Вывод уравнения прямой регрессии. Найдем параметры уравнения линейной регрессии и дадим экономическую интерпретацию коэффициента регрессии

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Что такое регрессия?

Рассмотрим две непрерывные переменные x=(x 1 , x 2 , .., x n), y=(y 1 , y 2 , ..., y n).

Разместим точки на двумерном графике рассеяния и скажем, что мы имеем линейное соотношение , если данные аппроксимируются прямой линией.

Если мы полагаем, что y зависит от x , причём изменения в y вызываются именно изменениями в x , мы можем определить линию регрессии (регрессия y на x ), которая лучше всего описывает прямолинейное соотношение между этими двумя переменными.

Статистическое использование слова "регрессия" исходит из явления, известного как регрессия к среднему, приписываемого сэру Френсису Гальтону (1889).

Он показал, что, хотя высокие отцы имеют тенденцию иметь высоких сыновей, средний рост сыновей меньше, чем у их высоких отцов. Средний рост сыновей "регрессировал" и "двигался вспять" к среднему росту всех отцов в популяции. Таким образом, в среднем высокие отцы имеют более низких (но всё-таки высоких) сыновей, а низкие отцы имеют сыновей более высоких (но всё-таки довольно низких).

Линия регрессии

Математическое уравнение, которое оценивает линию простой (парной) линейной регрессии:

x называется независимой переменной или предиктором.

Y - зависимая переменная или переменная отклика. Это значение, которое мы ожидаем для y (в среднем), если мы знаем величину x , т.е. это «предсказанное значение y »

  • a - свободный член (пересечение) линии оценки; это значение Y , когда x=0 (Рис.1).
  • b - угловой коэффициент или градиент оценённой линии; она представляет собой величину, на которую Y увеличивается в среднем, если мы увеличиваем x на одну единицу.
  • a и b называют коэффициентами регрессии оценённой линии, хотя этот термин часто используют только для b .

Парную линейную регрессию можно расширить, включив в нее более одной независимой переменной; в этом случае она известна как множественная регрессия .

Рис.1. Линия линейной регрессии, показывающая пересечение a и угловой коэффициент b (величину возрастания Y при увеличении x на одну единицу)

Метод наименьших квадратов

Мы выполняем регрессионный анализ, используя выборку наблюдений, где a и b - выборочные оценки истинных (генеральных) параметров, α и β , которые определяют линию линейной регрессии в популяции (генеральной совокупности).

Наиболее простым методом определения коэффициентов a и b является метод наименьших квадратов (МНК).

Подгонка оценивается, рассматривая остатки (вертикальное расстояние каждой точки от линии, например, остаток = наблюдаемому y - предсказанный y , Рис. 2).

Линию лучшей подгонки выбирают так, чтобы сумма квадратов остатков была минимальной.

Рис. 2. Линия линейной регрессии с изображенными остатками (вертикальные пунктирные линии) для каждой точки.

Предположения линейной регрессии

Итак, для каждой наблюдаемой величины остаток равен разнице и соответствующего предсказанного Каждый остаток может быть положительным или отрицательным.

Можно использовать остатки для проверки следующих предположений, лежащих в основе линейной регрессии:

  • Остатки нормально распределены с нулевым средним значением;

Если допущения линейности, нормальности и/или постоянной дисперсии сомнительны, мы можем преобразовать или и рассчитать новую линию регрессии, для которой эти допущения удовлетворяются (например, использовать логарифмическое преобразование или др.).

Аномальные значения (выбросы) и точки влияния

"Влиятельное" наблюдение, если оно опущено, изменяет одну или больше оценок параметров модели (т.е. угловой коэффициент или свободный член).

Выброс (наблюдение, которое противоречит большинству значений в наборе данных) может быть "влиятельным" наблюдением и может хорошо обнаруживаться визуально, при осмотре двумерной диаграммы рассеяния или графика остатков.

И для выбросов, и для "влиятельных" наблюдений (точек) используют модели, как с их включением, так и без них, обращают внимание на изменение оценки (коэффициентов регрессии).

При проведении анализа не стоит отбрасывать выбросы или точки влияния автоматически, поскольку простое игнорирование может повлиять на полученные результаты. Всегда изучайте причины появления этих выбросов и анализируйте их.

Гипотеза линейной регрессии

При построении линейной регрессии проверяется нулевая гипотеза о том, что генеральный угловой коэффициент линии регрессии β равен нулю.

Если угловой коэффициент линии равен нулю, между и нет линейного соотношения: изменение не влияет на

Для тестирования нулевой гипотезы о том, что истинный угловой коэффициент равен нулю можно воспользоваться следующим алгоритмом:

Вычислить статистику критерия, равную отношению , которая подчиняется распределению с степенями свободы, где стандартная ошибка коэффициента


,

- оценка дисперсии остатков.

Обычно если достигнутый уровень значимости нулевая гипотеза отклоняется.


где процентная точка распределения со степенями свободы что дает вероятность двустороннего критерия

Это тот интервал, который содержит генеральный угловой коэффициент с вероятностью 95%.

Для больших выборок, скажем, мы можем аппроксимировать значением 1,96 (то есть статистика критерия будет стремиться к нормальному распределению)

Оценка качества линейной регрессии: коэффициент детерминации R 2

Из-за линейного соотношения и мы ожидаем, что изменяется, по мере того как изменяется , и называем это вариацией, которая обусловлена или объясняется регрессией. Остаточная вариация должна быть как можно меньше.

Если это так, то большая часть вариации будет объясняться регрессией, а точки будут лежать близко к линии регрессии, т.е. линия хорошо соответствует данным.

Долю общей дисперсии , которая объясняется регрессией называют коэффициентом детерминации , обычно выражают через процентное соотношение и обозначают R 2 (в парной линейной регрессии это величина r 2 , квадрат коэффициента корреляции), позволяет субъективно оценить качество уравнения регрессии.

Разность представляет собой процент дисперсии который нельзя объяснить регрессией.

Нет формального теста для оценки мы вынуждены положиться на субъективное суждение, чтобы определить качество подгонки линии регрессии.

Применение линии регрессии для прогноза

Можно применять регрессионную линию для прогнозирования значения по значению в пределе наблюдаемого диапазона (никогда не экстраполируйте вне этих пределов).

Мы предсказываем среднюю величину для наблюдаемых, которые имеют определенное значение путем подстановки этого значения в уравнение линии регрессии.

Итак, если прогнозируем как Используем эту предсказанную величину и ее стандартную ошибку, чтобы оценить доверительный интервал для истинной средней величины в популяции.

Повторение этой процедуры для различных величин позволяет построить доверительные границы для этой линии. Это полоса или область, которая содержит истинную линию, например, с 95% доверительной вероятностью.

Простые регрессионные планы

Простые регрессионные планы содержат один непрерывный предиктор. Если существует 3 наблюдения со значениями предиктора P , например, 7, 4 и 9, а план включает эффект первого порядка P , то матрица плана X будет иметь вид

а регрессионное уравнение с использованием P для X1 выглядит как

Y = b0 + b1 P

Если простой регрессионный план содержит эффект высшего порядка для P , например квадратичный эффект, то значения в столбце X1 в матрице плана будут возведены во вторую степень:

а уравнение примет вид

Y = b0 + b1 P2

Сигма -ограниченные и сверхпараметризованные методы кодирования не применяются по отношению к простым регрессионным планам и другим планам, содержащим только непрерывные предикторы (поскольку, просто не существует категориальных предикторов). Независимо от выбранного метода кодирования, значения непрерывных переменных увеличиваются в соответствующей степени и используются как значения для переменных X . При этом перекодировка не выполняется. Кроме того, при описании регрессионных планов можно опустить рассмотрение матрицы плана X , а работать только с регрессионным уравнением.

Пример: простой регрессионный анализ

Этот пример использует данные, представленные в таблице:

Рис. 3. Таблица исходных данных.

Данные составлены на основе сравнения переписей 1960 и 1970 в произвольно выбранных 30 округах. Названия округов представлены в виде имен наблюдений. Информация относительно каждой переменной представлена ниже:

Рис. 4. Таблица спецификаций переменных.

Задача исследования

Для этого примера будут анализироваться корреляция уровня бедности и степень, которая предсказывает процент семей, которые находятся за чертой бедности. Следовательно мы будем трактовать переменную 3 (Pt_Poor ) как зависимую переменную.

Можно выдвинуть гипотезу: изменение численности населения и процент семей, которые находятся за чертой бедности, связаны между собой. Кажется разумным ожидать, что бедность ведет к оттоку населения, следовательно, здесь будет отрицательная корреляция между процентом людей за чертой бедности и изменением численности населения. Следовательно мы будем трактовать переменную 1 (Pop_Chng ) как переменную-предиктор.

Просмотр результатов

Коэффициенты регрессии

Рис. 5. Коэффициенты регрессии Pt_Poor на Pop_Chng.

На пересечении строки Pop_Chng и столбца Парам. не стандартизованный коэффициент для регрессии Pt_Poor на Pop_Chng равен -0.40374 . Это означает, что для каждого уменьшения численности населения на единицу, имеется увеличение уровня бедности на.40374. Верхний и нижний (по умолчанию) 95% доверительные пределы для этого не стандартизованного коэффициента не включают ноль, так что коэффициент регрессии значим на уровне p<.05 . Обратите внимание на не стандартизованный коэффициент, который также является коэффициентом корреляции Пирсона для простых регрессионных планов, равен -.65, который означает, что для каждого уменьшения стандартного отклонения численности населения происходит увеличение стандартного отклонения уровня бедности на.65.

Распределение переменных

Коэффициенты корреляции могут стать существенно завышены или занижены, если в данных присутствуют большие выбросы. Изучим распределение зависимой переменной Pt_Poor по округам. Для этого построим гистограмму переменной Pt_Poor .

Рис. 6. Гистограмма переменной Pt_Poor.

Как вы можете заметить, распределение этой переменной заметно отличается от нормального распределения. Тем не менее, хотя даже два округа (два правых столбца) имеют высокий процент семей, которые находятся за чертой бедности, чем ожидалось в случае нормального распределения, кажется, что они находятся "внутри диапазона."

Рис. 7. Гистограмма переменной Pt_Poor.

Это суждение в некоторой степени субъективно. Эмпирическое правило гласит, что выбросы необходимо учитывать, если наблюдение (или наблюдения) не попадают в интервал (среднее ± 3 умноженное на стандартное отклонение). В этом случае стоит повторить анализ с выбросами и без, чтобы убедиться, что они не оказывают серьезного эффекта на корреляцию между членами совокупности.

Диаграмма рассеяния

Если одна из гипотез априори о взаимосвязи между заданными переменными, то ее полезно проверить на графике соответствующей диаграммы рассеяния.

Рис. 8. Диаграмма рассеяния.

Диаграмма рассеяния показывает явную отрицательную корреляцию (-.65 ) между двумя переменными. На ней также показан 95% доверительный интервал для линии регрессии, т.е., с 95% вероятностью линия регрессии проходит между двумя пунктирными кривыми.

Критерии значимости

Рис. 9. Таблица, содержащая критерии значимости.

Критерий для коэффициента регрессии Pop_Chng подтверждает, что Pop_Chng сильно связано с Pt_Poor , p<.001 .

Итог

На этом примере было показано, как проанализировать простой регрессионный план. Была также представлена интерпретация не стандартизованных и стандартизованных коэффициентов регрессии. Обсуждена важность изучения распределения откликов зависимой переменной, продемонстрирована техника определения направления и силы взаимосвязи между предиктором и зависимой переменной.

Назначение сервиса . С помощью сервиса в онлайн режиме можно найти:
  • параметры уравнения линейной регрессии y=a+bx , линейный коэффициент корреляции с проверкой его значимости;
  • тесноту связи с помощью показателей корреляции и детерминации, МНК-оценку, статическую надежность регрессионного моделирования с помощью F-критерия Фишера и с помощью t-критерия Стьюдента , доверительный интервал прогноза для уровня значимости α

Уравнение парной регрессии относится к уравнению регрессии первого порядка . Если эконометрическая модель содержит только одну объясняющую переменную, то она имеет название парной регрессии. Уравнение регрессии второго порядка и уравнение регрессии третьего порядка относятся к нелинейным уравнениям регрессии .

Пример . Осуществите выбор зависимой (объясняемой) и объясняющей переменной для построения парной регрессионной модели. Дайте . Определите теоретическое уравнение парной регрессии. Оцените адекватность построенной модели (интерпретируйте R-квадрат, показатели t-статистики, F-статистики).
Решение будем проводить на основе процесса эконометрического моделирования .
1-й этап (постановочный) – определение конечных целей моделирования, набора участвующих в модели факторов и показателей, их роли.
Спецификация модели - определение цели исследования и выбор экономических переменных модели.
Ситуационная (практическая) задача. По 10 предприятиям региона изучается зависимость выработки продукции на одного работника y (тыс. руб.) от удельного веса рабочих высокой квалификации в общей численности рабочих x (в %).
2-й этап (априорный) – предмодельный анализ экономической сущности изучаемого явления, формирование и формализация априорной информации и исходных допущений, в частности относящейся к природе и генезису исходных статистических данных и случайных остаточных составляющих в виде ряда гипотез.
Уже на этом этапе можно говорить о явной зависимости уровня квалификации рабочего и его выработкой, ведь чем опытней работник, тем выше его производительность. Но как эту зависимость оценить?
Парная регрессия представляет собой регрессию между двумя переменными – y и x , т. е. модель вида:

Где y – зависимая переменная (результативный признак); x – независимая, или объясняющая, переменная (признак-фактор). Знак «^» означает, что между переменными x и y нет строгой функциональной зависимости, поэтому практически в каждом отдельном случае величина y складывается из двух слагаемых:

Где y – фактическое значение результативного признака; y x – теоретическое значение результативного признака, найденное исходя из уравнения регрессии; ε – случайная величина, характеризующая отклонения реального значения результативного признака от теоретического, найденного по уравнению регрессии.
Графически покажем регрессионную зависимость между выработкой продукции на одного работника и удельного веса рабочих высокой квалификации.


3-й этап (параметризация) – собственно моделирование, т.е. выбор общего вида модели, в том числе состава и формы входящих в неё связей между переменными. Выбор вида функциональной зависимости в уравнении регрессии называется параметризацией модели. Выбираем уравнение парной регрессии , т.е. на конечный результат y будет влиять только один фактор.
4-й этап (информационный) – сбор необходимой статистической информации, т.е. регистрация значений участвующих в модели факторов и показателей. Выборка состоит из 10 предприятий отрасли.
5-й этап (идентификация модели) – оценивание неизвестных параметров модели по имеющимся статистическим данным.
Чтобы определить параметры модели, используем МНК - метод наименьших квадратов . Система нормальных уравнений будет выглядеть следующим образом:
a n + b∑x = ∑y
a∑x + b∑x 2 = ∑y x
Для расчета параметров регрессии построим расчетную таблицу (табл. 1).
x y x 2 y 2 x y
10 6 100 36 60
12 6 144 36 72
15 7 225 49 105
17 7 289 49 119
18 7 324 49 126
19 8 361 64 152
19 8 361 64 152
20 9 400 81 180
20 9 400 81 180
21 10 441 100 210
171 77 3045 609 1356

Данные берем из таблицы 1 (последняя строка), в итоге имеем:
10a + 171 b = 77
171 a + 3045 b = 1356
Эту СЛАУ решаем методом Крамера или методом обратной матрицы .
Получаем эмпирические коэффициенты регрессии: b = 0.3251, a = 2.1414
Эмпирическое уравнение регрессии имеет вид:
y = 0.3251 x + 2.1414
6-й этап (верификация модели) – сопоставление реальных и модельных данных, проверка адекватности модели, оценка точности модельных данных.
Анализ проводим с помощью

При наличии корреляционной связи между факторными и результативными признаками врачам нередко приходится устанавливать, на какую величину может измениться значение одного признака при изменении другого на общепринятую или установленную самим исследователем единицу измерения.

Например, как изменится масса тела школьников 1-го класса (девочек или мальчиков), если рост их увеличится на 1 см. В этих целях применяется метод регрессионного анализа.

Наиболее часто метод регрессионного анализа применяется для разработки нормативных шкал и стандартов физического развития.

  1. Определение регрессии . Регрессия - функция, позволяющая по средней величине одного признака определить среднюю величину другого признака, корреляционно связанного с первым.

    С этой целью применяется коэффициент регрессии и целый ряд других параметров. Например, можно рассчитать число простудных заболеваний в среднем при определенных значениях среднемесячной температуры воздуха в осенне-зимний период.

  2. Определение коэффициента регрессии . Коэффициент регрессии - абсолютная величина, на которую в среднем изменяется величина одного признака при изменении другого связанного с ним признака на установленную единицу измерения.
  3. Формула коэффициента регрессии . R у/х = r ху x (σ у / σ x)
    где R у/х - коэффициент регрессии;
    r ху - коэффициент корреляции между признаками х и у;
    (σ у и σ x) - среднеквадратические отклонения признаков x и у.

    В нашем примере ;
    σ х = 4,6 (среднеквадратическое отклонение температуры воздуха в осенне-зимний период;
    σ у = 8,65 (среднеквадратическое отклонение числа инфекционно-простудных заболеваний).
    Таким образом, R у/х - коэффициент регрессии.
    R у/х = -0,96 х (4,6 / 8,65) = 1,8, т.е. при снижении среднемесячной температуры воздуха (x) на 1 градус среднее число инфекционно-простудных заболеваний (у) в осенне-зимний период будет изменяться на 1,8 случаев.

  4. Уравнение регрессии . у = М у + R y/x (х - М x)
    где у - средняя величина признака, которую следует определять при изменении средней величины другого признака (х);
    х - известная средняя величина другого признака;
    R y/x - коэффициент регрессии;
    М х, М у - известные средние величины признаков x и у.

    Например, среднее число инфекционно-простудных заболеваний (у) можно определить без специальных измерений при любом среднем значении среднемесячной температуры воздуха (х). Так, если х = - 9°, R у/х = 1,8 заболеваний, М х = -7°, М у = 20 заболеваний, то у = 20 + 1,8 х (9-7) = 20 + 3,6 = 23,6 заболеваний.
    Данное уравнение применяется в случае прямолинейной связи между двумя признаками (х и у).

  5. Назначение уравнения регрессии . Уравнение регрессии используется для построения линии регрессии. Последняя позволяет без специальных измерений определить любую среднюю величину (у) одного признака, если меняется величина (х) другого признака. По этим данным строится график - линия регрессии , по которой можно определить среднее число простудных заболеваний при любом значении среднемесячной температуры в пределах между расчетными значениями числа простудных заболеваний.
  6. Сигма регрессии (формула) .
    где σ Rу/х - сигма (среднеквадратическое отклонение) регрессии;
    σ у - среднеквадратическое отклонение признака у;
    r ху - коэффициент корреляции между признаками х и у.

    Так, если σ у - среднеквадратическое отклонение числа простудных заболеваний = 8,65; r ху - коэффициент корреляции между числом простудных заболеваний (у) и среднемесячной температурой воздуха в осенне-зимний период (х) равен - 0,96, то

  7. Назначение сигмы регрессии . Дает характеристику меры разнообразия результативного признака (у).

    Например, характеризует разнообразие числа простудных заболеваний при определенном значении среднемесячной температуры воздуха в осеннне-зимний период. Так, среднее число простудных заболеваний при температуре воздуха х 1 = -6° может колебаться в пределах от 15,78 заболеваний до 20,62 заболеваний.
    При х 2 = -9° среднее число простудных заболеваний может колебаться в пределах от 21,18 заболеваний до 26,02 заболеваний и т.д.

    Сигма регрессии используется при построении шкалы регрессии, которая отражает отклонение величин результативного признака от среднего его значения, отложенного на линии регрессии.

  8. Данные, необходимые для расчета и графического изображения шкалы регрессии
    • коэффициент регрессии - R у/х;
    • уравнение регрессии - у = М у + R у/х (х-М x);
    • сигма регрессии - σ Rx/y
  9. Последовательность расчетов и графического изображения шкалы регрессии .
    • определить коэффициент регрессии по формуле (см. п. 3). Например, следует определить, насколько в среднем будет меняться масса тела (в определенном возрасте в зависимости от пола), если средний рост изменится на 1 см.
    • по формуле уравнения регрессии (см п. 4) определить, какой будет в среднем, например, масса тела (у, у 2 , у 3 ...)* для определеного значения роста (х, х 2 , х 3 ...).
      ________________
      * Величину "у" следует рассчитывать не менее чем для трех известных значений "х".

      При этом средние значения массы тела и роста (М х, и М у) для определенного возраста и пола известны

    • вычислить сигму регрессии, зная соответствующие величины σ у и r ху и подставляя их значения в формулу (см. п. 6).
    • на основании известных значений х 1 , х 2 , х 3 и соответствующих им средних значений у 1 , у 2 у 3 , а также наименьших (у - σ rу/х)и наибольших (у + σ rу/х) значений (у) построить шкалу регрессии.

      Для графического изображения шкалы регрессии на графике сначала отмечаются значения х, х 2 , х 3 (ось ординат), т.е. строится линия регрессии, например зависимости массы тела (у) от роста (х).

      Затем в соответствующих точках у 1 , y 2 , y 3 отмечаются числовые значения сигмы регрессии, т.е. на графике находят наименьшее и наибольшее значения у 1 , y 2 , y 3 .

  10. Практическое использование шкалы регрессии . Разрабатываются нормативные шкалы и стандарты, в частности по физическому развитию. По стандартной шкале можно дать индивидуальную оценку развития детей. При этом физическое развитие оценивается как гармоничное, если, например, при определенном росте масса тела ребенка находится в пределах одной сигмы регрессии к средней расчетной единице массы тела - (у) для данного роста (x) (у ± 1 σ Ry/x).

    Физическое развитие считается дисгармоничным по массе тела, если масса тела ребенка для определенного роста находится в пределах второй сигмы регрессии: (у ± 2 σ Ry/x)

    Физическое развитие будет резко дисгармоничным как за счет избыточной, так и за счет недостаточной массы тела, если масса тела для определенного роста находится в пределах третьей сигмы регрессии (у ± 3 σ Ry/x).

По результатам статистического исследования физического развития мальчиков 5 лет известно, что их средний рост (х) равен 109 см, а средняя масса тела (у) равна 19 кг. Коэффициент корреляции между ростом и массой тела составляет +0,9, средние квадратические отклонения представлены в таблице.

Требуется:

  • рассчитать коэффициент регрессии;
  • по уравнению регрессии определить, какой будет ожидаемая масса тела мальчиков 5 лет при росте, равном х1 = 100 см, х2 = 110 см, х3= 120 см;
  • рассчитать сигму регрессии, построить шкалу регрессии, результаты ее решения представить графически;
  • сделать соответствующие выводы.

Условие задачи и результаты ее решения представлены в сводной таблице.

Таблица 1

Условия задачи Pезультаты решения задачи
уравнение регрессии сигма регрессии шкала регрессии (ожидаемая масса тела (в кг))
М σ r ху R у/x х У σ R x/y y - σ Rу/х y + σ Rу/х
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Рост (х) 109 см ± 4,4см +0,9 0,16 100см 17,56 кг ± 0,35 кг 17,21 кг 17,91 кг
Масса тела (y) 19 кг ± 0,8 кг 110 см 19,16 кг 18,81 кг 19,51 кг
120 см 20,76 кг 20,41 кг 21,11 кг

Решение .

Вывод. Таким образом, шкала регрессии в пределах расчетных величин массы тела позволяет определить ее при любом другом значении роста или оценить индивидуальное развитие ребенка. Для этого следует восстановить перпендикуляр к линии регрессии.

  1. Власов В.В. Эпидемиология. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 464 с.
  2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. - 512 с.
  3. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению: Часть 1. Общественное здоровье. - М.: Медицина, 2003. - 368 с.
  4. Миняев В.А., Вишняков Н.И. и др. Социальная медицина и организация здравоохранения (Руководство в 2 томах). - СПб, 1998. -528 с.
  5. Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др.Социальная гигиена и организация здравоохранения (Учебное пособие) - Москва, 2000. - 432 с.
  6. С. Гланц. Медико-биологическая статистика. Пер с англ. - М., Практика, 1998. - 459 с.

Иногда так бывает: задачу можно решить чуть ли не арифметически, а на ум прежде всего приходят всякие интегралы Лебега и функции Бесселя. Вот начинаешь обучать нейронную сеть, потом добавляешь еще парочку скрытых слоев, экспериментируешь с количеством нейронов, функциями активации, потом вспоминаешь о SVM и Random Forest и начинаешь все сначала. И все же, несмотря на прямо таки изобилие занимательных статистических методов обучения, линейная регрессия остается одним из популярных инструментов. И для этого есть свои предпосылки, не последнее месте среди которых занимает интуитивность в интерпретации модели.

Немного формул

В простейшем случае линейную модель можно представить так:

Y i = a 0 + a 1 x i + ε i

Где a 0 - математическое ожидание зависимой переменной y i , когда переменная x i равна нулю; a 1 - ожидаемое изменение зависимой переменной y i при изменении x i на единицу (этот коэффициент подбирают таким образом, чтобы величина ½Σ(y i -ŷ i) 2 была минимальна - это так называемая «функция невязки»); ε i - случайная ошибка.
При этом коэффициенты a 1 и a 0 можно выразить через матан коэффициент корреляции Пирсона , стандартные отклонения и средние значения переменных x и y:

 1 = cor(y, x)σ y /σ x

 0 = ȳ - â 1 x̄

Диагностика и ошибки модели

Чтобы модель была корректной, необходимо выполнение условий Гаусса-Маркова , т.е. ошибки должны быть гомоскедастичны с нулевым математическим ожиданием. График остатков e i = y i - ŷ i помогает определить, насколько адекватна построенная модель (e i можно считать оценкой ε i).
Посмотрим на график остатков в случае простой линейной зависимости y 1 ~ x (здесь и далее все примеры приводятся на языке R ):

Скрытый текст

set.seed(1) n <- 100 x <- runif(n) y1 <- x + rnorm(n, sd=.1) fit1 <- lm(y1 ~ x) par(mfrow=c(1, 2)) plot(x, y1, pch=21, col="black", bg="lightblue", cex=.9) abline(fit1) plot(x, resid(fit1), pch=21, col="black", bg="lightblue", cex=.9) abline(h=0)



Остатки более-менее равномерно распределены относительно горизонтальной оси, что говорит об «отсутствие систематической связи между значениями случайного члена в любых двух наблюдениях». А теперь исследуем такой же график, но построенный для линейной модели, которая на самом деле не является линейной:

Скрытый текст

y2 <- log(x) + rnorm(n, sd=.1) fit2 <- lm(y2 ~ x) plot(x, y2, pch=21, col="black", bg="lightblue", cex=.9) abline(fit2) plot(x, resid(fit2), pch=21, col="black", bg="lightblue", cex=.9) abline(h=0)



По графику y 2 ~ x вроде бы можно предположить линейную зависимость, но у остатков есть паттерн, а значит, чистая линейная регрессия тут не пройдет . А вот что на самом деле означает гетероскедастичность :

Скрытый текст

y3 <- x + rnorm(n, sd=.001*x) fit3 <- lm(y3 ~ x) plot(x, y3, pch=21, col="black", bg="lightblue", cex=.9) abline(fit3) plot(x, resid(fit3), pch=21, col="black", bg="lightblue", cex=.9) abline(h=0)



Линейная модель с такими «раздувающимися» остатками не корректна. Еще иногда бывает полезно построить график квантилей остатков против квантилей, которые можно было бы ожидать при условии, что остатки нормально распределены:

Скрытый текст

qqnorm(resid(fit1)) qqline(resid(fit1)) qqnorm(resid(fit2)) qqline(resid(fit2))



На втором графике четко видно, что предположение о нормальности остатков можно отвергнуть (что опять таки говорит о некорректности модели). А еще бывают такие ситуации:

Скрытый текст

x4 <- c(9, x) y4 <- c(3, x + rnorm(n, sd=.1)) fit4 <- lm(y4 ~ x4) par(mfrow=c(1, 1)) plot(x4, y4, pch=21, col="black", bg="lightblue", cex=.9) abline(fit4)



Это так называемый «выброс» , который может сильно исказить результаты и привести к ошибочным выводам. В R есть средства для его обнаружения - с помощью стандартизованой меры dfbetas и hat values :
> round(dfbetas(fit4), 3) (Intercept) x4 1 15.987 -26.342 2 -0.131 0.062 3 -0.049 0.017 4 0.083 0.000 5 0.023 0.037 6 -0.245 0.131 7 0.055 0.084 8 0.027 0.055 .....
> round(hatvalues(fit4), 3) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10... 0.810 0.012 0.011 0.010 0.013 0.014 0.013 0.014 0.010 0.010...
Как видно, первый член вектора x4 оказывает заметно большее влияние на параметры регрессионной модели, нежели остальные, являясь, таким образом, выбросом.

Выбор модели при множественной регрессии

Естественно, что при множественной регрессии возникает вопрос: стоит ли учитывать все переменные? С одной стороны, казалось бы, что стоит, т.к. любая переменная потенциально несет полезную информацию. Кроме того, увеличивая количество переменных, мы увеличиваем и R 2 (кстати, именно по этой причине эту меру нельзя считать надежной при оценке качества модели). С другой стороны, стоить помнить о таких вещах, как AIC и BIC , которые вводят штрафы за сложность модели. Абсолютное значение информационного критерия само по себе не имеет смысла, поэтому надо сравнивать эти значения у нескольких моделей: в нашем случае - с разным количеством переменных. Модель с минимальным значением информационного критерия будет наилучшей (хотя тут есть о чем поспорить).
Рассмотрим датасет UScrime из библиотеки MASS:
library(MASS) data(UScrime) stepAIC(lm(y~., data=UScrime))
Модель с наименьшим значением AIC имеет следующие параметры:
Call: lm(formula = y ~ M + Ed + Po1 + M.F + U1 + U2 + Ineq + Prob, data = UScrime) Coefficients: (Intercept) M Ed Po1 M.F U1 U2 Ineq Prob -6426.101 9.332 18.012 10.265 2.234 -6.087 18.735 6.133 -3796.032
Таким образом, оптимальная модель с учетом AIC будет такой:
fit_aic <- lm(y ~ M + Ed + Po1 + M.F + U1 + U2 + Ineq + Prob, data=UScrime) summary(fit_aic)
... Coefficients: Estimate Std. Error t value Pr(>|t|) (Intercept) -6426.101 1194.611 -5.379 4.04e-06 *** M 9.332 3.350 2.786 0.00828 ** Ed 18.012 5.275 3.414 0.00153 ** Po1 10.265 1.552 6.613 8.26e-08 *** M.F 2.234 1.360 1.642 0.10874 U1 -6.087 3.339 -1.823 0.07622 . U2 18.735 7.248 2.585 0.01371 * Ineq 6.133 1.396 4.394 8.63e-05 *** Prob -3796.032 1490.646 -2.547 0.01505 * Signif. codes: 0 ‘***’ 0.001 ‘**’ 0.01 ‘*’ 0.05 ‘.’ 0.1 ‘ ’ 1
Если внимательно присмотреться, то окажется, что у переменных M.F и U1 довольно высокое значение p-value, что как бы намекает нам, что эти переменные не так уж и важны. Но p-value - довольно неоднозначная мера при оценки важности той или иной переменной для статистической модели. Наглядно этот факт демонстрирует пример:
data <- read.table("http://www4.stat.ncsu.edu/~stefanski/NSF_Supported/Hidden_Images/orly_owl_files/orly_owl_Lin_9p_5_flat.txt") fit <- lm(V1~. -1, data=data) summary(fit)$coef
Estimate Std. Error t value Pr(>|t|) V2 1.1912939 0.1401286 8.501431 3.325404e-17 V3 0.9354776 0.1271192 7.359057 2.568432e-13 V4 0.9311644 0.1240912 7.503873 8.816818e-14 V5 1.1644978 0.1385375 8.405652 7.370156e-17 V6 1.0613459 0.1317248 8.057300 1.242584e-15 V7 1.0092041 0.1287784 7.836752 7.021785e-15 V8 0.9307010 0.1219609 7.631143 3.391212e-14 V9 0.8624487 0.1198499 7.196073 8.362082e-13 V10 0.9763194 0.0879140 11.105393 6.027585e-28
p-values у каждой переменной - практически нуль, и можно предположить, что все переменные важны для этой линейной модели. Но на самом деле, если присмотреться к остаткам, выходит как-то так:

Скрытый текст

plot(predict(fit), resid(fit), pch=".")



И все же, альтернативный подход основывается на дисперсионном анализе , в котором значения p-value играют ключевую роль. Сравним модель без переменной M.F с моделью, построенной с учетом только AIС:
fit_aic0 <- update(fit_aic, ~ . - M.F) anova(fit_aic0, fit_aic)
Analysis of Variance Table Model 1: y ~ M + Ed + Po1 + U1 + U2 + Ineq + Prob Model 2: y ~ M + Ed + Po1 + M.F + U1 + U2 + Ineq + Prob Res.Df RSS Df Sum of Sq F Pr(>F) 1 39 1556227 2 38 1453068 1 103159 2.6978 0.1087
Учитывая P-значение, равное 0.1087, при уровне значимости α=0.05 мы можем сделать вывод, что нет статистически значимого свидетельства в пользу альтернативной гипотезы, т.е. в пользу модели с дополнительной переменной M.F.

Как уже было сказано выше, в случае линейной зависимости уравнение регрессии является уравнением прямой линии.

Различают

У = а у/х + b у/х Х

Х = а х/у + b х/у Y

Здесь а и b – коэффициенты, или параметры, которые определяются по формулам. Значение коэффициента b вычисляется

Из формул видно, что коэффициенты регрессии b у/х и b х/у имеют тот же знак, что и коэффициент корреляции, размерность, равную отношению размерностей изучаемых показателей Х и У , и связаны соотношением:

Для вычисления коэффициента а достаточно подставить в уравнения регрессии средние значения коррелируемых переменных



График теоретических линий регрессии (рис. 17) имеет вид:

Рис 17. Теоретические линии регрессии

Из приведённых выше формул легко доказать, что угловые коэффициенты прямых регрессии равны соответственно


Так как
, то
. Это означает, что прямая регрессииY на Х имеет меньший наклон к оси абсцисс, чем прямая регрессии Х на Y .

Чем ближе к единице, тем меньше угол между прямыми регрессии. Эти прямые сливаются только тогда, когда
.

При
прямые регрессии описываются уравнениями
,
.

Таким образом, уравнения регрессии позволяют:

    определить, насколько изменяется одна величина относительно другой;

    прогнозировать результаты.

2. Методика выполнения расчётно-графической работы №2

Расчётно-графическая работа содержит 4 раздела.

В первом разделе:

    Формулируется тема;

    Формулируется цель работы.

Во втором разделе:

    Формулируется условие задачи;

    Заполняется таблица исходных данных выборки.

В третьем разделе:

    Результаты измерений представляются в виде вариационного ряда;

    Даётся графическое представление вариационного ряда.

    Формулируется вывод.

В четвёртом разделе:

    Рассчитываются основные статистические характеристики ряда измерений;

    По итогам расчётов формулируется вывод.

Оформление работы:

    Работа выполняется в отдельной тетради или на форматных листах.

    Титульный лист заполняется по образцу.

Российский Государственный Университет

физической культуры, спорта, молодёжи и туризма

Кафедра естественнонаучных дисциплин

Корреляционный и регрессионный анализы

Расчётно-графическая работа №2

по курсу математики

Выполнил: студент 1 к. 1 пот. 1гр.

Иванов С.М.

Преподаватель:

доц. кафедры ЕНД и ИТ

Москва – 2012

(Пример оформления титульного листа)

Пример выполнения расчётно-графической работы №2.

Тема работы: Корреляционный и регрессионный анализы.

Цель работы: Определить взаимосвязь показателей двух выборок.

Ход выполнения работы:

    Придумать две выборки из своего вида спорта с одинаковым объемом n.

    Нарисовать корреляционное поле, сделать предварительный вывод.

    Определить достоверность коэффициента корреляции и сделать окончательный вывод.

    Построить теоретические линии регрессии на корреляционном поле и показать точку их пересечения.

1. Условие задачи: У группы спортсменов определяли результаты в беге на 100 м с барьерами X i (с) и прыжках в длину Y i (м) (табл.). Проверить, существует ли корреляционная связь между исследуемыми признаками и определить достоверность коэффициента корреляции.

Таблица исходных данных выборки: Результаты приведены в таблице исходных данных.

Таблица 6

Результаты бега и прыжка

п/п

X i , с

Y i , м

п/п

X i , с

Y i , м

Решение:

2 . Построим корреляционное поле (диаграмму рассеяния) и сделаем предварительный вывод относительно связи между исследуемыми признаками.

Рис 18. Корреляционное поле

Предварительный вывод:

Связь между показателями результатов в беге на 100 м с барьерами X i (с) и прыжками в длину Y i (см):

    линейная;

    отрицательная;

3 . Рассчитаем парный линейный коэффициент корреляции Бравэ – Пирсона, предварительно рассчитав основные статистические показатели двух выборок. Для их расчёта составим таблицу, в которой предпоследний и последний столбцы необходимы для расчёта стандартных отклонений, если они неизвестны. Для нашего примера эти значения рассчитаны в первой расчётно-графической работе, но для наглядности покажем расчёт дополнительно.

Таблица 7

Вспомогательная таблица для расчета коэффициента

корреляции Бравэ – Пирсона

X i , с

Y i , см

13,59

x =
,

y =
,

.

Полученное значение коэффициента корреляции позволяет подтвердить предварительный вывод и сделать окончательное заключение – связь между исследуемыми признаками:

    линейная;

    отрицательная;

4 . Определим достоверность коэффициента корреляции.

Предположим, что связь между результатом в беге на 100 м и прыжком в длину отсутствует (Н о : r = 0).

Вывод: существует сильная, отрицательная статистически достоверная (р =0,95) связь между бегом с препятствиями на дистанцию 100 м и прыжком в длину. Это означает, что с улучшением результата в прыжке в длину уменьшается время пробега дистанции 100 м.

5 . Вычислим коэффициент детерминации:

Следовательно, только 96% взаимосвязи результатов в беге на 100 м с барьерами и в прыжке в длину объясняется их взаимовлиянием, а остальная часть, т. е. 4% объясняется влиянием других неучтённых факторов.

6. Рассчитаем коэффициенты прямого и обратного уравнений регрессии, воспользовавшись формулами, подставим значения рассчитанных коэффициентов в соответствующую формулу и запишем прямое и обратное уравнения регрессии:

Y = а 1 + b 1 Х - прямое уравнение регрессии;

Х = а 2 + b 2 Y - обратное уравнение регрессии.

Воспользуемся результатами расчёта, приведёнными выше:

x =
; y =
;
;
13,59;
6,4,

Рассчитаем коэффициент b 1 , воспользовавшись формулой:

Для расчета коэффициента а 1 b 1 Х и Y

а 1 и b 1

Y = 22 - 1,15Х

Рассчитаем коэффициент b 2 , воспользовавшись формулой:

Для расчета коэффициента а 2 подставим в прямое уравнение регрессии вместо b 2 рассчитанное значение, а вместо Х и Y средние арифметические значения двух выборок из таблицы:

Подставим полученные значения коэффициентов а 1 и b 1 в прямое уравнение регрессии и запишем уравнение прямой линии:

Х = 18,92 - 0,83Y

Таким образом, мы получили прямое и обратное уравнения регрессии:

Y = 22 - 1,15Х - прямое уравнение регрессии;

Х = 18,92 - 0,83Y - обратное уравнение регрессии.

Для проверки правильности расчётов достаточно подставить в прямое уравнение среднее значение и определить значениеY . Полученное значение Y должно быть близким или равным среднему значению .

Y = 22 - 1,15 = 22 - 1,1513,59 = 6,4 =.

При подстановке в обратное уравнение регрессии среднего значения , полученное значение Х должно быть близким или равным среднему значению .

Х = 18,92 - 0,83= 18,92 - 0,83 6,4 = 13,6 = .

7. Построим линии регрессии на корреляционном поле.

Для графического построения теоретических линий регрессии, как и для построения любой прямой, необходимо иметь две точки из диапазона значений Х и Y .

Причём, в прямом уравнении регрессии независимая переменная Х , а зависимая Y , а в обратном – независимая переменная Y , а зависимая Х.

Y = 22 - 1,15Х

X

Y

Х = 18,92 - 0,83Y

Y

X

Координатами точки пересечения линий прямого и обратного уравнений регрессии являются значения средних арифметических двух выборок (с учётом погрешностей округлений при приближённых расчётах).

Вывод: зная результат бега с препятствиями на дистанцию 100 м, по прямому уравнению регрессии, можно теоретически определить результат прыжка в длину; и наоборот, зная результат прыжка в длину по обратному уравнению регрессии, можно определить результат бега с препятствиями.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»