Срочно, сочинение на тему братья кирсановы "отцы и дети". Срочно нужна история жизни павла петровича из романа отцы и дети

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Средняя оценка: 3.3

Написание романа "Отцы и дети" совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменит был развитием промышленности и естественных наук, расширением связи с Европой. В России стали принимать идеи западничества. "Отцы" придерживались старых взглядов. Молодое поколение, "дети", приветствовало отмену крепостничества и реформы.

Базаров, нигилист, представляет "новых людей", а в качестве противника ему принято считать Павла Петровича Кирсанова, потому что именно они ведут полемику на различные темы - о нигилизме, аристократизме, практической пользе и прочее. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича- лишь "слова", так как не подкреплены никаким действием. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения (с детства был необычайно красив, самоуверен, очень нравился женщинам, учился в пажеском корпусе, в 27 лет был уже капитаном, впереди ждала его блестящая карьера), но первая же трудность (неразделенная любовь к княгине Р.) сделала Павла Петровича ни на что не способным: вышел в отставку, преследовал ее, был изгнан, десять лет прожил бесцветно,бесплодно и быстро, остаток жизни проводит с братом в деревне. Убеждений у него нет, вместо них - принципы, которые сводятся к соблюдению внешних приличий и старанию казаться джентльменом. Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича (это ярко проявляется в описании его кабинета, в том, что в качестве символа России он держит на столе пепельницу в форме "мужицкого лаптя").

Павла Петровича интересует лишь внешняя сторона вещей - он толкует о Шиллере, Гете, хотя вряд ли их прочел, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но ведь то же самое можно сказать и о Базарове: то же пристрастие к "внешним эффектам" (бакенбарды, балахон, развязность), та же неуживчивость с окружающим миром. Д.И.Писарев называет Павла Петровича "Печориным маленьких размеров". Базаров - тот же Павел Петрович с точностью до наоборот.

Тургенев показывает, что на отрицании всего и вся нельзя построить ничего, в том числе и философию, потому что жизнь состоит в утверждении, а не в отрицании. Таким образом мы видим, что настоящий противник Базарову - Николай Петрович Кирсанов, хотя он не вступает в словесные споры. Он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата.

Николай Петрович просто живет, согласно сердцу и совести (сломав ногу в юности, что помешало ему сделать военную карьеру, он не впадает в уныние, не озлобляется на весь мир, а учится в университете, затем женится, живет с женой десять лет в любви и согласии, которые прошли "как сон"; после смерти жены отдает себя воспитанию и обучению сына; затем жизнь посылает ему любовь к простой девушке Фенечке, к новорожденному ребенку).

То выстраданное знание, ту "сермяжную правду", которую познал Николай Петрович в гармоничном существовании, в единении с природой, в поэзии и любви, - можно понять только развитой душой, которой нет ни у "уездного аристократа", ни у "предводителя нигилистов". Это способен понять только сын Аркадий, который, в конце концов, приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. Сама жизнь расставляет все по местам, отметает все неестественное: Базаров умирает, познав любовь, смягчив свой негативизм; Павел Петрович уехал за границу (где ему и место); Аркадий женится на Кате, живет в отцовском поместье, поднимает его из запустения и бедности; Николай Петрович - женится на Фенечке, делается мировым посредником и изо всех сил трудится.

В центре романа Тургенева «Отцы и дети», написанном накануне реформы 1861 года, находится проблема взаимоотношения поколений. Она рассматривается как с точки зрения общественно-исторического конфликта поколений «отцов»-либералов и «детей»-нигилистов, так и извечного конфликта отцов и детей внутри семьи. С позиции первого конфликта рассматривается образ Павла Петровича Кирсанова, а образ Николая Петровича включен во второй. Этим определяется различие их роли и значения в романе, а также разница характеров и судеб двух братьев Кирсановых.

Поначалу кажется, что между ними много общего: оба они принадлежат к слою дворянской интеллигенции, прекрасно образованы, воспитаны в лучших традициях дворянской культуры, оба люди думающие и тонко чувствующие. Николай Петрович более поэтичен, увлечен музыкой, а Павел Петрович несколько суховат, строг в манерах и даже в деревне одевается как «денди лондонский». Но в целом оба они представляют, по выражению Тургенева, «сливки» дворянского общества. При этом каждый из братьев Кирсановых много пережил: у Павла Петровича была романтическая, всепоглощающая любовь к таинственной графине Р., а Николай Петрович не может забыть свою горячо любимую жену, мать Аркадия. К моменту начала действия романа каждому из них суждено было пережить утрату любимой женщины, и оба они уже перешагнули сорокалетний рубеж. Правда, Николай Петрович пытается создать новую семью с молодой женщиной Фенечкой, и с трепетом ожидает того, как Аркадий воспримет рождение младшего брата. Павел Петрович никогда не был женат, он хранит память о графине, хотя тоже тайно влюблен в Фенечку.

Братья Кирсановы воспринимаются молодыми героями - Аркадием и Базаровым - как представители поколения отцов, почти старики, которые доживают свой век. При этом оба брата не согласны с такой оценкой своих возможностей: они еще полны сил и готовы отстоять свои позиции. Но в том, как они это делают, сказывается разница в их характерах и возможностях. Павел Петрович, столкнувшись с нигилистом Базаровым, готов ринуться в бой и ведет непримиримую борьбу за так дорогие ему «принсипы». Его раздражает в Базарове буквально все - манера одеваться, говорить, вести себя, но особенно ненавистно ему беспощадное базаровское отрицание всего того, что так дорого Кирсанову-старшему. Это противостояние выливается сначала в идейный спор, а затем приводит к дуэли. Но судьбы Павла Петровича и Базарова схожи: оба обречены на одинокую, бобыльную жизнь, которая завершается разрывом со всем, что было им дорого. Базаров умирает, а Павел Петрович, ставший похожим на мертвеца, доживает свой век в Англии вдали от родных и близких.

Николай Петрович, напротив, гораздо мягче в своем отношении к молодому поколению, он даже готов с ними в чем-то согласиться и пытается понять, что волнует молодежь, к чему она стремится. Приехавший из Петербурга сын Николая Петровича Аркадий находится поначалу под большим влиянием своего друга Базарова и несколько резок по отношению к отцу и дяде. Но Николай Петрович старается не обострять конфликт, а наоборот, найти путь ко взаимопониманию. И такая позиция дает свои благотворные результаты. В конце романа мы видим, как Аркадий, избавившийся от «болезни» нигилизмом и женившийся на Кате, прекрасно уживается с отцом Николаем Петровичем, его новой женой Фенечкой и младшим братом под крышей отчего дома в Марьине. Сын успешно продолжает дело отца по организации фермы. Так эстафета от одного поколения естественно переходит к другому - это и есть норма жизни, освященная традицией и вечными, непреходящими ценностями.

К «отцам» в романе относятся прежде всего братья Кирсановы.

Образ Павла Петровича

Рисуя Павла Петровича, Тургенев набрасывает его выразительный портрет. Мы видим у этого сорокапятилетнего мужчины коротко остриженные седые волосы, лишенное морщин, но желчное лицо, сохранившее «следы красоты замечательной». В облике его заметны «юношеская стройность», стремление «прочь от земли», изящность и породистость, изысканность и утонченность. Костюм его соответствует этим свойствам. На нём «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Он подаёт Аркадию «свою красивую руку с длинными розовыми ногтями», его снежной белизны рукавчик застёгнут «одиноким опалом». Это портрет аристократа и англомана, нарисованный и с любовным вниманием, и с долей иронии, поскольку свои вкусы и пристрастия Павел Петрович демонстрирует в глухой деревне, в которой он устремлён «прочь от земли».

Писатель наделяет Павла Петровича Кирсанова целым рядом положительных свойств. Его отличает безукоризненная честность, благородство, прямота, страстность, гибкий ум, преданность некогда выношенным убеждениям и определенным принципам, рыцарственное отношение к женщине. Нельзя не признать его правоты, когда он говорит о значимости авторитетов, с уважением говорит о великих немецких поэтах Гёте и Шиллере, когда осуждает Базарова за его презрение к мужикам. В характеристику Павла Петровича Тургенев привносит немало романтических черт. Они присутствуют, как мы видим, в его портрете, в подчеркивании автором незаурядности личности персонажа, в сцене дуэли, на которую — в силу романтических традиций — он вызывает своего противника, в обособленности от соседей, в романтической разочарованности и трагической участи невостребованного жизнью человека. Такой обрисовке Павла Кирсанова служит и заметная ассоциация его с Печориным. Дата его рождения — 1814 год — соотносит его с печоринским поколением, его рост, стан, белоснежный рукав, аристократизм облика, интерьер кабинета (оружие на персидском ковре), отдельные позы, дуэль — всё это призвано напомнить нам о лермонтовском герое, хотя у Павла Петровича нет печоринской мятежности и вечной неудовлетворенности.

Особое значение в отмеченной романтизации дяди Аркадия имеет история его любви к княгине Р. История эта похожа на вставную романтическую новеллу, в которой раскрываются странные особенности личности обоих героев и их душевные противоречия. Княгиня Р. вела странную жизнь, принимала гостей «во мраке гостиной», до самого утра «металась по комнате, ломая руки» и вся находилась «во власти каких-то тайных... сил». А её былой возлюбленный «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», «терзался, ревновал и не давал покою» княгине, скитался за нею, испытал любовь-рабство и загадочность этой истории завершил подарком кольца с вырезанным на камне сфинксом. Приключение это автобиографично и оттого согрето писателем особенным чувством, которое нельзя не заметить. Испытав трагедию любви, Павел Кирсанов запирает себя в деревенской глуши, отказавшись от надежд на счастье.

Вместе с тем Павел Петрович выступает как антагонист Базарова, в сравнении с которым становится очевидной праздность его бытия, оторванность его от высоких запросов жизни, его барское высокомерие и индивидуализм. Идеалы Павла Кирсанова остались в далёком прошлом, хотя он считает себя либералом и человеком, который любит прогресс. Взгляды этого персонажа во многом консервативны, «принсипы» окостенелы; он испытывает презрение к положительному опытному знанию, к естественным наукам, к носителям идей демократизма. Либерализм его достаточно ограничен, западничество причудливо соединилось со славянофильством. Нельзя не отметить, что от личности этого героя веет холодом. При внешнем повышенном эстетизме он зачастую бывает глух к прекрасному. Когда он смотрел на звезды, «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд». Это оттого, что «не умела мечтать его щегольски-сухая <...>, на французский лад мизантропическая душа». Народные начала жизни и народная вера ему, по существу, чужды. Тургенев часто иронизирует над Кирсановым-старшим, показывает комизм его положения в сцене дуэли, а эпизод этот он вводит для «наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства», как заметил автор в письме К. К. Случевскому. В эпилоге романа писатель показывает и драматизм переживаний своего героя («целая погибшая жизнь в нём трепетала»), и никчёмность прожитой им жизни («Да он и был мертвец», — констатирует автор).

Образ Николая Петровича

По-иному автор произведения характеризует Николая Петровича, другого представителя «отцов». Это мягкий, добродушный, чуткий и деликатный человек, переживший немало на своём веку. Но трудности жизни не исказили природы этого доброго человека, он не очерствел, остался сентиментальным и нежным «папашей», преданно любящим своего единственного сына. В описании портрета его бросаются в глаза слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: он «пухленький», он подогнул «ножки». Видимо, это не случайно. Николай Кирсанов менее крупная и яркая, нежели его брат, фигура, хотя она овеяна несомненным сочувствием автора. Николай Петрович тянется к молодёжи, долго живёт с сыном в Петербурге в пору учебы того в университете, благожелательно и гостеприимно встречает Базарова. Он причастен к искусству: глубоко любя музыку, играет на виолончели, чуток к природе и поэзии. Во многом он напоминает Лаврецкого: он решает в условиях крепостного права облегчить участь крестьян, переводит их на оброк и передаёт в их собственность землю. Он силится преобразовать помещичье хозяйство и заводит «ферму», используя наёмный труд.

Чтобы не отстать от жизни и быть на уровне своих преобразований, он учится, читает, выписывает специальную литературу. В округе его величают «красным». Он попадает в мировые посредники и терпеливо «вразумляет мужичков», отказываясь от высокомерия и спеси. Но добрые намерения отца Аркадия не приносят желаемых результатов. Его деревни исполнены убогой нищеты. Оброка крестьяне не платят. Рабочие «фермы» пугаются новой техники. «Сил моих нет!» — произносит Николай Петрович, предаваясь отчаянию. Чтобы усилить ощущение беспомощности младшего Кирсанова, писатель даёт ему устами крестьян и Базарова ряд обидных, но справедливых прозвищ: он «трусишка», «человек отставной», «божья коровка», «старенький романтик», «его песенка спета». Но Тургеневу Николай Петрович симпатичен, и в финале романа он не только сближает его с «блудным сыном», но и награждает семейным счастьем. Это тоже не случайно. Писатель чувствовал типичность этого персонажа и свою родственность ему. «Н<иколай> П<етрович> — это я, Огарев и тысячи других», — заметил однажды Тургенев.

В целом отношение автора к нарисованным им «отцам» достаточно противоречиво. С одной стороны, Тургенев окружает братьев Кирсановых в романе «Отцы и дети» своим вниманием, сопереживанием, сочувствием, романтизирует их, наделяя рядом весьма привлекательных черт, считает, что в конфликте романа «обе стороны до известной степени правы», а противники «равноценны». С другой — он роняет такое категорическое суждение: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича <...>. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? »


Вместо того, чтобы посечь сына, Он выпорол отцов… А. И. Герцен И. С. Тургенев начал работу над романом «Отцы и дети» в августе 1860 года. В июле 1861 года роман был закончен. Он создавался в годы исторического подъема, в годы подготовки и проведения реформы крепостного права. К началу 60 х годов XIX века в России сложилась революционная ситуация, разрешившаяся отменой крепостного права. Значительную роль в общественном движении этого периода начинают играть революционеры демократы, пришедшие на смену дворянским революционерам. Именно этот исторический процесс наиболее полно отразился в романе. По своим политическим взглядам в период работы над романом Тургенев примыкал к либеральному направлению. Автор «Записок охотника» сочувствовал освободительному движению, но до определенных границ: его пугала возможность кровавого крестьянского восстания. Поэтому писатель не смог принять революционных взглядов Чернышевского и Добролюбова. Но Тургенев не мог и не отразить в своем творчестве важнейших общественных явлений. Название романа «Отцы и дети» символично. Деление на «отцов» и «детей» в романе проведено не по возрастному, а по идейному признаку. «Отцы» – это люди со взглядами и принципами поколения либерального дворянства 40 х годов XIX века. «Дети» – это передовые люди, революционеры демократы из лагеря Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В романе показан процесс смены «отцов» «детьми». Но автор подчеркивает, что борьба ведется вовсе не с плохими людьми, а с отжившими общественными явлениями. Тургенев показывает читателю лучших представителей русского дворянства. Говоря словами автора, «если сливки таковы, то каково же молоко?» Наиболее яркими представителями лагеря «отцов» являются братья Кирсановы. Павел Петрович Кирсанов, старший брат, выведен в романе как представитель «белой кости», благородной крови, как представитель лучшей части русского дворянства. Об этом говорит история его жизни. Он воспитывался в пажеском корпусе, довольно быстро продвигался по службе, делал военную карьеру, но, говоря словами Базарова, «он всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен». Большую часть своей жизни он прожил за границей. Своей родины он почти не знал и плохо говорил по русски. Его портрет свидетельствует о том, что Павел Петрович аристократ. Запонки, воротнички, манжеты – во всем этом чувствовался английский вкус и порода. И в отношении его к крестьянству проявляется барская спесь и пренебрежительность. По языку и манерам он настолько далек от народа, что «русский мужик не считает его за соотечественника» и половину из его речи, пересыпанной иностранными словами, не понимает. В свою очередь, Павел Петрович нюхал одеколон, когда разговаривал с мужиками. Наиболее полно раскрывается ненужность и несовременность взглядов Павла Петровича в его спорах с Базаровым. Этот герой в первого взгляда не понравился Кирсанову. В его присутствии Кирсанов старший чувствует тайное раздражение, потерю хладнокровия, выдержки, вежливости. Павел Петрович одобряет существующий строй, он в ужасе от того, что Базаров замахивается на самодержавие. Кирсанов не понимает обстановки, сложившейся в России, пытается защитить перед Базаровым общину и другие патриархальные явления русской действительности, не зная, что община теперь даже не приносит оброка. Он придерживается славянофильских взглядов, но ничего русского не читает. Павел Петрович противопоставлен Базарову во всем. Тургенев подчеркивает это тем, что они даже одни и те же слова произносят по разному (принсипы – принцыпы). Павел Петрович никому не нужен в жизни и ни на что не способен. В семье брата его стесняются, молодежь его не понимает, новых взглядов на жизнь он не признает и не усваивает. Тургенев, говоря о нем в конце романа «… да он и был мертвец», рассказывает читателю, что Павел Петрович доживает свой век один, в Дрездене, а «на письменном столе у него находится пепельница в форме мужицкого лаптя» как единственнный символ связи с родиной. Образом Павла Петровича завершается галерея «лишних людей». Их время прошло, на смену им идут революционеры демократы. Младший брат, Николай Петрович, очерчен в романе несколько иначе. Тургенев явно в большей степени сочувствует этому герою, так как он отражает взгляды и настроения либеральной части дворянства, к которой примыкал и сам писатель. Николай Петрович – человек, склонный к мечтательности и грусти. Это немного удивительно, так как по роду своих занятий, да и по возрасту, он должен был бы быть далек от мечтаний. Николай Петрович любит стихи, играет на виолончели, любуется природой, увлекается изучением трудов немецких философов. Но в то же время Николай Петрович стремится идти в ногу со временем. Он выписывает книги из Петербурга, основал ферму на «вольном труде». Он, в отличие от старшего брата, принимает новое и уступает ему. Николай Петрович прислушивается к Базарову, следит за его опытами, рассуждает о его спорах с Павлом Петровичем. Он огорчается словам Базарова о некоторых книгах, которые он считал современными. В его разговорах с Базаровым читатель находит названия некоторых современных философских трудов. К крестьянам Николай Петрович относится хорошо. Он несколько более демократичен, чем Павел Петрович. Это чувствуют все, даже Фенечка. Но именно в отношении с крестьянами раскрывается его важная черта – бесхарактерность и мягкость. Когда надо кого то наказать, он этого сделать не умеет, так как нерешителен и добр. Даже делая большое и нужное дело (он мировой посредник), он своими речами «доводит мужиков до истомы». Свое посредничество он превращает в пустую и ненужную говорильню. Поэтому нам становятся понятны слова Базарова о том, что Николай Петрович – человек отставной и его «песенка спета». Хотя симпатии автора находятся на стороне этого героя, и в конце романа «ферма уже приносит значительный доход», мы понимаем, что этот человек живет все же устаревшими представлениями и ценностями. Такими увидел и изобразил дворян либералов Иван Сергеевич Тургенев. И хоть он и писал, что «Николай Петрович – это я», но пальму первенства он явно отдал Евгению Васильевичу Базарову – первому в русской литературе образу революционера разночинца.

Для Ивана Сергеевича Тургенева, так же как и для Николая Васильевича Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в романе “Отцы и дети”, да и в жизни самого автора.
Сначала опишу внешность и характер княгини Р. Княгиня слыла за легкомысленную кокетку, она любила много танцевать, смеяться, шутить с молодыми людьми, а по ночам долго в слезах металась по комнате. Но с приходом нового дня она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала на прогулки, болтала со всеми и бросалась навстречу всем развлечениям. Она была очень хорошо сложена, ее золотая тяжелая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись на ее лице.
История любви Павла Петровича и княгини Р. перекликается с историей трагической любви Тургенева к Полине Виардо. Портреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по заграницам, вела веселую, странную жизнь (она была известной певицей). Полина Виардо то отдаляла, то приближала к себе Тургенева. После долгих разлук их любовь вновь разгоралась, чтобы впоследствии потухнуть.
Павел Петрович, как и сам Тургенев, после разрыва с княгиней Р. не смог выбросить мыслей об этой женщине. Он терзался, ревновал, стремился к ней повсюду, пока та не решила уехать за границу. Но и это его не остановило, он ушел в отставку и отправился вслед за княгиней. Как и Полина Виардо, княгиня постоянно давала новую надежду Кирсанову. В Бадене она и Павел Петрович снова соединились, но через месяц все было кончено. Княгиня Р. уехала из городка и избегала встреч со своим бывшим возлюбленным. Кирсанов, как и Тургенев, встречал многих женщин на своем жизненном пути, но память об этой женщине и любовь к ней он пронес в себе на протяжении всей жизни.
В этой истории есть одна загадка, которая, по предположениям, имеет несколько решений. Павел Петрович дарит своей возлюбленной кольцо с вырезанным на камне сфинксом и говорит, что сфинкс - это она. После смерти княгини Р. он получает обратно конверт с этим кольцом. По камню со сфинксом она провела крестообразную черту и велела ему сказать, что крест и есть разгадка.
Первая версия решения этой загадки - то, что княгиня Р. поставила крест на их отношениях и этим хотела показать, что никогда не любила Кирсанова. Вторая версия заключается в том, что крест является началом новой жизни, и этим княгиня Р. намекала Павлу Петровичу на то, что он должен забыть ее и начать новую жизнь, постараться найти любовь после ее смерти.
Историю Павла Петровича и княгини Р. можно сравнить с мифом об Эдипе. В этом мифе рассказывается о сфинксе, полуженщине-полульвице, которая загадывала всем путникам загадки, а если они не разгадывали, она их съедала. Нашелся единственный человек, Эдип, который смог разгадать все ее загадки. Она не пережила такого горя и бросилась со скалы. Можно предположить, что княгиня Р. - это сфинкс, а Павел Петрович - Эдип. Но только Кирсанов не смог разгадать загадку своей любимой и поплатился за это, потеряв ее навсегда.
История трагической любви Павла Петровича играет очень большую роль в произведении. Она душевно сближает главных героев, Павла Кирсанова и Базарова, людей, чьи представления о смысле жизни, о судьбе простого народа очень различны и чьи споры легли в основу тургеневского произведения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»