Смерть базарова реальная и философская. Сочинение на тему: «Можно ли принять смерть Базарова подвигом? Новейшая Русская литература

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

О смерти Базарова
Евгений Базаров... Каждый, кто учился в старших классах, хорошо знает это имя. У одних он вызывает чувство восхищения, у других - чувство негодования, но почти никого не оставляет равнодушным. Интерес к загадочному роману И.С.Тургенева не ослабевает и в наши дни, однако, не поняв главного героя "Отцов и детей" в частности, нельзя уловить основную мысль великого произведения в целом.
В чём же трудность восприятия образа Базарова? Какие эпизоды романа, связанные с ним, кажутся нам непонятными? Безусловно, прежде всего сцена неожиданной смерти, которой автор посвящает целую главу.
"Где же здесь загадка? - спросит читатель. - Во время вскрытия трупа порезал палец и заразился тифом. Оттого и умер. Такое может случиться с каждым". Всё верно. Действительно, в жизни подобное происходит очень часто, однако в литературном произведении не должно быть ничего случайного, непонятного, тем более необъяснимого. Художественная правда не всегда совпадает с жизненной правдой. Не поэтому ли нам кажется, что автор нарочито умерщвляет своего героя и что вполне можно было бы сохранить ему жизнь?
Как же объяснить всё это? Существует ли разгадка смерти Евгения Базарова? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся сначала к школьному учебнику М.Г.Качурина и Д.К.Мотольской. Вот что там написано: "И лишь статья Д.И.Писарева "Базаров" помогла современникам правильно разобраться в романе Тургенева"
1 . И больше ничего. В разделе "Болезнь и смерть Базарова" нового учебника Ю.В.Лебедева отмечается лишь, что "со смертью героя осиротела жизнь: и счастье - вполсчастья, и радость - вполрадости" 2 . Пособие для учителя "Изучение русской литературы в 10 классе", а также программа по литературе не вносят ясности в эту проблему
Приходится и нам, как многим исследователям творчества И.С.Тургенева, ссылаться на Д.И.Писарева. "Не имея возможности показать,- рассуждает известный критик,- как живёт и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает. Умереть так, как умер Базаров,- всё равно, что сделать великий подвиг... Весь смысл романа заключается в смерти Базарова. Если бы он струсил, если бы он изменил себе,- весь характер его осветился бы иначе: явился бы пустой хвастун, от которого нельзя ожидать в случае нужды ни стойкости, ни решимости; весь роман оказался бы клеветою на молодое поколение... Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу..."
3
Как видно из статьи Д.И.Писарева, сцена смерти якобы показывает духовную мощь, неукротимую энергию героя, который, живи он ещё десятки лет, нашёл бы где применить свои огромные силы. Так-то оно так, но в этом ли смысл целой главы романа "Отцы и дети", посвящённой болезни и смерти центрального героя? Правильно ли понял Писарев сцену смерти Базарова, а значит, и "весь смысл романа"
4 ? Не высказывал ли он в "Базарове" такую же тенденциозную мысль, как это получилось в статье Н.А.Добролюбова "Когда же придёт настоящий день?"
Как бы то ни было, одно несомненно: был дан ход неправильному толкованию идейного содержания всего произведения.
Ведь недаром же И.С.Тургенев писал не раз в своих письмах, что "Базарова совершенно поняли только два человека: Достоевский и Боткин"
5 . До нас не дошло письмо Фёдора Михайловича, где он разбирает тургеневский роман, однако известно ответное письмо Ивана Сергеевича: "Вы до того полно и тонко схватили то, что я хотел выразить Базаровым, что я только руки расставлял от изумления - и удовольствия. Точно Вы в душу мне вошли и почувствовали даже то, что я не счёл нужным вымолвить... Дай бог, чтобы все увидали хотя часть того, что Вы увидели!" 6
Не только Д.И.Писарев, но и многие именитые его современники не "увидали" главного в романе "Отцы и дети". "Напишите мне, бога ради, о Базарове длинное объяснительное письмо... Зачем Базаров заразил себя и нарочно ли это сделал или нет и что Вы этим хотели сказать?"
7 - спрашивал А.Ф.Писемский, известный уже в то время писатель. Последовал ли ответ И.С.Тургенева на это письмо, мы не знаем. В различных противоречивых высказываниях по поводу своего романа автор не раскрывает секрета двадцать седьмой главы.
Так что же поняли Ф.М.Достоевский и В.П.Боткин? Что они обнаружили такое в "Отцах и детях", недоступное для их современников и для последующих поколений? Можно ли "увидеть хотя бы часть того", что увидел Достоевский?
Нам кажется, что можно, даже и больше, но для этого необходимо соблюдать некоторые условия. Во-первых, следует напомнить читателю, при каких обстоятельствах появился роман "Отцы и дети".
Известно, что в 50 - 60-е годы XIX века произошло размежевание революционных и либеральных течений в русской общественной жизни. Этот процесс не мог не отразиться и в литературных кругах, и в художественных произведениях. И.С.Тургенев, один из главных сотрудников "Современника", к лету 1861 года прерывает, а затем и прекращает отношения с журналом и его редактором Н.А.Некрасовым. Поводом послужила опубликованная в "Современнике" статья Н.А.Добролюбова "Когда же придёт настоящий день?", в которой тургеневский роман "Накануне" истолковывался с революционно-демократических позиций. "Убедительно тебя прошу,- обращался Тургенев к Некрасову в своём письме,- не печатать этой статьи: она кроме неприятностей ничего мне наделать не может, она несправедлива и резка - я не буду знать, куда деться, если она напечатается"
8 . Но Некрасов не послушался, все-таки опубликовал статью в своём журнале, тем самым отказался от Тургенева, чтобы не потерять Добролюбова. Истинная же причина разрыва Тургенева с "Современником", как и Л.Н.Толстого, впрочем, заключалась в том, что они не восприняли идеи вождей революционной демократии - идеи социального переустройства общественной жизни путём кровавой революции. "Тургенева,- отмечал В.И.Ленин,- тянуло к умеренной монархической и дворянской конституции, ему претил мужицкий демократизм Добролюбова и Чернышевского" 9 .
Уже в начале 1862 года роман "Отцы и дети" увидел свет. Естественно, в нём должно было отразиться отношение И.С.Тургенева к демократам-разночинцам и предстоящей революции. Во-вторых, мы должны искать разгадку не в критической литературе, а в самом тексте художественного произведения, как это и сделали Достоевский и Боткин.
Итак, от писаревского объяснения причин смерти Евгения мы отказываемся, потому что оно очень зыбкое и не исходит из художественной концепции романа. В самом деле, какой же это "подвиг - умереть так, как умер Базаров"? Многие в такой ситуации умирают именно так, по-человечески: это и мать Фенечки, и те двое из Марьина, которые скончались от не менее страшной болезни - от холеры. Писарев утверждает, что сцена смерти выявляет потенциальные возможности Базарова, но тогда незачем умерщвлять его: ведь от тифа не все умирают, и было бы достаточно показать тяжёлую форму болезни с потерей сознания, уверенность героя в летальном исходе, а затем постепенное выздоравливание.
В художественно-композиционной структуре романа 27-я глава действительно играет особенную роль, можно сказать ключевую. "Смерть Базарова,- писал Тургенев Случевскому,- должна была, по-моему, положить последнюю черту на его трагическую фигуру"
10 . Такой трагический финал предопределён. Базаров не мог не умереть, он должен был сойти со сцены. И его убивает не автор, а герой сам себя обрекает на погибель.
Немногочисленных действующих лиц тургеневского произведения можно разделить в основном на две группы. Первую группу составляют люди простые, безыдейные, тесно связанные с природой, не выходящие из круга предначертанных человеку обязанностей и возможностей, а вторую группу - люди идейные, "самоломанные"
11 , оторванные от природы, а значит, и природы самого человека. К первой группе можно отнести Кирсанова Николая Петровича с сыном Аркадием, стариков Базаровых, Фенечку, Катю, Анну Сергеевну в какой-то мере. Вторую группу представляют Евгений Базаров и Павел Петрович, разница между которыми состоит только в том, что один из них защищает идеи революционных демократов, а другой - отжившие идеи консервативной части либеральных дворян, но оба оказались в плену предвзятых принципов, теоретических положений, никак не совместимых с естественными стремлениями нормального человека. С этой точки зрения и Евгений Базаров, и Павел Кирсанов- "лица трагические" 12 .
Заразная болезнь Базарова начинается не случайно и не после того, как он порезал палец, а предопределённо и намного раньше, задолго до 20 мая 1859 года, о чём можно догадаться, читая уже первые главы романа. Недаром автор, как нам кажется, сравнивает эту болезнь с курением. "Какой здесь воздух! Как славно пахнет!.. Нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях!"
13 - восхищается Аркадий родной природой. Но этот чудесный воздух отравляет сам же, правда, отраву получает из рук Базарова: "Аркадий немедленно закурил, распространяя вокруг себя такой крепкий и кислый запах заматерелого табаку, что Николай Петрович, сроду не куривший, поневоле... отворачивал нос" 14 . Итак, представители второй группы и почти все примыкающие к ней, такие, как Евдоксия Кукшина, Виктор Ситников, курят табак, отравляют чистый воздух, окружающих людей, а также свой организм, тем самым приближая к себе и ближним преждевременную смерть. Несомненно, эта художественная деталь символизирует здесь любую идею, предвзятую и заразную, которая, как и табак, постепенно умерщвляет своего носителя и отравляет дурманом других. А простые герои, как правило, не увлекаются курением, значит, они не поражены идеей полного отрицания и разрушения.
Справедливости ради стоит отметить, что Василий Иванович Базаров тоже курит. Случайно ли это? Вряд ли. Он тоже отчасти заражён горделивым умом, довлеющим над сердцем. Под влиянием набожной супруги он лишь до поры до времени проявляет смирение, а после смерти сына он взбунтовался против Бога, "Василием Ивановичем обуяло внезапное исступление. "Я говорил, что я возропщу,- хрипло кричал он, с пылающим, перекошенным лицом, потрясая в воздухе кулаком, как бы грозя кому-то,- и возропщу, возропщу!"
15
В Евгении Базарове борются друг с другом два человека: человек простой, естественный и человек идейный. И вот, когда естественное, то есть "широкая жизненная волна, непрерывно катящаяся и кругом нас и в нас самих"
16 , вырывается наружу, Базаров как бы избавляется от заразной болезни-идеи, выздоравливает на некоторое время, поэтому ему кажется, что "сигарка не вкусна" 17 , и он "швыряет её в пыль дороги" 18 . Такое происходит с ним, когда он безнадёжно влюбился в Одинцову, когда он превратился из рационалиста в романтика. Не показан Базаров курящим и перед смертью. Умирая, он выздоравливает, избавляется от "заразы" 19 , поэтому становится более естественным, человечным.
Строчки о заразных болязнях людей, о поражении идейных героев различными недугами то и дело встречаются в романе. Они подготавливают почву для возникновения и развития смертельной болезни Базарова: аристократ Павел Петрович, человек принципа, поставивший "на карту женской любви всю свою жизнь"
20 , страдающий от припадка,"как отравленный, бродил с места на место" 21 ; "жители...й губернии успели привыкнуть к посещениям холеры" 22 ; идеи революционных демократов действуют на общество как тиф, как холера, "и эта зараза уже далеко распространилась" 23 .
Тайнопись Тургенева расшифровывается с трудом, лишь при тщательном анализе выявляются, казалось бы, незначительные факты, поясняющие тем не менее авторскую мысль. Так, например, Тургенев не раз подчёркивает тяжёлый, болезненный склад и Базарова, и Павла Петровича, используя только для их характеристики однокоренные слова с отрицателным смыслом: "желчное лицо"
24 , "был жёлчен" 25 , "весь жёлтый и злой" 26 , "кипение желчи" 27 ... Следует обратить внимание и на следующую художественную деталь: Базаров, умный человек, не случайно постоянно проигрывает в карты. И кому же? Опять-таки представителям первой группы. Это говорит о том, что он проигрывает им и в жизни, идеи нигилизма привели его к поражению.
"Следить за нитью романа после смерти Базарова я не намерен. Когда умер такой человек... стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу?.."
28 - вопрошает Писарев. А наш современник, автор учебника Ю.В.Лебедев, вслед за Писаревым произносит в адрес нигилиста панегирическую речь, усыновляет его от имени народа и серьёзно утверждает, что "великая народная любовь освящает могилу Базарова" 29 . И зря. Ведь именно после смерти революционера происходят события, без которых не завершился бы роман и нельзя было бы понять авторскую концепцию. Какие же это события? А вот какие.
"Состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой"
30 . Устроила свою семейную жизнь и Анна Сергеевна: она тоже вышла замуж. Даже Пётр, "окоченевший от глупости и важности" 31 , женился и, может быть, со временем поумнеет чуть-чуть. При жизни Базарова, в дни его пребывания в Марьине, там царила вражда не только между ним и Павлом Петровичем, но и между Кирсановыми и крестьянами, но как только Евгений умер и прекратилось незаметное распространение его заразной болезни-идеи, как только Николай Петрович и Фенечка, занимавшиеся прелюбодеянием, обвенчались в церкви, как только второй источник заразной болезни-идеи, Павел Петрович, покинул Марьино, тотчас восстановилось нарушенное равновесие, а "ферма" 32 , раньше приносившая одни убытки, начала "приносить довольно значительный доход" 33 . Эти простые, безыдейные люди приобретают семейное счастье, передают свою любовь в какой-то мере своим детям, и нить жизни не обрывается. А Базаров? Он так и не сумел и не успел жениться, не передал детям своего духовного наследия. Значит, нет у него и у базаровщины будущего.
Правда, есть в романе страшный эпизод, где Базаров общается с крестьянскими детьми, может быть неосознанно внушая им теорию разрушения, и эта сцена, вся аллегорическая, рассчитана прежде всего на думающего читателя. Дворовые мальчишки интересуются, для чего барину нужны лягушки. "А вот на что,- отвечал Базаров,- я лягушку распластаю да посмотрю, что у неё там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается". - "Да на что тебе это?" - "А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придётся"
34 . Если задуматься, речь здесь идёт об уничтожении
одной, низшей формы жизни ради процветания другой, высшей. Биолого-медицинские опыты Базарова легко проецируютя на социальную плоскость. Он всё отрицает,"выражаясь точнее, разрушает"
35 пока на словах, а позже его последователи, профессиональные революционеры-большевики, проведут опыты на миллионах людей: уничтожат одних во имя жизни других, ведь люди - те же лягушки!
Живой "мертвец"
36 Павел Петрович тоже оказался одиноким, аристократизм привёл его в жизненный тупик. У него тоже нет семьи, нет детей, хотя Фенечка, имеющая "несомненное сходство" 37 с княгиней Нелли Р., могла бы стать его женой, но этого не позволяют "принсипы" 38 .
А Николай Петрович, такой же дворянин, как и его брат, стоит вне идеи, вне принципов, поэтому он женился на дочери простого чиновника, затем, после смерти жены, полюбил дочь своей экономки, Федосью Николаевну, которая, не выходя замуж, родила ему сына.
Финал романа показывает, что отцы и дети, не оторванные от природы, от Бога, обретают человеческое счастье, что временные конфликты между ними исчезают и крепнут дружба и любовь. "Всем было очень хорошо,- пишет о них Тургенев.- Дела их начинают поправляться... Николай Петрович успел уж полюбить Катю без памяти, Фенечка после мужа и Мити никого так не обожает, как свою невестку"
39 . Аркадий и Катя назвали своего сына Колей не "в память Базарова" 40 , а в знак уважения и любви к Николаю Петровичу.
Аркадий уже успел забыть о своём бывшем "учителе"
41 : не он, а его молодая жена предлагает тост в память Базарова, и то только шёпотом. Принято считать, что Евгений сам разрывает отношения с Аркадием, увидев. как его "ученик" 42 превращается в "семейную птицу" 43 . "Я ждал от тебя совсем другой дирекции" 44 ,- заявляет Базаров и продолжает укорять его в том, что Аркадий "не дорос" 45 до нигилиста-революционера. Между тем молодой Кирсанов сам отходит от своего учителя, от его взглядов и учения, недаром задолго до окончательного разрыва он успел "соскучиться под одним кровом с Базаровым, и тянуло его вон" 46 , однако Аркадий "по-прежнему желает быть полезным, но уже не там ищет свои идеалы, где искал их прежде" 47 .Здоровый организм молодого Кирсанова отторгает привязавшуюся было болезнь базаровщины. И натура Николая Петровича не предрасположена к ней, чего не скажешь о Базарове. Он действительно генетически так устроен, что склонен отрицать и разрушать. "Я придерживаюсь отрицательного направления - в силу ощущения,- говорит он искренне своему лучшему ученику, заметим, в спокойной обстановке.- Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки?- тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу" 48 .
Таким образом, Базарова к разрушению толкают две силы: ложная идея революции и изначальная склонность к отрицанию и наполеонизму (даже в карточной игре, по словам отца, он следует "наполеонскому правилу"
49 ), а значит, склонность и стремление к неограниченной власти. Катя недаром сравнивает его с сильным хищником. "Этого нельзя хотеть...Вот ваш приятель этого не хочет, а в нём это есть" 50 ,- говорит она Аркадию. Черты хищника показаны и в сцене объяснения в любви. В Базарове вспыхивает "тяжёлая страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей..." 51 Он "бросает на женщину пожирающий взор" 52 .Эта сцена приобретает большее значение, если мы её сопоставим с подобным эпизодом, где Аркадий тоже признаётся в любви, но очень стеснительно, скромно и вежливо. Звериное в Базарове просыпается и во время ссоры со своим другом. Сатанинская гордость, "бездонная пропасть самолюбия" 53 Базарова, считающего себя гигантом и богом, не позволяют ему уступить в споре своему ученику, хотя Аркадий во всём прав. Исчерпав все аргументы, учитель готов пускать в ход "грубую монгольскую силу" 54 . Лицо его становится зловещим, глаза загораются, как у хищника.
Тургенев не верит, что Базаровы могут переустраивать жизнь,приносить народу облегчение. Казалось бы, мысли о "необходимыхпреобразованиях"
55 в России должны беспокоить в первую очередь революционера Базарова. Парадоксально, но факт: о них думает Аркадий! Значит, не о счастье народа беспокоится Базаров. Сквозь художественную ткань произведения пробивается совершенно другая мысль: разрушение, то есть кровавая революция,нужно Базаровым для самоутверждения, для получения неограниченной власти над народом. Разве не об этом говорят слова нигилиста, произнесённые не в провоцирующей остановке, что мы наблюдаем в споре с Павлом Петровичем, а опять-таки в спокойном, откровенном разговоре со своим ближайшим другом? "А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора,- говорит он,- для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?" 56 Теперь становится понятно,почему мысли о преобразовании автор передаёт Аркадию, а не Базарову: только такие люди, как молодой Кирсанов, образованные, добрые, человечные, любящие и сердобольные, сумеют что-то изменить в положительном направлении, а люди,поражённые всяческой идейной заразой и склонные к "драке" 57 , могут привести общество к трагедии, если они дорвутся до власти. В Базарове мы видим предтечу большевистских вождей. отцов народов и т.п.
Из всего сказанного следует, что Базарова незачем противопоставлять Павлу Петровичу. Они не антиподы, скорее всего антиподами являютя Аркадий и его учитель, а также братья Кирсановы. Правда, такое противопоставление связано лишь с одним из значений названия романа, среди которых можно выделить семейно-бытовое, социальное, историческое, политическое, философское и религиозное. В семейном значении "отцы и дети" - это родители и их сыновья и дочери, например старики Базаровы и единственный сын Евгений. В социальном значении "отцы и дети" - это старшее поколение и молодое, у которых не всегда бывает взаимопонимание. В историческом значении "отцы и дети" - это консервативные российские дворяне 40 - 60 годов XIX века и революционные демократы-разночинцы, между которыми и шла непримиримая борьба. В романе их представляют антагонисты Павел Петрович и Евгений Васильевич. В философском значении "отцы и дети" - это старое, умирающее и новое, зарождающееся, и между ними существует тесная связь, однако старое никогда не уступает своего места без боя, а новое, став на его место, со временем тоже устаревает. В политическом значении "отцы и дети" - это господствующая, направляющая сила в обществе и ею же рождённые оппоненты. В религиозном значении "отцы и дети" - это верующие, то есть мудрые, высоконравственные люди, и атеисты, богохульники, блудные сыновья, имеющие, однако, возможность вернуться к Отцу своему.
Историческое значение названия романа лежит на поверхности и всем понятно. Павел Кирсанов и Евгений Базаров действительно являются антиподами и антагонистами, но для Тургенева важнее другое значение - религиозное. И тут оба героя, к которым временно примкнул и младший Кирсанов, оказываются в одном и том же лагере, однако Аркадию всё-таки удалось вырваться из него. Блудные сыновья Павел и Аркадий, надо полагать, вернулись к Отцу своему с покаянием, а блудный сын Евгений не вернулся после долгих скитаний к Отцу своему, не покаялся перед Ним.
Базаров относится к народу скептически, а его ученик - по-христиански, с сочувствием; Евгений не признаёт искусства, красоты Божьего мира, а Аркадию по душе всё прекрасное; учитель фактически не почитает своих родителей, что является прямым нарушением пятой заповеди Закона Божьего, а ученик души не чает в своём отце; первый из них несчастлив в любви, ибо видит в женщине прежде всего объект наслаждения (сказано: "не прелюбодействуй", Исх 20:14), а второй нашёл это счастье, потому что в женщине уважает человека; Базаров существует и умирает, а молодой Кирсанов живёт и процветает.
Сознают ли трагизм своего положения Павел Петрович и Базаров? В какой-то мере наверняка, но они уже не могут вырваться из плена принципов и идей, идущих вразрез с православной верой. Они их рабы. Поэтому мизантроп Павел Петрович "бросается на диван и остаётся неподвижен, почти с отчаянием глядя в потолок, и жить ему тяжело... тяжелей, чем он сам подозревает"
58 .
Но всё-таки в конце романа он остаётся жив, может быть, потому, что в Дрездене начинает посещать русскую церковь и "почти незаметно креститься"
59 , а Базаров умирает, так как кощунствует, отвечая дерзко своему отцу: "Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть" 60 . А напоследок он сознательно отказывается от причащения перед смертью, и, когда уже находился в беспамятстве и без него Василий Иванович пригласил служителя церкви соборовать сына, "один глаз его раскрылся и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом, что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице" 61 .
Таким образом, произведение Тургенева, отражая неспособность либеральных дворян что-либо положительно изменить в жизни общества, а также возникновение на исторической арене новой силы, революционных демократов, в то же время выдвигает путём христианского осмысления самую важную социально-философскую проблему - проблему преобразования существующих порядков. Революционный путь неприемлем. Он заводит всех в тупик, приближает к трагедии, приводит к смерти. Роман направлен также против любой идеи, действующей вразрез с православной верой, с природой самого человека. Чем больше он нарушает естественный ход своих стремлений, желаний, предписанный заповедями Христа, чем больше "ломает себя"
62 , то есть грешит, тем быстрее приближается к разладу души, к саморазложению как личности.
Смерть Базарова - это закономерный результат раздвоения человека, результат подавления с помощью гордого ума духовного начала. Каждый из нас должен жить, не выдумывая теорий, несовместимых с христианским учением, не осложняя грехами своё пребывание на земле, а наоборот, упрощая его и следуя Святому Писанию. Такими показаны крестьяне, которые душой поняли это и поэтому не восприняли Базарова, и его родители, по словам Герцена "совершенно живые и живущие"
63 . Они так созданы, им хочется жить так, а сын их другой, у него другие ощущения, он по-другому устроен. На формирование его личности повлияли три фактора: во-первых, естество, то есть он такой же человек, такой же "романтик" 64 , как и многие другие смертные; во-вторых, теория, идея, знание, или запретное "познание добра и зла" (Быт 2:17), при помощи которых хочет обуздать и переделать естество, данное Господом; в-третьих, особая наследственность, которая определила ему такой "склад" 65 - стремление критиковать, отрицать и властвовать.
Естество его рвётся к природе, к прекрасному, к любви, к Богу, а ложное знание, теория мешают этому, притом третий фактор - своеобразная наследственность, - приобретённая, может быть, от деда, который "землю пахал"
66 , способствует второму фактору, а иногда и противоречит ему под воздействием естества, то есть Базаров иногда не верит и самому себе, своим мыслям. Он критикует себя, сомневается в себе не как в человеке, а как в нигилисте, революционере, заражённом "трихинами" 67 разрушения.
Всех ожидает распад, преждевременная смерть, кто пытается переделать себя и других по воле своей, а не Господней, кто пытается вырваться из того, что отпущено нам природой, то есть Богом, - всех, в том числе и человеческие сообщества, и само человечество. Вот какой "вышел смысл романа"
68 "Отцы и дети" - гениального предвидения последствий революционных событий XX века в России и в то же время грозного предупреждения революционерам всех мастей.

Русская литература XIX века
Современная Русская литература
Новейшая Русская литература
Антиэпиграфы и антицитаты

Нигилизм Базарова и теория Раскольникова

Теория сама по себе никуда не годится, она нужна постольку, по-скольку заставляет нас верить в связь явлений. (И. В. Гете)

Философский смысл пейзажа в романе «Отцы и дети»

Природу надобно представлять себе, по аналогии с человеком, ищу-щей и заблуждающейся, доброй и злой, — борющейся и становящейся выше себя. (Фр. Ницше)

Сущность конфликта Базарова с Павлом Петровичем

Это — не диспуты, а живые, страстные, драматические споры, где каждое действующее лицо высказывает себя, как человека и характер, отстаивает, так сказать, свое нравственное существование. (В. Г. Бе-линский)

Смысл эпилога в романе «Отцы и дети»

Почему И. С. Тургенев заканчивает роман «Отцы и дети» смертью Базарова?

Для смертного сна

Никто не стар! (М. И. Цветаева)

Почему Д. И. Писарев назвал смерть Базарова подвигом?

Умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий под-виг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс. (Д. И. Писарев)

«Отцы» и «дети» в романе И. С. Тургенева

Декабристы — наши великие отцы, Базаровы — наши блудные дети. (А. И. Герцен)

Нигилизм и нигилисты в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения. (И. М. Сеченов)

Нигилизм Базарова: «за» и «против»

Если он называется нигилистом, то надо читать: революционе-ром. (И. С. Тургенев)

Молодое поколение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, а сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда. (Д. И. Писарев)

Трагедия Евгения Базарова

Сам И.С.Тургенев утверждал, что его Базаров - "лицо трагическое". В чем же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает - умирая, он произносит горькие слова: "Я нужен России. Нет, видно, не нужен". Эта точка зрения автора на Базарова, навязанная и самому герою, противоречила взглядам революционных демократов.

Трагическое одиночество Базарова проявляется не только в его общении с "отцами9, с мнимым другом и любимой женщиной, но и во взаимоотношениях с народом. Взаимоотношения эти сложны, в них нелегко разобраться.

Споря с Павлом Петровичем и с Аркадием, Базаров, казалось бы, пренебрежительно говорит о русских мужиках. Но он восстает не против народа, а против темных сторон его жизни: суеверия, пьянства, невежества. Базаров убежден в том, что взгляды таких людей, как он, вызваны именно потребностями народной жизни. Однако в глазах крепостных он - барин. Желая подчеркнуть его одиночество, преждевременность его появления в России, его обреченность, Тургенев пытается показать, что глубокая пропасть отделяет Базарова от народа.

С особенной силой Базаров как "лицо трагическое" раскрывается в главе, рисующей его смерть. Эти страницы романа написаны проникновенно, тепло, сердечно. Перед лицом смерти проявляется в Базарове то героическое начало, о котором раньше мы могли лишь догадываться, проявляется все лучшее, человеческое: нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтичность любви к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела на благо родной страны; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Мы слышим столь необычные для Базарова, полные романтического чувства и поэзии слова: "Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет. " Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: "Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать. " Мы слышим откровенные его признания: "И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант!"

Базаров умер совсем молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой он готовился. Он умер "накануне9, так же как Инсаров. И в этом сказалась слабость писателя, который создал образ революционера, но сам был далек от революционной борьбы, не знал и не понимал многого в деятельности революционных демократов. Но смерть Базарова изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. "Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг. " - справедливо заметил Д.И.Писарев.

Смерть Базарова делает его образ глубоко трагическим. Трагизм усиливается в эпилоге, из которого мы узнаем, что Базаров умер, не оставив последователей и продолжателей. Аркадий стал заправским помещиком.

Создается впечатление, что вместе с героем романа умерли и те идеи, которым он хотел посвятить свою жизнь. Это впечатление поддерживается и картиной заброшенного сельского кладбища, где похоронили Базарова. Здесь царят вечный покой и тишина. Концовка романа исполнена лиризма, мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Большое чувство сквозит в его словах, звучащих как реквием. Но не о борьбе, не о бунте Базарова, а о примирении говорит здесь писатель; не о "равнодушной природе", не о лопухе, который, по словам Базарова, вырастет на его могиле, а о вечной жизни, о бессмертии. Тут и нравственное оправдание героя романа, и сожаление о замечательном человеке, тут и мысль о бесцельности его борьбы, его стремлений.

Бесспорно, Тургенев создал незабываемый трагический образ революционера-демократа 60-х годов XIX века.

17647 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Почему Тургенев «умертвил» Базарова?

Трагизм образа Базарова в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева "Отцы и деты")

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Трагедия Евгения Базарова

Смотрите также по произведению "Отцы и дети":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Почему Д. И. Писарев назвал смерть Базарова подвигом?
Смерть самых лучших намечает - И дергает по одному. (В. С. Высоцкий)
…Смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить - это дело сильного характера. (Д. И. Писарев)
…Такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью. (Д. И. Писарев)
Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс. (Д. И. Писарев)

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг». Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Новость образования прочитали 11,821 раз

Вы не видите полный текст новости, разработки урока, статьи, конспекта, сценария? Читайте

Базаров перед лицом смерти

(анализ эпизода)

урок литературы в 10 классе

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!

Просто хоть караул кричи! Болезнь

Базарова сделана так сильно,

что я ослабел, и было чувство, как будто я

заразился от него.

А.П.Чехов

Цель урока : раскрыть силу духа главного героя романа «Отцы и дети», его внутренний мир, проанализировав эпизод «Базаров перед лицом смерти».

Задачи :

    Обучающие :

    1. Систематизация изученного материала.

    Развивающие :

    1. Развитие навыков анализа эпизода художественного произведения.

      Систематизация знаний по теории литературы.

    Воспитательные:

    1. Воспитание любви к родному слову.

      Воспитание грамотного, вдумчивого, внимательного читателя.

Оборудование : текст романа, видеофрагмент из фильма «Отцы и дети» (экранизация романа И.С. Тургенева. Режиссер В.Никифоров. Киностудия «Беларусьфильм», 1984 г.).

Ход урока

1. Оргмомент . Запись даты и рабочей (предварительной) темы урока. В конце урока тему сформулируют сами учащиеся на основе выводов.

Учитель: Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» - роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности жизненных принципов и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться .

2. Учитель : Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж ? Каким вы запомнили главного героя романа? (Учащиеся составляют характеристику героя)

Ученики: С одной стороны, умный, уверенный в себе, циничный молодой человек, который отрицает общепринятые моральные устои, нравственные ценности, идеалы, в том числе он не разделяет восторгов любителей произведений искусства. По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной жизненной целью Евгений обозначает "труд на пользу общества". Его задача - "жить для великой цели обновления мира" . Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо. С другой стороны, - романтик, борющийся с нахлынувшим на него сильным чувством – любовью.

Учитель: Какие качества характера Базарова проявляются в сценах с Одинцовой?

Ученики: Базаров в любви – способен на компромисс, страдает, душевно прекрасен, признает свое поражение.

Индивидуализм Базарова – исключительность – романтизм

Учител ь: Как изменилось мнение читателя о Базарове?

Ученики : Он изменился. Признал в себе романтика. Его мучают сомнения. Базаров пытается сопротивляться, сохранить верность своему нигилизму. Читателю становится жаль Базарова, потому что любовь приносит ему страдания и душевную боль. Его чувства и поведение вызывают уважение.

3. Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Учитель : Каким предстает Базаров перед смертью?

Предваряя чтение эпизода, следует сказать учащимся об отношении самого Тургенева к смерти (кратко), а также обратить внимание на высказывания известных людей об этой сцене в романе «Отцы и дети».

А.П. Чехов: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано».

Д.И. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

Овсянико-Куликовский: «Смерть Базарова – апофеоз его личности»

Учитель : Что объединяет эти высказывания?

Ученики : Роман «Отцы и дети» написан очень талантливо и сильно. В смерти Базарова не слабость, а его величие.

Учитель : Как раскрывается пред лицом смерти его отношение к родителям и Одинцовой?

Перечитайте сцену встречи умирающего Базарова и Одинцовой (Спасибо, - усиленно заговорил он… гл.27)

Ученики: Базаров в этой сцене – обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.

Учитель : Какие средства выразительности использовал Тургенев для описания Базарова в сцене смерти?

Составляем таблицу.

Моя собственная форма разлагается

Старается держаться, не показывать слабость

Метафора

Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет

Романтик.

Исповедь закончена. Вот теперь он готов умереть.

Сравнения

Червяк раздавленный

Испытывает неловкость перед любимой женщиной.

Восклицательные знаки

В начале разговора.

Эмоциональность и напряженность момента. Он еще храбрится, старается держаться непринужденно.

В то же время – сожаление о том, что не успел выполнить намеченное.

Многоточия

Особенно в конце монолога.

Не только потому, что Базаров умирает и ему трудно говорить. Это его последние слова, поэтому он тщательно выбирает и обдумывает их. Голос больного постепенно слабеет. Момент настоящего физического напряжения.

Фразеологизмы и просторечия

Фьюить! Попал под колесо. Вилять хвостом не стану.

Это прежний Базаров, которого мы видели в начале романа.

Учитель : Как Базаров встречает смерть?

Ученики: Он делает вид, что воспринимает близкую смерть спокойно, но все не так. Базарову не хочется умирать молодым, хотя, как врач, он понимает, что это неизбежно.

Учитель: Давайте найдем толкование слову «спокойно»

Словарная работа :

Спокой, спокойствие, спокойность – покой, отсутствие тревог, забот. (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля)

Спокойно - наречие к спокойный; спокойный – не испытывающий волнения, тревог, беспокойства.(Четырехтомный толковый словарь)

Учитель : Прочитайте отрывок: «…и, внезапно, схватив за ножку тяжелый стол, стоявший возле дивана, потряс его и сдвинул с места» до « Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично…»

Учитель : Можно ли сказать, что Базаров спокойно встречает свою смерть?

Ученики: Нет.

Учитель : Согласны ли вы со словами Писарева и Чехова? Что нового в образе Базарова вы для себя открыли?

Ученики: Он искренний, как на исповеди. Открытый и честный. Настоящий. Нет надобности сохранять лицо, отстаивать свою позицию. Смерти все равно. И он боится смерти, которая все отрицает, даже его самого. Чувства смешанные: и жалость, и уважение, и гордость. Базаров в этой сцене – обычный человек, вовсе не гигант несгибаемый, а мягкий, чувствительный, любящий сын (как удивительно говорит он о своих родителях!), любящий человек.

Учитель : Удивительно, но многие писатели предвидят свой уход из жизни. Так в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов очень точно описал свою смерть в сцене дуэли Печорина с Грушницким. Тургенев тоже предвидел свою кончину. Такие прозрения в искусстве не столь редки. Зачитайте несколько цитат.

Князь Мещерский: « Потом речи его стали бессвязны, он по многу раз повторял одно и то же слово с возрастающим усилием, как бы ожидая, что ему помогут досказать мысль и впадая в некоторое раздражение, когда эти усилия оказывались бесплодными, но мы, к сожалению, совсем не могли ему помочь».

В.Верещагин: «Иван Сергеевич лежал на спине, руки вытянуты вдоль туловища, глаза чуть-чуть смотрят, рот страшно открыт, и голова, сильно закинутая назад, немного в левую сторону, с каждым вздохом вскидывается кверху; видно, что больного душит, что ему не хватает воздуха, - признаюсь, я не вытерпел, заплакал».

Иван Тургенев, описывая смерть своего героя, по его признанию, тоже плакал. Между романом и жизнью поразительные совпадения. «Базарову не суждено было просыпаться. К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».

В уста своего героя Тургенев вложил те самые слова, которые сам произнести так и не смог: «А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично». Гигант с этой задачей справился.

4.Выводы. Подведение итогов.

Учитель: О чем роман? О жизни. И финал его жизнеутверждающий. Сцена смерти Базарова – не развязка, а кульминация романа. Именно в этой сцене мы видим подлинное величие и искреннюю простоту и человечность Базарова. В сцене смерти он настоящий, без напускной небрежности, грубости и брутальности. Еще одна цитата для размышления.

Д. Писарев: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

Учитель: Как же сформулировать тему нашего урока? Пожалуй, словами Писарева: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг».

5.Домашнее задание: написать сочинение «Можно ли назвать смерть Базарова подвигом?»

6. В конце урока просмотр эпизода из экранизации романа И.С. Тургенева (4 серия).

Сочинение на тему: «Можно ли принять смерть Базарова подвигом?» 4.00 /5 (80.00%) 2 votes

Произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети» является одним из классических творений русской литературы. В нем поднимаются и анализируются как некоторые проблемы, свойственные тому времени, когда жил автор, так и вечные проблемы жизни. Однако содержащиеся в данном произведении образы людей тоже являются крайне интересными, они вызывают желание размышлять, искать параллели с современностью и заниматься действенным анализом текущей действительности. Главным героем романа, а также человеком, который действительно вызывает желание тщательного анализа, является Евгений Базаров.

В контексте попытки понять и оценить действия и поведение Базарова в условиях действительности того времени можно сформировать несколько интересных вопросов относительно его человеческой сущности. Например, достаточно интересно рассматривать смерть Евгения Базарова. Из содержания романа известно, что Базаров умер из-за того, что выполнял свою непосредственную профессиональную деятельность. Однажды ему выпало практиковаться на трупе человека, который был болен тифом. Во время такой практики Базаров поранился, порезал себе палец. За этим последовало заражение крови, болезнь и смерть. В силу того, что Базаров стал жертвой во время своей работы, выполнения профессии, можно ли называть его смерть подвигом?

Я думаю, что сделать это вполне можно. Во-первых, Базаров умер во имя своей профессии. Будучи ученым врачом, он, конечно, знал, что может заразиться. Тем не менее, он не испугался, смело занимался своим делом. Кроме того, настоящим подвигом является то, как он вел себя перед своими родителями до момента своей смерти. Невзирая на понимание скорой кончины, он не превратился в нытика, не впал в депрессию, не страдал наигранно и не убивался. Он прекрасно понимал, что это может доставить крайне серьезную боль его отцу и матери. Вместо этого он стремился держаться бодро, не боялся смерти и даже поддерживал безнадежное предположение своей матери о том, что с ним случилась обычная простуда.

Можно быть полностью уверенным, что смерть Базарова была ничем иным, как подвигом. Тому есть множество подтверждений, включая источник прихода его болезни и смерти, а также его поведение непосредственно перед ней. Конечно, к сожалению, Базарову не удалось сделать все то, к чему он стремился. Быть может, в случае выживания он смог бы добиться значительно более серьезных успехов и совершить другие подвиги, полезные всему обществу, однако для простого человеческого подвига достаточно и того, что он уже сделал.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»