Святые места Черногории. Паломнические туры в Черногорию

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

В Черногорию можно отправиться отдыхать на лоне природы, а можно выбрать иной путь, путь духовного просветления. Религиозные паломники со всего мира съезжаются в Черногорию, так как там, в Цетинском монастыре, пребывает великая реликвия христианского мира – нетленная правая рука Иоанна Предтечи (Крестителя). Там же, в , хранится древнейшая чудотворная икона – Богоматерь Филермская.

Однако, если вы действительно хотите посетить «святые места», то лучше для начала отправиться в Израиль, тем более что гид в Израиле может свободно владеть русским языком и расскажет о всех достопримечательностях и святых местах.

Вот список святых мест в Черногории, которые религиозному человеку посетить обязательно :

  1. 1) Цетине – бывшая столица Черногории. Здесь располагается резиденция Митрополита Черногорского. В Цетинском монастыре хранится частица Животворящего Креста Господня, знаменитая Филермская икона Божией Матери, десница (правая рука) Иоанна Предтечи. Паломнические туры в Черногорию чаще всего начинаются с Цетине.
  2. 2) в горах Черногории. Входит в семерку самых важных святынь Сербской Православной Церкви. Здесь покоятся мощи чудотворца преподобного Василия Острожского, принесшего исцеление многим страждущим. Это *святое место Черногории* до сих пор славится чудесными выздоровлениями безнадежных больных. В нижней части монастыря есть рака с мощами святого мученика Станко.
  3. 3) Монастырь Морача (в каньоне реки Морача). Здесь пребывает рука священномученика Харалампия, а также есть великолепный храм, посвященный Николаю Чудотворцу.
  4. 4) Женский монастырь Рустово (около местечка Св. Стефан), здесь собрано много русских икон. Кроме того, здесь есть усыпальница, где представлены неизвестные широкой публике святые Черногории.
  5. 5) Монастыри в окрестностях . Эти святые места Черногории богаты древними иконами и удивительными фресками.

Каких святых почитают в Черногории?

В Черногории больше всего почитают Святого Стефана, Василия Острожского, Святую Петку, Святого Трипуна, Святого Харлампия. Эти святые Черногории у всех верующих на устах.

  • Святой Стефан – первый христианский мученик, ученик апостола Петра. Был забит камнями примерно в 35 году нашей эры, и первым пострадал за веру. Мощам первомученика поклоняются во всем мире. Стефану молятся для исцеления больных.
  • Святой Василий Острожский – самый популярный святой Черногории. Паломнические туры в Черногорию всегда включают в себя поклонение мощам этого святого. Святой Василий знаменит тем, что с юности совершал подвиги во имя веры, а также основал монастырь в горах. Он при жизни исцелял тяжело больных наложением рук, и до сих пор к мощам несут тех, кому врачи поставили страшный диагноз. Известно много историй выздоровления.
  • Святой Харлампий – священномученик, он популярен и в России. В народе почитается защитником от внезапной смерти.
  • Святая Петка (Параскева) – покровительница сельского хозяйства, скота и полей.
  • Святой Трипун (Трифон) – покровитель города Котора, хранящий от бед и несчастий

Это сердце черногорского православия. Именно с него начиналась история противостояния Османской империи и зарождения единственного в мире православного теократического государства. Традиционно именно здесь находится и по сей день резиденция черногорских митрополитов.

В монастырском храме – церкви Рождества Пресвятой Богородицы находятся главные святыни – десница Иоанна-Крестителя, часть Креста Господня и мощи святого Петра Цетиньского.

Уникальная коллекция находится в музее-ризнице. Здесь можно увидеть епитрахиль святого Савы – святителя сербского, корону святого Стефана Дечанского, плащаницу, вышитую собственноручно императрицей Екатериной Великой, собрание уникальных рукописных и печатных книг, облачения черногорских митрополитов, подарки русских царей.

Монастырь Сергия Радонежского

Много в Черногории гор, на которых стоят древние церкви и монастыри, но только одна из них стала бессмертным символом народного покаяния, любви к Богу и воскресения души народной. Эта гора носит необычное название Румия.

Румией (в переводе с арабского - Христианка) мусульмане называли Византию, и эта гора издавна была символом Православия, символом величия православной государственности. Вот именно у подножия этой горы, тихом уединенном месте, в горном ущелье между Адриатическим морем и Скадарским озером расположился женский монастырь преподобного Сергия Радонежского, тихая обитель – небольшой живописный храм со звонницей.

Настоятельница монастыря монахиня Феодора (Субботина) родом с Урала (подвизается в монастырях Черногории уже более 10 лет, начав свой монашеский путь в монастыре Дуга Морачка) вместе с монахиней Сергией несут послушание в строительстве обители преподобного Сергия Радонежского - игумена русской земли.

В монастыре хранятся частицы мощей святых, мучеников, Преподобных: Святого Димитрия Ростовского, святого Луки (Войно-Ясенецкого), святого Гурия Таврического, преподобных Старцев Оптинских, преподобного Петра Коришского, преподобного Зосимы Синаита, преподобной Софии Суздальской, преподобной мученицы Елизаветы Федоровны и блаженной Параскевы Дивеевской.

один из самых посещаемых в Черногории. Причем едут сюда не только православные, но и многочисленные туристы со всего мира. Морача – это не только храм, но и уникальное произведение многочисленных рук человеческих, составляющее удивительную гармонию, не только в своих деталях, но и с окружающей его природной красотой.

Этот монастырь, как и многие другие на территории Черногории, возведен правителями из династии Неманичей. В 1252 году его воздвиг Стефан, сын короля Сербии Вукана и внук Стефана Немани.

С тех пор и по сей день Морача является главным храмом самого большого черногорского племени – Васоевичей.

Небольшая территория монастыря состоит из нескольких построек – это Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы, маленькая церковь святого Николая Мирликийского и келейнный корпус.

Острог – это действующий мужской монастырь, основанный в середине семнадцатого века епископом Герцеговинским и Захумским Василием, который после земной кончины был причислен к лику святых и стал одним из самых почитаемых в Сербской Православной церкви. Святой Чудотворец Василий Острожский каждый год приводит в монастырь до миллиона паломников, причем не только православных. Люди всех конфессий просят чудес и исцелений у мощей великого святого. Благодаря многочисленным чудесам, о которых даже издана книга со свидетельствами, Острог находится на третьем месте по посещаемости среди христианских святынь после Гроба Господня и Синайской горы.

Святой Василий построил здесь два храма – Введенский и Крестовоздвиженский. Церковь во имя Введения Богородицы во Храм находится ниже. Именно в ней находятся сейчас мощи чудотворца. А в Крестовоздвиженской церкви можно увидеть келью святого Василия и место, где он простился с земной жизнью, проведя здесь в молитвах последние пятнадцать лет. После его смерти, на террасе монастыря, где он отдал Богу душу, выросла виноградная лоза.

Самый крупный храм в Черногории. И это не случайно. Древнее название Подгорицы - Диоклития, означает «обитель Божия». Сейчас храм находится в стадии завершения внутренней отделки, но несмотря на это, можно уже лицезреть всю его красоту. На освящении этого самого значительного храма Черногории присутствовали Патриарх Вселенский Варфоломей, Патриарх Русский Алексий Второй и Патриарх Сербский Павел.

Монастырь был построен в 1897 году. Изначально, церковь располагалась только во внутреннем пространстве холма, в пещерах. Позже появился приврат и колокольни, а затем построен конак для паломников и библиотека. Все стены пещерного храма расписаны лично Симеоном Дайбабским. Этот образованнейший человек, выпускник духовной академии Киево-Печерской лавры, стал единственным монахом Дайбабского монастыря. В 1996 году Симеон Дайбабский был причислен к лику сербских святых. Сейчас в церкви Успения Пресвятой Богородицы хранятся его мощи, а монастырь принимает православных паломников со всего света.

Церковь святого Николая-Чудотворца (Улицынь)

Церковь святого Николая-Чудотворца находится под стенами Старого Улциня. Построена она через два года после присоединения Улциня к Черногории в 1810 году при личном участии короля Николы Первого. Ранее, в пятнадцатом веке, здесь располагался православный монастырь.

Иконостас и роспись выполнены русскими мастерами.

Первоначально монастырь Дуга был построен во время правления династии Неманичей на другом месте – в устье реки Мала. По преданию, он существоал еще до постройки монастыря Морача. Позже, из-за постоянных атак османов, было принято решение о переносе его на берег Морачи. В 1752 году его отстроили заново, и тогда он получил свое имя – Дуга Морачка. На протяжении многих лет Дуга Морачка являлась духовным центром трех черногорских племен – Кучей, Пиперов и Братоножичей.

Именно в Дуге было написано самое известное произведение Петра Второго Петровича-Негуша «Горный венец».

В наше время Дуга Морачка – женский монастырь, куда часто приезжают паломницы с мольбами к Богу о даровании ребенка и о семейном благополучии.

Находится между Подгорицей и Даниловградом по новой дороге к монастырю Острог.

Монастырский храм посвящен Архангелу Михаилу и построен в 1818 году. Ждребаоник является женским монастырем, в котором на данный момент живет десяток монахинь и несколько послушниц.

Главной святыней Ждребаоника являются мощи святого Арсения Сремца, находящиеся возле иконостаса храма. Кроме них в монастыре можно поклониться частицам мощей Николая-Чудотворца Мирликийского, святого Сергия Радонежского, святого Серафима Саровского, святого Александра Невского и блаженной Матроны Московской.

Еще одной монастырской святыней является чудотворная икона Архангела Михаила, написанная афонскими монахами. Именно перед этой иконой наполнялись силой духа черногорцы из племени Белопавличей, шедшие на смертный бой с турками.

Ждребаоник славится своей иконописной мастерской. У паломников есть уникальная возможность приобрести иконы, написанные сестрами монастыря.

Соборный храм в Баре

Посвящен Йовану-Владимиру – первому сербскому святителю, жившему на территории нынешней Черногории. Этот храм является самым крупным на Черногорском приморье. Сейчас он находится на этапе завершения строительства. Самая интересная особенность храма в том, что он имеет две крестные славы – святого Йована-Владимира и святого Александра Невского, которому посвящен отдельный придел. В строительстве принимали участие наши земляки – жители России и Украины. Кресты, установленные на куполах и башнях, подарены ими. Также в дар от русских православных приняты колокола, отлитые в Воронеже.

/p>

Сербия и Черногория обладают для русского православного человека огромной притягательной силой. И дело даже не в том, что он осознает, как многострадальные жители этой балканской страны нуждаются в дружеской поддержке единоверных русских «братушек». Географически далекая эта земля, народ которой прошел иной, чем русские исторический путь, всегда оставалась близка России по духу, по мироощущению ее жителей. Это чувство духовной близости не покидало русских и сербов даже в периоды сложных политических коллизий.

Если о центральной Сербии и ее святых местах мы в России знаем довольно хорошо, благодаря множеству репортажей, путевых очерков и заметок, написанных, в том числе, и православными авторами, то ее приморская часть - Черногория гораздо менее охвачена вниманием. Именно поэтому посещение святынь Черногории стала целью паломнической поездки инициатором и устроителем которой выступил Фонд святого всехвального Апостола Андрея Первозванного (ФАП). В паломническую делегацию вошли руководство и сотрудники ФАП, секретарь по межправославным отношениям ОВЦС Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, настоятельница псковского Спасо-Елиазаровского женского монастыря монахиня Елизавета (Беляева), четыре сановные дамы - руководители разного уровня - от депутата Мосгордумы до главы муниципального образования одного из подмосковных поселков, известный ученый-балканист Е.Ю. Гуськова, а также нескольких российских журналистов, в числе которых оказался и корреспондент Православие.Ru.

Ранним утром самолет с паломниками на борту вылетел из «Внуково». Два часа в пути - и мы в Запорожье. Здесь к группе присоединяются руководители нескольких структурных подразделений ОАО «Мотор Сич» - крупнейшего на Украине производителя авиационных двигателей и промышленных газотурбинных установок, а также съемочная группа запорожской телекомпании «Алекс». На пребывание на территории Украины в очень плотном расписании было выделено всего около часа. Автобус доставляет паломников к кафедральному Андреевскому собору, где запланирована встреча с архиепископом Запорожским и Мелитопольским Василием. Внешний вид собора необычен - несколько лет назад под него был переоборудован городской кинотеатр помпезной «сталинской» архитектуры. Прежний кафедральный храм, как и все старинные церкви Запорожья, в годы советской власти был закрыт и снесен. Прием московских гостей торжественен: на крыльце собора по обеим сторонам красной ковровой дорожки выстроились представители Запорожского казачьего войска, держа в руках форменные, синие с красным околышем фуражки. У стены в большом ковчеге множество частиц мощей русских святых, в числе которых оптинские старцы. Народу немного, только что отошла Преждеосвященная литургия и с клироса читают молитвы ко святому причащению. Группу радушно встречает Владыка Василий, радостно приветствует и благословляет каждого паломника, при этом громко повторяя в объективы телекамер: нам необходимо всеславянское единство, мы - братья, мы - один народ с единой Православной Верой. В нынешних политических условиях на Украине такие заявления требуют немалого мужества. Впрочем, Владыка выражает не только свое мнение, но и позицию всей паствы, у которой пользуется заслуженным уважением и авторитетом. Местные тележурналисты любят записывать его проповеди, отмечая особый талант архиепископа - вдохновенно повествовать о событиях Евангельской истории. Например, рассказ о Рождестве Христовом в нынешнем году он начал словами: «стояла ночь, и вдруг запели птицы».

По благословению Владыки к нашей группе присоединяется настоятель Андреевского кафедрального собора протоиерей Константин Костюкович. В дар православным жителям Запорожья российскими паломниками передаются две большие иконы Божией Матери - Тихвинская и Казанская. Делегация ФАП возлагает венок к скульптурному изображению святого Апостола Андрея Первозванного, установленному за оградой собора. При всем уважении к идее памятника надо признать, что манера его исполнения весьма неоднозначна - обликом святой больше смахивает на Нептуна...

Почти четырехчасовой рейс из Запорожья до столицы Черногории Подгорицы выполняется собственным самолетом «Мотор Сич». В кармане на спинке каждого кресла, помимо обязательных инструкций по технике безопасности полета, для развлечения пассажиров вложен красочно иллюстрированный рекламный журнальчик. Из восьми его полос три отданы рассказу о нелегком пути к вершинам власти нынешнего премьера (премьерши?) Украины. Не щадя хвалебных эпитетов, авторы живописуют, как эта «хрупкая красивая женщина» с «железной волей», которой, однако не чужды простые женские слабости, целеустремленно и последовательно прорывалась наверх. Сотрудники «Мотор Сич» шепотом рассказывают, как, придя к власти, «хрупкая красавица» пообещала коллективу предприятия, а это восемь специализированных машиностроительных заводов, что они будут в дальнейшем только «закручивать болты» зарубежных «Боингов». Причин такого нерасположения «железной леди» Украины несколько, но, основная та, что на последних выборах восемьдесят пять процентов жителей Запорожья оба раза проголосовали за Януковича, о чем свидетельствовали руководители предприятия, входившие в состав избирательных комиссий. Кроме того, только две телекомпании страны поддерживали его во второй предвыборной компании - первый канал УГТРК и запорожская телекомпания «Алекс».

Подлетаем к Подгорице. Погода солнечная и видимость очень хорошая, до самой земли. В иллюминатор видны цепи Балканских гор с заснеженными вершинами - с высоты они напоминают огромные пасхальные куличи, обильно посыпанные сахарной пудрой. От вершин вниз сбегают гигантские расщелины, поросшие лесом. Изредка на склонах встречаются крошечные квадратики домов. Ближе к Подгорице между горных массивов откуда-то выныривает и начинает петлять узкая река. Вода в ней, кажется, яркого изумрудно-голубого цвета, чуть желтее оттенком на отмелях. Пейзаж за окном меняется - горы отступают, под нами расстилаются зеленеющие поля, по которым разбросаны веселые россыпи белых домиков с красными черепичными крышами. Фактически вся страна как на ладони - далеко впереди видно, как полоса земли обрывается, упираясь в голубую гладь Адриатики.

Одним из наиболее чтимых святых сербского народа является святитель Василий Острожский, который прославился в XVII столетии, как неутомимый защитник Православия и духовный просветитель сербского народа. Ныне его нетленные мощи почивают в горном монастыре Острог, в устроение которого святитель вложил немало сил при жизни. Ежегодно сюда стекаются десятки тысяч паломников со всех концов страны. Примечательно, что его чтут, как православные, так и местные мусульмане. Перед мощами святителя Василия верующие сербы произносят присяги, обеты, клятвы. Кстати сказать, местные жители, отправляясь в паломничество, всегда говорят, что идут не «в Острог», а «под Острог», свидетельствуя тем самым, что эта святыня неизмеримо выше приходящего к ней путника.

Дорога в монастырь вьется вдоль горы узким серпантином, на ней с трудом могут разъехаться два встречных автомобиля.

Придорожных ограждений почти нет, и прямо из-под колес автобуса виден зияющий провал, глубиной несколько десятков метров. Далеко внизу расстилается Белопавличская долина, окутанная дымкой свежей зелени. Наш приезд в Черногорию совпал с разгаром весны, которая в этом году припоздала: деревья только выбросили стрелки свернутых зеленых листочков, но уже в цвету стоят вишни и яблони. На склонах гор пробивается нежная светлая травка, распускаются желтые, белые и лиловые первоцветы, наподобие наших колокольчиков.

Монастырь Острог по русским меркам небольшой, его братия сегодня составляет около тридцати человек. Он расположен на трех уровнях - один храм с братскими кельями у подножия горы, чуть выше на склоне еще один храм во имя святого мученика Станко. Мощи святителя почивают в маленькой Введенской церкви, на высоте 900 метров над землей. В этой церкви некогда служил сам святой Василий. У его мощей монах вполголоса читает акафист святителю, читает на сербском языке, но все вполне понятно. Делая земные поклоны, прикладываемся к честным останкам святителя; сзади полыхают фотовспышки - журналисты стремятся запечатлеть торжественный момент. Отношение к святым мощам у жителей Балкан несколько иное, чем у нас, в нем царит большая простота. Останки святых не скрывают от глаз верующих драгоценные раки, как правило, они прикрыты лишь стеклом. Да и само почитание святых мощей, которыми изобильно одарена Богом Сербская земля, несколько иное. В описании чудес святого Василия не раз говорится о том, как страждущие, помолясь угоднику Божию в надежде получить исцеление от его нетленных мощей, оставались спать прямо в церкви под ракой святителя, а, проснувшись, чувствовали себя уже здоровыми.

Поднявшись по узкой лестнице на несколько пролетов вверх, путник попадает в маленький храм Воздвижения Креста Господня, устроенный в скале самим святителем. На этом же уровне находится площадка, где некогда стояла келья подвижника, и где он был первоначально погребен. Из скалы на этом месте, цепляясь корнями за почти несуществующий грунт, сама собой выросла виноградная лоза, которая каждый год обильно плодоносит.

Спускаемся ниже, туда, где на склоне горы возвышается небольшой храмик. Он возведен в 2004 году и посвящен сербскому мученику Станко - православному юноше, которому турки, принуждая принять ислам, отрубили обе руки. Эти руки в особом деревянном ковчеге хранятся тут же в храме. По сербским святыням вообще можно проследить сколь жестоким было здесь противостояние Православия и Ислама, и какую твердость в стоянии за отеческую Веру «даже до смерти» проявлял народ и в период пятисотлетнего турецкого ига, да и в более близкие к нам времена.

Вверх к монастырю и обратно нас доставляли партиями местные таксисты, постоянно дежурящие у подножия горы в ожидании паломников. Псковскую монахиню Елизавету водитель галантно посадил рядом, на переднее сиденье. По дороге, лихо закладывая крутые виражи на поворотах, он разговорился с пассажиркой, пытаясь выяснить «откута матушка?». Ответ «из Спасо-Елиазаровского монастыря», по-видимому мало о чем ему говорил, последовал вопрос «где это?». «В Пскове», отвечала монахиня, «на Севере», пояснил сзади кто-то из паломников, «где Александр Невский немцев бил». «Где Александр Невский бил немецких рыцарей-католиков» дает монахиня развернутый ответ и водитель удовлетворенно кивает.

Зато приходит черед держать ответ ему: Ты крещеный? - спрашивает матушка. - Крестик носишь? А молитвы знаешь? «Отче наш», «Верую»? Прочитать можешь? Совместными усилиями они прочитывают на смешанном русско-сербском «Символ Веры». А псалмы знаешь? - продолжает неутомимая матушка. - «Живый в помощи Вышняго»? Тридцать третий псалом можешь сказать? К немалому облегчению водителя мы уже приехали. Проникнувшись видимым уважением к образованной русской гостье, он, опережая всех, выскакивает из машины и отворяет персонально ей дверцу.

Здесь в Острожском монастыре нас впервые на Черногорской земле приглашают в трапезу. Перед нею по традиции гостеприимные хозяева угощают паломников кофе, лепешками и постными сладостями. Сопровождавший делегацию секретарь митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия ставрофорный протоиерей Савва Тутуш от имени Владыки приветствует гостей из России, выражая надежду на то, что духовное единство между нашими народами будет крепнуть, а монастырь Острог станет столь же посещаемым нашими соотечественниками, как и самими сербами.

Котор - старинный сербский город на побережье Адриатики. Он известен с античных времен, некогда входил в состав Византийской империи, затем был частью Сербского королевства, Венецианской республики, Австро-венгерской империи.

Наибольшего расцвета Котор достиг в XII веке во времена правления династии сербских жупанов Неманичей, подаривших православному миру целый сонм святых - святителя Савву, первого архиепископа Сербского, его брата - первого короля Сербского Стефана Первовенчанного, а также их отца - праведного Симеона Мироточивого. Облик города типичен для большинства приморских поселений - невысокие дома из белого камня с арочными окнами, узкие средневековые улочки, в которых можно передвигаться только пешком. Жители города по праву гордятся тем, что за свою многовековую историю Котор никогда не был взят врагами штурмом. Над самым городом нависают горы, на одной из них еще видны стены и башни старинной крепости, носящей имя «святого Йована» - Иоанна Крестителя, очень почитаемого в Сербии. На вершине горы когда-то стоял православный храм во имя святого Иоанна, разрушенный в период правления Тито.

Исторический центр Котора - старинная крепость над воротами которой наряду с древним гербом города красуется мраморная доска с пятиконечной звездой и датой «1944 год» - наследием коммунистического прошлого. У ворот нас встречает улыбчивый седовласый священник - отец Момчило Кривокапич, архиерейский наместник Бококоторский и настоятель расположенного в крепости православного храма во имя святителя Николая. Никольский храм Котора - единственный во всей Черногории, где богослужения совершаются ежедневно. Его святыней является список с иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» особенно почитаемой сербами. Однако сначала отец Момо ведет нас узкими улочками в расположенную вблизи Никольского храма крохотную церковь XII века во имя святого апостола и евангелиста Луки. Здесь паломники прикладываются к мощевику с частицам святых останков мучеников Авксентия, Мардария и Ореста. Храм святого апостола Луки в 1420 году был захвачен католиками, в руках которых оставался до XVIII века. С этого времени в нем начались православные богослужения, однако еще почти сто лет у левой стены храма находился католический алтарь, который убрали лишь в XIX столетии. За этот храм отец Момо ведет борьбу с местными властями, которые собираются устроить в жемчужине средневековой церковной архитектуры музей. Каждую субботу он служит здесь Литургию, совершая заупокойное поминовение погребенных в крепости 3000 тысяч жителей Котора, павших при его защите от турок, а также более ста сербских православных священнослужителей, убитых при коммунистическом режиме. По приглашению священника паломники переходят в еще более крохотный церковный придел во имя святителя Спиридона Тримифунтского, который примечателен своими уникальными Царскими вратами.

Отец Момо тем временем рассказывает, что был еще полуторагодовалым ребенком, когда его отец - священник вместе с семьей был вынужден покинуть город из-за коммунистических репрессий. Лишь в двадцать четыре года, окончив Духовную академию, отец Момо вернулся на родину и с тех пор служит в Никольском храме. Служит уже тридцать пять лет. Когда священника спрашивают о возрасте, он обычно отвечает: «Тридцать пять лет», и, сделав паузу, добавляет «службы у Престола Божия». Разумеется, черногорский пастырь не мог не затронуть наболевшую для сербов тему церковного раскола, возникшего здесь двенадцать лет назад. На территории Черногории сегодня действуют раскольники из самопровозглашенной так называемой Черногорской Автокефальной Церкви, которая активно поддерживается властями. Препятствием на пути раскольников является митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, авторитетный в среде верующих и духовенства иерарх, который стойко хранит верность канонической Сербской Православной Церкви.

Именно поэтому он становится мишенью критики черногорских либералов. «Ни на кого не нападают в Черногории так активно, как на нашего митрополита Амфилохия, - говорит о. Момо. - Ежедневно на страницах газет появляются критические статьи о нем». Нас, как членов Русской Православной Церкви, он искренне благодарит за поддержку, которую
наша Церковь оказывает Святейшему Патриарху Сербскому Павлу и митрополиту Амфилохию в противодействии расколу, в сохранении канонического Православия.

В Которской крепости хранится еще одна святыня Вселенского Православия - мощи святого мученика Трифона. История их появления в городе такова: в IX веке шторм заставил моряков, перевозивших мощи мученика из Фригии, укрыться в которскую бухту. Волнения на море не стихали много дней, что которцы восприняли как свидетельство свыше о том, что святыня должна остаться в их городе. В XII веке был возведен собор во имя святого мученика Трифона. Сегодня он принадлежит католической общине Котора, но православных допускают поклониться святыне, ковчег с которой находится на втором этаже храма в специальном реликварии. В этом же помещении вдоль стен тянутся застекленные полки на которых стоит множество старинных мощевиков виде серебряных ног, рук, голов, ступней, соответственно с теми частицами мощей, которые в них вложены. Большая их часть представляет собой останки святых неразделенной Церкви, хотя есть здесь и частицы мощей католических святых. Как рассказал отец Момо, когда в 1979 году, на Черногорию обрушилось мощнейшее землетрясение, в Которе было разрушено около шестисот старинных зданий, - а здесь нередки жилые дома, насчитывающие триста-пятьсот лет. От сильных колебаний почвы пострадал и храм святого Трифона, однако именно та часть, где хранятся святые мощи осталась неповрежденной. Кстати сказать, черногорцы по-своему объясняют причину стихийного бедствия - незадолго до катастрофы по указанию властей был снесен храм на горе Ловчен, где покоились останки Петра I Петровича Негуша - черногорского митрополита, мыслителя и государственного деятеля. Эту церковь он воздвиг сам и в ней завещал себя похоронить. Вместо этого митрополиту Петру коммунистические власти соорудили мавзолей, куда Владыка Амфилохий свою паству ходить не благословляет. По мнению архипастыря, подлинное духовное возрождение народа возможно только через покаяние, знаком которого станет воссоздание всех православных храмов и часовен, ранее венчавших самые известные горные вершины Черногории.

Черногорский Савин мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы - один из старейших православных монастырей Сербии. Он основан в XI веке на берегу Которской бухты у города Герцег-Нови. Свое название "Савин" монастырь получил по имени первого архиепископа Сербского, который в начале XIII века принимал участие в его обустройстве и построил здесь небольшой храм. Сейчас их в обители три - один во имя святителя Саввы, два других - маленькая церковь XI века и большая церковь, возведенная в XVIII столетии, освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обилие в Сербии Успенских храмов объяснимо: именно в этот праздник в 1219 году Сербская Православная Церковь обрела самостоятельность, получив статус автокефальной. В большом Успенском храме хранится главная святыня монастыря - чудотворная Савинская икона Божией Матери. По преданию ее еще во времена святителя Саввы привезли со Святой Горы Афон. Икона прославилась в конце XVIII века, когда по молитвам верующих перед этим образом монастырь был спасен от разрушения артиллерией католиков-венецианцев. В 1939 году грабители, проникнув в церковь через окно, украли старинный драгоценный оклад иконы, богато украшенный на пожертвования верующих. Прослышав о сербской святыне, наша матушка Елизавета привезла с собой в Савино купленный накануне букет синих ирисов, который собственноручно поставила к иконе. Паломники поют величание Божией Матери, при этом замечательно солирует квартет наших высокопоставленных дам. Они вообще оказались подвижницами, постоянно являя окружающим пример благочестия - всю дорогу, не обращая внимания на красоты черногорской природы за окном, читали каноны и акафисты: готовились причаститься за воскресной службой в Цетине.

Слева от входа в большую Успенскую церковь Савина монастыря на одной из традиционных для греческих и сербских храмов деревянных кресел -стасидий помещена мемориальная табличка. Она извещает, что здесь сидел сербский король Александр I Карагеоргиевич, совершивший паломничество в обитель непосредственно перед своей гибелью в октябре 1934 года. Монастырское предание гласит, что король получил в Савине символическое указание на свою скорую кончину - когда он вышел из храма колокол сам собой ударил трижды, как это бывает, когда выносят покойника. На территории монастыря прекрасный сад, где в большом количестве растут банановые пальмы, апельсиновые деревья и какие-то экзотические широколиственные кустарники. Недаром еще в начале XX века сербский святитель Николай (Велемирович) назвал Савин монастырь "малым Эдемом". Его б лагодатная атмосфера сказывается на всем. Здесь, например, растет сосна, которой исполнилось двести тридцать лет - срок существования этого дерева-долгожителя уже втрое превышает время, отведенное жизни ее обычных сородичей.

Возвращаясь из монастыря, заезжаем на "Градско гроблье Савина" - городское кладбище. Русские захоронения появились на нем еще в начале XIX века, когда черногорцы с помощью эскадры адмирала Д. Н. Сенявина освобождали Далмацию от наполеоновских войск. Позднее здесь обрели последнее пристанище многие эмигранты. Всего на кладбище свыше 150 захоронений наших соотечественников. В память о них в центре кладбища, занимающего довольно крутой склон холма, возведен пирамидальный серый обелиск, увенчанный крестом. На обелиске надпись: "Русским людям, утерявшим Родину - вечный покой в братской земле". К этому памятнику нашей делегацией был возложен венок. Еще на подъезде к кладбищу небо затянуло тучами, начал накрапывать дождь - казалось, природа вместе с нами скорбит о русских людях, навсегда оставшихся на чужбине. От потемневших елей, обступивших кладбище, потянуло запахом мокрой хвои. Не сговариваясь, повинуясь единому сердечному порыву, вслед за отцом Николаем Балашовым паломники пропели "Вечную память" всем лежащим в черногорской земле русским православным христианам. Звуки наших голосов таяли, угасая во влажном весеннем воздухе. Ласковый весенний дождик кропил могильные холмики, унизывая молодую траву крупными прозрачными каплями, смывая с каменных плит грязь, накопившуюся за время долгой зимы.

В этот вечер, проделав многокилометровый путь по Адриатическому побережью, нам удалось посетить еще один древний монастырь - святого Михаила Архангела. Он расположен на одноименном острове между приморскими городами Тиват и Будва. В XV столетии здесь пострадало около ста человек братии и множество паломников, которые были отравлены. Как гласит монастырское предание, преступление было делом рук католиков, подкупивших человека, доставлявшего пищу в монастырь. Останки мучеников почивают здесь же на острове и по свидетельству очевидцев, косточки, доставаемые из этих захоронений, мироточат.

Когда-то комплекс монастырских зданий занимал весь остров, а сегодня от него остался лишь небольшой корпус с келлиями и единственный Троицкий храм. В момент нашего прибытия в нем как раз шла воскресная служба. Ее совершали насельники, которых здесь пока всего трое - два монаха и монахиня Стефанида. К ним присоединились наши священнослужители. Канон читали поочередно, Трисвятое также, по-церковнославянски и по-сербски - в Сербской Церкви богослужение переведено на народный язык. После службы, осматриваем остров и лежащие перед Троицкой церковью руины древнего храма Архангела Михаила VI века. "Трус?" - спросил о.Николай одного из насельников, указывая на развалины.

Тот отрицательно качает головой, лаконично отвечая: "латиницы". Рядом с Михайло-Архангельским островом находится другой, носящий имя Архангела Гавриила. Некогда там тоже стоял монастырь, к сожалению, не сохранившийся до нашего времени.

Уже темнело, когда автобус доставил нас в Успенский мужской монастырь Подмаина, или Подострог, находящийся в северной части курортного города Будва. Название Подмаина монастырь получил от близлежащей местности Маина. Точное время основания обители неизвестно, но, скорее всего, она возникла во времена правления сербской династии Неманичей. Возможно, именно отсюда святитель Савва отправился в свое паломничество на Святую Землю. Монастырь долгое время был приморской резиденцией черногорских митрополитов. В 1953 году его здания были конфискованы государством и лишь сорок два года спустя возвращены Сербской Церкви. В Успенском церкви шла воскресная всенощная. Вопреки нашим предыдущим впечатлениям, полученным от пустующих храмов, здесь собралось довольно много богомольцев, в большинстве - молодых парней и девушек. Служба, как и везде, ведется на сербском, однако все можно понять без особого труда, особенно прошения на ектениях: «Господу се помолимо». В самом храме свечи ставить некуда, но на улице у входа стоит подсвечник, представляющий собой большой четырехугольный ящик, заполненный песком и покрытый навесом от дождя. Устроено очень разумно - желающему во время службы поставить свечу не надо протискиваться вперед, беспокоя остальных молящихся. В преддверии грядущей Страстной Седмицы в дар обители Фондом Апостола Андрея Первозванного была передана плащаница Спасителя, которую насельники приняли с огромной благодарностью.
Котор Несомненно, главным событием этого паломничества стало посещение Цетинского монастыря - сердца православной Черногории. Здесь уже пять веков располагается резиденция митрополитов Черногорско-Приморских, и именно здесь ныне хранятся величайшие христианские святыни - кисть десницы Крестителя Господня Иоанна, частица Древа Животворящего Креста Господня и чудотворная Филермская икона Божией Матери. Два столетия эти святыни, подаренные российскому императору Павлу I рыцарями мальтийского ордена иоаннитов, находились в России. После революции они были вывезены из страны императрицей Марией Феодоровной, а в канун Второй мировой войны оказались на территории Сербского королевства. Сегодня бывшие реликвии русского императорского дома разделены: Филермская икона, как называют ее сами черногорцы - "Божия Матерь Филермоза", находиться в музее Цетинья, куда доступ паломников ограничен. Мы побывали там и надо сказать, впечатление вынесли не самое лучшее. Икона, по преданию написанная апостолом и евангелистом Лукой помещена в отдельной темной комнате без окон, в стеклянной витрине, подсвеченной странным фиолетовым излучением.

Говорят, что сделано это специально, для лучшей сохранности и безопасности иконы. Может быть так, но смотреть на святыню, заключенную в таких музейных условиях очень тяжело. Две другие реликвии - частица Древа Креста Господня и десница святого Иоанна Предтечи хранятся в особом ковчеге в приделе монастырского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. К ним паломники идут нескончаемой чредой, в основном это молодые люди и женщины с детьми. Идут и к находящимся здесь честным мощам святителя Петра Цетинского - великого сына сербской земли, митрополита Черногорского, духовного и политического вождя народа, при котором Черногория в XIX столетии добилась фактической независимости. Именно он оставил в своем завещании знаменитые, памятные каждому черногорцу слова: "Да будет проклят тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России."

В Цетинье мы вместе молились за литургией, совершенной митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием. Кстати сказать, в ектении за этой службой звучало особое прошение о мире, благополучии и спасении страждущих жителей Косова, Афганистана, Ирака и Чечни. Кто-то из паломников вполголоса заметил: «Будь здесь какой-нибудь чиновник Евросоюза по правам человека он бы, наверное, возмутился, счел такую молитву нарушением прав населяющих эти регионы мусульман». После службы Владыка Амфилохий обратился к пастве и гостям с очень сердечной проникновенной речью, в которой выразил надежду на укрепление братских связей между народами Сербии и России.

От его имени был дан обед в честь русских паломников, а затем митрополит Черногорский вышел проводить нас в обратный путь. К нему обратились запорожские тележурналисты с просьбой сказать несколько слов верующим телезрителям Украины. Отвечал Владыка, конечно о том, что в этот момент более всего беспокоило его самого: "Мы молим Господа, чтобы Он даровал единство в сердцах и умах православных на Украине. Единство Церкви Божией - это самое важное.

Расколы никому не приносят благополучия и счастья. К сожалению, у нас - славян, всегда существовало такое искушение расколом. Мы молимся святому равноапостольному князю Владимиру Крестителю Руси, преподобным Киево-Печерской Лавры святым Антонию и Феодосию - основателям монашества в Восточно-славянских странах, чтобы они нам даровали единство сердца и ума, единство Веры, чтобы уничтожили расколы. Раскол начинается с сердца. Надо, чтобы сердце было целомудренно, как мы молимся в эти дни Великого Поста: «Дух целомудрия, смирения, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Это для нас сегодня самое важное.

Приезд паломников из России в Сербию и Черногорию имеет для нас огромное значение. Это начало наших новых взаимоотношений. Надо преодолевать разделение и хранить подлинное единство, которым мы жили веками - от времени принятия Православия. Сегодня, когда в мире царит духовный кризис в наших славянских странах надо возобновлять Евангельский дух соборности, соборной любви. Не просто дружбы, которая существует в мире сем, но соборного жития наших государств, наших православных народов с предвкушением Царства Небесного здесь в наших сердцах".

Пользуясь случаем, Митрополит Амфилохий передал свое пасхальное приветствие телезрителям Запорожья, которые увидят репортаж в канун Светлого Дня. Запорожцы отходят вполне удовлетворенные ответом, а к Владыке, который благодушно улыбаясь и щурясь от яркого солнца ласково смотрит на нас, обращается отец Николай. «Владыка, вот корреспондент сайта московского Сретенского монастыря, где наместником - архимандрит Тихон Шевкунов. Скажите и ей что-нибудь!».

А, отец Тихон - радостно произносит Владыка. - Да-да, помню. Ему привет. У него колхоз там работает?

Работает Владыка, процветает.

Да, он мне рассказывал. Вы напишите, что очень важно, чтобы к нашим знаменитым святыням начали приезжать русские паломники. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель хотят, чтобы их посещали. Мы очень ждем вас".

Автобус тронулся. За окнами проплывают залитые солнцем пустынные улицы старого города, старинный особняк - здание Цетинской семинарии. Еще поворот, и Цетин окончательно скроется из глаз. Невольно оборачиваемся - Владыка Амфилохий еще стоит у дороги и смотрит нам вслед.

Подмаина

Остров Архангела Михаила

У святителя Василия Острожского

  • Монастырь Рустово. Мы начнем с маленького женского монастыря, спрятанного высоко на горе над островом Святой Стефан. Тут живет 15 монахинь, и они очень рады русским гостям, т.к. одна из двух церквей посвящена святым великомученикам - царской семье Романовым. Церковь построена в 21 веке из дерева в чисто русском стиле. Это место практически не знают туристы, лишь приезжают паломники и местные жители. Вы сможете сделать красивые фотографии с видом на Будву и остров-курорт Стефан.
  • Монастырь Дайбабе. Далее мы проедем мимо Скадарского озера, где сделаем паузу на кофе или фото, и отправимся в монастырь Дайбабе. Внешне он кажется маленьким, но практически полностью спрятан под землей, интересно, что природная система пещер имеет форму креста. В конце 19 века Симеон Дайбабский решил на этом месте создать монастырь, о чем его попросил пастух из-за своего видения. Мощи святого теперь лежат в монастырских пещерах, привлекая массу паломников. А еще я вам обещаю интересное общение с русскими батюшками, служащими в Дайбабе.
  • Монастырь Острог. Это самый яркий пункт нашей программы, ведь Острог входит в тройку главных православных храмов мира! Сюда едут даже атеисты и мусульмане, поклониться мощам Святого Василия, попросить здоровья или ребеночка хотят все, независимо от нации и веры. Сама поездка тоже будет захватывающей - рядом с трассой расположено ущелье, а монастырь находится на высоте 900 м. Я покажу обе церкви, расскажу как себя вести в Остроге, где ставить свечки и оставлять записки с просьбами Св. Василию.
  • Монастырь и Филермская икона в Цетинье. По дороге мы пообедаем в национальном ресторане, пообщаемся о жизни в Черногории, о черногорцах, их отношении к вере и религии. И завершающей точкой экскурсии будет историческая столица Цетинье. Тут посетим мужской монастырь, где хранятся важные христианские святыни - правая рука Иоанна Крестителя, частички Креста, на котором распяли Христа. При желании зайдем в Народный музей, где охраняется третья святыня - Филермская икона, написанная апостолом Лукой в 46 году.
  • Цетинье. Прогуляемся по центру города, где увидим бывшие дворцы, экс-посольство Российской империи и настоящую резиденцию Президента Черногории. Цетинье - мой самый любимый город, и свою симпатию к нему обязательно передам вам!

Организационные детали

  • Мы встретимся в том городе, где вы отдыхаете, или вы заберете меня по пути. Если необходим водитель на авто, стоимость его услуг - 100-150 евро (в зависимости от числа людей и машины). Сюда включены бензин, паркинги, его работа. Автомобиль может быть 5 или 7 или 8-местным. Для маленьких детей можем взять авто-кресло.
  • Выезд - около 8 утра.



+7








Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре

  • Это индивидуальная экскурсия на русском языке, гид проведет ее для вас и вашей компании.
  • На сайте вы оплачиваете 20% стоимости , а остальные деньги - гиду на месте. Вы можете

Черногория - страна живописной природы, исторического наследия, великолепных пляжей, и монастырей. Черногорцы глубоко верующий народ, поэтому по всей стране расположены десятки церквей, монастырей, храмов. Портал Tochka-mira приглашает совершить виртуальный экскурс по лучшим монастырям Черногории. Вы узнаете в статье о том:

    • Где расположены святыни
    • Об истории
    • Как добраться до монастырей
    • Какие монастыри можно посещать туристам
    • Чем славятся святые обители

Каждый монастырь Черногории является уникальным не только в духовном плане, но и в архитектурном. Ежегодно Montenegro посещают тысячи паломников, чтобы совершить тур по святыням.

Монастырь Острог в Черногории

Главным святым местом Черногории является монастырь Острог, единственная обитель, вырубленная в скале. Множество верующих совершают паломничество, чтобы провести ночь в молитвах у мощей Святого Василия Острожского.

Как добраться до монастыря Острог

Монастырь расположен примерно в 8 км от шоссе Подгорица - Никшич. Добираться можно несколькими вариантами.

Самым популярным является приехать в обитель в составе экскурсии, практически из всех крупных городов Черногории осуществляются паломнические туры в Острог.

Автовладельцы смогут добраться самостоятельно на машине, следуя по трассе «Е-762» Даниловград - Никшич. На дороге расположены указатели, однако следует воспользоваться картой, чтобы не заблудиться.

Кроме этого вы можете добраться до любого ближайшего города, например Будвы, Подгорицы, а уже оттуда воспользоваться услугами такси.

Режим работы

Монастырский комплекс открыт для посещения туристов на протяжении всего года. Время работы: с мая по сентябрь с 06:00 до 17:00; с октября по апрель с 05:00 до 16:00.

История монастыря Острог

Доподлинно неизвестно когда в этих краях поселились первые отшельники. Сюда приходили люди в поисках уединения, чтобы побыть вдали от греховной жизни и суеты. Позже в конце XVIII века здесь был основан мужской монастырь - Острог. Большой вклад в развитие обители внес Василий Острожский, который был причислен к лику святых.

Как все начиналось

Василий Острожский родился в 1610 году в религиозной семье, имя от рождения Стоян. Его настоящим домом на многие года станет монастырь Завала, в его стенах пройдет детство, отрочество, юность мальчика. Здесь он все время посвятит служению Богу. После пострига в мужском монастыре Тврдош, юноша становится Василием. Далее он уходит на службу в Цетинский монастырь, где чудом избегает изгнания. В сане архимандрита Василий несколько лет проведет в Тврдошском монастыре, совершит паломничество на гору Афон. В 28 лет он уже достигнет чина епископа и станет митрополитом двух епархий.


Он внес большой вклад в развитие христианства в Черногории. Особенно тяжко было в период османского ига, когда даже обычное чтение молитвы могло караться смертью.

Положение становилось только хуже, и Василий уходит к отшельникам в одну из пещер Острошка Греда. Именно здесь он вместе со своими братьями основали монастырь Острог.

Василий Острожский умер в 1671 году, и похоронен вблизи храма. Спустя 7 лет игумен Рафаил увидел Василия во сне, он настоял на своем вскрытии, так были обретены святые мощи. На протяжении многих лет с ними связаны многочисленные рассказы о сотворенных чудесах.

Святыни монастыря Острог

Главными святынями монастыря являются мощи Николая Острожского.

Посещая монастырь Острог помните о правилах внутреннего распорядка:

    • Запрещено фотографировать внутренние помещения храма.
    • Одежда паломников должна быть закрытой.
    • Женщинам следует надевать юбки или платья прикрывающие колени. Если это платье, то без глубокого выреза, открытых плеч. Желательно также на голову надеть платок.
    • Свечи устанавливаются в специальные ящики с водой, на дне которых лежит песок.

Что еще можно сделать в монастыре Острог

Во время посещения монастыря, вы сможете не только прикоснуться к чудотворным мощам, принять участие в службе, но и осмотреть старинные постройки, взобраться на смотровую площадку. Особым интересом пользуется сувенирная лавка. Здесь можно приобрести:

    • ладан;
    • святую воду;
    • иконы;
    • молитвословы;
    • подвески, и т.д.

При монастыре работает дом паломника, здесь можно остановиться на ночь.

Монастырь Морача в Черногории

Одним из ценных, интересных средневековых памятников Черногории является храм Морач. Ежегодно сюда приходят паломники в поисках тишины, покоя, умиротворения, красоты.

Где расположен монастырь Морач

Монастырь Морач расположен на берегу высокогорного каньона реки Морач. Местность живописная, входит в состав муниципалитета Колашин. Благодаря удобному месторасположению, посещение храма входит практически в любой экскурсионный маршрут.

Как добраться до монастыря Морач

Посетить монастырь можно в составе экскурсии, из городов Черногории туристические агентства организуют туры.


Из Подгорицы, Будвы, Бара, и других регионов Черногории, курсируют прямые автобусные рейсы. Вы можете сесть на любой автобус, идущий по маршруту в Колашин, заранее скажите водителю, чтобы высадил вас у монастыря.

Кроме этого вы можете добраться до обители самостоятельно на авто. Вам следует ехать по трассе Е80 в сторону Колашина. От горнолыжного курорта до монастыря расстояние составляет 28 км. Чтобы не заблудиться, желательно воспользоваться картой. Вдоль дороги расположены указатели, ну или, в крайнем случае, можно уточнить дорогу у черногорца, местные жители народ гостеприимный и дружелюбный, в помощи не отказывают.

История монастыря Морач

Монастырь был основан Стефаном Неманя в 1252 году. В конце IV века храм был полностью разрушен турками, восстановительные работы шли вплоть до 1574 года. Однако в XVIII веке история повторилась, но на этот раз вражеских захват был отражен архимандритом Паном Митрофаном. За проявленную отвагу он был награжден почетной золотой медалью, через некоторое время он становится митрополитом.

Архитектурный ансамбль

Монастырь Морач представляет собой целый архитектурный комплекс, в состав которого входят различные постройки.

    • Большая соборная церковь Успения Богоматери (Ассамблея).
    • Малая церковь Святого Николая.
    • Несколько строений с монашескими кельями.
    • Ночлег для путешественников.
    • Богатое подсобное хозяйство.

Кроме этого во время прогулки по монастырскому комплексу можно увидеть небольшой источник со святой водой, которая отличается вкусовыми качествами и имеет целебные свойства.

Недалеко находится пасека, здешний мед используется на нужды монастыря, а также продается в лавке.

После осмотра основных построек можно прогуляться по живописному саду. Несмотря на то, что монахи полностью отказались от благ цивилизации, они держат пастбища, разводят кур и овец, выращивают виноград.

Святыни монастыря Морача

Во время посещения храма вы сможете увидеть несколько уникальных святынь.

Главной святыней храма является рука Святого Великомученика Харлампия. Ею освящается оливковое масло, которое впоследствии используется, также его разрешено в небольшом количестве забирать с собой.

Здесь же хранится первая печатная книга южных славян - Октоих. Ее напечатали на кириллице в 1493 году. Когда первая печатная книга России появилась на свет лишь спустя 70 лет.

В библиотеке при монастыре хранятся различные документы, рукописное Евангелие.

В алтаре хранится крест, который был сделан в XVI веке из орехового дерева.

Еще одним интересным объектом является гвоздь, который согласно легенде принадлежал святому Савве.

Перед походом в монастырь следует помнить о внешнем виде:

    • Запрещено надевать короткие шорты, юбки выше колен, а также открытые платья.
    • Помните, плечи и колени должны обязательно быть закрытыми.
    • Разрешена съемка внешней части монастыря, внутри храма фотографировать и снимать на видео запрещено.

Храм работает каждый день с 8 утра до 5 вечера, вход свободный, однако вы можете совершить пожертвование. Во дворе есть зона отдыха, она установлена рядом со святым источником. Поэтому вы сможете отдохнуть и отведать воды с целебной силой. Двор, комплекс красивый и величественный, здесь можно сделать красивые фото на память.

Недалеко от монастыря расположен ручей, каменистый мост, здесь работает кафе.

Савинов монастырь в Черногории

Одним из живописных мест в Черногории является Савинов монастырь. Он находится в одноименном районе Савино, который входит в состав города Герцег-Нови.

Как добраться до монастыря Савинов

Церковь располагается вблизи курорта Герцег-Нови, добраться можно несколькими способами. Самый удобный способ это воспользоваться услугами такси, также вы можете доехать на автобусе идущим из Старого города курорта Герцег-Нови до монастыря.

Если вы решили доехать на авто самостоятельно, езжайте по дороге в сторону Тивата, доезжаете до развилки-круга в Мелинье (на развилке три дороги - в Хорватию, в Боснию и Герцеговину и в центр Герцег Нови), сворачиваете в город и буквально через пару минут справа увидите съезд и указатель «Монастырь Савина».

История монастыря Савинов

Монастырь Савина является мужским православным монастырь, который был основан монахами. Он состоит из нескольких сооружения, это Малая Успенская церковь, Большая Успенская церковь и церковь Святого Саввы.

Малая Успенская церковь была построена в 1030 году, она знаменита старинными фресками, датированными XV веком. На ней изображены сцены религиозных празднеств, а также муки Христа.

Большая Успенская церковь была построена в XVII веке, и является ярким образцом архитектуры в стиле барокко. В ее стенах хранится чудотворная икона Божьей Матери Савинской.


Церковь Святого Саввы по легенде была сооружена самим Саввой примерно в XIII веке. Недалеко от церкви функционирует смотровая площадка, от которой открываются красивые виды на округу.

Монастыри Черногории на карте

Храмов, церквей и монастырей в Черногории множество, поэтому чтобы не запутаться, желательно пользоваться картой. Все монастыри Черногории есть на карте, по ней вы сможете с легкостью проложить оптимальный маршрут и при этом сэкономить время.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»