Павел Сапожников: один в прошлом. Павел Сапожников: один в прошлом Статья один в прошлом воин

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

В Подмосковье проходит уникальный эксперимент: столичный житель по доброй воле на полгода отправился в раннее Средневековье

Без машины времени он «нырнул» в X век и пребывает на воссозданном хуторе времен Древней Руси уже пятый месяц.

24-летний Павел Сапожников проверяет на себе гипотезы ученых о жизни и быте наших предков. Огонь добывает из кресала, топит печь по-черному, мелет муку на жерновах, печет хлеб, доит коз, ставит силки на зайцев. Спит на полатях со шкурами. Ходит в холщовой рубахе, тулупе, кожаных чунях и обмотках - онучах.

По условиям научно-исследовательского эксперимента «Один в прошлом» древнерусскому жителю Сапожникову запрещено общаться с внешним миром. Только раз в месяц к нему приезжают медики и эксперты.

Спецкор «МК» не преминула воспользоваться очередным «днем открытых дверей».

«Гой еси!»

Месторасположение хутора организаторы держат в секрете. Только вечером, накануне визита, мы получаем карту и ориентиры места одиночной исторической зимовки.

Казалось бы, 44 километра от столицы, но место довольно уединенное и изолированное.

На день открытых дверей к Павлу приехали эксперты, медики и психологи, которые следят за его состоянием. Но даже в этот день территория хутора закрыта для посещения.

Выпавший снег завалил плетень. Само же подворье тщательно вычищено. В глубине - приземистая постройка, крыша покрыта шкурами и дерном, щели между бревнами законопачены мхом, дверь утеплена войлоком.

Выходит хозяин, здоровается, прикладывая руку к сердцу. На Павле Сапожникове тонкий овчинный тулуп, холщовые штаны, суконные обмотки - онучи. Чувствуем себя странниками, сделавшими остановку в другой эпохе. Кажется, вот-вот услышим: «Гой еси… Пусть Боги родные пребывают с нами в горести, а пуще в радости». Но нет, налетевшая ватага журналистов возвращает героя-отшельника в XXI век, где «сечень» - уже январь, «выя» - шея, «бры» - бровь, а «ясти» - не что иное, как глагол «есть».

Мороз - минус 20. Ветер, как плеткой, хлещет по лицу. Выбравшиеся из теплых машин и пробежавшиеся по обширному полю, мы ежимся от холода. Герою-отшельнику настолько жарко, что он снял рукавицы. Руки и лицо у него покрыты ровным загаром.

Обычно хожу весь в копоти, это помогает не сгореть на солнце, - улыбается Павел. - Сажа - прекрасный природный антисептик, а также специфический «лак», который защищает древесину и все предметы от сырости и грибка.

В его облике нет ничего от одичавшего человека.

Всех интересует, что стало для героя самым трудным испытанием. Он, не раздумывая, отвечает: «Одиночество». Было время, когда Павел ловил себя на мысли, что очень хочет, чтобы кто-то постучал в его дверь. Через 20 дней отпустило.

Друзья отмечают, что Паша сильно похудел. Герой подтверждает: «Раньше носил 54-й размер, весил 112 килограммов, теперь свободно запахиваю на себе тулуп 48-го размера».

Просим озвучить дневной рацион. «Полноценное горячее блюдо - раз в день. Это обычно грибная, зерновая или чечевичная похлебка с добавлением лука и чеснока. Утром готовлю компот из яблок и меда. В течение дня пеку лепешки, ем яйца, орехи, пью молоко», - делится с нами отшельник.

Для друзей Павел Сапожников - Сапог. Во времена Древней Руси у людей не было фамилий. Их заменяли прозвища. В X веке Сапога могли бы окружать Балагур, Чернава, Старшой, Вешняк, Пискун или Метелица.

Древнерусскому жителю 24 года, в прошлом он - москвич. Был студентом престижнейшего медицинского университета имени Сеченова, специализировался на медицине катастроф. Мечтал, что будет спасать человечество из критических ситуаций. Но, закончив четыре курса, он… бросил учебу. По признанию Павла, «разочаровался в госаппарате, а работать в медицине не на государство не имело смысла». Тогда же пришел в клуб «Ратобор», эпоха Средневековья оказалась для него интересней нынешней демократии. Сапог увлекся реконструкцией, оброс бородой, стал помогать в проведении фестивалей, освоил плотницкое, кузнечное и портняжное ремесла. Подолгу жил в полях, свято соблюдал все важные православные посты, вплоть до полного отказа от пищи. Год назад на пару с одноклубником собирался покупать «уазик», чтобы махнуть к древним памятникам в Узбекистане. Но не нашел свой паспорт. Позже, когда Сапожников уже был на проекте, техбригада при разборе бытовки нашла обозначенный документ.

Впрочем, сейчас он древнерусскому жителю ни к чему.

«Требуется аутентичная скотина»

Начался эксперимент 14 сентября 2013 года. Подготовка к нему заняла около года. Сначала в соответствии с археологическими находками и этнографическими данными был построен древнерусский хутор X века.

Причем при строительстве однодворной деревни, подобной той, что ставили славянские поселенцы, использовались те же технологии, что и в Х веке.

Под одной крышей находилась жилая часть, амбар и хлев. «Конструкция всех строений, способы соединения элементов и устройства крыш полностью соответствуют своим историческим прототипам, - говорит инициатор проекта «Один в прошлом» Алексей Овчаренко. - В некоторых случаях, в силу ограничений по времени, использовался современный инструмент. Но подавляющее большинство работ выполнялись аутентичными копиями орудий труда, применявшихся в Древней Руси.

Но, например, бригаду, которая делала бы колодцы аутентичным способом, найти так и не удалось. Пришлось сделать поблажку и копать с бетонными кольцами, без сруба».

Мужская часть «ратоборцев» помогала строить дом и баню, женская - месить глину. Кстати, глину для печки своими пяточками мяла девушка Павла, Ирина.

По совету архитектора, чтобы помещения не загнивали, хутор отнесли на тридцать метров от леса.

Окружать двор земляными валами, как в древности, впрочем, не стали. Врагов, которые могли бы брать штурмом хутор Сапожникова, не предвиделось. Но чтобы защитить коз и кур от диких животных, усадьбу обнесли плетеным забором.

Внутри, по периметру, расположились баня, кузница, сеновал, хлебная печь с навесом, коптильня, ледник для хранения скоропортящихся продуктов.

Жилое помещение у Павла небольшое, около восьми квадратных метров. Внутри стоят полати, печка-каменка и зольная полка с чашками, плошками, крынками, горшками, флягами - все, что необходимо в быту.

Стирать Сапожникову предстояло золой. Для этого его снабдили кадушкой и корытами.

Павлу нужно было заготавливать дрова, чинить одежду, шить новую, подолгу пропадать в лесу в поисках животной добычи, заниматься рыбной ловлей и собирательством.

«В прошлое» его отправили с внушительным набором инструментов: тремя ножами, 6 топорами, теслом, луком без стрел, 4 наконечниками для стрел, перначом, копьем, скобелем, двумя парами кованых ножниц, шилом, 10 коваными иглами.

Припасли даже частый костяной гребешок на случай, если придется вычесывать вшей.

Чтобы собрать приданое Сапогу в Средневековье, все эти заплечные рамы и паняги, «ратоборцы» делали копии вещей Древней Руси, исследовали исторические аналоги и находки. Консультантами выступали научные сотрудники Государственного исторического музея и Новгородского музея.

Павел сам сшил себе 5 пар обуви, 4 льняные рубахи и штаны, шерстяную рубаху, худ и плащ, овчинную шубу, заготовил 5 пар обмоток, 2 ташки, одеяло из овечьих шкур и лижник.

Из находок из слоев древнерусских городов, гробниц и сельских погребений следовало, что одежду в те времена шили из ткани, сотканной из овечьей шерсти и растительных волокон - льна и конопли.

Пришла пора заготавливать съестные припасы. Опять же, питаться, по условиям эксперимента, надо было только теми продуктами, что были известны жителям X века. Так что никакой картошки! Ее появление в России связывают с именем Петра I, который только в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней для рассылки по губерниям для выращивания из Голландии. Также не было в X веке помидоров. А, например, ту же кукурузу только через 500 лет откроет Колумб вместе с Америкой. Некоторые продукты, вроде моркови, тогда существовали, но сорта настолько сильно изменились после селекции, что применять их тоже не представлялось возможным.

Базовая продуктовая корзина героя-отшельника была составлена на основе зерна. В амбар засыпали: 200 кг пшена, 400 кг овса, 80 кг ржи, 150 кг ячменя, 150 кг пшеницы.

Были заготовлены сало, вяленая рыба, сушеные грибы и ягоды, а также - льняное масло, мед, орехи, яблоки, капуста, тыква, репчатый лук, чеснок и сухари.

Когда стали подсчитывать витамины и минеральные вещества, стало понятно, что без молока и яиц не обойтись. На хутор заехали четыре козы и полтора десятка кур с петухом.

Причем требовалась отнюдь не откормленная породистая скотина, а аутентичная. С трудом был найден неформат: худые, поджарые животные, которых фермеры обычно называют «убогими».

Вкупе с белоснежной собакой Снегом Павел Сапожников отправился в Средневековье.

Предполагалось, что герой-отшельник заведет видеоблог. Вечером в условленное место будет выставляться камера. Включив ее, Павел станет рассказывать, как прошел у него день, делиться своими ощущениями.

В полукилометре от исторической зимовки поселится внешний наблюдатель, коллега и друг Павла - Сергей Бродарь, который будет с вышки наблюдать за хутором, описывать на сайте быт древнерусского поселенца Сапога.

Эвакуация героя будет производиться только в случае реальной угрозы жизни: при переломе ноги, заражении крови, сильной лихорадке или психическом расстройстве. Сигналом к этому должен был служить звук рога.


Так выглядит поселение отшельника.

«Вместо зубной щетки - еловая ветка»

С самого начала многое пошло не так, как предполагалось. Выстроенный накануне проекта дом просел, между бревнами образовались щели. Каждый день герой-отшельник много времени тратил, чтобы их законопатить.

Печка-каменка коптила и не могла полностью прогреть скромное жилье. При топке по-черному выявились проблемы с вентиляцией. Одно-единственное оконце не в силах было вытянуть дым от печи.

Хлебная печь, что построили «ратоборцы» на улице под навесом, из-за продолжительных августовских дождей не успела нормально просохнуть. К тому же для ее прогрева требовалось большое количество дров. А тут еще выяснилось, что закваска из хмеля не справляется с поднятием теста. Павел перешел на пресное тесто. Брал муку, соль, воду, немного меда. Делал лепешки диаметром 10–12 см, толщиной 1–1,5 см. Выпекал их на углях в домашней печи, вместо сковороды использовал черепки разбитых горшков.

Муку делал из смеси пшеницы, ячменя и ржи. Молол зерновую смесь с помощью двух жерновов, что были вставлены в бочку. Чтобы получить нужную степень дробления, требовалось 8 промолов и 2 просева, потом еще 2 промола и просев.

Амбар не вентилировался, что было большой ошибкой. Из-за сырости на стенах появилась плесень. Зерно начало местами прорастать, вяленая рыба испортилась. Да и мыши одолели. А кот, которому поручили борьбу с грызунами, не проявлял к ним ни малейшего интереса.

Еще и осень выдалась затяжной, до самого января шли дожди. Все в доме пропиталось влагой. Затопленной оказалась коптильня, побилась глиняная посуда, в колодце утонул единственный скобель (большой нож с двумя поперечными ручками для строгания), сломались оба шила, сшитые льняными нитками ботинки расползлись. Сапогу пришлось перешивать заново все четыре имеющиеся пары примитивной обуви. Тут и пригодились древние пружинные ножницы, кусок воска для вощения нитки, чтобы она лучше проходила сквозь кожу. Кожаная обувка героя промокала, ноги у Паши были постоянно сырыми. Не помогала никакая пропитка, будь то масло или жир. Тогда Павел приноровился в качестве носков и стелек использовать солому. К концу дня просушивал несколько пар использованных спрессованных стелек, и на следующий день они снова шли в дело.

Раскисшая глина во дворе напоминала каток. Однажды Павел поскользнулся, упал и рассек палец на руке. Пришлось накладывать швы. В ход пошла одна из кованых иголок и суровая нитка. Кровотечение удалось остановить, но шов гноился. Сапог отпарил рану в бане, и дело пошло на поправку.

Световой день был ограничен. Сделав зарубку в календаре, герой спешил подоить коз, убрать в хлеву, запасти и наколоть дров, приготовить еду, постирать, починить одежду… В общем, несложно догадаться: энтузиазм Паши подвергался серьезным испытаниям.

Оторванный от цивилизации, Сапог стал разговаривать с козами, которых всех именовал Глашами, и петухом. К курицам, впрочем, не обращался, не считал достойными внимания.

Темнело рано. Не было под боком ни телевизора, ни Интернета, ни книг. Сапог начал петь. Современные песни не пошли. Душа просила исторических, унылых и протяжных. Чаще всего Павел перепевал военные песни, что звучали на фронте. Вспомнил вдруг и ту, что была написана еще 200 лет назад: «Царь детей своих сбирает…» Из полутемного дома, освещенного парой светцов, что «работали» на льняном масле, доносилось: «Когда мы были на войне…»

У Сапога была своя война. Ему приходилось воевать с апатией, тоской, накатившей неизвестно откуда собственной злостью.

Жизнь в Древней Руси оказалась суровой. Вместо стеллажей с компьютерными дисками - зольная полка, вместо ковра на стене - коровья шкура, вместо зажигалки - кремень, кресало и трут, вместо зубной щетки - еловая ветка, вместо туалетной бумаги - сухой мох.

Ради проекта Паше пришлось бросить курить. Как говорят ученые, изменилась пищевая цепочка. До эксперимента его излюбленными блюдами были гречка, рис, мясо. Теперь пришлось привыкать к зерну, чечевице и козьему молоку.

Съестные запасы таяли, с рыбалкой же у отшельника не ладилось. Только однажды Павлу удалось поймать двух плотвичек и сварить уху. Мелкая дичь, зайцы и белки, также не спешили попадаться в силки.

«Захотелось джина - поставил брагу»

Беды сыпались на Павла одна за другой. Несколько раз он болел, лежал в лихорадке, пил травяные отвары. В одну из таких ночей чуть не случился пожар. С одного из светцов, которые Сапог не тушил даже ночью, искра попала на рядом лежащий воск, загорелась крышка от бочонка. Вовремя почувствовав запах дыма, Павел потушил пламя.

На следующий день проснулся от звенящей тишины. Занимался рассвет, а петушиного крика все не было. Вскоре выяснилось, что петуха утащила лиса. На опушке леса отшельник потом нашел кучу перьев - все, что осталось от любимого кочета.

Собака, которая должна была сторожить хутор, к тому времени сбежала и обосновалась на техзоне, где, несомненно, было сытнее.

А рыжая плутовка, как говорится, вошла во вкус.

Когда Сапог лежал с температурой, она сделала подкоп в курятник и утащила курицу. Жертвой лисы стала самая любимая Пашина несушка, которая давала больше всего яиц.

Коз вскоре тоже стало на одну меньше. Перешедшие с комбикорма и антибиотиков на древнерусское питание, они стали давать лишь по стакану молока. Однажды хозяин забыл плотно прикрыть дверь в кладовку и, вернувшись с водой из колодца, обнаружил всю рогатую компанию, которая смачно уничтожала припасенную капусту, зерно, вяленую рыбу… Выгоняя нахалок из помещения, Паша сломал одной из них несколько ребер. Животное пришлось зарезать. Мяса козы ему хватило на месяц. Перетопленный нутряной жир пошел на топливо для светильников.

Снега и морозов все не было. Подледная рыбалка откладывалась. Сапогу пришлось ловить синиц и воробьев. В ход пошла перевернутая корзина, приподнятая над землей с помощью колышка на бечевке. Тушки птиц были маленькие, но пары птиц на горшок с бульоном отшельнику хватало.

На 111-й день эксперимента Сапог зарезал первую курицу. То, что она не неслась, определил как заправский ветеринар: по жесткому животу и узкому крестцу. Когда общипал курицу, разочарованию не было предела. Хуторская птица сильно отличалась от магазинных бройлеров. Ее ножки по количеству мяса были похожи на крылышки современных 45-дневных цыплят, выращенных на сое и специальных подкормках. Мяса на грудке - не больше сантиметра. Дичь и только!

Но были и приятные сюрпризы. В один из счастливых дней Павел случайно обнаружил сразу 12 яиц. Одна из непутевых куриц неслась на улице, в хлебной печи. Решил приготовить шикарный омлет с добавлением молока, муки и зеленого лука. Луковки проращивал неделю в горшках с водой. Кулинарный прорыв состоялся, но без зеленых перышков. Луковые ростки сожрала коза.

По признанию Паши, ему постоянно хотелось мяса, а еще страшно не хватало фруктов. Из остатков яблок он готовил рагу, пек пресные лепешки с начинкой.

Однажды, когда готовил чай из можжевельника, Сапогу страшно захотелось джина. Решил «вкусить хмельное» и поставил брагу на меду и яблоках с добавлением кусочков дрожжевого теста.

В конце концов, не были же наши предки трезвенниками.

Современный человек очень развращен. Тепло, свет, готовую еду он воспринимает как должное, - говорит Павел. - Здесь, на хуторе, у меня выработалось совершенно иное отношение к тем продуктам, которые в изобилии продаются в универсамах. Я стал понимать, сколько труда вложено, чтобы вырастить то же зерно, сохранить его, смолоть, испечь хлеб и доставить его покупателю.

В первый день после завершения проекта не собираетесь засесть за Интернет, телевизор, мобильный телефон?

Я сейчас подумываю, а не избавиться ли мне вообще от сотового телефона?

Чувствуется, что X век уже наложил отпечаток на нашего героя.

Прошел последний «день открытых дверей». Организаторы решили, что два оставшихся месяца Сапог должен провести в строгой изоляции.

22 марта, в день равноденствия и начала нового года по календарю славян, научно-популярный, социально-психологический, историко-археологический эксперимент подойдет к своему логическому завершению. Ученые подведут итоги: какие произошли социальные и психологические изменения личности героя. Как на него повлиял отказ от постоянного общения, удобств, современных технологий и приспособлений? Результаты эксперимента ученые надеются запустить в научный оборот.

Ирина Анатольевна Сапожникова, мама Павла, которую он называет матушкой, собирается после окончания проекта встретить сына на поле сытным ужином и пирогом. Она не чинила препятствий, когда Паша собрался «в прошлое». Ирина Анатольевна считает: «У каждого в жизни своя дорога». Даже если она ведет в Средневековье, где придется примерить на себя жизнь древних славян, взять многое из новой реальности и жить с этим в настоящем.

Привет. Меня зовут Павел Сапожников. Мне 24 года. В сентябре 2013 я начал исторический проект, суть которого - прожить на построенной копии древнерусского хутора семь месяцев без современных удобств и средств связи. Фактически, я живу один в прошлом. По началу было очень тяжело привыкать к одиночеству и обстановке. Однако волей-неволей проект сейчас - это и есть моя жизнь. Множество людей следят за развитием событий и сопереживают моим древнерусским приключениям.
Чтобы я мог описать один день из своей жизни, коллеги выдали мне камеру с блокнотом для ведения записей. Так как доступа ко всемирной паутине я не имею, то весь материал передал друзьям с просьбой отправить в сообщество.

Идет 111-й день проекта, и я с готовностью расскажу вам об одном своем дне в прошлом.
Сергиево-Посадский район
03 января 2014


07:30

Просыпаюсь в доме. Темно и прохладно. За ночь печь остыла и температура в доме упала.

Из маленького кувшинчика наливаю льняное масло в светец (раннесредневековый ночник ), после чего поджигаю фитиль от вручную скрученной восковой свечи, которую в свою очередь запалил от углей в печке.

Ловко одеваю обмотки (длинная и узкая полоса ткани, для обмотки ноги до колена - прадедушка портянок ), которые за целый день ни разу не перематываю и не подтягиваю. Но это уже приобретенный на проекте опыт, умение, доведенное до автоматизма. Раньше с этим было значительно сложнее.

Сверяюсь с собственноручно изготовленным календарем, который одновременно выполняет функцию своеобразного дневника..

И делаю зарубку над дверным косяком на втором дублирующем календаре, чтобы не сбиться со счету и окончательно не затеряться в прошлом. Пошел 111-й день.

На завалинке крепко зашнуровываю кожаные ботинки, одеваю верхнюю рубаху из домотканой шерсти и подпоясываюсь. На улице темно также, как и в доме.

Набираю сухой хворост, хранящийся в жилой части дома, поджигаю бересту и растапливаю печь, которая разгорается буквально за пару минут.

Подкидываю пару поленьев покрупнее, а это значит, что в доме скоро будет много дыма (у древнерусских печей не было дымоходов и дом топится по-черному). Мне пора приступать к ежедневным делам.

Первым делом проверяю хлев. Мои главные друзья и те, с кем можно пообщаться, домашний скот: 3 козы и куры. По привычке приветствую всех животных, затем пересчитываю куриц (в эту ночь погибших, например, от набегов лисы не оказалось, и все 13 пернатых на месте, что не может не радовать).

Коза уже ждет на своем месте для утренней дойки, поэтому достаю из-за притолоки миску и ставлю ее под козочкой. Левым коленом упираюсь в грудь, чтобы не убежала, и начинаю доить. Весь процесс занимает не больше минуты, а удой оказывается на редкость скупым - порядка 200 мл, что для меня при моем немаленьком телосложении на один глоток. Тут же выпиваю утренний завтрак и выхожу на улицу, выпуская вместе с тем и животных.

Пора колоть дрова. Нарубаю полешки на четверти..

Набираю воду из колодца и возвращаюсь в жилую часть дома.

Очень тепло, но так дымно, что ничего не видно. Выпускаю дым через дверной проем и волоковое окно. Затем снова растапливаю печку сухой щепой (те два полена уже сгорели) и начинаю готовить.

В специальное отверстие в верхней части печки ставлю кувшин с водой. Благодаря этой «конфорке» кувшин греется от открытого огня, а не от камней, что значительно сокращает время закипания. Добавив в кипяток ягод и немного меда, укладываюсь на лавку и жду (дом небольшой, как правило, лежу на полатях, да и растапливая печь сухим топливом, в доме можно находиться только лежа - едкий дым стелется довольно низко).

Спустя несколько минут "компот" закипел, наливаю себе кружку и снова укладываюсь на лавку. Неспешно потягивая узвар, пою протяжную песню — так заканчивается ранее утро.

09:00
На улице светает, а значит пора начинать основную деятельность. Выхожу на улицу, подхожу к колодцу и долго осматриваюсь по сторонам с задумчивым видом, составляя план на грядущий день. Внезапно в лесу начал каркать ворон. Я тотчас схватил сулицу и побежал к кромке леса, быстро осмотрев территорию вдоль кромки и подлесок, и снова вернулся на хутор. Меня месяц назад доставали лисы, успев утащить петуха и курицу, поэтому теперь я бдителен и прислушиваюсь к знакам природы.

После пробежки у леса, приступаю к своим рутинным делам и первым делом закрываю дверной проем на сеновал, после чего начинаю отлавливать кур. Скрутив крылья в замок, проверяю каждую курицу - несется она или нет. Сортирую птиц на три группы: несущихся кур убираю в закрытый сеновал, мало несущихся запираю в хлев, а не несущихся решаю зарезать, впервые на проекте, но не сразу — таких оказывается 2 птицы.

Выбор пал на менее красивую птицу. Я кладу ее в ведро и накрываю крышкой, а всех остальных снова выпускаю на улицу.

Далее принимаюсь мастерить короткие вилы, которыми удобно работать в узких помещениях, таких, как сеновал или хлев.

После этого начинаю заниматься уборкой хлева, которую необходимо делать 1-2 раза в неделю. Для начала соскребаю все сено с полатей, а затем и с пола. Но уборкой сена я занимаюсь не часто, так как при гниении оно вырабатывает больше тепла, а в холодное время года это очень важно для меня.

И укладываю пышными кучками. Методом наблюдений выявлено, что куры лучше несутся, когда сена много, и оно уложено именно кучками.

В процессе уборки я обнаруживаю два яйца. Конечно, не самый лучший результат, но это только за ночь, а в среднем куры несут 4-6 яиц в день. Найденные яйца аккуратно укладываю под крышу, чтобы не ходить в жилую часть дома по несколько раз, и чтобы яйца случайно не разбились.

11:00
Выношу из хлева еловые ветки на улицу, потому что они подсохли, и козы перестали их есть. Но стоило веткам оказаться за пределами хлева, как животные с жадностью начали их обгладывать.

После этого беру топор и веревку и направляюсь в лес. Зайдя буквально на пару метров, обнаруживаю упавшую ель. Срубив ветки, связываю их и возвращаюсь на хутор. А тут надо и корыто подчистить, чтобы наполнить его зерном для кур.

Снова рублю дрова..

Набираю воды в котел, иду в дом и ставлю греться на печку. Пока вода в котле закипает, снова устраиваюсь на заваленке отдохнуть и отогреть ноги, которые успели замерзнуть в делах на улице. Болеть в X веке нельзя.

13:30
Пора начинать готовить еду. Выношу корзину с продуктами на улицу и все животные подтягиваются за мной, ожидая чего-то вкусного.

Буду готовить чечевичную похлебку, поэтому чищу лук, шелуху от которой тут же подъедают козы, и подготавливаю сушеные грибы — нарезаю кубиками.

Добавляю два яйца и крупу, все закидываю в горшок и ставлю у входа в печь, периодически помешивая. Через 20-30 минут мой ужин готов. А вот теперь надо приниматься за ту курицу, которой уготовлено стать дополнением к ужину.

Выхожу на улицу, достаю из ведра птицу за ноги. Затем беру за шею и резким движением сворачиваю ей шею. Отрубив голову и крылья, выношу котелок с кипятком к колодцу и ошпариваю тушку. Честно сказать, до этого мне никогда не приходилось убивать птицу, но поскольку мяса в моем рационе очень мало, все больше молоко, яйца и крупы, то мной руководят инстинкты.

Курицу разделал довольно быстро, в ней оказалось мало мяса — это вам не бройлер с прилавков супермаркетов. Ножки положил в тарелку, а остальное закопал в снег на крыше бани, чтобы после можно было еще пару раз сварить куриный бульон и полакомиться куриным мясом.

Заготовки еды сделаны, можно приниматься и за дом. Беру нож, осматриваю щели — дует сильно, печь не справляется с холодами. Беру лопату из лопатки козы (месяцем ранее мне пришлось зарубить и козу, но в хозяйстве пригодились даже кости) и направляюсь за дом, где в снегу припрятан мох.

Набрав целую корзину, начинаю конопатить дом, заправляя в щели мох.

Процесс трудоемкий и длительный. Ушло более четырех корзин, чтобы устранить все видимые щели внутри дома и снаружи. Проверив изнутри с помощью свечки все щели, остаюсь доволен работой и решаю, что пришло время доить козу, так как темнеет.

17.00
В этот раз я поймал козу на улице и надоил всего 100 мл. Даже на полглотка не потянет. Тяжело вздохнув, выпил, после чего завел кормилицу в хлев, а за ней и оставшихся животных, желая им доброй ночи.

А теперь пришла пора полакомиться мясом: дрова уже хорошо прогорели и оставили угли, решил сделать ножки барбекю.

Через 20 минут блюдо приготовилось и для меня это был поистине королевский ужин вместе с приготовленной ранее похлебкой.

Закончив с едой, я решил застирать рубаху. Камни в течении дня хорошо прогрелись, поэтому взял их кузнечными щипцами..

Закинул в бочку с водой и замочил рубаху.

Окунув руки в кипяток, долго наслаждался теплой водой, уж очень я соскучился по горячей ванне. Умыв лицо и шею, приступил к стирке.

Застирываю всегда самые грязные места — ворот и рукава..

А после нескольких полосканий вынес одежду на улицу, повесил на палку. Жаль, что нет мороза.

18:30
Поскольку уже совсем стемнело, а с тем и хозяйственная часть дня подошла к концу, я напевая, снова вошел в дом. Можно готовиться ко сну. Удобно устроившись на лавке, размотал обмотки..

Вынул из обуви стельки и носки, вязанные особой раннесредневековой узелковой методой и уложил на печку для просушки.

После чего окунул голые ноги в ведро с еще горячей водой, дабы провести профилактику от простуды.

В хлеву наступила тишина. Еще раз проверил животных, впустив к ним горячий воздух от печки, и принялся укладываться спать.

Бережно сложив одежду и расстелив меховой спальник, я подумал, что вот и подошел еще один день в одиночестве и в прошлом. Разные мысли меня посещают тут, сильно меняется мировоззрение и ценности, все больше размышляю о жизни наших предков, бренности и бессмысленности бытия. Но глаза стали слипаться, бороться с тяжелыми веками не стало сил, поэтому, укутавшись в шкуры, задул светец и погрузился в сон.

19:00
Дом укутала кромешная тьма.

«Один в прошлом», где молодой парень из Москвы совершил полное погружение в жизнь и быт Древней Руси.


Это невероятный эксперимент, где его участник Сапог (Павел Сапожников), доказывал и опровергал разные теории, как жили люди в Х веке на Руси.

  • В каких условиях жили люди раньше
  • Какую одежду носили
  • Как готовили пищу и из чего
  • О чем они думали, их мировоззрение и многое другое


Это все происходило в самые суровые месяцы в году с осени по весну вдали от цивилизации на маленьком хуторе для одного человека.

«Одно дело приехать на средневековый фестиваль и 2-3 дня походить в древнерусской одежде, а другое жить во всем этом. Тогда и приходит понимание, как все происходило на самом деле. Настоящие выводы приходят на 4-5 месяце, тогда и приходит понимание, что практично, а что носит чисто декоративный характер», говорит Павел Сапожников.

Его хутор - реконструкция поселения X века (cм. схему) - находится на стыке полей и леса под подмосковным Хотьковом. Агентство старинных развлечений «Ратоборцы» несколько месяцев строило его по чертежам археологов.


Каждый интересный эпизод или наблюдение Павел записывал на камеру и все нарезки раз в неделю привозили и выкладывали в группе . Где каждый участник мог комментировать происходящее и задавать вопросы.

Сейчас весь материал собран. Осталось его довести до ума.

Команда проекта собирает стредства на съемку полноценного документального фильма путем краудфандинга на Бумстартере .

«Один в Прошлом»: быть или не быть? Вновь запущен сбор средств на монтаж фильма. Осенью 2013 года были успешно собраны 220 000 рублей на создание фильма. Съемок было больше, чем планировалось. Ведь и сам эксперимент оказался гораздо интереснее, чем ожидалось! Кто следил за порталом sapog.ratobor.com и за обновлениями в группах - видели: видео выкладывалось в сеть регулярно! Но теперь задача сложнее: смонтировать целый фильм, достойный лучших фестивалей документального кино. А деньги с первого сбора все ушли в работу. Нужна помощь всех любителей истории. В этот раз вознаграждения за поддержку проекта стали гораздо привлекательнее! Один только «день на хуторе» чего стоит!

Каждый из вас может стать соучастником проекта и помочь сделать хороший качественный фильм о реконструкции нашего прошлого, а возможно и понять, что будет в будущем…

Светлана Самоделова Один в прошлом - воин!

В Подмосковье проходит уникальный эксперимент: столичный житель по доброй воле на полгода отправился в раннее Средневековье

Без машины времени он «нырнул» в X век и пребывает на воссозданном хуторе времен Древней Руси уже пятый месяц.

24-летний Павел Сапожников проверяет на себе гипотезы ученых о жизни и быте наших предков. Огонь добывает из кресала, топит печь по-черному, мелет муку на жерновах, печет хлеб, доит коз, ставит силки на зайцев. Спит на полатях со шкурами. Ходит в холщовой рубахе, тулупе, кожаных чунях и обмотках — онучах.

По условиям научно-исследовательского эксперимента «Один в прошлом» древнерусскому жителю Сапожникову запрещено общаться с внешним миром. Только раз в месяц к нему приезжают медики и эксперты.

Спецкор «МК» не преминула воспользоваться очередным «днем открытых дверей».

«Гой еси!»

Месторасположение хутора организаторы держат в секрете. Только вечером, накануне визита, мы получаем карту и ориентиры места одиночной исторической зимовки.

Казалось бы, 44 километра от столицы, но место довольно уединенное и изолированное.

На день открытых дверей к Павлу приехали эксперты, медики и психологи, которые следят за его состоянием. Но даже в этот день территория хутора закрыта для посещения.

Выпавший снег завалил плетень. Само же подворье тщательно вычищено. В глубине — приземистая постройка, крыша покрыта шкурами и дерном, щели между бревнами законопачены мхом, дверь утеплена войлоком.

Выходит хозяин, здоровается, прикладывая руку к сердцу. На Павле Сапожникове тонкий овчинный тулуп, холщовые штаны, суконные обмотки — онучи. Чувствуем себя странниками, сделавшими остановку в другой эпохе. Кажется, вот-вот услышим: «Гой еси… Пусть Боги родные пребывают с нами в горести, а пуще в радости». Но нет, налетевшая ватага журналистов возвращает героя-отшельника в XXI век, где «сечень» — уже январь, «выя» — шея, «бры» — бровь, а «ясти» — не что иное, как глагол «есть».

Мороз — минус 20. Ветер, как плеткой, хлещет по лицу. Выбравшиеся из теплых машин и пробежавшиеся по обширному полю, мы ежимся от холода. Герою-отшельнику настолько жарко, что он снял рукавицы. Руки и лицо у него покрыты ровным загаром.

— Обычно хожу весь в копоти, это помогает не сгореть на солнце, — улыбается Павел. — Сажа — прекрасный природный антисептик, а также специфический «лак», который защищает древесину и все предметы от сырости и грибка.

В его облике нет ничего от одичавшего человека.

Всех интересует, что стало для героя самым трудным испытанием. Он, не раздумывая, отвечает: «Одиночество». Было время, когда Павел ловил себя на мысли, что очень хочет, чтобы кто-то постучал в его дверь. Через 20 дней отпустило.

Друзья отмечают, что Паша сильно похудел. Герой подтверждает: «Раньше носил 54-й размер, весил 112 килограммов, теперь свободно запахиваю на себе тулуп 48-го размера».

Просим озвучить дневной рацион. «Полноценное горячее блюдо — раз в день. Это обычно грибная, зерновая или чечевичная похлебка с добавлением лука и чеснока. Утром готовлю компот из яблок и меда. В течение дня пеку лепешки, ем яйца, орехи, пью молоко», — делится с нами отшельник.

Для друзей Павел Сапожников — Сапог. Во времена Древней Руси у людей не было фамилий. Их заменяли прозвища. В X веке Сапога могли бы окружать Балагур, Чернава, Старшой, Вешняк, Пискун или Метелица.

Древнерусскому жителю 24 года, в прошлом он — москвич. Был студентом престижнейшего медицинского университета имени Сеченова, специализировался на медицине катастроф. Мечтал, что будет спасать человечество из критических ситуаций. Но, закончив четыре курса, он… бросил учебу. По признанию Павла, «разочаровался в госаппарате, а работать в медицине не на государство не имело смысла». Тогда же пришел в клуб «Ратобор», эпоха Средневековья оказалась для него интересней нынешней демократии. Сапог увлекся реконструкцией, оброс бородой, стал помогать в проведении фестивалей, освоил плотницкое, кузнечное и портняжное ремесла. Подолгу жил в полях, свято соблюдал все важные православные посты, вплоть до полного отказа от пищи. Год назад на пару с одноклубником собирался покупать «уазик», чтобы махнуть к древним памятникам в Узбекистане. Но не нашел свой паспорт. Позже, когда Сапожников уже был на проекте, техбригада при разборе бытовки нашла обозначенный документ.

Впрочем, сейчас он древнерусскому жителю ни к чему.

«Требуется аутентичная скотина»

Начался эксперимент 14 сентября 2013 года. Подготовка к нему заняла около года. Сначала в соответствии с археологическими находками и этнографическими данными был построен древнерусский хутор X века.

Причем при строительстве однодворной деревни, подобной той, что ставили славянские поселенцы, использовались те же технологии, что и в Х веке.

Под одной крышей находилась жилая часть, амбар и хлев. «Конструкция всех строений, способы соединения элементов и устройства крыш полностью соответствуют своим историческим прототипам, — говорит инициатор проекта «Один в прошлом» Алексей Овчаренко. — В некоторых случаях, в силу ограничений по времени, использовался современный инструмент. Но подавляющее большинство работ выполнялись аутентичными копиями орудий труда, применявшихся в Древней Руси.

Но, например, бригаду, которая делала бы колодцы аутентичным способом, найти так и не удалось. Пришлось сделать поблажку и копать с бетонными кольцами, без сруба».

Мужская часть «ратоборцев» помогала строить дом и баню, женская — месить глину. Кстати, глину для печки своими пяточками мяла девушка Павла, Ирина.

По совету архитектора, чтобы помещения не загнивали, хутор отнесли на тридцать метров от леса.

Окружать двор земляными валами, как в древности, впрочем, не стали. Врагов, которые могли бы брать штурмом хутор Сапожникова, не предвиделось. Но чтобы защитить коз и кур от диких животных, усадьбу обнесли плетеным забором.

Внутри, по периметру, расположились баня, кузница, сеновал, хлебная печь с навесом, коптильня, ледник для хранения скоропортящихся продуктов.

Жилое помещение у Павла небольшое, около восьми квадратных метров. Внутри стоят полати, печка-каменка и зольная полка с чашками, плошками, крынками, горшками, флягами — все, что необходимо в быту.

Стирать Сапожникову предстояло золой. Для этого его снабдили кадушкой и корытами.

Павлу нужно было заготавливать дрова, чинить одежду, шить новую, подолгу пропадать в лесу в поисках животной добычи, заниматься рыбной ловлей и собирательством.

«В прошлое» его отправили с внушительным набором инструментов: тремя ножами, 6 топорами, теслом, луком без стрел, 4 наконечниками для стрел, перначом, копьем, скобелем, двумя парами кованых ножниц, шилом, 10 коваными иглами.

Припасли даже частый костяной гребешок на случай, если придется вычесывать вшей.

Чтобы собрать приданое Сапогу в Средневековье, все эти заплечные рамы и паняги, «ратоборцы» делали копии вещей Древней Руси, исследовали исторические аналоги и находки. Консультантами выступали научные сотрудники Государственного исторического музея и Новгородского музея.

Павел сам сшил себе 5 пар обуви, 4 льняные рубахи и штаны, шерстяную рубаху, худ и плащ, овчинную шубу, заготовил 5 пар обмоток, 2 ташки, одеяло из овечьих шкур и лижник.

Из находок из слоев древнерусских городов, гробниц и сельских погребений следовало, что одежду в те времена шили из ткани, сотканной из овечьей шерсти и растительных волокон — льна и конопли.

Пришла пора заготавливать съестные припасы. Опять же, питаться, по условиям эксперимента, надо было только теми продуктами, что были известны жителям X века. Так что никакой картошки! Ее появление в России связывают с именем Петра I, который только в конце XVII века прислал в столицу мешок клубней для рассылки по губерниям для выращивания из Голландии. Также не было в X веке помидоров. А, например, ту же кукурузу только через 500 лет откроет Колумб вместе с Америкой. Некоторые продукты, вроде моркови, тогда существовали, но сорта настолько сильно изменились после селекции, что применять их тоже не представлялось возможным.

Базовая продуктовая корзина героя-отшельника была составлена на основе зерна. В амбар засыпали: 200 кг пшена, 400 кг овса, 80 кг ржи, 150 кг ячменя, 150 кг пшеницы.

Были заготовлены сало, вяленая рыба, сушеные грибы и ягоды, а также — льняное масло, мед, орехи, яблоки, капуста, тыква, репчатый лук, чеснок и сухари.

Когда стали подсчитывать витамины и минеральные вещества, стало понятно, что без молока и яиц не обойтись. На хутор заехали четыре козы и полтора десятка кур с петухом.

Причем требовалась отнюдь не откормленная породистая скотина, а аутентичная. С трудом был найден неформат: худые, поджарые животные, которых фермеры обычно называют «убогими».

Вкупе с белоснежной собакой Снегом Павел Сапожников отправился в Средневековье.

Предполагалось, что герой-отшельник заведет видеоблог. Вечером в условленное место будет выставляться камера. Включив ее, Павел станет рассказывать, как прошел у него день, делиться своими ощущениями.

В полукилометре от исторической зимовки поселится внешний наблюдатель, коллега и друг Павла — Сергей Бродарь, который будет с вышки наблюдать за хутором, описывать на сайте быт древнерусского поселенца Сапога.

Эвакуация героя будет производиться только в случае реальной угрозы жизни: при переломе ноги, заражении крови, сильной лихорадке или психическом расстройстве. Сигналом к этому должен был служить звук рога.

«Вместо зубной щетки — еловая ветка»

С самого начала многое пошло не так, как предполагалось. Выстроенный накануне проекта дом просел, между бревнами образовались щели. Каждый день герой-отшельник много времени тратил, чтобы их законопатить.

Печка-каменка коптила и не могла полностью прогреть скромное жилье. При топке по-черному выявились проблемы с вентиляцией. Одно-единственное оконце не в силах было вытянуть дым от печи.

Хлебная печь, что построили «ратоборцы» на улице под навесом, из-за продолжительных августовских дождей не успела нормально просохнуть. К тому же для ее прогрева требовалось большое количество дров. А тут еще выяснилось, что закваска из хмеля не справляется с поднятием теста. Павел перешел на пресное тесто. Брал муку, соль, воду, немного меда. Делал лепешки диаметром 10-12 см, толщиной 1-1,5 см. Выпекал их на углях в домашней печи, вместо сковороды использовал черепки разбитых горшков.

Муку делал из смеси пшеницы, ячменя и ржи. Молол зерновую смесь с помощью двух жерновов, что были вставлены в бочку. Чтобы получить нужную степень дробления, требовалось 8 промолов и 2 просева, потом еще 2 промола и просев.

Амбар не вентилировался, что было большой ошибкой. Из-за сырости на стенах появилась плесень. Зерно начало местами прорастать, вяленая рыба испортилась. Да и мыши одолели. А кот, которому поручили борьбу с грызунами, не проявлял к ним ни малейшего интереса.

Еще и осень выдалась затяжной, до самого января шли дожди. Все в доме пропиталось влагой. Затопленной оказалась коптильня, побилась глиняная посуда, в колодце утонул единственный скобель (большой нож с двумя поперечными ручками для строгания), сломались оба шила, сшитые льняными нитками ботинки расползлись. Сапогу пришлось перешивать заново все четыре имеющиеся пары примитивной обуви. Тут и пригодились древние пружинные ножницы, кусок воска для вощения нитки, чтобы она лучше проходила сквозь кожу. Кожаная обувка героя промокала, ноги у Паши были постоянно сырыми. Не помогала никакая пропитка, будь то масло или жир. Тогда Павел приноровился в качестве носков и стелек использовать солому. К концу дня просушивал несколько пар использованных спрессованных стелек, и на следующий день они снова шли в дело.

Раскисшая глина во дворе напоминала каток. Однажды Павел поскользнулся, упал и рассек палец на руке. Пришлось накладывать швы. В ход пошла одна из кованых иголок и суровая нитка. Кровотечение удалось остановить, но шов гноился. Сапог отпарил рану в бане, и дело пошло на поправку.

Световой день был ограничен. Сделав зарубку в календаре, герой спешил подоить коз, убрать в хлеву, запасти и наколоть дров, приготовить еду, постирать, починить одежду… В общем, несложно догадаться: энтузиазм Паши подвергался серьезным испытаниям.

Оторванный от цивилизации, Сапог стал разговаривать с козами, которых всех именовал Глашами, и петухом. К курицам, впрочем, не обращался, не считал достойными внимания.

Темнело рано. Не было под боком ни телевизора, ни Интернета, ни книг. Сапог начал петь. Современные песни не пошли. Душа просила исторических, унылых и протяжных. Чаще всего Павел перепевал военные песни, что звучали на фронте. Вспомнил вдруг и ту, что была написана еще 200 лет назад: «Царь детей своих сбирает…» Из полутемного дома, освещенного парой светцов, что «работали» на льняном масле, доносилось: «Когда мы были на войне…»

У Сапога была своя война. Ему приходилось воевать с апатией, тоской, накатившей неизвестно откуда собственной злостью.

Жизнь в Древней Руси оказалась суровой. Вместо стеллажей с компьютерными дисками — зольная полка, вместо ковра на стене — коровья шкура, вместо зажигалки — кремень, кресало и трут, вместо зубной щетки — еловая ветка, вместо туалетной бумаги — сухой мох.

Ради проекта Паше пришлось бросить курить. Как говорят ученые, изменилась пищевая цепочка. До эксперимента его излюбленными блюдами были гречка, рис, мясо. Теперь пришлось привыкать к зерну, чечевице и козьему молоку.

Съестные запасы таяли, с рыбалкой же у отшельника не ладилось. Только однажды Павлу удалось поймать двух плотвичек и сварить уху. Мелкая дичь, зайцы и белки, также не спешили попадаться в силки.

«Захотелось джина — поставил брагу»

Беды сыпались на Павла одна за другой. Несколько раз он болел, лежал в лихорадке, пил травяные отвары. В одну из таких ночей чуть не случился пожар. С одного из светцов, которые Сапог не тушил даже ночью, искра попала на рядом лежащий воск, загорелась крышка от бочонка. Вовремя почувствовав запах дыма, Павел потушил пламя.

На следующий день проснулся от звенящей тишины. Занимался рассвет, а петушиного крика все не было. Вскоре выяснилось, что петуха утащила лиса. На опушке леса отшельник потом нашел кучу перьев — все, что осталось от любимого кочета.

Собака, которая должна была сторожить хутор, к тому времени сбежала и обосновалась на техзоне, где, несомненно, было сытнее.

А рыжая плутовка, как говорится, вошла во вкус.

Когда Сапог лежал с температурой, она сделала подкоп в курятник и утащила курицу. Жертвой лисы стала самая любимая Пашина несушка, которая давала больше всего яиц.

Коз вскоре тоже стало на одну меньше. Перешедшие с комбикорма и антибиотиков на древнерусское питание, они стали давать лишь по стакану молока. Однажды хозяин забыл плотно прикрыть дверь в кладовку и, вернувшись с водой из колодца, обнаружил всю рогатую компанию, которая смачно уничтожала припасенную капусту, зерно, вяленую рыбу… Выгоняя нахалок из помещения, Паша сломал одной из них несколько ребер. Животное пришлось зарезать. Мяса козы ему хватило на месяц. Перетопленный нутряной жир пошел на топливо для светильников.

Снега и морозов все не было. Подледная рыбалка откладывалась. Сапогу пришлось ловить синиц и воробьев. В ход пошла перевернутая корзина, приподнятая над землей с помощью колышка на бечевке. Тушки птиц были маленькие, но пары птиц на горшок с бульоном отшельнику хватало.

На 111-й день эксперимента Сапог зарезал первую курицу. То, что она не неслась, определил как заправский ветеринар: по жесткому животу и узкому крестцу. Когда общипал курицу, разочарованию не было предела. Хуторская птица сильно отличалась от магазинных бройлеров. Ее ножки по количеству мяса были похожи на крылышки современных 45-дневных цыплят, выращенных на сое и специальных подкормках. Мяса на грудке — не больше сантиметра. Дичь и только!

Но были и приятные сюрпризы. В один из счастливых дней Павел случайно обнаружил сразу 12 яиц. Одна из непутевых куриц неслась на улице, в хлебной печи. Решил приготовить шикарный омлет с добавлением молока, муки и зеленого лука. Луковки проращивал неделю в горшках с водой. Кулинарный прорыв состоялся, но без зеленых перышков. Луковые ростки сожрала коза.

По признанию Паши, ему постоянно хотелось мяса, а еще страшно не хватало фруктов. Из остатков яблок он готовил рагу, пек пресные лепешки с начинкой.

Однажды, когда готовил чай из можжевельника, Сапогу страшно захотелось джина. Решил «вкусить хмельное» и поставил брагу на меду и яблоках с добавлением кусочков дрожжевого теста.

В конце концов, не были же наши предки трезвенниками.

— Современный человек очень развращен. Тепло, свет, готовую еду он воспринимает как должное, — говорит Павел. — Здесь, на хуторе, у меня выработалось совершенно иное отношение к тем продуктам, которые в изобилии продаются в универсамах. Я стал понимать, сколько труда вложено, чтобы вырастить то же зерно, сохранить его, смолоть, испечь хлеб и доставить его покупателю.

— В первый день после завершения проекта не собираетесь засесть за Интернет, телевизор, мобильный телефон?

— Я сейчас подумываю, а не избавиться ли мне вообще от сотового телефона?

Чувствуется, что X век уже наложил отпечаток на нашего героя.

Прошел последний «день открытых дверей». Организаторы решили, что два оставшихся месяца Сапог должен провести в строгой изоляции.

22 марта, в день равноденствия и начала нового года по календарю славян, научно-популярный, социально-психологический, историко-археологический эксперимент подойдет к своему логическому завершению. Ученые подведут итоги: какие произошли социальные и психологические изменения личности героя. Как на него повлиял отказ от постоянного общения, удобств, современных технологий и приспособлений? Результаты эксперимента ученые надеются запустить в научный оборот.

Ирина Анатольевна Сапожникова, мама Павла, которую он называет матушкой, собирается после окончания проекта встретить сына на поле сытным ужином и пирогом. Она не чинила препятствий, когда Паша собрался «в прошлое». Ирина Анатольевна считает: «У каждого в жизни своя дорога». Даже если она ведет в Средневековье, где придется примерить на себя жизнь древних славян, взять многое из новой реальности и жить с этим в настоящем.

культура искусство общество история

Неожиданный, масштабный и совершенно безумный реконструкторский проект стартовал в эти выходные в районе Хотьково в Подмосковье. Многие, кому я рассказывал про реконструкции тех или иных исторических эпох, спрашивали меня «Зачем всё это?», другие высказывали комментарии типа «Ряженые ходят, заняться нечем». На самом же деле, многие реконструкторы занимаются тем, что пытаются восстановить историю, ощутить на себе быт наших предков и рассказать другим на своём опыте интересные факты из прошлого. Например, как быстро стираются кожаные ботинки в быту? Как сохранить зерно и другие припасы на зиму не используя современных технологий? Ответы на подобные вопросы мы знаем из археологических находок и тех выводов, которые делают, исходя из них, учёные. Но всё это теории. А как было на практике?...

Проект «Один в прошлом», организованный реконструкторским агентством Ратобор, призван ответить на многие вопросы, касающиеся быта человека жившего в X веке. Год тщательной подготовки и изучения исторических материалов позволил подготовить почву для того, чтобы погрузить человека в условия того периода. Добровольцем, вызвавшемся стать героем эксперимента, стал реконструктор Павел Сапожников (Сапог). Более 7-ми месяцев ему предстоит прожить в тяжёлых условиях одному, используя только те инструменты, которые были доступны в эпоху Раннего Средневековья на Руси.

Павел будет жить в своём небольшом хуторе с домом, баней и несколькими хозяйственными постройками. Ему разрешено выходить за пределы только для охоты или сбора необходимого в лесу. Любое общение с людьми запрещено для большей чистоты эксперимента.

На мой вопрос по поводу безопасности участника и охраны от всяческих недоброжелателей, мне ответили: "Так он же не один, у него есть Снежок".

На территории хутора есть колодец. Насколько он эффективен в зимнее время, покажет время.

Сходить за хлебом в ближайший магазин не получится. Теперь для этого придётся намолоть муку, поставить тесто и испечь хлеб самому. И не стоит забывать, что впереди сырая осень, а за ней зима, зерно нужно ещё суметь сберечь. Мыши, кстати, уже не особо настроены на сохранение запасов.

Дом выстроен по описаниям найденным в книгах. Использование в устройстве крыши брёвен вместе с основным корнем поднятым вверх позволяло удерживать на крыше её тяжёлое покрытие. Чуть позже ещё расскажу от этом.

Сам дом поделён на три части: хлев, жилая часть и амбарная. Жилая часть представляет из себя очень маленькую комнату, с кроватью и маленькой печью. Сейчас по ней очень сложно перемещаться, не задев припасов, заготавливаемых на зиму.

В хлему живут домашние животные, которые помогут Павлу пережить зиму.

Этих прожорливых козликов скорее всего не будет в живых к окончанию проекта. Как шутили другие реконструкторы, приехавшие проводить Павла в прошлое, возможно, что и Снежок «сбежит» до весны.

Пока Павел готовился в официальному приёму гостей и запуску проекта, для нас провели экскурсию по новой площадке ратоборцев.

Планы у ребят на самом деле грандиозные. В последнее время появляется много эко- и этно-поселений, где пытаются воссоздать атмосферу прошлого. Здесь же цель совершенно другая - попытаться полностью восстановить историю. Любой реконструктор может попробовать поселиться на поле, единственным условием является аутентичность. Жилище можно будет построить только из доступных в давнюю эпоху материалов и с помощью аутентичных инструментов. Даже подвоз материалов планируется ограничить телегами, никаких машин.

Эти землянки и полуземлянки строились по найденным описаниям, но несоблюдение технологии строительства из-за спешки привело к тому, что после сильных дождей они оказались полностью затоплены грунтовыми водами. Переживут ли они зиму, под большим вопросом. На их примере можно увидеть как в древности покрывали крышу. На доски выкладывалась береста, которая препятствовала гниению и являлась хорошим гидроизолятором, а сверху насыпалась земля целью которой была теплоизоляция.

На заднем плане стоит ирландский домик. Хитрый ирландец не стал закапываться в землю, как это делалось в Восточной Европе, поэтому в его доме тепло и сухо. Но и он не застрахован от сюрпризов, многие секреты старых построек утеряны и восстановить их можно только методом проб и ошибок.

После интересной экскурсии по зарождающейся площадке мы вернулись, чтобы проводить Павла. Друзья подготовили для него массу подарков, которые пригодятся в испытании.

В первую очередь, конечно же, это еда. Дарили всё, начиная от ягод и мёда...

и заканчивая мясом...

и рыбой.

Тот самый «ирландец» подарил целый набор для кузницы и металл, из которого Павел сможет сделать себе оружие для охоты и инструменты.

Физическая помощь очень нужна, но без моральной поддержки тоже тяжело.

Поэтому Павлу подарили идеального и проверенного собеседника.

Впереди зима и тёплые вещи будут очень нужны.

Шубка маловата, но все сошлись во мнении, что уже совсем скоро она станет в самый раз нашему герою.

Пришло время прощаться. Все друзья собрались вместе на старте этого без преувеличения исторического события.

Проект продлится до 21 марта 2014 года. За Павлом будут наблюдать и регулярно писать о его быте. Сам Павел будет иногда иметь доступ к Интернету, чтобы рассказывать о своей жизни.
Следить за проектом можно на сайте

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»