Деловое общение и его особенности. Деловое общение и публичные выступления

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Общение неоднородно. Типология видов общения возможна на различных основаниях, мы остановимся лишь на наиболее важных.

По теме общения: политическое, научное, бытовое, религиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т. д. Тематическая классификация видов общения основана на выделении преобладающего в той или иной коммуникативной ситуации предмета общения – политика, наука, воспитание и т.д. Сколько существует в обществе типовых предметов общения, столько и тематических видов общения может быть выделено. Каждый из этих видов общения имеет свои особенности, свои правила, стратегии и тактики ведения.

По цели общения – деловое и развлекательное. Деловое общение предполагает конкретную предметную или информационную цель, развлекательное (в широком смысле) предполагает проведение времени в общении, оно не связано непосредственно с утилитарными, деловыми задачами.

По степени официальности – официальное и неофициальное общение.

Официальное общение ведется в официальных, то есть в формальных коммуникативных ситуациях – начальник и подчиненный, коллега-коллега, продавец-покупатель, клиент-слушатель, учащийся –преподаватель, гражданин – представитель власти, проситель –чиновник и т.д.

В официальном общении роли общающихся достаточно четко определены и необходимо вести общение в рамках этих ролей. Официальное общение предполагает четкое соблюдение всеми участниками официального социального статуса друг друга. Неофициальное общение не предполагает соблюдения статусных норм, в его рамках можно общаться запросто, проявляя инициативу, нарушая (вернее, не соблюдая) многие официальные нормы.

По форме общения : закрытое, открытое, смешанное.

Закрытое общение - это общение, когда предметные позиции коммуникантов не имеют принципиального значения, не они определяют характер общения. При закрытом общении содержание разговора в значительной степени отходит на второй план, оно как бы оказывается малосущественным. При закрытом общении важно придерживаться темы и соблюдать форму и правила, принятые для данного типа общения в этой социальной среде или группе. Таково, например, так называемое светское общение или разговор на общие темы.

Светское общение преследует несколько целей:

1/ заполнение времени беседой,

2/ демонстрация принадлежности общающихся к одной группе,

3/ соблюдение принятого в обществе для данного типа ситуаций ритуала.

В светском общении есть принятые для конкретной культуры, социального слоя или группы темы разговора, существуют многочисленные табу и ограничения, регламентирована общая тональность общения (она должна быть доброжелательной и оптимистической с обеих сторон), определены многие другие параметры общения.

Светское общение представляет собой ритуальную беседу, которую этикет предписывает вести людям в официальной обстановке, в официальных ситуациях, когда они выступают в официальных ролях - попутчиков, официальных гостей, официальных участников какого-либо приема, собрания, мероприятия, либо в роли только что представленных друг другу и еще мало знакомых друг для друга людей.

В коммуникативной лингвистике существует термин «фатическое общение» (термин английского антрополога Бронислава Малиновского).

Фатическое общение - это общение-времяпрепровождение, цель которого - установить или поддержать контакт с собеседником. Светское общение - разновидность фатического, но это фатическое общение, соответствующее требованиям, нормам, принятым в культурном, образованном обществе; это этикетное фатическое общение. Фатическое общение может быть и неэтикетным, неформальны,м, не связанным с какими-либо этикетными ограничениями (например, опосредованное выпивкой).

Светское общение не предполагает глубоких дискуссий, споров, столкновения мнений, а наоборот исключает их. Это взаимно приятный, ни к чему формально не обязывающий разговор на общие темы, основная цель которого - провести время с собеседником, оставаясь с ним в вербальном контакте.

Часто светский разговор используется для первичного знакомства людей друг с другом, как средство узнать друг друга поближе, и впоследствии он может перейти в глубокое, инициативное общение, в общение по душам и т. д. В устойчивых группах общения, например, в высшем обществе прошлого, в элитарных клубах, на презентациях, формальных празднованиях каких-либо событий, светское общение преследует цель поддержания контакта, подтверждения отношений между членами той или иной социальной, профессиональной группы, группы общения.

В светском общении не испытывают необходимости родственники, друзья, близкие люди. Ср. отрывок из «Героя нашего времени» М.Лермонтова: «Вернер вошел в мою комнату. Он сел в кресло, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на улице становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, и мы оба замолчали».

Таким образом, с точки зрения дополнительных целей (кроме основной, объединяющей - коммуникативное времяпрепровождение), можно говорить о двух разновидностях светского общения: общение - установление отношений и общение - подтверждение отношений. Разумеется, между этими двумя видами светского общения не всегда можно провести четкую грань.

Светское общение в каждом обществе, на каждом историческом~ этапе его развития, в разных социальных группах имеет свои правила и особенности. В современном русском общении эти правила обозначены весьма нечетко, поскольку светское общение, столь развитое в дореволюционную эпоху, сейчас утратило свою специфику, практически сошло на нет как результат установления социальной однородности общества, с исчезновением четких и существенно различающихся друг от друга многими параметрами социальных групп - носителей такого общения. Вместе с тем, светское общение необходимо, прежде всего, при общении с малознакомыми людьми, для установления контакта с новыми знакомыми, для общения в, группах, где есть люди, знающие друг друга и незнакомые друг другу, для общения в разновозрастных и разнополовых аудиториях. Очень часто люди в таких ситуациях «не знают, о чем говорить» - эта фраза как раз и выдает незнание данными людьми правил светского общения.

Об истории и правилах светского общения в России Х1Х века можно прочитать в наших пособиях «Коммуникативные ситуации» (1993), «Светское общение» (1996), «Русский речевой этикет» (1996), где анализируются принципы русского светского общения и приводятся примеры на материале произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, Л. Толстого.

Основными правилами современного светского общения можно считать следующие:

1. Умеренная мимика и жесты, конвенциональные позы, значительная дистанция общения, невербально выраженная доброжелательность, сдержанная положительная эмоциональность.

2. Демонстрация интереса ко всем собеседникам, вопросы к собеседникам о том, как обстоят их дела.

3. Избегание споров, затрагивания неприятных и конфликтных тем обсуждения.

Что такое деловая коммуникация. Реакция на собеседника и информацию. Что влияет на эффективность сообщения. Актуальность проекта: актуальность проекта заключается в том что не существует сборника написанного в публицистическом стиле для студентов по предмету Деловые коммуникации. Приходилось ли вам задумываться о роли общения в жизни каждого из нас и общества в целом Как долго мы можем прожить без общения Может ли человек существовать без общения вообще Говорят что общение – это естественная среда обитания...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

8003. Этика делового общения 70.57 KB
Отсюда следует прямой вывод: умение общаться с людьми есть важнейшее профессиональное качество которому человек обязан учиться и которое он должен совершенствовать всю свою жизнь. Следует признать справедливым остроумное замечание английского философа Джона Локка о том что в дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости ученость выглядит педантизмом остроумие шутовством простота неотесанностью добродушие льстивостью2. Следует подчеркнуть что самые высокие нравственные качества выхолащиваются лишаются практического...
8864. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 189.55 KB
Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий
15777. Этикет делового общения 13.53 KB
Основные понятия делового этикета Деловой этикет важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека предпринимателя. Наиболее общее определение этикета таково: это установленный порядок поведения где-либо. Этикет принимаемый как культура поведения правила хорошего тона социально одобряемые манеры предписывает нормы поведения на работе в гостях на деловых встречах и т. Почти 70 выгодных для людей сорвавшихся сделок не состоялись из-за того что бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой...
2663. СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 33.99 KB
Традиции научной школы Бехтерева – Мясищева – Ананьева оказали существенное влияние на современные исследования общения, проводимые в отечественной психологии. Значителен также вклад Л.С. Выготского - основателя другой школы в советской психологии.
13083. Барьеры общения и методы их преодоления 40.85 KB
Психологические барьеры создаются угнетенностью жизненными проблемами что отвлекает слушателей; отсутствием настроения; сопротивлением контакту при отсутствии настроенности на восприятие речи страхом если силен то занимает большую часть сознания человека; застенчивостью мешает задавать вопросы в случае непонимания а следовательно понимать последующий материал; агрессией; разницей в статусе; убеждением о том что информация давно известна; что слишком поздно учиться. Обычный человек может сконцентрироваться на том что ему говорят...
20806. Общение. Коммуникативный аспект общения 24.22 KB
В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями, взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей
6736. МАСТЕРСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 11.98 KB
Фейербах Сущность педагогического общения и его функции. Стили педагогического общения. Система педагогического общения и технология его организации.
20734. Возрастные особенности общения в школьном классе 42.16 KB
Человек не способен жить, работать, учиться без общения с людьми. Среди многообразия проблем современной психологии, общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности
20106. Особенности межкультурного общения в образовательной среде 85.27 KB
Оценивание межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку и культуре как важный фактор мотивации студентов. Общетеоретические аспекты изучения межкультурной коммуникации как педагогического феномена отражены в работах Е. В общении человек усваивает общечеловеческий опыт исторически сложившиеся общественные нормы ценности знания способы деятельности формируясь таким образом как личность как носитель культуры. Энциклопедический комментарий: Коммуникация как общение обмен мыслями сведениями идеями и т.
18178. Развитие и формирования личности школьника в процессе общения 333.21 KB
Все это означает что общение по основным своим характеристикам всегда является видом деятельности суть которого составляет взаимодействие человека с человеком. Гипотеза исследования состоит в том что в подростковом возрасте происходят качественные изменения общения по сравнению с детьми младшего школьного возраста а также усиливается потребность в общении в целом что требует преодоления этих трудностей в общении. считает что общение – соʙсем молодая проблема дʙадцатого столетия если ʙ Дреʙней Греции и ʙ Дреʙнем Риме ораторское искусстʙо...

В конечном счете основой всех

человеческих ценностей

служит нравственность.

А. Эйнштейн

На характер общения педагога с учащимися и их родителями определяющим образом влияет морально-психологический климат, который сложился в педагогическом коллективе. Деловые, товари­щеские отношения учителя со своими коллегами, администрацией школы помогают устанавливать последовательность и единонаправленность воспитательного воздействия всего коллектива учителей во взаимоотношениях с учениками и их родителями.

Под морально-психологическим климатом обычно понимают преобладающий в коллективе нравственный настрой, в котором на­ходят свое выражение значимые для жизнедеятельности людей ду­шевные переживания и волнения, регулирующие поступки людей, их отношения друг к другу, к работе и событиям в мире.

Морально-психологический климат любого педагогического коллектива, несомненно, зависит от всей системы отношений в об­ществе, форм и способов управления народным образованием.

Демократия, гласность, гуманизм, сочетание централизован­ного административного руководства с самодеятельностью и са­моуправлением самого педагогического коллектива, социальная от­ветственность за результаты своего труда - вот основные принци­пы, которые должны определять характер отношений в школе. Но, к сожалению, определяется морально-психологический климат в основном внутренними процессами управления и самоуправления самого педагогического коллектива.

Общение в педагогическом коллективе не может терять своих профессиональных свойств. Оно также должно носить характер воспитывающего общения людей, спаянных общими целями, за­дачами, принципами работы. Такое общение, несомненно, долж­но ставить во главу угла самое основное его качество - взаимовос­питание, т. е. умение вызывать у людей чувство локтя, энтузиазм в коллективной творческой работе, инициативу. Оно должно разви­вать и поощрять то, что есть лучшего в человеке, его профессио­нальной учительской деятельности, с помощью признания его раз­личных достоинств и успехов.

Общение учителя с коллегами можно условно подразделить на две тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга сто­роны.

Первая сторона - официально организованные, или формаль­ные, связи, отношения между членами педагогического коллекти­ва: педсоветы, методические объединения, совещания, собрания, на которых обсуждаются все производственные, текущие учебные и воспитательные проблемы. Производственное общение учите­лей друг с другом не является для каждого из них непрерывным, постоянным процессом, так как основную часть времени учитель затрачивает на общение непосредственно с учащимися. Тем не ме­нее общение с коллегами носит интенсивный характер, поскольку максимально концентрируется условиями конкретной ситуации, ибо в той или иной связи, время от времени у каждого учителя воз­никает необходимость соответствующего личного контакта со сво­им коллегой для решения текущих и перспективных учебных и воспитательных задач: обсудить успеваемость и поведение того или иного ученика, посоветоваться о мерах воздействия на него, выра­ботать единый подход в требованиях к выполнению домашних за­даний.

Обычно формальные связи в педагогическом коллективе стро­ятся на четко определенных кругом функциональной роли отно­шениях: директор - заведующий учебной частью - организатор внеклассной работы - классный руководитель - учитель-предмет­ник. Объем решаемых вопросов в официальном общении велик.

Психологически официальные формы общения обусловлива­ют у каждого члена коллектива в отношении других определенные ожидания, связанные с представлением о профессиональном статусе: компетентность, научная и деловая квалификация, исполни­тельская дисциплина, ответственность, профессиональная этика педагога.

Формальные связи обязывают любого учителя принимать ак­тивное участие в обсуждении и практическом решении вопросов, которые часто выходят за рамки его непосредственных функцио­нальных обязанностей учителя-предметника. Например, ответ­ственность за учебную и воспитательную работу в школе разделяет в равной мере весь педагогический коллектив, а не только дирек­тор или организатор воспитательной работы. Вторая сторона - не­формальное общение, которое во многом зависит от официально принятого и закрепленного профессионального общения, хотя и носит относительно самостоятельный характер, оказывает, в свою очередь, воздействие на него.

Неофициальные товарищеские контакты (чаепития, вечера, турпоездки), сотрудничество и взаимопомощь в работе и по оконча­нии ее формируют качественно иной, более подходящий для со­вершенствования воспитательной работы морально-психологичес­кий климат, искренние отношения дружбы и товарищества. Наоборот, недоброжелательные отношения (ссоры, конфликты) ухудшают настроение, вызывают неудовлетворенность работой, мешают проведению единой педагогической линии в отношениях с учащимися. Учитывая специфику официальной и неофициаль­ной сторон общения, их конкретное соотношение в каждом педа­гогическом коллективе, нельзя не видеть, что любая из них не мо­жет существовать обособленно одна от другой. Психологическая комфортность в коллективе определяется степенью единства его официальной и неофициальной сторон общения.

Если мысли и чувства людей естественны и свободны, отно­шения доверительные, доброжелательные и искренние, то симпа­тия отношений переходит в сферу официальной структуры обще­ния, повышает культуру педагогического труда. Он становится подлинно коллективным, в нем растет доля творчества и инициа­тивы.

Однако единство официального и неофициального общения в условиях педагогической деятельности не может быть абсолютным, так как невозможно абсолютное единство формального и нефор­мального в содержании самой педагогической деятельности. Фор­мальным в профессиональной деятельности учителя является сле­дование определенным правилам, нормам, инструкциям, постанов­лениям, устоявшимся приемам, неформальным - постоянный

поиск нового, творчество, индивидуальность, импровизация. В боль­шинстве случаев эти элементы органично переходят друг в друга, однако всегда найдутся люди, которые тяготеют в общении либо к формальному, либо к неформальному. Деление, естественно, услов­но; тем не менее психологическим обрамлением формального выс­тупают педантизм, традиционность, обычай, консерватизм, догма. К такому способу деятельности легко приспособиться, с ним «жить легче», не надо «портить» себе нервы. Но формальное никогда це­ликом не может прижиться в школе, ибо создаются ситуации, тре­бующие мгновенного решение, которое трудно согласовать с ин­струкцией. Хотя и общение только на неформальной основе мо­жет вылиться в анархию, когда разговоры о деле поглотят само дело.

Если в коллективе нарушилось разумное соотношение между формальным и неформальны, то проблему надо решать не адми­нистративным путем, а на основе углубления взаимопонимания между сторонниками различных направлений - тщательного об­суждения и проверки результативности всего комплекса вопросов, вызывающих споры.

Развитие интересов в коллективе опирается на состояние со­циально-психологической организации коллектива. Оно может быть проанализировано с точки зрения удовлетворенности людей различными элементами социально-производственной ситуации: настроение, взаимопонимание и авторитетность руководства шко­лы или подчиненных, вообще коллег, степень участия членов кол­лектива в управлении и самоуправлении коллектива, сплоченность. Это работа школьного социолога.

Характер отношения учителя к своей профессиональной ра­боте выступает как относительно самостоятельный фактор успеш­ного социально-производственного развития взаимоотношений в коллективе. Конечно, на профессиональные взаимоотношения существенное влияние оказывают характер и стиль руководства исостояние психологического, нравственного климата. Чем благо­приятнее нравственно-психологический климат в коллективе, чем выше уровень его педагогической культуры, тем ответственнее от­ношение к работе у каждого члена коллектива. Пассивное отноше­ние к делам коллектива, его членам, к работе может быть вызвано не только тем, что человек занимает не свое место, но и чисто внешни­ми условиями организации труда: перегрузкой, мелочными придир­ками со стороны руководства, чрезмерным администрированием, отсутствием перспектив роста, а также наличием многих нерешен­ных проблем жизни и быта.

В педагогическом коллективе общение обусловливается и регу­лируется не только потребностями и интересами профессиональных и других видов деятельности, ной настроениям, общественным мне­нием, вкусами, традициями. Многими социально-психологически­ми образованиями можно управлять и не стоит их рассматривать как раз и навсегда сложившиеся формы.

Настроение каждого человека складывается в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности, но оно может распрост­ранится на другие условия, оказывая воздействие на работу и от­ношение с другими людьми. Настроение и действие неотделимы друг от друга, поэтому важно управлять своим настроением. При хорошем настроении можно и «горы свернуть», а при плохом... - надо пересилить себя.

Переключите интересы на живую жизнедеятельность, и на­строение улучшится.

Учитель не имеет права входить в школу, класс с плохим настро­ением. Наиболее эффективный способ обретения хорошего настро­ения - самовнушение. Если самонастройка не получается, надо при­бегнуть к самоанализу, выяснить, что конкретно испортило настроение, и найти антипод. В. Шекспир утверждал, что ничто не является ни хорошим, ни плохим - все зависит от того, как чело­век смотрит на ту или иную вещь. Не игнорируйте помощь школь­ного психолога или психотерапевта.

Индивидуальное настроение может быть видоизменено обще­ственным. В коллективах с хорошим микроклиматом коллега с уд­рученным настроением не будет предоставлен самому себе. К сло­ву, надо быть предельно внимательным к своим коллегам:

Бойтесь неосторожных слов;

Не прячьте улыбку;

Не стесняйтесь поздравить коллегу (если есть с чем) и вы­разить ему добрые пожелания;

Комплимент, предназначенный конкретному человеку, нельзя делать в присутствии других;

Грусть, подавленность могут быть нейтрализованы сопере­живанием.

Настроение поднимает:

Четко скоординированная и спланированная работа кол­лектива;

Система справедливых оценок руководства, исключающая придирки, резкий тон:

Отношения взаимопомощи и поддержки друг друга.

Регулирует и стимулирует общение в педагогическом коллек­тиве общественное мнение.

Несмотря на семантическую близость понятий общего и обще­ственного мнения, они должны быть различимы. Общее, или совпа­дающее, мнение - это оценочное суждение о ком или о чем-либо, оно формируется стихийно и является результатом непосред­ственных контактов, текущих ситуативных условий деятельности людей и образуется в ходе обмена информацией, самого процесса общения. Оно может сложиться в ходе заседания педсовета, у учи­телей, работающих в одной параллели, и т. д."

Общественное мнение - социально значимое, типичное, по­вторяющееся оценочное суждение относительно каких-то важных и принципиальных для общества, а соответственно, и для школь­ного коллектива событий, явлений, форм деятельности. Обще­ственное мнение складывается осознанно в результате совместных дискуссий, обмена информацией, аргументами, фактами; оно пред­ставляет собой совместно выработанные, типичные не только для какой-то группы педагогов, но и других групп суждения, оценки. Общественным мнением педагогического коллектива обычно яв­ляются определенные социально значимые оценочные суждения, касающиеся не только своего коллектива, но и многих других, в том числе учащихся, родителей, а также различных проблем пре­подавания, воспитательного процесса, проведения или отмены экзаменов. Общественное мнение имеет различные оттенки оце­ночных суждений. Поэтому оно лишь в главном, существенном, принципиальном выступает как общее суждение, оценка. Во всем, остальном могут быть разные вариации, плюрализм подходов, то­чек зрения, особенно относительно преломления этих суждений, оценок в конкретных условиях" коллектива.

Существует весьма интересная закономерность в функциони­ровании общего и общественного мнений в рамках профессиональ­ной деятельности учительского коллектива. На уровне официаль­но-производственной структуры общения (учительская, педсовет) общее мнение не всегда является обязательным, больше ценится оригинальное, интересное, так как в этом случае приобретается до­полнительная информация для размышления и принятия решений. Естественно, что право голоса должны иметь все, при соответству­ющем регламенте и требованиях к содержанию выступления.

В то же время официально производственная структура обще­ния педагогического коллектива отвергает всякого, кто не разде­ляет общественное мнение, выступает с другими принципиальными установками на профессиональную деятельность учителей (воз­можны конфликты с коллегами и по линии руководства).

В неформальном общении определяющее значение имеет об­щее мнение. При несовпадении мнений контакты, как правило, затрудняются и дружеское общение может быть прекращено со­всем. Если человек действует вразрез с общественным мнением, контакты могут продолжаться, поскольку общественное мнение не касается личных взаимоотношений.

На характер взаимоотношений большое влияние оказывают вкусы людей. Вкусы - сложные социальные чувства, характеризу­ющие определенную способность к различению, пониманию и оценке реальных явлений, людей и их действий с позиций прекрас­ного и безобразного. Они проявляются во всех видах деятельности и общения, поскольку человек осуществляет их и «по законам кра­соты». Вкус формируется в зависимости от общественной практи­ки и становится социально-психологическим регулятором взаимо­отношений, когда приобретает характер социально значимого явления в группе людей. Индивидуальные расхождения во вкусах могут преодолеваться благодаря общим условиям деятельности, разработке общей концепции воспитания и обучения на основе единых профессиональных интересов. Общение, в свою очередь, также во многом способствует преодолению индивидуальных раз­личий во вкусах людей. Люди с неразвитыми, примитивными вку­сами испытывают постоянный дискомфорт от недостатка обще­ния, неумения привлечь к себе людей. В то же время люди, обладающие развитым вкусом, также могут испытывать диском­форт, так как не находят понимания и замыкаются в себе, в своем внутреннем мире.

Интеллигентный, культурный человек никогда не позволит себе как-либо подчеркнуть свои вкусовые амбиции, резко обличая чью-то недоразвитость вкусов. А уж если надо отреагировать, то сделает это тактично, используя все средства и возможности убеж­дения. Нетерпимость в выражении своих суждений по этому пово­ду сродни невоспитанности.

Вкусы формируются и развиваются на основе общего интере­са сначала к своей специальной работе и умелому ее выполнению, а затем на основе развития интересов и к непосредственно общим делам коллектива, каждого его члена в отдельности.

На основе вкуса, потребностей и интересов возникают такие социально-психологические образования, как влечения и стрем­ления, которые также значительно влияют на характер общения.

Влечение как ярко выраженная склонность в отношениях лю­дей друг к другу, к деятельности и ее результатам приобретает со­циальную значимость, когда вызывается и подкрепляется одина­ковыми общими условиями, формирующими идентичные потребности и интересы. На становление социально значимых вле­чений большое влияние оказывает наличие развитых вкусов. Вле­чение в значительной степени способствует как самому установле­нию контакта, так и характеру и интенсивности общения. Однако духовное влечение человека к человеку обусловлено прежде всего интересом (интересная биография, оригинальные суждения, эру­диция, высокие нравственные качества). Влечение во многом пре­допределено теми качествами, которые у человека представлены особо и созвучны нашим стремлениям обладать такими же. Влече­ние проявляется к тому, что нравится, а нравится то, что вписыва­ется в круг идеалов человека, целей, что в той или иной мере ка­ким-либо образом выделяет его из среды окружения, но в то же время кардинально не расходится с ее образцами и нормами. Наи­более результативно общение, когда имеется обоюдное влечение; такое общение перерастает в дружбу, любовь. Нередко при отсут­ствии обоюдного влечения все же может иметь место постоянное общение и даже дружба, если общению сопутствует уважительное отношение, чувство такта к другому.

Дружба накладывает большие обязательства на людей, так как она нетерпима ко всякого рода двусмысленности, неискренности, лживости и предполагает горячее и совершенно бескорыстное уча­стие в радости и горе друг друга. Ее психологическим основанием является предельно полная идентификация. Настоящая дружба - это всегда удел личностей с высокоразвитым чувством ответствен­ности.

Дружеские отношения не исключают принципиальности в си­стеме формально-производственных отношений учительского кол­лектива. Культура дружеских отношений в педагогическом коллек­тиве поистине должна быть высока, и не только в силу просматриваемое™ этих отношений для всех, в том числе и для учащихся, но главным образом потому, что они будут служить луч­шим доказательством того идеала дружбы, к которому стремятся ребята; хочет того учитель или нет, но он более всего убеждает ок­ружающих не словами, а своими поступками, личным отношени­ем ко всем, с кем общается; может быть, трудно помнить об этом всегда, но тем не менее необходимо, даже если речь идет о сфере личных привязанностей.

Стремление как настойчивое желание, возникающее у людей в связи с достижением цели или решением какой-либо задачи в про­цессе деятельности и общения, также основывается на интересе. Оно является фактором развития общения, поскольку сопутствует становлению межличностных связей между людьми, имеющими однотипные стремления.

Стремление стимулирует общение в том случае, если оно, ба­зируясь на общих потребностях, интересах и вкусах людей, офор­мляется в социально значимое образование коллектива - волю. Естественно, разлад в стремлениях сковывает соответственно и общение или препятствует его становлению, развитию.

В каждом коллективе есть группы людей с ярко выраженным стремлением к творческой работе. Есть группы людей с приглу­шенным жизненным кредо - «Проживи незаметно». Есть группы людей, обладающие скромными возможностями, но с явным стрем­лением «остаться на плаву».

Не учитывать такого соотношения типов людей в педагогичес­ком коллективе опасно для развития в нем профессионально-на­сыщенного общения, дающего возможность самовыражения каж­дому. Некоторые стремления людей могут быть негативны в своем влиянии на взаимообщение, на формирование подлинно коллек­тивистских форм жизнедеятельности педагогического коллекти­ва. Это:

Стремление во что бы то ни стало выделиться;

Слепое следование моде, что может стать условием непо­нимания людьми друг друга, так как в формировании моды большое значение имеет экономика.

Весьма своеобразное значение во взаимообщениях людей при­обретает такой социально-психологический феномен, как слухи.

Слухи - это официально не подтвержденные сообщения, ко­торые передаются в результате непосредственных контактов лю­дей друг с другом. Они могут включать только такие сообщения, которые вызывают интерес у людей. В коллективе имеется опреде­ленная условная неформальная группа лиц, которая испытывает постоянную потребность в слухах. Слухи строятся на суждениях и представлениях людей и передаются всегда в эмоционально окра­шенной субъективной интерпретации. Они способствуют выработ­ке того или иного мнения. Источником слухов является отсутствие, а точнее дефицит информации. Разные слухи отрицательно сказы­ваются на взаимоотношениях людей и характере морально-психологического климата. К слухам тесно примыкают такие однопорядковые образования, как молва, толки и сплетни. Сплетням свой­ственно причудливое сочетание правды и лжи. Единственная защи­та от клеветы, к которой приводит сплетничанье, - ее гласное оп­ровержение и обнаружение несостоятельности.

Наличие таких образований будет отражаться на работе, вы­зывать ажиотаж, нездоровые интересы, ситуации, конфликты. К сожалению, об этом приходится говорить, так как практика знает немало примеров безнравственного разрушения педагогического коллектива.

В психологическом смысле конфликт - это столкновение в процессе деятельности и общения мотивов, установок, поведения, отношений и действий между индивидами и группами или между индивидом и группой людей. Конфликты в педагогическом коллективе могут возникать на основе реальных противоречий, име­ющих место в деятельности, но они могут появиться и при отсут­ствии противоречий как результат искаженных представлений отдельных лиц о тех или иных сторонах жизнедеятельности.

Конфликты между людьми, занятыми в одной и той же сфере деятельности, преследующими одни и те же общезначимые цели и интересы, не являются неизбежными и необходимыми, хотя един­ство в главном не исключает разнообразия мнений, взглядов и возникновения конфликтов. Но конфликты в таких условиях не мо­гут принять антагонистического характера и всегда могут быть разрешены коллективными усилиями самих людей. Для благопо­лучного разрешения конфликтной ситуации необходимо выяснить мотивы и причины конфликта.

Следует различать конфликты, вызванные:

Объективными обстоятельствами (неправильное распреде­ление функционала);

Субъективными причинами (столкновение мотивов, уста­новок, взглядов людей).

Надо обращать внимание на значимость конфликта, его мас­штабность (локальный или втягивает группу людей).

Во время общения необходимо контролировать, какими сло­вами, каким тоном ведется беседа. Конфликт во многом возникает даже не от того, что говорят, а от того, как говорят.

Для создания благоприятных условий педагогической деятель­ности необходимы постоянный поиск и выработка способов пре­дупреждения конфликтов и их оптимального разрешения в интере­сах коллектива и каждого его члена. Конфликты имеют разные формы разрешения: взаимные уступки, перемирие сторон в резуль­тате переориентации целей, установок, оценок.

Сравнительно глубокое влияние на взаимоотношения людей в их профессиональной деятельности оказывают такие формы по­ведения, как неучтивость, забывчивость, необязательность, хвас­товство. Эти недостатки, хотя в общем и целом терпимы до поры до времени во взаимоотношениях людей, но, постоянно умножа­ясь, с неизбежностью приводят к трениям, конфликту. Например, кто нарушил хоть раз доверие, тот теряет его надолго, если не на­всегда, что бы он ни делал и кем бы он ни был. То же самое можно сказать об аффектировании какого-либо качества тем или иным человеком. Хвастовство - это, как правило, признание прежде все­го перед другими того, что сам не обладаешь каким-то качеством. Не случайно у многих народов мира хвастовство подвержено рез­кому осуждению, едкой иронии: «Раз подкова бренчит, значит, в ней не хватает гвоздя». Эти недостатки редко прощаются, ибо они всегда препятствуют развитию и укреплению дружеских взаимо­отношений людей в совместной работе. Именно поэтому каждому учителю необходимо активно преодолевать в себе все то, что про­тиворечит нравственным устоям, мешает утверждать подлинно че­ловеческие отношения между людьми - товарищеское сотрудни­чество, взаимопомощь, честность, скромность.

Что еще необходимо учитывать при общении с людьми? По всей вероятности, то, что среди наших собеседников есть мужчи­ны и есть женщины. Удовлетворение первейших жизненных по­требностей имеет одинаковое значение для обоих полов. Но все-таки есть ряд различий в восприятии действительности и ряд стереотипов, которые во многом определяют наш образ действий.

Стереотипы поведения женщин и мужчин складывались веками. Чисто мужской стиль поведения связан с активностью, целеуст­ремленностью, решительностью и рациональной деятельностью. Женщинам же, напротив, всегда отказывали в интеллекте и разум­ном начале. Считалось, что их сфера - эмоции. В связи с этим сло­жилась традиция воспитания детей. Мальчикам прививали настой­чивость, рационализм, уверенность в собственных силах. Девочек учили быть чуткими, заботливыми, нежными и кроткими.

Хотя жизнь во многом изменилась, старые стереотипы тем не менее оказывают заметное влияние на наши взаимоотношения.

Действительно, женщины уделяют больше внимания чувствам. Но психологи сходятся в том, что это у них не врожденное, а при­обретенное свойство. Женщин не готовили подавлять и скрывать эмоции. Наоборот, проявление чувств всегда воспринималось как нечто женственное, привлекательное. Поэтому их реакции гораз­до более эмоциональные, чем у мужчин. Они легче теряются, крас­неют, плачут, им труднее скрыть отвращение или ненависть. Но и. улыбка появляется на лице женщины чаще. Возникшие симпатии и антипатии влияют на поведение мужчин и женщин, в принципе, одинаково. Но считается, что для женщин они имеют решающее значение. Такое мнение бытует, видимо, потому, что женщины про­являют их более открыто.

Поскольку женщины с детства учатся ставить себя на место дру­гого, они больше интересуются личностью собеседника. Женщи­на, как правило, лучше осведомлена о психологическом состоянии людей, которые ее окружают. Она более восприимчива к их идеям и эффективнее поощряет их усилия. Если мужчины стремятся ак­тивно переделать свое окружение, то женщины придают особое внимание воспитательным отношениям.

Женщины в большей степени склонны к самораскрытию. С друзьями они образуют более тесные дружеские взаимоотношения и ведут более интимные разговоры, чем мужчины, которые пред­почитают беседы о работе, спорте, общественных проблемах. В се­мье жены тоже обеспечивают более прочную эмоциональную под­держку своему супругу в то время, как сами, чаще всего, вынуждены искать ее у подруг или родственников. В родственные связи жен­щины также включены сильнее, особенно с родственниками-жен­щинами, например, мать и дочь, сестры. Что касается общения с коллегами, то и здесь у женщин сильное стремление к человечес­ким контактам. Им важен сам процесс сотрудничества, тогда как мужчин больше интересует достижение цели.

Все сказанное отнюдь не значит, что все мужчины и все жен­щины таковы. Речь идет об общих тенденциях, которые в большой степени определяются традициями. Нередко человек старается соответствовать стереотипу, даже преодолевая свой природный тип. Например, природа наделила женщину изобретательным умом, энергией, организаторским талантом. Как бы она ни старалась заг­нать себя в чисто «женские» рамки, она будет ощущать диском­форт. Эти рамки тесны для нее. Но попытаться расширить их - значит пойти в какой-то мере наперекор устоявшимся канонам. Решиться на это непросто. И наша героиня ломает себя, стремится соответствовать ожиданиям окружающих, хотя бы из опасения ока­заться без социальной поддержки.

То же самое может произойти и с мужчиной, которому дарована нежная, чувствительная душа. Он готов прослезиться от сострада­ния, а ему, как мужчине, необходимо проявить твердость. От него ждут последовательных, целенаправленных действий, а он никак не может ни на что решиться, находясь во власти охвативших его эмо­ций. Человек старается преодолеть себя, делает то, что положено делать в этих случаях мужчине, смутно ощущая, что все это - не его.

Понятие "речевая ситуация" является базовым понятием лингвопрагматики - науки, изучающей, как человек использует язык для воздействия на адресата (воспринимающего речь) и как ведет себя в процессе речевого общения.

От чего зависят особенности речи я речевого поведения человека? Как оказалось, от многих причин и факторов. Совокупность этих фак­торов и называется речевой ситуацией. Основными компонентами ее являются внешние и внутренние условия общения, участники обще­ния, их отношения.

Общую схему речевой ситуации можно представить следующим образом.

Кроме выделенных в данной схеме основных факторов, влияющих на особенности деловой речи и речевого поведения коммуникантов, можно выделить и такие факторы, как степень знакомства, степень удаленности коммуникантов друг от друга, наличие наблюдателей и т.д. Однако эти факторы определяют качества деловой речи не в той степени, что основные факторы, или составляющие речевой ситуации.

Рассмотрим их. Официальная обстановка предполагает особую юридическую значимость делового общения. Это обусловлено тем, что конкретные люди - физические лица - не только представляют инте­ресы юридических лиц (фирм, предприятий), но и выступают от имени юридических лиц на деловых переговорах, в процессе деловых встреч.

Официальное общение протекает в служебном помещении - офисе, приемной, конференц-зале и т.д.

Официальное общение может быть и внутрикорпоративным, на­пример, протокольное деловое общение, представленное жанрами со­брания, совещания, совета руководителей.

Официальная обстановка требует соблюдения соответствующих этикетных норм речевого поведения:

Обязательного двустороннего Вы-общения по отношению к со­беседнику любой возрастной группы и любого социального положе­ния;

Строгого соблюдения этикетной рамки общения (слов приветст­вия и прощания);

Использования этикетных стандартных формул вежливости ("будьте добры", "будьте любезны", "разрешите мне..."т.п.).

Официальная обстановка предъявляет требования к лексическому составу речи, в который не должны входить бранные, жаргонные, про­сторечные слова и диалектизмы.

Существуют требования, касающиеся произношения слов. Офи­циальная обстановка обусловливает выбор литературного типа произ­ношения, а не бормотания, не скороговорки или небрежного фонети­ческого оформления речи. Не [здрас"], а [здраствуйт"е], не [када], а [кагда].

Основной тон при строгих официальных отношениях - спокой­ный, сдержанный, при менее строгих официальных отношениях - спокойный, доброжелательный, приветливый.

В неофициальной обстановке проходят презентации, юбилеи, де­ловые встречи за стенами учреждения или офиса, например в рестора­не, в домашней обстановке, повседневное общение в трудовом коллек­тиве. В такой обстановке собеседники чувствуют себя гораздо свобод­нее в выборе речевых средств, нежели в официальной обстановке. Это значит, что говорящие руководствуются теми же правилами и норма­ми речевого поведения, что и в повседневной жизни:

Выбирается Ты- или Вы-общение в зависимости от степени зна­комства, возраста и положения собеседника;

Используются слова приветствия и прощания;

Использование этикетных формул может быть сведено к мини­муму.

Менее строгие требования лексического отбора не исключают, од­нако, нежелательности использования тех же лексических пластов, ко­торые нежелательны и в официальном общении.

То же можно сказать и в отношении произносительных норм.

Определяющим фактором в неофициальной обстановке является степень знакомства. Беседа с незнакомым или малознакомым челове­ком накладывает по сути те же требования этикетного характера, что и официальное общение. Даже присутствие "постороннего" человека (посетителя, клиента) требует от людей, находящихся с ним в одной комнате, переключиться на правила официального общения.

Исключение составляют муниципальные служащие всех рангов, работники министерств и ведомств. Для работников перечисленных специальностей официальное общение является единственным типом делового общения. Корпоративная культура представителей власти, силовых ведомств и министерств не предусматривает неофициальной обстановки делового общения в качестве рабочей обстановки. Строгость иерархических отношений не предусматривает возможности исполь­зования Ты-общения в рабочее время.

Фактор адресата в деловом общении не менее важен, чем условия общения. Адресат - человек, к которому обращена (адресована) речь. От того, в какие ролевые и коммуникативные отношения вступа­ет с ним говорящий или пишущий (адресант), будет зависеть комму­никативная тактика и выбор этикетных средств.

Сферы реализации менеджмента предполагают выполнение ме­неджером различных социальных ролей, которые определяются:

Внешними производственными отношениями фирмы (органи­зации);

Административной деятельностью;

Коммерческими отношениями.

Вступая в отношения "производитель"-"потребитель", "руководи­тель"-"подчиненный", "партнер"-"партнер", менеджер, руководитель определяет для себя принципы, на которых строятся отношения, и, в зависимости от них, разрабатывает стратегию общения.

Целевые установки определяются и группируются в зависимости от того, каким избирается ведущий принцип общения в той или иной сфере (профессиональной сфере менеджмента). В настоящее время приоритетными являются принцип консенсуса в партнерских отно­шениях, отзывчивости в рыночных отношениях и равенства в кор­поративных отношениях.

Общий принцип вежливости не исключает богатства конкретных ситуаций, в которых приходится дифференцировать речевые средства. При выборе обращения, например, важнейшим критерием является социальный статус адресата.

Уважаемый Николай Степанович!

Многоуважаемый господин Кутю!

Глубокоуважаемый АлександрСергеевич!

Обозначение социального статуса адресата может быть вербаль­ным и невербальным (обозначаемым при помощи интонации).

Индексами социального статуса являются служебное положение, об­щественное положение, материальное положение, заслуги. Согласно рус­ской традиции в деловом общении половые различия не акцентируются, т.е. женщина обладает при равном социальном статусе теми же пре­имуществами, что и мужчина.

За годы советской власти сложилась традиция пиететного отноше­ния к "начальству". Высокое служебное положение обеспечивало заис­кивание и даже раболепие со стороны подчиненных или людей более низкого положения. Служебное положение и сегодня является глав­ным при определении социального статуса, однако тональность отно­шения к высокопоставленным чиновникам сегодня меняется. Безус­ловно, учитываются и личные заслуги адресата pe чи.

Социальный статус и социальная роль человека могут не совпа­дать. В эпоху рыночных отношений нередко в качестве партнеров вы­ступают находящиеся в иерархических отношениях организации, на­пример материнская и дочерняя фирмы.

Социальная роль во многом определяет характер коммуникатив­ного ожидания собеседника, который нельзя не учитывать. Если вы начальник, подчиненный во время общения с вами ожидает от вас кор­ректности, вежливости, заботливости, иногда покровительства и всег­да уважения. Агрессия, желание отнести просчеты и ошибки на счет подчиненного являются нарушением нормы речевого поведения ме­неджера. Такие симптомы невладения социальной ролью руководите­ля, к сожалению, еще не изжиты до конца.

Общение "на равных" с подчиненным - необходимое условие для создания сплоченной команды, которая способна выжить в условиях конкуренции.

Коммуникативные роли, в отличие от социальных, переменчивы. Одно и то же лицо в процессе диалога (полилога) выступает в качест­ве адресанта, адресата и наблюдателя.

Адресант - инициатор диалога, говорящий, пишущий, активный коммуникант. Это, безусловно, тактически выигрышная роль. Адре­сант задает тон, темп и тематическую программу общения. Недаром во всем мире ценится речевая активность менеджеров, умение на­правлять беседу и регулировать, что особенно важно, ее временные рамки.

Инициатор речи обладает недекларируемыми правами "режиссера" общения. Как правило, он его и заканчивает. Это не означает, однако, что позиция адресата - это пассивная позиция в диалоге. Деловое об­щение предполагает не только повышенное внимание к сообщаемому, но и целый ряд обязательных речемыслительных операций в процессе восприятия речи: 1) контроль объема сообщаемого; 2) контроль пони­мания; 3) резюмирование; 4) дефинирование; 5) корректировку пози­ций. Все эти операции реализуются при помощи реактивных реплик: - Да; - Так-так; - Разумеется; - Если я правильно вас понял...; - Что вы имеете в виду?; - Иными словами, вы считаете, что...? и т.п.

При помощи этих же обязательных в диалоге реактивных реплик ад­ресат может перехватить речевую инициативу, изменив коммуникатив­ную роль на роль адресанта. Подробнее об этом - в главе IV книги.

Позиция наблюдателя - это тоже позиция активного участника общения. Даже не участвуя в диалоге, наблюдатель влияет на его ход.

Так, наличие в кабинете посетителя предполагает, что рабочие внутрикорпоративные вопросы решаются быстро, без излишней дета­лизации.

Таким образом, пассивных участников коммуникативного процес­са в деловом общении просто не существует. Слушание же, как счита­ют психолингвисты, процесс более интеллектуально интенсивный, чем говорение. Поэтому в лекционных расписаниях предусмотрены перерывы, а опытный лектор знает, что через пятнадцать минут в про­цессе самой лекции необходимо делать "разрядки", чтобы не потерять контакт с аудиторией.

Говоря о коммуникативных отношениях, нельзя не отметить важ­ность личностно-субъективного фактора. Общаясь, мы передаем не только объективную информацию, но и свое отношение к ней и собе­седнику. Эта последняя в большей мере и обусловливает реакцию со­беседника на те или иные речевые действия. Спрос на коммуникабель­ных, приятных в общении менеджеров, рекламных агентов - это эко­номическая стратегия и политика в современном бизнесе.

Фактор цели связывает позиции говорящего и слушающего в еди­ном коммуникативном процессе.

В деловом общении цели могут быть срочными и перспективны­ми, реализующимися в планах перспективного сотрудничества.

Поддержание деловых контактов, информирование и воздействие на адресата с целью принятия какого-то конкретного решения - вот основные виды целей, преследуемых адресантами в сферах бизнеса и управления.

Поддерживать деловые контакты, т.е. конструктивные деловые от­ношения, можно только на основе положительных взаимных эмо­ций - доверия, сочувствия, доброжелательности, уважения и т.д. С этой целью рассылаются поздравления, соболезнования, приглашения на торжества, благодарственные письма и т.п.

Информативные письма, звонки, факсовые отправления, отсылка каталогов, прайс-листов, образцов товара, отчетов реализуют второй тип целей - информировать адресата о положении дел, о возможнос­тях и условиях сделки и т.д.

Инструкции, правила, приказы, распоряжения, требования, рекла­мации, просьбы как в письменной, так и в устной форме реализуют цель воздействияна адресата и побуждения его к совершению того или иного поступка.

Нередко перечисленные цели сочетаются в пределах одного текс­та, например письма-просьбы, которое начинается с описания положе­ния дел, т.е. с информирования, а заканчивается просьбой.

Конкретных речевых ситуаций может быть бесконечное множест­во, но есть их типичные особенности, зная которые можно легко ори­ентироваться в любой из них и выбирать необходимые речевые сред­ства для достижения цели общения.

Особенности речевых ситуаций в сфере деловых отношений за­крепляются за жанрами устной речи (деловые переговоры, рабочее со­вещание, телефонные сообщения и т.п.) и за жанрами письменной речи (контракт, деловое письмо, лицензия, правила и т.п.). В каждом из жанров использование языка имеет свои особенности, но карди­нальные различия связаны со сменой формы языкового выражения, поэтому мы считаем, что информацию письменной деловой речи нужно "переводить" на устную речь.

Представьте, что вы беседуете "в кулуарах" с бывшим одноклассником, шутите, хлопаете его по плечу и даже… вспоминаете прозвище, которым наградили его в 5 классе. Но проходит 10 минут - перед вами уже Роман Сергеевич, руководитель совещания, лидер, директор. Стиль взаимодействия сразу меняется. Эта простая иллюстрация показывает, что с точки зрения взаимоотношения общающихся и обстановки общение делится на два вида: официальное (деловое) и неофициальное (частное).

Деловым является общение во время совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Деловое общение используется для организации социально значимой деятельности: научной, общественной, административной, управленческой, коммерческой, производственной. Оно связано с обсуждением вопросов организации производства, выполнения должностных обязанностей, планирования деятельности, установления внешних связей, принятием решений, заключением договоров, оформлением документов. Поскольку деловое общение обслуживает сферу деловых отношений, к нему предъявляются строгие требования, которые, в первую очередь касаются важных для коммуникации качеств речи (правильность, точность, ясность и др.) и соблюдения этических норм.

Частное общение - это общение в кругу близких людей, хороших знакомых, с которыми сложились доверительные межличностные отношения. Неофициальным может быть и общение в перерывах официальных мероприятий, на так называемых "корпоративах" - словом, тогда, когда оно характеризуется непринуждённостью. Здесь нет стандартов, требования к качествам речи не столь жёсткие, как в официальной сфере. Выбор слов и выражений в частном общении более свободный и регулируется этическими нормами, принятыми в данном обществе традициями и степенью близости собеседников.

> Общение личное и массовое

Один собеседник, десять - пятнадцать участников семинара, тысяча сторонников на митинге, сотни тысяч зрителей ток-шоу… Определяет ли количество участников общения его особенности? Бесспорно. Массовое общение характеризуется тем, что людей, которым адресована речь, много, иногда это миллионная аудитория. Это выступления на митингах, в СМИ, на собрании, конференции, съезде и в других ситуациях при большом стечении народа. Личное общение - это общение с единичным адресатом. Конечно, личное общение можно сделать более адресным, чем массовое. Если мы знаем собеседника, имеем возможность наблюдать за ним долгое время, анализировать его потребности, особенности характера, то мы можем общаться с ним, учитывая все качества его личности. Даже малознакомый человек ассоциируется у нас с определённым социально-психологическим типом, связанным с возрастом, полом, статусом, национальностью и другими признаками, поэтому мы чуть ли не с первого взгляда можем предположить, как лучше выбрать стиль общения с ним. Это весьма затруднено при массовом общении, ведь в нём участвует много людей, каждый из которых является носителем неповторимой комбинации личностных качеств. Это люди с разным жизненным опытом, предпочтениями, убеждениями, системами ценностей.

Поэтому массовое общение чаще бывает сложнее для говорящего: его цель - дойти до всех, но учесть особенности каждого, к сожалению, невозможно. Поэтому при массовом общении важно выбирать такие средства, которые понятны всем и каждому, и такие тактики, которые принимают все или, по крайней мере, большинство слушателей. Массовое общение требует развёрнутого доказательства собственного мнения, что сводит к минимуму риск двусмысленного понимания, большей эмоциональности. При массовом общении возрастает роль голоса и интонации. Разумеется, личное и массовое общение протекают в разных условиях. Поэтому, например, в массовом общении часто используется микрофон, с которым надо учиться работать правильно. При массовом общении сложнее наблюдать за реакцией слушателей, так как она может быть разной и невозможно понять реакцию каждого. Сложность массового общения ещё и в том, чтобы захватить и удержать внимание большого количества слушателей, поэтому приходится всё время применять приёмы привлечения внимания (например, демонстрацию предметов, вопросно-ответную форму изложения и др.), обращения к слушателям.

В большой аудитории часто действует эффект эмоционального заражения, когда эмоции слушателей вызываются эмоциями тех людей, которые находятся рядом (в одной "толпе"). Это особо значимо для митинговой речи.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»