Япония – климат, культура, традиции. Фундаментальные исследования

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

В этих условиях этническая культура остается важнейшей ча­стью адаптивного механизма, так как в жизни индивида возможен переход из одной социальной группы в другую, из одного госу­дарства в другое, но при этом человек не может оторваться от своих этнических корней, которые заставляют его видеть мир так, а не иначе и вести себя соответствующим образом.

Исходной точкой и основным признаком формирования этни­ческой культуры является возникновение у группы людей общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуж­дающие их жить и действовать коллективно. Важной характери­стикой таких потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно превосходящий механиче­скую сумму индивидуальных интересов членов этого сообщества. Потребности такого рода представляют собой особые межинди­видуальные интересы и могут быть удовлетворены путем совме­стных действий всего коллектива. В этнологических, историче­ских, социологических, культурологических исследованиях такие потребности оцениваются как служащие интересам жизнеобеспе­чения и сохранения общности.

В то же время всякое локальное историческое сообщество жи­вет в конкретном природно-историческом окружении, обстоя­тельствах места и времени, адаптация к которым является неотъемлемым условием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребно­стей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет чле­нам этого сообщества накопить специфический культурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличающийся от такого же рода опыта других сообществ. Если коллективные потребности большинства людей, составляющих локальные сообщества, психологически сравнительно единооб­разны, то условия их удовлетворения всегда более или менее раз­личаются. В итоге это ведет к формированию уникальных куль­турных комплексов, специфичность которых повышается от по­коления к поколению за счет естественной аккумуляции культур­ных отличий, складывающихся в процессе создания людьми сво­его искусственного окружения.

Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в состоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего сообщества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и исполь­зуют лишь часть культурного опыта общества, которая им необ­ходима в практической жизнедеятельности. Большинство же ос­тальных составляющих своего культурного опыта человек усваи­вает в опосредованном виде. И эти составляющие можно опреде­лить как ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообщества.

Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детерми­нации общих черт культурного мироощущения сообщества, они нуждаются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е. в практических стереотипах поведения, отвечающих повседневным нуждам и потребностям людей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандар­тов деятельности и формирования в результате этого соответст­вующих образов жизни и картин мира, характерных для конкрет­ного этнического сообщества. В этом смысле образы жизни и кар­тины мира представляют собой наиболее типичные, широко рас­пространенные в сообществе устойчивые наборы, совокупности стандартов действительности, взаимодействия, поведения, пред­ставлений и т.п. Эти типичные проявления культуры сосуществу­ют с маргинальными, экстравагантными и новационными прояв­лениями. Однако именно устойчивые поведенческие установки в наибольшей мере характеризуют специфику этнической культуры.

Исследуя процессы жизнедеятельности современных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этнической специ­фичности неуклонно уменьшается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально-стандартным моделям. При осмыслении этого процесса культурного развития отечественная этнологическая мысль пришла к выводу о необходимости методологического разграничения понятий «этническая культура» и «культура этноса».

Разделение понятий «этническая культура» и «культура этноса» порождено тем обстоятельством, что для своего существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не может обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жиз­необеспечения. Их современное существование стало интегриро­ванным, национально взаимозависимым. В изучении этого процес­са понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследо­вателей только на этнической специфике свойственных этнической общности культурных явлений. В этом отношении этническая куль­тура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры обеспечива­ют, которые, с одной стороны, единство каждого отдельного этно­са, а с другой - передачу этого единства от поколения к поколению. Этническая культура проявляется буквально во всех областях жиз­ни этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре.

На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является само­название народа (этноним).

Географическая (природная) среда - непременное условие воз­никновения этноса и его функционирования. Культура каждого этноса развивается не только во времени, но и в пространстве, образуя локальные варианты, выражающиеся в отдельных разли­чиях в материальной и духовной сферах культуры. Приметы воз­действия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предме­тов быта и кончая самими этнонимами.

Так, климат во многом определяет особенности одежды и жи­лища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от не­го зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал жилища и его виды и вместе с особенностя­ми фауны сказывается на специфике повседневной жизни и куль­турно-хозяйственном развитии тех или иных народов. Так, не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались ме­нее динамично, чем европейская. Одной из причин этого было отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одо­машнивания стать рабочим скотом.

Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также опреде­ленное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереоти­пах поведения, привычках, обычаях, обрядах, в которых прояв­ляются черты быта народов. Этносам тропического пояса, на­пример, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельче­ских работ.

Находит отражение географическая среда и в этническом са­моназвании. Именно ландшафты этнической территории ассо­циируются в сознании людей с «родной землей». Некоторые эле­менты ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у рус­ских, сакура у японцев), либо в сочетании с топонимикой (река Волга у русских, гора Фудзи у японцев) становятся своего рода символами этнической принадлежности. Иногда и этнонимы прямо связаны с географической средой: береговые чукчи назы­вают себя «морские жители».

Хозяйственные традиции народов, формирующиеся в непо­средственной связи с природными условиями, очень устойчивы. Например, перебравшиеся в Калифорнию армяне-земледельцы и там занимаются земледелием: традиционным садоводством и ви­ноградарством.

Влияют природные условия и на историческую судьбу народа. Так, островное положение этноса способствует развитию кораб­лестроения, рыболовства, мореплавания. Такие этносы защищены своим положением от нападений врагов. Этими условиями во многом объясняется важное место Англии и Японии в современ­ном мире.

В формировании каждой этнической культуры, как мы уже от­мечали, важную роль играет язык этноса, который способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Общий язык поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящими на одном языке, почти авто­матически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложив­шихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память. И наконец, язык как элемент культуры уча­ствует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы. Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отлича­ется такой пестротой и разнообразием. Сегодня в мире насчиты­вается свыше 2 тыс. живых языков: от бесчисленных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы лю­дей. В этнолингвистике принято выделять несколько языковых семейств (индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, драви­дийская, уральская, чукотско-камчатская, конго-кордофанская, нило-сахарская, койсанская, китайско-тибетская, тайская, австро-азиатская, эскимосо-алеутская). Среди них основной является ин­доевропейская, включающая в себя около 100 различных языков, на которых говорят почти 150 народов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения нашей планеты говорит на десяти наиболее распространенных языках.

Каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка. Именно поэтому народам бывает так трудно понять друг друга. Конечно, народам, говорящим на родственных языках, это сделать проще (хотя, разумеется, этнические контакты зависят не только от этого), чем тем этносам, языки которых слишком силь­но отличаются друг от друга. Так, для народов индоевропейской языковой семьи понятие «прогресс» расшифровывается как раз­витие, ускоренное движение вперед. В китайском языке соответ­ствующий иероглиф обозначает «движение вовнутрь», к центру.

Общеизвестно значение религии в формировании этнической культуры. Например, нынешнюю Бельгию населяют два народа: фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валло­ны, чей родной язык - французский. Это рождает массу проблем, но хотя оба этноса пользуются определенной автономией, нет ос­нований полагать, что Бельгия когда-нибудь распадется. Слиш­ком крепка их связь, и важнейшей частью этой связи является об­щая религия - католицизм. Общеизвестен факт, что решением Венского конгресса 1815 года Бельгия была отдана под власть гол­ландского короля. Однако уже через 15 лет бельгийцы - и фла­мандцы и валлоны - восстали и отделились. Хотя фламандцы по языку куда ближе к голландцам (их языки взаимопонятны), чем к валлонам, общие экономические интересы, общая история и рели­гия объединяли их с валлонами, и все это вместе предопределило их выбор.

Хорошо известен и другой пример. То, что хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее являются раз­ными народами, во многом вызвано различиями в религии: хор­ваты - католики, сербы - православные. Отсюда разные культу­ры, отсюда ориентация хорватов на Западную Европу, а сербов - на Россию, отсюда давняя вражда между сербами и хорватами.

Сегодня говорят о едином арабском мире, в состав которого входят многочисленные этносы, но они говорят на диалектах и наречиях одного арабского языка, который когда-то принесли сюда завоеватели-арабы вместе с новой религией - исламом. Именно эта религия стала мощнейшей объединительной силой, а арабский язык лег в основу формирования этих культур.

Важным элементом этнической культуры является название эт­носа, причем сам народ называет себя совсем не так, как его назы­вают соседи. Например, мы себя называем русскими. А маленький народ саамов, живущий на Крайнем Севере, называет русских «карьеле», латыши - «криеви», финны и эстонцы - «вене», турки -«казак». Этнографам понятно, откуда взялись эти названия. У саа­мов это название связано с карелами, ближайшим к ним соседним народом, латыши помнят своих ближайших соседей-славян в стари­ну, племя кривичей. Эстонцы же и финны, судя по всему, перенесли на русских имя древних славянских племен Прибалтики - венедов. А для турок исторически представителями России были казаки.

Гораздо сложнее вопрос, откуда берутся самоназвания этно­сов. Имя становится нужным этносу, когда он уже прошел опре­деленный путь своего формирования и развития. Ведь имя - это выражение того факта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.

Долгое время все человечество делилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем «мы» - это люди, а «они», все остальные племена без различия, были не-люди. Часто первобытные племена вообще не имели самоназваний, как, напри­мер, у папуасов до XIX века. Все племена Новой Гвинеи получили имена от европейцев, причем население одного района, отказав­шееся креститься, получило от неудачливого миссионера имя «намау», что значит «глупые». Сами папуасы объясняли такое по­ложение вещей очень просто: названия нужны другим племенам, чтобы отличать их друг от друга, а про себя и так все ясно - люди.

Итак, очень много этнонимов восходит к этому понятию «люди». Именно это означало когда-то «дейч» - немец, «дене» -индейцы навахо. «Тюрк» происходит от слова, означающего «человек».

Важным этапом на пути формирования этнонимов служит по­явление перед словами «человек» или «люди» определения «настоящий». Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире, другой шаг в этом направлении - признание факта, что другие племена тоже составляют часть человеческого рода.

Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Так, имя предков осетин - аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказских народов означает «друг».

Есть имена, означающие «чужой» и «враг», именно это, на­пример, означает имя коряков.

Очень давно народы стали получать имя по стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала это имя от другого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет народа виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полу­острова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имя итальянцев.

Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «каракалпаки» - «черные шапки».

Иногда именем становится название занятия. Бхилы в Индии - лучники, тахтаджи в Турции - лесорубы.

Отражается в имени народа и характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен -дреговичей, живших в болотистой местности («дрегва» - трясина, болото).

Нередко народ или часть народа принимает имя своего вы­дающегося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил в конце XIII века землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успехов привели к тому, что появился целый народ с именем но­гайцев. Огузов, вторгшихся в Иран и Малую Азию в XI-XII ве­ках, вели вожди из рода Сельджуков, и этот народ стал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал род Османов, и появились турки-османы.

Путей образования этнонимов очень много, но в любом слу­чае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть простым обычным словом, оно становится символом.

Важным элементом этнической культуры является «душа наро­да», которую еще называют национальным характером или психи­ческим складом этноса. Мы не будем говорить о составных частях этого элемента культуры (это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характер отдельных этнических общностей. Хотя легко заметить, что, например, такое свойство, как трудолюбие, в силу специфики социально-экономических, гео­графических и других условий проявляется у разных народов не­одинаково. Этносы могут различаться аккуратностью и пункту­альностью (пунктуальность, высокоценимая немцами или гол­ландцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше в странах Латинской Америки).

Характер этнической общности, как и отдельной личности, про­является главным образом в действиях. Поэтому он обнаруживает­ся и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различ­ных видах народного искусства, и в обычаях, и в речи, и в языке.

Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности определяются исторически. Так, среднего немца в середине XVIII века представляли себе как человека добродушного и терпеливого, и только в середине и конце XIX века стали го­ворить о немецкой сверхпунктуальности и точности.

Национальный характер существует, но он не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные пред­ставители определенного народа, а целые их группы, причем да­леко не каждый член этноса может считаться обладателем типич­ного национального характера.

Еще Л.Н. Толстой в «Войне и мире» писал о французской и рус­ской храбрости. Если французы всегда стремились сделать храб­рость как можно более картинной и эффектной, русский человек делал свое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою очередь, отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость немецких солдат, выполняющих приказ своего началь­ника, у ряда народов вошла в поговорку, но без приказа они не обязаны быть храбрыми. Можно, наконец, отметить итальянскую храбрость - полную противоположность немецкой. Итальянская армия в Первой и Второй мировых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. В то же время итальянские партизаны показывали чудеса героизма. Поэтому иногда говорят, что немец­кая храбрость сильнее всего проявляется, когда опирается на дис­циплину, итальянскую же храбрость такая дисциплина сковывает.

Помимо горизонтального членения этнической культуры рас­сматривается также ее вертикальное деление. В этом случае в ней выделяются два уровня: традиционно-бытовой и профессио­нальный.

Традиционно-бытовая культура - это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потреб­ности, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свой дом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспитывает детей. Именно здесь, в семье, человек с са­мого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса.

Профессиональная культура - это искусство, наука, литерату­ра, философия, теология и т.д. Все эти сферы также довольно тес­но связаны с этничностью и призваны уже не спонтанно, а на соз­нательном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру. Для искусства и литературы эта функ­ция более важна, чем для философии, теологии или науки, хотя и в них есть этноспецифические черты. Очень важную роль играет фольклор, но только если он соответствующим образом осмыслен в профессиональной культуре.

Роль профессиональной культуры возрастает в современных условиях, в связи с развитием СМИ и различных культурных учреждений. И здесь очень велика роль государственных и общест­венных организаций, которые должны поддерживать культуру своего народа. Но даже если государство не проводит политики поддержки культуры, как это было в СССР (создавая лишь види­мость деятельности), с ростом технических возможностей общест­ва идет уменьшение контроля со стороны государства. И если в государстве нельзя высказаться через профессиональную культу­ру, этнические элементы культуры опускаются в менее доступные контролю государства слои традиционно-бытовой культуры - так появляются анекдоты, частушки и т.д.

Современному этапу жизнедеятельности этнических общностей более соответствует понятие «культура этноса», предпола­гающее совокупность всего спектра культурных явлений, необхо­димых для существования общества, без учета этнической специ­фики. Действительно, трудно себе представить такой современ­ный народ, жизнедеятельность которого базировалась бы исклю­чительно на этнически своеобразных основаниях. Вполне очевид­но, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самые передовые достижения других культур. Таким образом, ре­альной чертой современной этнокультурной действительности выступает не этническая культура народа как комплекс этноспецифических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структуре культуры даже самых цивилизованных народов все же обнаруживается значительное число этноспецифических элемен­тов культуры, причем одни слои сохраняют в своем образе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почти совсем лишены.

1. Культура и природа как две формы бытия.
Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:
- непосредственное присвоение человеком объектов природы
- опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.
Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:
- присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда
- производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.
Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».
Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

2. Влияние природы на культуру.
Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.
Природа влияет на материальную культуру:
- состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства
- состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда
- полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества
- климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.
Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.
Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.
Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».
Мечников пишет, что развитие культуры во многом определяется природой. Например, 4 великие цивилизации возникли в бассейнах рек (Нил, Хуанхэ и т.д.). Цивилизация возникает потому, что река создает благоприятные условия для человека, и условия, существующие там, требуют коллективных усилий людей, их солидарности. Поэтому возникают общественные связи и само общество.

3. Влияние культуры на природу.
Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, тог есть преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:
- Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).
- Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).
В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». С точки зрения Вернадского, под влиянием усилий всего человечества, биосфера постепенно перейдет в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.
Причины образования ноосферы:
- экспансия разума во все уголки вселенной
- объединение человечества
- развитие науки

4. Экологический кризис.
Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:
- Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью.
- Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы.
- Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.
- Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества.
- Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе.
- Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.
Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису.

С 1980-х годов наблюдается большая активность в формировании региональной архитектуры. Эти тенденции и в мировой и в российской архитектуре приобретают все более уверенную и последовательную, теоретически обоснованную форму. Проявляется все больший проектный и научный интерес к этническим традициям, изучаются особенности национальной культуры, народного зодчества .

Все это происходит на фоне неблагоприятной экологической ситуации в мире, поиска и внедрения в проектную практику новых экологических концепций, включающих в себя возможность энергосбережения, сокращения вредных отходов производства и строительства, защиты от неблагоприятных природных воздействий. Такие новейшие тенденции напрямую соотносятся с местными архитектурными традициями народа, живущего в данном регионе (в определенных природно-климатических и ландшафтных условиях) и выработавших в своей многовековой практике средства наилучшего приспособления к этим условиям. Например, характерными особенностями жизни населения Алтая были весьма удачное приспособление к местным природным условиям, их умелое и комплексное использование в хозяйственных целях без ущерба природной среде, бережное отношение к ее естественным богатствам. Все это было закреплено в религиозных народных верованиях.

Именно в местных традициях можно найти ответы на многие современные задачи, так как именно через этнические взаимоотношения раскрываются отношения человека с природой.

Введение в мировой научный обиход термина «этнос» (от греч. Ethnos – народ) связано с отечественной наукой и, в первую очередь, с именем выдающегося русского ученого С.М. Широкогорова (1887-1939), который еще в 1920-е годы всесторонне разработал основные признаки и особенности этноса, но его труды, как репрессированного, сначала замалчивались, а затем подверглись резкой критике .

Известный историк и этнограф Л.Н. Гумилев (1912-1992) предложил рассматривать этнос как природное явление. Именно через этнические коллективы осуществляется связь человечества с природной средой, так как сам этнос – это явление природы.

Как бы ни была развита техника, все необходимое для поддержания жизни люди получают от природы. Значит, они входят в трофическую цепь как верхнее, завершающее звено биоценоза населяемого ими региона. Следовательно, они входят в систему этноценоза, включающую в себя, наряду с людьми, ландшафты, как преобразованные людьми, так и девственные, богатства недр взаимоотношений с соседями, элементы материальной и духовной культуры.

Гумилев предложил считать этнос понятием географическим, поскольку тот всегда связан с вмещающим и кормящим его ландшафтом. Ландшафт является одним из немаловажных компонентов системы, именуемой «этнос». Итак, прямое и косвенное воздействие географического ландшафта на этнос не вызывает сомнений.

Этот вывод был сделан в 1922 году Л.С. Бергом для всех организмов, в том числе и для людей. Под «ландшафтом» понимается «участок земной поверхности, качественно отличный от других участков, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой». Гумилев называет это понятие термином «месторазвитие».

Месторазвитием, или родиной этноса, является неповторимое сочетание элементов ландшафта, где эта этническая общность впервые сложилась как энергетическая система. Далеко не всякая территория может оказаться месторазвитием.

Новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов. Подлинным месторазвитием являются территории сочетания двух и более ландшафтов. До сих пор говорилось о ландшафтах как феноменах девственной природы, хотя сейчас на Земле нет ландшафта, не испытавшего когда-либо воздействия человека. Действительно, антропогенный фактор ландшафтообразования приобрел и продолжает приобретать важное место в лике земной поверхности. Сельское хозяйство изменяет флору и фауну, архитектура становится важным элементом рельефа, сжигание угля и нефти влияет на состав атмосферы. Несомненно, необходимо принимать активное участие в сохранении природного достояния человечества, так как природа не «только нам дом, она мы – сами» . Примером применения этих принципов становится теория «культурного ландшафта», как теория создания гармоничной во всех отношения среды обитания человека.

Для того чтобы отличить измененный человеком ландшафт от чисто природного его прообраза, в практике исследований используются представления об антропогенном или культурном ландшафте. Многие исследователи рассматривают эти понятия как синонимы, как близкие, но различающиеся между собой понятия. Поскольку в настоящий момент в литературе происходит смешение понятий культурного и антропогенного ландшафтов, следует сделать некоторое разграничение этих понятий.

Очевидно, что антропогенный ландшафт – более масштабное понятие. Он включает в себя культурный ландшафт, но не совпадает с ним. По степени воздействия антропогенного характера можно выделить три вида территорий. Первая – заповедные зоны и малоосвоенные территории. Таких территорий остается все меньше. Второе, противоположное первому состояния антропогенного ландшафта – «техногенно-урбанизированный ландшафт» (зона экологической катастрофы, химической аварии, эпицентр ядерного взрыва), территория, на которой прерываются многие или почти все биосферные процессы. Третья группа – территории, занимающие промежуточное положение, где поддерживается техно-биосферный баланс, состояние гомеостаза, антропобиосферного единства.

Очевидно, что первый и второй тип территорий не могут быть отнесены к культурным ландшафтам. Таким образом, состояние культурного ландшафта достигается лишь в том случае, когда создастся гармоничное взаимодействие природной среды и человека .

Культурный ландшафт (по Ю.А. Веденину) – это целостная и территориально-локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате соединенного влияния природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и жизнеобеспечивающей деятельности людей.

Культура вступает в контакт с природным ландшафтом самыми разнообразными способами: через материальные объекты, созданные человеком (в первую очередь, через архитектуру), многие виды деятельности, определенную степень и форму взаимодействия человека с природой и, наконец, через отношение человека к окружающему его миру.Таким образом, культура входит в ландшафт через процессы деятельности, потоки энергии и информации, связывающие природу и культуру.

Один из наиболее существенных критериев культурного ландшафта, определенный Ю.А. Ведениным – это сочетание наследия, традиционной и современной культур. Культурные ландшафты различаются по характеру соотношения между традиционной культурой и наследием, с одной стороны, и современной культурой, с другой. В одних случаях преобладают элементы традиционной культуры, в них значителен пласт наследия и чрезвычайно развита современная культура.

В других случаях, напротив, инновационная культура развивается «без груза» традиционности, однако такие примеры встречаются редко и являются следствием не столько отсутствия традиционной культуры, сколько игнорирования ее современной архитектурной практикой. Еще один тип культурного ландшафта характеризуется тем, что в его культурном слое отчетливо выражены самые различные пласты: инновационные культуры, традиционные культуры и культурное наследие. Именно такого рода структуры являются наиболее эффективными с точки зрения удовлетворения социокультурных потребностей общества и его развития.

Характер и многогранность связи между природными и культурными слоями в значительной степени зависят от уровня составляющей ландшафта. Народная культура наиболее органично связана с природными ландшафтами .

История культуры убедительно подтверждает, что во всех культурных ландшафтах при строительстве использовались, как правило, местные материалы, что, в свою очередь, диктовало наиболее целесообразные композиционные и конструктивные приемы и методы и приводило к сложению такого архитектурного стиля, который наиболее точно подходил под местные климатические условия, соотносился с глубиной или закрытостью пейзажа, с линиями рельефа. Так, полностью соответствует ландшафту Горного Алтая юрта или староверческий дом, и абсолютно чужеродными выглядят выстроенные в 1960-1970-х годах типовые панельные дома .

Для дальнейшей работы по данной тематике необходимо подробное изучение роли территории и ландшафта в формировании этнических особенностей, влияние особенностей ландшафта на культуру населения региона и опосредованного влияния на зодчество, выделение некоторых символов и образов ландшафтов территории данного региона. Следует провести культурно-ландшафтное районирование территории, определить границы региона и их совпадение с административными границами. Важным является вопрос о соотношении границ культурно-ландшафтных и административных районов.

Такое районирование было проведено в Тверской области. Анализ территории Тверской области по комплексу факторов объединил более 130 культурно-ландшафтных районов в три типологические группы:

1 – историко-культурные районы;

2 – природные и сельскохозяйственный районы с отдельными историко-культурными памятниками и территориями;

3 – природные районы.

Районирование проведено на основе анализа пространственной дифференциации нескольких групп факторов: ценность памятников истории и культуры, их сохранность, их локализация и территориальная концентрация; функциональные и пространственные связи памятников с ландшафтным окружением; этнографическое своеобразие отдельных частей территории; природные, эстетические и рекреационные качества ландшафтов; особо ценные ландшафтные комплексы (памятники природы, ландшафтные местности и т.д.).

Такое исследование, проведенное для Алтайского региона, будет базой для выявления связей между ландшафтом и архитектурными особенностями региона. Необходимо выявить образ места, взаимодействие ландшафта с культурой этносов, населяющих регион, сформулировать и классифицировать символы ландшафта и их влияние на сознание людей и опосредованно на архитектуру. На основании этого исследования можно будет сформулировать концепцию дальнейшего развития региональной архитектуры, разработать программу проектирования новой архитектуры, которая не будет оторвана от пласта культурного наследия и традиционной культуры региона, будет гармонично сочетаться с ландшафтным окружением.

Литература

    Хайт В.Л. Глобальное и этно-культурное в новейшей архитектуре России. // Гуманизм и строительство. Природа, этнос и архитектура./ Алт. Гос. Тех. Ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2003. – 120 с.

    Лазарев В.В. Программа без альтернатив. Сохранение качества и разнообразия культурной и природной среды. // Гуманизм и строительство. Природа, этнос и архитектура./ Алт. Гос. Тех. Ун-т им. И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2003. – 120 с.

    Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – М., 2002. – 560 с.

    Чалая И.П., Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование Тверской области. – М.: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия, 1997. – 286 с.

    Шишин М.Ю. Ноосфера, культура, культурный ландшафт. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. – 234 с.

    Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII – нач. XX вв. (Геокультурный аспект). Научный редактор Ю.А.Веденин. – М.: Институт наследия, 1998. – 128 с.

Дорош Елена Юрьевна
аспирант Института архитектуры и дизайна
Алтайского государственного политехнического
университета им. И.И. Ползунова
Научный руководитель:
доктор архитектуры,
профессор Поморов С. Б.

Существование культуры без природы невозможно, ведь человек созидает в природе, использует её ресурсы, раскрывая и то, что было заложено природой в нём самом. Выяснение вопроса о соотнесённости культурного и природного представляется очень важным для характеристики .

Здесь мы вплотную сталкиваемся с антимоничностью, т.е. противоречием между двумя суждениями, которые признаются верными.

  • С одной стороны, культура надприродна, внебиологична, её невозможно свести только лишь к природному.
  • С другой стороны, культурное, кроме как из природного, больше не из чего построить. Вот поэтому и создаётся впечатление о единстве и различии культурного и природного.

Культура как надприродный способ человеческой деятельности

Как правило, к культуре относят всё рукотворное. Культурное пространство или «вторую природу» сотворил своим неустанным трудом человек.

Культура как НАДприродный способ деятельности

« Kultura contra natura» — так звучит одна из начальных формулировок, отражающих ее специфику, которая воспринималась как нечто отличающееся от натуральности, надприродное, возникшее не самостоятельно, а в результате деятельности человека. Такой подход ведёт к умалению значимости природы, её принижению. Напротив, культура, с помощью которой себя выражает человек, возвеличивается. Не кроются ли в таких воззрениях истоки разрушительного, хищнического отношения к природе? Правильнее утверждать, что культурное – это и есть природное, которое продолжено и преобразовано деятельностью человека.

Влияние природы на культуру

Природные факторы оказывают сильное воздействие на ее формирование. Сравнивая культуру и быт горцев, населяющих Кавказ и Анды, Гималаи и Кордильеры, нельзя не заметить удивительное сходство черт ее функционирования у этих народов.

Очевидно, что особенности конкретных территориальных комплексов определяют схожесть культур жителей тропиков, полярных районов, степей или океанических островов. Ж. Боден, Ш. Л. Монтескье, И. Мечников и другие приверженцы географического детерминизма (теоретической концепции о влиянии природы на образ жизни человека), считают природную среду определяющим фактором культурного развития. Влияние природы, по их мнению, сказывается не только на материальных условиях жизни, но и на формировании менталитета людей.

К. Маркс рассматривал естественно-географическую среду несколько иначе. Для него природная среда – естественное условие, предпосылка развития культуры и общества, но предпосылка, изменяемая деятельностью людей. Марксу была близка идея о разделении природы на внешнюю, определяющую быт людей, и внутреннюю, то есть биологическую сущность человека, являющуюся частью живой природы. Культура живёт в природе и природой. Именно здесь прослеживается единство натурального, природного и созданного — единство, обеспечиваемое трудом.

Человек как звено между культурой и природой

Человек преобразует и доделывает природу. Культуру и природу противопоставлять неправомерно, поскольку сам ее творец в определённом смысле является частью природы. Природного человека никогда не было, и не существует сейчас. Лишь был, есть и будет от истоков до самого завершения своей истории.

  • С одной стороны, человек начиная возводить на природной основе свой культурный мир, совершил первое действие, которое было направлено на разрыв с естественной средой.
  • С другой, человек активно влияет на взаимодействие культуры и природы, объединяя обе эти системы оттого, что внутренне принадлежит к каждой из них.

Аспекты взаимодействия

  • Хозяйственно-практический

На протяжении истории довольно долгое время природные условия играли важную роль для судеб разных стран, народов. Современная эпоха существенно снизила роль природного фактора для роста экономической мощи государств, усилив значение человеческого фактора.

  • Экологический

Важнейшими аспектами нынешнего состояния проблемы взаимодействия культуры и природы стали охрана природы, экологическое равновесие, чистые с точки зрения экологии технологии. Угроза мировой экологической катастрофы требует разумного осмысления и построения оптимального соотношения природного и неприродного. Третье тысячелетие, в котором преобразующее, активное воздействие человечества на собственную планету становится всё сильнее, поставило людей перед необходимостью заговорить на одном языке с миром природы, обеспечить наиболее приемлемое соотношение созданного человеком и природой.

  • Медико-гигиенический

Погода и климат оказывают мощное воздействие на человеческую жизнь, поэтому нельзя игнорировать проблемы медико-гигиенического характера: здоровый образ жизни, географию болезней и другие.

  • Этический

Любовь к природе – родной среде обитания человека — не может не ассоциироваться с любовью к родине, являющейся одной из наиболее важных жизненных ценностей.

Наша презентация темы:

Носители природного начала в своей биологической предыстории — это человек и культура , созданная человеком. Заявлять о ней как внебиологическом, надприродном явлении, можно лишь, если рассматривать ее как необходимое дополнение и продолжение природы. Человек – неотъемлемая составляющая экосистемы, следовательно, и культура должна иметь своё обусловленное место в общей с природой системе.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Взаимоотношение природы (натуры) и культуры - одна их ключевых тем культурологии.

С самого начала своего появления человек испытывает на себе влияние природной среды и одновременно сам влияет на нее. Деятельность по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам приводит к формированию преображенной, окультуренной природы. Человек выделился из природной среды, но продолжал и продолжает оставаться в известной мере ее частью.

Очень часто культуру определяют как вторую природу (натуру). Такой подход мы находим еще у Демокрита, а затем - и у мыслителей Нового времени. Но в таком случае возникает вопрос: противостоит ли природа культуре или они находятся в гармонии?

С одной стороны, человек в результате своей целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира создает искусственный мир предметов и явлений, который мы и называем культурой. В этом случае мы противопоставляем культуру природе, подчеркивая, что культурой становятся только те природные элементы, которые переработаны человеком.

С другой стороны, сторонники социобиологии не столь категоричны в ответе на вопрос о взаимоотношении культуры и природы. Они утверждают, что нет четких границ между социальным поведением животных и людей, разницу они видят лишь в уровне сложности их технологий жизнедеятельности. В таком случае культура рассматривается как особый этап общей эволюции природы:

Растения адаптируются к среде через изменение своей видовой морфологии;

Животные адаптируются через сочетание процессов видовой из-менчивости со сменой стереотипов поведения;

Человек адаптируется только путем изменения и усложнения форм своей жизнедеятельности, результатом чего и стало формирование искусственной среды обитания.

В любом случае грань между природой и культурой очень тонкая и зыбкая, включает в себя множество аспектов.

Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические природные особенности всегда были и являются в настоящее время факторами, определяющими национальный характер, традиции, обычаи, язык, сознание любого сообщества людей. С глубокой древности человек в целях выживания приспосабливался к среде своего обитания. Из готовых природных материалов он создавал орудия труда и предметы быта, сооружал жилища, приручал диких животных, обрабатывал почву и возделывал на ней культурные растения. В этой своей деятельности он одновременно приспосабливал природу к своим потребностям и в результате преобразования естественной природной среды человек создал искусственную среду («вторую природу») своего обитания.

«Вторая», созданная человеком природа представляет собой при-родную форму существования культуры. Это означает, что продукты преобразованной природы, оставаясь материальными, вещественными, одновременно включены в процесс человеческой жизнедеятельности и выполняют в ней социальную функцию. На первый взгляд может показаться, что природа и культура противоположны друг другу, поскольку культура - это внеприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры сделаны из природного вещества.

Таким образом, в этой связи культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная природа, а с другой стороны, она составляет с ней единство, поскольку в основе ее лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и условием существования культуры.

Итак, культура есть акт преодоления природы, выход за границы инстинкта. Она возникает потому, что человек сумел преодолеть орга-ническую предопределенность своего вида.

В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, созданием морали, религии, искусства - словом, с рождением духовной культуры.

Внимательный анализ вопроса взаимосвязи природы и культуры показывает, что они находятся в сложных взаимоотношениях. Человек вышел из природы, и поэтому природа контролирует и определяет многие стороны жизнедеятельности человека. Очевидность этого факта требует более подробного объяснения и описания воздействия природно-географических факторов на жизнедеятельность людей и их культуру.

Во-первых, природа определяет потребности людей, а их осознание служит стимулом к деятельности и развитию мышления. Для того чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище, одежду. Все необходимые материалы для удовлетворения потребностей физического существования человек находит в природе. Использование «натуры» для удовлетворения материально-биологических потребностей в свою очередь требует от человека соответствующих способностей, активности, творчества. Используя ресурсы природы, человек раскрывает свой собственный природный потенциал. Полученные от природы сведения используются для организации оптимальной материальной и духовной деятельности.

Во-вторых, природная среда непосредственно влияет на тип хозяйства и содержание занятий людей, их быт и духовный мир. От природных условий и богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран, народов и культур. Различная природная среда делает непохожими друг на друга отдельные народы и их культуры, формирует у каждого народа специфический национальный характер, моральные нормы и правила поведения. Кроме того, первобытные народы создавали пантеон своих богов с учетом географических особенностей места их проживания. У жителей степных и пустынных регионов отсутствуют такие персонажи религии, как водяной, леший, хозяин леса и другие его обитатели.

В-третьих, природа воздействует на род занятий и разделение труда. Например, суровые климатические условия Севера породили специфическое разделение труда между мужчинами и женщинами. Первые занялись изготовлением оружия, охотой, рыболовством, оставив женщинам такие занятия, как выделка кожи, изготовление одежды, приготовление пищи.

В-четвертых, природа была и остается важным фактором удовлет-ворения нравственных и эстетических потребностей человека. Различные природные явления могут оказывать благотворное влияние на интеллект человека, способствовать хорошему расположению духа, приливу бодрости, творческого вдохновения. Такого рода эмоциональное состояние формирует интимно-доверительное отношение к природе в виде богатой гаммы переживаний.

В-пятых, природная среда влияет на процесс художественного творчества. Природа не только подсказывает образы художественного творчества, но и представляет сырье для создания тех или иных предметов искусства. Многочисленные шедевры архитектуры, живописи, музыки, литературы создаются на основе впечатлений, полученных их создателями от общения с природой. Художественное восприятие природы в значительной степени обусловлено культурой, которая определяет, как люди видят мир и как они в нем действуют. Уже по сюжетам и природному материалу можно догадаться о том, представителем какой этнической культуры создано конкретное художественное произведение.

В-шестых, очень сильное воздействие природа оказывает на тра-диционную народную культуру. Это находит свое отражение в специ-фических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности быта народов. Обряды делают природные объекты элементами духовной культуры. В формах повседневной духовной жизни людей отчетливо проявляется характерная для природной среды цикличность. Так, в соответствии со сменой дня и ночи, времен года совершаются многие циклы производственной деятельности, своеобразно отражаемые в праздниках и обрядах. Их связь с временами года, закрепленная в традиционной культуре, приводит к появлению обрядового природного календаря, который не только нормирует распорядок жизни, но и определяет периоды функционирования духовной культуры, отводя для нее наиболее благоприятные с природной точки зрения временные этапы.

Влияние природы на культуру является очевидным и поэтому практически не вызывает возражений. Но это лишь одна сторона взаимоотношений природы и культуры. Обратной стороной этой вза-имосвязи является воздействие культуры на природу , следствием стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу и техносферу.

Агросфера является результатом воздействия человека на почву, растительность, животных и др. Последствия этого воздействия оказались чрезвычайно велики, поскольку человек в процессе своей жизнедеятельности отбирал из растительного и животного мира те экземпляры или свойства растений и животных, которые наиболее полно отражали его потребности. Именно такой избирательный подход привел к целенаправленному созданию новых сортов растений. Также в процессе культурного воздействия на природу были созданы новые породы животных, отличающиеся особой выносливостью, плодовитостью, скоростью передвижения и т.д. Можно уверенно утверждать, что подавляющая часть «естественной природы», окружающей нас сегодня, - это культивированная природа, а все домашние животные и продукты нашего питания - ее результаты.

В настоящее время мы являемся свидетелями и современниками активного развития агросферы. Например, клонирование и генная инженерия позволяют вывести растения и животных с абсолютно новыми свойствами, аналогов которым нет в естественной природе. Кроме того, новые сорта и виды деревьев, цветов, домашних животных органично вписываются в среду обитания человека, придавая ей более совершенные черты красоты и гармонии.

Второй частью культурного ландшафта является техносфера , которая представляет собой совокупность предметов материальной культуры, включенной человеком в неживую природу. Ее содержание составляют мосты, дороги, механизмы, здания, сооружения и иные рукотворные изделия. Многие из них гармонично вписываются в природный ландшафт, оставаясь при этом удобными и полезными для жизни людей. В мире создано множество предметов материальной культуры, которые подчеркивают красоту природы, контрастируют сней в наиболее выигрышных аспектах. Так, например, в русской культуре для постройки церквей традиционно выбирались наиболее живописные места. Чаще всего они подчеркивали специфику ландшафта, красоту природы, отвлекали людей от дум о земных страданиях, согревали и очищали душу.

Однако воздействие человека на природу имеет и негативные стороны. Техносфера охватила уже около 30% суши и привела к необратимым изменениям многих природных регионов планеты. Так, под воздействием человека меняется направление течения рек, появляются новые водоемы, разрушаются горы. Из недр земли ежегодно извлекается более 100 млрд тонн сырья, то есть более 25 млн тонн на каждого жителя планеты. Количество энергии, приходящейся на душу населения в промышленно развитых странах, в 100 раз превышает биологические потребности поддержания жизни человека. Все возрастающие потребности человечества порождают варварское отношение к природе. Об этом нам все чаще напоминают стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения, смена климата и др.) и надвигающаяся экологическая катастрофа, с первыми признаками которой мы сталкиваемся уже сегодня.

Осознавая угрозу своей гибели, человечество старается сформировать экологическую культуру населения, восстановить энергоресурсы, чистоту атмосферы и др. К решению этих проблем привлечены крупные мировые организации, которые разрабатывают программы восстановления экологического равновесия, сохранения исчезающих видов растений и животных, а также выживания самого человека.

Прошедшее столетие убедительно показало, что с течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается. Речь идет не о количественном разнообразии связей, а о принципиально новом качественном уровне взаимодействия культуры с природой, основанном на более гармоничном и утонченном характере их отношений.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»