Охлобыстин интервью. Иван Охлобыстин: «У меня очень тяжелые отношения с Достоевским

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Иван, вас называют самой неоднозначной фигурой в российском кино. С одной стороны, вы священник Русской православной церкви. С другой, снимаетесь в кино, сериалах, посещаете светские мероприятия. И для многих это никак не вяжется, поэтому в ваш адрес приходит очень много критики. Как вы к ней относитесь?

Честно говоря, никак. Эти люди меня не знают, и поэтому их мнение мне неинтересно. А дальше - как Господь рассудит. Я пытаюсь жить честно. Я несовершенный человек, и мне не всегда это удается. Но я иду в этом направлении. Поэтому когда я узнаю о чьей-то критике, то я размышляю об этом, делаю для себя вывод. Может быть, критика и справедлива. А если это просто впустую, то такая позиция вызывает у меня только жалость.

- В молодости вы увлекались татуировками. Они сейчас остались на вашем теле?

Разумеется, да! Я вырезал только голую женщину, которая снимает трусики в районе Херсонеса. Оксана мне сказала: «Я не против, чтобы красивая женщина снимала трусы в руинах Херсонеса Таврического. Но для чего она это делает?». Я отвечал: «Знамо для чего! Эротика…». А она говорит: «А вдруг для чего еще?». И я задумался, а потом лазером все это выжег. Ужасный у меня шрам остался! И все меня стали спрашивать, мол, что это за шрам. Я им рассказывал всю эту историю - а она еще хуже, чем татуировка! В конце концов я зататуировал шрам знаком радиационной опасности, так что теперь, когда меня спрашивают, я рассказываю байку: мол, ликвидировал последствия аварии в Чернобыле. Вроде бы совершил подвиг, а взять с собой на память о нем ничего нельзя - вот я об реактор и приложился.

- Я знаю, что Библия не одобряет татуировки…

Нет в Библии ничего о татуировках! Библия писалась, когда ничего подобного не было, вернее, то, что было, не называлось так и имело другой смысл. Ну, на мертвом теле нельзя писать, потому что так египтяне писали. Но ничего о татуировках нет ни в Ветхом, ни в Новом завете - я знаю, я их сдавал. Возможно, есть что-то в Псалтыре, но опять-таки потому, что у египтян это носило ритуальный характер.

Иван, вы по вашему собственном желанию сейчас временно отстранены от служения, то есть вы не проводите богослужения. А как долго будет длится этот запрет?

Я надеялся, что вот-вот закончится, но мне нужно выкупать дом, так что я еще сниматься лет пять буду. А так я книги бы писал и бабок исповедовал в каком-нибудь храме при кладбище. У меня прекрасные отношения с приходским миром, и мне это комфортно. Но сейчас я выплачиваю за дом, нам его неожиданно дали выкупить.

То есть вам разрешили выкупить? Можно, я расскажу предысторию? Дело в том, что у Ивана Охлобыстина шестеро детей. Долгое время они ютились в двухкомнатной квартире…

Она четырехкомнатная, но в ней 48 квадратных метров. Но мы вот так вот жили (показывает большой палец)!

- …А потом Вы написали заявление на социальное жилье, и вам предложили дом…

Таунхаус, в районе, где жил Солженицын (в московском районе Троице-Лыково)…

- Но с условием, что как только младшему ребенку исполнится восемнадцать лет…

Нас должны были выселить.

У Вас много ипостасей, вы актер, режиссер, сценарист… Но большая популярность пришла к вам после роли Быкова в сериале «Интерны». Я знаю, этот проект был вам интересен тем, что «Интерны» - это новое слово в российских сериалах. Но в чем эта новизна?

Не новизна меня заинтересовала - меня заработки заинтересовали! Я думал, что иду серий на двенадцать, сценарий был непорнографический, и там участвовал Александр Ильин, с которым мы до этого в «Царе» играли - а у него очень хороший вкус. Потом я с ребятами познакомился, и мне весь коллектив понравился, потом мы еще раз вместе проанализировали весь сценарий… Но то, что это новое или не новое, значения не имело.

Этот сериал странен тем, что в нем не хлопают за кадром. Вячеслав Дусмухаметов - гений, он сумел создать новый продукт, отказался от хлопанья, идиотского закадрового хохота, и созвал очень хорошую команду из девяти сценаристов. А потом продюсеры три дня ходили с белыми лицами, потому что не понимал зритель, что это за сериал такой - без хи-хи, без хлопанья… А потом - воткнули, а потом были шесть лет продолжения.

- Но все-таки вы расстались с доктором Быковым.

С ним надо было расстаться, потому что все хорошее должно, как роман, иметь окончание. Если бы сериал дальше продолжался, все бы устали, и волей-неволей пошлятина пошла бы. Мы отказались дальше сниматься, и нас поддержал Слава Дусмухаметов: надо было заканчивать эту историю. Мы не хотели это рассусоливать: красиво вошли - красиво ушли!

Ваша жена Оксана Арбузова - она тоже актриса, прославилась очень популярным в свое время замечательным фильмом «Авария - дочь мента», в котором она сыграла главную роль. Ей было шестнадцать лет тогда, и она проснулась просто кумиром! Она была звездой, иконой моды! И потом у нее были фильмы, но сейчас мы не видим Оксану в новых ролях. А ведь вы - режиссер, вы - сценарист. Почему вы не можете снять ее в своем фильме, написать для нее сценарий?

Во-первых, зачем? А во-вторых, у нее тогда не будет времени детьми заниматься. Да ей и неохота! Ее звали сорок раз, но ей неинтересно, это все мышиная возня для нее. А детьми ей интересно заниматься, и она успевает этим заниматься, не знаю уж, откуда у нее столько сил, откуда у нее столько энтузиазма. Слава тебе, Господи, что я ее нашел! Я поощряю это ее увлечение. Я пробовал ее растлить украшениями - ей не нравятся украшения. Она венчальные носит, а какие бы другие железки я ей не дарил - не нравятся, и все. Я пытался растлить шубами - не нравятся! Она будет ходить в стеганом пальто, а шубу надевать, только когда с коляской гуляет: стесняется. Пробовал и турпоездки всякие, и рестораны… Но по большому счету, между нашими посиделками на даче с шашлыком и каким-нибудь рестораном мы все равно выберем дачу - нам там комфортнее.

- Вы с Оксаной женаты больше двадцати лет…

Двадцать два года!

- …И я хочу процитировать вашу супругу: «Все, что было до Ивана, то есть жизнь Оксаны Арбузовой, я помню плохо. Моя жизнь разделилась на до и после. Иван Охлобыстин - точка отсчета, начало новой эры. Нашей эры». Так на чем же держится ваш брак? Откройте нам этот секрет!

Мы нарожали детей, и нам уже деваться некуда - вот на чем держится наш брак. И еще она мне очень интересна в эмоционально-чувственном смысле как женщина. Она мне интересна как личность, и мне нравится, что эта личность всегда резонирует со мной, что я могу на ней провериться. А еще она всегда говорит мне правду - это тоже очень важно для меня.

Иван, вашу с Оксаной встречу сравнивают с историей знакомства булгаковских Мастера и Маргариты - она такая же внезапная и судьбоносная. Когда вы ее увидели, вы через несколько секунд сказали: «Будешь моей!». Что это было? Любовь с первого взгляда?

Это было очень просто. Я приехал в ресторан в надежде познакомиться с красивой девушкой. Ехал на мотоцикле, и был крепко подшофе, честно говоря. Приехал в клуб «Маяк», вошел в ресторан - а там все девушки с кавалерами, и только одна - с двумя. Кавалеры были такие хмурые, с бородами, и вообще вся обстановка напоминала картины Кустодиева: перед ними стояли три полных стакана водки, а у девушки - накидка в стиле XIX века, вязаная, в пол. Сама девушка тощая, носатая, и глаза черные, как у белки. Я, нахал такой, подошел и говорю: «Мадемуазель, а не предпринять ли нам с вами романтическую поездку по ночной Москве?». Она подумала, выпила стоявший перед ней стакан водки, поставила и говорит: «А почему бы и нет? Только обещайте меня отвезти домой!». Я говорю: «Клянусь!» - и отвез ее к себе домой. И все, и больше она не выходила из дома.

- И она была ваша?

Да. Если есть возможность, не надо упускать момент!

Я вот попыталась представить себе, что такое шестеро детей. У меня - двое, а у вас - два сына и четыре дочки. А седьмого не планируете?

Ну, мы люди пьющие, почему нет! (Смеется)

- То есть, возможно?

Вполне-вполне!

Но я с трудом представляю, как же Оксана справляется… Я тут иногда с двумя не могу справиться, а тут - шестеро!

Один - тяжело очень, два - еще тяжело, три - ты уже начинаешь легче справляться, видимо, природа дает вам дополнительные силы, тебе и ей. Четыре - это уже автономия: самопомыв, самоорганизация, все понятно, кто куда идет. И Оксана уже одной рукой в айфоне, другой рукой - за скороварку, параллельно учит математику с Саввой (младшим сыном), видит задним зрением, что Нюша (Иоанна, вторая дочь) куда-то идет… Как будто у нее шесть рук, как у богини Кали.

- Я знаю, что когда Оксана устает, тогда вы ее забираете и увозите отдыхать.

Как говорил мой папа, «если не ты гуляешь девочку, то ее гуляет еще кто-то». И лучше, если ты гуляешь девочку, чем девочка - тебя.

- И где она в последний раз гуляла с вами?

Мы в Лапландию ездили. Мы вообще любим туристический экстрим, вроде альпинизма, горные национальные парки любим очень - скандинавские, например. Еще мы в Испанию ездили… Путешествуем туда, куда посильно поехать всей семьей - мы именно так предпочитаем отдыхать. А вдвоем, в романтические путешествия мы раза три съездили: в Париж, в Венецию и вот в Лапландию.

Не могу не спросить о ваших родителях. Я знаю, что это очень необычная история любви: ваша мама была младше отца на 43 года! Ей было восемнадцать, а ему - за шестьдесят, когда они познакомились. Как случился их роман? Они официально регистрировались?

Моя мама была у папы секретарем. А он был красавец-кавалер, выглядел значительно моложе своих лет, харизматик, и нельзя было, если он предлагал что-то, сказать «нет». Он возглавлял крупный медицинский центр для реабилитации ветеранов Великой Отечественной войны. Орденоносец, красавец, три войны прошел, и она влюбилась - студентка, деревенская девчонка… Нельзя было не влюбиться! Через пять лет они разошлись, потому что папа стал бояться, что мама его чирканет бритвой по горлу. Он мне говорил: «Ты пойми, я люблю твою маму, нельзя не любить такую женщину, как твоя мама, но я боюсь, что она меня убьет». А у нее действительно непростой характер: мама очень эмоциональная женщина. Стихия, богиня Гера! Она потом опять замуж вышла, у нее очень приличный муж был, военный тоже…

Иван, в нашей программе есть рубрика «Неудобный вопрос». Выбирайте один конверт, или три конверта - как хотите!

А сколько надо? Скажите, я и выберу все. (Берет в руки один конверт, открывает) Читать надо?

- Да, зачитывайте! Если вы выберете три, это будет здорово!

- (Читает) «Вашей маме было 18 лет, когда она вас родила. Родные и близкие ее отговаривали от родов. Почему?». Да никто не отговаривал! Папа, во-первых, никого не спрашивал. Единственное, что было сделано: мой дедушка взял нож и поехал в Москву к папе. Вернулся пьяный, счастливый: папа уговорил! Говорил: «Не, ну а чо? Хороший человек, орденоносец!». (Открывает следующий конверт, читает второй вопрос) «Правда ли, что до «Интернов» ваша семья была в больших долгах?». Да, была, рассчитался я. (Открывает третий конверт, читает вопрос) «Вы получили из рук президента Путина именные золотые часы. Правда ли, что вы до сих пор не поняли, за что?». Во-первых, из рук я не получал - получал от его имени. И да, правда, не понял. Я эти часы подарил своему другу.

- Ну хотя бы предполагаете, за что?

Ну, Югославия могла быть - это когда мы снимали Пасху под бомбежками американцев… Гуманитарка какая-то могла быть во время чеченских кампаний… Не знаю.

Иван, совсем недавно вы презентовали новую книгу, которая называется «Магнификус II». Это уже седьмая ваша книга. Надо сказать, что вы лихо пишете: в 2015 году выпустили аж три книги, а в этом году это вторая. Мне кажется, процесс написания книги должен быть продолжительный, мучительный - а у вас так быстро получается. Как вам это удается?

Это иллюзия! Потому что те книги - это где-то публицистика, где-то духовные размышления (насколько они возможны для меня, грешника). «Магнификус» - это трилогия, и вторую часть я не писал, а только редактировал. И я писал предшествующую - «Песни созвездия Гончих Псов» - тоже довольно быстро, потому что там часть работы уже была сделана.

Со стороны всегда кажется, что писать книгу, писать сценарий может только особенный человек, такой, как вы. Но я с удивлением обнаружила в интернете простые советы, как написать книгу. Выходит, что может написать любой человек, который пожелал выдать себя за писателя?

Конечно! Мы творения Божии, мы можем очень много. В нас заложен миллион всяких талантов, и высокие технологии сегодня позволяют нам реализовываться в нескольких ипостасях. Раньше мы должны были выбирать: только врач, или только певица, а сейчас это сочетаемо. Скажем, технолог-эксперт и художник - можно сочетать, почему бы нет!

Есть несколько законов литературы, самых простых. Идеальный текст должен выглядеть так: в нем должны быть все ощущения - тактильные, аудиальные, визуальные и обонятельные. Идеальный текст может звучать так, навскидку: «Он шел, погружаясь по щиколотку в черную теплую глину, по направлению к видневшемуся вдали сосновому лесу, где оглушительно тарахтел трактор и в воздухе явственно пахло жженой резиной». Щиколотка, ухо, глаз, нюх - это идеальный текст. Всю книгу так сделать нельзя, есть, скажем, диалоговая часть, но что касается фундаментальной литературы - это основной принцип: создать атмосферу.

Иван Охлобыстин представил в петербургской книжной сети «Буквоед» свою книгу «Песни созвездия Гончих Псов», вышедшую в издательстве «Эксмо». Сборник сатирических повестей, со слов самого Ивана, говорит по сути о вечном – отношениях между мужчиной и женщиной, житейской фантасмагории вокруг нас. В интервью журналу Tricolor TV Magazine Охлобыстин рассказал не только о новой книге, но и о любви к сериалам, взаимопонимании между родителями и детьми, фильме «Защитники» и сериальном пьянстве.

Иван Охлобыстин – актер кино и телевидения, кинорежиссер, сценарист, драматург, журналист и писатель

Ходили слухи, что вы решили радикально уйти из кино. Правда ли это?

Так всегда было по плану. Сейчас девочки поступили во все институты. Сын Васька тоже скоро будет поступать. По хозяйству долги вроде выплачены. Не скажу, что сейчас идет прямо расцвет кино. Я не думаю, что я облагорожу отечественную культуру, продолжая работать в кино. Хитроглазых шпионов мне опостылело играть – пустые роли. У меня сейчас хороший проект: папа поднимает на ноги своего сына с ДЦП (фильм «Временные трудности» Михаила Расходникова. – Ред. ). Прекрасная работа для того, чтобы красиво уйти. Я изначально не актер, по профессии я режиссер. Мне это не нанесет никакой глубинной травмы. Идеальный план такой, что мои занятия литературой позволят людям забыть меня как доктора Быкова и дадут возможность вернуться в церковь.

То есть литература – это промежуточный этап, чтобы окончательно вернуться к должности священника?

Нет, я смогу заниматься литературой, даже если буду работать священником. Это же не запрещено. Меня литература сформировала. Я книжный человек. Я хоть и деревенский, но интеллектуально меня воспитывали книги. Я писал много сценариев и публицистики. Но читал всегда прозу.

Вы говорили, что ваша книга о любви между мужчиной и женщиной. В чем в первую очередь проявляется любовь между мужчиной и женщиной?

В первую очередь – это жертвенность. Любовь подразумевает, что ты без остатка и стыда отдаешься другому человеку. И на биологическом уровне, и на психологическом. В житейском плане, в будущем и в настоящем. Это готовность к тотальной жертве. Просто так она не может возникнуть. Она возникает, когда ты чувствуешь резонирующую душу рядом, подобную тебе. И это всегда мистика. Нельзя вывести закона, как это можно спровоцировать. Это всегда неожиданность. Это может быть бурлеск, трагедия. Нет никаких законов. Влюбленные люди – счастливые. Если для кого-то жить, то для своего любимого человека в первую очередь.


Иван Охлобыстин в роли доктора Быкова в сериале «Интерны»

Кто из писателей вас вдохновлял?

Набор среднестатистический. Начиная от Александра Дюма: «Три мушкетера», «Графиня де Монсоро», «Виконт де Бражелон». Потом Гюго «Отверженные». Потом «Мастер и Маргарита» подоспела. Потом Гюнтер Грасс настал. Потом появился Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» параллельно с фильмом с Джеком Николсоном. Затем появился Апдайк «Иствикские ведьмы», сначала с тем же Джеком Николсоном, а потом прочел «Кентавры». Он очень похож на «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Потом Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Потом Маркес накрыл тучным облаком все, что было вокруг, и всех победил.

За Маркесом пошли новые имена в отечественной литературе: Михаил Елизаров, Шаров и его «Репетиция», «Письма из Египта» (оригинальное название «Возвращение в Египет». – Ред. ) . Иванов «Золото бунта». Захар Прилепин , первые три произведения Пелевина. Турецкий автор Памук . Влюблен в литературу Салмана Рушди . Сейчас читаю чудного человека. Он афганец, очень похож на Рушди. Такой размикшированный вариант Рушди – Халед Хоссейни , произведение «Тысячи сияющих звезд». Стругацкие, конечно. Станислав Лем, Роджер Желязны, Терри Пратчетт . Из Американцев Нил Гейман «Звездная пыль» и «Американские боги».

Вы согласны с Михаилом Елизаровым , что сейчас не время постмодернизма в литературе. Что настало время прозы, которая утверждала бы очень конкретные традиционные моральные устои?

Да, совершенно. Моя книга тоже в этой академической канве. Академическая литература всегда несет в себе педагогический элемент. Было бы глупо читать книгу, где автор ничего не хочет до тебя донести. Ты прежде всего интересуешься личностью автора, которая предстает в произведении. Склонность к фельетонизму ради того, чтобы понравиться читателю, сразу же убивает автора. Мне кажется. Пелевин этим грешит. При таком высоком уровне его таланта он мог бы задуматься над проблемами гораздо более высокого уровня. А Елизаров, Прилепин, Шаров – они закладывают это. В конце книги ты волей-неволей получаешь некий месседж.


Иван Охлобыстин имеет 17 наград за лучшую режиссуру, 9 – за лучшую актерскую роль и 21 – за лучший сценарий

К этому обязательно надо возвращаться. У нас же нет базовой философии. Есть только критическая, как Бердяев. Кьеркегора у нас не родилось, не потому что не могли родить, а потому что у нас опцию осмысления пространства и бытия брали на себя художники. Мы живем, руководствуясь территориями бескрайности в массовом бессознательном. Нам законченные формы неинтересны. Мы всегда были склонны к преувеличению, потому что в этом широта нашей души, она мотивирована географией.

Говоря о широте русской души, как вам фильм «Защитники»?

«Защитники» – это позорище. Ну почему на Медведе все время штаны возникают (речь о киноляпе, когда на персонаже Арсусе в одной сцене штаны сначала рвутся на части, а в следующей сцене снова надеты. – Ред. ). У меня даже ребенок это заметил. Недоделанное кино. Я оцениваю подвиг кинематографистов, но я бы не стал показывать этот фильм с целью похвастаться отечественным кино. Я бы поставил фильм «Андрей Рублев», «Мимино» или «Белое солнце пустыни» . Если посложнее, то «Незаконченная пьеса для механического пианино». Если совсем сложно – вполне можно «Сталкера» Тарковского поставить.

То есть из нового ничего бы не поставили?

Не могу ничего припомнить. Была какая-то умилительная мелодрама с Федором Бондарчуком и Ксенией Раппопорт (фильм «Два дня». – Ред. ) – это умилительно, но это не усадебная драма. До Островского не дотягивает. Хотя кино – это мощнейший агент влияния. Кино может определить мировоззрение нескольких поколений. «Матрица» переломала 10-20 поколений. А шедший за ней «Аватар» добивал. Мы перешли в новый технотронный век еще и при помощи кино.

Часто можно видеть спекуляцию на артхаусе, который таковым не является.Я, будучи в профессии, могу понять, что есть авангард, а что попытка подделать плохую картину под авангард. Боевики – срамота, в основном из-за низких бюджетов. А низкие бюджеты из-за воровства, откатов – чего скрывать.


Сатирическая проза Ивана Охлобыстина о трагикомических приключениях обычных героев в простых городах

Но вообще мне стыдновато как-то в 50 лет во всякой ерунде сниматься, меня уже мужики не поймут. А книга – это солидно. Пришел знакомый, ты ему подарил, подписал.

Смотрите ли сериалы?

Сериалы смотрю. Сериалы получили уникальную технологическую возможность тщательнее относится к художественной составляющей, нежели кино. Во-первых, окупаемое телевизионное содержание. Во-вторых, это фактор времени. Ты можешь смотреть по одной серии, а можешь сразу 50 и рассмотреть каждую деталь тщательнее, каждого персонажа оценить – открываются новые истории, новые коллизии. Сериал победил кино. За исключением блокбастеров, типа «Властелин колец», «Пираты Карибского моря», «Звездные войны» . А остальное с сериалами неконкурентоспособно. Сложно найти конкурента доктору Хаусу, сериалу «Во все тяжкие» .

Начиналось все с сериала «Лост». Когда только-только возникал жанр, это все сводилось к мыльной опере. Когда возникли технологические возможности, кинодельцы отошли от лубочной телевизионной съемки в сторону художественной. Причем это вина самих продюсеров, они прибегали на съемочную площадку со словами: «Так, ребята, эту сцену давайте подольше на 10 минут, потому что мы потом ее разрежем на четыре серии и телевидению продадим, хоть как-то откупимся». В результате с теми же эффектами, с теми же разогретыми актерами снималось больше форматов. И потребитель сейчас выбирает сам: либо я за один день все посмотрю и впитаю, либо я растяну это удовольствие и сделаю элементом своего духовного фэншуя.

А вы как смотрите сериалы обычно – разом или по серии в день?

По-всякому. Но вообще я склонен к сериальному пьянству: могу надолго засесть. На меня ругаются все, а я ничего сделать не могу. Сижу с красными глазами, потом такой же иду на работу. Думаю, как бы скорее вернуться домой. Семечки «От Мартина», лимонад «Тархун» – и новые серии!


У Ивана Охлобыстина – два сына и четыре дочери

Есть ли российские сериалы, которые вам нравятся?

Мне очень нравятся «Сваты». Они взяли такую душевную нотку. То, что нам позволительно. Это доброе продолжение «Любовь и голуби». «Кухню» не смотрел... Вообще, о всем хорошем я узнаю от знакомых. Про «Сватов» мне рассказали люди, не производящие впечатление сентиментальных.

Про ваших детей периодически возникают сплетни в интернете. Не пытаетесь ли вы оградить их от этих влияний?

Они сформированные личности. Мы можем по заднице хлопнуть ремнем до определенного возраста, ругаться за двойки. Но с раннего детства мы даем им понять, что уважаем их личности. Поэтому нам все это прощается, они понимают, что мы просто помогаем им по жизни. А мы понимаем, что во многих вопросах мы не можем помочь. В вопросах любви, самоопределения. Я не могу навязать своим детям, кем им стать, кого любить. Как отец я могу только смеяться и оказывать психологическую помощь. Я очень деликатно отношусь к их личной жизни. Понимаю, до какой степени это тонкая пряжа.

Вас постоянно критикуют в интернете. Как вы сейчас относитесь к критике?

Когда немотивированно ругают, у меня глаз к этому не липнет. Они просто как собачки, охраняют периметр. Когда критикуют мотивированно, я принимаю к сведению. Это необходимое условие для самосовершенствования.

Не боитесь критики со стороны коллег? Быков недавно высказался, что ваше кинематографическое творчество переоценено.

Ну, не думаю, что переоценили. Хотя... наверное, да. Мне нравится Быков. Он не боится высказываться, формулирует уважительно.

Иван Охлобыстин и Оксана Арбузова познакомились случайно. "Я увидел ее в Доме кино, узнал. Она уже снялась в фильме "Авария – дочь мента". Я тогда прошел мимо и сказал: "Ты будешь моей", – рассказал актер. Следующая встреча произошла спустя пять лет. С тех пор влюбленные не расставались. И месяца не прошло, как они решили пожениться и обвенчаться.

ПО ТЕМЕ

Оксана подарила Ивану шестерых детей – у них два сына и четыре дочери. Охлобыстин признался, что, когда на свет появился третий ребенок – дочь Варвара, они были абсолютно измотаны: "Мы тогда были как собаки уставшие, Варе было около трех месяцев. Я все время искал работу, Оксанка тоже без сил. У Вари случилась асфиксия – Оксана еще месяц лежала с ней в больнице. Мы ее чуть не потеряли".

С четвертым ребенком – сыном Василием – тоже все было непросто. Оксане пришлось рожать в Ташкенте, куда Ивана отправили служить. "Когда я пришел к Оксане и сказал, что нам надо ехать в Среднюю Азию, где я стану священником, у нее только один вопрос был: где взять большой чемодан", – сообщил актер.

В роддоме Оксану заразили гепатитом. "Она должна была недолго жить-то после этого, но вылечили", – сказал Охлобыстин. Они пробыли семь месяцев в Ташкенте, после вернулись в Москву. В столице Оксану и спасли.

Охлобыстин признался, что они с женой потеряли шестого ребенка. Малыш перестал развиваться в утробе. "Был всего два месяца срок, так бывает. Но для нас это было ужасно, особенно для Оксаны – она очень переживала", – отметил артист. К счастью, в 2006 году жена подарила Ивану сына Савву.

Фильм «Птица» с Иваном Охлобыстиным в главной роли, который выйдет в прокат 18 мая, может стать последним в его карьере. Актер заявил, что уходит из кино и сфокусируется на писательской деятельности. Недавно Иван издал четвертую книгу «Песни созвездия Гончих Псов». В интервью «СтарХиту» Охлобыстин поделился, ради кого завязывает со съемками, как воспитывает дочек и почему называет жену утопленницей.

«Санта-Барбара» с опрелостями

Иван, не боитесь уходить из прибыльного кино?

Мы тушинские панки. Были такими и остаемся. В период безденежья нам жилось так же комфортно, как и тогда, когда средства появились. Просто стали позволять себе чуть больше. На данный момент мне интереснее писательская деятельность. В ней много плюсов. Я буду дома. Мы с женой и детьми чаще сможем организовывать походы, кататься на великах и выбираться на любимую дачу. Закончить с актерской деятельностью решил из благодарности к зрителю. Телевидение – штука жестокая. Оно будет выжимать тебя, как мокрую тряпку, пока не уйдешь в «минус 20» по рейтингу, а люди не начнут плевать тебе в лицо. Надо уметь подводить черту. Кстати, так было и с сериалом «Интерны». На 300-й серии мы всем творческим коллективом, обалдевшие от съемок, пошли к продюсеру и сказали, что пора закрывать проект, иначе ситком превратится в «Санта-Барбару», да еще с опрелостями. Если в будущем мне предложат стоящее кино с хорошими деньгами, то, возможно, соглашусь.

Снимаетесь, пишете. А ваши дети тяготеют к творчеству?

Моя дочь Варя поет. Когда ей было 7 лет, она сказала нам с мамой, что хочет научиться играть на гитаре. Я пошел по платиновой проверенной схеме, эдакий вариант «картье»: нашел Дворец пионеров, педагога в бабочке и с багрянцем на щеках. Варя проучилась там четыре года, а потом занялась вокалом. Сейчас ей 18 лет, и она поет. Я советую: «Не рви голос. Он должен настраиваться, как клавесин, постепенно».

Варя будет поступать в Гнесинку?

Нет. У нее выпуск в этом году, и она выбрала медицинский институт. Мы не терпим протеже в плане образования. Во вред это все идет. Мои дочки – дети нового поколения. Варя считает, что земная профессия не помешает ей заниматься вокалом. Ее сестре Дусе 19 лет, и она придерживается такого же мнения. Евдокия играет на электрогитаре и учится на орнитолога, птичек изучает. При этом она модница у меня, ей фламенко хорошо танцевать – чернявенькая, красивая. Старшая дочь Анфиса, ей 20 лет, выбрала специальность маркетолога. Младшие дети, сыновья – 11-летний Савва и 16-летний Вася, – пока не определились с профессией.

Работа папы им неинтересна?

Равнодушны. Но если кто-то из детей захочет, препятствовать не буду. Анфиска взрослая совсем, полицию вызвать может на меня. Будучи религиозными людьми, мы помним один из главных постулатов – нельзя прийти к Господу насильственно. Бог – это всегда парадокс. Ты понимаешь, что все вокруг сделано личностью, и так же уважаешь личность в своих детях. Они знают, что мы с мамой слишком их уважаем, чтобы становиться помехой.

У Анфисы и Евдокии есть молодые люди?

Думаю, что да, но пока меня не знакомили. Они деликатно относятся к этому вопросу. Я тоже стесняюсь, потому что есть договоренность, что не буду влиять на их выбор. Я сказал: «Когда поймете, что влюблены и готовы создавать отношения, тогда я вынужден буду поучаствовать». Но они девки стальные. И мама у них – женщина из древнеязыческой легенды. При этом дочкам ничто современное не чуждо. Они интересуются тряпочками, тырят платья у мамы. У них похожи вкусы, но есть разница. Евдокии нравится что-то готическое. Варвара увлечена норманнами и всем скандинавским. Анфиска предпочитает нью-йоркский стиль, эдакая девочка-хипстер. А их младшая сестра Нюшка любит науку. Она у нас космическая Эльфина.

Оксанка – скромная женщина. Ей надо было Тринити в «Матрице» играть. Когда мы бываем в торговых центрах, я все время ее провоцирую: давай купим тебе нарядное платье, чтобы не было ощущения, что ты утопленница. Соглашается. При этом жена – девочка озорная. Конечно, я взвалил на ее плечи груз воспитания шестерых детей, но она справляется. Если бы не Оксана, я бы давно умер.

Синдром Чингизида

Испытываете страх или ревность, что вскоре дочки вылетят из гнезда?

В житейском плане не беспокоюсь. Знаю, что они выберутся из любой ситуации, еще десять человек спасут из потопа. Что касается человеческих отношений, то рано или поздно они пострадают. Как и все, столкнутся с разочарованиями, безответной любовью. Будут устраивать маленькие мятежи, делать глупости. Но и здесь я не волнуюсь. Дает о себе знать самурайская православная составляющая. Оксанка молодец! Мы всей семьей причащаемся, соблюдаем посты. Оба наших сына, Савва и Вася, прислуживают алтарниками в храме Софии Премудрости Божией, который мы посещаем уже 20 лет. Для мальчиков это сказка.

Дети выросли. Вы почувствовали, что проблем стало меньше?

Появились другие. Но у меня синдром Чингизида, я – толстокожий. Если раньше расстраивался из-за потери чемодана, то сейчас из-за пропажи двух ни один мускул не дрогнет на моем лице. Вынужден жить широкими категориями. Детки сначала болеют, потом их надо учить, затем все эти влюбленности... Я тоже этой тропинкой прошел. Понимаю, что у них на душе кипит.

Историческая роль России заключается в том, чтобы создать основу для «нового человечества» в нынешних условиях, когда внешний мир потерял сам себя. В жёсткой действительности парадоксы загадочной русской души помогают людям сохранить внутреннее ощущение необходимости миру, несмотря на санкции, реформы и начальствующую элиту с ее «безобразиями».

Такое мнение в интервью РИА «Новый День» с «позиции человеколюбия» высказал известный российский актер, сценарист и писатель Иван Охлобыстин .

В то же время, по его оценке, внутри России возможна буза, а пенсионная реформа свидетельствует о том, что экономике – «крындец», а в итоге страна вернется к монархии.

Про Путина, олигархов и пенсионную реформу

Я думаю, что логично было бы предположить, что он (президент РФ Владимир Путин ) прикладывает все усилия, может быть, даже провоцируя отчасти международную обстановку для нашей изоляции – чтобы вернуть деньги домой, чтобы деньги работали дома, потому что олигархи это все выкачивают за рубеж. Здесь нет плохих и хороших. Это обычная интрига, вызванная логикой рынка. Рынок безжалостен, это – просто машина.

Он (Путин) делает это все через разные приемы, в том числе внешнеполитические, но не получается, потому что он отчасти сам зависит экономически. Представьте себе, одна крупная госкомпания со всех сторон окружена мелкими компаниями-реализаторами. Это – рынок, безжалостная машина, которая не дает ему возможности взять их за горло или хотя бы лишнее отобрать, что тут же покроет пенсионное.

Пенсионное решение крайне непопулярное. То, что они вообще позволили себе пенсионное, – сделать эту реформу, говорит, что нашей экономике крындец, что в самом ближайшем времени будут какие-то строгие решения. О стариках речь даже не идет. Они – несчастные вынужденные жертвы.

Про «крындец» и «бузу»

Точно так же революции не будет. Одинакового не бывает ничего. Даже снежинки при своей гармонии разные. Буза какая-то может быть.

Но в нас очень сильна имперская нотка – понимание того, что когда мы вместе, мы всех держим, что можно, конечно, покипишевать, но лучше по домам потом и всем вместе, чтоб наша земля стала еще больше, щи еще кислее. На нас Катехон (государство, имеющее миссию препятствовать окончательному торжеству зла в истории). Это внутри, психологически. Надо для себя это расшифровывать.

Я пытаюсь быть объективным. Я вообще человеколюбец. Каждый хорош своими недостатками. Совершенно очевидно, что под санкциями мы будем жить хуже, скромнее, что не значит плохо. Наверное, мы даже перерадовались жизни, потому что многие вещи мы перестали ценить. Мы стали еще меньше общаться. Я уже не говорю об информационной революции и всем остальном.

Буза будет, и будет прекращена потому, что у нас большая территория и на нас очень большая ответственность. И организаторы этой самой бузы, в конце концов, самоликвидируются – разобьются об стенку.

Мы не можем себе позволить то, что может себе позволить Франция, которую нужно на глобусе разглядывать с увеличительным стеклом. А у нас – где ни возьмись за глобус ладонью, везде наша земля мы за нее несем ответственность. У нас хтоническое (олицетворяет природную мощь) мышление развито. Мы деревья считаем думающими.

Россия соткана из парадоксов, русские – изначально «просветленные»

Мы всегда ностальгируем по внешне неприятным пейзажам, находясь на самых красивых Багамских островах. У нас очень много парадоксов, и с помощью этих парадоксов мы себе спасаем здравое понимание окружающего. Мы не самые интересные в плане юмора люди. Мы не самые элегантные, мы – просто другие. А мир внешний себя потерялся сам в себе. Он слишком доверился рыночным отношениям в нашем хаосе.

Мы – оторванный остров, который рисуют в фантастических фильмах, который летит. Мы стоим на краю Вселенной, живем, умеем, знаем, как цепляться, чтоб нас солнечным ветром не унесло. Мы не самые аккуратные, но у нас бабы – самые романтические. Из-за них убиваются, по остальным что-то не так чахнут. Француженки интересные, но это кратковременное, а здесь основное блюдо, как говорится.

Мы – великий народ, но это преимущество нам дали, мы не должны пользоваться этим в своих эгоистических интересах – мы не имеем на это право, и внутри психологически отстроены, как хорошие люди, чувствующие ответственность за мир.

Русский человек изначально уже просветлённый. Ему ничего не надо. Вот он сидит, на поле смотрит – хорошо! Есть баба – нет бабы… есть водка – нет водки. Завис.

Надежда на нас, что на историческом пласту мы станем основой нового человечества.

Про элиту и монархию

Они – тоже выходцы из народа. Когда в атмосферу входит какой-то объект, он, преодолевая воздушное трение, горит, это такая агрессивная среда для него. Начальствующие слои находятся в этой сфере – в круге стресса. Они, конечно, богаче нас и принимают очень много глупых решений, необдуманных. Но они из нас все равно. Они воспринимают мир так же, как воспринимаем его мы, понимают свое безобразие, если это безобразие, что «хорошо», что «плохо».

В конце концов, мне кажется, что ситуация сложится таким образом, что мы придем к монархии. Все смеются, а я – адекватный человек. Я – тушинский панк и пьяница. Когда я говорю о монархии, меньше всего на свете меня можно обвинить в пуританстве.

Но у нас нельзя, чтоб ребенок по оценкам прошел, его нужно устраивать, даже если он на 6 учится, но, с другой стороны, если есть несправедливый приговор, можно взяткой переубедить. Это азиатчина. Уникальная цивилизация.

Сейчас много кто сомневается: кто-то – в банковской системе, кто-то – за своих детей переживает, кто-то – устроиться на работу. Нестабильность есть, но нашей цивилизации нужно навязать авантюристический дух с одной стороны, а с другой – строго мотивировать, что все будет хорошо. Все будет хорошо, точно. Если все сделать правильно, все будет хорошо. По кодексу самурая, если преставится возможность, ты всегда должен выбирать смерть, это единственный способ не бояться смерти.

Москва, Мария Вяткина

Москва. Другие новости 07.12.18

© 2018, РИА «Новый День»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»