Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Меню статьи:

Жизнь полна парадоксов, можно с легкостью отыскать множество таких примеров. Одним из них является диаметральная противоположность в характере и жизненных принципах самых близких, в родственных смыслах, людей.

Очень часто братья и сестры кардинально разняться между собой, что вызывает искреннее недоумение. Подобная ситуации описана И. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

Место образа Николая Кирсанова в романе и его взаимосвязь с братом

Николай Петрович Кирсанов – один из главных героев романа. Он не является активным деятелем в описываемых событиях, но его значение и участие в конфликте сложно переоценить. По сравнению с другими персонажами, Тургенев обделяет Николая Петровича в активности действий – персонаж появляется в ключевых моментах, а его образ составляется в основном из фрагментов и намеком автора, но при этом нельзя не отметить влияние Николая Петровича на развязку конфликта и сильное влияние этого самого конфликта на жизнь Кирсанова.

Иван Тургенев тесно связывает своего персонажа с образом Павла Петровича Кирсанова – старшего брата. Все описания и события жизненного пути Николая Петровича сопоставляются с определенными событиями или качествами характера брата. Другими словами, можно сказать, что вся жизнь Николая Петровича проходит в сравнении с жизнью и личностью брата.

Детство и юность Николая Кирсанова

Тенденция к сравниванию и сопоставлению личности братьев берет свое начало еще в детстве. В описаниях читатель замечает, что образ старшего брата противоречиво противопоставляется образу младшего.

В первую очередь это выражается в готовности последовать по стопам отца. Петр Кирсанов был происхождению потомственным дворянином, но особого влияния их род не имел. Ситуацию исправили заслуги в области военной службы – его авторитет значительно усилился, а деревенской глуши, где находилось их родовое поместье, он стал незаменимым и крайне уважаемым человеком.

Исходя из такого поворота событий, судьба мальчиков была предопределена – они также должны были приступить к воинской службе. Для старшего сына это была посильная задача – он обладал жестким и твердым характером. Младший же, был человеком совсем другого состава – мягкий и впечатлительный, он совсем не годился для военной карьеры. К этому всему еще и добавлялась некая робость и трусость: он «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки». Полученная травма ноги, на всю оставшуюся жизнь сделавшая мальчика хромым, спасла Николая Кирсанова от тяжкого бремени. Родителям ничего другого не оставалось, как отдать сына в университет. «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской…»
В «1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом».

Николай Кирсанов и Маша Преполовенская

Неприятности, связанные с Николаем, не ограничились физической травмой. Вскоре родителей потрясла еще одна неприятная новость об их младшем сыне. На этот раз причиной стала влюбленность – их Николай был по уши влюблен в дочку «чиновника Преполовенского» Машу. Тургенев не вдается в подробности дела, но констатирует факт – родители были крайне недовольны выбором сына, они считали, что девушка недостойна быть женой Николаю.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Павла Кирсанова”

Накалившую ситуацию разрядила смерть родителей – авторитарность по отношению к Николаю была исключена, и уже не было препятствий для брака влюбленных. Выждав нужное время для траура, молодые женились. Опасения родителей по поводу несоответствия и ошибочности брака с Машей были напрасны. «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались». Семейная жизнь Кирсанова была похожа на утопию, но эта сказка неожиданно прервалась – Маша умирает после десяти лет супружеской жизни. О ней у Николая Петровича остаются только воспоминания и маленький сын Аркадий.

Внешность Николая Петровича

«Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы».

Тургенев мало уделяет внимания описанию внешности своих героев, особенно в тех случаях, когда гардероб не становиться предметом постоянного внимания персонажа. Как раз ко второй категории персонажей относиться Николай Петрович – он равнодушен к модным тенденциям, а в одежде ценит удобство. Он не проводит длительное время, подобно своему старшему брату за туалетом и с некой долей равнодушия относиться к состоянию своего костюма, но при этом и не запускает его.

Отношения Николая Петровича и Аркадия

Именно в Аркадии нашел утешение и смысл жизни Николай Петрович после потери жены. Несмотря на всю его мягкость характера и огромное горе, неожиданно нахлынувшее, Кирсанов понимает, что не может позволить накрыть себя волной хандры – в таком случае он потеряет абсолютно все и, после, уже вряд ли сможет изменить ситуацию.


По отношению к Аркадию Николай Петрович не стесняется проявлять самые нежные чувства, ему чужда жесткость и прагматичность, которые были обыкновенным явлением среди отцов. Он может нежно обнимать своего сына, томиться в ожидании его приезда и несказанно скучать. Одним словом, поведение Кирсанова-отца больше схоже с поведением матери, нежели отца. Такое положение вещей не смущает ни отца, ни сына.


Аркадий также очень привязан к отцу, он считает его хорошим и добрым человеком. Аркадий часто отзывается хорошо о своем отце: «отец добрый малый, ты самый добрый и умный человек в мире».

Жизнь после смерти жены

После потери жены Кирсанов окончательно перебрался в деревню и занялся делами поместья Марьино. Их родовое поместье представляло собой «хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли».

К сожалению, мягкость характера и отсутствие практичности не позволяют Николаю Петровичу наладить дела в поместье «жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем – хлопоты безотрадные, бестолковые».

Благодаря трудолюбию Николая Петровича, дела не выглядят совсем ужасно – поместье кое-как держится на плаву. Павел Петрович, считает, что основная причина, по которой дела пошли на спад – непрактичность брата: «Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают».

Романтика в жизни Николая Кирсанова

Николай Петрович всегда был человеком впечатлительным и романтичным. Большинству молодых людей свойственна такая приверженность, но со временем, под влиянием жизненных трудностей, романтизм замещается прагматичностью. Такого не случилось по отношению к Николаю Петровичу – он сохраняет романтический настрой до конца своих дней. Основной массив событий романа припадают на возрастной ценз Николая Петровича в 44 года.

Отчасти на сохранении романтизма сказалась его деревенская жизнь. «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность».

Николай Петрович не оставил занятия музыкой, и, хотя его музыкальные умения были далеко не идеальны, он все же не пренебрегает игрой на фортепиано и виолончели – он испытывает катарсис.

Следующим способом обрести душевное спокойствие для Кирсанова стает чтение книг. Особой популярностью у него пользовались стихи Пушкина. Часто, любуясь природой, на ум ему приходили самые разнообразные стихи и он с наслаждением прокручивал в голове знакомый текст.

Николай Петрович и Феня

Бесспорно, смерть жены стала огромной утратой в жизни Кирсанова. Образ Маши стал для него ключевым, идеальным. Порой он придавался ностальгии и грезил о былых временах, когда он был счастлив со своей женой. Ему искренне хотелось, чтобы Маша ожила и он смог вновь ощутить тепло ее рядом с собой. Какова бы не была значительная утрата, время постепенно вытеснило ее и в жизни Кирсанова, спустя 10 лет после смерти жены возник огонек новой любви.

Предлагаем ознакомиться с “образом Николая Петровича Кирсанова” в романе И. Тургенева “Отцы и дети”.

Объектом нежного чувства на сей раз стала неблагородная по происхождению девушка – Феня. Она переехала вместе со своей матерью в поместье Кирсанова, после того, как Николай Петрович предложил женщине службу в своем поместье. На то время Феня была маленькой девочкой. Время шло, и из маленькой девочки, получилась очень привлекательна и благочестивая женщина. Кирсанов влюбляется в нее, а после смерти ее матери завязывает роман. Эти отношения не становятся мимолетным увлечением в жизни Кирсанова – он питает любовь по отношению к девушке, и это чувство взаимно. Кирсанов не спешит жениться – его беспокоит возможное осуждение со стороны аристократии, но живет с Феней как с законной женой. Под влиянием просьбы Павла Петровича, свадьба все же состоялась.

Николай Кирсанов и Евгений Базаров

Не могло пройти не замеченным в жизни Николая Кирсанова появление друга Аркадия – лекаря-нигилиста Евгения Базарова.

Жизненные позиции Николая Петровича и Евгения слишком отличаются. Евгений – человек специфический, ему нравиться провоцировать людей на конфликт, но, несмотря на все разногласия, Николай Петрович не вступает в спор или дискуссию. Кирсанов в мягкой форме расспрашивает Базарова о его позиции, но при малейших же намеках на дискуссию, прекращает обсуждение. Такое поведение Кирсанова связанное с желанием угодить сыну. Аркадий в восторге от своего нового друга, и отец не хочет ставать камнем преткновения между ними. С другой стороны, Николай Петрович осознает, что пришло его время «проглотить горькую таблетку» нового времени – пришли новые порядки и такие старики, как он не в силе преуспеть за ходом их развития.

Третья причина, которая препятствует дискуссии – нелюбовь Кирсанова к конфликтам и спорам.

Таким образом, Николай Кирсанов обладает спокойным темпераментом, ему не свойственна резкость суждений или действий. Он романтичный и эмоциональный человек – не способен на подлость и коварство. Отличительной чертой Николая Петровича является чувство такта и деликатности. В целом он позитивный и добрый человек, наделенный мудростью и умением к глубокому анализу ситуации.

Характеристика Николая Петровича Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

5 (100%) 5 votes

Я думаю, что очень важно определить для себя черту, где здоровый эгоизм переходит в неоправданное самопожертвование. Именно на этой территории можно достичь гармонии с миром и самим собой. То есть, по значимости можно уравнять свои интересы с интересами других. Только тогда, не забывая свою личную жизнь, человек, тем не менее, будет полезен и для других. Жить «со всеми и для всех» - это умело разграничивать и, одновременно, совмещать свою жизнь с деятельностью окружающих людей. Здесь особенно важна «золотая середина», поскольку и в том и в другом случае сильное отклонение ведет к одиночеству и разочарованиям. Эгоистичный человек испытывает эти состояния, поскольку не ценит душевное тепло и расположение других людей. А тот, кто всю жизнь посвятил кому-то, вдруг понимает, что так ничего и не добился, поскольку отведенное ему время было впустую потрачено на чужие заботы и интересы.

Писателей девятнадцатого века также немало занимала эта проблема. В произ-ведении Тургенева «Отцы и дети» одни из главных героев, братья Кирсановы, по-своему понимают свое предназначение и цель в жизни. Старший брат , влюбившись, решил полностью посвятить свою жизнь возлюбленной. Его не остановило, что его любимая женщина была замужем и имела репутацию странной особы. Кирсанов неожиданно для всех вышел в отставку, в одну минуту загубив свою блестящую военную карьеру. Он объездил за дамой своего сердца полмира, однако его любовь не принесла счастья ни ему, ни его возлюбленной. Постоянное преследование быстро наскучило, и женщина постаралась избавиться от надоедливого любовника. Павел Петрович тяжело перенес разрыв. После этого он полностью сосредоточился на самом себе. Этот человек стал жить для себя. Переехав в деревню, Кирсанов-старший практически полностью отгородился от окружающего мира. С этого момента с соседями он не знается, местное общество не посещает и вообще редко покидает свое поместье. Все его помыслы ограничиваются поддержанием безупречной чистоты костюма и сохранением военной выправки. Безусловно, он испытывает некоторую привязанность к своему брату и племяннику. Даже готов сражаться на дуэли за честь Николая Петровича, однако это не спасает его от одиночества. Павел Петрович чувствует себя очень несчастным и опустошенным. Его брат - человек совершенно иного склада характера и ума. Николай Петрович Кирсанов в молодости не был так удачлив, как старший брат. Он не обладал его обаянием и внешностью. Однако этот человек жил в гармонии с окружающими и самим собой. Он искренне любил свою жену, а после ее смерти - Фенечку. И получал взамен ответное чувство. Он понимает, что не зря живет на этом свете, тем более, что мужает один и подрастает другой сын. Николай Петрович переживает от того, что они со старшим сыном отдалились друг от друга. Ему не безразлична Аркадия, поэтому он пытается понять и принять идеи молодых. Он старается быть в курсе новых открытий в науке, более того, не боится применять их на практике. Случайно он слышит разговор сына с Базаровым о самом себе. Евгений уверяет Аркадия, что хоть его отец и «добрый малый», но «его песенка спета». Это был удар для Кирсанова, однако Николай Петрович не опустил рук. Скорее, наоборот, еще с большим рвением занялся хозяйственными делами. Этот человек не отделяет себя от своей семьи, от родных и близких ему людей. Я думаю, что именно он способен жить «со всеми и для всех». Отец Аркадия совершенно лишен каких-либо эгоистических побуждений. Он привык заботиться о других. Сначала о жене, затем о маленьком сыне, когда Аркадий поступает в университет и становится самостоятельным, о беззащитной молодой девушке, которая впоследствии становится его женой, о своем брате, о своих крестьянах. Однако нельзя сказать, что он приносит себя в жертву другим людям. Он живет, не отказывая себе в удовольствии быть любимым и почитаемым женой, родными, друзьями. Именно поэтому он чувствует удовлетворение от своей жизни. По-своему, он даже счастлив. В любом случае, его никто не сможет упрекнуть в излишней черствости или жертвенности по отношению к другим людям.

Я думаю, Николай Петрович не одинок в своем умении гармонично строить свои взаимоотношения с окружающими и самим собой. Так же строит свою жизнь и Одинцова, и ее сестра, и родители Базарова. Эти люди, особо не задумываясь и не разглагольствуя, руководствуясь определенной житейской мудростью, находятся в гармонии с внешним и внутренним миром. Это помогает им чувствовать уверенность в будущем дне и наполняет смыслом их существование. На первый взгляд, например, жизнь родителей Базарова наполнена мелкими заботами и никому не нужными переживаниями. Однако, познакомившись с этими людьми поближе, начинаешь понимать, насколько много любви и душевного тепла способны дать эти люди окружающим. А доброжелательность и радушие - это уже первая ступенька лестницы, ведущей к гармонии.

Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания Базарова с нескрываемым сочувствием, словно желая и в своего наставника вселить такое же отношение к Павлу Петровичу. Следует отметить, что, вопреки ожиданиям Аркадия и читателя, реакция Базарова на услышанное была весьма сдержанной.

«Кольцо с вырезанным на камне сфинксом», подаренное Павлом Петровичем княгине Р, за которой он волочился по всей Европе, является своеобразным символом, ведь сфинкс – загадочное крылатое существо из древнегреческой мифологии с туловищем льва и головой и грудью женщины, загадывавшее сложные загадки при входе в рай и сбрасывавшее со скалы не решивших эти загадки. Видимо, княгиня Р была для Павла Петровича неразгаданной тайной, властно и необъяснимо притягивающей его. Это по-настоящему тургеневское, неподвластное разуму влечение.

Но многозначительна и развязка: княгиня возвращает Кирсанову кольцо, на котором теперь сфинкс перечёркнут. Тем самым предмет слепого обожания Павла Петровича словно ставит крест на загадке, упрощая жизненную ситуацию, снимая налёт таинственности и превращая, казалось, незаурядную романтическую историю любви в незамысловатый фарс. «А никакой тайны не было», - будто говорит герою княгиня. Очевидно, Павел Петрович принимал желаемое за действительное, и после этой истории он стал значительно более сдержанным с женщинами, о чём свидетельствует в дальнейшем его отношение к Фенечке.

Исходное отношение Павла Петровича к Базарову

Эта неприязнь объясняется целым рядом причин. Во-первых, встречая гостя «по одёжке», Павел Петрович, который как аристократ уделяет много внимания своему внешнему облику, чрезвычайно раздражён небрежностью Базарова; во-вторых, его сильно заботит возможное влияние уездного лекаря на молодого неоперившегося племянника; в-третьих, интуиция предсказала Кирсанову-старшему будущее соперничество с Базаровым решительно по всем вопросам. Кроме того, как выяснится для Базарова и для читателя позже, важную роль в жизни братьев Кирсановых играет Фенечка, и в Павле Петровиче тяга к ней, постоянно сопровождаемая соображениями благородства и чести по отношению к младшему брату, могла в момент приезда Базарова дополниться неосознанными опасениями за ещё одно потенциальное соперничество. Дальнейший ход сюжета (эпизод с поцелуем Базарова и Фенечки в беседке) показал обоснованность подобных скрытых опасений Кирсанова.

Базаров и его нигилизм

Биография Базарова нигде в романе цельно не описана, а разбросана осколками по всему роману не только потому, что герой ещё молод. Вероятно, даже в этом есть определённая авторская позиция. Тургенев, всё более уважающий Базарова на протяжении повествования, тем не менее хочет подчеркнуть, что сам тип Базаровых ещё не сложился как исторический, у него нет цельной истории, нет биографии, он в какой-то степени преждевременен, лишён исторической закономерности. Не случайно Базаров в романе столь одинок, рядом с ним нет не только настоящих единомышленников, но даже просто понимающих или сочувствующих.

Нигилизм Базарова – модное в то время увлечение передовой разночинной молодёжи, строящееся на беспощадном отрицании всех общественных явлений и всех идеалистических оснований человеческой жизни, в число которых нигилисты включали и любовь, и искусство, и веру, во имя утверждения материалистического подхода к действительности, естественнонаучного знания как единственного критерия истины.

Роман, дочитанный до конца, точнее проясняет суть нигилизма Базарова. Это и болезненная, крайняя реакция на торжество спокойного и неподвижного аристократизма Кирсановых, и своего рода маскарадный костюм циничного естествоиспытателя, скрывающий подлинное лицо и подлинные чувства. Называя себя «самоломанным», Базаров признаётся не в двуличии и не в двойственности, а в характерном для любого аскета свойстве – борьбе с собственной натурой. Эта мучительная, по существу, смертельная борьба Базарова с собственной натурой есть самое интересное в романе для современного читателя.

Если такой герой, как Базаров, впервые появляется в романе Тургенева, то Кирсановы - герои из привычной для автора дворянской среды. У Аркадия, к примеру, есть множество родственных черт с героем “Аси” и отчасти с Рудиным, а Николай Петрович Кирсанов схож по характеру с Лаврецким из “Дворянского гнезда” и Берсеневым из “Накануне”. Тургенев пишет о Кирсановых с легкой иронией, но они близки ему по духу, он любит их, знает все об их чувствах и мировосприятии. В письмах по поводу “Отцов и детей” Тургенев много раз подчеркивал, что описал в Кирсановых именно лучших дворян. Особенно близок автору лиричный Николай Петрович Кирсанов - утонченный эстет, ценящий Шиллера, Гёте, Пушкина, играющий на виолончели Шуберта и восторгающийся красотой природы. (Не случайно на новом месте, где Николай Петрович решил построить свой дом, из всей растительности при общем запустении прижились и буйно разрослись лишь сирень и акации - самые романтические, “дворянские” растения.) У него мягкий характер и любвеобильное сердце. Даже в сорок с лишним лет его до слез волнует “волшебный мир”, “возникающий из туманных волн прошлого”:

Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась. О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нем тогда происходило!.. У него, у сорокачетырехлетнего человека, агронома и хозяина, навертывались слезы, беспричинные слезы; это было во сто раз хуже виолончели.

После смерти жены он не мог долго оставаться один и сошелся с дочерью экономки - Фенечкой, переживая, что изменил памяти покойной жены. Но с появлением ребенка у него складывается новая, счастливая семья.

Очень похож на него его сын Аркадий - восторженный и романтический, тонко чувствующий красоту природы и искусства, быстро увлекающийся людьми и легко поддающийся их влиянию. У него не сильный характер, но зато счастливый и гармоничный. Он неглуп, быстро разбирается в людях, но ум его лишен смелости и оригинальности. В нем нет ни базаровской “дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор”. “Дальше благородного смирения или благородного кипения” он не пойдет.

Совсем иной тип представляет дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов. Это надменный аристократ, в прошлом “светский лев”, обладающий, в отличие от мягкого брата, твердой и решительной натурой (недаром он с самого начала избрал для себя военную карьеру). “Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа...” Аристократизм его проявляется в неуклонном соблюдении раз и навсегда принятых им к исполнению принципов: безвыездно проживая в деревне, он одевается так, что в любую минуту дня мог бы появиться в великосветской гостиной, и разговаривает с любым собеседником с той же изысканной вежливостью, с какой говорил бы с английским лордом. (В этом он прямой антипод Базарову, у которого не меньшая сила характера проявляется как раз в освобождении себя от всевозможных принципов и ограничений.) Павел Петрович безукоризненно честен со всеми и сам с собой. Никогда бы он не уронил своего достоинства связью с женщиной из низшего сословия, так что брат Николай боится даже заикнуться ему о своем браке с Фенечкой. К искусству Павел равнодушен, но уважает в нем освященность традициями и элитарность.

Если Николай является носителем дворянской культуры, то Павел, с его интересом к политике и приверженностью к английскому парламентаризму, - носителем европейской цивилизации. Привнесение двух этих завоеваний прогресса с европейской на русскую почву и есть, с точки зрения Тургенева, главная заслуга и историческая миссия русского дворянства, которое было до недавнего времени единственным просвещенным сословием, вершившим пути духовного и общественного развития России. Характерно при этом, что Николай гораздо более приближен к русской почве, чем его брат, что должно, по замыслу автора, указывать на то, что национальная русская культура уже существует, в то время как до цивилизации в русской жизни еще далеко. Показательно, что Николай зачитывается Пушкиным, поэтическое наследие которого символизирует в романе высшие достижения дворянской культуры XIX в. Именно Николай занимается и хозяйством в имении (в основном земледелием), постоянно имея дело с “русским народом”. Но дело у него не идет, что для автора является свидетельством недееспособности дворянства в новых условиях экономического перелома. Павел же, “всю жизнь свою устроивший на английский вкус”, вообще абстрагируется от русской действительности, не касается хозяйства и, говоря с крестьянами, “морщится и нюхает одеколон”.

Объединяет братьев одно: оба они, безусловно, живут миром чувств. Конечно, объективно они видят смысл своей жизни в служении обществу и следовании непреложным для них нравственным идеалам (это вовсе не завышенный тон: вспомним слова Павла Петровича о том, что он следит за своим туалетом в деревне из чувства общественного долга, “да-с, да-с, долга”, а также его торжественное обращение к брату с призывом “исполнить обязанность честного и благородного человека” - жениться на Фенечке). Однако в реальности одна лишь любовь способна наполнить их существование и дать им настоящее счастье. Страстность, бывшая в характере Павла Петровича, сыграла в его жизни роковую роль: вся его жизнь оказалась разбита несчастной любовью к княгине Р., ради которой он пожертвовал карьерой и положением в свете. После окончательного разрыва а затем и смерти своей возлюбленной он почувствовал себя полностью опустошенным, разбитым и “уже не мог попасть в прежнюю колею”. “Потеряв свое прошедшее, он все потерял” и поселился окончательно в деревне у брата. Автор пишет о жизненной драме Павла Петровича сочувственно, но не скидывает со счетов и мнение Базарова, утверждающего, что Павел Петрович прожил свою жизнь зря: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакий человек - не мужчина, не самец”.

В центре романа Тургенева «Отцы и дети», написанном накануне реформы 1861 года, находится проблема взаимоотношения поколений. Она рассматривается как с точки зрения общественно-исторического конфликта поколений «отцов»-либералов и «детей»-нигилистов, так и извечного конфликта отцов и детей внутри семьи. С позиции первого конфликта рассматривается образ Павла Петровича Кирсанова, а образ Николая Петровича включен во второй. Этим определяется различие их роли и значения в романе, а также разница характеров и судеб двух братьев Кирсановых.

Поначалу кажется, что между ними много общего: оба они принадлежат к слою дворянской интеллигенции, прекрасно образованы, воспитаны в лучших традициях дворянской культуры, оба люди думающие и тонко чувствующие. Николай Петрович более поэтичен, увлечен музыкой, а Павел Петрович несколько суховат, строг в манерах и даже в деревне одевается как «денди лондонский». Но в целом оба они представляют, по выражению Тургенева, «сливки» дворянского общества. При этом каждый из братьев Кирсановых много пережил: у Павла Петровича была романтическая, всепоглощающая любовь к таинственной графине Р., а Николай Петрович не может забыть свою горячо любимую жену, мать Аркадия. К моменту начала действия романа каждому из них суждено было пережить утрату любимой женщины, и оба они уже перешагнули сорокалетний рубеж. Правда, Николай Петрович пытается создать новую семью с молодой женщиной Фенечкой, и с трепетом ожидает того, как Аркадий воспримет рождение младшего брата. Павел Петрович никогда не был женат, он хранит память о графине, хотя тоже тайно влюблен в Фенечку.

Братья Кирсановы воспринимаются молодыми героями - Аркадием и Базаровым - как представители поколения отцов, почти старики, которые доживают свой век. При этом оба брата не согласны с такой оценкой своих возможностей: они еще полны сил и готовы отстоять свои позиции. Но в том, как они это делают, сказывается разница в их характерах и возможностях. Павел Петрович, столкнувшись с нигилистом Базаровым, готов ринуться в бой и ведет непримиримую борьбу за так дорогие ему «принсипы». Его раздражает в Базарове буквально все - манера одеваться, говорить, вести себя, но особенно ненавистно ему беспощадное базаровское отрицание всего того, что так дорого Кирсанову-старшему. Это противостояние выливается сначала в идейный спор, а затем приводит к дуэли. Но судьбы Павла Петровича и Базарова схожи: оба обречены на одинокую, бобыльную жизнь, которая завершается разрывом со всем, что было им дорого. Базаров умирает, а Павел Петрович, ставший похожим на мертвеца, доживает свой век в Англии вдали от родных и близких.

Николай Петрович, напротив, гораздо мягче в своем отношении к молодому поколению, он даже готов с ними в чем-то согласиться и пытается понять, что волнует молодежь, к чему она стремится. Приехавший из Петербурга сын Николая Петровича Аркадий находится поначалу под большим влиянием своего друга Базарова и несколько резок по отношению к отцу и дяде. Но Николай Петрович старается не обострять конфликт, а наоборот, найти путь ко взаимопониманию. И такая позиция дает свои благотворные результаты. В конце романа мы видим, как Аркадий, избавившийся от «болезни» нигилизмом и женившийся на Кате, прекрасно уживается с отцом Николаем Петровичем, его новой женой Фенечкой и младшим братом под крышей отчего дома в Марьине. Сын успешно продолжает дело отца по организации фермы. Так эстафета от одного поколения естественно переходит к другому - это и есть норма жизни, освященная традицией и вечными, непреходящими ценностями.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»