Сочельник - что это такое? Когда начинается сочельник? История сочельника. Что значит поститься до первой звезды? Как поститься в этот день болящим

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Рождественский сочельник – это день, а точнее, навечерие, накануне празднования Рождества Христова. Последний день рождественского поста длиной в четыре недели, день, во время которого христиане традиционно воздерживаются от принятия пищи до появления первой звезды. Эта традиция связана с историческим преданием о появлении Вифлеемской звезды, которая возвестила волхвам о рождении Христа.

Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво» - так называлась особая рисовая или пшеничная каша с мёдом, орехами и изюмом. Именно такая постная пища предназначается для этого дня, а также овощи, горох, бобы, рыба, компот. Ведь Сочельник – это торжественное застолье с неизменно определённым ритуалом, как в части организации, времени и порядка проведения, так и в части блюд и пищи.

Традиции сочельника

Издавна на Руси с последним днём Рождественского поста связано много добрых традиций.

В деревенских избах было принято устилать пол сеном, а стол – соломой, поверху которой клали белоснежную скатерть. Делалось это в напоминание о том, что наш Спаситель родился в овечьем хлеву, а не в царском чертоге.

Другая традиция – колядки. Из небольшого ящика – «вертепа» (в переводе со славянского «пещера»), устраивали импровизированный кукольный театр, в котором разыгрывались действия на Рождественскую тему. С вертепом ходили вечером по деревне, поздравляя соседей.

Парни «рядились» - переодевались в вывороченные на изнанку шубы, надевали звериные маски на лица, и распевали рождественские гимны.

Именно в Рождественскую ночь, по народным поверьям, господствуют две силы – сила добра и сила зла. Сила добра зазывала колядовать или слушать колядования других и угощать их сладостями, прославлять рождение Христа за постным вечерним столом. Сила зла собирала шабаш ведьм, беснующихся в своём бессилии, и тянула на гадания.

Различные обряды гадания по башмачку, по зеркалу, по пеплу, по кольцу, по луковице или по собачьему лаю канули в лета, с укоренением христианства.

Не зря говорится, что в Рождественскую ночь сбываются желания.

Так может не стоит возрождать глупые языческие гадания, а просто, в ночь перед Рождеством, посмотреть на небо и попытаться увидеть падающую звезду. И если вам повезёт, и падающую звезду вы увидите в эту Рождественскую ночь, попросите у родившегося Христа исполнить ваше заветное желание.

Не упустите это время, иначе вам придется ждать ещё целый год. В ночь на Рождество чаще всего случаются чудеса!

На столе в Рождественский сочельник должно быть двенадцать постных блюд – по числу первых апостолов. К трапезе следует приступать вечером, после вечерней службы и появления первой звезды. До этого в течение всего дня ни пища, ни питьё не употребляются.

Лишь на следующий день, в сам праздник Рождества Христова, 7-го января, после торжественной Литургии, разрешаются мясные блюда.

После Сочельника начинаются Святки. Продолжающиеся вплоть до Крещения (19 января) две недели зимних праздников.

Блюда на Рождественский сочельник

Первое обязательное блюдо в Сочельник это сочиво – хлебное зерно, размоченное в воде, меду, бульоне или подливке. У восточных славян этим зерном до конца 19 века была рожь, позже, преимущественно, пшеница, а у людей зажиточных – рис.

Также обязательными блюдами в ритуальном застолье Сочельника считаются печеная рыба, желательно в целом виде (можно заменить отварной), и густой взвар из целых или половинок разных фруктов (груш, яблок, слив, абрикосов, инжира, айвы, изюма). Взвар отличается от обычного компота более высокой концентрацией. Кроме взвара варят и ягодный кисель.

Полное меню Сочельника следующее:

1. Сочиво.
2. Рисовая или пшеничная кутья с изюмом.
3. Печеная или вареная целая рыба.
4. Взвар или компот из целых плодов или кислый ягодный кисель.

Количество блюд можно расширить до двенадцати, и остальными блюдами могут быть орехи, овощи, постные пироги и пряники. Символика такого стола – рождение Иисуса Христа. Размоченное в воде зерно – как символ начала жизни, прорастание. Компот из целых плодов или плоды, переработанные в жидкий кисель – символизируют полное созревание жизни и окончание её.

Эти два блюда – первое и последнее – являются символами рождения и смерти.

А все вместе блюда являются напоминанием о зернах и плодах, принесённых Христу волхвами в день Его Рождения.

Трапеза в Рождественский Сочельник является символическим ритуалом рождения Иисуса Христа.

Это должен быть тихий и скромный предпраздничный ужин, который следует проводить в семейном кругу, без долгих посиделок за столом и пустых разговоров. Празднование Рождества начнётся на следующий день.

Рецепты приготовления ритуальных блюд для Рождественского Сочельника

Сочиво

Ингредиенты:
- 150 граммов мака;
- 150 грамм грецких орехов;
- 1,5 стакана зерен пшеницы;
- 5 столовых ложек мёда.
Приготовление. Очищенную пшеницу сварить на воде в виде жидкой каши. По вкусу подсластить. Размолоть в кофемолке мак, тщательно перемешать его с мёдом и добавить в остуженную кашу.

Кутья пшеничная

Ингредиенты:
- 250 грамм пшеницы;
- 100 грамм мёда;
- 150 грамм инжира;
- 150 грамм мёда.
Приготовление. Сварить очищенные зерна пшеницы. Отдельно сварить инжир с изюмом. Всё перемешать, добавив мёд.

Кутья рисовая

Промыть рис, залить водой и довести до кипения. Затем откинуть на сито, подержать под холодной водой и снова поместить в кастрюлю. Добавить в кастрюлю большое количество воды и варить до готовности. Снова откинуть на сито, остудить.
Две ложки сахара развести в небольшом количестве кипяченой воды, до растворения. Добавить сироп в готовый рис. Туда же добавить и предварительно вымытый, ошпаренный и высушенный изюм без косточек.
Всё перемешать. Строгих пропорций в выборе ингредиентов нет – всё берется по вкусу.

Печеная холодная рыба

Свежие караси выпотрошить, оставить лишь икру, и запекать (время от времени следует поворачивать с боку на бок). После пропекания рыбы, сделать с боков надрезы, и печь до готовности. Подавать в холодном виде.

Взвар из сухофруктов

Ингредиенты:
- 1 литр воды;
- 500 грамм сухофруктов;
- 1 стакан сахара;
- корица.
Приготовление. Сухофрукты вымыть, поместить в кастрюлю, добавить корицы и залить водой. Довести до кипения и накрыть крышкой. Варить на небольшом огне до готовности. Когда остынет, фрукты вынуть, а в сок добавить сахар, довести до кипения, снять с огня и снова добавить туда фрукты. Пить можно и в горячем, и в холодном виде.

Кисель

Ингредиенты:
- 125 грамм сочных ягод;
- 125 грамм сахара;
- 30 грамм крахмала;
- 800 грамм воды.
Приготовление. Сочные ягоды (малина, земляника, ежевика, смородина, черника, голубика, брусника или клюква) вымыть и отжать из них сок.
Сварить выжимки и процедить, добавить в отвар сахар и довести до кипения.
Залить водой крахмал, размешать и добавить в кипящий сироп.
Помешивая, добавить в сироп и сок. Сразу после закипания быстро охладить. По вкусу можно добавить и лимонную кислоту.

Приметы на Рождественский сочельник

Метель в канун Рождества – к ранней листве.

Снежная погода на Сочельник – к хлебному урожаю в новом году.

Крестьянские дети в рождественский сочельник залазили под стол и «цыкали», как цыплята – чтобы куры хорошо водились.

Жадность и скупость совершенно не для этого времени – это время подготовки к великому празднику, заготовки покупок и подарков.

Начиная с Рождественского Сочельника зима идет на мороз, а солнце – на лето.
После наступления Сочельника, после вечерней церковной службы в этот день, заниматься хозяйственными делами нельзя. Оно и понятно – ведь вот-вот уже наступит один из самых главных праздников, который празднуется в течение трех дней!

Ника Кравчук

Рождественский сочельник: обязательно ли не есть до первой звезды и готовить 12 блюд?

Как провести рождественский сочельник? Можно ли вкушать пищу до появления на небе первой звезды? Что символизирует традиция готовить 12 постных блюд и оправдывает ли она себя? Почему так важно расставлять приоритеты: сначала богослужения, а уже затем уборка-готовка? Обо всем этом читайте далее.

Что значит не есть «до первой звезды»?

Рождественский сочельник — это вечер накануне Рождества Христова. Само слово «сочельник» произошло от названия яства, которое по традиции вкушали в этот вечер, — сочива. Сочиво готовили из замоченного пшеничного зерна с добавлением меда, орехов и сухофруктов. Это блюдо еще называют кутьей.

6 января для каждого православного христианина день особенный, последняя возможность приготовиться к Рождеству. Верующие спешат в храмы и соблюдают строгий пост: монастырский устав предполагает сухоядение с отказом от вареной пищи и масла.

В народе говорят, что в этот день вообще не положено вкушать пищу до восхода на небе первой звезды. Как это понимать? Есть ли такие предписания в богослужебных книгах? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно посмотреть на особенности богослужений в рождественский сочельник.

Утром 6 января в православных храмах служится Литургия, а за ней следует вечерняя. Затем в центр церкви выносят свечу, перед которой священники поют тропарь празднику Рождества Христова. Свеча, горящая посреди храма, символизирует собой Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам путь к Богомладенцу.

Согласно Типикону, до конца вечерней верующие не вкушают пищу — фактически пока не зажгут свечу-звезду и не пропоют рождественский тропарь. Именно в этом понимании и возникло выражение о невкушении еды «до первой звезды», а фактически — до обеда.

Но, как показывает опыт, людей, приходящих в храм в рождественский сочельник, значительно меньше, чем тех, кто понимает выражение буквально. Так в народе возникла традиция не садиться за стол до тех пор, пока на небе не взойдет «первая звезда», напоминающая об удивительном знамении для волхвов с Востока.

Так как же быть: вкушать пищу уже после обеда или дождаться вечера? Епископ Иона Черепановский, настоятель Ионинского монастыря в Киеве советует пастве: если вы были на богослужении, то можете спокойно приходить домой и садиться за трапезу. Если же вы не несли молитвенный подвиг на богослужениях и променяли церковные службы на подготовку 12 блюд и праздничного стола к Рождеству, то понесите хотя бы подвиг поста. Есть лишь одно «но»: строгие предписания не относятся к больным, детям, пожилым людям и беременным.

Почему готовят 12 блюд?

Народные традиции предписывают готовить в рождественский сочельник 12 постных блюд. Существует даже «благочестивое» объяснение: по числу апостолов. Эта традиция особо популярна в Украине: здесь обязательно варят кутью, готовят вареники, голубцы с грибами, борщ и другие яства.

Вечером вся семья садится за праздничный стол и вместе ужинает. С одной стороны, это хорошая традиция — она объединяет родственников, дарит праздничную атмосферу, напоминает о предстоящем празднике. Но с другой стороны — противоречит предписаниям о строгости поста. В каком смысле, если на столе нет ни одного скоромного блюда? Попробуем объяснить.

В последний день перед Рождеством пост самый строгий

Последние семь дней Рождественского поста самые строгие. В это время даже на выходных запрещается рыба. Если поститься по правилам, то в рождественский сочельник нельзя вкушать ни рыбы, ни масла, ни даже термически обработанной пищи — ведь не зря наши предки ели не вареную пшеницу с медом и сухофруктами, а размоченную.

Еще одно важное правило поста — соблюдать меру, чтобы еда не отвлекала человека от молитвы. Но что получается, если ты садишься за стол, а перед тобой 12 постных, но от этого не менее вкусных и сытных блюд? С соблюдением меры вряд ли получится. Поэтому на ночную Литургию верующий пойдет не столько с молитвенным настроем, сколько с перегруженным желудком.

Как здесь быть: отказываться от вековых традиций, которые так любит вся семья, или все же готовить 12 яств? Тяжело дать однозначный ответ. Лучше из всех зол выбрать меньшее именно в вашем случае.

Что важнее для верующего человека: праздничный стол или участие в богослужениях и причастие на ночной Литургии? Разве вы хотите променять Христа на бытовые хлопоты? Подумайте об этом и не расстраивайтесь, если не успеваете приготовить какие-то блюда из запланированного меню. В сравнении с радостью от праздника Рождества это только мелочи.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Чем обряд обручения отличается от венчания? Почему раньше два чина отделялись друг от друга? Есть ли разница между обручением и помолвкой? Какова символика обручальных колец и обязательно ли, чтобы мужское было серебряным, а женское - золотым? Ответы на эти вопросы вы узнаете в нашей статье.

Сегодня уже позабыт, к сожалению, великий церковный праздник сочельник. Что это такое, теперь знают единицы. А во времена наших прабабушек его славили более, чем Рождество Христово. Расскажем о том, как готовились к этому дню и как отмечали его наши далекие предки.

Что такое сочельник перед Рождеством?

Откуда произошло название данного праздника? Оказывается, от слова «сочиво» - это блюдо, которое готовили специально в этот день для угощения всех домашних. Для этого хозяйка замачивала обваренные зерна злаков (пшеница, ячмень, чечевица, рис) в соке семян (маковом, миндальном или ореховом). Блюдо получалось постным. Масла в него не клали. Допускалось лишь добавление ложки меда, чтобы сделать кушанье более питательным. Иногда его заменяли кутьей. Сочиво люди употребляли в этот день в подражании библейскому пророку Даниилу. Притча эта относится к ветхозаветным временам. Язычник Юлиан Отступник, желая покуражиться над верующими постящимися людьми, приказал все продовольствие на рынке обрызгать кровью животных, принесенных в жертву идолам. Тогда пророк Даниил приказал своим отрокам-послушникам питаться размоченными зернами и сухофруктами. Так верующие смогли избежать принятия оскверненной языческой трапезы.

Когда празднуется?

Наши далекие предки очень любили сочельник. Когда начинается он, знали все, от мала до велика. Святую традицию его празднования чтили и передавали из поколения в поколение. Примечательно, что много лет назад сочельник отмечался не один раз в год, а несколько. Так, 24 декабря (по старому стилю), или 6 января (по новому) люди праздновали канун (навечерие) Рождества Христова. Именно этот день сегодня и принято называть сочельником. Но также соблюдали данную традицию и накануне Богоявления - 5 января (по старому стилю), или 18 января (по новому), и на Благовещение, и в субботу первой седмицы Великого поста.

Сочельник в разных странах

Многие государства сегодня отмечают этот большой церковный праздник. Русская православная и греко-католическая церкви чествуют его 6 января (по Юлианскому календарю). С 7 по 19 января - время Святок (когда уже закончился сочельник). Что это такое, знают теперь, пожалуй, только в деревнях. О том, как проводятся эти две святочные недели, будет рассказано ниже. Страны, которые живут по Грегорианскому календарю, отмечают Рождественский сочельник 24 декабря. Примечательно, что название у данного праздника в разных государствах отличается. Так, в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине это Бадняк, или Баднидан, в Словении - Sveti večer, в Болгарии - Бъдни вечер, в Украине - Святвечір.

Православный сочельник

Известно, что данному празднику предшествует строгий который длится с 28 ноября по 6 января. В сочельник у православных принято не есть до первой звезды. Ее появление связано с преданием о Вифлеемской звезде, которая возвестила о рождении святого младенца. Вечером люди на стол не собирали и ужинать не садились. Делать это можно было с появлением на небосклоне первого огонька. После этого наши предки накрывали стол белоснежной скатертью, клали на него пучок сена в память о яслях, где родился Спаситель, и ставили двенадцать постных блюд - по числу учеников Иисуса Христа. Ели сочиво и славили Господа.

Традиция в католичестве

Перед сочельником убирались в доме, стараясь заглянуть во все уголки. А затем жарко топили баню, мылись и меняли одежду. Люди считали, что в чистоте нужно держать и тело, и мысли. Поэтому прежде, чем сесть за праздничный стол, они зажигали свечи у икон в доме и творили

Народные приметы на сочельник

На праздник на стол с белой скатертью ставили и зажигали ее со словами: «Гори, свеча, праведное солнце, свети душечкам в раю и нам, живым, грей землю-матушку, нашу скотинку, наши нивы». Если огонек горит весело, значит, год будет благополучным и урожайным, если моргает и трепещет - придется затянуть пояса потуже.

Вечером смотрели в окошко: если ночь ясная и звездная - лето будет щедро на урожай ягод, а год будет хорош для приплода домашнего скота.

Если перед сочельником разыгралась метель - пчелы будут хорошо роиться.

Какого числа сочельник? 6 января. Самый разгар русской зимы. Ожидалось, что на дворе в это время будут свирепствовать морозы. Однако не всегда бывает именно так. Неожиданно могла начаться оттепель. И если вдруг случится на праздник капель, значит, не стоит ждать доброго урожая со своего огорода. А вот греча наверняка будет хороша.

На праздник иней на деревьях - к добрым хлебам.

Праздничное богослужение в церкви

Как церковь отмечает праздник сочельник? У православных людей и по сей день сохранилась традиция после вечерней трапезы посещать храм для того, чтобы совершить всенощное Рождественское бдение. Там в это время совершается служба, состоящая из Великих часов с чтением отрывков из Евангелия и краткого свершения Изобразительных. Проходит она следующим образом: священнослужители читают молитвы на амвоне и облачаются. Затем наступает время Великой Вечерни с чтением паремий и Литургии Василия Великого, в конце которой совершается Великое водосвятие.

А вот как отмечается католический сочельник в церкви. Здесь, как обычно, 24 декабря утром служат мессу по чину Адвента, а навечерие Рождества начинается затемно, в полночь. В некоторых странах Европы и Польше эту служба называется «пастыркой».

Мы рассказали о большом церковном празднике, предваряющем Рождество Христово, который называется сочельник. Что это такое, как его отмечали, какое значение он имел в религии разных стран - всю необходимую информацию можно найти в этой статье.

Рождество Христово - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время. Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе - об этом для журнала «Начало» рассказал в интервью Юлии Коминко наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов).

Зачем Литургия служится ночью? Как рассчитать свои силы и правильно подготовиться к ночному стоянию? Стоит ли брать детей? Можно ли молиться по книжкам с переводом и объяснением богослужения? Откуда пошло выражение «не есть до первой звезды », и на кого это установление не распространяется? За сколько часов нельзя есть перед Причастием? Если все дни накануне Рождества постные, то когда уделить время приготовлению блюд для праздничного стола? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в данной статье.

Часть І. Почему люди так долго молятся? или Откуда пошла традиция ночных богослужений

И первый вопрос в связи с этим - зачем нужны такие долгие службы?

История продолжительных богослужений восходит к апостольским временам. Еще апостол Павел писал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». В книге Деяний апостолов сказано, что все верующие были вместе, изо дня в день они собирались в храме и хвалили Бога (Деян. 2,44) . Отсюда в частности мы узнаём, что длительные богослужения были обыденностью в жизни первых христиан.

Христианская община апостольских времен жила готовностью к мученичеству за Христа, ожиданием Его скорого второго пришествия. Апостолы жили в соответствии с этим ожиданием и вели себя соответственно – пламенели верою. И эта пламенная вера, любовь ко Христу выражалась в очень длительных молитвах.

Фактически, молились целыми ночами. Ведь мы знаем, что ранние христианские общины подвергались гонениям от тогдашней языческой власти и вынуждены были молиться по ночам, чтобы днем заниматься своими обычными делами, не привлекая к себе внимания.

В память об этом Церковь всегда сохраняла традицию длительных, в том числе ночных богослужений. Кстати, когда-то службы в монастырских и приходских храмах совершались по одному и тому же чину – разницы между приходским и монастырским типиконом фактически не существовало (разве что в монастырское богослужение вставлялись еще специальные дополнительные поучения, которые сейчас практически везде в монастырях опускаются).

За атеистический ХХ век традиции долгих служб в странах на постсоветском пространстве были практически утеряны. И видя пример Афона, мы недоумеваем: зачем служить так долго ту службу, которая может быть совершена в три раза быстрее?

Относительно святогорской традиции хотелось бы отметить, что, во-первых, такие продолжительные службы совершаются не постоянно, а по особым праздникам. А во-вторых, это одна из замечательных возможностей для нас принести Богу свой «плод устен».

Ведь кто из нас может сказать, что имеет такие добродетели, которые прямо сейчас готов положить к Престолу Божьему? Кто относится к себе критически, исповедуется сознательно, тот знает, что дела его, собственно говоря, плачевны, и к стопам Христа он принести ничего не может. А хотя бы «плод устен», прославляющих имя Господа, каждый из нас принести вполне в состоянии. Славословить Господа мы хоть как-то да можем.

И вот эти длительные богослужения, особенно на праздники, как раз и посвящены тому, чтобы хоть чем-то послужить нашему Господу.

Если же говорить о рождественском богослужении, то это, если хотите, один из тех даров, который мы можем принести к яслям родившегося Спасителя. Да, самый главный подарок Богу – это исполнение Его заповедей любви к Нему и любви к ближнему. Но все-таки ко Дню рождения подарки готовятся разнообразные, и одним из таких может стать длительная молитва на богослужении.

Вопрос, наверное, еще и в том, как правильно сделать этот подарок, чтобы он был Богу приятен и для нас полезен…

А Вы испытываете усталость на длинных ночных богослужениях?

С чем приходится бороться на таких службах, так это со сном.

Не так давно я молился на Афоне в монастыре Дохиар на богослужении в праздник Архангелов. Служба с небольшими перерывами длится 21 час, или 18 часов чистого времени: начинается в 16.00 накануне, вечером 1 час перерыва, а затем продолжается всю ночь до 5 утра. Потом 2 часа на отдых, и к 7 утра начинается Литургия, которая оканчивается к часу дня.

В прошлом году на престольный праздник в Дохиаре вечерня с утреней для меня прошли более-менее, а на Литургии сон одолевал со страшной силой. Стоило мне прикрыть глаза, как я тут же засыпал стоя, и настолько крепко, что даже начинал видеть сны. Думаю, многим знакомо это состояние крайней потребности в отдыхе… Но после Херувимской Господь дал сил, и дальше служба прошла нормально.

В этом году, слава Богу, было полегче.

Что особенно впечатлило в этот раз - физической усталости, благодатью Божьей, совершенно не ощущалось. Если бы не хотелось спать, то можно было бы и 24 часа находиться на этой службе. Почему? Потому что все молящиеся были воодушевлены общим порывом ко Господу – причем, как монахи, так и миряне-паломники.

И это - основное ощущение, которое испытываешь на таких службах: мы пришли прославлять Бога и Его Архангелов, мы настроены молиться и славить Господа долго. Мы никуда не спешим и поэтому торопиться не будем.

Это общее состояние предстоящих в храме очень ярко прослеживалось во время всего богослужения. Всё было очень неспешно, все было очень тщательно, очень обстоятельно, очень торжественно и, самое главное, – очень молитвенно. То есть, люди знали, для чего они пришли.

Почему такое единодушие в молитве не ощущается во время приходских служб? Потому что из присутствующих в храме очень мало тех, кто действительно понимает, для чего он, собственно, в церкви. Таких людей, которые бы вдумывались в слова богослужебных текстов, серьезно понимали ход службы, - к сожалению, меньшинство. А основная масса - это те, кто пришли или в силу традиции, или потому что так положено, или же они хотят встретить праздник в церкви, но пока еще не знают слов псалма: пойте Богу разумно. И вот эти люди, едва только служба началась, уже переминаются с ноги на ногу, думают, скорей бы закончилось, зачем это что-то непонятное поют, а что потом будет, и так далее. То есть, человек совершенно не ориентируется в ходе богослужения и не понимает смысла совершаемых действий.

А те, кто приезжает на Афон, имеют представление, что их там ждет. И на таких длинных службах, действительно, молятся очень воодушевленно. Так, по традиции, во время праздника на левом клиросе поют братия монастыря, а на правом – гости. Обычно это монахи из других монастырей и миряне, которые знают византийские песнопения. И нужно было видеть, с каким воодушевлением они пели! Настолько возвышенно и торжественно, что… если это один раз увидеть, то отпадут все вопросы нужности или ненужности длительных богослужений. Ведь это такая радость - прославлять Бога!

В обычной мирской жизни, если люди любят друг друга, то им хочется быть рядом как можно дольше: они не могут наговориться, наобщаться. И вот так же, когда человек воодушевлен любовью к Богу, для него мало и 21 часа молитвы. Он хочет, жаждет общения с Богом все 24 часа…

- Итак, как настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно?

1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нём, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим.

А разве у слова «все » есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Скачайте в PDF-формате текст службы: «Навечерия Рождества Христова: Царские часы и Вечерня с Литургией»

Вконтакте

7 января у православных по всему миру заканчивается Рождественский пост. Заканчивается радостью великой - в этот день в городе Вифлеем родился на свет Спаситель мира Иисус Христос. Традиционно православные, в отличие от представителей католической церкви, большее значению уделяют внутреннему умиротворению и духовному созерцанию радости праздника, нежели его внешней атрибутике, однако православное Рождество также проникнуто своими красивыми традициями.

40-дневный Рождественский пост, усиленная молитва приближали православных людей к великому торжеству. Однако древние христиане его не знали, для них Воскресение Христово заслонило собой Рождество. В конце III - начале IV веков христиане начали отмечать Рождество и Крещение Спасителя в один день - 6 января по юлианскому календарю. Кстати, эту традицию сохраняет Армянская апостольская церковь. И только в середине IV века праздник Рождества отделился от Крещения и стал праздноваться Римской церковью 25 декабря по юлианскому календарю. Согласно упоминаниям в летописи, Русь впервые начала праздновать день Рождества Христова в X веке.

В настоящее время вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская православная церкви, а также афонские монастыри, католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю. Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются так называемым «Новоюлианским» календарем, который пока совпадает с Григорианским календарем, используемым католиками.

Считается, что именно в ночь перед Рождеством господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм. Вечером по деревням ходила по домам коляда (калитка) - переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов. Приметы: «Если на Сочельник снежная погода - будет урожай на хлеб». Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад - верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз - в семье будет совет да любовь. Разумеется, эти приметы и предубеждения всего лишь «эхо» языческих празднований и традиций, не имеющие отношения к сути великого христианского праздника.

«Праздник Рождества Христова - один из дней, когда с наибольшей глубиной и радостью мы переживаем встречу с Богом. До этого торжественного и дивного дня мир и Бог были разлучены грехом, и человек, как бы он ни рвался к встрече с Богом, не мог ее своими силами, без Него, осуществить. И Бог в Своей неизмеримой любви, в Своей милости стал человеком, Он прошел ту грань, которая разделяла человека падшего от вечной жизни и от вечной радости», говорил в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский. В сочельник начинаются Святки - две недели зимних праздников которые продолжаются вплоть до Крещения, которое празднуется Православной Церковью 19 января.

Днем усиленного приготовления к празднику Рождества Христова считается Рождественский сочельник - канун великого праздника, который наступает 7 января для православных христиан. По строгим правилам до первой звезды верующим рекомендовано отказываться от пищи. Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня - сочельник.

Рождественский сочельник тихо справляли в кругу семьи за предпраздничным ужином при свечах. На стол всегда подавали двенадцать блюд, а к столу садились в четном количестве. Если гостей набиралось нечетное количество, то на стол накрывался один свободный прибор. Прежде чем сесть за стол, его посыпали сеном - в память о вертепе и яслях, в которых родился Христос. Название сочельник пошло от обычая готовить так называемое сочиво - «пшеничные зерна, замоченные в воде». Сочивом также было принято называть любую постную пищу.

Продолжался праздник на следующее утро - народными гуляниями с песнями, плясками и хороводами. В «Святочных игрищах» участвовала вся страна - от простого люда до придворных вельмож.

Отметим, долгое время на Руси еще присутствовало некоторое смешение пришедшего из Византии Христианства и язычества. Поэтому в те годы в Рождество особенно распространено было гадание. Главным образом, молодые девушки гадали себе на жениха. Гадание с сапожком заключалось в том, что с левой ноги снимали сапожок и бросали его через забор. Затем смотрели, в какую сторону направлен мыс сапога, и искали жениха именно в той стороне. Если сапожок падал носом к собственному забору, это означало, что в ближайший год жениха не предвидится. Тогда же зародилась и традиция гадать на воске. В большую емкость с водой капали расплавленный воск и по фигурам в отражении определяли будущее.

Другие существовавшие в те годы обряды гадания: по пеплу, по башмачку, по зеркалу, по свечам, по кольцу, по ключу и книге, по снегу, по полотенцу, по расческе, по луковице, по лаю собаки и даже по лошади.
У простых крестьян также происходил обряд «обсевания»: пастухи обходили дома, поздравляли всех с праздником и бросали в каждый дом по горсти овса, приговаривая: «На живущих, на плодящих и на здоровье» или «Сею-посеваю ярой пшеницей, овсом, гречихой на телят, на ягнят и на всех крестьян!».
На Руси зародился и обряд колядования. Молодые наряжались и ходили по соседним домам, распевая Рождественские колядки. В каждом доме таких гостей встречали праздничными угощениями и подарками. В текстах колядок преобладала тематика рождения Иисуса Христа. Другие были связаны с библейскими сюжетами, третьи восхваляли хозяина дома и его домашних. В старину было принято желать также благополучного урожая в будущем году

Постепенно, с укоренением христианства на Руси, традиции рядиться, гадать и поздравлять всех встречных с летним солнцеворотом канули в лето, уступив место простым поздравлениям и праздничным песням. Во многих деревнях и селах российской провинции традиция петь колядки сохранилась по сей день.

Вообще Рождество празднуется три дня: 7, 8, и 9 января. Наши предки праздновали их так: на первый день хозяйки - жены остаются дома, а мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столе уже все скоромное (не постное). Обыкновенно это: на закуску селедка, потом суп, курица, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т.п. На сладкое кутья, струдель, торт, компот и чай или кофе. Гости и хозяйка садятся за стол на полчаса, немножко съедят чего-нибудь и потом прощаются и гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых, в особенности старших и пожилых. Подарки в эти дни не приносят. На второй день Рождества полагается, чтобы жены ходили по гостям, а мужья сидели дома, правда, в дореволюционные времена это особо не практиковалось. Все ходили друг к другу семьями. Впрочем, эта традиция сохранилась и сейчас. Нужно только захватить с собой подарки и воскликнуть в гостях: с Рождеством Христовым!

По материалам сайтов For-ua.com, Сус@нин, Православие на Святой Земле.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»