«Забытая деревня» Н. Некрасов

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Стихотворение “Забытая деревня” является одним из самых трагических в творческом наследии Некрасова. Краткий анализ “Забытая деревня” по плану разъяснит ученикам 10 класса суть рассказанной истории. Этот материал может быть использован на уроке литературы и как дополнительный, и как основной.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1856 году и в том же году опубликовано, войдя в собрание сочинений.

Тема стихотворения – история забытой деревни, в которой живут люди, чьи ожидания не сбываются.

Композиция – стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых представляет собой отдельную историю. Композиционно оно делится на две части, в первую входят три заглавные строфы, во вторую – две последние.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – дольник с женской рифмой.

Эпитеты “плоха избушка”, “жадный лихоимец”, “изрядный косячок”, “плутовской манер”, “сердобольный немец”, “гроб дубовый”.

История создания

Стихотворение написано Некрасовым в 1856 году. После того, как Чернышевский опубликовал на него статью в “Современнике”, цензура нашла в нем аллегорическое содержание: в 1855 году умер император Николай Первый, на престол взошел Александр Второй. Поэта обвиняли в том, что именно их он описал в образе старого и нового барина, а забытая деревня – это вся Россия. Насколько справедлива такая трактовка, до сих пор точно неизвестно.

Тема

Стихотворение посвящено забытой деревне. В ней живут люди, зависимые от воли барина – только он может решить множество крестьянских проблем, но они его совершенно не интересуют. Так и проходит жизнь людей в несбывшемся ожидании.

Таким образом Некрасов развенчивает существующий в среде крестьянства миф о добром барине. Он говорит о том, что простым людям не стоит надеяться на помещиков, так как те живут своей жизнью и совершенно не интересуются тем, что происходит в их деревнях.

Композиция

Пятистрофное произведение состоит из двух частей. Первая часть – это три истории о крестьянах, живущих в позабытой помещиком деревне. Это бабушка Ненила, которая не может взять лесу для починки избы, крестьяне, у которых жадный сосед отобрал землю, и Наташа, которую немец-управитель не пускает замуж за вольного хлебопашца. Все они объединяются рефреном – “ вот приедет барин! “, который повторяют все несправедливо обиженные.

Вторая часть отделена от первой значительным промежутком времени. В результате бездействия барина хлебопашца Игната забрили в солдаты, бабушка Ненила так и умерла в своей разваливающейся избушке, а сосед-плут собрал с крестьянской земли не один урожай.

Кульминация – последняя строфа, в которой барин наконец-то приезжает, но… в гробу. А новый, едва прошли похороны, уезжает в Питер, снова оставляя крестьян с их нерешенными проблемами.

Жанр

Этот стих – один из самых ярких образцов гражданской лирики Некрасова. Поэт описывает не просто равнодушие барина к судьбе простых людей, но и пассивность крестьян, которые только и надеются, что на приезд кого-то свыше.

Написанное дольником, произведение напоминает песни, которые складывали крестьяне, жалуясь на свою судьбу. Народность и песенность подчеркивается близостью к тоническому стиху. Также автор использует характерные для народной поэзии банальные женские рифмы.

Средства выразительности

Поскольку поэт приближает свое произведение к народной песне, язык в нем тоже достаточно простой. Из всех троп Некрасов предпочитает эпитеты – “плоха избушка”, “жадный лихоимец”, “изрядный косячок”, “плутовской манер”, “сердобольный немец”, “гроб дубовый” , тоже очень простые. Эти средства выразительности подчеркивают связь написанного стихотворения с народной традицией.

Особую роль играет рефрен “вот приедет барин” , выражающий чаяния крестьян. В четвертой строфе он трансформируется во фразу “ барин все не едет “, а пятая строфа придает повторению иронический смысл – вот барин соизволил приехать, но – уже в гробу.

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!»
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу»,- думает старушка.

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово —
И землицу нашу отдадут нам снова».

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором…

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова

Некрасов был общепризнанным поэтом-реалистом. В своем творчестве он рассматривал любую проблему не только с одной стороны. Ярким примером такого глубокого анализа является стихотворение «Забытая деревня» (1855 г.). Поэт видит причину народных страданий не только в жестокости и равнодушии помещиков, но и в наивной вере крестьян в своего мудрого барина.

Произведение состоит из пяти частей. В первых трех описаны типичные для крепостничества народные беды. Одинокой старушке требуется материал на починку жилища. Крестьяне пострадали от самовольного захвата их земель соседним помещиком. Крепостная девушка хочет выйти замуж, но не может этого сделать без разрешения хозяина. Во всех ситуациях посредником между крестьянами и барином выступает управляющий, который стремится только к личной выгоде. Он отвергает все просьбы просителей. Горькая ирония автора проявляется в надеждах крестьян на долгожданный приезд барина. Они уверены, что главным их мучителем является управляющий, а хозяин просто ничего не знает об их страданиях. Такое слепое убеждение напоминает народную веру в справедливого царя-батюшку, окруженного злыми советниками. На самом деле ни царю, ни помещикам не было никакого дела до своих крепостных. Их заботило только своевременное получение доходов с имений. Управляющим предоставлялось полное право действовать по своему усмотрению.

Четвертая часть описывает крушение всех крестьянских надежд. Бабушка умерла, соседний помещик собрал богатый урожай с захваченной земли, а жениха забрали в солдаты. Но и все разразившиеся беды не могут уничтожить безграничной веры. Крестьяне лишь гадают, почему «барин все не едет».

В пятой части надежды, наконец-то, сбываются. Крестьяне дождались своего барина, который приезжает… в гробу. Тем не менее объявляется наследник, который уж точно обратит внимание на своих страдающих работников. Но он исчезает так же внезапно, как и появился, опять оставляя крестьян на произвол управляющего. Можно догадаться, что новое поколение будет питать такие же бесплодные надежды по отношению к своему барину.

Стихотворение «Забытая деревня» описывает конкретный случай, но такое явление было повсеместным в России. Большинство помещиков вообще никогда не посещали свои деревни. Крестьянство представлялось им в образе смутной физической силы, которая приносит доход. Естественно, что личная беда отдельного крестьянина не имела никакого значения для хозяина. Крестьяне не понимали этого и продолжали верить в торжество добра и справедливости.

Вот приедет барин – барин нас рассудит

Цитата из стихотворения Н.А. Некрасова "Забытая деревня" (1856):

"Вот приедет барин – барин нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка, И велит дать лесу", – думает старушка.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Вот приедет барин – барин нас рассудит" в других словарях:

    Из стихотворения «Забытая деревня» (1856) Н. А. Некрасова (1821 1877): «Вот приедет барин барин нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка, И велит дать лесу», думает старушка. Традиционно применяется для характеристики рабского духа,… …

    Вот приедет барин - барин нас рассудит - крыл. сл. Цитата из стихотворения Н. А. Некрасова «Забытая деревня» (1856): «Вот приедет барин барин нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка, И велит дать лесу», думает старушка … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    БАРИН - 1) До Октябрьской революции 1917 г.* обиходное название представителя одного из привилегированных сословий, дворянина*, помещика или высокопоставленного чиновника (см. чин*) и др. Происходит от слова боярин*. В литературной речи форма… … Лингвострановедческий словарь

    Из стихотворения «Забытая деревня» (1855) Н. Л. Некрасова (1821 1877): Умерла Ненила; на чужой землице У соседа плута урожай сторицей; Прежние парнишки ходят бородаты; Хлебопашец вольный угодил в солдаты, И сама Наташа свадьбой уж не бредит...… … Словарь крылатых слов и выражений

    Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

    Ср. Вы слышали, что я сейчас говорил о рабочем вопросе, о церкви, о народном образовании, но ведь это Улита едет, когда то будет. Салтыков. Недоконченные беседы. 5. Ср. Я знаю, что надежда на осуществление идеи (об упразднении судов) все равно,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Некрасов Н.А. Некрасов Николай Алексеевич (1821 1877/1878) Русский поэт. Афоризмы, цитаты Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ. Правилу следуй упорно: Чтобы словам было тесно, Мыслям… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Название басни (1809) И. Л. Крылова (1768 1844). Сюжет русский баснописец заимствовал из одноименной басни Жана Лафонтена, который, в свою очередь, взял его у легендарного баснописца древней Греции Эзопа (VI в. до н. э.). Начало басни И. С.… … Словарь крылатых слов и выражений

    Направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания и преобразо­вания конфликтных отношений в контексте кон­кретных культурных образований,… … Политология. Словарь.

Книги

  • Мифы о России-3. О русском воровстве, душе и долготерпении , Мединский Владимир Ростиславович. № 1. Национальная русская черта с давних пор - даже не со времен Карамзина и с его "Воруют-с...", а еще раньше, с эпохи кормлений - это всеобщее воровство и взяточничество. И любой всплеск…
  • О русском воровстве, душе и долготерпении , Мединский, Владимир Ростиславович. № 1. Национальная русская черта с давних пор - даже не со времен Карамзина и с его "Воруют-с...", а еще раньше, с эпохи кормлений - это всеобщее воровство и взяточничество. И любой всплеск…
Крепостное право в XIX веке было неким пережитком прошлого. Соответствующего мнения придерживался и Николай Алексеевич Некрасов. По его мнению, и по мнению многих других людей, с прогрессивными взглядами, такое явление просто недопустимо для европейской страны, а Россия в то время считала себя таковой, но только избавляться от рабовладельчества никак не хотела.

Это было лишь маленькой частичкой того, что по-настоящему возмущало писателя. Больше всего он ненавидел слепую веру крестьян в некую высшую справедливость. Как ни странно, но большая их часть считала своего помещика, чуть ли не богом на земле. Их мнение на этот счет было одно – помещик действительно мудр, справедлив и делает много ради своих подопечных. Это всё чиновники да управляющие не дают жизни людям.

Создание «Забытой деревни»

Эта уникальная особенность крестьянского менталитета вызвала у писателя горькую иронию и сильное возмущение. Он, в отличие от крестьян, прекрасно понимал, что помещику совсем нет никакого дела до крепостных. Единственное, что его волновало на тот момент – исправная уплата ими оброка. Все остальное их не касалось.

Некрасов, пытаясь развенчать миф о том, что помещики, якобы отличные люди, и в 1855 году создает произведение «Забытая деревня». В нем он буквально высмеивает наивность крестьян, показывает реальную власть и положение дел, такими, как они есть на самом деле. Помещики действительно обладают полной властью в своих угодьях, но всем руководят управляющие, а крестьяне – низшее звено в цепочке, на котором каждое последующее только наживается, становясь сильнее.

Стихотворение начинается с обращения старушки к бурмистру. Ей требуется немного леса, для того чтобы восстановить свою старую халупу. Это вполне себе обычная просьба, на которую она получает отказ. Бурмистр прямо заявляет, что: «нет лесу, и не жди - не будет!» Но пожилая женщина уверена, что вот скоро приедет барин и все уладит, ей не стоит ни о чем беспокоиться. Она, естественно, вожделеет, что в скором времени получит то, чего хочет.
Таким образом, Некрасов говорит о наивности всех крестьян. В подобную ситуацию неизменно попадают все просители, без исключения, которые желают добиться некой справедливости, кто пытается отстоять свои права. Крестьяне в своей наивной вере убеждены, что им нужно чуточку подождать, а за них все сделают, решат со временем, помогут, якобы помещик вот-вот приедет и решит их многочисленные проблемы, которых с годами становится только больше.
История данного произведения, как и большинства других, созданных Некрасовым – весьма печальная. Как можно догадаться, этими стихами писатель пытался достучаться не до крестьян, которые бы никогда их все равно не прочли, а до помещиков, высшего сословия. Несложно догадаться о том, как они приняли такую иронию по отношению к себе. Произведение вызвало лишь множество упреков со стороны представителей высшего сословия. Эта же судьба была и у многих других стихотворений, обладающих ярко выраженным социальным окрасом.

«Забытая деревня» Н. Некрасов

1
«У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди - не будет!»
«Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу»,- думает старушка.
2
Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово -
И землицу нашу отдадут нам снова».
3
Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» - говорит Наташа.
Малые, большие - дело чуть за спором -
«Вот приедет барин!» - повторяют хором…
4
Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута - урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!
5
Наконец однажды спереди дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.»

После прочтения возникает вполне естественный вопрос – почему Некрасов назвал произведение «Забытая деревня»? Все дело в том, что владельцу нет никакого дела до людей, которые там проживают. Какие нужды испытывают крепостные – совсем неважно. В результате такого халатного отношения, старушка, которой требовалась новая крыша просто умирает, не дождавшись исполнения обещания. Обманутый крестьянин же, уже наблюдает, как на куске его бывшей пашни собирает урожай другой человек. Дворовая девка по имени Наталья уже перестала и вовсе мечтать о свадьбе, так как ее жениха забрали на службу в солдаты на целых 25 лет.

Писатель говорит с некой иронией и сожалением, что деревня по-настоящему является забытой. У нее нет настоящего хозяина, честного, мудрого, который бы стал надежной опорой своим крепостным, хотя бы частично. В результате деревня постепенно приходит в упадок.

Тем не менее, наконец-то приходит момент, когда он все-таки появляется в деревушке, но в роскошном гробу. Он завещал своему преемнику похоронить его там, на месте, где был рожден, а тот, в свою очередь, родившийся далеко от сельской жизни, не собирается заниматься проблемами крестьян. Единственное, что он сделал - «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Некрасов пытается сказать крестьянам о том, что практически никому нет дела до их проблем, а вернее, открыть глаза на эту правду помещикам, которые практически все, без исключения, относились наплевательски к своим крепостным. Всё, что желал получать от своих имений помещик - доход. И как бы крепостные не молились на своего хозяина, ему, как правило, не было до этого никакого дела.

Заключение

Почему же Некрасов выбрал для своего стихотворения именно тему крепостного права? Это была очень большая проблема в свое время, а помещики в XIX веке практически все, поголовно, были такими как описано в этом произведении. Таких «Забытых деревень» в России на тот момент насчитывалось огромное количество. Владельцы роскошных имений всегда пытались обосноваться в городе, полагая, что такая сельская жизнь – не для них. Они все пытаются ближе подобраться к высшему свету, светской жизни, постепенно забывая об обычных людях.

В некоторых селениях, ситуация и вовсе выходила из ряда вон – крестьяне не видели своих помещиков целыми десятилетиями, что вторым казалось нормой. Они очень сильно свыкались с этим, принимали такое положение дел как данное, будто оно и должно быть, так и никак иначе. Своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество.

Некрасов прекрасно понимает, что, создавая данное произведение, он не достучится до крестьян, по той простой причине, что им не суждено прочесть стихи. Писатель пытается сказать своим произведением, чтобы сами владельцы крепостных судеб перестали быть эгоистами, взывая к человеколюбию, ведь их эго попросту может лишить жизни множество судеб, собственно, о чем и сказано в произведении.

Как можно догадаться, это стихотворение и множество других, обладающих некой иронией по отношению к высшему сословию было принято, что называется «в штыки». Ярко выраженная социальная окраска никогда не пользовалась большой популярностью у высших слоев, потому как в большинстве своем, она омрачала их. По их мнению, такие «мужицкие стихи» просто позорят русскую поэзию, хотя мы прекрасно знаем, почему они им не нравились.

Некрасов прекрасно понимал, значимость своих творений. Современники не могли оценить его творчество однозначно, правда часто принимается в штыки. Общество, которое по-настоящему погрязло в пороках и страстях, никогда не будет радо такой правде и истине, о которой говорил Некрасов в своих стихах.

Николай Алексеевич не ставил своей целью перевоспитать высший свет, он просто пытался достучаться до очерствелых душ помещиков и чиновников. Свою лепту в формирование общественного мнения он, несомненно, внёс. Отчего его вклад у русскую литературу по праву считается бесценен.

Читать стих «Забытая деревня» Некрасова Николая Алексеевича стоит тем, кто хочет лучше понять историю России, узнать, как жили крепостные, а как - богатые люди. Кроме того, благодаря этому произведению, можно угадать мысли бедных крестьян, их желания и настроения. Изучается стих на уроке литературе в 10 классе. Затем преподаватели задают на дом учить его полностью наизусть. На нашем сайте можно прочитать произведение онлайн, а при желании скачать его на свой гаджет.

Текст стихотворения Некрасова «Забытая деревня» написан в 1855 году. В нем автор рассказывает об одной деревне, в которой крепостные ждут приезда барина. Они надеются, что тот сможет разрешить все их проблемы. Так, бабушка Ненила хочет попросить у него лесу, чтобы подлатать свою избушку. Крестьяне считают, что он решит их вопрос о земле. Девушка Наташа рассчитывает на то, что тот позволит ей выйти замуж за хлебопашца. Однако ничего этого не происходит. Барин не приезжает в деревню, не помогает простым людям. В своем имении он появляется уже спустя много лет, но не живой, а мертвый. На его место приходит новый барин, но и тому нет дела до проблем крепостных. Побыв немного в деревне, он очень скоро из нее уезжает, обратно, в город.

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди – не будет!”
“Вот приедет барин – барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу”,- думает старушка.

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
“Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово –
И землицу нашу отдадут нам снова”.

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. “Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!” – говорит Наташа.
Малые, большие – дело чуть за спором –
“Вот приедет барин!” – повторяют хором…

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута – урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом – новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету – и уехал в Питер.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»