Основные элементы политической системы. Политическая система общества и её основные компоненты

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Политическая система

Политическая система общества или политическая организация общества -- организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Основные формы политических систем

· Демократия

· Теократия

· Тоталитаризм

· Авторитаризм

2 типа политических систем:

Открытые;

Закрытые.

Структура политической системы

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

· организационный (институциональный) компонент -- политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· культурный компонент -- политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· нормативный компонент -- социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· коммуникативный компонент -- информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· функциональный компонент -- политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура -- важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы

политический власть

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования -- демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.).

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое не достижение).

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (т.е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:

· Политическая социализация -- приобретение человеком полит знаний, ценностей, следование стандартам полит поведения в обществе и т д.

· Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.

· Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.

· Экстракционная функция -- черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.

· Дистрибутивная функция -- согласование интересов различных групп внутри общества.

· Регулирующая функция -- управленческие действия

Элементы политической системы

Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы -- традиции, институты, политические ценности и т.д. -- в разных обществах различны. Отметим, что политика -- это открытая система, т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества -- экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:

· организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты -- парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

· нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

· коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

· культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Взгляды на политическую систему

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

· Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

· В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

· В третьем -- политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Политическая система как совокупность политических взаимодействий ролей и функций, существующих в каждом сообществе. Классификация и разновидности современных политических систем, их структура и функциональные особенности. Теория политической системы.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2011

    Подходы к пониманию политической системы. Определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Общая характеристика функций политической системы, ее взаимосвязь с государственной политикой. Сущность функции артикулирования и агрегирования.

    реферат , добавлен 09.04.2015

    Сущность, структура и функции политической системы. Виды современных политических систем. Политический режим как характеристика политической системы. Типы политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический). Политическая система общества.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2010

    Понятие политической системы, ее структура, функции и механизм функционирования. Типология политических систем по содержанию, формам управления, типу политической культуры, разделению политических ролей. Политическая система Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Понятие и сущность политической системы. Функции политической системы общества. Основные типы политических режимов. Выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера. Политические принципы и нормы.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2011

    Понятие политической системы как основополагающей формы организации политической сферы жизни современного общества, ее основные элементы и функции. Типология и закономерности политических систем, основные факторы, влияющие на процесс их формирования.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2011

    Понятие политической системы как совокупности взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов. Структура, функции, классификация политических систем. Соотношение понятий "политическая система" и "гражданское общество".

    контрольная работа , добавлен 27.01.2010

    Характеристика основных принципов политической социализации как процесса вхождения человека в политическую культуру. Рассмотрение сущности, элементов и функций политической культуры. Характеристика политических отношений в международном масштабе.

    реферат , добавлен 17.08.2015

    Понятие, структура, функции и типология политических систем. Государственные и общественные организации, объединения, политические нормы. Политическая организация как главный элемент политической системы. Политическая стабильность и политический риск.

    реферат , добавлен 04.04.2010

    Политическая система общества как совокупность политических институтов, ее структура, основные компоненты и функции. Англо-американская и европейская типология политических систем. Генезис, классификация и функции политических партий Украины и мира.

Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (госорганов, полит. партий, движений, общественных организаций) , в рамках к-рой происходит полит. жизнь об-ва и осуществляется полит. власть. Полит. система имеет ряд характерных черт:

1) в её рамках и с её помощью осуществляется полит. власть

2) зависит от х-ра общественной среды, социально- экономической структуры об-ва,

3) обладает относительной самостоятельностью,

Полит система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе

1)использования гос. власти

2) участия в ней

3) борьбы за неё

У полит системы есть следующие компоненты:

1) полит орг-ция общества, включающая в себя гос-во, полит. партии и движения, общественные организации и объединения и так далее

2) политическое сознание, характеризующее психол и идеологические стороны полит власти и полит системы.

3) соц-политические и правовые нормы, регулирующие полит. жизнь общества и процесс осуществления полит. власти

4) полит. отношения складывающиеся между элементами системы по поводу полит. власти.

5) полит. практика, состоящая из полит. деятельности и совокупности полит. опыта.

Главная основа полит. системы – полит. власть.

Существуют следующие виды политических систем:

Демократические

Командно-административные

Теократические и т.д.

Политическая система выполняет следующие функции:

Обеспечение полит. власти определ. соц группы или большинства членов данного общества,

Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных соц групп или большинства населения.

Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих задач и целей.

Выявление и представительство интересов различных субъектов полит. отношений.

Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов в его структуре,

Воспитание лидеров.

г.п. система общества

В государстве 13 ст.Конституции согласуется многообразие политических интересов. Таким образом, государство придаёт полит. системе опр. устойчивость. Государство занимает центральное положение в политической системе общества. Так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства.

2) является единственным носителем суверенитета,

3) имеет возможность издавать обязательные для общества законы,

4) обладает аппаратом принуждения (армия, правоохранительные органы)



5) располагает мат ценностями (госсобственность, бюджет, казна)

6) гос-во регулирует деятельность полит. партий, движений, профсоюзов, общественных организаций и т.д.

7) Государство также осуществляет надзор за законностью деятельности всех субъектов политики.

Роль права в политической системе об-ва заключается в том, что оно:

1) служит одним из средств связи между обществом и его полит. системой, (в законах, принимаемых зкндт органами выражаются интересы большинства людей, различных слоёв, классов, групп)

2) устанавливать правовые формы организации, функционирование и смену гос власти, способы и методы полит. борьбы всех существующих в данном обществе полит. сил. В законодательстве соврем. гос-ва прописываются сл. положения: понятие полит. партии,

3) определение места и роли в полит. системе общества, условие и порядок создания и прекращения деятельности полит. партий,

4) взаимоотн с публ. властью, прежде всего, участие в выборах и в деятельности представительных органов гос власти.

В 2001 году был принят закон о полит партиях. В 2012 году были внесены изменения. сейчас 500 человек. и не обязательно иметь представительства во всех субъектах федерации.

К важнейшим институциональным элементом полит системы относится гос-во и те добровольные объединения граждан, которые участвуют в политике, прежде всего, политические партии. Особую роль в политической системе России играют политические партии. Их правовое положение регулируется федеральным законом от 11.07.2001 г. Закон «О политических партиях» установил, что единственными общественными орг-ями, которые могут участвовать в выборах на уровне РФ и её субъектов, являются политические партии. В результате многие политические движения преобразовались в партии.

Сейчас –пропорциональная политическая система. На региональном уровне – даже ты обязан состоять в партии.

Численность партий, дающая право участвовать в выборах с 2010 года снижается с 50000 до 45000 членов.

С апреля 2012 года – до 500 человек. Последняя п.п. Правое дело. Политическая партия определяется в федеральном законе как общественное объединение, созданное для участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах госвласти. Политические партии создаются и действуют только как федеральные партии. В субъектах РФ свои партии не создаются, а действуют только региональные отделения. Членами могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18 лет. Член партии может состоять только в одном региональном её отделении. Не допускается создание партий по признакам проф., расовой, национальной или религиозной принадлежности. Полит партия создаётся на учредительном съезде, учредителями являются делегаты съезда. Партия должна быть зарегистрирована в Минюсте РФ (отказ в регистрации может быть обжалован в суд). Региональное отделение партии регистрируется в территориальных органах Минюста РФ. Партия, не участвовавшая в выборах в течение 5 лет подряд подлежит ликвидации. Партия может быть ликвидирована только по решению ВС РФ. Закон предусматривает гос. фин поддержку крупных партий. С 2006 года контроль за фин дея-стью партий осущ-ет ЦИК РФ. Партии обязаны к 1 апреля каждого года представлять в ЦИК фин. отчет.

Понятие и классификация функций государства.

формы и методы реализации функций государства. Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, благодаря которой реализуется его функция.

Существуют формы осуществления функций государства:

1) Правовые – они определяются Конституцией РФ, ФКЗ, Законодательством субъектов федерации, другими нормо-устанавливающими актами.

2) Организационные функции – реализуются его органами и должностными лицами.

в правовые формы входят сл. виды деятельности

1) Правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов,

2) правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путем принятия аков применения права.

3) Правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждении правонарушений и привлечению к юр. ответственности виновных лиц.

К организационной форме относятся

Орг-регламентирующая – работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проекта документов, организацией выборов, планировании, координации действий, контролем и т.д..

Орг.-хозяйственная – оперативно-техническая и хоз. работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, дотацией и т.д.

Орг.-идеологическая – работа по идеологическому обеспечению, выполнению различных функций государства, связанное с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращения к населению и т.д.

Методы осуществления функций государства

Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с пом. которых органы государства реализуют его функции. Наиболее характерными являются такие методы, как убеждение, принуждение, рекомендации, поощрения.

Политическая система общества – сложная разветвленная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношения между ними реализуемая через политическую власть.

Политическую систему общества можно рассматривать узком и широком смысле.

В узком смысле под политической системой общества понимается совокупность институтов(государственных органов, политических партий,движений, профсоюзов, экономических структур и т.п), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

В широком смысле под политической системой общества следует понимать систему(сферу) всех политических явлений, которые существуют в обществе.

Теории политической системы общества:

Теория Т. Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах.

Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема.

Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.

Теория Д. Истона . Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой -распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами

Теория Г. Алмонда . характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны - как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. Занимаясь сравнительным анализом политических систем, Г. Алмонд и Д. Пауэлл перешли от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Теория К. Дойча (кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибернетическую, в, которой политика понималась как процесс управление и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.

Компоненты политической системы общества:

1. Институциональная (организационная)

а) государства

б) общественные движения

в) политические партии

2. Функциональная

а) формы и направления политической деятельности и политических институтов

б) методы политической деятельности

3. Нормативная

а) политические принципы

б) политические традиции

в) нормы морали, нормы права

4. Культурно- идеологическая

а) политическая психология

б) политическая идеология

в) политическая культура

5. Коммуникативная – совокупность всех связей между политическими институтами, подсистемами и др. сферами.

Функции политической системы общества:

1. Обеспечение политической власти, определение социальной группы или всех членов общества

2. Выявление и представление интересов различных субъектов политических отношений

3. Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений

4. Интеграция общества, создание условий необходимых для осуществления политической деятельности

5. Политическая социализация

Государство занимает центральное ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединений в пределах его территории, границ по признакам государства.

2) Является единственным носителем суверенитета

3) Обладает специальным аппаратом (публичной властью) , предназначенная для управления обществом; имеет сословные структуры

4) Обладает монополией на правотворчество

5) Владеет специфическим набором материальных ценностей; собственный бюджет, валюта

6) Определяет главные направления развития общества

Источники:

1. учебник ТГП - Л.П.Рассказова 2. лекции М.А.Махотенко

Политические партии: понятие, функции, классификация. Понятие и виды партийных систем.

Политическая партия – непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Дефиниция, согласно российскому законодательству. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Признаки.

Представляют собой организации общественные (негосударственные), ставящие перед собой вопрос о завоевании, осуществлении и удержании политической власти;

Являются достаточно устойчивыми политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

Объединяют индивидов на основе общности взглядов;

Имеют свои корпоративные акты: программу и устав;

Имеют фиксированное членство (хотя, например, партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

Опираются на определенные социальные слои населения.

Функции.

1. Социальная. Партия обобщенно выражает и защищает интересы той или иной социальной группы и доводит до уровня государственной власти.

2. Идеологическая. Разработка партийной идеологии (концепции. программы); распространение, пропаганда идеологии.

3. Политическая. Получение государственной власти. Подбор политического лидера, подготовка специалиста по различным проблемам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборные и невыборные должности.

4. Управленческая. Характерна для партий, стоящих у власти: организуют и направляют действия государства, осуществляют руководство различными сферами общественной жизни.

5. Электоральная. Активное участие в выборах, организуют избирательные кампании, пропаганда, выступают с предвыборными программами.

Партийная система – совокупность политических партий, взаимоотношений между ними.

ВИДЫ

1. Однопартийная (преобладает монополия 1 партиии на власть. Характерно для тоталитарного, авторитарного государства. (Куба)

2. Двухпартийная (существует конкуренция между двумя партиями)

3. Многопартийная (существует конкуренция между многими партиями)

Выделяют основные компоненты, входящие в этот комплекс. Политическая система общества в первую очередь включает в себя институциональный компонент. Он представляет собой государство, общественные организации, партии, органы власти, прочие формирования. Без вышеперечисленных субъектов невозможна политическая система общества, так как именно они вступают во властные отношения.

Вторым элементом комплекса является субстанциональный компонент. Он отражает сущность всей политической системы. Субстанциональный элемент являет собой отношения, формирующиеся по поводу осуществления, удержания или захвата власти в государстве.

Политическая система общества включает в себя нормативный компонент. Этот элемент являет собой нормы, обычаи, традиции и прочие способствующие регулированию властных отношений в государстве. Он призван регламентировать протекающие в обществе. Как правило, регулирование осуществляется при помощи норм права. Вместе с этим, политическая система общества - это комплекс достаточно сложный. Поэтому столь часто большое значение имеют традиционные, устоявшиеся правила социального поведения.

Политическая система общества содержит субъективный элемент. Он является отражением отношения людей к власти в государстве. Субъективный элемент содержит политическое сознание, которое, в свою очередь, представлено психологическими и идеологическими компонентами. Политическое сознание являет собой целостный комплекс чувств, оценок, идей, взглядов, отношений, эмоций. Он отражает субъективное отношение групп, индивидов к имеющемуся (действующему) или предполагаемому (желаемому) руководству страны, поведению деятелей власти, прочим явлениям государственной действительности. Политическое сознание может оказаться под влиянием разных факторов, в том числе поведения лидеров, харизмы деятелей и прочего.

Еще одним элементом комплекса является объективный. Он включает в себя объективные национальные, социальные, экономические, исторические и прочие детерминанты, оказывающие влияние на ход политических процессов в государстве. Они не зависят от сознания или воли народа.

Все указанные компоненты, из которых состоит политическая система общества, считаются значимыми, обладают взаимопроникающим воздействием и, соответственно, являются неделимыми.

Функциями комплекса называют его основные направления влияния на народ. Они детерминированы национальными, социальными, экономическими и прочими условиями, при которых существует политическая система.

Существуют следующие основные функции:

1. Осуществление политического руководства обществом.

2. Определение ориентиров. В условиях политического регулирования, во время борьбы за власть правящий класс, партии и прочие субъекты (в соответствии с тем или другим в государстве) формируют дальнейший путь развития, цели, к которым следует стремиться. Таким образом, обеспечивается ориентирование народных масс к тому или другому варианту поведения.

3. Функция политизации представляет собой вовлечение максимального количества граждан и их групп в политические процессы, проходящие в стране.

4. Структура выполняет регулятивную функцию. Она представляет собой выработку и установку социальных норм в сфере власти.

Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т. д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от полижи и власти. j 2.. Совокупность политических институтов и орга-низаций, составляющих структуры системы: государ-во, все ступени правления от высших органов влас-ти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения пред-принимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, право-вые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регулятивы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы полити-ской деятельности. . , 5.. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, помощью которых реализуется политическая власть осуществляется управление общественной жизне - \ деятельностью людей. В составе системы - полити-ческие структуры и сообщество людей со свойствен-ным ему образом политической жизни; стилем поли-тической деятельности.

Некоторые зарубежные политологи считают «ос - новными элементами» политической системы саму власть, а также интересы и политику, понимаемую как результат взаимодействия между властью и об - ществом. При таком подходе расширено толкование понятия «основной элемент», оно отождествляется с понятиями «признак» или «специфическая черта» системы. Смысловое содержание термина «элемент» вполне определенно: это составная часть целого (системы), чем не выступают ни власть, ни интересы, ни тем более политика.

Политические институты - один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроля за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.

Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности и взаимоотношения с государством и обществом.

Ядро политической системы - государство. Государство выступает орудием политического господства определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепций современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительствами и народными массами»13.

Государство - многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

Являясь институциональным механизмом выражения всеобщих интересов или же интересов господствующих классов, государство тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации. Включение последних в систему означает факт институционализации социально-политических конфликтов и свидетельствует о демократичности общества.

Бытие государственных и иных политических институтов невозможно без их легитимации. Леги-тимационная система - неотъемлемая сторона политической системы как целого. Независимо от того, на какой Основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, традиции и т. п.), в любом варианте легитимация неразрывно связана с нормативно-правовой подсистемой и вместе с нею как бы цементирует всю политическую систему, придает ей качественную специфику. В свою очередь нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то как правят, каким образом осуществляется власть. Отсюда особенности основных методов деятельности политических институтов. Они могут базироваться на прямом насилии или же на угрозе применения принуждения, действовать посредством привития членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также путем применения вознаграждения и наказания.

Свойства политической системы, связанные как со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру. Специфика этого элемента - в его интегриро-ванности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.

Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.

Отмеченные элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах. Так, в ряде стран одним из главных элементов политической жизни выступают религиозные учреждения (Иран, Саудовская Аравия, Пакистан). В развитых же капиталистических странах церковь, как известно, отделена от государства и не играет существенной роли в политике. Качественно отличается от других политическая система в странах, где господствует одна идеология и политическая партия.

Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям.

Без них не осуществима децентрализация власти и управления.

Институциональные взаимосвязи динамичны, реализуются и воспроизводятся в форме живых противоречий, в чем, собственно, выражается диалектика политической власти и относительная самостоятельность институтов. Вертикальные связи имеют тенденцию к доминированию над горизонтальными, поскольку власти присуще свойство централизации и концентрации. Правящие и оппозиционные институты, системные и внесистемные организации, политические, властные и общественные учреждения, государственно-правовые и традиционные нормы - все они и в структурно-организационном и в функциональном планах выступают как взаимодействующие противоположности. И могут быть объективно осмыслены лишь в контексте анализа реальных противоречий политической системы. Рассматривая, скажем, .институты законодательной, исполнительной и судебной властей, надо иметь в виду их естественную, сущностную противоречивость. Политическая история стран мира свидетельствует о постоянном соперничестве субъектов законодательной и исполнительной властей, о стремлении второй занять господствующее положение в системе.

Политическая система, будучи организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. И действительно, социальные институты - это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений. Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти, или обеспечение ее стабильного функционирования.

Политические отношения властвования выступают в определенном аспекте как господство одних групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным законом политической жизни. Право одних властвовать над другими в явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.

Сказанное не следует понимать в том смысле, что политические отношения в любой их модификации однозначны господству. Да, власть - это подчинение, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотноше-ние, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия. Вместе с тем властвование, базирующееся на идеологической или структурно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным как господством. А во втором - прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.

Политическая система демократического типа характеризуется такой легитимностью, которая предполагает и отношения господства и отношения сотрудничества, добровольного признания авторитета власти как необходимого условия осуществления прав и свобод человека.

Первенство господства в политических отношениях сохраняется до тех пор, пока не исчезнут его источники в социально-экономическом бытии: асимметричность общественных отношений, социальная дифференциация людей, необходимость выделения из общества особых групп людей для выполнения властных функций, связанных с управлением общими делами, и возможность использования этих функций для присвоения привилегированных общественных статусов.

Доминирование отношений господства в политической жизни не является критерием качественного различия систем. Все дело в том, какой тип господства: легитимный или нелегитимный, основанный на системе всеобъемлющих прав или на авторитете правителей, на признанных большинством общества ценностях или же ценностях, навязанных ему меньшинством - элитой, партией, власть предержащими. От типа господства зависит устойчивость политических систем, их жизненность. Драматический опыт советской модели политических отношений продемонстрировал ущербность, неспособность к самореформированию и адаптации системы, базирующейся главным образом на господстве одной партийной олигархии и идеологической легитимации власти. Хотя изначально по своей объективной природе данная система утверждалась как форма институализации интересов большинства и взаимопомощи.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»