Старт в науке. Боится ли обломов смерти

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сон и Смерть равно смежают очи,

Кладут предел волнениям души,

На смену дня приводят сумрак ночи,

Дают страстям заснуть в немой тиши.

К. Бальмонт

Почему жизнь и смерть часто сравнивают со сном? Что происходит с человеком в то время, когда он оказывается во власти сына Велеса и Мары? Чу! Слышите, как в полночной тишине раздается мерное посапывание? Это засыпает человек. Он закутывается в одеяло как в кокон, обнимает подушку и… Тс! Человек заснул! Он больше не слышит ритма жизни, страсти не раздирают его, и душа не кровоточит, страдая от неразделенной любви или несправедливости бытия. Человек спит! Постойте! Да спит ли он? А может Семаргл, стоящий на посту между жизнью и смертью, погиб, покинул бренное тело?

Э, нет! Еще нет. Семаргл пока охраняет бренное тело Обломова. Но долго ли он еще сможет поддерживать тлеющий огонь жизни Ильи Ильича? Да и живет ли главный герой романа И.А. Гончарова? Увы, Обломов лишь существует. Он заплутал во времени, потерялся, сник. Его жизнь подобна сну, а сон, как утверждают люди, напоминает смерть. Что происходит с героем? Почему он пребывает в забытьи? Ответы на эти вопросы найдет пытливый читатель в детстве Илюши.

Огромное влияние на жизнь героя оказали окружение и обстановка, в которой он рос. В Обломовке все было спокойно и мирно, никто никуда не спешил; везде царили сон и безделье, которые прерывались лишь для приема пищи, что имело важное значение для жителей деревни. Илья Ильич, как подчеркивает писатель, в раннем возрасте был активным и любопытным ребенком, но со временем его пыл и интерес к жизни понемногу угасали. Герой постепенно теряет живость, тучнеет и становится похожим на жителей Обломовки.

Илья существует. Его жизнь походит на сон: ко всему новому преступно безразличен, ничего не читает, никуда не ходит. Обломов лишь просиживает все время безвылазно дома. Ему комфортно и уютно на диване в халате. Почему он так себя ведет? Почему так безразличен к миру? А виной всему воспитание. Героя не научили трудиться, не сформировали самостоятельность и гасили любознательность. Родители и прислуга делали все, чтобы Илюша не отлучался из семейного поместья и оставался всегда под присмотром. В итоге Обломов действует лишь по принуждению. Именно Штольц и Ольга предпринимают отчаянные попытки спасти друга, вырвать его из цепких лап забвения. Но их усилия тщетны. Суета жизни пугает Обломова. Илья Ильич ищет и находит спасение во сне, отдавшись которому, забывает о мирской суете.

Такое поведение героя подобно побегу от реальности: неразделенной любви, невозможности перестать быть ведомым и от необходимости принимать решения и отвечать за свои поступки. Жизнь Обломова тихая, незаметная. В ней нет эмоций, нет страстей. Впрочем, нет и самой жизни. Нет наслаждения и яркости. Сон, глубокий и долгий. Сон, плавно переходящий в смерть.

Тс! Слышите? Нет? Да, дыхания не слышно. Человек совершил переход из жизни в смерть. Заметил ли он, что умер? Нет. Почему? А жил ли он? Нет. Он существовал.

Жизнь - сон, а сон - смерть. Не веришь? Попробуй проснуться…

Тихая смерть Обломова не есть смерть блаженного. Вся четвертая часть романа есть описание духовной смерти героя до его физической кончины. И главный мотив здесь - духовное поражение Обломова, которое выглядит как погружение в новый, теперь уже окончательный "смертный сон". Перед нами уже живой мертвец, который не хочет думать о том, что ждет его завтра (недаром сказано: "Он предчувствовал близкую смерть и боялся ее"), а лишь доволен тем, что сейчас еще имеет возможность не тревожиться об окончательном итоге своей жизни, о необходимости покаяния. Ключевыми словами четвертой части являются: "покой", "тишина", "безнадежность", "беспечность", "сон", "лень", "убаюкивание".

Для героя в этой части характерны два неравноценно представленных состояния. Первое - это недолгие вспышки раскаяния, являющиеся "все реже". Однако это раскаяние не деятельное, как в романе с Ольгой Ильинской, а созерцательное и потому унылое, отчаянное. Обломов тогда "плачет холодными слезами безнадежности". Второе состояние тревожно названо Гончаровым: "внутреннее торжество". Это полный отказ от всякого покаяния, полное самооправдание и успокоение в грехе. Гончаров пишет о своем герое, что он "вкусит временных благ и успокоится", что "каяться - нечего".

Самооправдание же заключается в том, что под свой грех, под свое греховное состояние Илья Ильич подводит философский базис: "Наконец решит, что жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия. Другим, думал он, выпадало на долю выражать ее тревожные стороны, двигать создающими и разрушающими силами: у всякого свое назначение! " .

Итог жизни Обломова - весьма неушительный. Он подводится в разговоре со Штольцем уже при окончательном прощании: "Мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел... " И слова Штольца выглядят как окончательный приговор: "Погиб ты, Илья... ".

Однако роман "Обломов" явно проникнут евангельским духом. Даже окончательная духовная гибель героя еще оставляет надежду на милосердие Господа Бога. На это милосердие надеется автор, когда лишь в намеке дает образ ангела, охраняющего могилу Обломова: "Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его" . Надежда проглядывает и в том, как сохранился Илья Ильич в памяти людей. Еженедельно молится о нем в церкви вдова Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрым словом вспоминает о нем Захар: "Этакого барина отнял Господь! На радость людям жил.. . Не нажить такого барина.. . помяни, Господи, его душеньку во Царствии Своем! " .

Обломов погиб для мира, для людей, погиб и духовно. Но все-таки, не делая добра, не творил он и зла. С точки зрения христианской, ему были поданы Богом такие дары, как чистое сердце, кротость, нищета духа, плач и пр. (хотя все это - в обытовленно-житейском, не духовном виде) . Обломов не смог преодолеть силой покаяния, волей к покаянию и раскаянию - "сна смертного", "уныния" духовного. В этом смысле он как бы напрасно растратил бесценные дары, отпущенные ему Богом. Но все же автор не выносит ему приговор, но выдвигает на первый план как окончательный итог - возможность Божьего милосердия.

Роман «Обломов», краткое содержание которого приведено в этой статье, увидел свет в 1859 году. Он был написан известным русским писателем Иваном Гончаровым. Работа была проделана огромная. Роман писался в течение 10 лет. После того как произведение было закончено, автор признался, что в нем он поведал о своей жизни. Также он указывает на то, что его с главным героем романа - нигилистом Обломовым - объединяет множество общих черт. Сразу после публикации произведение стало предметом горячих споров в кругу критиков и писателей.

Знакомство с главными героями

Место действия романа - город Петербург, Гороховая улица. Здесь живет Илья Ильич Обломов вместе со своим слугой Захаром. Главный герой, являясь молодым человеком, ведет праздный образ жизни. Он ничем не занимается, кроме того, что целыми днями рассуждает на тему, как следует жить, и мечтает о спокойном бытие в родной деревне Обломовке. Илью Ильича совершенно не заботят никакие проблемы: и то, что его собираются и то, что хозяйство в полном упадке. У молодого человека есть друг, полная ему противоположность. Это Андрей Иванович Штольц. Он очень деятельный и активный. Стараясь растормошить своего ленивого друга, Андрей приглашает его на банкеты в лучшие дома Петербурга. Вряд ли сможет передать все чувства и мысли главных героев краткое содержание. «Обломов» - это роман, не потерявший актуальности и в наше время. Мы очень рекомендуем его к прочтению.

Обломов влюбился

Что же происходит дальше? После того как Обломов стал выезжать в свет, его просто не узнать. Он встает не днем, а утром, чего раньше никогда не делал, интересуется всем происходящим вокруг и много пишет. Все окружающие потрясены такой метаморфозой в поведении молодого лентяя. Что с ним случилось? Оказывается, что молодой человек влюбился. На одном из приемов Обломов встретил Ольгу Ильинскую. Она, в свою очередь, отвечает ему. Историю развития их отношений вряд ли передаст краткое содержание. Обломов вскоре предлагает Ольге жениться.

Обломов в доме на Выборгской стороне

Но недолго длилась эта «кипучая деятельность» молодого нигилиста. Вскоре он поселяется в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной на Выборгской стороне. Это жилище такое же старое и обветшалое, каким вскоре предстоит стать самому Обломову. Ольга пытается встряхнуть любимого человека, вытащить его из этой «топи». Но, придя к нему в дом, она поняла, что все усилия ее будут тщетны. Агафья Матвеевна ухаживает за Ильей Ильичом, готовя ему любимые кушанья и чиня старые потрепанные вещи. Неожиданно для себя самой она понимает, что полюбила своего барина. Вскоре у них родился сын Андрюша. Проследить за тем, как круто меняется жизнь главного героя, невозможно, если только пробегать глазами лишь краткое содержание. Обломов не сразу стал пленником своего «блаженного рая» в доме Агафьи. Пытаясь освободиться от цепких пут лени и апатии, вначале он старается возобновить свои отношения с Ольгой. Но вскоре трясина праздности и вялости окончательно его засасывает.

Любовь Ольги и Штольца

Здесь приведено лишь краткое содержание «Обломова». В полной версии романа вы прочтете о том, как зарождалось и развивалось любовное чувство у Ольги к Штольцу. В статье мы лишь упомянем о том, как однажды наша героиня поняла, что Андрей перестал быть для нее просто другом. Штольцу же всегда нравилась Ольга, а ее отношение к Обломову открыло ее с новой стороны для возлюбленного. Эти двое рождены были для того, чтобы быть счастливыми вместе.

Окончание

Роман заканчивается рассказом о маленьком сыне Обломова Андрюше. Самого главного героя уже нет в живых. Умирая, он умолял друга не оставлять его сына. Поэтому Штольцы, у которых к тому времени тоже появились дети, взяли маленького Обломова на воспитание. Данный роман был написан в сложный период в истории России. Передать всю полноту противоречивых взглядов и укладов того времени не сможет краткое содержание. «Обломов» - это произведение, прочитать которое будет полезно всем. Ведь в нем заложен смысл

  • Тема №1: «Проблематика и поэтика романа И. А. Гончарова «Обломов»» Противоречие в характере, 99.66kb.
  • «Сон Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе» «Сон Обломова» это особая, 20.9kb.
  • Любовь в жизни Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов») , 409.17kb.
  • Тема Вопросы и задания, 70.07kb.
  • 1. Введение, 287.04kb.
  • Московская Городская Педагогическая Гимназия Лаборатория №1505. Смерть и бессмертие, 171.98kb.
  • Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. 5-е изд, 8676.94kb.
  • Почему Захар «еще больше Обломов, чем сам Илья Ильич» , 23.16kb.
  • Программа руководства, основанного на любви: измените свою жизнь за семь недель 173 , 10905.7kb.
  • Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа . В третий и последний раз Штольц навещает своего друга. Под заботливым оком Пшеницыной Обломов почти осуществил свой идеал: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработаннный хлеб, ходят в золоте и серебре…», и Агафья Матвеевна оборачивается сказочной Миликтрисой Кирбитьевной... Домик на Выборгской стороне напоминает сельское приволье.

    Однако герой так и не доехал до родной деревни. Тема «Обломов и мужики» проходит через весь роман. Еще в первых главах мы узнали, что в отсутствие барина крестьянам живется туго. Староста докладывает, что мужики «убегают», «просятся на оброк». Пока Обломов утопал в своих проблемах, он упустил возможность проложить дорогу, построить мост, как сделал его сосед, деревенский помещик. Нельзя сказать, что Илья Ильич вовсе не думает о своих крестьянах. Но его планы сводятся к тому, чтобы все осталось как есть. И на совет открыть для мужика школу Обломов с ужасом отвечает, что «он, пожалуй, и пахать не станет...» Но время не остановить. В финале мы узнаем, что «Обломовка не в глуши больше, на нее пали лучи солнца!» Крестьяне, как ни было трудно, обошлись без барина: «…Года через четыре она будет станцией дороги, мужики пойдут работать на насыпь, а потом по чугунке покатится хлеб к пристани... А там …школы, грамота…» А вот обошелся ли Илья Ильич без Обломовки? Логикой повествования Гончаров доказывает излюбленные свои мысли. И то, что на совести каждого помещика лежит забота о судьбах сотен людей. И то, что деревенская жизнь есть самая естественная и потому самая гармоническая для русского человека; она сама направит, научит и подскажет, что делать лучше всяких «планов»

    ^ В домике на Выборгской Обломов опустился. То, что было свободным сном, сделалось галлюцинацией – «настоящее и прошлое слились и перемешались». В первый приезд Штольцу удалось поднять Обломова с дивана. Во второй он помог другу в решении практических дел. И вот теперь с ужасом понимает, что бессилен что-либо изменить: «Вон из этой ямы, из болота, на свет, на простор, где есть здоровая, нормальная жизнь!» – настаивал Штольц…

    «Не поминай, не тревожь прошлого: не воротишь! – говорил Обломов. – Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть… Я все чувствую, все понимаю: мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел.. Может быть, в последний раз было еще возможно. Теперь... теперь поздно...» Даже Ольга не в состонии воскресить его: «Ольга! – вдруг вырвалось у испуганного Обломова… – Ради Бога, не допускай ее сюда, уезжай!»

    Как в первый приезд, Штольц подводит печальный итог:

    – Что там? – спросила Ольга…

    – Ничего!..

    – Он жив, здоров?

    – Что ж ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не привел? Пусти меня!

    – Нельзя!

    – Что же там делается?… Разве «бездна открылась»? Скажешь ли ты мне?.. Да что такое там происходит?

    – Обломовщина!

    И если Илья Ильич нашел людей, которые согласны терпеть эту жизнь около себя, то самая природа, кажется, выступила против, отмеривая краткий срок подобному существованию. Оттого трагикомическое впечатление производят попытки той же Агафьи Матвеевны ограничить мужа. «Сколько раз прошли? – спросила она Ванюшу… – Не ври, смотри у меня… Помни воскресенье, не пущу в гости ». И Обломов волей-неволей отсчитал еще восемь раз, потом уже пришел в комнату...»; «Хорошо бы к этому пирог!» – «Забыла, право забыла! А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло!» – схитрила Агафья Матвеевна». В этом нет смысла. Ибо иной цели в жизни, кроме еды и сна, она предложить ему не может.

    Что ни день, то новое открытие!

    Описанию болезни и смерти своего героя Гончаров уделяет сравнительно немного места. Почему? Потому что самое страшное с Обломовым уже произошло. Духовная смерть опередила физическую. «Он умер потому, что кончился…» (И. Анненский). «“Пошлость” окончательно “восторжествовала над чистотой сердца, любовью, идеалами”».

    Прощается Гончаров со своим героем взволнованным лирическим реквиемом: «Что же стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его. Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».

    Казалось бы, здесь неоспоримое противоречие. Высокая надгробная речь опустившемуся герою! Но жизнь не может считаться бесполезной, когда кто-то вспоминает о тебе. Светлая печаль наполнила высшим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны: «Она поняла, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно».

    В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить «неугодливой» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит следующий диалог о покойном Обломове:

    – А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!

    – Отчего же? Какая причина?

    – Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.

    – Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?

    – Сейчас расскажу тебе… А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. «И он рассказал ему, что здесь написано.»

    Таким образом, композиция романа строго кольцевая, в ней невозможно вычленить начало и конец. Все, что мы читаем с первых страниц, оказывается, можно истолковать как рассказ про Обломова, его друга. В то же время Штольц мог поведать историю недавно завершившейся жизни. Таким образом, круг человеческой жизни пройден дважды: в реальности и воспоминаниях друзей.

    Гончаров, певец гармонии, не смог завершить свою книгу одной минорной нотой. В эпилоге появляется новый маленький герой, который, быть может, сумеет гармонично соединить лучшие черты отца и воспитателя. «Не забудь моего Андрея! – были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом…» «Нет, не забуду я твоего Андрея, – обещает Штольц.– Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты.

    «Обломов в романе Гончарова» - На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Сон Обломова. Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Обломов и Штольц. Вторая и третья части посвящены истории любви Обломова и Ольги Ильинской. Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя.

    «Обломов» - Какие детали описаны автором наиболее подробно? Заполните таблицу цитатами из романа. Ветка сирени. И. А. Гончаров «Обломов». Прочитайте 2 – 4 главы и ответьте на вопросы. Портрет как средство создания образа. Проследите, как портрет отражает характеры. История любви. Андрей Штольц (часть2, главы 1 – 5).

    «Роман Гончарова Обломов» - Штольц. Копирование действительности, слепок с натуры. Секретный комитет по крестьянским делам. «Сон Обломова» Гончарова И.А.1849. «Дворянское гнездо» Тургенева И.С.1859. Григорьев А.А. Гончаров поступает в Московское коммерческое училище на Остоженке. 1812 1819 1822. Публикация романа «Обыкновенная история»в журнале «Современник» (задуман в 1844 году).

    «Обломов Гончарова» - Домашний костюм. В течение 1958 г. идет работа над романом. Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви.». Фрегат «Паллада» (1858) (очерки о кругосветном путешествии). Обломов в системе авторских рассуждений. Обрыв (1868). Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891). Из истории создания р. Н. А. Добролюбов.

    «Штольц и Обломов» - Обломов и Штольц.

    «Гончаров роман Обломов» - Какие детали портрета обломова вы бы отметили? Д. С. Мережковский 1890г. ??????????? Судьбинский. Патриархальный. Что помешало взаимному счастью героев? Смерть обломова. Обломовщина. II ч.). Критика об ольге ильинской. Роман "Обломов". Проблематика романов. «Я любила будущего обломова!». Выбор обломова.

    Всего в теме 8 презентаций

    Чем закончился роман И. А. Гончарова "Обломов"?

      Роман Ивана Александровича Гончарова Обломов заканчивается очень просто и можно так сказать по сценарию.

      Что ни говори, а главный герой романа Обломов стал любимым и более близким по духу героем для многих читателей, несмотря на то, что роман был написан более 100 лет назад. Поэтому данный роман можно перечитывать бесконечно много раз, и каждый раз открывать для себя что-то новое.

      Роман Обломов заканчивается тем, что Илья Обломов умирает(от постоянной лени и лежания у Обломова появилось много болезней)

      Ольга же вышла замуж за Штольца. Они взяли на воспитание сына Ильи Обломова(сын появился от связи Обломова с простой женщиной)

      Великий не побоюсь этого слова Роман! Всем советую прочитать, любовная линия Обломова и Ольги ни чем не закончилась, так как она осталась с другом Обломова Штольцем, у Обломовародился ребенок от женщины, которая ухаживала в его доме по хозяйству. В целом Обломов ни достиг ни каких вершин, ни со своим хозяйством, ни с Ольгой, да ни с чем не смог решить свои дела, ему всегда было лень, да и обмануть его было легко

      В названии романа и лежит весь сюжет и сценарий полный ОБЛОМ. Человек, который подавал надежды, был умен, красив, под конец утратил весь свой потенциал и умер почти в нищете в маленькой избушке с женщиной, которая за ним убирала и стирала от которой и сын появился, но которого Штольц с Ольгой забрали себе на воспитание. Как говорится если ты талантлив, то талантлив во всем, а если ленив, то рано или поздно тебя настигнет крах, только и останется что говорить такова судьба моя.

      Вполне закономерно роман заканчивается смертью главного героя - Ильи Обломова. Это как приговор тому образу жизни который он вел и который не вел ни к чему. Впрочем, Обломов нашел свое счастье, он женился на Агафье, у него родился сын. Вот только его равнодушие и лень полностью разорили Обломова, самому за хозяйством ему приглядывать было не с руки, а мошенники не дремали. Так что после смерти отца сыну Обломова грозила бы нищета, если бы не Штольц, который, к тому времени женившийся на Ольге, взял мальчика на воспитание. Думаю, что с таким приемным отцом из Андрея Обломова должен бы вырасти совсем другой человек, нежели был его родной отец.

      Роман заканчивается своеобразным эпилогом, в котором Захар рассказывает историю своего неустроенного бытия: отовсюду его выгнали, поскольку в новое время господам было нужно гораздо меньше прислуги, да и с обязанностями своими он не справлялся: то выпивши на рабочем месте, то дорогую богемскую посуду раскрошит, то иные проступки разной степени неприемлемости совершит. Закончил нищим, выпрашивающим копеечку. Штольц пообещал ему угол при условии, что Захар не будет пьянствовать.

      О судьбе героев речь идт в предпоследней главе. Илья Ильич умер от удара,

      Его вдова Агафья Матвеевна была, конечно, женщиной иного плана, чем Ольга, но любила мужа искренне, потому что после его кончины

      Е хозяйство прибрал братец с супругой, у которых она фактически в прислугах, поскольку

      Сынишку Андрюшу она отдала на воспитание Штольцам. Тем самым автор дат читателю надежду на то, что обломовщина не распространится дальше, и маленький Обломов не повторит судьбу своего отца, в здоровом равновесии его русской души и полунемецкого воспитания.

      Илья Ильич Обломов умер в конце этого произведения, что, на мой взгляд, как нельзя лучше показывает неправильность его жизни, его существования. Человек, который ведет бессмысленную жизнь, не видит в ней смысла, поэтому умирает.

      КОНЦОВКА РОМАНА И. А. ГОНЧАРОВА ОБЛОМОВ.

      Концовка романа Ивана Александровича Гончарова Отцы и дети в какой - то мере была вполне предсказуема. Андрей Иванович Штольц , который приходится лучшим другом Илье Ильичу Обломову, женился на прекрасной Ольге Сергеевне Ильинской . К сожалению, дальнейшие отношения между Обломовым и Ильинской не сложились: слишком разные они люди. Илья Ильич первым написал письмо Ольге Ильинской с просьбой простить его, но будущего у пары нет. Как он сам говорил, его жизнь будет в тягость Ольге, а он так и не прибегнет на путь исправления.

      Главный герой романа Илья Ильич женился на Агафье Петровне Матвеевне , хозяйке квартиры в деревушке, в которую он некогда переехал от назревших в городе проблем и суматох.

      Вскоре, после помолвки, появился на свет первенец. Богатыря назвали Андрей .

      После расставания с барином слуга Захар сильно запил .

      Позже умер Илья Ильич Обломов . Жизнь для него потеряла всякий смысл, поэтому оставаться на этом свете он не желал.

      Агафья Петровна сильно переживала кончину Ильи Ильича и не могла смириться с его уходом из жизни.

      Маленького Андрея Штольцы взяли к себе на воспитание и считали его родным.

    Гончаров, Иван Александрович, величайший русский критик и писатель, который стал известен, благодаря своим работам. В его творчестве фигурирует жизнь людей, их быт и всю эпоху правления крестьянским правом. Одной из его известных работ, называется «Обломов». Здесь, писатель, выражает свои мысли как критик, и выразительно показывает все действия происходящие в романе.

    В данной работе автора, главным героем, становиться Илья Обломов, по батюшке Ильич. Это был, барин, которого воспитывало, спокойствие, бездействие, и очень беспокойные близкие ему люди. В силу чего, Обломов стал, практическим пустым местом, для самого себя и для общества в целом. Основной трагедией жизни, стала безразличие к самому себе. С раннего возраста, ему практически во всех его действиях ставили запрет, и всячески ограждали от его мыслей. Даже учитывая прогулки на улице, которые не проходили без вмешательства родных. Своими переживаниями о мальчике, окружающие его люди, сотворили этот пустой облик в жизни, за что Илья будет практически наказан судьбой. Со временем, мальчик так и вырастал «комнатным растением». И войдя во взрослую жизнь, ему становиться, катастрофически тяжело удержать жизненный баланс в своих руках.

    Несмотря на все бездействия главного героя, автор, упоминает важную черту характера Ильи, это его безвредность. Это его характеризовало как положительного персонажа.

    В силу того, что герой вёл бесполезный образ жизни, говорит и та сцена, в которой Илья, встречает новую любовь, но от своих бездействий, он видит, что она сможет его «вытянуть» из этой рутины. Но как бы то ни было, он обретает счастье с Агафьей, которая рождает ему сына. От его бездействий, шло «под откос» всё домашнее хозяйство. На этом фоне, сработала смекалка аферистов, которые после его смерти, планировали полностью разорить его имущество.

    Приступы сердца, всё чаще и чаще посещали Обломова, при которых его заставала Агафья. Последнее время, она практически ждала его смерти. И вот, спустя время, Илью Обломова, повергает очередной последний инсульт, который видит Агафья Матвеевна, и он уходит из своей бесполезной жизни.

    Благодаря Штольцу, потомок Обломовых, оказывается в надёжных руках. На тот момент, Штольц жил с Ольгой и в отличие от отца, он решительно был настроен воспитать юнца сироту. Если учесть нрав нового отца Андрея, то, мальчишка вырастит смышлёным и решительным парнем.

    Сочинение пр Смерть Обломова в романе Гончарова

    Иван Александрович Гончаров своим романом «Обломов» описал многочисленное количество народа, которые живут как Обломов в Обломовщине. Каждый хотел бы позволить себе жить как Обломов, лежать на диване в свое удовольствие. Обломов был приучен к такой жизни с детства, родители его приучили к тому, что за него должны делать все слуги. Обломов после смерти родителей не знал, как руководить таким количеством крепостных, поэтому его это не сильно волновало. Обломов человек не глупый, но его лень пересилила его активность.

    Обломова устраивало то, что он лежит целыми днями и ничего не делает, его волнует только еда и сон. Илья Ильич вроде, как и готов сделать что-то для своих крепостных, но потом запал гаснет, и он снова лежит на диване и ничего не делает. Обломова не побудило к активному образу жизни ни помощь друга, ни любовь. Его все устраивает и перемены в его жизни Обломова очень сильно пугает, он не хочет ничего делать для изменения своего быта.

    Гончаров хотел написать о человеке, которого не научили, как жить взрослой жизнью и принимать решения самостоятельно. Вокруг него в доме кругом грязь и паутина и Обломова это не беспокоит. Иван Александрович писал об Обломове как о человеке с чистым сердцем, таких людей очень мало осталось в обществе. Материальная сторона не беспокоит Илью Ильича, для него важнее духовная сторона жизни.

    Когда Ольга Ильинская пытается переделать взрослого Обломова, он противится этого. В сцене описанной Гончаровым он даже просит своего друга Штольца, чтобы он больше не пускал к нему Ильинскую. Обломову не нравится, что на него давят, он не хотел быть таким как его друг, он выбрал для себя другой путь.

    После расставания с Ольгой Ильинской Обломов страдает, ведь его сердце разбито, но нашлась женщина, которая смогла дать Обломову ту ласку и заботу, о которой он мечтал. Его связь с Агафьей Матвеевной принесла ему то спокойствие и душевное равновесие, которое не смогла ему дать Ильинская.

    Обломов рядом с Агафьей Матвеевной снова почувствовал себя маленьким мальчиком, о котором заботятся. Плодом их любви стал их сын Андрюшка.

    В очередной раз, приехавший Штольц, разговаривая с другом, понимает, что скоро тот умрет. Обломов просит перед смертью своего друга не бросать его сына и позаботиться о нем. Штольц дает Обломову обещание, что вырастит из Андрюшки трудолюбивого и ответственного человека. Все сохранили хорошие воспоминания об Обломове, как о человеке, который не стал черств сердцем и скуден душой. Он не изменил своим принципам и остался чистым и светлым человеком в их памяти.

    Несколько интересных сочинений

    • Анализ сказки 12 месяцев Маршака

      В замечательной зимней сказке С.Маршака рассказывается о чуде, случившемся с маленькой девочкой на исходе года. Данная волшебная история позволяет проникнуться очарованием зимнего леса и почувствовать новогоднюю атмосферу

    • Главные герои комедии Горе от ума Грибоедова

      Довольно много разных и интересных персонажей участвуют в данной комедии Грибоедова. Но несмотря на их большое количество, главное действие, все же, сосредоточено вокруг нескольких главных героев.

    • Анализ рассказа Галоша Зощенко

      Рассказ Михаила Зощенко «Галоша» в большей степени относится к комическому жанру. В нем высмеивается бесполезная работа конторских служащих, которые кроме бумажной волокиты ничего больше не делают.

    • Анализ главы Любани произведения Путешествие из петербурга в Москву

      Любани – 4 глава легендарного произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. По мнению большинства читателей, является одной из самых известных частей данной повести. Причиной возникновения подобных

    • Сочинение Утро изменившее жизнь После бала для 8 класса

      Иногда случается так, что один небольшой эпизод может изменить мнение о человеке и дальнейшую жизнь. Так случилось и в рассказе Л.Н.Тольстого «После бала»

    Персонаж Обломов и автор Гончаров, создавший этот классический тип, с полным осознанием относятся к тому, что погубило этого героя, человека «голубиной души». Ответ — «обломовщина», так поясняет Илья Ильич Обломов задавшей этот вопрос Ольге. Но что же такое «обломовщина? В этом Гончаров разобрался задолго до окончания своего романа.

    В 1849 году, то есть почти за десять лет до появления в печати романа «Обломов», он опубликовал большой отрывок из него, под названием «Сон Обломова», в котором рассматриваемое явление русской жизни поставил в связь с господствующим в ней общественным укладом, с природой и климатом страны, с нравами ее населения. Разберемся с каждым из этих факторов в отдельности.

    Природа того благословенного уголка земли, где протекало детство Обломова, не знает «ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Мирной природе соответствует и климат. Годовой круг совершается здесь правильно и невозмутимо: зима, не прерываемая оттепелями, продолжается как раз столько, сколько ей нужно; весна наступает дружно, и во время ее можно не опасаться внезапных вьюг; летом почти три месяца стоят ясные дни, лучи солнца только слегка жгут, но не палят нестерпимым зноем. О страшных бурях и вовсе не слыхать. Восторженный мечтатель и поэт, быть может, затоскует в этой местности. А между тем, в спокойной жизни как раз и заключается идеал Обломова.

    Тишина и мир, царившие в природе, распространялись на нравы населения. Интересы жителей всецело были сосредоточены на них самих, так как отношений с населением других местностей не существовало. Исчезновение поросенка или курицы трактовалось, как событие государственной важности. Сравнительная материальная обеспеченность, гарантировавшая кусок насущного хлеба, развивала поразительную беззаботность. Живым воплощением такой беззаботности является крестьянин Онисим Суслов, изба которого с незапамятных времен висит над оврагом, ежеминутно грозя падением. Казалось бы, курице страшно войти в нее, а Онисим и не думает об опасности.

    Нравы окрестного населения передались и обитателям обломовской усадьбы, которая создала добродушного и апатичного Илью Ильича. Еда и сон при полном безделии – такова жизнь родителей Обломова и всех его домочадцев. Об обеде советовались всем домом: всякий предлагал свое меню, даже престарелая тетка приглашалась к совету. После обеда наступал сон, во время которого в доме не было ни одной бодрствующей души. Преобладание физических потребностей, таких как еда и сон, вело к тому, что умственные запросы глохли и, наконец, совсем исчезли. Неразвитость «обломовцев» доходила до колоссальных пределов: так, например, кроме старика Обломова, все путали и названия месяцев и порядок чисел; зато знали великое множество всяких примет и рабски в них верили. Разговаривать обломовцам друг с другом решительно было не о чем, так как, по ироническому заключению автора, их умственные сокровища были взаимно исчерпаны, а новостей они получали мало. Как ни жалка и ни убога такая жизнь, другой они не желали, потому что другая жизнь была бы сопряжена с разнообразием, переменами и случайностями, а этого обитатели обломовской усадьбы боялись, как огня. До чего велик был их страх перед всякой новостью, показывает эпизод с получением письма, событием в обломовской жизни экстраординарным.

    Картина их быта будет достаточно полной, если добавить, что среди обломовцев даже серьезного интереса к хозяйству не существовало. Они принимались за починку пришедшего в ветхость сооружения не раньше, чем это вызывалось крайней необходимостью. Мостик, например, исправили только тогда, когда Антип свалился с него в канаву вместе с лошадью и бочкой. Нет необходимости доказывать, что подобное сытое и бездельное житье было возможно только во время крепостного права, когда все окупал и оплачивал труд «трехсот Захаров».

    Вот в какой среде прошли детские годы Ильи Ильича Обломова. Автор усиленно подчеркивает, что эта среда должна была оказать огромное влияние на формирование умственного и нравственного существа героя. Достаточно припомнить воспитание маленького Илюши в родительском доме. К нему с самого рождения была приставлена старая преданная нянька, в обязанности которой входило «смотреть» за ребенком. Смотрение это заключалось в неустанной борьбе с проявлениями живости и самостоятельности в характере мальчика. Влиять на умственное развитие ребенка няня не могла. И питала его воображение только своими, разнеживающими самолюбие, сказками о добрых молодцах, очень похожих на Илью Ильича.

    В большинстве сказок фигурировала добрая волшебница, которая покровительствовала своему любимцу и, в конце концов, женила его на неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне. Маленького Илюшу под впечатлением таких сказок начинало тянуть в чудный край, где не надо трудиться и где ждет его своя Милитриса. Влияние родителей не только не являлось противовесом влиянию няни, но, наоборот, усиливало его. Мать Илюши предоставила ребенка старухе только отчасти: она, в свободное от хозяйственных забот время, следила за тем, чтобы солнышко не напекло сыну голову, чтобы он не убежал в овраг и тому подобное. Еще больше, чем няня, мать разнеживала самолюбие ребенка: не стесняясь присутствия сына, она любила разговаривать с домочадцами об его будущности, причем ставила его героем какой-нибудь созданной ей блистательной эпопеи.

    Когда из ребенка Илья Ильич сделался отроком, основа его воспитания мало изменилась, несмотря на то, что вместо няньки при нем безотлучно находился теперь крепостной мальчик Захарка. Только что проснется Илюша, Захарка уже стоит у кровати и, как бывало нянька, натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему то одну, то другую ногу. И не один Захарка в его распоряжении, стоит ему только мигнуть – уже трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание. Не удивительно, что Илюша, подобно тепличному растению, рос медленно и вяло. Единственное, что могло побороть влияние подобного воспитания, так это учение в пансионе дельного и энергичного немца Штольца, управлявшего соседним имением.

    Штольц тотчас же вступил в упорную борьбу с системой воспитания обломовцев, которые, согласившись подвергнуть Илюшу школьному учению только потому, что без него было не достигнуть шитого мундира чиновника, всячески противодействовали Штольцу в его попытках подчинить мальчика строгому режиму его пансиона. Немецкая настойчивость, возможно, и преодолела бы влияние обломовцев на Илюшу, если бы последний не нашел себе союзника в лице сына Штольца, Андрея, который так привязался к Илюше, что и переводы за него делал и уроки ему подсказывал. Это избавляло Илюшу от необходимости трудиться, а труд был единственным средством борьбы с «обломовщиной».

    Влияние последней усиливалось тем, что Илья Ильич, с детства наблюдавший крепостнические порядки, при которых между «людьми» и «господами» проводилась настолько резкая грань, что дворовый мальчик за жалобу на дурное обращение с ним Илюши, вместо справедливого удовлетворения получал колотушки, — чувствовал себя барином. В этом отношении чрезвычайно характерна его ссора с Захаром, осмелившимся сказать, что раз «другие меняют квартиры, то почему бы не переехать и Илье Ильичу». Обломов пришел в величайшее негодование и разнес Захара:

    — Другой работает без устали, — говорит он, — бегает, суетится, не поработает, так и не поест, другой кланяется, другой просит, унижается. А я? Ну-ка, реши, как ты думаешь, другой – я, а?.. Да разве я мечусь, разве я работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому? Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу. Стану ли я беспокоиться? Из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, и вообще черным делом не занимался.

    Сознание Обломова затемнилось настолько, что появилась гордость от преимущества ничегонеделания. Обломов возмущается от одного только сравнения его с другими.

    Крепостное право было фундаментом такой жизни. Захары и сотни Захаров делали ненужным проявление собственной инициативы, собственной деятельности. Не было необходимости в жизненной борьбе. Отсюда — полная беспомощность, боязнь жизни.

    Вывод:
    Гончаров – большой мастер эпизода, выявляющего подлинную суть характера героя. Сон Обломова – это стремление писателя проникнуть в тайну души, всецело раскрыть образ, проанализировать поступки героя, показать его мировоззрение. Сон – это особое состояние человека. Чувства, испытываемые во время сна-видения, обладают особой значимостью: они в точности транслируют те чувства, которые человек испытывает в жизни реальной. Во всеобъемлющей картине сна показан собирательный образ Обломовки, этого общества, в котором нет места всему деятельному, прогрессивному, мыслящему. Сон Обломова – это ключевое событие, образец эпизода, это грань, за которой начинается истинное понимание романа.

    План статьи

    I. Вступление
    Время появления отрывка «Сон Обломова».
    Место его в романе

    II. Основная часть
    Обломов, как причина «обломовщины».
    а) Природа:
    — отсутствие «грандиозного, дикого и угрюмого»,
    — отсутствие борьбы с природой,
    — отсутствие поэтических впечатлений.

    б) Климат.

    в) Нравы населения:
    — мелочность,
    — ограниченность интересов,
    — беззаботность,
    — отсутствие случайностей.

    г) Усадьба:
    — преобладание физических потребностей,
    — неразвитость,
    — страх перед переменами,
    — отношение к хозяйству,
    — причины его.

    д) Влияние Обломовки на Обломова.
    — детство,
    — отрочество.

    III. Заключение. Обломов и «другие».

    Тихая смерть Обломова не есть смерть блаженного. Вся четвертая часть романа есть описание духовной смерти героя до его физической кончины. И главный мотив здесь - духовное поражение Обломова, которое выглядит как погружение в новый, теперь уже окончательный «смертный сон». Перед нами уже живой мертвец, который не хочет думать о том, что ждет его завтра (недаром сказано: «Он предчувствовал близкую смерть и боялся ее»), а лишь доволен тем, что сейчас еще имеет возможность не тревожиться об окончательном итоге своей жизни, о необходимости покаяния. Ключевыми словами четвертой части являются: «покой», «тишина», «безнадежность», «беспечность», «сон», «лень», «убаюкивание».

    Для героя в этой части характерны два неравноценно представленных состояния. Первое - это недолгие вспышки раскаяния, являющиеся «все реже». Однако это раскаяние не деятельное, как в романе с Ольгой Ильинской, а созерцательное и потому унылое, отчаянное. Обломов тогда «плачет холодными слезами безнадежности». Второе состояние тревожно названо Гончаровым: «внутреннее торжество». Это полный отказ от всякого покаяния, полное самооправдание и успокоение в грехе. Гончаров пишет о своем герое, что он «вкусит временных благ и успокоится», что «каяться - нечего».

    Самооправдание же заключается в том, что под свой грех, под свое греховное состояние Илья Ильич подводит философский базис: «Наконец решит, что жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия. Другим, думал он, выпадало на долю выражать ее тревожные стороны, двигать создающими и разрушающими силами: у всякого свое назначение! » .

    Итог жизни Обломова - весьма неушительный. Он подводится в разговоре со Штольцем уже при окончательном прощании: «Мне давно совестно жить на свете! Но не могу идти с тобой твоей дорогой, если б даже захотел… » И слова Штольца выглядят как окончательный приговор: «Погиб ты, Илья… «.

    Однако роман «Обломов» явно проникнут евангельским духом. Даже окончательная духовная гибель героя еще оставляет надежду на милосердие Господа Бога. На это милосердие надеется автор, когда лишь в намеке дает образ ангела, охраняющего могилу Обломова: «Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его» . Надежда проглядывает и в том, как сохранился Илья Ильич в памяти людей. Еженедельно молится о нем в церкви вдова Агафья Матвеевна Пшеницына. Добрым словом вспоминает о нем Захар: «Этакого барина отнял Господь! На радость людям жил.. . Не нажить такого барина.. . помяни, Господи, его душеньку во Царствии Своем! » .

    Обломов погиб для мира, для людей, погиб и духовно. Но все-таки, не делая добра, не творил он и зла. С точки зрения христианской, ему были поданы Богом такие дары, как чистое сердце, кротость, нищета духа, плач и пр. (хотя все это - в обытовленно-житейском, не духовном виде) . Обломов не смог преодолеть силой покаяния, волей к покаянию и раскаянию - «сна смертного», «уныния» духовного. В этом смысле он как бы напрасно растратил бесценные дары, отпущенные ему Богом. Но все же автор не выносит ему приговор, но выдвигает на первый план как окончательный итог - возможность Божьего милосердия.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»