Революционная деятельность и ссылка. Биографии писателей и поэтов История короленко

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

, СССР

Владимир Галактионович Короленко (15 (27) июля 1853, Житомир - 25 декабря 1921, Полтава) - русский писатель украинского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царского режима, так в период гражданской войны и советской власти.

За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведенном на Украине, и ссылкой в Сибирь.

Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.

Короленко родился в Житомире, Украина, в семье уездного судьи. Отец писателя происходил из казацкого рода. Суровый и замкнутый, но вместе с тем и неподкупный и справедливый Галактион Афанасьевич Короленко (1810–1868) оказал огромное влияние на формирование мировоззрения сына. Впоследствии образ отца был запечатлен писателем в его знаменитой повести «В дурном обществе».

Короленко начал учиться в Житомирской гимназии, а после смерти отца завершил среднее образование в Ровенской гимназии. В 1871 году поступил в Петербургский технологический институт, но из-за материальных трудностей вынужден был его покинуть и перейти в 1874 году на стипендию в Петровскую земледельческую академию в Москве.

С ранних лет Короленко примкнул к революционному народническому движению. В 1876 году за участие в народнических студенческих кружках он был исключен из академии и выслан в Кронштадт под надзор полиции.

Люди не ангелы, сотканные из одного света, но и не скоты, которых следует загонять в стойло.

Короленко Владимир Галактионович

В Кронштадте молодому человеку пришлось зарабатывать себе на жизнь собственным трудом. Он занимался репетиторством, был корректором в типографии, перепробовал ряд рабочих профессий.

В начале 1879 в петербургском журнале «Слово» была напечатана первая новелла писателя «Из жизни искателя». Но уже весной 1879 по подозрению в революционной деятельности Короленко вновь был исключен из института и выслан в Глазов Вятской губернии.

Человек создан для счастья, как птица для полета.

Короленко Владимир Галактионович

После отказа подписать покаянную верноподданническую петицию новому царю Александру ІІІ в 1881 году, Короленко перевели в ссылку в Сибирь (он отбывал последний срок ссылки в Якутии в Амгинской слободе).

Однако суровые условия жизни не сломили воли писателя. Тяжелые шесть лет ссылки стали временем формирования зрелого писателя, дали богатый материал для его будущих сочинений.

В 1885 году Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Нижегородское десятилетие (1885–1895) - период наиболее плодотворной работы Короленко-писателя, всплеска его таланта, после которого о нем заговорила читающая публика всей Российской империи. В 1886 году вышла его первая книга «Очерки и рассказы», в которую вошли сибирские новеллы писателя.

Настоящим триумфом Короленко стал выход в 1886–1887 годах его лучших произведений - «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886). В этих повестях Короленко с глубоким знанием человеческой психологии по-философски подходит к разрешению проблемы взаимоотношения человека и общества.

Материалом для писателя послужили воспоминания о детстве, проведенном на Украине, обогащенные философскими и социальными выводами зрелого мастера, прошедшего тяжелые годы ссылок и репрессий. По мнению писателя полноту и гармонию жизни, счастье можно почувствовать, только преодолев собственный эгоизм, став на путь служения народу.

В 90-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные регионы Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стала философско-аллегорическая повесть «Без языка» (1895).

Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

В 1895–1900 годах Короленко живет в Петербурге. Он редактирует журнал «Русское богатство». В этот период публикуются замечательные новеллы «Марусина заимка» (1899), «Мгновение» (1900).

В 1900 году писатель переезжает на Украину, куда всегда стремился вернуться. Он поселился в Полтаве, где и прожил до своей смерти.

В последние годы жизни (1906–1921) Короленко работал над большим автобиографическим романом «История моего современника», который должен был обобщить все, что он пережил, систематизировать философские взгляды писателя. Роман остался незавершенным.

Писатель умер, работая над четвертым томом своего произведения. Скончался от воспаления легких.

Популярность Короленко была огромна, и царское правительство было вынуждено считаться с его публицистическими выступлениями. Писатель привлекал внимание общественности к самым острым злободневным вопросам современности.

Он разоблачал голод 1891–1892 годов (цикл эссе «В голодный год»), обличал царских карателей, жестоко расправлявшихся с украинскими крестьянами, борющимися за свои права («Сорочинская трагедия», 1906), реакционную политику царского правительства после подавления революции 1905 года («Бытовое явление», 1910).

В 1911–1913 годах Короленко активно выступал против реакционеров и шовинистов, раздувавших сфальсифицированное «дело Бейлиса», он опубликовал более десяти статей, в которых разоблачал ложь и фальсификации черносотенцев. Эта деятельность характеризует Короленко как одного из выдающихся гуманистов своего времени.

В 1900 году Короленко был избран почетным академиком Петербургской академии наук, но в 1902 покинул ее в знак протеста против исключения Максима Горького.

После революции 1917 года Короленко открыто осудил методы, которыми большевики осуществляли строительство социализма. Позиция Короленко-гуманиста, осуждавшего зверства гражданской войны, ставшего на защиту личности от большевистского произвола, отражена в его «Письмах к Луначарскому» (1920) и «Письмах из Полтавы» (1921).

До последнего дня Короленко боролся за правду и справедливость. Современники называли Короленко «совестью России».

Был женат на Евдокии Семёновне Ивановской. Двое детей: Наталья и Софья.

Основные произведения
* История моего современника. 1906–1921.
* В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля. 1885.
* Слепой музыкант. 1886.

Прочие произведения
* Чудная (очерк из 80-х годов). 1880.
* Яшка. 1880.
* Убивец. 1882.
* Сон Макара. 1883.
* Адъютант его превосходительства. Комментарий к недавнему событию. 1884.
* Соколинец. Из рассказов о бродягах. 1885.
* Федор Бесприютный. 1886.
* Лес шумит. Полесская легенда. 1886.
* Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды. 1886.
* Омоллон. 1886.
* Символ. 1886.
* За иконой. 1887.
* На затмении. Очерк с натуры. 1887.
* Прохор и студенты. Повесть из студенческой жизни 70-х годов. 1887.
* На заводе. Две главы из неоконченной повести. 1887.
* Станочники. 1887.
* Ночью. Очерк. 1888.
* Черкес. 1888.
* Птицы небесные. 1889.
* Судный день («Иом-кипур»). Малорусская сказка. 1890.
* Тени. Фантазия. 1890.
* В пустынных местах. Из поездки по Ветлуге и Керженцу. 1890.
* Таланты. 1890.
* Река играет. Эскизы из дорожного альбома. 1891.
* Искушение. Страничка из прошлого. 1891.
* Ат-Даван. 1892.
* Парадокс. Очерк. 1894.
* Без языка. 1895.
* Фабрика смерти. Эскиз. 1896.
* В облачный день. Очерк. 1896.
* Художник Алымов. Из рассказов о встречных людях. 1896.
* Колечко. Из архивных дел. 1896.
* Необходимость. Восточная сказка. 1898.
* Стой, солнце, и не движись, луна! 1898.
* Смиренные. Деревенский пейзаж. 1899.
* Марусина заимка. Очерк из жизни в далекой стороне. 1899.
* Двадцатое число. Из старой записной книжки. 1899.
* Огоньки. 1900.
* Последний луч. 1900.
* Мгновение. Очерк. 1900.
* Мороз. 1901.
* «Государевы ямщики». 1901.
* Пугачевская легенда на Урале. 1901.
* Ушел! Рассказ о старом знакомом. 1902.
* Софрон Иванович. Из рассказов о встречных людях. 1902.
* Не страшное. Из записок репортера. 1903.
* Феодалы. 1904.
* Обрывок. Этюд. 1904.
* В Крыму. 1907.
* Наши на Дунае. 1909.
* Легенда о царе и декабристе. Страничка из истории освобождения. 1911.
* Нирвана. Из поездки на пепелище Дунайской сечи. 1913.
* С двух сторон. Рассказ моего знакомого. 1914.
* Братья Мендель. Рассказ моего знакомого. 1915.

* В 1886 повесть Короленко «В дурном обществе» была без его участия сокращена и выпущена «для детского чтения» под названием «Дети подземелья». Сам писатель остался недоволен этим вариантом.

Издание произведений
* Собрание сочинений в 6-ти переплетах. СПб, 1907–1912.
* Полное собрание сочинений в 9-ти томах. Петроград, 1914.
* Собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1953–1956.
* Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1960–1961.
* Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1971.
* Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1989–1991.
* История моего современника в 4-х томах. М., 1976.
* Была бы жива Россия. Неизвестная публицистика 1917-1921 гг. - М., 2002.

Экранизации произведений
* Слепой музыкант (СССР, 1960, режиссер Татьяна Лукашевич).
* Среди серых камней (СССР, 1983, режиссер Кира Муратова).

Дом-музей «Дача Короленко» находится в посёлке Джанхот, километрах в 20 юго-восточнее Геленджика. Основное здание было построено в 1902 году по чертежам писателя, а хозяйственные помещения и здания достраивались на протяжении нескольких лет. В этой резиденции писатель жил в 1904, 1908, 1912 и 1915 годах.

* В Нижнем Новгороде на базе школы № 14 функционирует музей, в котором собраны материалы по нижегородскому периоду жизни писателя.
* Музей в городе Ровно на месте Ровенской Мужской гимназии.
* На родине писателя, в городе Житомире, в 1973 открыт его дом-музей.
* В городе Полтаве функционирует Музей-усадьба В. Г. Короленко в которой он прожил последние 18 лет жизни.

В 1977 году малая планета 3835 была названа Короленко.
В 1973 году на родине писателя в Житомире установлен памятник (скульптор В. Винайкин, архитектор Н. Иванчук).

Имя Короленко присвоено Полтавскому педагогическому институту, Харьковской государственной научной библиотеке, Черниговской областной библиотеке, школам в Полтаве и Житомире, Глазовскому государственному педагогическому институту.

В 1990 году Союз писателей Украины учредил литературную премию имени Короленко для лучшего русскоязычного литературного произведения Украины.

Владимир Галактионович Короленко - фото

Владимир Галактионович Короленко - цитаты

Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.

Люди не ангелы, сотканные из одного света, но и не скоты, которых следует загонять в стойло.

Человек создан для счастья, как птица для полета.

В конце концов, утка всё-таки издохла, и мы её кинули на дороге, а сами поехали дальше. - «Мороз»

Одним из известнейших и значительных общественных деятелей конца XIX - начала XX века был журналист, писатель и публицист Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография, иллюстрирующая его жизненный и творческий путь, включает немало печальных и трагичных событий. Однако он всегда оставался реалистом, который искал и находил романтизм в реальной жизни, размышляя о высоком в условиях суровой действительности. Многие из его героев наделены таким духовным накалом и самосжигающей беззаветностью, которые смогли приподнять их над болотом тупой, сонной действительности. Они навсегда останутся в качестве напоминания о существовании высшей красоты человеческого духа.

Владимир Короленко. Биография: ранние годы

Писатель появился на свет в Житомире в 1853 году. Его отцом был который обладал замкнутым характером, неподкупностью и справедливостью. Образ отца стал чрезвычайно важным в процессе формирования мировоззрения мальчика.

Мать будущего писателя была полькой по происхождению, поэтому Владимир Короленко с детства прекрасно владел польским языком. Пансион Рыхлинского - это первое учебное заведение, в котором обучался Владимир Короленко. Биография его насчитывает еще несколько школ, так как из-за службы отца семья вынуждена была часто переезжать.

Дальнейшее образование писатель получил в Житомире, Ровно, Петербурге и Москве. Петербургский технологический университет ему окончить не довелось: потеря отца стала первым испытанием, которое пережил Владимир Галактионович Короленко. Кратко описывая дальнейшие годы, можно сказать, что тяжелое материальное состояние заставило его учиться в Петровской земледельческой академии.

Непокорный нрав и революционная направленность

Революционные взгляды Владимир Короленко разделял с юности. Через два года после поступления за активную деятельность в народническом движении его исключили из академии и сослали в Кронштадт. Там он находился под наблюдением властей, зарабатывая изготовлением чертежей.

Когда ссылка закончилась, юноша смог вернуться в Петербург и снова заняться своим образованием, однако ненадолго. Следующие шесть лет прошли для него в ссылках, арестах и переездах. Тяготы и лишения подневольного существования не только не сломили, но и закалили его дух, как сам упоминал Короленко Владимир Галактионович. Краткая биография писателя включает перечень городов и регионов, в которых он жил, будучи политическим узником: Глазов Березовские починки (Бисеровская волость), Вятка, Вышний Волочек, Томск, Пермь, Якутия (Амгинская слобода).

Многие биографы сходятся во мнении, что именно в этот период был сформирован характер писателя. Также им был собран огромный объем материала для будущей работы.

Первые литературные шаги

Поселившись в Нижнем Новгороде по разрешению правительства, Владимир Короленко принялся за писательскую деятельность. Время с 1885 по 1895 год считается самым плодотворным в карьере литератора. Здесь в полной мере раскрылся его талант, спровоцировав интерес со стороны читающей публики всей России.

Январь 1886 года был ознаменован для Владимира Короленко женитьбой на Евдокии Ивановской. Они были знакомы задолго до свадьбы и стали счастливой семейной парой. Для писателя этот брак был единственным.

В этом же году свет увидело первое издание книги Владимира под названием «Очерки и рассказы», которое включало несколько сибирских новелл.

Затем были опубликованы «Павловские очерки», написанные в период пребывания Короленко в селе Павлово. Основной их темой стало описание тяжелого положения, в котором находились кустари-металлисты села, задавленные нищетой.

Литературный триумф

Вышедшие следом за первыми сборниками книги «Сон Макара», «Слепой музыкант», а также «В дурном обществе» проявили глубокое знание человеческой психологии и философский подход, примененные писателем при работе над произведениями. Они вызвали настоящий восторг у читателей. В качестве основного материала, использованного Владимиром, выступили его детские воспоминания и впечатления об Украине. Тяжелый период репрессий и философских раздумий обогатил прошлые наблюдения социальными выводами, придав работам зрелость и правдивость.

Владимир Короленко настаивал на том, что счастье, полнота и гармония жизни доступны исключительно через преодоление собственного эгоизма, а также путем служения народу.

Путешествуя по миру

Следующие годы писатель посвятил путешествиям. При этом им были посещены не только края обширной России, но и Америка. В начале 90-х годов Владимир посетил Всемирную выставку в Чикаго. Впечатления от поездки и собранный материал позволили ему написать рассказ «Без языка», который фактически стал романом, повествующим о жизненном пути украинского переселенца в Америке. Произведение увидело свет в 1895 году, принеся Владимиру Короленко славу не только на родине, но и за океаном. Эту и другие его книги начинают переводить на иностранные языки.

Сегодня из всех литературных произведений наиболее широко известен «Слепой музыкант», так как эта повесть входит в образовательную программу многих школ.

Она может принадлежать к списку обязательной литературы или быть рекомендованной для Показателем ее достоинств может служить многократное издание еще при жизни писателя (15 раз).

Публицистическая деятельность

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса школы, наряду с фактами его писательской деятельности, включает также примеры работ в качестве журналиста.

Значительной составляющей его участия в общественной жизни стало написание статей и корреспонденций. Книга «В голодный год» объединила публикации писателя, размещенные в газете «Русские ведомости». Идеей, пронизывающей эти статьи, стало описание чудовищной картины народного бедствия, спровоцированного продолжающейся крепостной зависимостью и нищетой русской деревни.

Биография Короленко Владимира Галактионовича для 5 класса была бы неполной без упоминания о работе редактором журнала «Русское богатство».

В конце 90-х годов писатель переселился в Полтаву, в которой и остался до конца жизни. Здесь, на хуторе Хатки, у него была дача. В течение многих лет Владимир и его семья приезжали в этот дом на лето. Сегодня здесь музей.

Завершение жизненного пути

Последним произведением Владимира Короленко стала автобиографическая «История моего современника», запланированная как обобщенное и систематизированное описание всех пережитых им событий и приобретенных философских взглядов. К сожалению, писатель не успел закончить свою масштабную работу. В 1921 году, работая над четвертым томом книги, Владимир Короленко умер, не перенеся воспаление легких.

Короленко Владимир Галактионович: интересные факты

Писатель и публицист, Владимир Коваленко был чрезвычайно честным и совестливым человеком. Получив определенное влияние в качестве журналиста, он пользовался им для становления законности и справедливости. Одним из известных фактов его общественной деятельности стало участие в суде над вотяками в 1985-1986 годах.

Семеро человек были обвинены в зверском убийстве бездомного, и арестованы, и приговорены к десяти годам каторжных работ. При этом обстоятельства усугублялись характером нанесенных повреждений, которые делали убийство похожим на ритуальное жертвоприношение.

Услышав о Мултанском процессе, писатель прибыл в город, чтобы установить истину как корреспондент. Собранные им факты и доказательства, а также проведенное расследование показало, что убитый был уже мертвым, когда ему наносили повреждения. Основной целью этих действий было намеренное введение следствия в заблуждение и осуждение конкретных людей.

Решающую роль в вынесении сыграло выступление писателя в зале суда и две речи, которые произнес там Владимир Короленко. Биография кратко и в общих чертах описывает содержание этих гениальных речей, ведь они не были записаны. Их эмоциональная сила была настолько велика, что стенографистки не могли выполнять свои обязанности из-за потоков слез.

Дело Бейлиса

Еще одним спасенным от несправедливого осуждения человеком стал Бейлис. Будучи евреем, он подвергся обвинению в преступлении, которого не совершал (убийство христианского мальчика). Этот процесс имел широкий резонанс, а участие Короленко привело к оправданию подсудимого и снятию всех обвинений.

Сформулированная Владимиром Короленко задача литературы как открытие значения личности на почве знания массы была в полной мере осуществлена в его деятельности и творчестве, связывая их с литературным наследием будущей эпохи.

Вторая половина 19-ого века принесла нашей стране немало талантливейших литературных деятелей. Один из них – это журналист, прозаик и публицист Владимир Галактионович Короленко.

Владимир Короленко появился на свет в 1853 году в городе Житомир, Украина. Отец Владимира работал судьёй. Он имел довольно строгий, но неподкупный характер, что выделяло его среди других чиновников. Мать Владимира — уроженка Польши, и именно поэтому в ранние годы жизни польский язык стал родным для будущего писателя.

Семья была многодетная: Владимир жил вместе с двумя братьями и сёстрами. Всё детство он провёл на Украине, и воспоминаниями об этих годах он заполнил впоследствии многие свои сочинения.

Образование и юность

Владимир Короленко проходил обучение в польском пансионе и Житомирской гимназии. Когда его отец ушёл из жизни, оставив семью в трудном положении, сын получил образование в Ровенском реальном училище.

В дальнейшем ему пришлось покинуть Петербургский технологический институт, так как на обучение не хватало денег. Он продолжил учиться в Петровской земледельческой академии и Горном институте, из которых его последовательно исключили за революционные наклонности.

Отношение к революции

Уже с юношества Короленко разделял идею народничества. За смелую критику царского режима власть не жалела молодого человека, раз за разом отправляя его в новую ссылку.

Шесть лет в тяжёлых условиях не ослабили его, только закалили характер и послужили в дальнейшем хорошим материалом для рассказов. Но Владимир Короленко критиковал и Октябрьскую революцию, которая, казалось бы, как раз отвечала интересам народнического движения. Как истинный гуманист, он не приветствовал массовые расправы над людьми. Об этом он делился с Луначарким в «Письмах», написанных в 1920 году.

Творчество

В журнале «Слово» Владимир Короленко опубликовал своё первое произведение «Эпизод из жизни искателя». Но самое большое признание получили рассказы «В дурном обществе», «Сон Макара» и «Слепой музыкант». В основу этих сочинений Короленко заложил свои детские воспоминания о жизни на родине.

Помимо прозы, Владимир создал немало и публицистических работ, посвящённых остросоциальным проблемам его современности. Например, статья «Бытовое явление» о подавлении революции в 1905 году.

Личная жизнь: жена и дети

Короленко женился один раз, на своей старой знакомой Евдокии Ивановской, которая, как и он, была революционеркой-народницей. С ней он прожил до конца своих дней, и вместе они воспроизвели на свет двух дочерей – Наталью и Софию.

Уже при жизни Владимир завёл множество добрых знакомств среди известных литераторов, которые отзывались о нем как о добром, жизнерадостном, умном человеке, за которым можно пойти, куда угодно.

Смерть

Последние годы жизни Короленко провёл в Полтаве. Здесь у семьи была собственная дача, куда все её члены приезжали на лето.

На закате своей жизни писатель создавал объёмное автобиографическое сочинение «История моего современника». Он скончался от воспаления лёгких в 1921 году, не закончив четвертый том.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Причина смерти Владимира Короленко раньше не считалась загадкой. Он умер от сердечной недостаточности вследствие, как обычно пишут в некрологах, продолжительной болезни. Но после того как в 1988 году были изданы письма Короленко к Луначарскому, исследователи заговорили о том, что Владимира Галактионовича отравили по приказу Ленина. Однако исследователи его жизни и творчества из Музея Короленко в Полтаве готовы с этим поспорить.

ДОЧЬ ВЕЛА ХРОНИКУ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ ОТЦА

Это, пожалуй, самый уникальный мемориальный музей писателя. Находится он в доме, где Короленко прожил последние 25 лет жизни. Его дочь сохранила все, что принадлежало отцу: мебель, личные вещи, рукописи…

Софья Владимировна также подробно описала, как ее отец медленно умирал на протяжении полутора лет, - говорит Людмила Ольховская, ведущий научный сотрудник музея. - Недомогание он почувствовал еще в мае 1920 года. Его тогда осмотрели ведущие полтавские врачи, но диагноз так и не поставили. Через год Совнарком Украины прислал в Полтаву опытных харьковских врачей. Короленко посторонних никогда бы не принял, но так как среди медиков был его знакомый терапевт Исаак Файншмидт, писатель разрешил себя осмотреть в присутствии родных. 68-летний писатель, еще совсем недавно бодрый мужчина, уже плохо ходил, с трудом говорил, общался с родными через записки. Ему поставили диагноз "амиотрофический боковой склероз", который по тем временам считался неизлечимым.

25 декабря 1921-го в десять часов вечера его не стало. В музее сохранились снимки похорон. Проводить писателя в последний путь собралась вся Полтава. 28 декабря на улице был сильный мороз, но ни один человек не надел шапку…

ОТКАЗЫВАЛСЯ ПОЛУЧАТЬ ПЕНСИЮ ОТ ЛЕНИНА

Заключение о смерти доктора сделали спустя сутки, 26 декабря. Почему - неизвестно, - говорят в музее. - Но родные писателя исключили смерть от отравления: мол, в дом в последние годы входили только близкие люди.

Впрочем, смерти Короленко желали многие. Вполне возможно, что и Ленин. Он хорошо был знаком с общественной позицией Короленко, читал его письма к Луначарскому, в которых писатель очень смело выступал против большевиков, произвола, закрытия свободных газет. Ненависть Ленина к Короленко отчетливо видна в том, как он говорил о писателе: "Жалкий мещанин, плененный мелкобуржуазными предрассудками... Нет, таким "талантам" не грех посидеть недельку в тюрьме, если это надо для предупреждения заговоров... Он считает себя мозгом нации, но на самом деле не мозг, а "г…но".

А однажды вождь пролетариата даже решил "подлечить" Короленко и послал наркому здравоохранения Н.А. Семашко двусмысленное письмо: "Очень прошу назначить специальное лицо (лучше известного врача, знающего заграницу и известного за границей) для отправки в Германию Цурюпы, Крестинского, Осинского, Кураева, Горького, Короленко и других. Надо умело запросить, попросить, сагитировать, написать в Германию, помочь больным и т.д."

Короленко отказался покидать родные края в казенном вагоне. А еще он из принципа не принимал пенсию и пособие от советской власти, - рассказывает Людмила Ольховская.

Кто знает, что бы случилось с Короленко в Германии? Однако полтавские исследователи считают, что Ленин специально не уничтожал Короленко - хотел показать свою демократичность.

С уверенностью можно сказать, что писателя убила система. Последние годы власти его не трогали. Зато почистили окружение. Посадили в тюрьму зятя Константина Ляховича, который в тюрьме подхватил тиф и умер у Короленко на руках, - продолжает Людмила Ольховская. - Владимир Галактионович через себя пропускал каждый расстрел даже незнакомых ему людей, требовал справедливого суда. В ЧК ходил как на работу, готов был на коленях умолять о помиловании. Все это и сказалось на его здоровье.

Фото предоставлены Музеем Короленко.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  • Произведения "Слепой музыкант" и "Дети подземелья" (так назывался адаптированный для детей вариант повести "В дурном обществе") долгое время входили в школьную программу. Хотя писатель их создавал не для детей. Он вообще считал, что все книги должны быть интересными взрослым и понятными детям.
  • Две дочери единственной внучки писателя Софии Ляхович живут в Полтаве и Москве. В Полтаве живет и его праправнук Сергей. Но периодически объявляются лженаследники, уверяющие, что приходятся родственниками Короленко. Одна лжевнучка даже квартиру в Москве получила.
  • На Рождество Короленко устраивал у себя дома елку для детей бедных полтавчан. Малыши водили хороводы, а гвоздем праздника было закидывание удочки в кабинет хозяина и загадывание желаний. Писатель в это время находился за закрытыми дверями и цеплял на крючок подарки.
  • Полтавчане очень любили Короленко. Зная, что он живет впроголодь, под двери дома приносили два мешка муки с надписями: "Белая - для писателя", "Серая - для помощников". А когда тот потерял портфель с ценными рукописями, пропажу ему вернули… сотрудники ломбарда. Оказалось, воры сдали туда бумаги и даже получили деньги.

Владимир Галактионович Короленко вошел в сознание современников и потомства как писатель общественник и правдоискатель, кипучедеятельный и мятежный, с неукротимостью революционера боровшийся против веками царившего в России произвола и насилия, против любых форм проявлений социального зла, беззакония и несправедливости. Свобода и справедливость - это девиз его творчества, общественной деятельности, всей его жизни. Он был одержим гуманистической, романтически-красивой мечтой о вольном, как птица, человеке, о людском равенстве и счастье, и в то же время он каждодневно делал неисчислимо много для реальной защиты отдельной личности, попавшей в беду или несправедливо гонимой, для блага своего народа. Его гуманизм всегда был практически действенным, активным. Он был любим народом, пользовался в демократических низах непререкаемой славой правдолюбца, защитника и певца угнетенных. Имя его обладало в дореволюционной России огромной силой нравственного авторитета.

Мировоззрение Короленко формировалось в бурные и мятежные шестидесятые годы, с их реформами во многих областях общественной жизни и государственной системы, с пробудившимся свободомыслием и активной деятельностью "мужицких демократов". 1863 год вошел в историю как навеки памятный год польского восстания, одним из вождей которого был белорус Кастусь Калиновский. Эти события произвели глубокое впечатление на Короленко, жившего в той части Российской империи, где это восстание было особенно бурным.

Писательское имя В.Короленко впервые появилось на страницах печати в июле 1879 года, когда ему было уже 26 лет. Оно стояло под рассказом "Эпизоды из жизни искателя". Рассказ полемически направлен против террористических методов борьбы, против своеобразного "сектантства" в среде интеллигенции. Пафос рассказа - в призыве искать пути практического сближения революционеров с массами народа и новые способы борьбы за его освобождение. Автор не указывал в рассказе каких-либо конкретных и действенных рецептов: их не знает ни он, ни его герой. "Ищите!" - к этому звал Короленко радикальную интеллигенцию, студенческую молодежь России.

Сам писатель, внимательно вглядываясь в жизнь, упорно искал своего положительного героя. Он с глубоким сочувствием рисует людей большого мужества и стойкости, несгибаемых в борьбе со злом, наделенных сильным характером. В период, когда Россия после мартовских событий 1881 года была ввергнута в состояние духовного оцепенения вследствие наступившей общественной и политической реакции, а интеллигенция была охвачена настроениями апатии, тоски и уныния, Короленко создавал одно за другим произведения жизнеутверждающие, светлые по тону, оптимистичные. В большинстве из них разрабатывалась сибирская тематика, в центре повествования ставились типы бродяг, ссыльных, бывших каторжан. Короленко в этом случае продолжал традиции своих предшественников - Ф.Достоевского с его "Мертвым домом", С.Максимова, Н.Наумова, Н.Златовратского - и предвосхищал чеховскую прозу о каторге и ссылке ("Остров Сахалин"), книги П.Якубовича-Мельшина, Вас.Немировича-Данченко, В.Тана-Богораза, Максима Горького, А.Куприна и других писателей.

В произведениях Короленко о Сибири образы "отверженных", конечно, романтизированы, но, исследуя внутренний мир своих героев, писатель обычно рисовал их без идеализации: они в его рассказах человечны и одновременно жестоки, в их душе красота уживается с уродством, их страстное вольнолюбие порою оборачивается ницшеанским индивидуализмом. В таком смешении нравственно красивого и безобразного предстают и герои названных выше рассказов, и заглавный герой более поздней повести "Прохор и студенты" На материале сибирских впечатлений создан и рассказ "Сон Макара", написанный в 1883 году в якутской ссылке. Впрочем, тут речь идет уже не о революционерах и протестантах по убеждению и складу характера и не о бродягах, ссыльных и гулящих людях. Короленко изображает крестьянина-якута, всю жизнь бьющегося в безысходной нужде и бедности, как бы навеки обреченного на непосильный труд, молчаливого, покорного, во всех отношениях несчастного человека, - того самого Макара, на голову которого "все шишки валятся". До времени он безропотно сносил все невзгоды и бедствия, но, доведенный до последней степени отчаяния и глубоко возмущенный явной несправедливостью по отношению к себе и повсеместной неправдой, Макар взбунтовался. В его сердце раба "истощилось терпение", в душе созрел гнев, пробудилась воля к протесту и бунту, и в нем "забушевала ярость, как буря в пустой степи глухою ночью". И долго молчавший человек громко и гневно заговорил, проклиная людскую несправедливость и обвиняя в ней самого бога: "Он забыл, где он, перед чьим лицом предстоит, - забыл все, кроме своего великого гнева".

Короленко не раз говорил своим современникам о необходимости высоко ценить и свято чтить память тех, кто мужественно "исполнял свой долг, сопротивляясь насилию". Эти слова находим, в частности, в "Сказания о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды". Короленко выступает против всякого смирения и малодушной покорности, бездействия и пассивности перед проявлениями социального зла. Насилие обычно питается покорностью, как огонь соломой. Значит, насилию над народом надо противопоставить революционное насилие, ибо "камень дробят камнем, сталь отражают сталью, а силу - силой...". Отвергая фаталистический взгляд на историю и общественную жизнь, писатель утверждает "завет борьбы" как единственное средство избавления людей от позора рабства, насилий, деспотизма, произвола. Насилие и гуманизм - одна из важных нравственно-философских и социальных проблем этого рассказа.

С философской аллегорией перекликается повесть "Слепой музыкант", в основном созданная в 1886 году и впоследствии неоднократно подвергавшаяся авторской доработке. "Основной психологический мотив этюда, - писал Короленко, - составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение". Поясняя идею повести (или этюда, как он именовал ее), писатель в другом месте сделал признание, что в этом произведении отразилось романтическое настроение его поколения в юности, и в этом своеобразный и живой колорит. В повести раскрыта душевная драма слепого, который через высокое и одухотворенное искусство понял и "увидел" мир. Под стремлением слепого музыканта "к свету" нетрудно было разглядеть глубоко социальное стремление угнетенных достичь таких общественных порядков, при которых было бы соблюдено их естественное право на счастье. Счастье героя повести как отдельной личности стало возможным только в результате сближения с народом, в готовности и способности служить ему своим талантом.

Сила Короленко - в критике и обличении всех сторон самодержавно-политического строя в России. В пореформенной действительности он обнаруживал явные следы "крепостнической традиции", показывал проявления всевластья помещиков над крестьянами и произвол чиновников, равнодушие властей к положению народа, задавленного и подверженного голоду, недоеданию и высокой смертности из-за нехватки питания и периодических неурожаев. Об этом Короленко поведал в книге очерков "В голодный год" (1892), которая в свое время глубоко потрясла всю Россию правдивым изображением трагедии современной писателю деревни.

Важное место в творчестве Короленко - художника слова и публициста - занимает тема капитализма. Народники отрицали возможность перехода России на буржуазно-капиталистический путь развития и признавали лишь кустарные формы хозяйства и труда. Короленко уже в 1890 году выступил с книгой "Павловские очерки", в которой поставил под сомнение правильность народнических теорий.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»