живописи, но также в процессе рассмотрения выявились основные отличия графики от живописи:

огромное значение в графике имеет преобладание линии (линия как таковая в природе вообще не существует, но в графике она либо проведена явно каким-либо инструментом - будь то резец. карандаш или кисть, либо создается соседствующими пятнами - ахроматическими или хроматическими, как в акварели и гуаши);

графика более контрастна, в основном это контраст черного и белого, контаст фона и рисунка, особое взаимодействие фона и изображения (не случайно основой графических работ чаже всего является бумага - она предоставляет широкие возможности в выборе фактуры, цветового оттенка фона);

графика не загромождает пространство, а наоборот создает его, в чем-то она похожа на музыку - ей свойственны паузы, и паузы эти играют большую роль;

графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания;

графика в основном имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т. д.).

Последние два пункта вступают в некоторое противоречие - с одной стороны графическое произведение наиболее полно отражает характер художника, с другой стороны - графика более декоративное, декоративно-прикладное искусство, нежели станковое произведение. Здесь стоит привести некоторый пример, в котором соседствуют обе эти черты, отнюдь не взаимоисключая друг друга, а наоборот друг друга взаимодополняя. В качестве этого примера хотелось бы привести творчество гениального английского графика, одного из основоположников стиля модерн Обри Винсента Бардслея (1872-1898).

Созданное этим художником, до сегодняшнего дня продолжает существовать как уникальный памятник книжной иллюстрации и дизайна (иллюстрации к "Саломее" ОскараУайльда, рассказам Эдгара По, "Лисистраты" Аристофана, а также многочисленные виньетки, эскизы обложек и титульных листов).

Сперва Бердслей набрасывал композицию карандашом. в общих чертах, покрывая бумагу на первый взгляд каракулями, которые постоянно стирал и потом снова наводил, пока гладкий бумажный лист не превращался в решето от резинки и перочинного ножа; по этой-то шерохоатой поверхности он и работал, золотым пером, оставляя тонкий след тушью, часто совершенно игнорируя сделанные до того линии, потом тщательно вычищаемые. Таким образом все зарождалось, репетировалось, исполнялось на одном и том же листе. Бердслей отделил свет от тьмы. Для света - белая бумага, для тьмы - черная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивителньную силу. Только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши.

В работах Бердслея - его характер, его собственное видение окружающего мира. Как например, все шестнадцать рисунков к "Саломее" самостоятельны и не связаны с текстом, но тем не менее трудно найти более точный комментарий к духу и стилю Оскара Уайльда и трудно найти в мировом искусстве библейскую Саломею более выразительную, хотя Бердслей и надевает на нее парижскую шляпу, а в финале хоронит ее в серебряной пудренице.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»