В чем актуальность произведения дубровский. Аргументы к сочинению егэ

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Говорить об актуальности А.С.Пушкина можно не только применительно к конкретным его произведениям, но и к творчеству поэта в целом, рассматривая его в развитии.

Красота

Главной отличительной чертой пушкинских произведений можно назвать ориентацию на «законы красоты». Его язык удивительно гармоничен и остается таким даже в тех случаях, когда речь идет о каких-то уродливых и даже страшных проявлениях окружающего мира, например, пугачевский бунт в «Капитанской дочке», моральное падение Германна в «Пиковой даме».

Поэт не идеализирует реальность, он судит ее по эстетическим законам. Это его ответ на вопрос, который эстетика ставит уже несколько веков: как именно должно искусство воздействовать на человека. Этот вопрос актуален и сегодня: современное искусство все чаще срывается на попытки шокировать зрителя, слушателя, читателя путем демонстрации чего-то уродливого (вызывающее поведение артистов на сцене, непристойные выражения в литературных текстах и т.п.). Нередко это вызывает у публики бурю протеста, что не останавливает «новаторов». В таких творчество А.С.Пушкина становится примером искусства, которое могло пробудить и мысль, и чувство, не шокируя уродством.

Вечные темы

Произведения А.С.Пушкина проникнуты мыслями и чувствами, которые волновали и будут волновать человека всегда. Поэт воспевает влюбленность, дружбу, любовь к Родине – все это близко и понятно и современному человеку. Не случайно влюбленные юноши могут читать своим возлюбленным «Я помню чудное мгновенье…», а современные патриоты с удовольствием цитируют в социальных сетях «Клеветникам России».

Можно возразить, что за 200 лет эти понятия претерпели изменения, что даже современная любовь отличается от той, которая описывается в произведениях А.С.Пушкина. Действительно, телевидение, журналы, современная литература и другие «каналы информации» создают такое впечатление. Но достаточно поговорить с любой -подростком, чтобы убедиться: она хочет чувствовать себя не вещью, которую используют, а человеком, которого любят, хочет обрести любимого – а не «партнера», хочет красивых романтических отношений, и именно такую любовь воспевал А.С.Пушкин.

Взросление

Примечательно, что в ранний период творчества А.С.Пушкин писал только стихи, но позднее нередко отдавал предпочтение прозе. Прозу часто называют «суровой», противопоставляя . Переход к прозе знаменует собой отход от романтического настроя молодости, все-таки отмеченного некоторой идеализацией мира. Пушкинская проза, как и стихотворные произведения данного периода, более реалистична, чем ранние его стихи, но реалистичность эта не сопровождается разочарованием в идеалах.

Примечательно в этом отношении изображение любви в пушкинской прозе. Не всегда она бывает возвышенной, в ряде случаев диктуется попыткой вырваться из ненавистного быта (любовь Лизаветы Ивановны в «Пиковой даме»). Не всегда юношеское чувство, во многом скопированное с «красивых» романов, может стать основой супружеского счастья. Много лет читатели пытаются понять, почему в финале повести «Дубровский» Марья Кирилловная не вышла из кареты: подчинилась судьбе или поняла, что в тех условиях, которые может предложить Дубровский, крепкой семьи не получится.

Но такое критическое отношение к любви не снижает ее ценности. Любовь взрослеет вместе с человеком. Это взросление сметает все ложное, искусственное – как сметает ветер наивные планы героев в повести «Метель». Истинная же любовь в процессе взросления обретает новое качество, как это происходит с героями «Капитанской дочки».

Такое «взросление чувств» в произведениях А.С.Пушкина помогает повзрослеть и читателю, если он молод, а зрелому или пожилому человеку позволяет оглянуться на прожитую жизнь. И то, и другое будет актуальным всегда.

Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.

Роман «Дубровский» - произведение авантюр­но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Один из героев романа - Кирила Петрович Троеку­ров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис­ленными связями, но и безмерной властностью и свое­волием. Действительно, ничто не может противосто­ять воле Кирилы Петровича - он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше­ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом - Андре­ем Гавриловичем Дубровским, единственным челове­ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво­бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле­ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро­ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом - судей­ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое­курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб­ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха­рактеризуют. Одна из них - забава с медведем. Не­обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо­го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело­века, когда медведь бросился на него - Владимир вы­тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает­ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми­рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров­ский решается объясниться с Машей, которую он по­любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос­тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей­ский не намерен отступать от своего - старый воло­кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви­ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет­ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри­нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан­ный обет для нее - святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.

(Актуальность проблемы «отцов и детей» в повести «Дубровский»)

Бурятский республиканский педагогический колледж

Научный руководитель

Ведут войну два поколенья, кровавую войну:

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину!

Дмитрий Минаев

На первый взгляд, кажется, что тема нашей работы избитая, набила оскомину и обсуждать ее не хочется. Но так ли это?

Начиная с 2003 года наша страна стала лидером по числу самоубийств среди несовершеннолетних. Каждый день 17 детей совершают самоубийство... Порой целые города охватывают эпидемии детских суицидов. Россия занимает 1 место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков, и 6 место в мире по числу суицидов среди всех возрастов. По данным статистики за последние годы количество детских суицидов и попыток самоубийств увеличилось на 35-37%. В России с 1990 по 2010 года было зарегистрировано около 800 тысяч самоубийств. Каждый месяц врачи выезжают на 3-5 случаев попыток суицидов среди детей и подростков. Чаще всего предпринимают такие попытки (которые часто, увы, оканчиваются смертью) подростки в возрасте от 10 до 14 лет, причем, по данным экспертов, в основном (почти в 80%) это отнюдь не дети из неблагополучных семей, а вполне успешные домашние ребята.

Статистические данные вызывают у нас ужас! Поэтому тема нашей работы актуальна как никогда. Тенденция идет в сторону нарастания, то есть разобщенность, отчуждение между «отцами» и «детьми» вырастает в пропасть, бездну, куда бросаются молодые люди.


Цель данной работы – показать актуальность темы «отцов и детей» в повести «Дубровский» в аспекте дня сегодняшнего. Основными методами исследования являются: анализ статистических данных, проблемный анализ текста (по методике), совмещение информации из разных источников, обработка новой информации. Объект исследования: повесть «Дубровский». Предмет исследования: взаимоотношения старшего и младшего поколений.

Для большинства читателей проблема «отцов и детей» связана с одноименным романом «Отцы и дети», само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе. Но тема шире, прямо или косвенно данная проблема существует практически в каждом художественном произведении: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Одним из первых, кто затронул сверхъестественную, сверхъактуальную тему был наш гений.

Типичное решение темы у Пушкина – «Отец им не занимается, но любит» (из «Русского Пелама») – представлено в «Дубровском». Какие же проблемы подняты автором в повести?

На наш взгляд, одна из важных проблем, выдвинутых, слепая «животная» любовь, любовь родителей к своим детям, Троекурова и Маши. Несмотря на любовь к Маше, Кирила Петрович в обращении с ней так же своенравен, порой даже суров и жесток, поэтому меж­ду отцом и дочерью нет доверительных отношений. Чтение романов заменяет Маше живое общение с близким человеком. Мольбы и слезы дочери, принуж­даемой идти замуж за нелюбимого, но богатого стари­ка, не трогают Троекурова. Он остается, тверд в своем намерении и, вступив в сговор с Верейским, хладно­кровно отдает за него Машу. Ведь богатство – выс­шая ценность для Кирилы Петровича, и счастье един­ственной дочери по сравнению с этим – ничто. Разве не об этом говорит в повести «Тарас Бульба»: «Я тебя породил, я тебя и убью»?

Вторая проблема, которую выдвинул, проблема одиночества отцов, заброшенных своими детьми. Вспомним, ведь Дубровский приезжает к отцу только тогда, когда он смертельно болен. Владимир «лишился матери с малолетства, к отцу был «романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями». «Мысль потерять отца: тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного: ужасала его». Но всё же, «Владимир упрекал себя в преступном небрежении» и он срочно выезжает к отцу. Дубровский корил себя за то, что долго не получал письма от родителя, и сам не удосужился спросить о его здоровье.

И третью проблему, которую можно выдвинуть вмешательство отцов в жизни детей в прямой и косвенной форме. Отец, Троекуров, в полном могуществе и всячески принуждает дочь покориться его воле, выйти замуж за старика-князя. А сколько таких случаев в нашей жизни? И дочь готова бежать от отца, хотя потом и подчиняется, но – скорее самой судьбе, а не собственно отцовскому желанию, в котором, заметим, больше собственной спеси, чем заботы о дочери. Подавление личности, свободы подталкивает к разрыву с отцом. показывает преданность детей отцам наперекор своему счастью. Владимир Дубровский, как сказано, «почти не знал отца своего», а Маша совершенно противоположна генералу Троекурову. Тем не менее, отцы, не жалеют ничего плохого для своих детей. Однако Троекуров привык властвовать над своей дочерью, в то время как отец Дубровский предоставил своему сыну полную свободу. По способности видеть в своих детях особенную личность. Становление личности – безусловный авторский идеал, и это уже серьезный поворот темы.


даёт художественную картину, не опровергающую, а подтверждающую житейскую мудрость: дети и отцы поистине едины, их связь лишена лжи и подозрений, хотя не исключает и противоречия. Отец ждёт от сына не слепой покорности, а именно воплощения полноценной личности, - и не троекуровская власть, а свобода является залогом прочной связи отцов и детей, залогом гармонии.

Анализируя повесть «Дубровский» и данные социологического опроса, нами проведенный, можно посмотреть на проблему «отцов и детей» с двух позиций: взгляд на проблему молодого человека и взрослого человека. Молодые люди (возраст 16-20 лет) считают, что родители хотят, чтобы из них «вышел толк». Они сами могут решать свои проблемы. «Нам надоело, что каждый раз нас в чем-то упрекают, дают понять что мы – никто! Это несправедливо!». Мнение взрослых заключается в том, что в жизни каждого ребенка, подростка требуется помощь человека опытного, знающего толк в жизни. И в большинстве случаев таким человеком оказывается родитель или кто-то старше. Взрослые всегда готовы прийти на помощь. Но всегда ли эта помощь уместна, всегда ли старшее поколение способно помочь молодежи? Всегда ли «отцы» бывают правы? Наверное, не знает никто.

Еще (немецкий мыслитель) говорил, «родители продолжают жить в детях…».

Проблема «отцов и детей» - вечный вопрос взаимоотношений старшего и младшего поколений, который всегда будет волновать современного человека. Потому что сегодня он - ребенок (дети), а завтра он – родитель (отцы). Эта смена поколений – вечное философское движение жизни. Мы, современные люди, внимательно перечитав образцы лучшей классики, осмыслив поднятые авторами проблемы, может быть станем чуть-чуть умнее, терпеливее, а значит, и счастливыми?

Библиографический список

1. Аникин семьи в литературе: памятник отцовству//Литература в школе№ 5. – 78 с.

2. Астапович Олег. Что стоит за проблемой отцов и детей?//Школа жизни. – 2005. - № 1. – 60 с.

3. Лабин: 5-6 классы (Комментарий, указатель, учебный материал) /, М.: Эксмо, 2007. – 112 с.

4. , Стрельникова отцов и детей в современном мире//Педсовет. – 2004. – № 5. – 97 с.

Характеристики героев и краткое содержание разберем особенной тщательно. Также представим небольшой обзор критических отзывов на произведение современников автора.

История создания

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

Изначально Пушкин озаглавил роман датой - «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс - время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

Развитие действия

Как-то приезжает к Троекурову Дубровский, и помещики ссорятся из-за дерзости слуги гостя. Постепенно ссора превращается в настоящую войну. Троекуров решает отомстить, подкупает судью и, благодаря своей безнаказанности, отсуживает у Дубровского Кистеневку, его имение. Узнав вердикт, помещик сходит с ума прямо в зале суда. Его сын, гвардейский корнет Владимир, вынужден оставить службу и приехать из Петербурга к больному отцу. Вскорости старший Дубровский умирает.

Приезжают судебные чиновники, чтобы оформить передачу собственности, они напиваются и остаются ночевать в имении. Ночью Владимир поджигает дом вместе с ними. Дубровский вместе с верными крестьянами становится разбойником. Постепенно он наводит ужас на всех окрестных помещиков. Нетронутым остаются только владения Троекурова.

В семью Троекурова приезжает учитель, чтобы поступить на службу. Дубровский перехватывает его на полдороге и подкупает. Теперь он сам под видом Дефоржа отправляется в имение врага. Постепенно между ним и Машей Троекуровой, дочерью помещика, возникает любовь.

Развязка

Лучше всего рассматривать роман целиком. А анализ произведения «Дубровский» по главам будет провести довольно проблематично, так как они являются элементом одного целого и вне контекста теряют большую часть смысла.

Итак, Троекуров решает выдать дочь замуж за князя Верейского. Девушка против и не желает выходить за старика. Дубровский предпринимает неудачную попытку предотвратить их брак. Маша посылает ему условный знак, он приезжает спасти ее, но оказывается поздно.

Когда свадебный кортеж следует из церкви в имение князя, люди Дубровского окружают его. Владимир предлагает Маше свободу, она может бросить старого мужа и уйти с ним. Но девушка отказывается - она уже дала клятву и не может ее нарушить.

Вскоре губернским властям едва не удается поймать банду Дубровского. После этого он распускает своих людей, а сам отправляется за границу.

Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.

Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.

Своеобразие конфликта

Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.

Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.

Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.

Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.

Образ Владимира Дубровского

Главный герой романа - Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.

Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.

Образ Троекурова

Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.

Роман в оценке критиков

Что же думали критики о романе «Дубровский»? Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

«Дубровский»: анализ произведения кратко

Если необходимо сделать краткий анализ. То можно написать следующее. Главная тема произведение - разбойничество в России. Идея - показать, как люди становятся на этот путь, и кто тому виной. Пушкин старался обличить власть и показать социальную несправедливость, царящую вокруг. В произведении два конфликта - социальный и любовный. Первый связан с неограниченной властью имущих, а второй с полной родительской властью над своими детьми. Главным виновником выступает Троекуров, воплощающий классический тип русского барина.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»