Литературные кружки. Подготовка к егэ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Литературные общества и кружки в первом десятилетии XIX века.

Подъем и оживление общественной жизни вызвал быстрый рост не только журналистики, но и литературных объединений другой формации. Так, В Петербурге выделяются общества А.Н. Оленина и Д.П. Трощинского. А.Н. Оленин – просвещенный сановник, археолог, историк и художник, с 1807 г. президент Петербургской Академии художеств, с 1811 г. директор Публичной библиотеки. Д.П. Трощинский – статс-секретарь екатерининского времени, министр уделов при Александре I , магнат и меценат. По своим идейно-эстетическим симпатиям А.Н. Оленин более склонялся к классицизму. Кружок привлекал, кроме писателей, и художников. Его охотно посещали В.В. Капнист, А.А. Шаховской, В.А. Озеров, И.А. Крылов, Н.И. Гнедич, К.Н. Батюшков.

Если в Петербурге в начале XIX в. особенно интересным был кружок именно А.Н. Оленина, то в Москве – «Дружеское литературное общество» , организованное в 1801 г. по инициативе А.Ф. Мерзлякова, А. Тургенева, В.А. Жуковского. Оно возникло незадолго до известных событий 11 марта (убийства Павла I группой заговорщиков из числа его ближайшего окружения). В условиях сложной политической обстановки организация подобного кружка выявила тягу молодого поколения к общественно полезной деятельности.

«Дружеское литературное общество» просуществовало около года, но оно оказало огромное влияние на идейно-эстетическое формирование В.А. Жуковского. В нем обстоятельно анализировались поэтические произведения его участников, обсуждались их теоретические «речи» («О поэзии и о злоупотреблении оной», «О дружбе и страстях», «О героизме») и переводы. Душой кружка был Андрей Тургенев, на редкость одаренный человек, поэт, переводчик В. Шекспира.

Участник «Дружеского литературного общества» А.Ф. Мерзляков писал: «Сей дух, быстрый и благотворительный, произвел весьма многие частные ученые собрания литературные, в которых молодые люди, знакомством или дружеством соединенные, сочиняли, переводили, разбирали свои переводы и сочинения и таким образом совершенствовали себя на трудном пути словесности и вкуса».

Собрания эти базировались на тесном дружеском единении и общности литературных влечений. Так, А.Ф. Мерзляков пишет: «Как приятен был для нас собственный образ нашей жизни! Пламенная любовь к литературе, простые искренние расположения друг к другу, свобода, сладостная беспечность, любезная мечтательность, взаимное доверие, любовь к человечеству, ко всему изящному, стремительность к добру, невинная, охотная, бескорыстная, даже исступленная: вот что было жизнью наших собраний, наших разговоров, наших действий... Мы строго критиковали друг друга письменно и словесно, разбирали знаменитейших писателей, которых почитали образцами своими, рассуждали почти обо всех важнейших для человека предметах, спорили много и шумно за столом ученых и расходились добрыми друзьями по домам». Камерное по форме общество, однако, не ограничивало свою деятельность решением узко понимаемых эстетических задач. Как отмечает М.Ю. Лотман, «Дружеское литературное общество» далеко не случайно возникает в Москве, которая в начале XIX в. являлась средоточием лучших литературных сил той эпохи. Тяготение к карамзинизму становится исходной позицией для большинства его членов. Наиболее радикальные члены общества (А. Тургенев, А. Кайсаров) проходят стремительную эволюцию, пересматривая свое отношение к карамзинизму, что дало серьезные основания современному исследователю расценить их позицию как один из ранних путей формирования декабристской идеологии в России. Другие сохраняют верность принципам карамзинизма.

Однако участников общества характеризовали прежде всего не различия, а общие устремления: горячая заинтересованность в судьбах России и ее культуры, вражда к косности и общественному застою, желание посильно содействовать развитию просвещения, идея гражданского и патриотического служения родине. Так раскрывается и конкретизируется понятие «дружеской общности», легшее в основу этого объединения, состоявшего из молодых энтузиастов, горячих поборников справедливости, ненавистников тирании и крепостного права, исполненных сочувствия к беднякам. Собраниям общества присущи неофициальный, непринужденный тон и атмосфера горячих споров, предвосхищающих организационные формы «Арзамаса», основное ядро которого составили участники «Дружеского литературного общества» [Купреянова, 1981: 40].

Как дружеский кружок молодых литераторов-единомышленников начинало свою деятельность и «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» , возникшее в Петербурге 15 июля 1801 г. и просуществовавшее значительно дольше «Дружеского общества». Оно было вызвано к жизни той же общественной атмосферой, питалось тем же энтузиазмом и преследовало близкие, хотя и не тождественные цели. Оно возникло в середине 1801 года (первоначально под названием «Дружеского общества любителей изящного») по инициативе И.М. Борна и В.В. Попугаева и на первых порах состояло из нескольких молодых людей, окончивших гимназию при Академии наук. «Предметом упражнений своих избрало общество словесность, науки и художества», – писал В.В. Попугаев, – с целью «взаимно себя усовершенствовать в сих трех отраслях способностей человеческих» и «споспешествовать по силам своим к усовершенствованию сих трех отраслей» [Соколов, 1970: 23].

Общество объединяло лиц разночинного происхождения, интересовавшихся не только литературой, но и другими видами искусства: живописью, скульптурой. В составе общества со временем оказались скульпторы (И.И. Теребенев и И.И. Гальберг), художники (А.И. Иванов и др.), а также представители разных отраслей научного знания: археологии, истории и даже медицины (А.И. Ермолаев, И.О. Тимковский, Д.И. Языков и др.). «Вольное общество» характеризовалось пестротой своего социального состава: оно включало в свои ряды выходцев из среды мелкого чиновничества, духовенства и даже из купечества. Политический радикализм, повышенная общественная активность, демократизм социальных симпатий определяют «особое лицо» «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» в 1800-е гг. [Попов, 1935: 85].

В отличие от «Дружеского литературного общества» его участники стремятся во всеуслышание заявить о своем существовании, добиваются официального признания и знаков внимания со стороны властей. Так, оба известные трактата И. Пнина («Вопль невинности» и «Опыт о просвещении относительно к России») были представлены Александру I и заслужили «высочайшее одобрение». Автор, разумеется, добивался не наград, а практических, реальных результатов, надеясь с помощью властей осуществить широкую программу развития и просвещения, общественных реформ в России.

Стремясь содействовать выполнению этой задачи, «Вольное общество» получает в 1803 г. официальное утверждение, а вместе с тем и право устраивать открытые заседания и выпускать свои труды. Члены общества издавали альманах «Свиток муз» (1802-1803), начали выпускать журнал под названием «Периодическое издание „Вольного общества любителей словесности, наук и художеств"», активно сотрудничали в других повременных изданиях начала XIX в. Интенсивная деятельность общества притягивала к себе прогрессивные силы художественного и литературного мира Петербурга и Москвы. В 1804-1805 гг. его членами стали К.Н. Батюшков, А.Ф. Мерзляков, С.С. Бобров, Н.И. Гнедич и др.

Наибольшее историко-литературное значение имел первый период деятельности общества (1801-1807), далеко не случайно совпавший с эпохой либеральных веяний. В конце же 1800-х гг. оно переживает кризис, вызванный смертью (1809) одного из активнейших членов общества - И.П. Пнина (вносившего в его работу дух широкой общественной инициативы), а также напряженной внутренней борьбой, которая закончилась победой правого, «благонамеренного» крыла общества (Д.И. Языков, А.Е. Измайлов и др.). Некоторое оживление в его деятельность вносит приход новых членов-карамзинистов (Д.Н. Блудова, В.Л. Пушкина и в особенности Д.В. Дашкова, ставшего в 1811 г. президентом общества). Они стремились придать обществу боевой, наступательный характер, обратить его против своих литературных противников – «славянофилов»-шишковистов. Эти усилия наталкивались на упорное сопротивление консервативно настроенных членов Общества, приверженцев «высокого слога» русского классицизма [Купреянова, 1981: 42].

После внутренней борьбы, расколовшей участников на две группы, руководство переходит к умеренной по своим взглядам части Общества и оно утрачивает свое значение [Соколов, 1970: 25]. В этот последний период вокруг общества группируются мелкие литераторы, сотрудничающие в издаваемом им журнале «Благонамеренный». По замечанию В. Орлова, в эти годы оно не оказывает сколько-нибудь существенного воздействия на литературное движение и остается «на периферии „большой" литературной жизни» [Орлов, 1958: 152]. С уходом Д.В. Дашкова «Вольное общество» постепенно угасает, а в 1812 году прекращает свою деятельность с тем, чтобы возобновить ее лишь с 1816 г. во главе с новым президентом А.Е. Измайловым (и в этой связи общество начинает называться Измайловским) [Купреянова, 1981: 42].

Подобные литературные объединения начала века имели большое значение для развития дальнейшей литературной и политической жизни страны. Так, созданию первых объединений декабристов-литераторов предшествует период вхождения будущих членов тайных обществ в именно литературные общества 1800-1810-х гг. «Декабристы учитывают прежние традиции и стремятся подчинить своему влиянию ранее созданные литературные общества», – подчеркивает исследователь, напоминая, что членами Измайловского общества были К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.Ф. Раевский, О.М. Сомов и другие видные литераторы-декабристы [Купреянова, 1981: 43].

Тайные политические организации («Союз Спасения», а затем и «Союз Благоденствия») сначала ориентируются именно на «Вольное общество словесности, наук и художеств», только постепенно подчиняя своему влиянию и другие литературные объединения первой четверти XIX в.

Уже в самом появлении и деятельности подобных объединений мы видим назревающее противостояние и в литературном отношении – между архаистами и новаторами, «шишковистами» и «карамзинистами», отражающее смену литературных эпох в культурной жизни страны.

Московский университет и его роль в общественном движении. Движение декаб­ристов было разгромлено, но передовые, революционные идеи подхватило и развило дальше молодое поколение. Центром общественного брожения в конце 20-х - начале 30-х годов стал Московский университет. В 1826 г., в год казни декабристов, Николай I узнал о широком распространении крамольной поэмы «Сашка», наполненной свободолюбивыми мыслями и настроениями протеста. Поэму сочинил студент Московского университета А. Полежаев, «незаконный» сын дворянина и крепостной крестьянки. Николай лично расследовал это дело и отдал талантливого поэта в солдаты. В 1827 г. был обнаружен и разгромлен тесно связанный с университетом кружок братьев Критских, задумавший развернуть широкую противоправительственную агитацию. В 1831 г., в тревожное для царизма время после польского восстания и «холерных бунтов», Николай расправился с кружком Сунгурова, также связанным с московским студенчеством. Кружок намеревался провести подготовку вооружённого восстания. В университете в конце 20-х - начале 30-х годов возникло ещё несколько объедине­ний передовой молодёжи. Московский университет, давно быв­ший на подозрении у правительства, становился центром передового общественного движения. «Опальный университет рос влиянием,- пишет Герцен,- в него, как в общий резервуар, вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоев; в его залах они очищались от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова и снова разливались во все стороны России, во все слои её».

Герцен поступил в Московский университет в 1829 г. Около него и Огарёва быстро сорганизовался политический кружок, считавший себя наследником идей декабристов и проповедовавший революционное свержение ненавистного самодержавно-крепостнического строя. Члены кружка, по словам Герцена, «проповедовали французскую революцию, потом проповедовали сен-симонизм и ту же революцию; мы проповедовали конституцию и республику, чтение политических книг и сосредоточение сил в одном обществе. Но пуще всего проповедовали ненависть по всякому насилию, ко всякому произволу».

В эти же годы в университете действовал также кружок Станкевича, более умозрительный и философский, нежели по­литический! Кружок Станкевича был настроен против самодержавного гнёта и всего крепостного строя николаевской России, однако он существенно отличался от герценовского кружка и не носил революционного характера. Его либеральная политическая умеренность и дала ему возможность продолжать свою деятельность после разгрома полицией кружка Герцена - Огарёва.

Станкевич и члены его кружка усердно изучали немецкую идеалистическую философию-Канта, Шеллинга, Фихте; они первыми взялись за изучение Гегеля и пропагандировали его философию. Герцен вспоминал, что не было параграфа во всех трёх частях «Логики» Гегеля или других его работах, «который не был бы взят отчаянными спорами нескольких ночей» Некоторое время посетителем собраний кружка Станкевича был В Г. Белинский, глубоко интересовавшийся философскими проблемами; однако воздействие Станкевича на Белинского в литературе крайне преувеличено, как переоценена и вся деятельность умеренного кружка Станкевича. Белинский шёл своим самостоятельным путём, вырастая в подлинного революционера-демократа, кружок же Станкевича остался на либеральных позициях.

В лице Герцена и его друзей в революционном движении России впервые выступили сторонники утопического социализма, создавшие его самостоятельную и наиболее передовую концепцию. Они с большим интересом знакомились с теориями Сен-Симона и Фурье, однако вовсе не были их покорными подражателями. Герцен и его друзья с жаром отстаивали социалистическое мировоззрение, имевшее то высокое и существенное отличие от западных форм утопического социализма, что оно было соединено с убеждением в необходимости революции, движущей силой которой должен был стать народ. Их социалистические воззрения носили боевой, революционный характер. Эта важнейшая особенность является существенным отличием русского утопического социализма от западного Ленин справедливо отметил, что в социалистических теориях Герцена не было та грана» подлинного научного социализма, марксизма. В условиях тогдашней русской действительности Герцен и Огарёв не могли подняться до научного социализма. «В сущности,- писал Ленин,- это… прекраснодушная фраза, доброе мечтание, в которое облекала свою тогдагинюю революционность буржуазная демократия» .

Вскоре после окончания университета (1833 г.) Герцен был арестован (в июле 1834 г.) как «смелый вольнодумец, весьма опасный для общества», и сослан в Пермь, а затем в Вятку, где пробыл в ссылке три года.

Коротко об освободительном движении: зарождается в период перехода от феодализма к капитализму и связано с ростом национального самосознания, появлением прогрессивных и патриотических идей, направленных на реформирование страны

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

(радикальное крыло дворянской оппозиции)

причины, условия и исходные идеи декабризма.

1. Специфика международной обстановки (волна революционных выступлений в Европе).

2. Европейская философия Просвещения (учения Локка, Монтескье, Дидро и др.)

3. Идеи русских просветителей конца XVIII - начала XIX века (Н.Новиков, А. Радищев)

4. Отечественная война 1812 года, знакомство с Западной Европой в ходе зарубежных походов русской армии 1813-1814 годов.

5. Патриотический подъем и рост национального самосознания

6. Нерешительность Александра 1 в проведении реформ

Движение декабристов - сложное социокультурное и политическое явление, в котором сочетались:

  • реформаторские и революционные тенденции;
  • зародыши будущего западничества и славянофильства;
  • национально-патриотические и интернациональные тенденции;
  • догматы православия религиозная индифферентность

Тактика тайных обществ

Название

организации

Основатели Цели организации Итог
1. Союз

спасения

(1816 1817 годы)

Братья Муравьевы-Апостоля М.И. и С.И., Муравьевы И.Н. и А.Н., С.П. Трубецкой, И.Д Якушин (всего 10-12 человек) - Ликвидация самодержавной формы правления и введение Конституции в России

Отмена крепостного права

1817-

Самоликвидация

Союза ввиду

отсутствия

единства в

программе и

средствах

2. Союз Благоденствия (1818-1821) Состав - до 200 чел. Устав - "Зеленая книга"

Программа: распространение идей социально-политического преобразования России

1821 - Решение организации о формальном самороспуске по причине непримиримых разногласий.
3.

общество

П.Пестель - руководитель "Русская правда" П.Пестеля

1 Установление Республики

1) Земельный фонд страны:

а) земля частная и земля общественная

Общественная земля тем, кто её обрабатывает безвозмездно, без права продажи

Частная земля - свободный товар (частные лица, организации, казна)

29 декабря 1 825

Восстание Черниговского полка на Украине

4. Северное

общество

Н.Муравьев - руководитель Конституция Н Муравьева

1 . Россия - конституционная монархия

2. Отмена крепостного права в России

а) Сохранение земель за помещиками

б) Наделение бывших крестьян небольшими наделами земли на условиях аренды у своих помещиков

3. Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность

личности, равный и гласный суд

4. Ликвидация военных поселений в России

5. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности

14 декабря 1825 года - восстание декабристов в Петербурге

Отменяется Крепостное право Отменяется
Неприкосновенность помещичьих земель Земля Общее достояние. Делится на помещичью и частную
Отменяются Сословия Отменяются
Федеративное Государственное устройство Унитарное
13 держав и 2 области Административное деление 10 областей и 3 удела
Демократические права Широкий круг гражданских прав
Конституционная монархия Форма правления Республика. Диктатура Временного верховного правления на 10 – 15 лет
Ценз пола, возраста, имущества и образования Избирательное право Ценз пола и возраста

Государственное устройство в программных проектах будущих декабристов

Историческое значение движения декабристов

  1. Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право.
  2. Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ.
  3. Декабристы показали пример бескорыстного служения Отечеству и готовность нести лишения ради блага страны и её народа.

Декабристы положили начало освободительному движению в России. Их идеология, тактика, опыт борьбы повлияли на дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 30 – 50-х ГОДОВ

Революционные и просветительские кружки 20–40-х годов

Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность
Кружок братьев Критских 1826 – 1827 гг, Москва Братья Критские Петр, Михаил и Василий, всего 6 человек Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. В день коронации Николая 1 участники кружка разбросали по Красной площади прокламации, призывающие к свержению самодержавия. Кружок раскрыт полицией, его участники заключены в Соловецкий монастырь, а затем отданы в солдаты.
Литературное общество 11-го нумера, 1830 – 1832 гг, Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.
Кружок Станкевича, 1831 – 1839 гг, Москва Н.В. Станкевич, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин Изучение философских систем Канта, Гегеля. Осуждение крепостничества. Насильственные методы не допускались. С отъездом Станкевича за границу кружок распался сам собой.
Кружок Герцена и Огарева, 1831 – 1834 гг, Москва. Герцен А.И., Огарев Н.П., Савин Н.М., Сазонов М.И. и др. Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на западе. Кружок раскрыт полицией. Герцен и Огарев отправлены в ссылку. Остальные члены кружка отданы под надзор полиции
Кружок петрашевцев, 1845 – 1849 гг, Петербург, Москва, Киев, Ростов Буташевич-Петрашевский М.В., Салтыков-Щедрин М.Е., Достоевский Ф.М. и др. Обсуждение злободневных проблем российской действительности. Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Считали необходимым свержение самодержавия, ликвидацию крепостного права, введение демократических свобод. Для этого предлагали создать революционный центр и поднять крестьянское восстание. Кружок был раскрыт, его участники приговорены к расстрелу, замененному каторгой, ссылкой и другими наказаниями.
Кирилло-Мефодьевское общество, 1845 – 1847 гг, Украина Т.Г. Шевченко, Н.И. Костомаров. и др. Создание славянской республики, демократического общества. Ликвидация крепостничества. Общество было раскрыто, его члены подверглись репрессиям

Либерально-оппозиционное движение

Название Представители Основные идеи
Славянофильство

(1839 - середина 70-х годов XIX в.) Идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России, мессианской предопределенности русского народа

А.С.Хомяков, братья К. С. и И.С.Аксаковы, Кириевские, .Ф.Самарин, А.И. Кошелев 1. Осуждение реформ Петра1 за разрушение гармоничного строя России и введение крепостного права

2. Власть царя неограниченна. Монарх считается с мнением народа

3. Сохранение крестьянской общины и укрепление роли православия в жизни общества - двух основ самобытности русского народа

4.Созыв Земского собора в России

Западничество - Идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту. Грановский Т., Соловьев С., Кавелин К Тургенев И. Некрасов Н. 1. Положительная оценка деятельности Петра Великого

2. Европеизация России необходима

3. Отмена крепостного права (реформа)

4. Россия- конституционная монархия.

5. Гарантия прав и свобод

Общие черты.

Необходимость изменений в российской действительности.

Отмена крепостного права.

Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти.

Вера в возможность движения России к процветанию

Общественное движение в 60-е годы XIX века

1. Критика и поддержка курса преобразований правительства.

2. Настаивание на продолжении реформ

Либеральное движение в пореформенное время было сосредоточено в земствах

Революционные движения

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: недовольство реформами 60 – 70-х годов XIX века у части радикально настроенной интеллигенции.

Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин Пропагандистское П.Л. Лавров Заговорщическое П.Н. Ткачев
Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции.

Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию.

Государство – это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства – союз самоуправляющихся общин.

Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, нести революционные и социалистические идеи.

Для большей эффективности пропаганды нужно создавать революционную организацию.

Крестьянин не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов

Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создавать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок к революции

Деятельность народников

Основные идеи революционного народничества

1. Капитализм в России- явление чуждое, насаждаемое "сверху"

2. У России особый путь исторического развития

3. Будущее России социализм, минуя капитализм.

4. Руководящая сила крестьянства - партия революционеров-профессионалов

5. Ячейка социализма в стране - крестьянская община.

6. Самодержавие в стране не имеет социальной опоры

Рабочее движение в 70 – 80-е годы и начало распространения марксизма в XIX веке

Первые рабочие организации в России

Название организации Годы и место существования Руководители Программа Деятельность
“Южнороссийский союз рабочих” 1875 – 1876 гг. Одесса Е.О. Заславский, ок. 60 чел. Борьба с существующим политическим строем. влияние народнической идеологии Пропагандистская деятельность
“Северный союз рабочих” 1878 – 1880 гг. Петербург В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин, ок. 200 чел. Ликвидация существующего строя. Борьба за политическую свободу. солидарность рабочих всех стран. Влияние народников Участие в стачках. Издание прокламаций и листка “Рабочая заря”

В целом рабочее движение России в конце ХIХ века носило экономический характер - борьба за улучшение своего материального положения и условий труда.

Марксистские кружки в России

Кружок Год, место Руководители Деятельность
Кружок Благоева 1883–1885 гг, Петербург Д Благоев Изучение марксизма, пропаганда его среди рабочих, издание газеты “Рабочий”. Кружок раскрыт полицией.
“Товарищество Санкт-Петербургских мастеров” 1885 – 1888 гг, Петербург П.В. Точисский Пропаганда марксизма среди рабочих
Кружок Федосеева 1888 г., Казань Н.Е. Федосеев Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов. Организация студенческих волнений в Казанском университете. В этом кружке к марксизму приобщился В.И. Ульянов (Ленин)
Кружок Бруснева 1889 – 1892 гг, Петербург М.И. Бруснев. Пропаганда марксизма, создание рабочих кружков. Организация демонстрации и маевки в 1891 году.

Образование политических партий в конце XIX – начале XX века

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА

  1. Опора в идеологии на разные пласты марксизма.
  2. Различия в оценке политической и социально-экономической обстановки в России.
  3. Разногласия по стратегическим и тактическим вопросам политического поведения партии.
  4. Различные подходы к вопросам партийного строительства
  5. Личное соперничество лидеров за власть в партии

НЕОНАРОДНИКИ

ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

(ЭСЕРЫ)

ЦЕНТРИСТСКИЕ ПАРТИИ

СЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: торгово-промышленные круги

Либеральн -оппозиционная партия - кадеты

(конституционно - демократическая партия).

СОЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: интеллигенция, либеральное дворянство, отчасти крестьяне и рабочие.

ЛЕВЫЕ ПАРТИИ

Революционно - демократические партии (крайне левые)

ПСР – партия социалистов-революционеров (эсеры) с 1905 года РСДРП – Российская социал-демократическая партия (с 1903 года)
большевики меньшевики
Лидеры М Спиридонова, Б. Савинков, В. Чернов В.И. Ленин Г.В. Плеханов
Социальная опора Крестьяне Рабочий класс
Аграрный вопрос Муниципализация земли:

Отказ от конфискации помещичьего землевладения;

Отчуждение помещичьей земли путем выкупа за вознаграждение;

Переход земли в общенародное пользование под контролем органов самоуправления - муниципалитетов.

Социализация земли:

Передача земли в общенародное достояние;

сохранение крестьянской общины – ячейки будущего социализма и её права распоряжаться земельным фондом;

Распределение земли в пользование по трудовой норме.

Программа минимум Программа максимум
- возвращение крестьянам отрезков;

Отмена выкупных и оброчных платежей;

Отмена круговой поруки

- полная конфискация всех помещичьих, государственных, удельных, церковно-монастырских земель;

Национализация земли – передача её в собственность государства.

ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И УЧАСТИЕ ПАРТИЙ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

(1906 – 1917)

Время работы Партийно-политический состав Руководство Государственной думы Основные вопросы в направлении деятельности
24 апреля – 8 июля 1906 г. I Государственная дума Кадеты – 161; трудовики – 97: мирнообновленцы – 25; социал-демократы – 17; партия демократических реформ – 14; прогрессисты – 12; беспартийные – 103; партия союза автономистов – 90.

Всего: 499 депутатов

Председатель – С.А. Муромцев (кадет) - проблема создания “ответственного перед Государственной думой министерства”

Центральный вопрос – аграрный.

Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распущена

20 февраля – 2 июня 907 г. II Государственная дума Трудовики – 104; кадеты – 98; социал-демократы – 65; эсеры – 37; правые – 22; народные социалисты – 16; умеренные и октябристы – 32; партия демократических реформ 1; беспартийные – 50; национальные группы – 76; казачья группа – 17.

Всего: 518 депутатов

Председатель – А.Ф. Головин (кадет) - центральный вопрос – аграрный (проекты кадетов, трудовиков, социал-демократов);

Отказ поддержать столыпинские аграрные реформы;

распущена по указу царя от3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон

1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г III Государственная дума Октябристы – 136; националисты – 90; прогрессисты и мирнообновленцы – 39; социал-демократы – 19; трудовики – 13; беспартийные – 15; национальные группы – 26.

Всего: 442 депутата

Председатели: Н.А. Хомяков – октябрист (1907 – 1910); А.И. Гучков – октябрист (1910 – 1911); М.В. Родзянко – октябрист (1911 – 1912) - утверждено аграрное законодательство по реформе Столыпина (1910);

Принято рабочее законодательство;

ограничена автономия Финляндии

15 ноября 1912 г. – 6 октября 1917 г. IV Государственная дума Октябристы – 98; националисты и умеренные правые – 88; группа центра – 33; правые – 65; кадеты – 52; прогрессисты – 48; социал-демократы – 14; трудовики – 10; беспартийные – 7; национальные группы – 21.

Всего: 442 депутата

Председатель – М.В. Родзянко – октябрист (1912 – 1917) - поддержание участия России в Первой мировой войне

Создание в Думе т.н. “Прогрессивного блока” (1915) и его конфронтация с царем и правительством

Политические партии России в Февральской революции

Название партии Тактика Программные установки
Консервативно-охранительные партии Черносотенные организации после Февраля 1917 года прекратили свою деятельность
Либеральные партии
“Союз 17 октября После Февральской революции перестал существовать. Выражение интересов буржуазии окончательно перешло к кадетам
2. “Партия народной свободы” (кадеты) 1 .Оттягивание проведения

насущных мер во внутренней и во внешней политике до окончания войны

2. “Война до победного конца”

1 .Запрещение захвата помещичьих земель

2. Отмена 8-часового рабочего дня в связи с войной

3. Неделимость России

4. Определение политического устройства России после созыва Учредительного собрания

Революционные партии
1. Партия социалистов революционеров (эсеры) Февраль - апрель 1917 года

Поддержка Временного правительства и Советов

Апрель - октябрь 1917 года Борьба за коалиционное правительство и участие в нем с целью проведения радикальных реформ и недопустимости Гражданской войны

1. “Демократический мир всему миру”

2. Окончательное решение крестьянского вопроса через Учредительное собрание

3. Подготовка проведения аграрной реформы на местах

2. РСДРП

а) меньшевики

Февраль - апрель 1917 года

Поддержка и максимальное давление на Временное правительство

Апрель - октябрь 1917 года

Создание и участие в коалиционном правительстве

1. Упрочение буржуазно-демократического строя

2. Строительство социализма в России утопично

3. Заключение демократического всеобщего мира

4. Защита революции от внешних врагов

б) большевики Февраль - март 1917 года

Поддержка и давление на Временное правительство (до приезда В.И. Ленина в Россию)

Апрель - октябрь 1917 года

“Никакой поддержки Временному правительству!” Борьба за переход власти к Советам. Курс на социалистическую революцию

1. Прекращение войны. Демократический мир

2. Немедленный переход всех земель в руки крестьянства.

3. Национализация земли

4. Право наций на самоопределение

ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1917 И ЕГО КРИЗИСЫ

Время пребывания у власти Председатель правительства Партийно-политический состав Причины кризиса
2 марта – 6 мая 1917 г. Князь Львов Г.Е. Кадеты, октябристы, прогрессисты, беспартийные Нота Н.П. Милюкова союзникам по поводу продолжения участия России в войне.
6 мая – 24 июля 1917 г. Князь Львов Г.Е. Кадеты, эсеры, меньшевики Разногласия в правительстве. Неудачное наступление на фронте. Июльские события в Петрограде
24 июля – 25 сентября 1917 г. (1 – 25 сентября 1917 г. – директория) Керенский А.Ф. Кадеты, эсеры, меньшевики Углубление социально-экономического и политического кризиса в стране
25 сентября – 25 октября 1917 г. Керенский А.Ф. Кадеты, эсеры, меньшевики Взятие власти большевиками

ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ К ОСЕНИ 1917 ГОДА (ТЫС. ЧЕЛ)

Литература:

  1. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах) для школьников. “Лист” М. 1997 г
  2. Кирилов В.В. Экзамен по схеме. Отечественная истори в схемах и таблицах. ЭКСМО 2004 г.

В 1861-1864 наиболее влиятельным тайным обществом Петербурга была первая «Земля и воля». Его члены, вдохновленные идеями А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, мечтали о создании «условий для революции». Ее они ожидали к 1863 - после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю. Общество, располагавшее полулегальным центром для распространения печатной продукции выработало свою программу. В ней декларировалась передача земли крестьянам за выкуп, замена правительственных чиновников выборными лицами, сокращение расходов на войско и царский двор. Эти программные положения не получили широкой поддержки в народе, и организация самораспустилась, оставшись даже не раскрытой царскими охранительными органами.

Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863-1866 в Москве выросло тайное революционное общество Н.А. Ишутина, целью которого была подготовка крестьянской революции путем заговора интеллигентских групп. В 1865 входившие в него П.Д. Ермолов, М.Н. Загибалов, Н.П. Странден, Д.А. Юрасов, Д.В. Каракозов, П.Ф. Николаев, В.Н. Шаганов, О.А. Мотков установили связи с петербургским подпольем через И.А. Худякова, а также с польскими революционерами, русской политической эмиграцией и провинциальными кружками в Саратове, Нижнем Новгороде, Калужской губернии и др., привлекая к своей деятельности и полулиберальные элементы. Пытаясь воплотить в жизнь идеи Чернышевского по созданию артелей и мастерских, сделать их первым шагом будущего социалистического преобразования общества, они создали в 1865 в Москве бесплатную школу, переплетную и швейную мастерские, ватную фабрику в Можайском уезде на началах ассоциации, вели переговоры о создании коммуны с рабочими железоделательного Людиновского завода Калужской губернии. Группа Г.А. Лопатина и созданное им «Рублевое общество» наиболее ярко воплотили в своих программах направление пропагандистско-просветительской работы. К началу 1866 в кружке уже существовала жесткая структура - небольшое, но сплоченное центральное руководство, собственно тайное общество и примыкавшие к нему легальные «Общества взаимного вспомоществования». «Ишутинцы» подготавливали побег Чернышевского с каторги, но их успешную деятельность прервало 4 апреля 1866 необъявленное и несогласованное с товарищами покушение одного из членов кружка, Д.В. Каракозова, на императора Александра II. По «делу о цареубийстве» под следствие попало более 2 тыс. народников; из них 36 были приговорены к разным мерам наказания.

В 1869 в Москве и Петербурге начала деятельность организация «Народная расправа». Целью ее была также подготовка «народной мужицкой революции». Люди, вовлеченные в «Народную расправу», оказались жертвами шантажа и интриг ее организатора, Сергея Нечаева, олицетворявшего фанатизм, диктаторство, беспринципность и лживость. Против его методов борьбы публично выступал П.Л. Лавров, доказывая, что «без крайней необходимости никто не имеет права рисковать нравственной чистотой социалистической борьбы, что ни одна лишняя капля крови, ни одно пятно хищнической собственности не должно пасть на знамя борцов социализма». Когда студент И.И. Иванов, сам бывший членом «Народной расправы», выступил против ее руководителя, призывавшего к террору и провокациям для расшатывания режима и приближения светлого будущего, он был обвинен Нечаевым в предательстве и убит. Уголовное преступление раскрыла полиция, организация была разгромлена, сам Нечаев бежал за границу, но был там арестован, выдан российским властям и судим как уголовный преступник.

Хотя после «нечаевского процесса» среди участников движения сохранились отдельные сторонники «крайних методов», все же большинство народников отмежевалось от авантюристов. В противовес беспринципности «нечаевщины» возникли кружки и общества, в которых вопрос революционной этики стал одним из главных. С конца 1860-х в крупных городах России действовало несколько десятков таких кружков. Один из них, созданный С.Л. Перовской, влился в «Большое общество пропаганды», возглавляемое Н.В. Чайковским. В кружке «чайковцев» впервые заявили о себе такие видные деятели как М.А. Натансон, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Ф.В. Волховский, С.С. Синегуб, Н.А. Чарушин и др.

Много читавшие и обсуждавшие труды Бакунина, «чайковцы» считали крестьян «стихийными социалистами», которых осталось только «разбудить» - пробудить в них «социалистические инстинкты», для чего предлагалось вести пропаганду. Слушателями ее должны были стать столичные рабочие-отходники, временами возвращавшиеся из города в свои деревни и села.

В 1872 г. сложился кружок «долгушинцев». В подпольной типографии «долгушинцы» издали несколько прокламаций.

Прокламация «К русскому народу» требовала отменить выкупные платежи, разделить поровну всю землю, уничтожить рекрутчину и паспорта и установить, «чтобы правительство состояло не из одних дворян… а из людей, избранных самим народом; за ними народ будет наблюдать и спрашивать с них отчет и сменять их, когда будет нужно».

Прокламация призывала: «Восстаньте, братья! И праведно будет ваше восстание, и благо будет вам, если вы дружно подымитесь и смело будете стоять за свое правое, святое дело, никому ничего не уступая».

В 1873 г. долгушинцы начали распространять свои прокламации среди крестьян Московской губернии. Они делали это совершенно открыто, без каких-либо предосторожностей. Историки даже предполагают, что они сознательно стремились принести себя в жертву. Практически сразу же последовали аресты. Большинство членов кружка были отправлены на каторгу, причем сам Долгушин - на 10 лет. В 1884 г. он умер в Шлиссельбурге. Деятельность «чайковцев», «долгушинцев» и некоторых других кружков начала 70-х гг. подготовила почву для широкого «хождения в народ».

В 1877 г. народники Я.В. Стефанович и Л.Г. Дейч создали в Чигиринском уезде Киевской губернии тайную организацию крестьян. Они пытались поднять крестьян на бунт, используя подложную царскую грамоту.

В «Тайную дружину» вступили около 3 тыс. крестьян. Восстание намечалось на 1 октября 1877 г., но полиция раскрыла организацию уже в июне. 336 крестьян подверглись суду, 226 были оправданы, 74 получили приговоры различной тяжести; в том числе четверо попали на каторгу. Организаторы заговора сумели бежать из тюрьмы и скрыться. «Принцип стефановического плана - обман народа, хотя бы для его же блага, и поддержание гнусной царской легенды, хотя бы и с революционными целями, - был безусловно отвергнут партией и не имел ни одного подражателя», - писал С.М. Кравчинский.

Хождение в народ

Пропаганда среди городских рабочих казалась многим народникам недостаточной. Молодежь воодушевлялась призывами Герцена, Бакунина, Лаврова - «В народ!».

Уже долгушинцы переходили от пропаганды к прямым попыткам взбунтовать крестьян. Несколько подобных попыток было предпринято в 1872-1873 гг. членами других кружков, в т.ч. «чайковцами». В 1873 г. пропаганду среди крестьян Тверской губернии вели «чайковцы» С.М. Кравчинский и Д.М. Рогачев. Вернувшись, они убеждали единомышленников, что крестьянство готово к революции. Весной и летом 1874 «чайковцы», а вслед за ними и члены других кружков, не ограничившись агитацией среди отходников, отправились сами в деревни Московской, Тверской, Курской и Воронежской губ. Это движение получило наименование «летучей акции», а позже - «первого хождения в народ».

Переходя из деревни в деревню, сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов, одетых в крестьянскую одежду и пытавшихся разговаривать, как крестьяне, раздавали литературу и убеждали людей, что царизм «более терпеть нельзя». При этом они выражали надежду на то, что власть, «не дожидаясь восстания, решится пойти на самые широкие уступки народу», что бунт «окажется излишним», а потому теперь нужно якобы собрать силы, объединиться, чтобы начать «мирную работу». Но пропагандистов встретил совсем не тот народ, который они представляли, начитавшись книг и брошюр. Крестьяне относились к чужакам настороженно, их призывы расценивали как странные и опасные. К рассказам о «светлом будущем» они относились, по воспоминаниям самих народников, как к сказкам. Н.А. Морозов, в частности, вспоминал, что спрашивал крестьян: «Ведь земля божия? Общая?» - и слышал в ответ: «Божия там, где никто не живет. А где люди - там она человеческая».

«Хождение в народ» охватило 37 губерний. Особенно активно народники действовали в Поволжье, недавно пережившем неурожай и голод.

Среди участников «хождения в народ» преобладали последователи Бакунина, рассчитывавшие на немедленный бунт, но были и сторонники Лаврова. Впрочем, между теми и другими нельзя провести четкой границы: нередко одни и те же люди сочетали в своем сознании пропагандистские и бунтарские взгляды.

Ожидания народников не оправдались. По их облику, по речи, по манерам крестьяне легко угадывали не настоящих мастеровых, а переодетых баринов. Зачем мужик старается одеться барином - понятно. Но барин, переодетый мужиком, вызывал подозрения. Рассуждения о земле крестьяне слушали, как правило, охотно. Но едва речь заходила о бунте против царской власти, их настроение менялось. Ведь крестьянин ждал справедливого земельного передела именно от царя. Раз господа бунтуют против царя - значит, царь-то и хочет землю мужикам отдать, - размышлял крестьянин. Ни призывы народников к бунту, ни их пропагандистские усилия успеха не имели. Большинство участников «хождения в народ» были схвачены самими крестьянами.

По итогам «хождения в народ» в 1877 г. был организован самый крупный в российской истории политический процесс - «процесс 193-х».

Всё время следствия арестованных держали в одиночных камерах. 28 человек были приговорены к каторге на срок от 3 до 10 лет, 32 - к тюремному заключению, 39 - к ссылке. Суд оправдал 90 подсудимых, однако 80 из них были высланы в административном порядке. Большинство участников «хождения в народ» объясняли его провал недостаточным уровнем организации, кратковременностью «летучей пропаганды» и полицейскими преследованиями.

В 1875 г. народнический кружок «москвичей» пытался вести пропаганду среди рабочих Москвы, Тулы, Иваново-Вознесенска. «Москвичи» устроились работать на фабрики, чтобы лучше узнать жизнь рабочих, сблизиться с ними. В уставе кружка говорилось: «В состав управления должны всегда входить члены как из интеллигенции, так и из рабочих». Летом 1875 г. «москвичи» были арестованы. Их судили на «процессе 50-ти» в 1877 г.

На суде ткач Петр Алексеев заявил: «Русскому рабочему народу остается надеяться самим на себя и не от кого ожидать помощи, кроме от одной нашей интеллигентной молодежи… Она одна братски протянула нам свою руку… И она одна неразлучно пойдет с нами до тех пор, пока подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!»

В 1874-1876 гг. народники несколько раз предпринимали попытки поселиться в деревне. Они создавали своеобразные коммуны, вместе работали и питались, надеясь своим примером убедить крестьян в преимуществе коллективного труда.

Но интеллигентная молодежь была непривычна к тяжелому крестьянскому труду и деревенскому быту. Среди членов народнических коммун вскоре начинались раздоры и обиды, вызванные подсчетами вклада каждого в общее дело. Все поселения вскоре потерпели крах, большинство их не просуществовало более года.

Больший успех выпал на долю тех народников, которые, подобно сестрам Евгении и Вере Фигнер, поселились в деревне в качестве учителей и фельдшеров. Но в этом случае они оказывались настолько завалены работой, что на собственно пропаганду почти не оставалось времени.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ И САЛОНЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ. Литературные кружки, общества, салоны играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий.

Первые кружки возникли еще в середине 18 в. Так, в 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса – военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе.

К этому времени относится и возникновение первых литературных салонов, прежде всего салона И.И.Шувалова. Шувалов начал свою карьеру, как фаворит старевшей императрицы Елизаветы и прославился своим бескорыстием и честностью, а также просвещенностью. Он был покровителем М.В.Ломоносова, основателем Московского университета и Академии Художеств. Отойдя от государственных дел после смерти своей покровительницы в 1761, он посвятил большую часть своего времени путешествиям, чтению, искусству. В доме Шувалова собирался цвет тогдашней русской литературы. Завсегдатаями его салона были переводчики, филологи, поэты: Г.Р.Державин , И.Дмитриев, И.Богданович.

В 18 в. кружки не ограничивали свою деятельность только литературными беседами. В большинстве случаев их члены стремились к организации одного, а иногда нескольких журналов. Так, в 60-е 18 в. в Москве, по инициативе поэта М.М.Хераскова был создан кружок студентов Московского университета, который начиная с 1760 издавал журнал «Полезное увеселение», а затем «Свободные часы», а в 70-е – «Вечера». Среди членов кружка – Д.И.Фонвизин , И.Ф.Богданович и другие.

1770–1780-е – время активной общественной жизни, связанной с реформами, проводившимися Екатериной II, в результате которых дворяне и городские жители получили право на самоуправление и разнообразные льготы. Все это способствовало, в частности, подъему культуры, проявившемуся, в частности, в возникновении нескольких литературных обществ: Вольного собрания любителей российского языка (1771), Собрания воспитанников Московского университетского благородного пансиона (1787).

В 1779 в Московском университете по инициативе масонской организации, к которой принадлежали выдающиеся просветители Н.И.Новиков и И.Г.Шварц, было создано Дружеское ученое общество, ставившее своей задачей помощь отцам в воспитании детей и занимавшееся с этой целью переводами и публикациями книг. В 1784 при обществе была организована Типографическая компания, находившаяся в ведении Н.И.Новикова. Благодаря Дружескому ученому обществу и его типографии были изданы многие русские книги во второй половине 18 в. в России.

Большое влияние на литературную жизнь конца 18 в. оказали салоны Г.Р.Державина и Н.А.Львова.

В начале 19 в. роль литературных кружков и салонов становится все более значительной. Начало 19 в. – время острых и бурных споров о путях развития русской литературы и русского языка. В это время сталкиваются защитники старинного «архаического» языка: А.С.Шишков, А.А.Шаховской, и сторонники обновления языка, которое связывалось прежде всего с именем Н.М.Карамзина . Бурно развиваются различные литературные направления. В русской словесности начала 19 в. соседствуют классицизм, сентиментализм и зарождающийся романтизм. Усиливается интерес просвещенной молодежи к политическим вопросам, возникает осознание необходимости политических и социально-экономических реформ, прежде всего отмены крепостного права. Все эти проблемы, как эстетические, так и политические, отразились на деятельности кружков начала 19 столетия.

Одним из первых литературных кружков начала века стало Дружеское Литературное Общество, основанное в Москве группой друзей, выпускников Московского Университетского пансиона, молодыми литераторами братьями Андреем и Александром Тургеневыми, В.А.Жуковским и др. Еще в 1797 Андрей Тургенев создал и возглавил в пансионе литературный кружок, в 1801 году ставший литературным обществом. Его члены неоднократно публиковались в журнале Университетского пансиона «Утренняя заря». Встречи участников обычно проходили в доме поэта, переводчика и журналиста А.Ф.Воейкова. Члены Дружеского Литературного общества ставили своей задачей усиление национального начала в литературе и, хотя в какой-то мере и поддерживали карамзинистское новаторство в области языка, считали неправильным следование иностранным образцам, чем, по их мнению, грешил Карамзин. Впоследствии позиции членов Дружеского Литературного Общества и карамзинистов сблизились.

С 1801 в Петербурге действует литературное объединение «Дружеское общество любителей изящного», позже переименованное в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Основателем его был писатель и педагог И.М.Борн. В общество входили литераторы (В.В.Попугаев, И.П.Пнин, А.Х.Востоков, Д.И.Языков, А.Е.Измайлов), скульпторы, художники, священники, археологи, историки. Литературные пристрастия членов общества были крайне разнообразны. Сначала они находились под влиянием идей А.Н.Радищева (в общество входили два сына писателя) и тяготели к классицистской литературе. Позже взгляды участников Вольного общества сильно менялись, что не помешало ему просуществовать, хотя и большими перерывами, до 1825.

В начале 19 в. существовали и другие кружки и салоны, оказавшие влияние на развитие литературы того времени. Наиболее существенными объединениями первой четверти столетия были «Беседа любителей русского слова» (1811–1816) и «Арзамас» (1815–1818), общества, представлявшие противоположные течения в русской литературе и постоянно находившиеся в состоянии острого соперничества. Создателем и душой «Беседы» был филолог и литератор А.С.Шишков, лидер того литературного направления, которые было определено Ю.Н.Тыняновым, как «архаисты». Еще в 1803 Шишков в своем «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» критиковал карамзинскую реформу языка и предлагал свою, предполагавшую сохранение более резкой грани между книжным и разговорным языком, отказ от использования иностранных слов и введение в литературный язык большого количества архаической и народной лексики. Взгляды Шишкова разделяли и другие члены «Беседы», литераторы старшего поколения – поэты Г.Р.Державин, И.А.Крылов, драматург А.А.Шаховской, переводчик Илиады Н.И.Гнедич, а позже их молодые последователи, к которым принадлежали А.С.Грибоедов и В.К.Кюхельбекер.

Сторонники Карамзина, вводившего в литературу легкий, разговорный язык и не боявшегося русифицировать многие иностранные слова, объединились в знаменитом литературном обществе «Арзамас». Общество возникло, как ответ на появление комедии одного из членов «Беседы» А.А.Шаховского Липецкие воды или Урок кокеткам. Среди арзамасцев были и давние сторонники Карамзина, и его былые противники. Среди них было много поэтов, отнесенных Ю.Н.Тыняновым к лагерю «новаторов»: В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.С.Пушкин, В.Л.Пушкин. Каждый из членов «Арзамаса» получил шутливое прозвище. Так, Жуковского называли Светланой, в честь его знаменитой баллады, Александр Тургенев получил прозвище Эолова Арфа – из-за постоянного бурчания в животе, Пушкина называли Сверчок.

Многих членов литературных кружков первой четверти 19 в. сближали не только дружеские отношения и литературные взгляды, но и общественно-политические воззрения. Особенно ярко это проявилось в литературных объединениях конца 10-х – начала 20-х, наиболее значительные из которых оказались связанными с декабристским движением. Так, петербургский кружок «Зеленая лампа» (1819–1820) был основан членом Союза Благоденствия С.П.Трубецким, близким к декабристскому обществу Я.Н.Толстым и большим знатоком и любителем театра и литературы Н.В.Всеволожским. Членами «Зеленой лампы» были многие литераторы того времени, в том числе А.С.Пушкин и А.А.Дельвиг. Обсуждения литературных произведений и театральных премьер на заседаниях «Зеленой лампы» перемежались с чтением публицистических статей и политическими дискуссиями.

Многие декабристы (Ф.Н.Глинка, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, В.К.Кюхельбекер) входили в Вольное общество любителей российской словесности, основанное в 1811 при Московском университете.

К середине 1820-х общественная ситуация в России сильно изменилась. Александр I отказался от идей реформ, которые он лелеял в течение двух десятилетий. Внутренняя политика государства стала намного более жесткой. Начались гонения на либеральных профессоров и журналистов, ужесточилась ситуация в университетах. В результате положение литературных обществ, преследовавших какие-либо общественно-политические цели, оказалось сложным. Наиболее крупным литературным объединением середины 20-х стало «Общество любомудрия», основанное в 1823 выпускниками Московского университета для изучения литературы и философии. У истоков кружка стояли писатель и музыковед В.Ф.Одоевский, поэт и философ Д.В.Веневитинов, будущий славянофил, в то время молодой выпускник Московского университета И.В.Киреевский, молодые ученые, которым в будущем было суждено стать университетскими профессорами – С.П.Шевырев и М.П.Погодин . Собрания любомудров происходили в доме Веневитинова. Члены общества серьезно штудировали западную философию, изучали труды Спинозы, Канта, Фихте, но особое влияние на них оказал немецкий философ Ф.Шеллинг, чьи идеи произвели огромное впечатление на поколение 20-х – 30-х годов, в частности на складывавшую идеологию славянофилов. То, что кружок был назван «Обществом любомудрия», а не философии, говорит об интересе его членов к национальной культуре и философии. В.Ф.Одоевский совместно с В.К.Кюхельбекером издавал в 1824–1825 годах альманах «Мнемозина», где печатались многие любомудры. Так как среди членов общества было много служащих архива Министерства Иностранных дел, они получили прозвище «архивных юношей», что, очевидно, должно было намекать не только на род их службы, но и на сосредоточенности на отвлеченных, философских проблемах бытия. Однако философские интересы членов общества все равно вызывали подозрение у властей. После восстания декабристов В.Ф.Одоевский предложил распустить общество, опасаясь преследований, так как многие любомудры были близки к декабристам.

Эпоха, наступившая после подавления восстания декабристов, не слишком благоприятствовала возникновению крупных литературных обществ. Но дружеские кружки или салоны стали практически единственными возможными проявлениями общественной жизни в ситуации, когда литература и журналистика находились под жестким контролем цензуры и полиции. В 30-е 19 в. существовало много интересных литературных кружков, создававшихся в основном студентами или выпускниками Московского университета, находившегося вдалеке от более официального, чиновничьего Петербурга. Точно так же в 1830-х интенсивная литературная и художественная жизнь кипела в многочисленных московских и петербургских салонах, на вечерах, «пятницах», «субботах» и т.д.

Среди литературных кружков 30-х заметное место занимал кружок Станкевича. Это было литературно-философское объединение, сложившееся в 1831 вокруг личности Николая Владимировича Станкевича , студента, а затем выпускника Московского университета. Станкевич писал философские и поэтические произведения, однако все участники кружка позже соглашались с тем, что наибольшее влияние на них оказали не столько произведения их лидера, сколько сама его личность, удивительно обаятельная и интересная. Станкевич обладал умением пробуждать работу мысли и в то же время умиротворять и сближать самых непримиримых противников. В его кружок входили и люди, которым позже было суждено пойти совершенно разными путям. Здесь встречались будущие славянофилы К.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин, будущие западники В.П.Боткин и Т.Н.Грановский, В.Г.Белинский и М.А.Бакунин. Здесь друзья изучали философию, историю, литературу. Роль кружка Станкевича в распространении в России идей Шеллинга и Гегеля была огромна. В 1839 тяжело больной Станкевич уехал лечиться за границу, откуда уже не вернулся, и кружок распался.

Другим известным объединением 1830-х был кружок Герцена и Огарева, куда, кроме них, входили их друзья по Московскому университету. В отличие от кружка Станкевича, Герцен, Огарев и их окружение куда больше интересовались политическими вопросами. Немецкая классическая философия казалась им слишком отвлеченной и туманной, их больше вдохновляли идеалы Великой Французской революции и социалистические учения философов-утопистов, прежде всего Сен-Симона. Не удивительно, что Герцен и Огарев привлекли большее внимание властей. В 1834 по вздорному обвинению кружок был разогнан, его лидеры арестованы и отправлены в ссылку.

Кружком, возникшим в начале 30-х в Московском университете, стало и «Общество 11 нумера», сплотившееся вокруг молодого В.Г.Белинского и получившее свое название по номеру комнаты, которую будущий критик занимал в университетском пансионе. Члены кружка не ограничивались обсуждением литературных новинок и театральных премьер, они штудировали философские труды, обсуждали европейские политические события. На собраниях общества часто читались произведения его членов. Белинский познакомил здесь друзей со своей драмой Дмитрий Калинин . Это вызвало большое недовольство властей, приведшее к его исключению из университета.

Невозможность свободно выражать свои мысли даже в дружеском кругу сковывала деятельность литературных кружков и обществ, поэтому большая часть подобных объединений 1830 –1840-х оказалась недолговечной.

Более устойчивыми оказались литературные салоны – по причине естественности салонного общения для общества первой половины 19 в. Светский салон – место встречи самых разнообразных людей. Часто салон был местом пустых разговоров и не слишком осмысленного времяпрепровождения. Но в общественной жизни первой половины 19 в. заметную роль играли салоны, где собирались выдающиеся деятели культуры и искусства и велись серьезные и глубокие разговоры. Такими центрами литературной и художественной жизни были салоны президента Академии Художеств А.Н.Оленина, Зинаиды Волконской, Е.А.Карамзиной, вдовы историка. Современники в своих многочисленных воспоминаниях подчеркивали не только радушие хозяев, но и их отвращение к бессмысленным светским занятиям, в частности, принципиальный отказ от карточной игры, бывшей тогда непременной составляющей аристократического вечера. Здесь слушали музыку, говорили о литературе и философии, поэты читали свои стихи (как Пушкин у Зинаиды Волконской). Характерно, что, в отличие от кружков, многие литературные салоны существовали не один десяток лет. Состав гостей мог частично, а иногда даже почти полностью меняться, однако общая направленность оставалась неизменной.

В 1840–1850-е наиболее интересные литературные салоны – те, где встречались славянофилы. Если большая часть западников не принимала салонных форм общения, то для дворянских интеллектуалов, составивших костяк славянофильского движения, регулярные встречи в салонах были абсолютно естественны. Московские дома Аксаковых, Хомякова и других лидеров славянофилов славились своими застольями и гостеприимством. Любая встреча здесь оказывалась не просто веселой пирушкой, а литературным или философским собранием. Славянофилы группировались вокруг нескольких литературных журналов, и редакции этих изданий оказывались своеобразными кружками, объединявшими единомышленников. Наиболее значительный из славянофильских журналов – «Москвитянин». «Москвитянин» издавался М.П.Погодиным с 1841 по 1856, однако выразителем славянофильских идей стал только с 1850, с момента прихода сюда так называемой «молодой редакции», пытавшейся вдохнуть новую жизнь в терявшее свою популярность издание. В центре молодой редакции находились А.Н.Островский – тогда еще молодой, начинающий драматург, прославившийся пьесой Свои люди – сочтемся и поэт и критик Аполлон Григорьев.

В середине века литературные кружки начинают все больше приобретать политический характер. Так, общество, собиравшееся по пятницам у Буташевича-Петрашевского, по большей части состояло из литераторов и журналистов (среди его членов были Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин). Однако в центре интересов петрашевцев оказывались не столько литературные, сколько общественно-политические проблемы – они читали и обсуждали труды мыслителей-социалистов, прежде всего Шарля Фурье. Здесь высказывались и мысли о необходимости пропаганды революционных идей. Литературная и общественная жизнь были сильно переплетены. После разгрома петрашевцев одним из обвинений, предъявлявшихся членам общества (в частности, Ф.М.Достоевскому), было чтение и распространение письма Белинского к Гоголю.

Реформы 1860-х в корне изменили ситуацию в стране, увеличив возможности для свободного выражения мыслей, и в то же время привели к большому подъему общественного движения – как либерального, так и революционного. Сама форма литературных кружков оказывается не слишком отвечающей запросам времени, когда значение «чистого искусства» отрицалось большинством критиков и литераторов. Многочисленные студенческие кружки преследуют чаще всего революционные, а не литературные цели. В какой-то мере роль кружков берут на себя редакции журналов. Так, безусловно важным фактором общественной жизни была редакция «Современника».

Конец 19 и начало 20 вв. – время поиска новых путей в искусстве. Не случайно в эту эпоху возникло множество литературных кружков и объединений. В 80–90-е одним из мест встреч петербургских литераторов стали пятницы Я.П.Полонского – еженедельные встречи литераторов и музыкантов, происходившие в доме у поэта и его жены – известного скульптора Жозефины Полонской. После смерти Полонского в 1898 пятницы стали происходить дома у другого поэта – К.К.Случевского. Несмотря на преклонный возраст Случевского, здесь появлялись не только его ровесники, но и поэты молодого поколения, считавшие поэтические искания хозяина дома близкими их собственным эстетическим целям. Известно, что на пятницах Случевского бывал Н.С.Гумилев, с большим уважением относившийся к этому литератору.

Для начала 20 в. характерны не только новые веяния в искусстве, но и возрождение традиции литературных кружков и объединений. Этому способствовала и бурная эпоха, сулившая политические свободы, и стремление нового поколения литераторов объединиться для лучшего осознания своих идей, и «декадентский» стиль жизни начала века, при котором сама жизнь превращалась в изысканное произведение искусства. Так, начиная с 1901 на петербургской квартире З.Гиппиус и Д.Мережковского проходили религиозно-философские собрания, позже оформившиеся как Религиозно-философское общество. Целью этих собраний, как ясно из их названия, было решение не литературных, а духовных вопросов – прежде всего поиски нового христианства, диалог светской интеллигенции и церковных деятелей, они оказали большое влияние и на посещавших их литераторов, и отразились в творчестве самих Гиппиус и Мережковского, особенно в знаменитой трилогии Д.Мережковского Христос и Антихрист .

Огромное влияние на литературную, философскую и общественную жизнь начала века оказали «Среды» поэта-символиста Вячеслава Иванова, поселившегося в 1905 на Таврической улице в Петербурге в доме, часть которого получила название «башни». Здесь в течение нескольких лет собирались российские интеллектуалы – А.Блок, Андрей Белый, Федор Соллогуб, Михаил Кузмин и многие другие. Среды Иванова были не просто литературными вечерами – здесь и читали стихи, и обсуждали философские и исторические труды, и устраивали спиритические сеансы. Предполагалось, что вечера на «башне» должны создавать новые отношения между людьми, формировать особый строй жизни литераторов, художников и музыкантов.

Своеобразными литературными объединениями, где проходили встречи литераторов, художников, критиков, стали редакции журналов начала века «Весы» и «Аполлон». Впрочем, другие литературные направления также нуждались в своих объединениях. Так, в 1911 Н.С.Гумилев, до этого посещавший и среды Иванова, и собрания редакций «Весов», создал «Цех поэтов», куда вошли авторы, которых стесняли рамки символистской эстетики. Так оформилось новое литературное направление – акмеизм.

В 1914 в Москве на квартире и литературоведа Е.Ф.Никитиной начал собираться кружок, получивший название «Никитинских субботников» и просуществовавший до 1933. В кружке встречались литераторы, филологи, художники, принадлежавшие к самым разнообразным направлениям, профессора и выпускники Московского университета.

Революция 1917, Гражданская война, эмиграция многих деятелей культуры положили конец существованию большинства литературных кружков.

Тамара Эйдельман

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»