Типы личности медицинских работников: лабильный, астено-невротнческий, сенситивный. Сенситивный тип

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Этот тип складывается довольно поздно, как правило, к 16 – 19 годам. Но большинство его элементов, в том числе ведущие черты, начинают закладываться уже в подростковом возрасте. Это прежде всего чрезвычайно высокая впечатлительность, к которой позднее присоединяется резко выраженное чувство собственной неполноценности.

Школа пугает таких детей скопищем сверстников, шумом, возней и драками на переменах, но, привыкнув к одному классу, и даже страдая от некоторых соучеников, они крайне неохотно переходят в другой коллектив! Учатся обычно старательно, но очень, страшатся всякого рода проверок, контрольных, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед классом, боясь сбиться, вызвать смех или, наоборот, отвечают меньше того, что знают, дабы не прослыть среди сверстников выскочкой или чрезмерно прилежным учеником.

Контактность ниже среднего уровня, предпочитают узкий круг друзей" Редко конфликтуют, поскольку обычно занимают пассивную позицию; обиды хранят в себе, альтруистичны, сострадательны, умеют радоваться чужим удачам. Чувство долга дополняется исполнительностью. Однако крайняя чувствительность граничит со слезливостью что может провоцировать нападки в их адрес со стороны невоспитанных или раздражительных людей.

К родным сохраняется детская привязанность. К опеке старших относятся терпимо и даже охотно ей подчиняются. Поэтому часто слывут «домашними детьми».

У них рано формируются высокие моральные и этические требования к себе и окружающим. Сверстники нередко ужасают их грубостью, жестокостью, циничностью. У себя они также находят множество недостатков, но это недостатки совсем другого рода – в основном связанные со слабостью воли.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации: они ищут самоутверждения именно там, где чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость и общительность. Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и заносчивости, пытаются продемонстрировать свою энергию и волю.

Однако, если педагогу удастся установить с таким подростком доверительный контакт (что, в отличие от лабильных, удается не сразу), то за маской «все нипочем» обнаруживается жизнь, полная самоукоров и самобичевания. Наиболее ранимы сенситивные подростки в сфере взаимоотношений с окружающими. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда их подвергают несправедливым обвинениям и т.п. Это может толкнуть такого подростка на острую аффективную реакцию, конфликт, спровоцировать депрессию или даже попытку самоубийства.

Вконтакте

Телеграм

Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность. Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых – опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить.

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. Перу А. Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

А. Е. Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», мотивируя это тем, что нельзя объединять все личностные особенности человека определением только акцентуации. Личность – гораздо более широкое понятие, включающее мировоззрение, особенности воспитания, образованности, реагирования на внешние события. Характер же, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека.

Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации.

Как и Карл Леонгард, А. Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний (не задевающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности справляются легче обычных.

Акцентуации А. Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.

А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.

Гипертимный тип

Люди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.

Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.

Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель.

При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года.

Сенситивный тип

Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.

Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.

Шизоидный тип

Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно.

Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.

Конморфный тип

Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.

Психастенический тип

Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

Паранойяльный тип

Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные.

Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению».

Эмоционально-лабильный тип

Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи (косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих.

Эпилептоидный тип

В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.


Сенситивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти люди не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также "комплекс неполноценности".

Психастенический тип. Эти юноши характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие юноши, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самыми ничтожными, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они "способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач". От сиюминутного настроения этих юношей зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

Астеноневротический тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Юноши данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм. Жажда постоянного внимания к своей особе. У юношей данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их товарища, когда другим уделяют большее внимание, чем им самим. "Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится для них насущной потребностью". Для таких юношей характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.

Гипертимный тип. Юноши этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями и педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие юноши имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят.

Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость. Эти юноши не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. "Духовное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами". Такие юноши нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержанны.

Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие юноши обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - "быть как все". Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет "моральное" оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Циклоидный тип. Он характеризуется, повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Юноши данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то быть со своими сверстниками! Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздраженно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

Эпилептсидный тип. Эти юноши часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. "Такие дети, - пишет А. Е. Личко, - любят мучить животных... избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль "властелина". Их типичные черты - жестокость, себялюбие и властность. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, "умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть... постами, дающими в их руки... власть, установить диктат над другими".

В детстве шизоидный акцентуант аутичен, он сидит один, играет один, он неразговорчив, непонят, неопрятен и задумчив, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молчит, случая их беседы. Не тянется к сверстникам, избегает шумных забав. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.

Он словно «не отсюда». И на самом деле, он скорее всего не здесь. Его отгороженность – это дверь в причудливый внутренний мир. Мир, в котором все по-другому, всё сложно и запутано для других, но так ясно и привычно для него…

Е.Г., 16 лет. Трудности во взаимоотношениях со сверстниками, с родителями. Она – «белая ворона, которая некстати». В одежде предпочитает серые невзрачные тона. Незаметна. Снижен фон настроения, амимична, говорит тихо, монотонно. По словам сверстников она: «…странная, …заумная, …грузит, …много о себе думает,…сложная». В процессе психологического консультирования девочка раскрывает свой внутренний мир. Большую часть времени она проживает в нём. В этом мире есть мама, которая внимательна к ней, заботлива, в этом мире есть понимающие и любящие друзья. Себя в этом мире она видит яркой, красивой, заметной, легко вступающей в контакт, веселой и жизнерадостной. Уверяет, что мир этот она создала из-за непонимания окружающими её сложной сущности, её особенности.

Дети с шизоидной акцентуацией не эмоциональные, сдержаны в проявлении чувств. Подростковый возраст переживают очень тяжело. При сохранении акцентуации после подросткового возраста сохраняются все вышеописанные характеристики.

Они замкнуты, отгорожены. Проникнуть в их внутренний мир крайне сложно.

Внутренняя жизнь “Я” может быть причудливой, дисгармоничной, парадоксальной. Возможна определенная вычурность, неестественность.

Движения могут быть “ломаными”, проявляется угловатость, неловкость. В одежде часто неаккуратны.

Речь витиеватая, с особым подтекстом высказываний, иногда со сложной личной символикой слов, склонность к резонерству

Склонны к отвлеченности, к отлету от реальности, к мистификации, к религиозным обрядам, сектантству, чудачеству и своеобразию. Плохо понимают простые, конкретные, естественные свойства (как людей, так и объектов).

Действительность должна быть как бы иллюстрацией к их собственным “внутренним построениям” (иначе они ее отвергают или начинают упрямо и неясно перекраивать окружающее под свою идею).

Воля может быть направлена на вычурные, странные интересы.

Часто это яркие индивидуалисты - при определенных задатках могут достичь высоких результатов. Часто это люди искусства: художники, поэты. Люди предпочитающие свободный, творческий стиль, тяготеющие к новому, неизвестному. Имеют склонность к теософии, психологии, психиатрии. Нередко строят абстрактные картины мира, тяготеют к схемам и системам, любят заниматься методологией. В голове оригинальные системы со своим странным порядком – вокруг же, как правило, беспорядок.

Не терпят формальностей, рамок, ощущают потребность в свободе субъективного выбора. Бурно реагируют на попытку вторгнуться в мир их интересов, фантазий, увлечений.

При этом проявляется “эмоциональная холодность”, порой даже жестокость (т.к. они плохо понимают переживания других людей). В то же время могут в некоторых случаях быть довольно “утонченными” (противоречивое сочетание чувствительности внутри “Я” и бесчувственности снаружи). Часты уходы в фантастический мир (иногда это помогает творчеству, если есть задатки). Могут совершать внешне необъяснимые поступки. Реакция других их мало интересует.

Таким людям свойственна неконтактность, но эта неконтактность может носить разный характер:

1) Неконтактны, эмоционально холодны, необщительны. И их это удовлетворяет.

2) Неконтактны и они переживают, что они такие. Они осознают свою неуспешность в плане межличностных отношений. Общаться им действительно тяжело, тем более что им свойственна неспособность к сопереживанию. Страдая от одиночества, они все больше уходят в себя.

Шизоидный акцентуант не может ловить «тонкие вещи» во взаимоотношениях: когда что сказать или промолчать, куда уйти или остаться. Его холодность – скорее неспособность чувствовать душу другого, нежели равнодушие. У него нет эмоционального резонанса, поэтому он бывает жесток. Он как будто «в скорлупе», но если скорлупа дает трещину, обнаруживает неожиданную для окружающих ранимость.

У личностей такого склада могут быть сексуальные эксцессы и сексуальная агрессия, алкоголизация, как правило, не свойственна. Могут стать наркоманами, токсикоманами, так как они живут фантазиями и нуждаются в них из-за невозможности реализовать себя в нормальной сфере.

К окружающим шизоид не требователен, и с ним легко, если дать ему возможность заниматься своим делом. В своих увлечениях и привязанностях устойчив. Но подключить его к другому делу так, чтобы он занимался им активно – весьма затруднительно. К деньгам не тянется, вообще земные заботы его волнуют мало.

В жизни такие люди как правило очень непрактичны, рассеяны, трудно адаптируются в быту. Обладают расплывчатым мышлением, иногда возникают трудности в обобщении. Часто выстраивают образ по маленькому незначительному признаку. Неординарность мышления, оригинальность высказываний, независимость взглядов, склонность к абстракции.

Защитный механизм при стрессе – уход в фантазию, в мир мечтаний.

Как правило, это типичные интроверты. В принятии решений не ориентируются на социум, а полагаются только на собственное мнение.

В межличностных отношениях проявляют себя как ярко выраженные индивидуалисты.

Смешанный, ближе к слабому, тип реагирования.

Мотивы, как правило, непонятны.

- Шизоидным акцентуантам более других нужен актерский тренинг и развитие сценического чувства и воображения. Необходимо найти для них возможность заняться в драмстудии или кружке художественного слова, пантомимы – там, где будет развиваться их душевная и физическая выразительность.

Постараться дать им возможность быть в центре – выполнять роль массовика затейника, даже несмотря на то, что у них возникнет вполне естественное сопротивление. Надо сделать это ненавязчиво, незаметно вовлечь их, передать им инициативу.

Стоит побуждать их говорить громче, следить за образностью, яркостью речи. Но это не должно быть прямым грубым внушением, побуждение должно идти ненавязчиво и мягко

Следует научить таких личностей следить за своей одеждой – соответствует ли она направлениям моды, научить оценивать, как смотрится их внешний вид со стороны.

Во время групповых тренингов научите их играть холерика – реагировать на все живо и импульсивно.

Необходимо научиться подражать мимике и интонациям других людей, стараться скопировать их выражения лица. Эти упражнения даются людям с шизоидной (тоже, забегая вперед, можно сказать и об характере с заостренными эпилептоидными чертами) акцентуацией особенно тяжело. Иногда уходят месяцы, прежде, чем шизоид начинает проявлять хоть малейшие признаки эмпатии. В ответ на предложение просто представить себя другим человеком, не говоря уже о копировании их мимики, психолог скорее всего может услышать обезоруживающее: «А я не могу. У меня не получается». Или более похожее на протест: «Я - это я». Вода точит камень, а психолог капля за каплей пробивается сквозь стену закрытости и негативизма своих подопечных.

Порекомендуйте шизоидно акцетнуанту заняться каким-нибудь видом спорта, развивающим пластику и координацию движений – например, танцами или каратэ-ушу. Если это школьник, поговорите с учителем физкультуры, пусть он попробует заинтересовать ученика и подтолкнуть его к занятиям в этом направлении. Будьте готовы к тому, что в начале это может даваться нелегко, как вам в ваших убеждениях, так и ему в принятии этих убеждений и тем более, в осуществлении ваших рекомендаций.

В отношениях с людьми такой человек должен избегать как чрезмерного дружелюбия, так и неоправданной враждебности. Попробуйте настроить его на спокойную, ровную доброжелательность.


Гипертимный тип

С детства такие люди очень энергичны, самостоятельны, беззаботно общительны и болтливы. Это – озорники, склонные к шалостям, таким как мелкие хулиганства, нарушение дисциплины в школе. Они склонны к риску, авантюре – это их стихия. В частности они склонны к азартным играм, в которые они будут играть до последнего – они из тех, кому нужно всё или ничего. Очень жизнерадостны, остроумны, вообще напрочь лишены застенчивости. Благодаря своей приветливости и контактности легко знакомятся, легко входят в любую подростковую компанию, любят лидировать. Стремление к лидерству (чаще - неформальному) делает гипертимиков заводилами шумных компаний, инициаторами масштабных начинаний, которые редко доводятся до конца. На окружающих они могут производить самое благоприятное впечатление. Активны, малоутомляемы. Не приемлют одиночества.

Энергичный гипертимный подросток обычно неусидчив, не систематичен в своих занятиях и обладает лишь поверхностными знаниями и интересами. Очень обаятельны. Могут быть способными, но им трудно учиться – даже при хороших способностях они, как правило, плохо успевают в учебе, испытывая к тому же большие трудности при соблюдении дисциплинарных норм. Им свойственна повышенная отвлекаемость, неусидчивость, нетерпение. Склонность к беспорядку, безответственность в поручениях. Крайнее непостоянство хобби. Задуманное редко доводят до конца. Энергия деятельности разбросанная. Могут конфликтовать с преподавателями, с родителями, но после эти же конфликты легко могут уладить сами.

Умеют найти выход из любой ситуации. Попадая в сомнительные компании, умеют не опускаться на дно. Однако при резко выраженном заострении акцентуации симптоматика этой группы включает и характерные отрицательные черты: попадая во власть своих влечений, такие дети могут вливаться в асоциальные компании, нахождение в которых нередко влечет за собой раннюю алкоголизацию, употребление наркотических средств, делинквентное поведение (часто делают что-то просто за компанию, не думая о последствиях). Из-за неразборчивости в знакомствах возникают ранние сексуальные связи, возможны венерические заболевания. Эмансипация проходит очень тяжело. Представители этого типа с детства очень самостоятельны, возможны длительные побеги из дома.

А.С., 15 лет. Обезоруживает своим оптимизмом, бьющей через край жизнерадостностью. Подкупающая «искренность», за которой, как правило, оказываются вымышленные факты. Обаятелен, внушает доверие, легко дает обещания, которые никогда потом не выполняет. Вступает в контакт с людьми разных возрастов прямо на улице, что часто приводит к возникновению криминальных связей. Злоупотребление алкоголем, систематические побеги из дома. К будущему относится с беззаботной легкостью и несерьёзностью. Хвастает связями, друзьями, убежден, что «не пропадет». Опасности ведения подобного образа жизни не понимает и удивляется, почему окружающие не разделяют его точки зрения.

Неудачи способны вызвать у гипертимиков аффективную реакцию, но не надолго. Они быстро отходят и возвращаются к своему обычному жизнерадостному состоянию. Легко извиняются.

В жизни гипертимиков возможны блестящие взлеты (хотя в деловых вопросах эти люди крайне ненадежны) и резкие падения, которые, впрочем, легко переносятся; гипертимики остаются находчивыми и изобретательными в любых затруднительных положениях. Их деятельная направленность может иметь и асоциальные проявления (аферы, мошенничество и пр.).

- Посоветуйте гипертимику завести тетрадку для работы над собой.
- В тетради в первую очередь нужно написать все ближайшие и отдаленные планы, после чего и там и там половину вычеркнуть - забыть. Лучше наметить мало, чем наметить много и не выполнить.
- Пусть он сам придумает себе «наказание» за каждое недоведенное до конца дело и невыполненное обещание. Сильно себя наказывать он все равно не станет, но научится фиксировать и контролировать свою недисциплинированность.
- Порекомендуйте ему спрашивать себя (лучше в письменном виде все в той же тетради) – «Что негативного для окружающих во мне еще осталось?», «Что мне надо сделать, чтобы эти качества не мешали мне и другим людям?»
- Гипертимика обязательно надо призывать поддерживать порядок вокруг себя – в комнате, в сумке, на столе – тогда порядок в его душе наступит намного скорее.


Истероидный тип

В этом личностном типе два основных «ядра»: это артистизм, легкость вживания в любую роль (с одной стороны) и желание выделится, обратить на себя внимание (с другой стороны). Часто встречается у девушек-подростков.

Такой тип виден с детства: вот ребенок в центре комнаты декларирует стихи – с сочной и точной интонацией, вживаясь в образ – и ловит восхищение. Потом, когда все сели за стол и о нём все забыли, он снова пробует обратить на себя внимание. Если это не получается – он крутится под ногами снова и снова, кончая тем, что опрокидывает на себя скатерть. Его ругают, наказывают, он закатывает истерику – но все в порядке – свою долю внимания он получил.

Как правило, у людей такого типа хорошие артистические способности, образное мышление, художественный склад. Он тонко чувствует, чрезмерно эмоционален, у него все в красочных деталях и ярких образах. А вот сухо, понятийно изложить суть ему затруднительно, это «не его».
Он демонстративно одет, принимает картинные позы, в компании лезет в центр, громко и красиво говорит, хвастает и врет с ясными глазами о своих достоинствах и подвигах. Бывает огорчен или обижен, если в центре внимания кто-то другой.

Может стать лидером, если им увлеклись и ему поверили, но не надолго, потому что легко трусит и предает. Когда его раскусили, он говорит, что разочаровался в этой компании, и отправляется на поиски новых зрителей. Так с легкостью меняет и привязанности и работу.
Внутри хорошо защищен. Если его подруга танцует с другим, он легко это обесценит в душе: «Меня не оценила, ну и зря, пойду другую найду». Ему важны не люди, а их внимание.
Но это - в душе, а внешне – это любитель драм. Его ревность всегда рассчитана на зрителя. Он рвет волосы на себе и на других, разыгрывает самоубийство (почти всегда выживает, если только не ошибется), причем для инсценировки самоубийства он совершит что-то совершенно незначительное (съест неопасные лекарства из аптечки, порежет предплечье). А если и идет на что-то опасное, то делает так, чтобы об этом непременно знали окружающие и могли это предотвратить: заранее делает тайные признания, совершает долгие приготовления к повешению или к поиску яда и так далее. Но такие демонстративные игры к сожалению иногда приводят к самым трагическим последствиям – подросток всего лишь хотел напугать родителей или друзей, а в итоге нелепая смерть.

Н.З., 16 лет, Обладает сильно акцентуированным по истероидному типу характером. Предпочитает яркую, вызывающую одежду; выразительно говорит; реагирует на замечания резко, импульсивно. Часто конфликтует. Но без неё не обходится ни одного школьного праздника, она незаменима на сцене. Она вживается в роль подобно настоящей актрисе. Собирается поступать в педагогический институт. С учетом её личностных особенностей и высокого интеллекта, выбор сделан правильно, ведь давая урок, она каждый день сможет быть «на сцене». Прогноз в этом случае очень многообещающий - предположительно развитие личности в этом случае будет проходить благоприятно, её характерологическая особенность попадет в нужное русло.

Характерны самооплакивания, бегство в болезнь или в экстравагантность. Они нередко увлекаются хиппи, йогой и всем, что модно. Но и в этих областях они больше врут, выдумывают, чем делают.
Отношения с родителями двойственны: могут быть побеги из дому, громогласные требования свободы, самостоятельности, шумные конфликты – но по сути дела истероид далеко не убежит. Он к родителям привязан, но не заботой и благодарностью, а эгоизмом – ведь тут его материальная и эмоциональная кормушка, его тут всегда пригреют, подпитают вниманием и заботой.
С ним легко договориться, он легок на подъем, но не обязателен. Много обещает, но мало выполняет. Посверкал – и в сторону. Понятие «долг», «обязательно» для него абстракция. Об этом можно только красиво поговорить.
Если истероид не встретил сочувствия – он становится злобным.

Внушаемы, внешне могут быть подкупающе просты.
Своих ошибок почти всегда не признают. Унижают противника по любому поводу. По отношению к врагам мстительны и злопамятны.
Доминирующая роль внешних впечатлений.
Хорошо себя чувствуют в атмосфере скандалов и сплетен.
Прекрасные шантажисты (грозятся убежать из дома – но если сбежал, его следует искать в разумном месте – там, где их и следует искать, шантажируют суицидом, который им не свойственен). Иногда демонстративная по замыслу попытка переходит грань и становится истинной. К делинквентности они не склонны, но склонны к мелкому мошенничеству.

Глубокие чувства им не свойственны – все для них лишь театрализованная игра.
Алкоголизация не характерна, хотя в компании может пить, – они мало пьют, но много хвастают и разыгрывают опьянение.
Наркотики, токсины могут однажды попробовать, а разговаривать о них будут потом долго.
Слабым звеном является уязвленное самолюбие, крах надежд на престижное место, развенчанная исключительность.
Как правило за истероидным типом прячется очень низкая самооценка и очень большая закомплексованность.
Интересно наблюдать, как истероиды реагируют на описание своего типа, как правило им очень нравится истероидная акцентуация, и они начинают ею гордиться. Указывать на слабые стороны характера становится достаточно тяжело. Они просто не слышат о них.

Тип восприятия, переработки и воспроизведения – наглядно-образный, чувственный, художественный.
Защитные механизмы – 1) вытеснение из сознания негативной информации, 2) уход в болезнь.

- Таким людям необходимо играть во флегматика, практиковать тихий голос, медленные движения
- Научите их репортажному изложению – без пауз, мимики, без игры интонаций.
- Дайте им такое задание: пусть они сделают хорошее дело и никому об этом не скажут. Это задание истероидами встречается особым одобрением. Для них это – очередная игра, но игра полезная.
- Порекомендуйте им на вечеринке и в компании постараться сидеть в стороне и помалкивать, делать так, чтобы их не заметили и радоваться, что вокруг хорошие люди.
- Предложите им выдать свою идею за чужую. Интересна реакция истероидов на это задание. Обычно она очень схожая – вначале он надолго задумывается, а потом с тяжелым вздохом заявляет: «Это тяжело».
- Пусть поможет другому оказаться в центре внимания и порадуется за него.
- Пусть учатся любить себя: дарят себе столько тепла и заботы, чтобы не было такой острой нужны во внимании и заботе других.

У людей с циклоидным типом наблюдается периодичность противоположных состояний. Многократная “волнообразная” смена “возбуждения” и “торможения”. При этом даже при нарастании эти два процесса имеют примесь своей противоположности.
Так, например, может наблюдаться грусть при возбуждении.

С.И., 17 лет. Обычно общительный, с удовольствием идет на контакт, охотно посещает занятия с психологом, доверчивый, не скрытный. С наступлением субдепрессивной фазы наблюдается уход в себя. От психологической помощи не отказывается, но на занятиях молчит, говорит, что у него «всё в порядке», раскрывается неохотно, принимает закрытые позы, избегает зрительных контактов, раздражается, может заплакать.

В детстве напоминают гипертимиков (поверхностно-активные–общительность, активность, повышенное настроение), а в подростковом возрасте в тяжелой ситуации наступает первая субдепрессивная фаза.
Здесь следует отметить, что не стоит путать депрессию с субдепрессией. Разница заключается в том, что депрессия - это болезненное состояние, а субдепрессия – нет.
При субдепрессии исчезает энергия, одолевает вялость, слабость, безынициативность. Снижается работоспособность, наблюдается уход от контактов. Будущее видится в темных тонахю. Человек не может собраться с мыслями, наступают расстройства сна, наблюдается дневная сонливость. Остро переживаются неудачи, но не в виде конфликтного выхода, а по отношению к себе. На замечания и упреки нередко отвечают раздраженно, порой грубо и гневно, а в глубине души, впадают в большее уныние.

Далее наблюдается подъем. Фаза длится 1-2 недели (по мнению психиатров). Повышается общительность становятся общительными, возможна неразборчивость в знакомствах. Меняется фон настроения на приподнятое. Повышается активность, работоспособность, наблюдается жажда деятельности.

Мышление соответствует той или иной фазе (по динамике протекания мыслительных операций). Чаще всего они достаточно легко усваивают материал.

Если травмирующая ситуация продолжается долго, она провоцирует проявление явной акцентуации, что приводит к тому, что субдепрессивная фаза удлиняется. В это время человек чувствителен к обидам, оценкам, обвинениям, неудачам и прочим средовым воздействиям.

Основная проблема: в субдепрессивной фазе может происходить непрерывный эмоциональный срыв вплоть до суицида.

Подростки, находясь в этой фазе часто ищут в себе недостатки (личностная рефлексия (от лат. Reflexio) – обращение назад – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний) и, обнаружив их, пугаются, считают себя непохожими на других и хуже их. Осознание своих проблем и поиск решений в их преодолении в субдепрессивной фазе не помогает. Такому подростку необходимо обратится за помощью, воспользовавшись телефоном доверия или обратившсь к психологу.

При терпеливом понимающем отношении близких резкость фаз рано или поздно сглаживается.

- В субдепрессивной фазе необходимо поддерживать человека мягкими советами, быть с ним осторожным, предельно тактичным.
- Ни в коем случае нельзя допускать грубость, так как циклотимик может дать острую эмоциональную реакцию.
- Рекомендации, описанные для гипертимиков и гипотимиков, соответственно фазам.


Психастенический тип

Эти люди не очень общительны, застенчивы, характерны страхи. Им свойственна нерешительность, недоверие к себе, поиск помощи или совета у других. Желая что-то сделать, такой человек сомневается, правильно ли это. Решив что-то сделать, – делает немедленно, и нерешительность начинает сочетаться с нетерпеливостью. Начатое дело доводят до конца (хотя у них есть “граница вхождения”, до которой они еще могут повернуть назад). Когда дело закончено, снова начинает волноваться, насколько хорошо он справился.

С детства наблюдается робость, пугливость. Затем усиливается рассудительность, мнительность. Мышление обычно правильное, логическое. Могут быть моторно неловки. Склонны к мечтанию, самоанализу.
Часто хорошо развиты и начитаны, но из-за их нерешительности их могут обойти полные ничтожества.

Т.П., 18 лет. Обладает очень высоким интеллектом, разносторонне развита, талантлива, доброжелательна и тактична, обладает приятной привлекательной внешностью. Но она всё время из-за всего волнуется. Малейшая обида вызывает в ней слезы, длительные переживания, с которыми ей трудно справиться самой. Если ей не из-за чего переживать, она всё равно найдет причину, пусть даже самую ничтожную. Выражение лица всё время напряженное, печальное, на нем – готовность в любой момент расплакаться.

В сложной экстремальной ситуации отличаются своеобразной реакцей – ко всеобщему удивлению они могут найти быстрое решение и проявить полное бесстрашие (чем резко отличаются от истероидов).
Такой тип часто развивается вследствии специфического воспитания (очень высокие требования и ожидания, накладываемые родителями - как правило авторитарными). Психастеник больше всего на свете боится не оправдать возложенных на него надежд. Обычно привязаны к родителям и способны на глубокие чувства. Боятся за близких, боятся смерти, аварий. Сензитивы (о них пойдет речь ниже) очень глубоко все переживают, а психастеники еще и реально смотрят на вещи и постоянно анализируют ситуацию. Такой человек может создавать проблему там, где обычно у других людей она не возникает. Характерны тревожные размышления (при анализе ситуаций).

Часто становятся педантичными, склонными к ритуалам. Не могут позволить себе опаздывать – чрезмерно пунктуальны. Если ритуалов много, они могут перейти в навязчивые состояния (неврозы). Для них характерно самокопание, недовольство собой, излишнее мудрствование. Никогда не решат проблему с помощью суицида. Для этого они слишком отвественны перед родными.
Никаких подростковых проблем. Из личностных проблем - возможна навязчивость, невротические реакции. Характер – утомительный.
Это тоже люди с низкой самооценкой и с очень повышенным уровнем тревожности.

- При работе моделируйте самые страшные ситуации, пусть психастеник их мысленно проиграет, примет их и начнет искать возможные решения.
- Научите психастеника конструктивному отношению к проблемам: «Это случилось. Что теперь делать?»
- Пусть нарушат какой-либо установленный порядок и удостоверятся, что ничего страшного не произошло.
- Порекомендуйте делать зарядку для лица. У психастеника всё время напряжен лоб, а рот изображает печаль. Пусть научаться расслаблять лоб, изображать разные позитивные эмоциональные состояния - радость, заинтересованность, уверенность, приятное удивление. Очень полезен тренинг актерского мастерства, примерка героических отважных ролей - Необходимо развивать реактивность и импульсивность. - Обязательно должна быть донесена мысль, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и что без ошибок трудно накопить жизненый опыт. - Психастеника надо подталкивать к выражению собственного мнения без оглядки на родительскую тень и их осуждающую оценку. Надо донести до такого человека его право на свободу мыслей и мнений.

Человек настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих перемен часто бывают ничтожными и незаметными для окружающих (нелестно сказанное слово, дождь некстати, оторванная пуговица – такие мелочи могут моментально вызвать плохое настроение, тогда как приятная беседа, новая вещь, интересная идея – могут его поднять).
Такие люди то весьма деятельны и болтливы, то медлительны и скупы на слова.

Переживания глубоки и личностно существенны – они могут влиять на сон, аппетит, трудоспособность, общение. С изменением настроения резко меняется восприятие мира, других людей, даже восприятие прошлого и будущего: то все кажется безнадежным, несправедливым, то вдруг вырисовываются радужные перспективы.
Из-за этого человек может казаться поверхностным и легкомысленным. Но это не так. Он способен на глубокие чувства, на искреннюю привязанность, в первую очередь к родным и близким. Он нуждается в близких людях, любви и дружбе. Действия его, как правило, альтруистичны.

Великолепно интуитивно чувствует окружающих, особенно их отношение к нему, и мгновенно и искренне реагирует.

Возможна склонность к алкоголизму.

Действительные утраты и серьезные неприятности переносит очень тяжело – возможны срывы и депрессии

Е.З., 18 лет. Талантлива. Очень хорошо рисует. Временами она живая и веселая, то вдруг словно «обмякает на стуле». Голову опускает вниз, выражение лица становится разочарованным и грустным. В следующую секунду она уже в центре каких-либо событий, из всех голосов резко выделяется её голос. Также и в учебе. То она активно сосредоточенно занимается, то вдруг внимание переключается на что-то другое, и активность словно «рукой снимает». Часто ссорится с одноклассницами, но тут же с легкостью мирится. Если конфликт не удалось сразу уладить, будет глубоко переживать и стараться исправить положение.

- Необходимо научить такого человека принимать себя – понять, что в нем живет хрупкий ребенок – тонкий розовый цветок. Этого ребенка в себе нужно понимать, защищать и вразумлять.
- Необходимы занятия аутотренингом.
- Желательно прекомендовать приучить себя к контрастному душу.
- Надо научиться различать в себе духовное (разумное) и эмоциональное существо, почаще отождествляясь с первым, научится воспитывать в себе рациональность и аналитичность: причина – последствия. Эмоциональное в себе надо любить, но относится к нему несколько отстраненно.
- Полезно завести дневник, в котором всякий раз отмечать, когда произошла перемена настроения, и из-за чего это произошло. Вечером записи просматривать и анализировать. При этом анализе можно представить, что это поступки и реакции другого человека. Как тогда меняется отношение к этим действиям? Это также полезно фиксировать в дневнике и размышлять об этом.
- Не стоит бороться со стихиями эмоций, но ими нужно научиться управлять – 3 минуты в день смеяться без повода, входить в разные роли с разными эмоциональными состояниями – это поможет проследить механизм возникновения той или иной эмоции.


Сенситивный тип

С детства такой человек не очень общителен, застенчив, тревожен, характерны страхи (пауков, собак, темноты, одиночества), сверхчувствительность. Склонность к истощаемости (астенические черты). Они впечатлительны, отзывчивы на любую внешнюю оценку, глубоко переживают неудачу и неуспех, застревая на своих переживаниях. Общаясь с ними, нельзя допускать грубостей, оскорблений, обвинений, особенно ложных. В детстве отличаются очень быстро развивающейся нравственностью (повышенное чувство долга, ответственность, сверхконтроль). У взрослых - очень высокие моральные требования к себе. Очень глубокий и ранимый тип. Отличаются неуверенностью в себе и повышенной совестливостью.

Такие люди избегают больших компаний, не склонны к легкому общению с незнакомыми людьми. Но в среде людей, среди которых чувсвуют себя в безопасности, они достаточно общительны. Большая привязанность к родным. Вхождение в новый коллектив для них мучительно, но затем привыкнув, они крайне неохотно переходят в другой. Проверки, отчетные периоды для них невыносимо тягостны и тревожны.

М.С., 19 лет. Очень застенчива, со стороны воспринимается окружающими, как «странная». Общение затруднено – окружающие часто не понимают её завышенных моральных требований, она же – не понимает аморального поведения своих ровесников. Тянется к искусству, увлечена театром, чтением. Духовно развита. Склонна к философии. При этом её мучают страхи. Иногда она боится оставаться одна дома, несмотря на возраст. Свободное время она посвящает учебе или культурным мероприятиям.

Наблюдается склонность к слезливости, обычно при слишком резких замечаниях. Люди этого типа очень боятся грубости окружающих. Возможны гиперкомпенсации, выражающиеся излишней старательностью, которая их изматывает. В целом склонны работать, как положено, следуя инструциям.
В ситуации неуспеха может развиться чувство собственной недостаточности, неполноценности. Если влюбляются, то порой это оканчивается грустно. Представители этого типа предпочитают не говорить о своей любви, часто считая, что он недостойны своего избранника.

В подростковом возрасте типичных проблем переходного периода у них не наблюдается, но бывают неожиданные поведенческие реакции (неадекватное поведение – очень высокое чувство собственного достоинства).

Если такого человека преследует неудача (или цепь неудач) – может последовать суицид (как у циклоида в субдепрессивной стадии).
Упреки и нравоучения вызывают угрызения совести и даже отчаяние, вместо протеста.

- Следует быть крайне осторожными и тактичными с людьми этого типа.
- Необходима работа с самооценкой, с выявлением страхов, а также глубокая работа с пересмотром и переосмыслением системы ценностей, так как слишком завышенные невозможные требования к себе могут вызывать невроз
- К этому типу применимы также рекомендации, данные для гипотимного типа и психастенического.


Гипотимный (дистимный) тип

Для представителей этого типа характерно сниженное настроение, склонность видеть окружающее в черном цвете. Постоянное безрадостное чувство ограничивает их активность. Повышенная чувствительность к неприятностям, тревожное ожидание несчастий.
Радость отравляется мыслями о ее непрочности, о том, что она скоро пройдет и снова все будет плохо. Он не проживает радость, так как сразу переносит себя в свое мрачное будущее.
Такие люди часто считают, что окружающие к ним относятся свысока или с презрением. Постоянно считают себя в чем-то виноватыми.

Из-за всего этого могут сторониться других, замыкаться в себе (но это не аутизм шизоида). При этом довольно отзывчивы к призывам о помощи, но сами раскрываются в очень узком кругу, которому они доверяют. К человеку, которому они открылись, очень сильно привязываются и могут быть очень навязчивы, параллельно становятся зависимыми от этого человека.
Ярко выражена потребность в любви, понимании, дружбе, сочувствии. Этим людям необходима поддержка, положительная оценка, уверения в их нужности, исключительности и значимости.

А-др. С. Сам себя называет «темной личностью». Практически не имеет друзей, всегда всеми не понят, носит одежду только черного цвета, пишет стихи с тяжелым депрессивным содержанием, мрачные темы постоянно повторяются, «мусолятся». Постоянно одолеваем мыслями о суициде. Очень мало ест, мучается бессонницей, головной болью. Злоупотребляет алкоголем в надежде заглушить беспокойство. Этот человек раздираем внутренними конфликтами. Постоянно находится в поиске понимающего, одобряющего человека.

Этот тип часто вызывает трудности у психологов, так как часто именно психолог становится человеком, за которым им хочется следовать, в котором они ищут поддержку, и тогда такие акцентуанты ищут разные способы привлечь к себе внимание специалиста, стараются увеличить количество занятий, жалуясь на тяжелое психическое состояние. В связи с этим психологу очень важно отследить грань между настоящими проблемами и симуляцией, сопровождаемой попытками манипулировать им.

Свое плохое настроение, погруженность в себя и даже некоторую бесчувственность - все это дистимики полностью осознают, и это им мешает (в отличие от шизоидов, которые этого не чувствуют).
В том, что им предстоит сделать, дистимики видят только плохое, только трудности; к длительному волевому усилию неспособны, нерешительны. Довольно медлительны (преобладает внутреннее торможение). Часты мигрени, запоры, плохой ночной сон и дневная сонливость. Плохой аппетит, головокружения.

Боязливы, задумчивы, плаксивы в детстве. Могут быть психотические вспышки (маниакальные или депрессивные). Смежная группа - психастеники.
В работе гипотимики ответственны, на их слово можно положиться. При сверхкомпенсации возможны дерзость, возбудимость, причем чем больше пугливость, тем сильнее возбудимость (с выходом на соматические стигмы: "знаки" на теле, местные покраснения кожи, изъязвления, прыщи).
Мышление развито хорошо. Стиль мышления – вербальный. Опираются на слово, смысловую основу, содержательный анализ.
В стрессе могут проявляться стоп-реакции. Активность блокируется, нередко такие люди становятся бездумно-ведомыми.
Защитный механизм – отказ от самореализации и усиления контроля сознания.

- Таким людям необходимо больше общаться. Хотя достичь этого бывает очень сложно. Очень часто они производят на людей гнетущее впечатление, отчего по вполне понятным причинам группа пытается их вытеснить.
- Им как ни кому необходим здоровый образ жизни. Гимнастика, контрастный душ позволят повысить тонус и отвлекут от мрачных размышлений.
- Смех-лучшее лекарство. Надо провоцировать их на смех, ведь для них это такая редкость.
- Побольше хвалите их. За каждое задание, за каждый выполненный кусочек, за всё, за что только можно хвалить – не скупитесь, этих людей нельзя перехвалить.
- Обязательно работайте с самооценкой. Помогите этому человеку полюбить себя, пусть он ответит себе на вопросы: «что во мне есть привлекательного», «чем я могу быть интересен для окружающих». Не отчаивайтесь, если вначале вы услышите ответ: «Ничем». Терпение и труд – и он обязательно начнет видеть свои положительные качества. В каждом человеке есть ресурсы, которые помогают преодолеть все трудности.
- Самовнушения: «Мои дела с каждым днем все лучше во всех отношениях», «Я милый, добрый и замечательный».

Один из самых социально тяжелых типов для окружающих. Но не стоит воспринимать его только в этой ипостаси. Как уже было сказано, каждый тип акцентуации можно направить в социально полезное русло, в каждом можно найти то ценное, что делает личность именно этой личностью, причем ценной для нас именно этими неповторимыми качествами. Кроме того, именно эпилептоидный тип является одним из самых сильных мужских характеров. «Мужик, что бык, втемяшится в башку какая блажь…»-это как раз про него. Тем не менее, не достаточно правильно ориентированная эпилептоидная акцентуированность может затруднять общение.

С детства такие дети много плачут, и их ничем не успокоишь. Сильный, капризный, злой, он все делает как нарочно. В детской компании претендует даже не на лидерство, а на роль властелина: все диктует и все в свою пользу. Недетская бережливость одежды, игрушек, всего «своего». Отнять что-либо у него невозможно – за свое готов убить.

В школе аккуратные тетрадки, мелочная скурпулезность, но в учебе это помогает мало. В подростковом возрасте опасен: легко впадает в безудержную ярость, как зверь, тогда его лицо наливается кровью, он старается бить по гениталиям, становится жесток, безразличен к слабости и беспомощности противника. Он просто не смотрит на это, поэтому он также лезет и на того, кто превосходит его силой.
Такие подростки тяжело переживают эмансипацию.

Трудные отношения с родителями. Подлаживается, когда ему надо, и будет бездушен, когда надо другое. Подросток такого склада (а потом и взрослый) требует не только самостоятельности, но и своих «прав» и своей «доли», может возненавидеть родителей. При конфликте – мстительны (долго помнят обиду, потом отомстят, иногда через десятилетия)). Будучи взрослыми, могут порвать отношения с родителями. Предъявляют права на жилплощадь, материальные блага. Коллекционируют только то, что имеет материальную ценность.
Агрессивны, любят давить на более слабых, зависимых, мягко характерных. Те, кто даст им отпор, находятся в более выгодной позиции. Эпилептоиды любят силу. К начальству иногда относятся подобострастно и готовы угодить, но до тех пор, пока им это нужно. Когда сотрудничество с вышестоящим человеком становится невыгодно, эпилептоид с удовольствием посодействует его свержению.

Эпилептоидам свойственна тенденция к подозрительности, придирчивости, вязкость, зацикливание на чувствах, отношениях. . Они конфликтны. Часто наблюдаются напряженность и озлобленность в общении. Совершенно не умеют идти на компромисс, и не знакомы с искусством спора – умением выслушать другую точку зрения, тем более – рассмотреть разные точки зрения. Когда за спор взялся эпилептоид, единственно возможная реакция – дослушать его до конца и не вступать с ним в дискуссию.

Их существование сопровождается тоскливо-злобным настроением, им свойственна взрывчатость, эгоцентричность и педантичность. Эпилептоид все время накапливает в себе злобу, недовольство, раздражение, и потом случайная капля может вызвать неуправляемый взрыв. Разрядка злобная и нескоро проходящая. Они медленно закипают - в течение нескольких часов, иногда дней. Затем следует бурный аффект, после чего медленно выходит из дисфории. В аффекте выступает безудержная ярость – циничная брань, жестокие побои, угрозы нанесения вреда другим, иногда себе.

Порой они сами ищут повода для ссоры, драки, издевательства над другими. Возможно повышенное переживание по типу “злобной тоски”, во время которого такому человеку необходимо найти того, на ком можно было бы сорвать злобу. Очень остро реагируют на замечания, не терпят критики в свой адрес.

В стиле поведения преобладает мелочность, скупость, охрана только своего, личного, причем с жестокими реакциями даже при подозрении в покушении на свое. Иногда все вышеуказанное сочетается с ханжеством, лицемерием, даже некоторой слащавостью - при их резкости и жестокости в речи могут употребляться уменьшительно-ласкательные слова. Для них не существует авторитетов - при намечающейся выгоде топят того, перед кем заискивали.

Сильно развито стремление к власти. Если в семье муж – эпилептоид, он давит на жену и детей. Пытается подчинить их. Будучи начальником, он устанавливает жесткий дисциплинарный режим, всеми командует, во все вмешивается, все толкует в свою пользу. Его чаще боятся, чем уважают. Он не выносит у других собственного мнения, критики в свой адрес, склонен обвинять сам и никогда не признает свою вину. Злопамятен.

Эпилептоиду ни в коем случае нельзя давать власть. В этом случае он затиранит всех, кто находится рядом, навязывая им свой строго установленный порядок.

Могут быть эксцессы в сексуальной сфере – очень эгоистичны, любят себя. Для него характерна напряженность инстиктивной жизни, сильное сексуальное влечение. Единственное, что его сдерживает, это «страх заразы», поэтому к случайным связям не склонны. Любовь всегда окрашена мрачной тяжелой ревностью, он очень подозрителен, измен не прощает никогда.

Склонны к раннему алкоголизму. Пьют много, до отключения. Нет раскаяния, сочувствия.

При твердом воспитании их отрицательным чертам можно придать положительный оттенок (хозяйственность, домовитость, усидчивость, аккуратность, активная борьба с преступностью, спортивные достижения).

М.Х. 18 лет. До обследования трудно было предположить, что у этого доброжелательного, всегда жизнерадостного, очень аккуратного молодого человека могут оказаться столь высокие показатели по эпилепдоидной акцентуации. Обследования проводились одно за другим с одним и тем же результатом. В процессе работы выяснилось, что эпилептоидность этому юноше действительно присуща, но проявляется она в ревностном отношении к порядку в доме, отчего часто случаются конфликтные столкновения с родными, в остальных сферах жизнедеятельности проблем у него не возникает. Он охотно согласился, что такая хозяйственность тяжела для окружающих, и с тех пор стал обращать внимание на свое поведение и контролировать его, зная свои слабые места.

Эпилептоид конфликтен внешне и бесконфликтен внутренне. Он для себя – единственно хороший человек.

Работает четко, просто, реалистично, но без полета фантазии. Творчество, креатив – ему недоступны. Как правило, консерватор и конформист. Ненавидит все, что отличается от его взглядов.

Иногда бывает сентиментален. Многие представители данной акцентуации любят музыку и пение и получают при этом особое чувственное удовольствие. Как правило, у них хороший сон и аппетит.

Мышление замедленное, но тщательное. Отличительная черта – трезвость размышлений, убедительная аргументация, принципиальность, приверженность своей точки зрения.

Защитные механизмы:
1) рационализация с обесцениванием объекта фрустрированной потребности – когда такой человек не может чего-то достичь, то он обесценивает это в своих глазах.
2) отреагирование вовне по внешнеобвиняющему типу (когда дает волю гневу). При этом он приписывает окружающим те качества, которые свойственны ему самому.

- Самое главное – научить такого человека быть более терпеливым и доброжелательным.

Упражнение улыбка. Человек должен приучить себя к тому, чтобы обычным выражением его лица была теплая доброжелательная улыбка. Если нет улыбки, то лицо должно выражать готовность к ней. Это невозможно без ощущения внутренней улыбки. Иначе вместо улыбки будет получаться звериный оскал.

Упражнение «Мир тебе». Это внутренняя фраза, установка. При встрече с человеком он должен искренне сказать про себя «мир тебе». Эту фразу надо подарить другому всей душой, всем сердцем. Особенно стоит повторять себе эту фразу во время споров. Но заставить эпилептоида делать такое упражнение нелегко. Вам понадобится весь арсенал вашего творчества, таланта, терпения и желания помочь этому человеку.

- «Передача инициативы в разговоре». Пусть учится активно слушать, искренне, заинтересованно и не перебивая. Это очень сложно для него, тем важнее понимание необходимости коррекции этой черты.

Оценка себя: человек с эпитептоидной акцентуацией должен научиться понимать, что чувствуют окружающие от его поведения? Если кто-то совершил ошибку, обратите его внимание не на факт ошибки, а на свою реакцию. Эпилептоиду очень сложно ставить себя на место другого.

- «Облако в штанах» - научите его говорить тише, мягче и меньше. «Почувствуй себя облаком».

- «Одобрение» необходимо уметь в споре иногда согласиться, а не возражать – «Ловко у вас это получается». Моделируйте разные варианты споров и конфликтов с всевозможными вариантами выходов из них.

- «Гроза отменяется» - эпилептоид должен понять, что если ему тяжело сдерживать отрицательные эмоции, то окружающим тяжело их терпеть. Учите не ругаться и прощать. Сколько бы он мог выдержать на месте своих родных и близких?

Упражнение «мудрец» - умение проигрывать и созерцать. Прежде чем шуметь, стоит спросить себя «А как бы к этому отнесся мудрый человек»?

Лозунги-самовнушения: «Дело для человека, а не человек для дела», так же как «Порядок для человека, а не человек для порядка» - самочувствие людей важнее, чем сделанное или несделанное дело. «Нельзя осчастливливать дальних, делая несчастными ближних»

Упражнение - «Я глазами других»


Неуверенность в себе - это повседневный психический феномен. О неуверенных в себе, или, лучше, сенситивных, личностях говорят тогда, когда вследствие этого недостатка люди страдают и вступают в конфликты. Сенситивные люди повышенно восприимчивы и впечатлительны. Они не проявляют настойчивости, чувствительны и ранимы, злость и заботы «проглатывают», но носят в себе долго и тяжело, не высказывая их. Отягощающие переживания и конфликты не вытесняются, не отвергаются и не изолируются в смысле вышеописанных защитных механизмов; они сохраняются в сознании и остаются эмоционально насыщенными. Сенситивные люди склонны к застреванию и ретенции аффекта: способность руководить собой и прежде всего возможность переработки и проявления аффекта недостаточны. Это относится больше всего к агрессивным побуждениям (подавление агрессии). Только при значительном застое аффекта встречаются внезапные сильные взрывы. Сенситивные личности, по Кречмеру, определяются астенической структурой с сильным стеническим жалом.

Условия возникновения и биографические особенности. Многие сенситивные личности в детстве потеряли отца (или родились вне брака); у других отцы часто бывают слабыми, мало интересуются воспитанием детей. Вследствие этого дети (или подростки) перестают видеть в отце идеал и вступают с ним в противоречие. С этим можно связать тот факт, что сенситивные люди имеют строгий Я-идеал, при котором возникает конфликт между «быть» и «мочь». Одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка, в воспитании она пытается заменить отца и принимает на себя двойную функцию; ребенок становится заменой супруга (Рихтер), по меньшей мере (часто из страха перед расставанием) мать старается привязать к себе ребенка, она его оберегает и максимально разгружает. При этом мать создает себе идеальную картину сына, ожидает от него добросовестности, честолюбия и успехов. При таком подходе Личность становится, с одной стороны, впечатлительной, мягкой и ранимой, а с другой - тщеславной и подчеркнуто аккуратной. В результате этого развития может определяться ее особая зависимость от оценки окружающих. «Сверхчувствительность к признанию и отказам связана с сильной функцией Сверх-Я и со строгим Я-идеалом и возникает вследствие поведения любящей матери, которая в то же время противится проявлениям потребностей ребенка» (Куипер). Неуверенность в себе в конечном итоге означает, что осознание собственного достоинства не может развалиться изнутри (так как переживания и поведение не удовлетворяются требованиями Сверх-Я и притязаниями Я-идеала) и нуждается в поддержке снаружи.

Сенситивный человек в общем коммуникабелен и способен к любви, но в любви предпочитает пассивную роль. В противоположность этому сенситивные люди при необходимости самозащиты нередко бывают активны и мужественны. Выбор партнера протекает медленно и с конфликтами, но браки затем бывают крепкими и прочными.

В образовании и работе часто возникают конфликты между «мочь» и «стремиться», что приводит к кризам самооценки, если не приходит успех и особенно явное признание. Эта досада действует тем сильнее, чем больше служебный успех должен приводить к компенсации чувства неполноценности в отношении собственной личности. Военную службу и войну сенситивные люди переживают часто как свое «лучшее время», поскольку в таких ситуациях приказы исключают необходимость принимать собственное решение, они испытывают чувство товарищества и искомое ими признание; этот стиль жизни позволяет подавить пассивную часть структуры личности и ослабить конфликт между Я-идеалом и Я.

Этот опыт показывает, что сенситивную структуру можно оценивать с одинаковым правом и как невроз характера, и как психопатию.

Терапия. Сенситивные лица относительно редко обращаются за лечебной помощью. Клиническая симптоматика состоит преимущественно из депрессивных кризов самооценки и еще чаще из ипохондрических состояний. Психотерапия задается целью переработать актуальные конфликтные ситуации и этим помочь больному лучше понять свою структуру и особенно возможности защитного поведения, а также познать положительные стороны своей структуры: тонкую чувствительность, внимательность, справедливость и возможность сочувствия, которые могут положительно воздействовать на межчеловеческие отношения, когда на задний план отступает защита и вступает в действие функция Я. Наряду с психотерапевтической беседой показан тренинг уверенности в себе, при котором достигается адекватное соотношение между агрессивным аффектом и критикой, например в ролевой игре. Прогноз благоприятный, многие сенситивные личности достигают успехов в жизненной борьбе.

Пассивно-агрессивные расстройства личности. Такие люди не выносят свою агрессивность вовне, а оставляют ее латентной, и поэтому предпочитают выражать себя через пассивное поведение: забывчивость и непунктуальность, встречные претензии и оттяжки используются ими для противодействия притязаниям, которые им предъявляются в личной, трудовой и социальной жизни. Следствием этого является неэффективный стиль жизни, особенно если это поведение постоянное и оно распространяется на ситуации, которые могли бы облегчить позитивные установки и активность. Концепция этих расстройств личности также исходит из военного опыта. Отвлекаясь от выраженных форм, такие стертые формы поведения часто можно находить в рабочей среде.

К психодинамическому объяснению этого вида развития личности привлекается поведение родителей, которые наказывают детские попытки самостоятельности и настойчивости, требуя от ребенка подчиняемое™, хотя бы с амбивалентными колебаниями. В течение жизни этот вид расстройств личности становится постоянным. Психотерапия проводится таким же образом, как и у сенситивных личностей, с которыми эти и следующие ниже рас* стройства личности (оба упоминаются в американской психиатрии) тесно связаны.

Уклоняющееся расстройство личности Уклоняющееся расстройство личности (DSM III), в том числе и социально-фобическое расстройство личности (DSM IV), определяется неуверенной самооценкой, сверхчувствительностью, особенно при отказах; даже незначительные, небольшие и повседневные неудачи вызывают глубокую ранимость. Поэтому лица с таким расстройством стараются избегать межчеловеческих отношений, кроме самых необходимых. Несмотря на потребность в контактах, они держатся на дистанции от людей; при большом богатстве чувств неумело их проявляют.

Классификация. По МКБ 10 сенситивные личности вместе с уклоняющимися личностями - F60.6; пассивно-агрессивные расстройства личности- F60.8.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»