Чандигарх – город архитектора Ле Корбюзье. Поговорим об архитектуре

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Общий вид Секретариата

Чандигарх - административная столица Пенджаба, Индия, основан в 1951 году и застраивался в период 1951-1965 гг. по генеральному плану Ле Корбюзье. Место - пустое скалистое плоскогорье; заказчик - правительство едва обретшей независимость страны, жаждущее самоутвердиться; население - неграмотные бедняки, веками привыкшие принимать то, что им навязывают. Идея и архитектура Чандигарха - воплощение европейского миссионерского колониализма в духе философии Просвещения: "свет цивилизации облагородит туземцев". Заметим, что этот символ покровительственного отношения к странам Третьего мира был построен под лозунгом освобождения Индии от колониального гнета. В Чандигархе градостроительные идеи Ле Корбюзье впервые смогли реализоваться свободно.


Генеральный план Капитолия и эскизная перспектива Ле Корбюзье

В Европе радикальные предложения, вроде сноса парижского квартала Марэ с целью создания широких транспортных проспектов (по которым было в соответствующие 30-е годы еще некуда ехать), естественно, не находили отклика и отчасти воплотились только при реконструкции разрушенных войной городов и планировке окраин.


План Чандигарха

В Пенджабе сносить было нечего, и там пространственная сетка, основанная на пропорциях Модулора, могла свободно раскинуться по плоскогорью. Применение пропорциональной системы к утопическому проектированию целого города - фактор, обозначающий связь предложений Ле Корбюзье с европейской архитектурной традицией.

Этой связи он сам не замечал и идею ее считал едва ли не оскорбительной для себя, ведь еще в молодости, изучая архитектуру путем самообразования, не знакомый с теорией, сталкиваясь с чем-то новым Ле Корбюзье каждый раз изобретал велосипед, "открывая" закономерности пропорций и планировок. Так, в Акрополе он "обнаружил" сбитые оси, соразмерность архитектуры человеку и многие другие известные вещи... Весь творческий путь Ле Корбюзье - парадоксальное путешествие к вырабатыванию уже существующих базовых принципов, к созданию нового ордера и словаря символических архитектурных форм. Самообразование Корбюзье шло по проторенному пути развития человеческой философии, остановившись приблизительно в конце XVIII века, когда особенно популярны были и утопические идеи, и механистическое пропорционирование: его мир - это ботаника Линнея, физика Декарта, социализм Сен-Симона и градостроительство Л"Анфана. Он самостоятельно додумался и до объяснения всех явлений законами механики, и до социалистической теории образца Кампанеллы с его идеальным "Городом Солнца", где все устроено так, чтобы диктовать жителям наилучший (по мнению властей) образ жизни. Комплекс зданий Капитолия в Чандигархе - пример новой ордерности и символичности в архитектуре Корбюзье, попытки придать его излюбленным формам смысловую нагрузку - так, вогнутый козырек здания Ассамблеи, возникавший до того в капелле Роншан, был корбюзианской "заменой" купола, символа священности сооружения.

Планировка города в целом - образец синтеза творческого метода и идеологии. Утопический символизм здесь полностью реализовался в функциональном насыщении пропорциональной планировочной сетки.

Дворец правосудия, план

В Чандигархе впервые была применена система "секторов" - микрорайонов 800х1200м, по контуру которых идет объездная магистраль. На территории сектора имеются все культурно-бытовые объекты и организован полный 24-х часовой жизненный цикл населения, численность которого может колебаться от 5 до 25 тысяч человек. По сути, это стандартная "жилая единица" Ле Корбюзье, для которой он весьма подробно разработал все параметры, обеспечивающие "идеальные условия" человеческого существования.


Дворец правосудия, разрез

Люди у Ле Корбюзье одновременно жестко систематизированы (и каждой социальной группе, например, "холостякам", положена строго определенного типа квартира) - и слиты в какую-то бесформенную массу, которая не может сама о себе позаботиться. Архитектор должен сделать это за них. Однако, как в Европе 1400 жителей "единицы" Нант-Резе вынуждены входить в свой дом по мостику шириной 1.83м, так и в Чандигархе разговоры о "человеческом измерении" планировки обернулись полным ее отсутствием, правда, с перекосом в другую сторону. В Капитолии для того, чтобы попасть из Секретариата в Верховный суд, требуется не меньше 20 минут идти под лучами индийского солнца... Чандигарх, по меткому замечанию Кеннета Фремптона, это город для автомобилей, созданный в стране, где не у всех есть велосипеды. "Не у всех" - еще мягко сказано. Чандигарх - это последний остров колониальной идеологии на чужой земле, не имеющий никакого отношения к поселенным здесь людям. С таким же успехом его могли построить инопланетяне или боги: собственно, "комплексом бога", которым европейцы традиционно страдают в отношении своих колоний, он и сформирован. "Знак", с которым проводилась колонизация, не имеет никакого значения: в данном случае идея благоденствия диктовалась безответным туземцам едва ли не с большей тоталитарной жесткостью, чем прежняя власть британской империи.

Интересно другое - в Чандигархе, где и природа, и люди принимали искаженную форму европейской экспансии с обманчивой безучастностью, средовой контекст одержал странную победу над колониализмом. Этот чужой город превратился в ландшафт: как руины, захваченные бандар-логами в "Книге Джунглей" Киплинга, постройки Чандигарха сегодня стали природными формами, на которых люди живут своей жизнью и строят свои, удобные им дома - глинобитные хижины, которые лепятся к обшарпанным бетонным стенам полузаброшенных индустриальных жилых ячеек.


Фантстические сооружения на крыше Дворца правосудия

Чандигарх - подлинный символ триумфа и трагедии архитектуры тоталитарного колониализма, в основе которой лежит принцип бесправности "адресата", архитектуры для тех, кто вынужден и готов довольствоваться, тем, что ему дали. Архитектура бедных, которые оставили надежду стать богатыми, архитектура для людей, которые никуда не стремятся. Но, странным образом, именно тоталитарность архитектуры лучше, чем использованные Корбюзье индийские мотивы формообразования, ввела Чандигарх в местный культурный контекст. Сегодня, как и 50 лет назад, этот "идеальный город" заполнен нищими, которые охотно практикуют в его бетонных декорациях основную добродетель индуизма - смирение.
Евгения Микулина

Молох за работой - Дворец правительства в Чандигархе. Ле Корбюзье было больше 60 лет, когда он начал работать над проетом нового города. О такой возможности он долго мечтал и еще в 1922 году создал план города для трех миллионов жителей .

Французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965) многие считают редчайшим и оригинальнейшим талантом. Однако некоторые критикуют его как создателя современной и нередко отвратительной архитектуры XX века. Его настоящее имя было Шарль-Эду-ар Жаннере, но сам он называл себя Ле Корбюзье. В 1951 году, пережив много разочарований и неудач, он смог наконец осуществить свою мечту: построить целый город. Предложение, однако, поступило не из Европы и вообще не из западной части земли, а из Индии. Северный штат Пенджаб потерял свою столицу - город Лахор, который после разделения государств в 1947 году принадлежал уже Пакистану. Теперь официальные круги желали, чтобы для оставшейся в Индии части штата Пенджаб была выстроена новая столица. Чандигарх должен был стать первым городом-новостройкой в Индии после Джайпура, заложенного в 1728 году. Было выбрано место, уже начались строительные работы, как вдруг один из главных архитекторов проекта погиб в авиакатастрофе. После этого продолжать работы был приглашен Ле Корбюзье. Было запланировано, что он выполнит только проекты главных административных зданий, но фактически он изменил всю планировку города.

На здании Верховного суда - солнезащитная решетка из бетона, она предохраняет от жгучего солнца все внутренние помещения .

Это место находится в горах Сивалик между двух рек. Было вырыто большое искусственное озеро, вокруг которого ведет теперь приятная прогулочная дорога. Весь город засадили цветущими деревьями. Чандигарх разделен на секторы-микрорайоны широкими бульварами. Многие важные здания построены на сваях. Ле Корбюзье спроектировал Дворец правительства, Парламент и здание Верховного суда. Предложенный им проект дворца губернатора осуществлен не был.

Одну широкую улицу он предусмотрел в качестве главной оси. По одной ее стороне должен был стоять Дворец правительства, по другой - Верховный суд, что и было реализовано. Эти улицы и здания жестоко критикуют за то, что они не ориентированы ни на потребности, ни на пропорции человека, несмотря на то, что Ле Корбюзье применял собственную гармоничную систему мер, так называемый "модулор", в основе которого идея о человеке как мере всех вещей.

Здание библиотеки Чанди-Бхаван в форме лотоса было спроектировано кузеном Ле Корбюзье Пьером Жаннере .

Комплекс Чандигарх подвергался критике еще и потому, что был задуман как город с оживленным автомобильным движением. И это в стране, где лишь немногие имеют машины. Критики считают, что Чандигарх спроектировал архитектор, который не приложил никаких усилий к тому, чтобы посмотреть Индию и изучить образ жизни индусов.

Наиболее оригинально здание Верховного суда, в котором находятся Верховная и восемь Малых судебных палат. Верховная судебная палата и вправду на один этаж выше, чем все остальные, двухэтажные. У каждой из восьми Малых палат отдельный вход, и их подразделение можно ясно распознать прямо по фасаду здания. На фасаде - геометрическое солнцезащитное устройство, изобретение Ле Корбюзье, которое он апробировал еще в 1930-е годы. Оно представляет собой глубокую решетку, закрывающую полностью фасад здания и предотвращающую попадание прямых солнечных лучей. Эта система в особенности подходит для индийского климата.

Другими достопримечательностями Чаяди-гарха считаются розарий, наверное, самый большой в Азии, и причудливый сад в камнях невдалеке от озера.

«Поэзия есть человеческий акт: создание согласованных связей между воспринимаемыми образами. Поэзия природы - это образное воссоздание разумом наших чувств. Город - это мощный образ, действующий на сознание человека. Разве не может он быть для нас источником поэзии и сегодня?» - писал Ле Корбюзье

После Второй мировой войны наступило время воплощения в жизнь градостроительных мечтаний не только в залечивающей раны Европе, когда реконструировались Лондон и Хельсинки, Стокгольм и Копенгаген. В проекте Чандигарха - новой административной столицы северных индийских штатов Пенджаба и Харьяна - Ле Корбюзье впервые смог осуществить некоторые свои масштабные идеи и представления о идеальном городе. Форт Чанди (название отсылает на к храму Чанди Мандир, посвященного индуистской богине Чанди - «необузданной»), основанный в 1951 год по инициативе президента страны Джавахарлала Неру на пустынной территории севера Индии на расстоянии около 250 километров от Дели, обладает статусом «союзной территории», управляемой федеральным правительством из Нью-Дели. Неру мечтал, что город стане «освобожденным от традиции прошлого символом пути нации в светлое будущее». И в архитектуре Чандигарха нет ни одной ассоциации с колониальным прошлым недавно обретшей независимость Индии. Еще и еще раз вспоминаются слова : «Градостроение - это дело социальное, дело всего общества».

Индийские заказчики рекрутировали его после гибели Масея Новицки - первого главного архитектора будущего города. Он заявил: «Ваша столица может быть создана здесь, на рю де Севр, 35». Чандигарх расположен неподалеку от хребта Шивалик, в предгорье Гималайского массива. И зодчий учел это обстоятельство - величественный горный ландшафт региона -в своей «сценографии» пространства, воплощая мечту город с монументальными административными зданиями, в которых гибкие, упругие формы сочетались с геометрическими членениями прямых углов, широкими площадями.

Под руководством Ле Корбюзье над «наполнением 30 секторов (сегодня их почти вдвое больше) первой очереди застройки, рассчитанной на 500 000 человек работали вместе с его ближайшими сотрудниками П. Жаннере, М. Фраем и Дж. Дрю девять индийских: архитекторов во главе с М. Н. Шармой. Кроме генеральной планировки собственно Корбюзье принадлежат проекты и реализация общественных зданий в центре города, на так называемом Капитолии: секретариата, Дворца правосудия (Дворец юстиции, Высокий суд) и Ассамблей (парламента). Когда-то, рассма ривая ансамбль римского Капитолия, оформленной Микеланджело, Корбюзье писал: «Первое наше ощущение - куб; следующее ощущение - два крыла, центр композиции и лестница.

Оцените гармоничную связь между этими различными элементами. Гармония означает родство - единство. Вот почему Капитолий представляет собой шедевр». И в своем ансамбле Капитолия мастер добивался гармоничной связи его составляющих. Кроме того, Ле Корбюзье в Чандигархе были возведены музей и Художественная галерея. Во всех этих постройках он применил технику необработанного бетона (beton brut). Именно она стала отправной точкой для нового архитектурного направления родившегося в шестидесятых годах, - . Правда, глядя сегодня на постаревшие задания Чандигарха, хочется большей «опрятности». «Патина» времени на сером бетоне вряд ли учитывалась создателям»: новой эстетики. Основная инфраструктура Чандигарха создавалась с 1952 по 1960 год, но и в следующие десятилетия он расширялся. (Сегодня его территория составляет примерно 114 кв.км.) Однако совершенна очевидно, что «главный идеолог» с командой задумывали город как компактное поселение.

По генеральному плану застройки соседствовали с зеленой зоной шириной 16 километров, словно заключившей город в объятиях. Впрочем, зеленые полосы пересекали и весь Чандигарх, объединяя секторы. Инфраструктуру, сеть дорожных коммуникаций Ле Корбюзье сравнивал с сочетанием лимфатической, кровеносной и дыхательной систем биологических организмов. «Существующие в гармонии, они сами создают порядок», - отмечает он и стремится реализовать аналогию такого целесообразного устройства в городе. Крупные секторы по его генеральному плану разделяются главными магистралями крест-Накрест. В свою Очередь впомогательные магистрали делят общую площадь крупных секторов на 30 малых (800×1200 метров). Вдоль продольных зеленых «линий» устраивались пешеходные зоны со школами, спортивными заведениями, детскими площадками. В поперечном направлении располагалась торговая зона. По сути, здесь оказались воплощенными заповеди «Афинской хартии» - разграничение жилых, промышленных и общественных районов, пешеходных транспортных зон, гармония в совмещении искусственной и природной сред.

Тщательная продуманность планировки и инфраструктуры принесла свои плоды, и сегодня Чандигарх называют самым чистым и удобным городом Индии. Однако следует напомнить, что «контент» запланированного идеального города подвергся серьезной трансформации в соответствии с местными социальными реалиями. Так, более 90 % детей посещали школы вне своего сектора проживания, ведь в Индии учебные заведения выбирались в зависимости от социального, экономического статуса семьи, ее религиозной принадлежности. Торговые комплексы поначалу переделывались в площадки для продажи однородного товара, как это было в обычае. Не очень-то приживалась и зелень. Центральные постройки самого Ле Корбюзье и два сектора вилл для местного истеблишмента противостояли секторам с одно- и двухэтажными блоками для рабочего люда и служащих невысокого разряда.

Еще раз вспомним, что один из создателей и великий адепт «интернационального стиля» именно в это время сделался приверженцем индивидуальных для различных построек пластических решений. Мощные изгибы бетонных плит кровли здания парламента и расположение геометрических объемов корпусов, образующее резкую перебивку пространства, энергичную игру света и тени крупных фрагментов (которую подчеркивают ритмы меньших оконных проемов), создают удивительное сочетание барочной взволнованности и геометрически просчитанной упорядоченности. Еще в ранних своих текстах Ле Корбюзье постулировал определенное распределение форм, пластических масс как условие наиболее эмоциональной игры света. Здесь, в Чандигархе, ритмическое распределение света по фасадам здания становится доминантой художественной выразительности. Учитывая богатейшие местные культурные слои и природные условия, архитектор применил в оформлении оконных и дверных проемов «джали» - солнцезащитные решетки. Подобные были им уже использованы, например в е (Марсель - также солнечный город), так что для его практики это было вовсе не экспериментом. Бетонный козырек, выступающий над фасадом, также защищает здание от световой экспансии палящего солнца. Впрочем, эта простота и сложность одновременно присутствуют и в том завершающем уровне строения, которое обычно называют крышей. При обходе строения возникает иллюзия трансформации объемов. Так, с расположения в виду

одного из фасадов Дворца Ассамблей, помимо основной бетонной дуги (ладьи-ладони, перекликающейся по форме с памятником «Раскрытая рука» - 27-метровым монументом, видимым со всех точек в городе), здесь на кровле визуально «работают» и диагональный дугообразный скат, и высокая пирамида, и стела, и арочные раковины, и остроконечные чаши-ладьи, похожие на древнеегипетские. На самом деле вертикальная дуга оказывается абрисом мощных стен трубообразного помещения. Крыша «криволинейного профиля большого выноса, защищающая от солнца» (Ю. Ёдиге) венчает и Дворец юстиции. Чтобы здание не перегревалось между крышей и верхним этажом архитектор оставил свободное пространство. Особо следует отметить, что в оформлении фасадов Ле Корбюзье использовал яркие локальные цвета, мондриановскую палитру живописного неопластицизма, придавая визуальный оптимизм «содержанию» из серого бетона.

Воды в городе не было. Живительная влага была скрыта на глубине 80 метров. Однако благодаря плотине близ Капитолия появилось искусственное озеро.

Причем Корбюзье был категоричен: для создания ощущения тишины и покоя он запретил не только лодочное передвижение, но и проезд транспорта вокруг водоема, и . А потому в водной глади отражались облака и звезды. На одном из камней плотины можно было прочесть на четырех языках (хинди, пенджабском, урду и английском): «Создатели Чандигарха подарили это озеро и эту плотину гражданам нового города, чтобы избавить их от монотонности городской жизни, чтобы они наслаждались красотой природы в мире и тишине».

Идеологи архитектурного постмодерна видели в творчестве Ле Корбюзье поистине вражеские тенденции, утверждая, что в Чандигархе он пренебрег самобытными этническими и культурными особенностями Индии. Однако город, «заказанный» новыми политиками страны и воплощенный на пустырях в предгорье Гималаев, стал для современников революционного переустройства пространства поистине вызовом (или ответом?) новым запросам получившего независимость индийского общества.

Генеральный план 1951 г. столицы Пенджаба г. Чандигарх (Индия)

В ноябре 1950 года в мастерскую на ул. де Севр пришли два человека, чтобы проконсультироваться с Ле Корбюзье по вопросу проектирования новой столицы штата Пенджаб (Индия). Это были П. Н. Тхапар - секретарь Государственного проектного института Пенджаба и П. Л. Варма - главный инженер штата Пенджаб. Тхапар разработал юридический статут города (выдержанный в своеобразном оксфордском духе), Варма подыскал территорию для размещения нового города. Эти два человека являются инициаторами создания новой столицы, но они взяли на себя лишь функции административного порядка. Градостроительная и архитектурная часть были поручены Ле Корбюзье.

Джавахарлал Неру посетил Чандигарх и проникся доверием и уважением к авторам проекта. В продолжение девяти лет Джавахарлал Неру помогал Ле Корбюзье в его работе над Чандигархом.

Окончательный генеральный план первой очереди строительства Чандигарха, 1952

Капитолий (ансамбль правительственных зданий). Чандигарх

Важной вехой в развитии архитектуры независимой Индии явился Чандигарх - столица штата Пенджаб (бывшая его столица Лахор осталась на территории Пакистана). Это был первый опыт претворения в жизнь новых градостроительных идей в Индии. Строительству города придавали общенациональное значение. По словам Джавахарлала Неру, Чандигарх должен был символизировать новую Индию. В условиях экономической разрухи, финансовых трудностей, недостатка квалифицированных строителей, отсутствия индустриальной базы и средств механизации, недостатка цемента и стали город, отвечающий требованиям современности, был в основном построен за три года (1952-1955).

Расположение Чандигарха на торговых путях в Кашмир и Тибет, в 100 км от Бхакра-Нангал а, обеспечивающего город электроэнергией, создает предпосылки для дальнейшего его роста и превращения в крупный промышленный и торговый центр важного сельскохозяйственного района. Население Чандигарха по окончании первой очереди строительства составляло 150 тыс. жителей, в следующей фазе развития города должно достигнуть 500 тыс. жителей.

Для Чандигарха было выбрано живописное место у отрогов Гималайских гор, в плодородной долине с манговыми и баньяновыми рощами, между двух рек. Естественную красоту пейзажа строители дополнили искусственным озером (послужившим для города резервуаром воды), построив плотину высотой 20 м и длиной 4 км.

Первый предварительный проект был разработан в 1949 г. польским архитектором М. Новицким и американским градостроителем А. Мейером. После смерти М. Новицкого в 1951 г. проектирование и строительство Чандигарха возглавил Ле Корбюзье. Вместе с ним работали его постоянный сотрудник П. Жаннере, английские архитекторы М. Фрай, его жена Д. Дрю, А. Мейер и индийцы Д. Чоудхари, М. Шарма, Дж. Мальхотра, Б. Матхур, П. П. Варма (главный инженер) и др.

Ле Корбюзье принадлежат общий замысел планировки города проект озеленения, а также комплекс зданий Капитолия (здания Ассамблеи - собрания депутатов штата, Секретариата - правительства штата, Верховного суда). При проектировании города широко использовалась система измерения «модулора» Ле Корбюзье.

В соответствии с представлением Ле Корбюзье о городе, как о развивающемся организме, проектировщики строго разграничили его на функциональные зоны. Административная зона с Капитолием и правительственными зданиями вынесена на возвышенное плато к горам, вблизи озера. К ней примыкает зона учебных и спортивных сооружений с большим парком и «Долиной досуга». Здесь расположены университет, стадионы, музей, клубы, библиотеки. Зона промышленных предприятий отделена от города зеленым поясом.

Дифференцированная система транспортных артерий, обеспечивающая максимальную безопасность движения, легла в основу планировки Чандигарха. Эта система включает семь видов дорог. Прямоугольная сеть проездов скоростного транспорта разделяет город на 30 микрорайонов (размерами в среднем 800 х 1200 м), рассчитанных на число жителей от 5 до 20 тыс.* (В проекте М. Новицкого очертания плана города и кварталов трапециедальные, в центре квартала - торговый центр. Расположение Капитолия, промышленной зоны и «Долины досуга» Ле Корбюзье сохранил, как было предварительно намечено.)

Композиционная ось города - главная магистраль - ведет к Капитолию и разрезает город на две почти равные части. На пересечении главной магистрали и поперечной, соединяющей город с промышленной зоной и другими городами Индии (прежде всего с ее столицей Дели), расположен деловой центр, Т-образный в плане, с прилегающим к нему большим озелененным пространством для ярмарки. Помимо этого центра имеются по старинной индийской традиции «базарные улицы» с торговыми рядами ** (Ле Корбюзье отказался от обычного торгового центра в каждом квартале, как это сделано в проекте М. Новицкого, заменив его базарными улицами) и дорогами для движения с малой скоростью. Эти извилистые улочки, пересекающие в поперечном направлении микрорайоны, соединяют их между собой и с размещенными вдоль них (лишь на затененной стороне улицы) торговыми и другими общественными зданиями культурно- бытового назначения. Внутри микрорайона проложены огибающая его по замкнутой кривой дорожка для велосипедов и верховой езды и замощенные тропинки, подводящие к подъездам каждого здания. Среди широких зигзагообразных полос зелени, перерезающих микрорайоны в продольном направлении, проложены пешеходные дорожки с площадками для детских игр и спорта.

Учитывая социальные и другие различия жителей, особенности характера их быта и вкусов, проектировщики стремились придать каждому кварталу своеобразие. Каждый из них имеет свободную живописную планировку, свои формы озеленения и архитектуры. Особенно показательны кварталы, спроектированные Дж. Мальхотра, П. Жаннере, Джейн Дрю, где каждый участок пространства рационально использован как в социальном аспекте, так и с точки зрения визуального восприятия. Обеспечены интимность индивидуальных участков и вместе с тем возможность приобщения жителей к жизнедеятельности квартала и города. Любовно отработан каждый; уголок, каждая архитектурная деталь доставляет истинное эстетическое наслаждение.

Выполняя заказ, продиктованный правительством, зодчие были вынуждены, несмотря на все попытки Ле Корбюзье противодействовать этому, поместить в центре города виллы министров, просторные двухэтажные особняки с лоджиями и террасами для судей, служителей культа, крупных торговцев, а на окраинах - ряды однообразных жилищ казарменного типа для рабочих и низкооплачиваемых служащих.

В Чандигархе имеется 16 категорий жилых домов, соответствующих жизненному уровню и укладу различных групп людей.

К низшей категории относятся одноэтажные, сблокированные в два ряда, жилые постройки, смыкающиеся между собой задними двориками с хозяйственным строением. Такой домик имеет две маленькие комнаты, кухню и санузел.

Серьезные проблемы ставил перед строителями климат Пенджаба. В зимние месяцы дни здесь солнечные и теплые, ночи же - холодные; летом стоит невыносимая сухая жара, а выпадающие в июле и августе муссонные дожди способны смыть целые поселения; сильные ветры, дующие зимой и летом, поднимают столбы пыли.

Проектировщики постарались приспособить здания хотя бы к летней жаре, обратившись к традиционным приемам: к замкнутым внутренним дворикам, создающим свой микроклимат, плоской крыше, используемой часто в качестве террасы, и известным здесь с давних пор ажурным решеткам «джали», закрывающим вместо стекла оконные проемы и лоджии. Пропуская воздух, джали ограждают обитателей дома от палящих лучей солнца и взоров случайных прохожих.

Нововведением стали солнцерезы - кирпичные и бетонные выступы на наружных стенах зданий, расположенные так, чтобы летом охлаждать собственной тенью поверхность стен, а зимой не лишать их солнечного тепла. Солнцерезы вместе с джали превратились в основной, очень эффектный декоративный мотив, образуя на фасадах домов причудливый геометрический орнамент.

Зодчие изыскивали наиболее экономичные материалы и формы строительства. Бетон и железобетонные конструкции употреблялись лишь для правительственных зданий. Основной строительный материал здесь - обожженный кирпич. Это было обусловлено дешевизной кирпича, изготовленного вручную, а также необходимостью экономить цемент.

Большую изобретательность проявили индийские зодчие при возведении школьных зданий. Используя мотив ложной треугольной (а не клинчатой) арки, выложенной старинным способом постепенного напуска кирпича, Дж. Мальхотра создал оригинальную зигзагообразную аркаду. Такая аркада в школьных зданиях служит оградой и галереей. При необходимости она может наращиваться вверх и в стороны, возвышая и удлиняя фасады зданий. Аркада-галерея защищает от солнца и дождя и вместе с тем делает здание необычным и привлекательным. Из булыжника и гальки Б. Матхур соорудил оригинальные классы под открытым небом (как принято в Индии, где зимой в помещении холоднее, чем на улице) в виде эллипсообразных оград, тень от которых спасает от солнцепека сидящих внутри школьников. Рядом - обычные классы для занятий в дождливый сезон и сильную жару. Удачно использовал Б. Матхур естественную насыпь, образовавшуюся в процессе строительства, для амфитеатра, облицевав его булыжником и галькой. Изысканно просто спроектированное Дж. Мальхотра двухэтажное здание спортивного клуба, подобно змее стелющееся по земле.

Фасады гостиницы депутатов Ассамблеи, спроектированной группой индийских зодчих под руководством П. Жаннере, напоминают огромные живописные полотна абстракционистов. Гостиница, как большинство зданий в Чандигархе, отличается праздничным колоритом. На красном фоне кирпичных стен игриво извивается белая лента бетонных тяг, окаймляющая оконные и дверные проемы.

Одним из оригинальных современных мемориальных сооружений Индии является Ганди-Бхаван (авторы Б. Матхур и П. Жаннере). На фоне прямоугольных университетских корпусов это трехкрылое, белокаменное здание с остроконечными, как бы взлетающими вверх опорами и округлыми стенами напоминает белую вспорхнувшую птицу. Отражаясь в водах окружающего его со всех сторон бассейна, оно кажется еще более значительным. Динамичная винтообразная в плане объемно-пространственная композиция является попыткой символизировать противоречивый образ Ганди. За гладкими наружными стенами здания скрывается сложный лабиринт интерьера, покрытого росписями работы индийского художника Гуджрала. В целом творение Б. Матхура и П. Жаннере выразительно и гармонично.

Тщательно продумана система озеленения Чандигарха. Во внимание были приняты характер кварталов, назначение улиц и направление солнечных лучей, учтены особенности деревьев различных пород: окраска их цветения, форма крон.

Всеобщая история архитектуры

Чандигарх. Макет Капитолия. Выстроенные части дворца: Верховный суд и Секретариат. Строящиеся части: Парламент, «Музей знаний». Ле Корбюзье - главный автор Капитолия; им выполнен план парка, разделение пешеходного и транспортного движения, проект дворца, монументы с их характерными знаками, изображающими: «24 солнечных часа», «Путь солнца», «Теневую башню», «Памятник мученикам», «Раскрытую руку». В этот же комплекс в качестве заповедника включен окружающий ландшафт. Кроме того, Ле Корбюзье был также главным автором генерального плана города. План города характерен тем, что в нем впервые была применена система «секторов» 800х1200 м. По контуру каждого сектора проходит объездная магистраль V3, предназначенная для транспорта. На эти дороги не выходит ни один из входов в жилые дома. На территории сектора площадью 800х1200 м организован полный 24-часовой жизненный цикл населения, насчитывающего от 5 до 25 тыс. жителей. В секторах имеются все необходимые культурно-бытовые объекты. Планировочный принцип секторов, разработанный Ле Корбюзье, не получил своего полного раскрытия в Чандигархе.

Когда в 1947 г. Пенджаб был разделен между Пакистаном и Индией, древняя столица Лахор была присоединена к Пакистану. Для восточного Пенджаба с его 12,5-миллионным населением возникла необходимость в создании новой столицы. Прекрасный участок для застройки был найден у подножия Гималаев.

Новая столица Чандигарх, названная так по расположенной вблизи деревне, рассчитана на полмиллиона жителей. Проектирование жилых районов, домов и школ находилось в ведении Пьера Жаннере, Максвелла Фрай и Джейн. Они сотрудничали со штатом архитекторов и инженеров, состоящим исключительно из индусов. Строительство Капитолия было поручено Ле Корбюзье, который нес также ответственность за разработку окончательного генерального плана всего города *. (Достаточно полное рассмотрение проблемы с учетом решающего вклада архитекторов социалистических стран дается в книге Массетти «Крупные жилые комплексы». М., 1971. (Примеч. ред.)

Ле Корбюзье, который соединял в одном лице градостроителя, архитектора, художника, скульптора и человека с острой восприимчивостью поэта, должен был претворить мечту в действительность.

В альбоме эскизов мастера можно проследить, как постепенно, линия за линией, выкристаллизовывался образ нового здания Капитолия, как оно становится громадным монументом, в котором впервые западное и восточное духовное богатство беспрепятственно вступают во внутреннюю взаимосвязь. Западный конструктивный расчет, бетонный свод-оболочка и огромных размеров крыша в форме крыльев бабочки, которую обычно применяли в железобетонных сооружениях, здесь на наших глазах превращаются в элементы сказочного здания Востока.

Комплекс Капитолия состоит из зданий парламента, министерств и здания Верховного суда. Строительство здания Верховного суда (Le Corbusier. Oeuvre complete, v. 5, p. 154) с его семью судебными палатами начато в 1953 г. Здание перекрыто огромной крышей в форме крыльев бабочки, которая дает тень и служит защитой от тропического солнца и дождей. Огромные наклонные карнизы крыши вынесены далеко вперед.

Параболические своды-оболочки придают жесткость зданию и перекрывают открытый входной холл, высота которого равна высоте всего здания.

Европейский глаз поражают большие расстояния между отдельными зданиями. Но это не будет мертвой зоной. Ле Корбюзье как скульптор решил создать огромную поверхность с меняющимися уровнями, большими бассейнами, зелеными лужайками, отдельными группами деревьев, искусственными холмами, а также гармоничную спираль, символизирующую ежедневный путь солнца. Доминирующим символом комплекса является «открытая рука», которая «будет поворачиваться на шарикоподшипниках подобно флюгеру» (Le Corbusier. Oeuvre compdete, v. V, p. 150.).

Э.Л. Варма, который нашел строительную площадку для Чандигарха, в письме к Ле Корбюзье пишет: «У нас существует слово, «ram bharoza», которое означает глубокую веру в совершенное.

Я живу с этой верой и ощущаю радость при виде нового города. Ваша философия «открытой руки»- это обращение ко всей Индии. То, что мы дали Индии и что мы получаем из Вашей «открытой руки», может стать источником нового вдохновения в архитектуре и градостроительстве Индии».

Зигфрид Гидион. Пространство, время, архитектура (Sigfried Giedion. "Raum, Zeit, Architektur")

Идея построить новый город на северо-западе страны, у подножья Гималаев, родилась еще в 1947 году, когда Индия и Пакистан получили независимость, и бывшая столица индийского штата Пенджаб, Лахор, оказалась за границей - на территории Пакистана. Поэтому премьер-министр Джавахарлал Неру принял решение основать новый административный центр для «союзных территорий» Пенджаб и Харьяна. Для проектирования нового города он пригласил Ле Корбюзье. Название Чандигарх переводится как «крепость богини Чанди» (местного божества власти), но с момента своего основания в 1953 году его также называют «Прекрасный Город».
Жилые и промышленные здания были спроектированы Пьером Жаннере и учениками Ле Корбюзье, но все административные здания в центре города последний проектировал сам. На территории «сектора 1» расположены Ассамблея, Секретариат и Верховный суд. Между ними простирается площадь почти 400 м длиной. На ней Ле Корбюзье предполагал разместить серию символических сооружений, которые бы иллюстрировали его архитектурные идеи и социальную философию. Единственная из подобных скульптур, завершенная при жизни архитектора – это монумент «Раскрытая ладонь» (или «щедрая рука») – кисть руки из стали высотой 14 м, которая свободно вращается на бетонном пьедестале. Это официальный символ Чандигарха, и воплощает идею открытости – «свободы отдавать и принимать».
Сейчас же власти города собираются реализовать оставшиеся проекты сооружений на главной площади города.
Это Солнечные Часы – искусственный холм с диаграммой, изображающей изменения баланса света и тени в течение суток, разработанной Ле Корбюзье, выгравированной на стороне, обращенной к площади. Насыпь была сделана еще при строительстве города, рельеф же установят только сейчас.
Также существует проект скульптуры, отображающей траекторию движения солнца по небу между двумя солнцестояниями. Она будет дополнять реализованную Башню теней.
Будет установлен монумент «Модулор» - схема пропорций, созданная Ле Корбюзье на основе фигуры человека.
«Мемориал мучеников» дополнит ансамбль площади: он напоминает о жертвах волнений, сопровождавших разделение Пенджаба между Индией и Пакистаном. Он представляет собой платформу с ведущей на нее лестницей (эта часть реализована), со статуями лежащего человека, льва, змеи и имитацией руин.
Самым большим из новых сооружений станет Музей знания, который, по замыслу архитектора, будет служить как место собраний для правительственных чиновников.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»