Тематическое направление путь. Декабрьское сочинение тема путь - материалы для подготовки к егэ по русскому языку

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Мотив пути может выполнять как композиционную функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства, это способность к творчеству, путь к познанию и так далее. В данном материале предлагается рассмотреть 9 тематических блоков. В каждом из них называются литературные произведения и определяется круг вопросов и проблем, которые помогут при подготовке к итоговому сочинению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С мотивом дороги тесно

Задание:

  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»

Следующий блок: «

  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

над следующими вопросами :

Ещё один блок: « Бездорожье, перепутье»

А. Блок «Двенадцать»

М.Булгаков «Белая гвардия»

Выделим вопросы и проблемы , решаемые писателями:

  • Что такое перепутье?

выбором жизненного пути героями .

А. Блок «На железной дороге»

История блудного сына

Н.В. Гоголь «Портрет»

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

А.Н. Островский «Гроза»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Поразмышляем над такими вопросами:

- Выбор произведений велик:

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Рассмотрим вопросы:

  • Какие вопросы решают?

«Путь праведников».

И.С. Тургенев «Живые мощи»

  • Кто такие праведники?
  • Чему учат нас праведники?

«Дороги войны » - обсуждались произведения:

В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка»

Рассмотрим вопросы:

  • Путь предателя и героя
  • Дорогами плена

«Путь к мечте» Рассмотрим произведения :

А. Грин «Алые паруса»

В. Каверин «Два капитана»

Примерные вопросы

  • О чём мечтают герои?
  • Чем для них является мечта?

Дорога творчества произведений:

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

  • Писатель среди людей

Предварительный просмотр:

Подготовка к итоговому сочинению

По тематическому направлению «Путь»

Для того чтобы подготовить школьников к сочинению по направлению «Путь», необходимо выделить блоки и соответствующие им произведения, а также очертить круг вопросов и проблем.

С мотивом дороги тесно связана тема путешествий, странствий . По словам А.Блока, «первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

Задание:

Вспомните, кто из писателей много времени проводил в дороге, путешествовал по России и за её пределами. В каких произведениях нашли отражение их дорожные впечатления? Для примера можно взять следующие произведения:

  • А. Никитин «Хождение за три моря»
  • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
  • И.А. Гончаров «Фрегат Паллада»
  • Н. Гумилёв Цикл стихов, результат путешествия в Африку

Школьники под руководством учителя могут подобрать материал и подготовить сообщения об этих писателях и поэтах. В ходе беседы выясним, какое значение для формирования личности писателя имели путешествия. Как отразились дорожные впечатления на его творчестве. Как характеризуют писателя его произведения о поездках по стране и за её пределы.

Следующий блок: « От дорожных впечатлений к судьбе русского народа, России». Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги, пути. Начиная с 5 класса, школьники знакомятся с древнерусской литературой. А значит, смогут оперировать своими знаниями при написании сочинения. Писатели XVIII – XX веков продолжают традиции древнерусской литературы. Дорожные впечатления героев перерастают в широкие обобщения о судьбах русского народа с России. Можно предложить ребятам назвать такие произведения. Вспомним некоторые из них:

  • А.Н. Радищев «Путешествия из Петербурга в Москву»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • А. Блок «На поле Куликовом», «Русь», «Россия».

Чтобы написать сочинение, надо подумать над следующими вопросами :

  • Каковы дорожные впечатления героя?
  • Отношение к тому, что он видит во время путешествия, странствия
  • Какие вопросы решает автор в произведении?
  • Как рисует путь русского народа?
  • Каким видит путь развития страны?
  • Какие образы, символы использует для создания образа России?

Ещё один блок: « Бездорожье, перепутье» и рассмотреть следующие произведения:

А.С. Пушкин «Бесы», «Метель», «Капитанская дочка», «Дорожные жалобы»

А. Блок «Двенадцать»

М.Булгаков «Белая гвардия»

М. Шолохов «Донские рассказы»

Выделим вопросы и проблемы , решаемые писателями:

  • Что такое перепутье?
  • Что символизирует образ метели (вьюги, бурана)?
  • Каково прямое и переносное значение слова «бездорожье»?
  • Как решается проблема выбора своего пути героем?
  • Как характеризует его этот выбор?
  • Что помогает «блуждающим» героям найти верный путь?
  • Что значит перепутье в отношении страны?
  • Какие периоды в истории можно назвать перепутьем?

Самым понятным для старшеклассников является блок тем, связанных с выбором жизненного пути героями . Можно взять практически любое произведение, прочитанное ребятами. Главное, не уйти в пересказ и правильно расставить акценты, сделать выводы в зависимости от формулировки темы.

Н.А. Некрасов «В дороге», «Тройка», «Пьяница», «Размышления у парадного подъезда»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (жизненный путь Плюшкина, Чичикова)

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (судьбы Татьяна, Евгения Онегина)

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (судьба П.П. Кирсанова)

И.А. Гончаров «Обломов» (жизненный путь Обломова)

А.И Солженицын «Матрёнин двор» (судьба Матрёны)

А. Блок «На железной дороге»

Рассказывая о непростом жизненном пути героев, можно выделить ещё одну тему: « Путь деградации и духовного возрождения, грехопадения и раскаяния». Для анализа возьмём произведения:

История блудного сына

Н.В. Гоголь «Портрет»

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (разбойник Кудеяр)

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова и Родион Раскольников)

А.С. Пушкин «Борис Годунов»

А.Н. Островский «Гроза»

Л. Андреев «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Поразмышляем над такими вопросами:

  • Как складывается жизненный путь героев?
  • От чего или кого это зависит?
  • Как ведёт себя герой, сталкиваясь с трудностями, соблазнами на своём жизненном пути?
  • Какие нравственные качества теряет или приобретает?
  • Как изменяется в течение жизни?
  • Какие уроки для себя извлекает?
  • Как и почему происходит духовное возрождение?

В каждом произведении данная тема решатся по-разному в зависимости от задач, которые ставит перед собой писатель. Но суть нравственных категорий школьникам должна быть понятна.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание - это найти путь к себе»,- писал Герман Гессе. Ещё одно значение слова «путь» - путь духовных исканий, путь к себе. Выбор произведений велик:

Л.Н.Толстой «Война и мир»

М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно», «Дума»

Н. С. Лесков «Очарованный странник»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Рассмотрим вопросы:

  • Как вы понимаете словосочетание «путь к себе»?
  • Что значит духовные, нравственные искания?
  • Через какие испытания проходят герои, чтобы найти цель и смысл жизни?
  • Какие вопросы решают?
  • Что помогает преодолеть духовный кризис?
  • Какими нравственными качествами обладают?
  • К чему приходят в результате?

Тема, которая довольно редко рассматривается на уроках - это «Путь праведников». Если старшеклассники владеют соответствующей лексикой и им близка эта тема, её можно раскрыть, взяв за основу

Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Жизненный путь (житие) Ксении Петербургской, Матроны МосковскоЙ, княгини Елизаветы Фёдоровны

И.С. Тургенев «Живые мощи»

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Рассмотрим следующие вопросы:

  • Кто такие праведники?
  • Какими качествами они обладают?
  • Чем отличаются от других людей?
  • Почему жизнь их нелегка, их часто не понимают и не принимают люди?
  • Как зачастую заканчивается жизненный путь и почему?
  • Чему учат нас праведники?
  • Почему в XXI веке возродился интерес к жанру житие?

«Дороги войны » - ещё один блок тем, над которым стоит поработать. В этом году отмечали 70 лет победы в Великой Отечественной войне и, наверняка, на уроках литературы и внеклассного чтения обсуждались произведения:

В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка»

М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за родину»

К. Воробьёв «Убиты под Москвой»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А. Твардовский «Василий Тёркин»

Рассмотрим вопросы:

  • Взросление вчерашних мальчишек на войне.
  • Как проявляют себя герои на дорогах войны?
  • Боевой путь одного человека и всей страны
  • Путь предателя и героя
  • Дорогами плена
  • Какие качества помогают выжить и победить на войне?
  • Почему необходимо знать и помнить о героях войны?

«Путь к мечте» - ещё одно направление. «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам»,- сказал Леонардо да Винчи. Рассмотрим произведения :

А. Грин «Алые паруса»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В. Каверин «Два капитана»

И.С. Тургенев «Накануне», «Рудин»

Людям свойственно мечтать. Маниловы мечтают, но бездействуют. Их мечты бесплодны. А мы поговорим о героях, которые идут к осуществлению своей мечты. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - под таким девизом живут капитан Татаринов и Григорьев (роман Каверина «Два капитана»). Мечта становится явью для Ассоль (А. Грин «Алые паруса»), герои И.С. Тургенева идут к своей мечте, какой бы призрачной она не казалась.

Примерные вопросы , над которыми стоит поработать:

  • О чём мечтают герои?
  • Чем для них является мечта?
  • Что делают, чтобы мечта стала явью?
  • Чем готовы пожертвовать ради её осуществления?
  • Как проявляют себя на пути к мечте?
  • Чем обернулось для них осуществление мечты?

Дорога творчества – ещё один блок, который можно выделить в направлении «Путь». На уроках литературы мы уделяем немало времени изучению биографии писателей, рассматриваем эволюцию их творчества (например, путь от романтизма к реализму). Анализируя стихи, обращаем внимание на то, как авторы сами рассматривают роль поэта в обществе. Раскрыть данную тему можно на примере произведений:

А С Пушкин «Пророк», «Поэт», «Поэту»

М. Ю. Лермонтов «Поэт», «Пророк»

В. Маяковский «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Рассмотрим такие вопросы, как

  • Почему творческий путь писателя (поэта) труден?
  • Писатель среди людей
  • В чём он видит своё предназначение?
  • Какое значение имеет творчество талантливых художников для общества, особенно когда страна на перепутье?
  • Какое наследие оставил писатель?

Дорога - образ, используемый всеми поколениями писателей. Зарождался мотив ещё в русском фольклоре, далее он продолжал своё развитие в произведениях литературы ХVΙΙΙ века, был подхвачен поэтами и писателями ХIХ, XX столетия, не забыт он и сейчас.

Мотив пути может выполнять как композиционную (сюжетообразующую) функцию, так и символическую. Чаще всего образ дороги ассоциируется с жизненным путём героя, народа или целого государства. Таким образом, философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Немыслима дорога без странников, для которых она становится смыслом жизни, стимулом к развитию личности.

Дорога - это художественный образ, это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, испытание, обновление.

Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.


11 класс . Итоговое сочинение по направлению «Путь» (Вариант сочинения)

Путь… Что же это такое? Если говорить о жизненном пути человека, то можно поразмышлять о том, какие пути бывают у людей, от чего зависит жизненная дорога. Каждый выбирает путь сам. Мне думается, что зависит это прежде всего от того, какую цель ставит идущий перед собой, чего он хочет достичь в жизни. И что хорошо для одного, неизбежно плохо для другого. Каждый человек во что-то верит. И лучшая вера та, которая делает человека готовым к любым ударам судьбы. Тема дороги, тема пути волновала и будет волновать живущих всегда. Поэтому она является одной из главных в литературе.

Хотелось бы вспомнить страницы романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого и его любимых героев - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Оба героя совершают духовный путь поиска истины. Они проходят через ряд потерь и обретений.

Читая этот роман, понимаешь, что человеческий путь- это жизненные неурядицы, несчастья, страдания, это падения и подъёмы. Всё это заставляет героев Толстого искать такие пути, которые являются более совершенными.

С Пьером мы встречаемся в салоне Шерер. Мы видим, как герой защищает Наполеона. Он путается, но его симпатии на стороне французского императора. На выручку Пьеру приходит князь Андрей, который заявляет, что у Наполеона есть такие поступки, «которые трудно оправдать». Жизнь приносит Пьеру новый опыт.

Автор показывает, что Пьер сомневается, разочаровывается, отчаивается. Дуэль с Долоховым, разрыв с Элен стали для героя крахом его надежд и счастья. Герой много размышляет, но не находит ответа на волнующие его вопросы. Что же может принести человеку счастье? Пьер не может ни решить вопросов, ни отказаться от их решения.

Цель жизни- радость, которую даёт человеку внутреннее согласие и гармония с миром. Как же этого достичь? Это мучительный вопрос, на который ищет ответ любимый герой Толстого.

Счастье Наташи и Андрея открыло Пьеру понимание того, что его жизнь неполная, она лишена любви и семьи. Герою снова приходится преодолевать зло и бессмысленность жизни. Пьер на время сдаётся, прекращает борьбу и смиряется со своим несчастьем. Толстой пишет о том, что Пьеру «Слишком страшно было быть под гнётом этих неразрешимых вопросов жизни…Он ездил во всевозможные общества, много пил, покупал картины и строил, а главное читал». Пьер искал любые занятия,

чтобы забыться на время. Несчастье героями Толстого преодолевается. Автор показывает, что нравственная сила этого вселяет в героев светлый оптимизм. Преодолевает отчаяние и Пьер.

Встреча в бараке для пленных с Платоном Каратаевым, простым русским солдатом, помогает возвратить веру к жизни. Толстой показывает, что в самой простой обстановке совершаются самые значительные события в человеческой жизни. Простота и правда – вот что поражает Пьера во время общения с Каратаевым. Герой понял, что простое-это то, что окружает людей в постоянной жизни, к чему человек привык и чему поэтому не придаёт значения. А эта простота и составляет сущность жизни. Толстой подчёркивает, что есть люди, способные научить других видеть нечто важное в жизни, чего сами люди этого не замечают. Каратаев воздействует на Пьера своим существом. В лице Каратаева сияла восторженная радость. И Пьер после такого общения нашёл то спокойствие, ту внутреннюю гармонию, которую так долго искал до встречи с Каратаевым. Смерть и лишения открыли Пьеру глаза на суть жизни, которая была скрыта от него, так как он жил в мире искусственном - мире роскоши и довольства.

Какой жизненной вершины достиг Пьер? Он стал понимать мир по-новому. И понимание этого мира у героя многогранно и сложно. Только бесконечность даёт человеку настоящую меру вещей и позволяет правильно строить жизнь. Пьер обретает счастье, о котором мечтал долго, и семью.

И не только Пьеру открывается эта бесконечность, но и другим героям романа. В душе каждого человека есть нечто лучшее. И это лучшее выше всего в мире.

А жизнь Пьера –это путь к радости и счастью.

Современник Л. Н. Толстого, писатель А. П. Чехов в рассказе «Ионыч» показал жизненный путь доктора Старцева. Жизнь этого героя не привела его к радости и счастью, она привела его к духовной деградации.

Молодой энергичный доктор, поглощённый своей работой, всё время посвящает приёму больных. Ни с кем не общается и никуда не ходит.

Но наступил период, когда доктор хочет найти дорогу к радости и к счастью. Дмитрий Ионович влюбился в Катю Туркину, но счастье не состоялось.

Жизнь Старцева покатилась по другой дороге -в городском обществе отсутствовали образованные и культурные люди, ему не с кем было общаться.

Теперь главной страстью в жизни становятся не счастье и любовь, а страсть наживы и обогащения. Он не успевает аккуратно складывать деньги, располнел, но дело не физической полноте, а в том, что душа героя заплыла жиром бездуховности и безнравственности. Тот светлый оптимизм, который присущ героям Толстого, у доктора Старцева отсутствует.

Почему материальные потребности становятся главными, почему они превалируют в жизни человека - вот вопрос, на который обращает внимание автор рассказа. В жизни не это самое главное. Почему человек не сопротивляется ударам судьбы?

Читая русскую литературу, мы видим, что писатели обращают самое серьёзное внимание на то, каким путём идут их герои.

Хочется верить в то, что в двадцать первом веке мои современники будут уделять самое серьёзное внимание цели и смыслу жизни, чтобы как можно больше людей прошли удачный, счастливый, радостный, содержательный и полноценный путь. Тогда и мир наш будет лучше и интереснее..

Тематические направления итогового сочинения 2015

Всё осталось по-старому: для подготовки вам предложены тематические направления, а конкретные темы вы узнаете за 15 минут до начала экзамена. Тем будет много и, скорее всего, угадать их не получится.

В прошлом году тематические направления были сформулированы иначе, они больше походили на темы сочинений, например: «Чем люди живы? », «Вопросы, заданные человеку войной », «Почему важно уметь сострадать другому? » В этом году специальному совету при Министерство образования и науки под председательством Н. Д. Солженицыной удалось предложить новый подход. Никаких подсказок: направление - это не тема, это именно направление ваших будущих размышлений и поисков. Каждое направление обозначено лишь одним словом.

Для вас выбраны особые слова: Время. Дом. Путь. Любовь. Дополняет список словосочетание Год литературы . Так называется культурное событие, растянувшееся в нашей стране на весь 2015-й год.

Постараемся понять: вам предложены особые слова. Это слова-стимулы, слова-образы, слова-символы. Они обозначают ключевые для языка, общества и отдельного индивида понятия. Они вызывают отклик в умах и душах людей. Значит, их можно толковать, трактовать, интерпретировать. Ожидается, что вы поразмышляете над этими понятиями и расскажете в форме сочинения, как вы их воспринимаете. Вам предоставлена полная свобода самовыражения.

Свобода. Казалось бы, хорошо? Кто против свободы?
Но ребята растерялись, не знают, как подступиться к подготовке, с чего начать. Получаю письма: «SOS! Помогите!!!»,
«Не знаю, как готовиться. Спросил у учительницы, но она ничего не посоветовала», «Не представляю себе, с чего начать».

Многого не обещаю, но некоторые отправные точки подскажу. Творчество — дело интимное. Чем прямее ответы, тем хуже: всё опять может свестись к шаблонным темам и сочинениям-клонам. Поэтому информацию дальше даю пунктиром.

Мне не нравится комментарий ФИПИ к тематически направлениям этого года. От него несёт казёнщиной. Стиль противоречит идее помочь выпускникам сориентироваться. Но именно ФИПИ будет разрабатывать банк тем. Поэтому читаем.

«Время» - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха.

«Дом» - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

«Любовь» - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

«Путь» - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

«Год литературы» - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой - обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Что важно учесть?

Все слова, которые избраны в качестве тематических направлений, допускают не только узкое, бытовое, то и расширенное, социо-культурное толкование. Проще всего мы толкуем значения для детей.

— Мама, что такое путь?
— Дорожка.

Но потом понимание слов в нашем сознании расширяется. Дом — это уже не только стены и крыша с трубой (так рисуют дома дети), но и родной дом, по которому тоскуют в разлуке. Человек постепенно осознаёт, что домашними бывают не только тапочки или пироги. Есть и такое понятие: домашний очаг . А для кого-то дом — тюрьма. Почему? Что не так в этом доме? Родительский дом. В него уходят корни нашего детства.

Распутывайте клубки ассоциаций. Собирайте ассоциации. Это поможет расширить горизонты вашего взгляда, найти собственный ракурс.

Я уже писала, что словами время, дом, путь, любовь обозначаются ключевые для языка и народа понятия. Поэтому целый кладезь образов и смыслов мы находим в фольклоре. Пословицы и поговорки, сказки, песни, былины... Это всё знакомый вам материал. Поройтесь в памяти, поищите примеры в Интернете, отберите то, что близко или интересно именно вам.
А потом расширяйте круг поиска, привлекайте литературный материал.

Рекомендую также познакомиться с комментарием Н. Д. Солженицыной , председателя специального совета при Министерсте образования и культуры. Послушайте, вдумайтесь. В этой записи много полезной информации из первых рук. Участники беседы: Дмитрий Ливанов — министр образования и науки, Н. Д. Солженицына и С. В. Волков. Возможно, кто-то изменит отношение к предстоящему сочинению и посмотрит на него как на ещё одну возможность или даже этап личностного роста.

А теперь попробуем… нет, угадывать темы - пустое дело. Попробую помочь вам в отборе литературного материала. Для этого посмотрим, находят ли отражение понятий время, дом, путь, любовь в литературе.


Время

«Ход времени в русской литературе»
Подумайте на тем, как течёт время для литературных героев. Ощущение времени героями. Время субъективное и объективное. Отражение человека и его времени, героя и эпохи в литературе. Время на войне.

А. С. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор», «Портрет»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
М. А. Булкаков «Мастер и Маргарита»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»

Р. Сенчин «Зона затопления»

«Времена не выбирают»
Мы не выбираем времени: каждому уготовано своё. Во времена любых исторических коллизий люди жили, оставаясь людьми. Как остаться человеком в любое время?


Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. Н. Рыбаков «Дети Арбата»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
В. Т. Шаламов «Колымские рассказы»
Р. Сенчин «Нубук», «Зона затопления»

«Путешествие во времени»
Исторические романы переносят нас в другое время. История, черты и приметы времени: прошлое и настоящее в литературе. .

А. Н. Толстой «Пётр первый»

В. Г. Ян «Чингиз-хан», «Батый»
Е. Г. Водолазкин «Лавр»
Вальтер Скотт «Айвенго»

«Время в антиутопии»
Черты и приметы времени в антиутопии. Время реальное и воображаемое. Человек и время в эпоху тоталитаризма.

Е. И. Замятин «Мы»
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Джордж Оруэлл «Скотный двор», «1984»

«Приметы времени в русской литературе»
Как о времени рассказывают писатели. Произведение литературы как портрет времени. Век XVIII, век XIX, век XX в произведениях русских писателей.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»


А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гросман «Жизнь и судьба»

В. М. Шукшин Рассказы
В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
Р. Сенчин «Зона затопления», «Нубук»

«Книги на все времена»
Требования времени, проверка временем... Что есть в книгах, которые считаются книгами на все времена? Вечное и сиюминутное. Личное и всеобщее.

Русская и зарубежная классика по вашему выбору. Примеры:

А. С. Пушкин «Маленькие трагедии»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
К. Симонов «Живые и мёртвые»


Дом

«Дома и их обитатели»
Что может рассказать о человеке его дом? Образы домов, вошедшие в историю литературы. Разные люди — разные дома. Материальное и духовное. Человек и место.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. А. Булгаков « Белая гвардия». «Мастер и Маргарита»
Р. Сенчин «Елтышевы»
Р. Сенчин «Чего вы хотите?»
Р. Сенчин «Нубук»

«Прекрасные и ужасные дома в русской литературе»
Дом как миропорядок. Устои. Внешние проявления глубинных процессов. Ценное и бесценное в восприятии героев и авторов русской литературы.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
И. С. Тургенев «Муму», «Отцы и дети»
А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», Собачье сердце»
Р. Сенчин «Елтышевы»
Р. Сенчин «Минус»
Р. Сенчин «Нубук»
Р. Сенчин «Вперёд и вверх на севших батарейках»

«Счастье в доме»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» (Лев Толстой). Что общего находим мы в счастливых домах? Что делает дома счастливыми?

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
Т. Л. Сухотина-Толстая «Воспоминания»


«Бездомные»
Каково потерять дом и родных? Оказаться без родного дома уже от рождения? Сироты. Судьбы людей с ограниченными возможностями. Потери и обретения.

Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на чёрном»
М. Шолохов «Судьба человека»
В. Закруткин «Матерь человеческая»


«Знаменитые дома: дом в Обухове
переулке»
История дома. Фантастическое и реальное. Мир профессора Преображенского.

М. А. Булгаков «Собачье сердце»

«Знаменитые дома: дом на Садовой»
«Нехорошая квартира» — место событий романа М. Булгакова.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


«Путешествия литературных героев»
Литературные герои меняют место. Зачем литературным героям путешествовать?

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
М. Ю Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»
Ф. М. Достоевский «Идиот»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

«Встреча в пути»
Встречи, показывающие нам, кто мы такие. Неожиданные встречи. Судьбоносные встречи. Случайные встречи. Встреча как этап жизненного пути.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Ревизор»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей», «Маленький принц»

«Витязь на распутье»
Литературные герои перед выбором. Трудный выбор литературных героев.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Быков «Сотников»

«Выбор пути»
Молодой человек: становление и выбор жизненного пути. Ценности и антиценности. Обретение и потеря себя.

Н. В. Гоголь «Портрет»
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Джек Лондон «Мартин Иден»
Ги де Мопоссан «Милый друг»


«Путь в никуда»
Жизненные тупики. Поступки, которые приводят к наказанию. Преступления перед собой.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Теодор Драйзер «Американская трагедия»
В. Распутин «Живи и помни»
В. Быков «Сотников»

«Пути и перепутья войны»
Человек на войне — человек в пути. Трудные дороги войны.

К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»


Любовь

«Сила любви»
Способность к любви как характеристика человека.

М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
Стендаль «Пармская обитель», «Красное и чёрное»

«Ожидание любви»
Любовное томление юности. Порывы души. Боль.

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»
И. С. Тургенев «Первая любовь», «Ася»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. В. Иванов «Географ глобус пропил»
А. В. Дмитриев «Крестьянин и тинейджер»

«Безответная любовь»
Если на любовь не отвечают? Муки любви для любящего сердца и объекта безответной любви.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
А. Н. Островский «Снегурочка», «Бесприданница»

«Любовь и верность, любовь и измена»
От чувства верности супружескому долгу (Татьяна) до супружеской измены (Анна Каренина) - как русская литература прослеживает трансформацию любви своих героинь. Корысть и бескорыстие. Женская жертвенность. Русские литературные герои в любви.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
Л. Н. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир».
А. Н. Островский «Гроза».


Год литературы

https://godliteratury.ru/ — это сайт, посвящённый году литературы в России. Здесь можно найти много любопытных фактов, которые можно использовать в качестве исходного материала.

«Человек и книга»
«Круг чтения литературных героев»
«Поэт в России больше, чем поэт»

Что такое ХОРОШО?

О качестве литературного материала сказано и написано довольно много. Повторю своё мнение.

Хорошо писать по произведению, которое вы знаете: читали сами (лучше — недавно) и которое вы действительно помните.

Очень хорошо писать по тексту, который произвёл на вас сильное впечатление. Ваши реакции будут искренними.

Отлично , если произведение позволяет рассказать о нём интересно и содержательно, а большинство книг классической литературы именно такие.

Прекрасно , если вам удастся показать себя зрелым читателем, не чурающимся классики, нашей и/или зарубежной. Классические произведения прошли самое главное испытание — испытание временем.

Великолепно , если вы привлечёте произведения, которые прочитали сверх школьной программы. Но не образцы бульварной литературы, дешёвых детективов, любовного чтива, произведений самодеятельных (непрофессиональных) авторов из Интернета. Подобная «литература» никого не интересует. Покажите, что вы знакомы с современным литературным процессом.

Если вы возьмёте на себя труд просмотреть предлагаемый вам список, вы заметите, что есть книги, которые можно использовать как литературную основу для сочинений по любым направлениям. Я во многом опиралась на книги, которые включены в школьную программу, а потому вам знакомы. Возможно, для кого-то здесь будут и новые имена. Читая и перечитывая книги, обдумывайте, как в них отражены понятия время, дом, путь, любовь .

К. Г. Паустовский «Повесть о жизни» (Здесь столько материала для самых разных аргументов, что на всех хватит е ещё останется. Но нет ничего глупее читать Паустовского только ради аргументов!)
С. Д. Довлатов (Что читать? Да всё! Я всё люблю. Берите трехтомник и читайте все подряд)

Что искать в Интернете?

Во всяком случае не готовые сочинения, не шаблоны и схемы.

Поищите отзывы читателей, рецензии специалистов и интервью с авторами книг. Этот материал совсем другого рода. Он позволит существенно поднять уровень вашей собственной работы. Это важно для тех, кто собирается представлять в дальнейшем свою работу в вуз.

Приведу пример. Я рекомендовала здесь повести современного российского писателя Р. Сенчина. Его «Зона затопления» вошла в этом году в шорт-лист самой престижной национальной премии России «Большая книга». Какую информацию об авторе искать?


Публикация в СМИ

В прошлом году мы впервые взяли на себя труд поддержать тех наших посетителей, которые написали хорошие работы.
Ребята присылали работы на проверку, а мы отбирали лучшие из них. Сразу после экзамена сочинения были опубликованы на сайте, а их авторам мы выслали Свидетельства о публикации в СМИ.
Сообщаем, что мы намерены продолжать эту работу и в 2015—2016 учебном году. Можете присылать свои работы. работает.

УДАЧИ ВСЕМ!

Вконтакте

Сочинение по направлению «Путь»

Путь, дорога, судьба. Всякий человек по-своему движется по жизни, проходит свой путь, преодолевая препятствия. У каждого из нас особая судьба, ведь все мы разные. Кто-то справляется с любыми трудностями, борется за право быть счастливым, а кто-то, к сожалению, плывет по течению жизни, даже не пытаясь сопротивляться. Легких путей не бывает. Главное - найти себя, свое и своих, обрести счастье и подарить его тем, кто рядом.

В русской литературе немало произведений, герои которых ищут себя и свое место в жизни, не боятся промахов и ошибок. Вспомним роман-эпопею «Война и мир» и любимую героиню Л.Н.Толстого Наташу Ростову. В самом начале это непосредственная девочка, мечтавшая повзрослеть, а чуть позднее - красавица, сумевшая на первом в своей жизни балу вскружить голову князю Андрею. Она становится невестой Болконского и по неопытности совершает чудовищную ошибку, поддавшись обаянию Анатоля Курагина и решившись бежать с легкомысленным красавцем. Далеко не каждый читатель способен понять ее поступок, не давая любимой героине Л.Н.Толстого права на ошибку. Противостоять боли и отчаянию, которые охватили Наташу, помогает внутренний стержень, характер. Она осознает, что жизнь продолжается.

Судьба сводит Наташу с князем Андреем еще раз, позволяя быть рядом с умирающим, поддержать его. Женское счастье героиня обретает с Пьером, который становится ее мужем. В конце романа мы видим счастливую многодетную мать, посвятившую себя детям и мужу. Наташа получает удовольствие от семейных забот, забыв о балах и светских развлечениях. На мой взгляд, ее жизненный выбор вызывает уважение. Путь Наташи от живого подростка до чуткой многодетной матери, которую автор сравнивает с самкой, - это дорога к счастью, гармонии с миром и собой.

А помните рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека»? Он знакомит нас с Андреем Соколовым, простым шофером, который обзавелся семьей еще до войны. Счастливую размеренную жизнь разрушает жестокая война. Андрей, ушедший добровольцем на фронт, оказавшись в плену, сохраняет верность себе и стране. Физические страдания, голод, тяжелая работа не сломали Соколова. Напротив, они закалили и без того сильный характер.

Самым страшным испытанием в жизни героя становится потеря семьи. Чудовищная душевная боль и дикое отчаяние охватывают Андрея: война губит близких людей, разрушает семейное счастье, лишает жизнь смысла. Как жить дальше? Для чего жить? Задаваясь подобными мучительными вопросами, Андрей понимает, что ответа на них нет. Настоящей отдушиной, спасительной соломинкой становится для него маленький Ваня, которого бесчеловечная война тоже лишила семьи. Осознание того, что он нужен этому мальчику, дает Андрею силы для продолжения жизни. Неподдельное восхищение вызывает то, что герой, испытавший жуткую боль утраты,

сохранил человечность, добрую душу. Он словно оттаял благодаря встрече с беззащитным Ваней. У Андрея снова есть семья, а значит и смысл жизни. Судьба, словно вспомнив о праве каждого человека на счастье, дает герою еще один шанс. Жизненный путь Андрея Соколова - это пример того, как в человеке сохраняется и крепнет тот нравственный стержень, который еще называют русским характером.

Очевидно, что у каждого из нас своя судьба, свой особый путь в жизни, ведь все мы разные. Кто-то преодолевает любые препятствия, борется за право на счастье, а кто-то, как это ни печально, плывет по реке жизни, даже не делая попыток сопротивляться. Легких путей нет. Самое главное - найти себя, свое место в мире и сделать счастливыми тех, кто рядом.

Темы для проведения итоговых сочинений будут доступны начиная с 9-45 местного времени субъекта Российской Федерации в дату проведения итогового сочинения. Обращаем ваше внимание, что для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАПРАВЛЕНИИ «ПУТЬ»

  • Слово ПУТЬ так же, как и слово ДОМ, многозначно.
  • Это – пространство между какими-то пунктами назначения.
  • Это – путь следования.
  • Это – этапы жизни отдельного человека.
  • Это – этапы жизни целого государства.
  • Это – путешествие, которое позволяет узнать новые страны, увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми.
  • Это – познание себя, окружающего мира.
  • Это – нравственный жизненный путь человека.
  • Путь (темы на 3 февраля 2016):
  • 421. Путь к самому себе: взлёты и падения.
  • 422. Почему важно осмысление пройденного пути?
  • 424. Любовь как путь самопознания.
  • 425. Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
  • 426. Каким может быть путь к познанию самого себя?
  • 427. Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • 428. Выбор пути как жизненная проблема.
  • 429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • 430. Каким путём человек идёт к самому себе?
  • 431. Чем путешествия обогащают личность?
  • 433. Какие спасительные ориентиры помогают человеку не заблудиться на жизненном пути?
  • ПРИСЛУШАЕМСЯ К МУДРЫМ...

    1. Д.С.Лихачёв. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека.
    2. Н.Д.Арутюнов. «Путь – это своего рода якорь спасения, брошенный человеку в бушующем океане стихии и хаоса.
    3. Вэйн Дайер. Пути к счастью нет: счастье – это и есть путь.
      Конфуций. Если ты любишь свое дело, это – не работа, это увлекательнейшее путешествие к мечте.
    4. Стив Джобс. Сделай шаг, и дорога появится сама собой.
    5. Фрэнсис Бэкон. Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
    6. Поль Валери. Когда достигаешь цели, понимаешь, что путь и был целью.
    7. Данте Алигьери. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
    8. И.Губерман.
      Два смысла в жизни – внутренний и внешний,
      У внешнего – семья, дела, успех;
      А внутренний – неясный и нездешний –
      В ответственности каждого за всех.
    9. Хайам Омар (1048 - 1131) - персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог
      В этом замкнутом круге — крути не крути —
      Не удастся конца и начала найти.
      Наша роль в этом мире — прийти и уйти.
      Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
    10. Энтони Роббинс. Дорога в «когда-нибудь» ведёт в никуда».
    11. Л.Н.Толстой. Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать.
    12. В.Шекспир. Моя честь – это моя жизнь, обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придёт конец.
    13. О.Генри. Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
    14. Р.Гамзатов.
      Наверное, на свете не найти
      Людей, ни разу не сбивавшихся с пути,
      Сердец, ни разу не окутанных туманом.
      И коль у друга твоего стряслась беда:
      Сказал не то, не тем и не тогда —
      Его ошибку не считай обманом… »
    15. Борис Акунин. Главный долг каждого человека перед Богом – найти себя, собственный путь, прожить свою, а не чужую судьбу.
    16. Рабби Барух. Мир наполнен светом для того, кто знает это, и покрыт тьмой для того, кто теряет свой путь.
    17. Конфуций. Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.
    18. Сергей Довлатов. Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
    19. Лион Фейхтвангер. Тяжек путь к умению жить в мире с миром, но не покоряться ему.
    20. Илья Шевелев. Жизнь — путь к счастью, но не каждому дано одолеть все этапы этого пути.
    21. Вадим Кулик. Каждый человек волен выбрать свой жизненный путь. Когда он совпадает с призванием, путь озаряется светом провидения и делает человека подобием зажжённой свечи. Её свет может греть, или освещать, суть не в этом. Важно зажечь её, ибо свеча без огня лишена своего изначального смысла.
    22. Марлон Брандо. Лишь тот, кто идёт своей дорогой, никогда и никем не будет обогнан.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»