Необычный день рождения. История русской балерины Записки балерины

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Балет - это такое странное действо, о котором все знают, но которое и по телевизору не смотрят, и живьем как-то не считают нужным наблюдать. Балерины, балеруны и балетоманы живут в отдельном мире, но и в него можно заглянуть. И даже восхититься. Вот мы тут слегка и повосхищались.

Кусачие рецензии
Блоха в свитере
bloha-v-svitere.livejournal.com

Основную массу рецензий хозяйки блога печатает газета «КоммерсантЪ», но некоторые непечатные можно найти только тут. Прелесть «блошиных» заметок в том, что она действительно профи и оценивает спектакли в духе «танцовщица продемонстрировала совершенно французскую культуру постановки стоп» и анализирует балетные экзерсисы на 300 лет в глубину. Читатель дышит с уважением. А то, наоборот, автор находит в старом балете прелестные аллюзии на день сегодняшний: «Сверху в центр кучи шлака медленно-медленно спускается металлический штык. Сначала, конечно, вспоминаешь чеховское ружье: если есть штык, на него должна быть наколота бабочка. А чуть позже поражаешься сходству штыка со знаменитой сосулей, обессмертившей имя Валентины Матвиенко. В финале он безжалостно протыкает избранницу Екатерину Кондаурову. Что и говорить, самая петербургская смерть во всей столетней истории «Весны священной»! Кроме всего прочего, в этом блоге идет постоянный конкурс чужих балетных рецензий.

«Посетители уже ругаются. У одного посетителя приемный сын угнал спортивную машину, доехал до Лондона, бросил машину, выкинул ключи. Короче, дурдом. Так и хочется встать с ног на голову. Кстати, эта поза очень расслабляет и омолаживает, попробуйте».
larissapub.livejournal.com

Bolshoi Ballet Academy Teacher
Балетный мужчина
ballet-school.livejournal.com

Если мужчина танцует балет, то он, ясное дело, не балерина. И не балерун. И не танцовщик. Оказывается, они предпочитают называть себя «балетные». Вот один из таких балетных мужчин ведет журнал, где можно вдоволь полюбоваться балетом не то что из-за кулис, но даже из-под станка, поскольку автор преподает в Московской академии хореографии. Он регулярно выкладывает душераздирающие кадры балетной растяжки на уроках и парадные фото с генеральных репетиций, где уже растянутыми ножками мальчики и девочки бесстрашно прыгают над оркестровой ямой. Знаете ли вы, что такое реконструкция урока? Оказывается, и такое бывает: специалисты восстанавливают работу у станка по записям старых балетных мастеров. И еще много чего вкусного и удивительного, в том числе добрые рассказы о том, как однажды на конкурсе нашему герою конкуренты намазали финалгоном балетный бандаж…

Larissapub
Трактирщица от станка
larissapub.livejournal.com

Превращение балерины в трактирщицу - отличный сюжет для трагической новеллы в духе Манна или Мериме или, наоборот, развеселой баллады в духе Киплинга. Впрочем, хозяйка этого блога как будто совершенно не страдает от такой перемены. Да и то сказать, балерины, как боксеры, бывшими не бывают. Оставив русскую сцену и занявшись собственным бизнесом в Англии, мотаясь между Портсмутом и Лондоном, хозяйка блога все равно остается балериной. Изгоняет плохое настроение новыми упражнениями, оценивает блюда с точки зрения калорий и влияния на мышцы, видит сны о танцах и не пропускает балетных премьер. Собственно, напрямую о балете она пишет немного, зато выкладывает свою личную систему упражнений для поддержания фигуры. И еще винтажные балетные фотографии. И мемуары. И рецепты. И рассказы о посетителях паба. То ли посетители сплошь колоритнейшие персонажи, то ли балет здорово оттачивает умение быть точным в деталях. Бонус - роскошные пейзажи Великой Британии.

Ваша корзина пуста

Опера, оперетта. Балет и танцевальное искусство

Екатерина Вазем — российская балерина, педагог. Екатерина Оттовна Вазем родилась 13 января 1848 года в Москве. В девять лет она была принята в Санкт-Петербургское театральное училище "своекоштной воспитанницей", то есть приходящей ученицей, а шесть лет спустя ее перевели в "казенные воспитанницы". Одним из ее первых учителей был Лев Иванов, который с 1858 года стал преподавать в младших классах. Затем Вазем обучалась у не менее известного первого танцовщика А. Н. Богданова, занятого во всех ведущих партиях балетного репертуара того времени, что не мешало ему быть еще и превосходным педагогом. В 1867 году она окончила Театральное училище.

Ее дебют на сцене Большого театра в Петербурге состоялся 10 сентября этого же года в спектакле Перро "Наяда и рыбак". Вскоре после удачного дебюта Екатерине Вазем предложили выступить в балете Артюра Сен-Леона "Сирота Теолинда, или Дух долины" на музыку Ч. Пуньи. И хотя сама постановка вызвала много споров, мастерство артистки не ставилось под сомнение. Вазем справилась со сложной партией, балет прочно вошел в ее репертуар. Следующим балетом Сен-Леона, в котором танцевала Вазем, стала "Золотая рыбка" на музыку Людвига Минкуса. Довелось Вазем участвовать в нашумевшем сен-леоновском "Коньке-Горбунке" и в возобновленном балете Сен-Жоржа и Ж. Мазилье "Корсар". А затем в ее творческой судьбе начался период балетов , которые ее и прославили. Среди них особое место занял спектакль "Дочь фараона", показанный в сезон 1870-1871 годов.

Известность Вазем росла с каждым годом, о даровании петербургской балерины стало известно и за границей. Последовали приглашения в Нью-Йорк и Филадельфию, но дирекция отказала артистке, пообещав выгодные для нее условия работы. Понемногу начал складываться личный репертуар балерины. Первым балетом, поставленным Петипа специально для Вазем в 1874 году, стала "Бабочка". Она ушла со сцены в тридцать шесть лет, в положенный срок для артистов балета. Для своего прощального бенефиса в 1884 году Вазем выбрала сцены из балетов "Дочь фараона", "Камарго" и "Пахита" — как наиболее удачные и выигрышные. Кроме букетов, стихотворных посланий и лавровых венков она получила и серебряный венок от балетной труппы, с вырезанными на нем названиями всех двадцати балетов, в которых танцевала балерина.

В 1886 году Вазем стала преподавать классический танец в театральном училище. Переходя из класса Льва Иванова, занятия которого не отличались сложностью и определенностью, воспитанницы попадали в средний класс Вазем, с четко разработанной системой обучения. Основные принципы ее методики заключались в развитии пластичности и мягкости исполнения, выработке выносливости. Нагрузка на уроках была очень большой, а план занятий всегда одинаковый. Вазем проработала в театральном училище десять лет. В 1896 году ее уволили якобы "вследствие введения новой системы в преподавании балетных танцев". Однако, как указала сама балерина в воспоминаниях, ее заставило уйти нежелание мириться с необоснованными действиями театральных чиновников.

После революции 1917 году она еще давала частные уроки классического танца. Наступило тяжелое время для русского балетного искусства. К репетированию в Мариинском театре привлекались буквально все, вспомнили и про Вазем. Ей было уже за семьдесят, но несколько лет подряд каждое утро ровно к одиннадцати часам утра она приходила на занятия с учениками. Ее класс в то время пользовался большой популярностью не только потому, что здесь у артиста крепли мышцы и налаживалась координация. Он был своеобразной балетной "палатой мер и весов", где любой танцовщик имел возможность проверить, не обманываясь, свою профессиональную подготовленность.

Екатерина Оттовна Вазем умерла 14 декабря 1937 года, не дожив буквально месяца до своего девяностолетия в Ленинградском доме ветеранов сцены.

Цена: 190 руб.

ЗАПИСКИ БАЛЕРИНЫ: КАК ПРОХОДИТ ДЕНЬ БАЛЕТНОГО АРТИСТА

Мое утро начинается, как у всех, с завтрака: достаточно лёгкого, но питательного. В идеале – это овсянка и кофе с молоком, а почти сразу после у меня в расписании балетный класс. Я не люблю вставать за три часа до класса, чтобы не спеша полистать ленту фейсбука. С утра мне важно быть в тонусе, готовой к активным репетициям. Поэтому я лучше посплю лишних полчаса, чем буду неспешно бродить по квартире.

Утренний класс для балетных – как «отче наш»: важно потянуть и разогреть все связки и мышцы, поставить себя на ноги, привести руки и спину в тонус. Это не только рабочее обязательство. Для меня утренний класс – залог здоровья и безопасности от травм. Ведь именно с утра можно прислушаться и почувствовать своё тело: насколько оно восстановилось за ночь, какую нагрузку можно и стоит давать сегодня на репетициях.

Репетиции обычно идут после класса: если вечером я выхожу в ведущей партии, всегда стараюсь прийти на репетицию к кордебалету, что бы проверить мизансцены, какие-то общие картины с персонажами и понять обстановку в целом. Если же вечером в спектакле у меня корифейская партия, то днем будет и своя индивидуальная репетиция: репертуар насыщенный и репетировать все нужно заранее, что бы получать хороший результат.

Днём перед тем как начать готовиться к спектаклю, я всегда стараюсь поспать, хотя бы 40 минут. Это помогает организму перезагрузиться и немного расслабляет морально. Не всегда удаётся выделить на сон время, но, тем не менее, для меня это важно.



Подготовка к спектаклю начинается примерно за два часа до начала: я спокойно наношу грим, приходит мастер по причёскам. Потом нужно проверить реквизит и костюм, украшения на голову и т.д. Кроме прочего нужно разогреться и прогнать некоторые моменты на сцене: нам не всегда удаётся порепетировать на сцене до спектакля.

Ну а после спектакля (скажу сразу, далеко не все это делают) я люблю хорошенько . Хоть и поздно, но сил потрачено много, и аппетит просыпается зверский. А перед спектаклем наедаться нельзя. Обычно после выступления адреналин просто зашкаливает, но я стараюсь поскорее лечь спать, ведь зачастую следующий день снова рабочий, а значит снова потребуются силы и настроение для продуктивных репетиций.

В выходной (он в театре всего один) стараюсь максимально восстановиться: выспаться, спокойно и вкусно поесть, уделить время себе. Конечно, помимо балета тоже есть жизнь: обычные дела дома, с семьёй и друзьями. В театре выходной выпадает на понедельник, и безусловно, – это плюс, поскольку все учреждения работают, и всё важное можно успеть сделать за день. Хотя бывает, когда и выходной – рабочий: съемки или проекты вне театра. Обычно их я откладываю на понедельник, ведь из репертуара очень сложно вырваться, да и в приоритете, конечно, театр. Балет забирает много времени, но на семью и некоторые хобби оно всегда найдётся. Как минимум – в выходной, максимум – в вечера без спектаклей.

В оформлении использованы фото из личного архива Анны Муромцевой.

48 фуэте Анастасии Волочковой
на костях завистников и подлецов

Анастасия Юрьевна Волочкова.
Родилась 20 января 1976 г. в Ленинграде.
Бывшая балерина Мариинского и Большого
театра, актриса, лауреат многих премий.
Заслуженная артистка России.
Народная артистка Карачаево-Черкесии.
Первое, что скажу: не хочу и не буду вдаваться в подробности, кто именно писал книгу Анастасии - сама ли она, или кто-то из литературных рабов помогал - не в том суть! Если помогали - помогли хорошо: ее голос, стиль и тон слышатся в каждом слове! А судя по тому, что Настя страдает устойчивым комплекс отличницы и всегда сама предпочитает дойти до самой сути явления, события или новой поставленной самой себе задачи, литературное письмо не составляет для нее никакой проблемы, и такого рода работа ей явно по плечу.
Честно признаюсь, купила я книжку Анастасии Волочковой с одной целью - слегка поглумиться! И не то чтобы я уж очень плохой, просто надо было срочно сдавать какой-то критический материал в мою любимую рубрику БЕЗДАРЬ. Все сроки прошли, и взгляд нашего главреда с осуждающего сменился на презрительный.

Балетом я особо никогда не увлекался, хотя при случае и при удачном стечении обстоятельств с удовольствием посещал спектакли. Имел счастье видеть Наталью Бессмертнову в «Жизели», знаменитый уникальный большой батман Надежды Павловой (которую сгнобили в Большом так же, как Волочкову!), в потрясающем балете «Спартак» видел самого Мариуса Лиепу!
О балете и его внутренней кухне знал скорее опосредованно от моей хорошей подруги и ее знакомых. Знал, что в «Датском королевстве» перманентно проходят войны не на жизнь, а на смерть!

Телевизор включаю редко и за неимением времени предпочитаю все события рассматривать под своим собственным углом зрения. И тем не менее при всей той грязи, которая лилась на голову самой красивой женщины России, по привычке как-то внутренне хоть и был на ее стороне, все-таки мало верил в ее талант писательницы. Купил ее книжку поиздеваться над очередной звездой, которая решила заработать быстрым и легким способом, как с удовольствием в свое время я поглумился над пошловатой книжкой глуповатого Малахова с его дорогими унитазами и богатыми любовницами! Ну извините, ну не мог я поверить, что очередная звезда в состоянии написать хоть что-то талантливое помимо «отгламуренной безделки» и поучений во что одеваться!
Из личных своих ощущений по поводу Насти ясно и четко помню одно, которое врезалось в память навсегда, поставив меня в ряды ее защитников при всяком случае, когда очередной раз кто-то выливал в ее чистое аристократическое корыто ушат своих сладостных пролетарских помоев. Особенно раздражал меня каким-то щенячьим покусыванием тонких щиколоток красавицы балерины ничего в своей жизни значительного не сделавшая светская львица Собчак! Я вообще не люблю агрессивных дамочек - они вызывают справедливое подозрение в личной неприязни и самой черной зависти на почве чего-то не совсем пристойного! А тут было чему со стороны оной завидовать по-черному!

По одну сторону - красота, от которой слепит глаза, а по другую - ну... понятно, что там по другую сторону (особенно нечто нелепое в широкополой шляпе с дешевыми театральными стразами в программе «Две звезды»! Эти шляпы обеим ведущим шли примерно так же, как коровам седло!). Ну да не будем о суетном!

Так вот, первое личное ощущение - участие Насти в программке «Розыгрыш». Эту программу я как-то с удовольствием несколько раз посмотрел и убедился в очередной раз, что наша российская доморощенная попса, мало того, не обладает никаким талантом и чувством юмора, так чаще всего хамовата, грубовата и туповата до такой степени, что стыдно становится зрителю. Притом, что самой попсе стыдно не бывает в принципе, никогда и ни за что! Она чаще всего даже не чувствует грани между стыдом и нормальным человеческим поступком! Ну да Бог ей, попсе, судья! Зато зрителям весело в очередной раз убедиться, что наш попсовский олимп занят абсолютно случайными людьми и, в общем-то, может быть легко освобожден в любой момент более достойным претендентом на престол. И вот, среди этого хамоватого шабаша, вдруг вижу очередной розыгрыш с Волочковой, к которой относился довольно снисходительно после всех этих слухов. И что же я вижу?
Настю привязали веревками к потолку, она висит, болтаясь между небом и землей, народ разбежался, а в зале начался пожар! Пожар, конечно, не настоящий - но Насте-то это было неведомо! Я представила себе, как сейчас она начнет визжать и материться, как это водится у всех светских дам! И наконец-то я увижу истинное лицо этой холодной с виду красавицы! Вспомнил поведение Собчак при аналогичном розыгрыше: та стала угрожать всем чуть ли не Путиным - визжа, ругаясь, матерясь и всем обещая разборки на самом высоком уровне! Собчак регулярно и прилюдно время от времени щипала непонятно за что, как в той частушке: «Мимо тещиного дома я без шуток не хожу...». Что же Настя?
Настя висела под потолком и тихим жалобным голосом взывала к людям, оставившим ее так висеть: «Люди! Люди, где вы? Люди!!!» Я не могла поверить своим собственным ушам! Можно обмануть всех, можно притворяться тем, кем ты не являешься и никогда им не был! Можно всем такое про себя наплести, что и родная мать вас не узнает! Но в экстремальных ситуациях человек наконец-то становится самим собой. И истинное лицо Насти Волочковой оказалось самым привлекательным и симпатичным среди всех участников этой веселой передачи! Меня поразила эта воспитанная, интеллигентная до мозга костей девушка, которая не то что трехэтажным матерком, да еще с искусным довеском из собственного жаргончика, не послала тех, кто ее бросил в такой ситуации, так еще и грубого слова не сказала в адрес устроителей - ни во время, ни после розыгрыша! И в своей книжке описала это задорно и весело, несмотря на тяжелую жизненную ситуацию в ту пору!
Честно говоря, я испытал культурный шок и зависть. Хорошую светлую зависть к человеку, который способен вот так реагировать несмотря ни на что! Как говорят знающие люди, - чтобы узнать, насколько воспитанна твоя девушка, послушай, что она скажет, когда споткнется!
Меня этот эпизод настолько восхитил, что после этого я еще долго трубил на каждом углу о том впечатлении, которое на меня произвела Настя. И впервые задумался: а почему о ней ходит столько грязных сплетен? И, как правило, глумятся-то над ней и издеваются люди, мягко сказать, мало воспитанные, беспардонные, бесталанные и хамоватые по сути своей!
И все-таки... есть в нашей прессе, конечно, какая-то магическая сила - начнут кого-то щипать, так ощиплют до кожи начисто, оставят без единого перышка! Наша пресса - сгусток нашего общества, только в карикатурном виде, и ненавидит она красивых и успешных с той же отчаянной силой, как и все общество в целом! И пример - не только Настя!

Многие ли у нас знают, что Чулпан Хаматова часто и успешно снималась в Германии? Кто знает об успехах Дины Корзун в Англии?Разве у нас об этом пишут? Увы! Одна-две заметки - и до свидания! За это не платят! А несчастный Дима Билан, завоевав свое честное и красивое 1-е место на «Евровидении», кроме каких-то желтых статеек и ерничанья в нашей прессе мало что получил - в отличие от заморских стран!
Эй, господа - ну почему мы все такие злые? Любит у нас пресса писать о каких-то малозначительных, ничтожных, никому не нужных львицах, которые таскаются по всем подряд тусовкам и ни черта больше в жизни полезного не делают! Но зато к кормушке приглашают - можно и выпить, и закусить под столом у такой львицы на халяву и сытно!
Герои сегодняшнего дня России - пустые и тупые ничтожества, но даже если, случайно затесавшись в свору придурков, кто-то из них окажется не настолько глуп, так и тот так удачно прикидывается идиотом, что от настоящих идиотов его уже отличить невозможно - выглядеть умным нынче как-то не модно стало! Идиотов больше ценят и чаще показывают по ящику!

Это все лирика. Я о Настиной книге!
Впору сразу после прочтения кричать с пафосом: «Подлые завистники - покайтесь!» Так ведь не покаются! Главное, что вынес я из этой книги - подтверждение моим давним мыслям, что наше нищее душой человечество не имеет ни малейшего права на существование! Ни малейшего! И справедливо будет, когда сгинет оно в очередной раз в пучине, не оставив после себя сколько-нибудь значительного следа в истории нашей древней вселенной! И очередной раз Господь утрет пот с чела, вздохнув в недоумении: «Опять ничего не получилось!»
Так я это все о Насте!
За что ребенка, который настолько самоотверженно рвался к своей мечте, травили еще в балетной школе, унижая изо дня в день? Чем она провинилась перед этим миром и этой жизнью, чтобы ее, принятую в балетную школу условно, оскорбляла преподаватель этой школы, пропихивая всюду свое чадо? За что? И как теперь эта мегера живет с таким моральным грузом в душе? Стала ли она и ее дочь счастливее от того, что нанесли рану чужому ребенку на многие и многие годы? Сомневаюсь!

За что выгнали из Мариинки? За что травили в Большом? За что портили ее костюмы?
В принципе, я абсолютно точно знаю - за что!
Первое: безумно красивая женщина без единого изъяна - как такое можно простить? Красива настолько, что слепит глаза от этого чистого лица с огромными бездонными глазами! Как такое можно простить?
Не истеричная, не базарная, умеющая прятать все свои эмоции внутри, - по всем признакам аристократка души… Как такое могут простить скандалистки, проходимки, беспардонные циничные хабалки и прошмандовки всех мастей как женского, так и «мужеского» пола? Как такое можно простить?
Дети лагерных вертухаев у нас в стране всегда ненавидели интеллигентов и норовили их пнуть если не ногой, так хоть грязным своим языком! Ничего удивительного! Не впервой!
Ну как она спокойно может жить - эдакая красавица, да еще талантливая? Ни за что! Талантливыми могут быть только ущербные девушки - иначе никак!
Да и нравственно ущербных у нас как-то получилось намного больше! Не отвечает на хамство, теряется порой, когда в лицо ей хамят, брызгают слюной и учиняют бабские дешевые склоки прилюдно!
Как такое ей можно простить? Не вступает в эти склоки, а достойно молчит, удивленно хлопая своими огромными глазищами! Как такое можно простить!
Провоцируют ее на судебные тяжбы, отравляя жизнь и любимую работу, - а она достойно держит себя и не ведется на дешевку - как такое можно простить?

Так я о книге. Мне понравилось, что главы названы ключевыми балетами Анастасии, партии в которых она танцевала с таким упоением! Восхищает ее отношение к работе и главное - ее отношение к жизни!
Несколько раз я хохотал буквально до слез, читая про «раздедех» из балета «Спящая красавица» и про крючок от ее костюма, который зацепился за костюм партнера!
У Насти отменное чувство юмора, одна беда - слишком тонкое для массового контингента телевизионных дамочек, принимающих ее неумение ответить на хамство хамством за неспособность шустро соображать! Конечно, Волочкова не всякие там «канделаки собчаковны», которые лепят все, что в голову взбредет! Она говорит всегда неспешно, подумав, и главное - грамотно и взвешенно, отчего к словам ее относишься гораздо серьезнее.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»