Конспект занятия «Русские народные сказки в творчестве художника-иллюстратора Е. М

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Евгений Михайлович Рачев - заслуженный деятель искусств РСФСР, советский художник-анималист, известный своей работой в области книжной графики.

Родился в городе Томске. Он рано потерял отца. Мать его была врачом, а отчим инженером-строителем.

Детство свое он провел в деревне у бабушки, под Томском, в сибирском селе Юдино. Когда Евгению шёл двенадцатый год, в стране произошёл Октябрьский переворот, началась Гражданская война. В 1920 году, спасаясь от голода, он был вынужден в одиночку, добираться из Сибири в Новороссийск, к матери. В то тяжёлое голодное время он учился в мореходной профтехшколе, работал в порту грузчиком и машинистом на лебёдке, потом перешёл в паровозный политехникум. Но всё больше привлекало его искусство: писал стихи, рисовал.

В 1928 году он с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, затем недолго учился в Киевском художественном институте и с 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни.

В 1936 году рисунки Рачева увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. Молодой художник переехал в столицу и стал активно работать, но вскоре началась Великая Отечественная война, и он ушёл на фронт, ему поручили оформлять фронтовую газету. После войны Евгений Михайлович продолжил работу в «Детгизе», кроме того, он сотрудничал и со многими другими издательствами. А, начиная, с 1960 года стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет.

Работе с книгами Рачев посвятил всю свою творческую жизнь, более шестидесяти лет, и создал сотни прекрасных рисунков. При этом художник всегда помнил о своем маленьком зрителе и старался, чтобы его рисунки были понятны ребенку.

С иллюстрациями Рачева было издано множество книг, среди которых: Владимир Обручев «Плутония» ; Пришвин М. М. «Кладовая солнца» и «Золотой луг»; Дуров В. Л. «Мои звери»; Мамин-Сибиряк Д. М. «Алёнушкины сказки»; Салтыков-Щедрин М. Е. «Сатирические сказки». В 1958–1959 годах специально для выставки «Советская Россия» Рачев подготовил целую серию рисунков к басням И. А. Крылова Он создал замечательные рисунки к произведениям В. М. Гаршина, И. Я. Франко, Л. Н. Толстого, С. Михалкова, В. В. Бианки и, конечно же, к народным сказкам: украинским, русским, белорусским, венгерским, румынским, таджикским, а также к сказкам народов Севера.

В 1973 году Е.М. Рачев стал Лауреатом Государственной премии РСФСР за иллюстрации книг: «Терем-теремок», И.А.Крылов «Басни», С.Михалков «Басни».

В 1986 году за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» Е.М. Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО - IBBY. IBBY один раз в два года присуждает Международную премию имени Ханса Кристиана Андерсена «детским» авторам - писателям и художникам, а также Почетные дипломы лучшим детским и юношеским книгам из числа недавно изданных.

В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачева была отмечена наградой зрительских симпатий - «Золотой ключик».

Над значительной частью своих книг Евгений Михайлович работал вместе со своей женой Лидией Ивановной Рачевой (1923 - 2011), которая часто собирала материал для его будущих книг, делала зарисовки орнаментов и народных костюмов в музеях, переводила и пересказывала сказки разных народов, была составителем сборников сказок и даже рассчитывала макеты книг для того, чтобы было точное соответствие теста и будущих иллюстраций. Например, когда возникла идея сделать иллюстрации к басням Крылова, она в архивах собрала материал, который позволил привязать сюжеты басен к реальным событиям, что позволило создать уникальные рисунки, точно соответствующие тексту басен и событиям, к которым они были обращены. Эта книга басен очень отличалась от всех других книг с баснями Крылова, басни были снабжены комментариями, написанными Лидией Ивановной, которые доносили до читателей смысл, заложенный в них Иваном Крыловым. Были и другие книги, в которых вы можете увидеть, что в числе создателей была Л.Грибова - то есть Лидия Ивановна Рачева.

Евгений Михайлович Рачев прожил долгую жизнь, на нее пришлось много событий – и личных, и тех, что пережили его современники, он родился в одной стране – царской, а умер в третьей – «демократической», живя все время в одной и той же. Его похоронили на Калитниковском кладбище в Москве в 1997 году, провожать его пришли те художники, с которыми он работал в издательстве “Малыш”.

======================================

Правообладателем на использование произведений художника является участник нашего сайта

Евгений Рачёв

Е. М. Рачёв в мастерской
Имя при рождении:

Евгений Михайлович Рачёв

Жанр:

живопись, иллюстрация

Награды:

Серебряная медаль АХ СССР

Звания:
Премии:

Евгений Михайлович Рачёв ( - ) - русский и советский художник -анималист , график , иллюстратор .

Биография

Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 до 1945 года. Войну начал в ополчении под Москвой. В 1945 был командирован из армии для праздничного оформления Москвы вместе с другими художниками.

В 1960-х годах, после создания издательства «Детский мир» (с 1963 года - «Малыш»), стал главным художником и почти 20 лет проработал в нём.

Из всего многообразия сказочных сюжетов и басен выбирал те, которые были ближе ему как художнику-анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные.

Стремясь к психологической выразительности и социальной заострённости образов, художник использовал тонко подмеченные им природные качества, повадки и привычки животных, вводил в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода.

Награды

  • Серебряная медаль АХ СССР за иллюстрации к басням И. А. Крылова (1961)
  • Почётный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY) , который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» (1986).
  • Награда зрительских симпатий - «Золотой ключик» за многолетнюю работу (1996).
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1973) - за иллюстрации и оформление книг для детей и юношества: «Терем-Теремок», «Басни» И. А. Крылова, «Басни» С. В. Михалкова.

Напишите отзыв о статье "Рачёв, Евгений Михайлович"

Литература

  • . - М . : АО Издательская группа «Прогресс», 1996. - С. 100.
  • Ляхов В. И. Е. М. Рачёв // Искусство книги. - М ., 1961. - Вып. 2. - С. 182-184.
  • Черейская М. Е. М. Рачёв // Искусство. - 1957. - № 4. - С. 26-27.

Ссылки

  • (сканы)

Отрывок, характеризующий Рачёв, Евгений Михайлович

– Лучше, – неохотно отвечала Наташа.

На другой день, по совету Марьи Дмитриевны, граф Илья Андреич поехал с Наташей к князю Николаю Андреичу. Граф с невеселым духом собирался на этот визит: в душе ему было страшно. Последнее свидание во время ополчения, когда граф в ответ на свое приглашение к обеду выслушал горячий выговор за недоставление людей, было памятно графу Илье Андреичу. Наташа, одевшись в свое лучшее платье, была напротив в самом веселом расположении духа. «Не может быть, чтобы они не полюбили меня, думала она: меня все всегда любили. И я так готова сделать для них всё, что они пожелают, так готова полюбить его – за то, что он отец, а ее за то, что она сестра, что не за что им не полюбить меня!»
Они подъехали к старому, мрачному дому на Вздвиженке и вошли в сени.
– Ну, Господи благослови, – проговорил граф, полу шутя, полу серьезно; но Наташа заметила, что отец ее заторопился, входя в переднюю, и робко, тихо спросил, дома ли князь и княжна. После доклада о их приезде между прислугой князя произошло смятение. Лакей, побежавший докладывать о них, был остановлен другим лакеем в зале и они шептали о чем то. В залу выбежала горничная девушка, и торопливо тоже говорила что то, упоминая о княжне. Наконец один старый, с сердитым видом лакей вышел и доложил Ростовым, что князь принять не может, а княжна просит к себе. Первая навстречу гостям вышла m lle Bourienne. Она особенно учтиво встретила отца с дочерью и проводила их к княжне. Княжна с взволнованным, испуганным и покрытым красными пятнами лицом выбежала, тяжело ступая, навстречу к гостям, и тщетно пытаясь казаться свободной и радушной. Наташа с первого взгляда не понравилась княжне Марье. Она ей показалась слишком нарядной, легкомысленно веселой и тщеславной. Княжна Марья не знала, что прежде, чем она увидала свою будущую невестку, она уже была дурно расположена к ней по невольной зависти к ее красоте, молодости и счастию и по ревности к любви своего брата. Кроме этого непреодолимого чувства антипатии к ней, княжна Марья в эту минуту была взволнована еще тем, что при докладе о приезде Ростовых, князь закричал, что ему их не нужно, что пусть княжна Марья принимает, если хочет, а чтоб к нему их не пускали. Княжна Марья решилась принять Ростовых, но всякую минуту боялась, как бы князь не сделал какую нибудь выходку, так как он казался очень взволнованным приездом Ростовых.
– Ну вот, я вам, княжна милая, привез мою певунью, – сказал граф, расшаркиваясь и беспокойно оглядываясь, как будто он боялся, не взойдет ли старый князь. – Уж как я рад, что вы познакомились… Жаль, жаль, что князь всё нездоров, – и сказав еще несколько общих фраз он встал. – Ежели позволите, княжна, на четверть часика вам прикинуть мою Наташу, я бы съездил, тут два шага, на Собачью Площадку, к Анне Семеновне, и заеду за ней.
Илья Андреич придумал эту дипломатическую хитрость для того, чтобы дать простор будущей золовке объясниться с своей невесткой (как он сказал это после дочери) и еще для того, чтобы избежать возможности встречи с князем, которого он боялся. Он не сказал этого дочери, но Наташа поняла этот страх и беспокойство своего отца и почувствовала себя оскорбленною. Она покраснела за своего отца, еще более рассердилась за то, что покраснела и смелым, вызывающим взглядом, говорившим про то, что она никого не боится, взглянула на княжну. Княжна сказала графу, что очень рада и просит его только пробыть подольше у Анны Семеновны, и Илья Андреич уехал.
M lle Bourienne, несмотря на беспокойные, бросаемые на нее взгляды княжны Марьи, желавшей с глазу на глаз поговорить с Наташей, не выходила из комнаты и держала твердо разговор о московских удовольствиях и театрах. Наташа была оскорблена замешательством, происшедшим в передней, беспокойством своего отца и неестественным тоном княжны, которая – ей казалось – делала милость, принимая ее. И потом всё ей было неприятно. Княжна Марья ей не нравилась. Она казалась ей очень дурной собою, притворной и сухою. Наташа вдруг нравственно съёжилась и приняла невольно такой небрежный тон, который еще более отталкивал от нее княжну Марью. После пяти минут тяжелого, притворного разговора, послышались приближающиеся быстрые шаги в туфлях. Лицо княжны Марьи выразило испуг, дверь комнаты отворилась и вошел князь в белом колпаке и халате.
– Ах, сударыня, – заговорил он, – сударыня, графиня… графиня Ростова, коли не ошибаюсь… прошу извинить, извинить… не знал, сударыня. Видит Бог не знал, что вы удостоили нас своим посещением, к дочери зашел в таком костюме. Извинить прошу… видит Бог не знал, – повторил он так не натурально, ударяя на слово Бог и так неприятно, что княжна Марья стояла, опустив глаза, не смея взглянуть ни на отца, ни на Наташу. Наташа, встав и присев, тоже не знала, что ей делать. Одна m lle Bourienne приятно улыбалась.

Евгений Михайлович Рачёв (1906 - 1997) - русский и советский художник-анималист, график, иллюстратор.

Биография

Родился 26 января (8 февраля) 1906 года в Томске. Детство провёл в Сибири в семье деда. После окончания гражданской войны, пробрался сквозь всю страну на юг в Новороссийск. Работал в порту грузчиком.

В 1928 году с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум, затем недолго учился в Киеве в художественном институте, с 1930 года начал сотрудничать в различных издательствах в качестве художника-иллюстратора. Его книжные иллюстрации были замечены, и Е. Рачёв был приглашен в Москву, на работу в детском издательстве - Детгиз.

Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 до 1945 года. Войну начал в ополчении под Москвой. В 1945 был командирован из армии для праздничного оформления Москвы вместе с другими художниками.

В 1960-х годах, после создания издательства «Детский мир» (с 1963 года - «Малыш»), стал главным художником и почти 20 лет проработал в нём.

Творчество

Ведущая тема творчества Е. Рачёва - иллюстрации русских, украинских, башкирских, белорусских, болгарских, северных народных сказок, басен, сказок классиков русской и мировой литературы. Кроме того, автор иллюстраций многих сборников рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В. В. Бианки, М. М. Пришвин, П. Н. Барто, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. М. Гаршин, О. Д. Иваненко и другие.

Среди иллюстрированных им книг басен и сатирических сказок, написанные И. А. Крыловым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, Р. Помбо, И. Я. Франко, С. В. Михалковым.

Из всего многообразия сказочных сюжетов и басен выбирал те, которые были ближе ему как художнику-анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные.

Стремясь к психологической выразительности и социальной заострённости образов, художник использовал тонко подмеченные им природные качества, повадки и привычки животных, вводил в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода.

Награды

  • заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • народный художник РФ
  • Серебряная медаль АХ СССР за иллюстрации к басням И. А. Крылова (1961)
  • Почётный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» (1986).
  • Награда зрительских симпатий - «Золотой ключик» за многолетнюю работу (1996).
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1973) - за иллюстрации и оформление книг для детей и юношества: «Терем-Теремок», «Басни» И. А. Крылова, «Басни» С. В. Михалкова.

Литература

  • Книжное дело: журнал. - М. : АО Издательская группа «Прогресс», 1996. - С. 100.
  • Ляхов В. И. Е. М. Рачёв // Искусство книги. - М., 1961. - Вып. 2. - С. 182-184.
  • Черейская М. Е. М. Рачёв // Искусство. - 1957. - № 4. - С. 26-27.

Людмила Кислицына
Конспект занятия «Русские народные сказки в творчестве художника-иллюстратора Е. М. Рачёва»

Цель : продолжать знакомить с творчеством художника-иллюстратора Е . М. Рачева.

Задачи :

Учить понимать содержание рисунков, всматриваться в образы, созданные художником ;

Учить сравнивать героев разных сказок и анализировать их поступки;

Расширять представления о многообразии художественных выразительных средств;

Воспитывать эмоциональное восприятие иллюстраций, внимательное, осмысленное отношение к рисункам в книге.

Оборудование : презентация, карточки для д/игр, костюмы для инсценировки сказки «Лиса и журавль» , комплект иллюстраций Е. М. Рачева к сказкам , иллюстрированные книги «Терем-теремок» , «Летела сова-веселая голова» , и др., детские рисунки для выставки.

Орг. момент

Ребята, сегодня у нас особенное занятие , давайте поприветствуем гостей, которые сегодня к нам пришли.

Вступительная беседа

Послушайте стихотворение , из которого вы узнаете о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Люблю я слушать старины преданья

Из глубины веков, от точки мирозданья.

В них мудрость предков собрана для нас,

И вроде прост сюжет и незатейлив сказ ,

Но вьётся ниточка, как чистый ручеёк,

Событий сказочных указывая срок ,

Спешит за нитью брошенный клубок,

Наматывая серебро волшебных строк.

И ты уже не можешь оторваться,

И хочется скорее оказаться

Среди волшебных шепчущих дубрав,

Где каждый листик свой имеет нрав,

Где зло всегда наказано добром,

Где скуки не найдёшь ты днём с огнём,

Где смелость трусости даёт неравный бой,

А жадность, лесть наказаны с лихвой,

Где правда побеждает ложь и наговор,

И справедливость там всегда даёт отпор.

Сообщение темы занятия

Ребята, о чем это стихотворение ? сказке )

А знаете ли вы, что такое сказка ? (Сказка - вымышленная история, жанр устного народного творчества )

Для определения точного значения этого слова, нам конечно нужно обратиться к толковому словарю (Ефремовой) .

СКАЗКА

Женский род

1. Повествовательное, обычно народно -поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь разг.

Вспомните, какие бывают сказки ? (Авторские и народные ) .

Какой должна быть книга для детей по вашему мнению? (Красивой, с рисунками, интересной) .

Что обязательно должно присутствовать в книге? (Рисунки, иллюстрации) .

Как называется человек, иллюстрирующий книгу? (Художник – иллюстратор ) .

Дидактическая игра «Что нужно художнику для работы

.

Дидактическая игра «Что нужно художнику для работы

Дети выбирают нужные картинки (Гуашь, тушь, пастель, акварель, карандаш, масляные краски) .

Беседа о художнике-иллюстраторе Е . М. Рачеве

Сегодня мы с вами будем рассматривать иллюстрации одного из художников .

Давным-давно родились в народе первые сказки о животных . Люди, которые создавали эти сказки , хорошо знали, как ведут себя животные, какие у них характеры. Они знали, что лиса - хитрая, волк - жадный и часто бывает глупым, а заяц всегда и всех боится. Именно такими чертами обычно наделены эти животные и в сказках .

Но в характерах и поступках сказочных животных выражаются черты и действия людей. Звери говорят на человеческом языке, мыслят и поступают, как люди : добрые и злые, храбрые или трусливые, умные или глупые.

Много лет сказки о животных иллюстрировал художник Евгений Михайлович Рачев. (Показать портрет) .

Рисовать он начал еще в детстве. Он превращает обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев . Заставляет их жить по-новому. Во внешнем виде, в поведении и в характере животных Евгений Михайлович умело передавал черты и поступки, свойственные людям.

Ребята, а что необычного в рисунках Е. М. Рачева вы заметили? (Он их одевает как людей) .

Да, а чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их «одевает» . Одевает, как людей, в русские национальные костюмы.

- «Скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается.» Посмотреть рисунки можно очень быстро, но вот создать их. Для этого нужна большая подготовительная работа. Поэтому Рачёва можно было часто увидеть в зоопарке, в лесу, у реки, в библиотеке или в музее. Художник делает зарисовки . Ему надо было узнать, как в старину одевались люди, какие были дома, предметы труда и быта крестьян. И художник стремился как можно лучше ее узнать. Рисовал он акварелью, гуашью и углем.

Лисы, медведи, волки и зайцы в рисунках Е. М. Рачёва одеты в костюмы людей, ходят на двух ногах, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди. (показать иллюстрации.) Недаром в сказках животных часто называют по имени отчеству Лиса Патрикеевна, Михайло Потапыч, Котофей Иванович? (Животные говорят и действуют, как люди) . Недаром появились такие характеристики людей, которые сравнивают их с животными.

Дидактическая игра «Продолжи»

Хитрый как, голодный как,грязный как … ,неуклюжий как,упрямый как… ,трусливый как…

1. Сказка «Колобок»

Кто это? (Лиса)

Какой у нее взгляд? (Довольный, хитрый) .

Как вы думаете, какая лиса по характеру? (Ласковая, добрая, милая, но и хитрая, она же съест колобка) . Посмотрите, лиса слушает песенку колобка. Она такая ласковая, такая милая. Но добра от нее не жди! Она обманет колобка и съест его! И от удовольствия лиса даже зажмурилась!

2. Сказка «Заюшкина избушка»

А вот другая лиса. (Иллюстрация)

Какая здесь лиса? (Злая, крикливая, наглая) .

Что она делает? (Она забралась на печку и кричит на зайца : выгоняет его из его же дома).

Обратите внимание, как светятся недобрым огоньком её глаза, а поза и широко раскрытая пасть помогают нам почувствовать, что лиса злая и наглая.

3. Сказка «Кот, петух и лиса»

А сколько лёгкости и изящества в быстром беге ещё одной лисы!

Как она прижимает к себе петушка? (ласково)

Смотрите, как нежно и вместе с тем крепко прижимает она к себе петушка.

Куда смотрит лиса?

На бегу лисица повернула голову, подняла уши - не догоняет ли её кто-нибудь? Ведь она украла петушка! Нет, погони не видно. И поэтому лиса довольна : её ярко-жёлтые глаза сверкают.

4. Сказка «Лиса и волк»

Посмотрите на этого волка. Какой он? (Жалкий, не страшный, простой, глупый) . Это совсем не страшный волк. Художник изобразил его простоватым и даже глупым. По совету хитрой лисы, он опустил хвост в прорубь, чтобы поймать рыбу. (В какое время суток волк сидит у проруби)

Тёмной ночью сидит он на морозе и ждёт. Ждет и не догадывается, что лиса обманула его. Ему холодно.

Как вы поняли, что ему холодно?

За ночь хвост примёрз ко льду крепко-крепко. А волк думает : «Вот сколько рыбы я поймал!» Целую ночь просидел волк около проруби и не мог вытащить свои хвост. А утром пришли к проруби за водой женщины и избили волка. Прыгал он, прыгал и оторвал себе хвост. Только тогда и смог убежать.

А лиса и во второй раз обманула волка. (Иллюстрация)

Вот она едет на волке. Посмотрите, какая здесь лиса? Довольная, хитрая лисица!

А какой волк? (Жалкий)

Работа по карточкам

– Определите, какие слова здесь о лисе, какие – о волке :

хитрый глупый

простодушный ловкий

проворный простак

бесхитростный коварный

изворотливый невезучий

лукавый бестолковый?

Подчеркните красным карандашом качества лисы, синим - качества волка.

– Нравится ли тебе лиса? А волк?

В каких еще сказках лиса всех обхитрила ? (Обманывает волка ("Лиса и волк") ; обманывает петуха ("Кот, петух и лиса") ; выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц") ; меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса") .

– Каким сказочным героям всё же удалось обмануть, наказать, победить лису? (петух, кот, журавль, собаки)

– Какой герой в сказках может сравниться с лисой в хитрости? (кот, журавль, рак)

Драматизация сказки «Лиса и журавль»

Дети исполняют роли героев сказки .

А теперь давайте посмотрим на волка из другой сказки . (Иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят» ). Волк здесь кровожаден и беспощаден.

Любимый персонаж русских сказок - медведь . (Иллюстрация) .

Посмотрите на этого медведя. Какой он, по-вашему мнению? (Добрый, большой, сильный)

Посмотрите, косолапый стоит около избушки и не понимает, почему лиса его не боится. Его добродушная физиономия выражает удивление, рот приоткрыт, брови высоко подняты. Как же так? Он такой большой и сильный, а не может помочь зайчику : выгнать лису из заячьей избушки.

А вот другой медведь. (из сказки «Маша и медведь» ).

Какой здесь медведь? (ответы детей) . Да, глуповатый медведь сидит, а девочка Маша ставит перед ним большой пузатый горшок с кашей.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна : (Потягивания - руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки,

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки -

Для медведя витаминки. (Наклоны : правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся,

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

В сказке «Колобок» медведь сидит довольный и ест мед.

Какого еще героя русских народных сказок вы знаете ? (Заяц)

Да это заяц. (Рассматриваем иллюстрации сказка «Колобок» ) Взгляд у зайца хитроватый.

- Сказка «Лиса и заяц» . Он вышагивает рядом с петушком и не верит, что он ему поможет, он напуган.

- Сказка «Заяц- Хваста» . Посмотрите, как стоит этот заяц? (Подбоченясь, он будто говорит : «Вот я какой!»

Усы вверх торчат. Уши поднял от удовольствия, хвалится, глаза веселые.

Ребята, в рисунках Е. Рачева - заяц ведет себя как человек. Художник даже тулупчик надел на него.

А теперь посмотрите на зайца, которого ругает ворона. (Заяц опустил уши, глаза напуганные, лапы повисли) .

Рисуя иллюстрации к сказкам , Рачёв , кроме самих сказочных персонажей , создаёт обстановку, в которой они живут и действуют. Он как бы вводит их в особый быт, характерный для жизни русского народа . Очень часто художник творчески обрабатывает сказки , добавляя новые ситуации и детали, и таким образом помогая увидеть и понять больше, чем написано в тексте. Важную роль играет природа в рисунках к русским народным сказкам . Мы видим на этих иллюстрациях березки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для среднерусского пейзажа . Есть здесь и еще что-то такое, что пронизывает рисунки «русским духом » . Не случайно художник использует различные бытовые подробности : изукрашенный наличник русской избы , крестьянское лукошко, вышитое полотенце.

Поза, взгляд, движения и одежда героев Е. Рачева – все напоминает человеческие отношения. Рисунки его красочны, нарядны, декоративны.

Игра «Угадай из какой сказки »

А сейчас мы поиграем в игру «Угадай из какой сказки » . Выставляю иллюстрации, а вы угадайте, к какой сказке принадлежит данный сюжет.

Выставка детских иллюстраций

Ребята к нашему занятию вы подготовились и нарисовали свои иллюстрации к сказкам . Давайте рассмотрим их.

Подведение итогов занятия

Иллюстрации какого художника мы сегодня рассматривали?

Чем отличаются рисунки Е. М. Рачева от рисунков других художников ? (Он одевает своих животных в народные костюмы и мы видим перед собой как будто людей).

Нужна ли иллюстрация в сказках ?

Чему нас учат сказки ? (ответы детей)

- Сказки учат нас многому : верно дружить, побеждать зло, любить и переживать за друзей, не бояться трудностей, быть смелыми и упорными.

Евгений Михайлович Рачёв (1906–1997) – русский и советский художник-анималист, график и иллюстратор.
Родился в городе Томске в 1906 году. Детство свое провел в Сибири в семье деда. Мальчишкой был непоседливым, озорным, убегал на Первую мировую войну и очень любил рисовать, больше чем учиться. Сразу после гражданской войны ему, еще в сущности детском возрасте, пришлось одному пробираться сквозь всю страну и разруху из Сибири на юг в Новороссийск. Чтобы выжить, ему – мальчишке в те годы пришлось работать в порту даже грузчиком. Далее был художественный техникум, первые оплаченные художественные работы – вывески для нэпмановских магазинов и, наконец,… книги. Видимо вольница и красота Сибири настолько легли в его душу, что самыми лучшими получались книги про природу и животных. Его книги были замечены, и он был приглашен в Москву, чтобы работать в самом большом детском издательстве страны, которое в разные годы называлось по-разному, но мы всегда говорим – Детгиз.

В тот же Детгиз он вернулся после войны. Книги в издательстве долгое время издавались с черно-белыми рисунками, но постепенно становились все более цветными. И прекрасная черно-белая графика Рачёва природы, животных и птиц постепенно преобразилась, и появились те самые яркие, колоритные рисунки, которые мы теперь называем «рачёвскими», в которых мы видим животных с характерами людей в национальных костюмах, что полностью соответствует сюжету и морали сказки, и конечно, национальному колориту сказки.

Эти животные полностью сохраняли свою природную пластику, не становились карикатурой ни на них самих, ни на людей, человеческое в них только угадывается. «Сказка ложь, да в ней намек...» Рачёв, пожалуй, единственный художник, которому удалось это сделать. Но удивительно, что когда первая такая рачёвская книжка была предложена издательству, то на целый год она легла на полку. Это было настолько ново, что чиновники боялись, а нет ли тут какого намека на власть и порядок, царившие тогда в стране. Одумались, и его новые книги начали печатать с большим успехом.

В настоящее время в тех же замечательных рачёвских рисунках прямолинейно пытаются искать признаки иного толка – «советизма» – в различных его аспектах. Но в рисунках Рачёва никогда не было и нет животных ни с националистическим, ни с идеологическим «выражением на лице». Неужели про его зверей можно сказать, что волк – отпетый империалист, медведь – добродушный пьяница, лиса – коварная нэпманша, а уж зайчик должен олицетворять собой отпетого труса, а следовательно, скрытого предателя! Его животные всегда наполнены народной мудростью, они многообразнее, мудрее, «человечнее» и… добрее, даже злой волк. Посмотрите на его рисунки и попробуйте сказать иначе.

Книги Рачёва издавались большими тиражами. Фантазия, выдумка, выразительность героев сказок, умение войти в народную культуру, юмор, доброта, которые исходили от рисунков и, конечно, высокое графическое мастерство – всё это вызывало живой интерес взрослых и любовь маленьких читателей. Одну из самых популярных – украинскую народную сказку «Рукавичка», изданную впервые в 1951 году, многократно переводили на другие языки мира – "The Old Man’s Mitten" – "The Magic Globe" – "La Mitaine" – "Tebukuro" – "Der Handschuh" – "Skinnvotten" – "Rukkanen". Когда сказка была издана на английском языке, в мире появились её многочисленные пересказы и перерисовки.

Многие книги художника получили заслуженные награды на российских и международных книжных выставках и ярмарках. В 1986 году за иллюстрации к книге украинских народных сказок «Колосок» Е.М. Рачев получил Почетный диплом Международного Совета по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО (IBBY), который присуждает Международную премию имени Ганса Христиана Андерсена. Был удостоен званий Народного художника РФ, Заслуженного деятеля искусства РФ, получил Государственную премию России. В 1996 году многолетняя работа Е.М. Рачёва была отмечена наградой зрительских симпатий – «Золотой ключик».

В 60-х годах прошлого века, когда было организовано издательство «Малыш», Евгений Михайлович был приглашен главным художником и почти 20 лет проработал в нём, создав там хорошие творческие условия для художников. В издательстве стали работать А. Брей, Э. Булатов, О. Васильев, В. Дувидов, А. Елисеев и М. Скобелев, Ю. Зальцман, Ю. Копейко, В. Курчевский, В. Лосин, М. Митурич-Хлебников, Г. Никольский, В. Перцев, А. Склютаускайте, М. Скобелев, Н. Устинов, В. Чижиков и другие. На этом посту Евгений Михайлович придавал очень большое значение качеству детской книги, она должна была быть обращена к маленькому читателю, понятна и интересна ему, а не взрослому, о чем, иногда увлекаясь, забывали некоторые художники. В сущности, он всю свою творческую жизнь посвятил детской книге. И не жалел об этом.

Его часто называли художником русских народных сказок, что было совершенно несправедливо. Среди его работ были иллюстрации к самым разным народным сказкам – башкирским, белорусским, болгарским, русским, украинским, народов Севера, к замечательной венгерской сказке «Два жадных медвежонка», к сказке румынского писателя Октав Панку Яшь «Все в лесу хорошо, только портные плохие».

Но в его творчестве были и другие темы. Он замечательно иллюстрировал книги рассказов и сказок о природе и животных, авторами которых были В.Бианки, М.Пришвин, П.Барто, Д.Мамин-Сибиряк, И.Арамлиев, В.Гаршин, О.Иваненко и другие.

Отдельной полкой стоят иллюстрированные им книги басен и сатирических сказок, которые были написаны Рафаэлем Памбо, Иваном Франко, Иваном Крыловым, Сергеем Михалковым, М.В. Салтыковым-Щедриным и Львом Толстым. Каждая из этих книг имеет своего автора, свое лицо, свое отличие от других, но везде художник легко узнаваем по рисункам с уникальными «рачевскими» зверями.

Книги Рачева уже давно стали библиографической редкостью, но даже эти читанные-перечитанные, потертые, с подклеенными или утраченными страницами, с каракулями своих маленьких хозяев, эти книги, которым сейчас исполнилось от двадцати до восьмидесяти лет, активно продаются в Интернете и находят своих новых читателей. Когда составляли список его книг, оказалось, что их издавалось более 250! Так и кажется, что у слов – «Звери мои за меня говорят» два автора – баснописец Иван Крылов и Евгений Рачёв.

Евгений Михайлович Рачёв прожил долгую жизнь, на нее пришлось много событий – и личных, и тех, что пережили его современники, он родился в одной стране – царской, а умер в третьей – «демократической», живя все время в одной и той же. Его похоронили на Калитниковском кладбище в Москве в 1997 году. Провожать его пришли те художники, с которыми он работал в издательстве «Малыш».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»