Кто и почему распоряжался в крепости капитанская. Дидактический материал для работы над повестью пушкина "капитанская дочка"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
  1. Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется «Капитанская дочка»?
  2. Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.

  3. Для чего, по вашему мнению, автору понадобился второй рассказчик?
  4. Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами — история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.

    Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате Белогорской крепости пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.

    Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.

  5. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
  6. В главе «Поединок» изображена дуэль двух героев - Гринева и Швабрина. Причиной дуэли были грубые высказывания

    Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причи­на отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но полу­чил отказ. В этой истории проявляются все его негативные ка­чества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.

    Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узна­ли, что Гринев - чувствительный человек, в так как пишет сти­хи, в которых выражает свои чувства.

    Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княж­нина.

  7. Что нового вы узнали о Гриневе и Швабрине? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
  8. Мы узнали, что Швабрин - человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспри­нял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.

    Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев посту­пил как настоящий мужчина.

  9. Объясните причины, по которым повесть по-лучила свое название.
  10. Повесть получила название «Капитан-ская дочка» потому, что все самые яркие события жизни героя — рассказчика Пет-ра Гринева — были связаны с его любовью к Маше Мироновой — дочке капитана, ге-ройски погибшего во время пугачевского восстания.

  11. Перескажите кратко события экспозиции по-вести.
  12. Предлагаем один из вариантов переска-за, в который войдет содержание первых глав.

    «Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на служ-бу. При этом он убежден, что службу нуж-но начинать не в столице, а в более труд-ных условиях, и отправляет сына в Орен-бург.

    По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проиг-рыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы — Белогорской крепости».

    Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали разверты-ваться события.

  13. Охарактеризуйте наиболее напряженные мо-менты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?
  14. Сюжетная линия, которая повествует о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.

  15. Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?
  16. Повесть Пушкина является историче-ской, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конк-ретные и реально происходившие истори-ческие события, в ней даже вымышлен-ные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпо-хи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.

  17. Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.
  18. Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: «Береги честь смолоду». Выпи-сывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предва-ряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного на-родного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произ-ведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фон-визина, А. П. Сумарокова.

    См. ответ на вопрос 4 к главе I.

  19. В какой из глав, как вам показалось при чте-нии, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.
  20. Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм «Мирская молва — морская волна» говорит и об об-ширности и о непостоянстве суждений ок-ружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает раз-мышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор «Капитанской дочки» — оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость вос-торжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.

    Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Са-вельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.

  21. Какое из портретных описаний героев по-вести вам запомнилось? Попробуйте создать сло-весный портрет.
  22. Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоз-дать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предла-гает подбор цитат, которые рисуют порт-рет этого героя. Напомним начало (глава II): «Наружность его показалась мне заме-чательна: он был лет сорока…» Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужи-ка, который помог ему выбраться из сумя-тицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не во-жатый, а вождь, руководитель восста-ния. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.

    Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особен-но тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.

  23. Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один — глазами Гринева, а другой — глазами Савельича.
  24. Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет — описание злодея, которого бо-ится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савель-ич. Он не рассматривает деталей, не оце-нивает своих впечатлений, а безоговороч-но осуждает этого человека. Однако заме-тим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания («Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?»). Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бро-дяга.

  25. Как вы понимаете слово «самозванец»? По-чему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?
  26. В XVIII веке на захват власти мог пре-тендовать только тот человек, которого народ считал «помазанником Божиим», человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II — Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.

    Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую кре-пость (глава XI).

  27. Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: «…Пугач, ворвав-шись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. На-род расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в ал-тарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол цер-ковный есть царское седалище». Пушкин не вклю-чил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?
  28. В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список ве-щей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, за-ставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что напи-сал его холоп.

  29. Подготовьте сообщение о том, как изобра-зил Пушкин Пугачева — руководителя народного восстания. Удалось ли ему показать, какие осо-бенности этой необычной личности способствова-ли длительному успеху повстанцев?
  30. В повести «Капитанская дочка» перед читателем самозванец, который восполь-зовался создавшейся в тех краях ситуаци-ей. Отношение автора к бунту как к явле-нию бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, ре-шительность, находчивость, стремитель-ность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и не-достатки, и даже отчетливое представле-ние всего, что его ждет в результате по-давления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значи-тельную.

    Наверное, даже его невежество помога-ло ему быть признанным вождем, что со-здавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.

  31. Создайте краткое описание внешности од-ного из героев повести.
  32. Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.

  33. Какую роль в повести играет пейзаж? За-метили ли вы такое описание картин природы, ко-торое не связано с развитием сюжета? Почему та-ких описаний нет? Как вы это объясните?
  34. В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, опи-сание бурана в степи предшествует разви-тию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно опи-сать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сенти-ментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.

  35. В романе приводится текст народной раз-бойничьей песни «Не шуми, мати зеленая дубра-вушка…». Сравните это произведение с истори-ческой песней «Правеж» и подумайте, что общего и в чем разница в описании «суда царя над разбой-ником».
  36. Сравнение двух народных песен инте-ресно именно противоположным отноше-нием к государям. «Дар», который полу-чает от царя разбойник в песне «Пра-веж», — справедливый, а в любимой пес-не Пугачева царь жалует разбойничка по-иному — «двумя столбами с перекла-диной». Выбор этой песни самим Пугаче-вым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.

  37. Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью «Капитан-ская дочка» А. С. Пушкина: время, которое изо-бражено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.
  38. Время восстания Пугачева четко опре-делено историками и затем воспроизведе-но Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «Исто-рия Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всег-да подобны друг другу: это усиление труд-ностей жизни народа, которые вызывают-ся и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

    Время создания повести и историческо-го труда можно охарактеризовать, обра-щаясь к страницам жизни Пушкина. Те-ма властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправ-ляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 го-дах идет работа над «Капитанской доч-кой». Тема народного восстания парал-лельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский» (1832-1833).

    Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события ха-рактерны для того года, когда вы отвечае-те на вопрос.

  39. С какой целью в повести рассказано о детстве и юности Гринева?
  40. Какую роль играет эпизод первой встречи Гринева с Пугачевым?
  41. Как описана «богоспасаемая» Белогорская крепость? Для чего нужно это описание? Оправдались ли ожидания Гринева?
  42. Какое впечатление производят при первой встрече члены семьи Мироновых? Верно ли это впечатление?
  43. Какую роль в повести играет рассказ об отношениях Швабрина и Маши до начала восстания?
  44. Почему не смогли подружиться Швабрин и Гринев? Только ли из-за Маши они стали врагами?
  45. Какую роль в повести играет эпизод с пленным башкирцем?
  46. Как проявили себя защитники Белогррской крепости во время захвата ее пугачевцами? Неожиданно ли для вас их поведение?
  47. Что спасло Гринева?
  48. Сравните два военных совета: у Пугачева и у генерала в Оренбурге. К каким выводам приводит это сравнение?
  49. Как вы думаете, почему Пугачев решил помочь Гриневу и даже простил его обман? Материал с сайта
  50. Помогла ли вам понять Пугачева рассказанная им калмыцкая сказка об орле и вороне? В чем ее смысл?
  51. Почему Гринев отказался служить у Пугачева, своего спасителя? Как это его характеризует?
  52. Можно ли назвать героическим поведение Маши в плену у Швабрина?
  53. Швабрин на службе у Пугачева. Удивил ли он вас? Почему?
  54. Какие качества Гринева проявились во время суда?
  55. Что спасло Гринева? Считаете вы его спасение случайным или закономерным? Почему?
  56. Какую роль в этой исторической повести играет рассказ о судьбах вымышленных героев?
  57. Чем различается художественное изображение бунта в по-вестях «Дубровский» и «Капитанская дочка»?
  58. В «Дубровском» руководит бунтующими крестьянами обеднев-ший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта ста-ли крестьяне Дубровского, которые не хотят от «доброго» поме-щика переходить к «злому». Бунт носит локальный характер. В «Капитанской дочке» во главе бунта стоит Пугачев — выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный харак-тер — угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее — поставить «хорошего» царя вместо царицы-угнетательницы.

  59. Объясните смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капи-танская дочка» и его функции.
  60. Эпиграф «Береги честь смолоду», предпосланный всей повес-ти «Капитанская дочка», раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.

  61. В чем выражается связь повести А.С. Пушкина «Капитан-ская дочка» с устным народным творчеством?
  62. Связь с устным народным творчеством проявляется в эпигра-фах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие — строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный по-говорками и иносказаниями), в использовании А.С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.

  63. А.С. Пушкин одновременно с повестью «Капитанская доч-ка» писал «Историю Пугачевского бунта», где показал зверства Пугачева. Почему в повести он смягчил образ?
  64. Художественное творчество имеет иные принципы, чем исто-рическое исследование. Отступая в чем-то от исторической кон-кретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный ха-рактер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейно-го образа злодея-душегуба.

  65. Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сравнить отношения гринёва и пугачёва и его генералы
  • вопросы и ответы к повести дубровский
  • как объяснить постановку двоеточия в данном предложении в повести капитанская дочка пушкин
  • отношение к дуэли в рассказе капитанская дочка
  • тесты капитанская дочка

Едет на место своей будущей службы. Насколько дорога от Симбирска до Оренбурга была полной бурных переживаний и необыкновенных происшествий, настолько путь от Оренбурга до Белогорской крепости был унылым и однообразным. Если степь до Оренбурга была мятежной и грозной (вспомним буран), то сейчас она предстает затихшей и печальной. "Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи". Одно только слово "простирались" позволяет представить огромные, утомительные в своем однообразии пространства за рекой Яиком. Красок мало: белый снег и чернеющие "свинцовые волны". Так в нескольких словах Пушкин передает настроение грустной зимней оренбургской степи. Дорожные размышления молодого путника печальны. Слова генерала Р. – "ты будешь в команде капитана Миронова, доброго и честного человека. Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине" – заставили Гринева представить себе будущего начальника строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей службы. И все-таки Гринев ждет новых впечатлений – ведь он едет в крепость! "Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал". Однако вместо грозных бастионов он увидел бревенчатые заборы, вместо башен – скирды сена и скривившуюся мельницу с лубочными, лениво опущенными крыльями. Что же все-таки отдаленно напоминало крепость? Старая чугунная пушка у ворот.
В доме коменданта Гринева встречает дежурный – старый инвалид, который "нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира". Видно, что всем командует "старушка в телогрейке", как оказалось, жена коменданта: "Ивана Кузьмича дома нет, он пошел в гости к отцу Герасиму; да все равно, батюшка, я его хозяйка". Как же углубляется комическое изображение "хозяйки коменданта"? Она перебивает Ивана Игнатьевича, сама заводит разговор с молодым Гриневым и сразу начинает рассказывать про незнакомого еще Гриневу офицера Швабрина. Но Василиса Егоровна в то же же время и привлекает читателя радушием, гостеприимством. Она ласково встречает незнакомого офицера: "Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка". Она решительно перебивает любопытство Ивана Игнатьевича: "Ты видишь, молодой человек с дороги устал, ему не до тебя..."
Интересен диалог Василисы Егоровны относительно устройства Гринева. Но ее хозяйские действия не отличаются справедливостью. Мы видим, в силу каких причин Гринев попадает на квартиру к Семену Кузову, а не к Ивану Полежаеву. Василиса Егоровна распоряжается в крепости по своему усмотрению, бесконтрольно разбирает мелкие ссоры, крута в решениях.
Перед нами жизнь маленькой заброшенной крепости, в которой нет ничего военного, кроме единственной пушки, офицерского диплома, висящего на стене в рамке под стеклом, да поношенных мундиров на инвалиде и Иване Игнатьевиче. Новые знакомые Гринева слегка комичны, и мы не можем не улыбаться, читая о них, так они не совпадают с нашими представлениями о военных людях. Самая "боевая" из них Василиса Егоровна, и это усиливает комизм картины капитанского дома. Но нельзя не заметить: что-то добродушное, открытое, бесхитростное подкупает нас в Мироновых.
А как кончается первый день Гринева в крепости? Он идет в дом Семена Кузова. Все говорит ему о том, что жизнь в крепости будет унылой, безрадостной. "...я стал глядеть в узенькое окошко. Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость! Тоска взяла меня..." – пишет Гринев.
Мы видим, что пейзаж, которым начинается и заканчивается глава, сыграл большую роль в том представлении о Белогорской крепости, которое создалось в нашем представлении. Обращаем внимание на важную особенность пушкинского языка: пейзажи необыкновенно скупы, немногословны, как и описания настроений людей. Пушкин как бы дает возможность самому читателю дорисовать в своем воображении то, что окружает Гринева, представить его душевное состояние, выраженное в словах: "тоска взяла меня", "я отошел от окошка и лег спать без ужина".


Как же расширяются впечатления Гринева о крепости и ее обитателях на второй день пребывания в ней? Гринев замечает бедность и убогость крепости, слабость ее военной подготовки. Он увидел на площадке коменданта крепости, который обучал солдат. Это были старые инвалиды, одетые в поношенные мундиры. Василиса Егоровна говорит коменданту: "Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился, так было бы лучше". Важная деталь: Иван Кузьмич командует солдатами "в колпаке и китайчатом халате".
Мы в очередной раз убеждаемся, что крепость, которой было суждено принять удар восставших, была заброшенной, убого оснащенной, беспредельно мирной. В деревянном домике Мироновых жизнь идет своим чередом, собирается небольшой кружок, обедают, ужинают, передают сплетни. "В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов", – вспоминает Гринев(гл. IV). Никто не контролирует действий коменданта, никто не думает о военном снаряжении крепости. Генерал Р. в Оренбурге занят своим садом с яблонями больше, чем военными делами. Между тем в районе Белогорской крепости назревают события огромного значения.
Гринев приезжает в крепость глубокой осенью 1773 года. Нет ли каких-либо намеков в повести, что общее волнение здешних краев доходит и до бревенчатого забора Белогорской крепости? Василиса Егоровна спрашивает при Гриневе урядника, казака Максимыча: "Ну что, Максимыч, все ли благополучно?" – "Все, слава богу, тихо", – отвечает казак. А как изображается внешность урядника? Это "молодой и статный казак". В гарнизоне, мы знаем, был солдаты и казаки. Какое сравнение напрашивается? У коменданта на учении одни инвалиды, а среди казаков были сильные и молодые люди, способные воевать. Максимыч связан с казаками, он будет в рядах восставших. А вот еще деталь: Василиса Егоровна говорит, что привыкла к тому, что в степи появляются большими толпами "рысьи шапки". Они появились и теперь, "около крепости рыщут".


Вопросы и задания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Анализ 1-2 главы «Сержант гвардии», «Вожатый».

1. Какое значение имеет имя главного героя?
2. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?
3. Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?
4. С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой?
5. Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение.
6. Как реагирует бродяга на «барский подарок»?
7. Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?
8. Что такое милосердие?
9. Почему Гринева застал буран в степи?
10. Каково символическое значение бурана?
11. Какое значение имеет сон Гринева?

Анализ 3 главы «Крепость»

1. Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович?
2. Каким впервые предстает перед Гриневым (и читателем) комендант крепости, капитан Миронов?
3. Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости?
4. Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин?
5. Почему на обеде у Мироновых Гринев смотрел на Машу «с предубеждением»?
6. Дайте комментарий к эпиграфам главы.

Анализ главы 4 «Поединок»

1. Кто и почему распоряжается в крепости?
2. Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье?
3. Чем занимается Гринев в крепости?
4. Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним?

Анализ главы 5 «Любовь»

1. Почему Гринев помирился со Швабриным?
2. Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой73. Как Гринев-отец узнал о похождениях сына?
4. Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева?
5. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши Мироновой?
6. Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»?

Анализ главы 6 «Пугачевщина»
1. Почему автор в качестве эпиграфа к гл. 6 избрал слова из народной песни?
2. Каким образом создается впечатление достоверности изображаемого?
3. Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева?
4. С какой целью автор вводит эпизод с изувеченным башкирцем?
5. Какую существенную деталь во внешности изувеченного башкирца отмечает автор?
6. Как сцена допроса башкирца влияет на нравственное возмужание героя Петра Гринёва?

Анализ главы 7 «Приступ»
1. Какие чувства испытывают и как ведут себя перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша?
2. К кому из героев романа относится эпиграф 7 главы?
3. Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели?
4. Глава заканчивается плачем Василисы Егоровны о своем муже.
5. Какие слова из плача жены коменданта Василисы Егоровны перекликаются с эпиграфом 7-й главы, а какие вызывают гнев Пугачёва?
6. Как описан Швабрин в сцене казни?
7. В чем причина чудесного спасения Гринева?
8. Как ведет себя Пугачев в сцене освобождения Гринева?
9. Как ведёт себя народ в главе «Приступ»? На чьей стороне он?
10. В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?
Анализ главы 8 «Незваный гость»
1. Почему Гринев не раздумывая бежит в дом священника, где пирует Пугачев?
2. Какие сцены разбоя мятежников вызывают отвращение к ним?
3. Чем объяснить «странное стечение обстоятельств», приводящих к помилованию Гринева и возвышению Пугачева?
4. Какие чувства борются в душе Гринева?
5. Чем удивляет Гринева «сборище» у Пугачева?
6. Почему Гринев подчиняется «непритворной веселости» Пугачева, но не соглашается служить ему?
7. Как разговор Пугачева с Гриневым продолжает песню и в чем противостоит ее смыслу?
Анализ главы 9 «Разлука»
1. Зачем Пугачев посылает Гринева в Оренбург?
2. Почему Швабрин не выдержал взгляда Гринева?
3. Почему Пугачев терпеливо слушает реестр Савельича и что его возмутило?
4. Можно ли назвать поведение Пугачева «припадком великодушия», как это сделал Гринев?
5. Как Гринев хочет помочь Маше?
6. Почему Пугачев посылает вдогонку Гриневу с урядником лошадь и тулуп?
Анализ главы 10 «Осада города»
1. К кому из героев относится эпиграф и какое отношение к нему вызывает?
2. Какое отношение вызывает генерал в саду?
3. Почему военный совет описан иронически?
4. Отчего совет не принял предложения Гринева?
5. Чем объясняются успехи Пугачева и тяжесть осады?
6. Почему урядник и Гринев встретились не как враги?
7. Почему генерал отказывает в просьбе Гринева?
Анализ главы 11 «Мятежная слобода»
1. В чем ирония эпиграфа из басни Сумарокова?
2. Отчего Гринев берет с собой Савельича в рискованный поход?
3. Почему Гринев вернулся за Савельичем, рискуя жизнью и целью своей поездки?
4. Почему Пугачев не подчиняется подозрительным доводам Белобородова? Чем он выше своих сотоварищей?
5. Зачем Пугачев едет в Белогорскую крепость и какие искренние признания делает в дорожной беседе с Гриневым?
6. Какие дерзости допускает в этой беседе Гринев?
7. Отчего Пугачева не пугает, а вдохновляет судьба Гришки Отрепьева?
Анализ главы 12 «Сирота»
1. Опишите Швабрина, Гринева и Пугачева, когда они едут в светлицу к Маше.
2. Почему Пугачев освобождает сироту?
3. Отчего он так омрачен известием, что она дочь капитана Миронова?
4. Чем растрогал Гринев «суровую душу» Пугачева?
5. Подготовьте от лица Маши рассказ о ее злоключениях в крепости после отъезда Гринева.
6. С какими чувствами расстаются Гринев и Пугачев?
7. Почему Гринев, уезжая, отвел глаза от Швабрина?
Анализ главы 13 «Арест»
1. Как вы понимаете фразу: «Мы молчали. Сердца наши слишком были утомлены»?
2. Как принимают Гринева и Машу «свои»?
3. Случайно ли Зурин ведет себя так бесцеремонно с Машей и Гриневым?
4. Почему Гринев, чуждый взглядам Зурина на жизнь, остается с ним в войске императрицы?
5. Отчего Савельич соглашается сопровождать Машу в поместье Гриневых?
6. Объясняет ли Гринев события или фиксирует их, говоря о победах правительственных войск и воскрешении успехов самозванца?
7. В чем видит Гринев несчастья войны и почему называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»?
8. Почему в Гриневе радость окончания войны отравлена неотвязной мыслью о Пугачеве?
9. Что добавила «Пропущенная глава» к картине бунта и представлениям о характерах героев? Почему Пушкин исключил ее из повести?
Анализ главы 14 «Суд»
1. В чем смысл эпиграфа?
2. Что помогает Гриневу переносить новые испытания судьбы?
3. Почему Гринев не мог до конца открыть причин «странной дружбы» с Пугачевым?
4. Как объясняет Гринев злые наветы Швабрина?
5. Почему известие об аресте сына «едва не убило» Андрея Петровича Гринева?
6. Почему Маша решилась ехать в Петербург?
7. Каким чувством пронизан пейзаж царскосельского парка?
8. Есть ли разница между «дамой в саду» и императрицей?
9. Кому было труднее осчастливить Гринева и Машу: Пугачеву или императрице?
10. Расскажите о встречах с императрицей от лица Маши.
11. Почему Гринев присутствовал при казни Пугачева и тот перед смертью кивнул ему головой?


Приложенные файлы

Зрительно представьте себе картину, кото­рая заключена всего в одной фразе: «Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым сне­гом». Охарактеризуйте эпитеты, которые здесь ис­пользованы.

Свинцовые волны создают резкий конт­раст с белыми берегами, покрытыми сне­гом. Перед нами пейзаж начала зимы, изображенный графически. Он очень на­поминает гравюру, и его очертания созда­ют тревожное настроение. Перед зрителем возникают не только цвета начала зимы, но и создается определенное настроение. Так, эпитет свинцовые передает тяжелое движение замерзающей воды.

Внимательно прочтите описание Белогор­ской крепости и сравните ее с той воображаемой крепостью, какую ожидал увидеть Петруша. Как могло сформироваться в сознании недоросля представление о могучей крепости?

Петруша мало читал, но даже в сказ­ках, которые он мог услышать от своих мамок и нянек, существовали и сказоч­ные дворцы, и неприступные крепости. Они всегда рисуются в нашем сознании могучими, сложенными из мощных кам­ней и уходящими своими стенами и баш­нями ввысь. Стоит на минуту представить себе такую крепость, а затем перечитать описание бедного и запущенного сооруже­ния, какое представляла собой Белогор­ская крепость. При этом вы сразу же ощу­тите силу того разочарования, которое должно было охватить Петрушу.

Опишите первое появление нового офицера у коменданта крепости. С каким чувством описы­вает эту сцену повествователь? Как это описание связано со вторым эпиграфом главы («Старинные люди, мой батюшка»)? Напомним, что это слова из «Недоросля» Д. И. Фонвизина. Кто произносит в комедии эту фразу?

Не будем забывать, что повествование в повести ведется от лица Петра Гринева, повзрослевшего и вспоминающего свою молодость. Сцена появления Петруши у коменданта Белогорской крепости описа­на с чувством симпатии и легкой улыбки старшего над наивным недорослем, кото­рый попал в новую обстановку. Простота и патриархальность быта жителей крепос­ти вызывают умиление и помогают сразу же оценить новых участников событий повести. Это действительно «старинные люди». Но такое определение никак не умаляет их достоинства. Патриархаль­ность быта, неуклонное следование обы­чаям только поддерживают ту атмосферу симпатии, которая возникает при чтении.

В эпиграфе к главе нет иронии. Напом­ним, что это слова госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» (действие третье, явление V).

Дайте портреты тех «старинных людей», ко­торых Гринев узнал в Белогорской крепости.

Рассказ о людях, которых узнал Петр Гринев в Белогорской крепости, можно вести в порядке их появления на страни­цах главы. Первым был «старый инва­лид», который, сидя на столе, нашивал заплату на локоть зеленого мундира. Он сразу же сказал вошедшему: «Войди, ба­тюшка, наши дома».

«Старушка в телогрейке», которая вместе с «кривым старичком в офицер­ском мундире» разматывала нитки, была Василисой Егоровной — супругой комен­данта — главным человеком в этом захо­лустном мирке.

Она рассказывает Гриневу о Швабрине и вызывает к себе урядника Максимыча — молодого и статного казака.

Гринев осваивается в своем новом окру­жении. Читателю становится очевидным, что отношения людей в Белогорской кре­пости вполне определяются словами из «Недоросля».

Желающие могут подготовить рассказ — жанровую зарисовку жизни Белогорской крепости в мирное время.

Рассказ о мирном течении жизни в Бе­логорской крепости может вполне совпа­дать с пересказом главы III «Крепость». Стоит рассказать о весьма скромном ук­реплении, патриархальности быта, и об неразрывности связи с официальными ре­шениями, которые все же принимаются и в мирное время, о том, как идет служба военных. Можно ввести в этот рассказ, например, описание того, как была вы­брана изба для проживания Гринева. «Отведи Петра Андреича к Семену Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород». Вот и мотив для постоя вновь прибывшего офицера.

Внимательно прочитайте краткое описание пейзажа, открывающегося из окна избы Семена Кузова, к которому Гринев был определен на пос­той. Какую роль это описание играет в главе?

Место, куда был определен на житье Гринев, находилось на самом краю кре­пости, на высоком берегу реки. «Передо мною простиралась печальная степь. На­искось стояло несколько избушек; по ули­це бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала сви­ней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем». Это описание подготовило читателя к осознанию состояния молодого офицера: «И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»