Комплекс капитолия в чандигархе. Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере-Гри)

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Общий вид Секретариата

Чандигарх - административная столица Пенджаба, Индия, основан в 1951 году и застраивался в период 1951-1965 гг. по генеральному плану Ле Корбюзье. Место - пустое скалистое плоскогорье; заказчик - правительство едва обретшей независимость страны, жаждущее самоутвердиться; население - неграмотные бедняки, веками привыкшие принимать то, что им навязывают. Идея и архитектура Чандигарха - воплощение европейского миссионерского колониализма в духе философии Просвещения: "свет цивилизации облагородит туземцев". Заметим, что этот символ покровительственного отношения к странам Третьего мира был построен под лозунгом освобождения Индии от колониального гнета. В Чандигархе градостроительные идеи Ле Корбюзье впервые смогли реализоваться свободно.


Генеральный план Капитолия и эскизная перспектива Ле Корбюзье

В Европе радикальные предложения, вроде сноса парижского квартала Марэ с целью создания широких транспортных проспектов (по которым было в соответствующие 30-е годы еще некуда ехать), естественно, не находили отклика и отчасти воплотились только при реконструкции разрушенных войной городов и планировке окраин.


План Чандигарха

В Пенджабе сносить было нечего, и там пространственная сетка, основанная на пропорциях Модулора, могла свободно раскинуться по плоскогорью. Применение пропорциональной системы к утопическому проектированию целого города - фактор, обозначающий связь предложений Ле Корбюзье с европейской архитектурной традицией.

Этой связи он сам не замечал и идею ее считал едва ли не оскорбительной для себя, ведь еще в молодости, изучая архитектуру путем самообразования, не знакомый с теорией, сталкиваясь с чем-то новым Ле Корбюзье каждый раз изобретал велосипед, "открывая" закономерности пропорций и планировок. Так, в Акрополе он "обнаружил" сбитые оси, соразмерность архитектуры человеку и многие другие известные вещи... Весь творческий путь Ле Корбюзье - парадоксальное путешествие к вырабатыванию уже существующих базовых принципов, к созданию нового ордера и словаря символических архитектурных форм. Самообразование Корбюзье шло по проторенному пути развития человеческой философии, остановившись приблизительно в конце XVIII века, когда особенно популярны были и утопические идеи, и механистическое пропорционирование: его мир - это ботаника Линнея, физика Декарта, социализм Сен-Симона и градостроительство Л"Анфана. Он самостоятельно додумался и до объяснения всех явлений законами механики, и до социалистической теории образца Кампанеллы с его идеальным "Городом Солнца", где все устроено так, чтобы диктовать жителям наилучший (по мнению властей) образ жизни. Комплекс зданий Капитолия в Чандигархе - пример новой ордерности и символичности в архитектуре Корбюзье, попытки придать его излюбленным формам смысловую нагрузку - так, вогнутый козырек здания Ассамблеи, возникавший до того в капелле Роншан, был корбюзианской "заменой" купола, символа священности сооружения.

Планировка города в целом - образец синтеза творческого метода и идеологии. Утопический символизм здесь полностью реализовался в функциональном насыщении пропорциональной планировочной сетки.

Дворец правосудия, план

В Чандигархе впервые была применена система "секторов" - микрорайонов 800х1200м, по контуру которых идет объездная магистраль. На территории сектора имеются все культурно-бытовые объекты и организован полный 24-х часовой жизненный цикл населения, численность которого может колебаться от 5 до 25 тысяч человек. По сути, это стандартная "жилая единица" Ле Корбюзье, для которой он весьма подробно разработал все параметры, обеспечивающие "идеальные условия" человеческого существования.


Дворец правосудия, разрез

Люди у Ле Корбюзье одновременно жестко систематизированы (и каждой социальной группе, например, "холостякам", положена строго определенного типа квартира) - и слиты в какую-то бесформенную массу, которая не может сама о себе позаботиться. Архитектор должен сделать это за них. Однако, как в Европе 1400 жителей "единицы" Нант-Резе вынуждены входить в свой дом по мостику шириной 1.83м, так и в Чандигархе разговоры о "человеческом измерении" планировки обернулись полным ее отсутствием, правда, с перекосом в другую сторону. В Капитолии для того, чтобы попасть из Секретариата в Верховный суд, требуется не меньше 20 минут идти под лучами индийского солнца... Чандигарх, по меткому замечанию Кеннета Фремптона, это город для автомобилей, созданный в стране, где не у всех есть велосипеды. "Не у всех" - еще мягко сказано. Чандигарх - это последний остров колониальной идеологии на чужой земле, не имеющий никакого отношения к поселенным здесь людям. С таким же успехом его могли построить инопланетяне или боги: собственно, "комплексом бога", которым европейцы традиционно страдают в отношении своих колоний, он и сформирован. "Знак", с которым проводилась колонизация, не имеет никакого значения: в данном случае идея благоденствия диктовалась безответным туземцам едва ли не с большей тоталитарной жесткостью, чем прежняя власть британской империи.

Интересно другое - в Чандигархе, где и природа, и люди принимали искаженную форму европейской экспансии с обманчивой безучастностью, средовой контекст одержал странную победу над колониализмом. Этот чужой город превратился в ландшафт: как руины, захваченные бандар-логами в "Книге Джунглей" Киплинга, постройки Чандигарха сегодня стали природными формами, на которых люди живут своей жизнью и строят свои, удобные им дома - глинобитные хижины, которые лепятся к обшарпанным бетонным стенам полузаброшенных индустриальных жилых ячеек.


Фантстические сооружения на крыше Дворца правосудия

Чандигарх - подлинный символ триумфа и трагедии архитектуры тоталитарного колониализма, в основе которой лежит принцип бесправности "адресата", архитектуры для тех, кто вынужден и готов довольствоваться, тем, что ему дали. Архитектура бедных, которые оставили надежду стать богатыми, архитектура для людей, которые никуда не стремятся. Но, странным образом, именно тоталитарность архитектуры лучше, чем использованные Корбюзье индийские мотивы формообразования, ввела Чандигарх в местный культурный контекст. Сегодня, как и 50 лет назад, этот "идеальный город" заполнен нищими, которые охотно практикуют в его бетонных декорациях основную добродетель индуизма - смирение.
Евгения Микулина

Когда в 1947 г. Пенджаб был разделен между Пакистаном и Индией, древняя столица Лахор была присоединена к Пакистану. Для восточного Пенджаба с его 12,5-миллионным населением возникла необходимость в создании новой столицы. Прекрасный участок для застройки был найден у подножия Гималаев.

Новая столица Чандигарх, названная так по расположенной вблизи деревне, рассчитана на полмиллиона жителей. Проектирование жилых районов, домов и школ находилось в ведении Пьера Жаннере, Максвелла Фрай и Джейн. Они сотрудничали со штатом архитекторов и инженеров, состоящим исключительно из индусов. Строительство Капитолия было поручено Ле Корбюзье, который нес также ответственность за разработку окончательного генерального плана всего города.

Ле Корбюзье, который соединял в одном лице градостроителя, архитектора, художника, скульптора и человека с острой восприимчивостью поэта, должен был претворить мечту в действительность.

В альбоме эскизов мастера можно проследить, как постепенно, линия за линией, выкристаллизовывался образ нового здания Капитолия, как оно становится громадным монументом, в котором впервые западное и восточное духовное богатство беспрепятственно вступают во внутреннюю взаимосвязь. Западный конструктивный расчет, бетонный свод-оболочка и огромных размеров крыша в форме крыльев бабочки, которую обычно применяли в железобетонных сооружениях, здесь на наших глазах превращаются в элементы сказочного здания Востока.

Комплекс Капитолия состоит из зданий парламента, министерств и здания Верховного суда. Строительство здания Верховного суда с его семью судебными палатами начато в 1953 г. Здание перекрыто огромной крышей в форме крыльев бабочки, которая дает тень и служит защитой от тропического солнца и дождей. Огромные наклонные карнизы крыши вынесены далеко вперед.

Параболические своды-оболочки придают жесткость зданию и перекрывают открытый входной холл, высота которого равна высоте всего здания.

Европейский глаз поражают большие расстояния между отдельными зданиями. Но это не будет мертвой зоной. Ле Корбюзье как скульптор решил создать огромную поверхность с меняющимися уровнями, большими бассейнами, зелеными лужайками, отдельными группами деревьев, искусственными холмами, а также гармоничную спираль, символизирующую ежедневный путь солнца. Доминирующим символом комплекса является «открытая рука», которая «будет поворачиваться на шарикоподшипниках подобно флюгеру».

Э.Л. Варма, который нашел строительную площадку для Чандигарха, в письме к Ле Корбюзье пишет: «У нас существует слово, «ram bharoza», которое означает глубокую веру в совершенное. Я живу с этой верой и ощущаю радость при виде нового города. Ваша философия «открытой руки»- это обращение ко всей Индии. То, что мы дали Индии и что мы получаем из Вашей «открытой руки», может стать источником нового вдохновения в архитектуре и градостроительстве Индии».

Великий архитектор 20 века Ле Корбюзье считал, что архитектура — это «искусство строить».

«Искусство делает людей лучше, всех без исключения, даже архитекторов, зубных врачей и юристов» .
Ренцо Пьяно, архитектор

Попытаемся подробнее рассмотреть такое явление, как архитектура? Ответ на вопрос "что такое архитектура?" ещё в I веке до н. э. дал древнеримский архитектор Витрувий , заявив, что архитектура основывается на трёх началах: прочность, польза и красота . На протяжении многих веков менялись разные направления и концепции в архитектуре, попеременно выдвигая на пьедестал одно из трёх начал. В каждом столетии находился свой гений, предлагавший новый взгляд на архитектуру, однако, сколько бы времени ни проходило, всё вращается по-прежнему вокруг прочности, пользы и красоты.

Многие народы и культуры внесли свой вклад в историю архитектуры. Первопроходцами были греки, создавшие три ордера, т. е. особые порядки в расположении частей здания: строгий — дорический, изящный — ионический, пышный — коринфский. Расцвет греческой архитектуры пришелся на 5 век, когда в Афинах на холме Акрополь были построены его знаменитые храмы. Наследники греческой культуры римляне первые научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперед в строительной технике. Самые замечательные памятники римской архитектуры относятся к первым столетиям нашей эры. Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечений: цирки, амфитеатры, термы. Самый большой римский амфитеатр Колизей вмещал 50 тысяч зрителей. С падением Рима архитектура разделилась вместе с разделением империи. Самое знаменитое сооружение Восточной Римской империи Византии — колоссальный храм Святой Софии в Константинополе, с громадным легким куполом. Купольной архитектуре Византии следовала архитектура Древней Руси, получившей свое крещение от Византии и ставшей ее наследницей. Европейское средневековье создало две архитектурные системы: романскую (от слова «романус» — «римский») и «готическую» (название произошло от высоких и острых шатров варваров-готов). Романский храм подобен крепости; он строг, величествен. Готический собор , наоборот, светел, прозрачен, легок. Его арки вместо полукруглых римских стали заостренными, ребристыми.
В эпоху Возрождения внимание к земному человеку привело к появлению совершенно особой архитектуры. Высшего своего расцвета архитектура Ренессанса достигла в конце 16 века в творчестве итальянского архитектора Андреа Палладио , который создавал свои постройки в Венеции и в венецианской округе.

На смену спокойным архитектурным формам Возрождения пришло бурное и пышное барокко («барок» означает «вычурный, сложный»). Барокко царствовало в Европе в 17 и 18 веках. Его символом стал собор Святого Петра (творение великого Микеланджело) в Риме и площадь перед этим собором (архитектор Лоренцо Бернини). Одновременно с у архитект рой барокко возникла архитектура классицизма. Если барокко — это чувства , то классицизм — порядок спокойная и серьезная мысль. Одним из знаменитых соперников барочного собора Святого Петра является собор Святого Павла в Лондоне (архитектор Кристофер Рен).

Творения русских архитекторов (особенно 18 века и начала 19), таких как Баженов, Казаков, Расстрелли, Росси, обессмертили имена своих создателей.

19 и 20 века для архитектуры стали веками экспериментов и гениальных открытий. Металл, стекло, железобетон, легкие, парящие конструкции, бесконечная фантазия, любовь к простой геометрии — вот признаки новой архитектуры. Символами этой архитектуры стали Эйфелева башня в Париже (1889) и первые чикагские небоскребы, вознесшиеся выше пирамид, готических соборов, Эйфелевой башни. Архитектура небоскреба — это полный отрыв от земли, превращение его в часть огромной машины города.

Растение, скелет животного, пропорции человеческой фигуры в не меньшей степени привлекали архитекторов. Каталонский архитектор Антонио Гауди строил свои здания, превращая их в фантастические существа.

Простые и в то же время символические формы архитектуры привлекали великого архитектора 20 века. Ле Корбюзье. Его знаменитая капелла в Роншане напоминает ковчег или две обнявшиеся человеческие фигуры и тоже уподоблена скульптуре. Другой выдающийся пример «превращения» постройки в скульптуру, в здании американца Франка Ллойда Райта, построившего в Нью-Йорке музей Гуггенхейма со спиральным, напоминающим завиток раковины, пандусом.

С современной архитектурой у меня ассоциируются такие имена, как Гауди, Корбюзье, Ренцо Пьяно,

В XX столетии одним из таких гениев стал Ле Корбюзье , сформулировавший «Пять отправных точек современной архитектуры». Ко всем этим приёмам разные архитекторы прибегали неоднократно, но именно Ле Корбюзье объединил их в целостную систему: стойки, плоская крыша, свободная планировка, удлинённое окно, свободное оформление фасада .

В 1926 г. были сформулированы знаменитые «пять пунктов» архитектуры Ле Корбюзье:

1. Дом устанавливается на опорах, а под ним продолжается зелёная зона.

2. Свободная планировка: при необходимости внутренние перегородки помещения можно располагать по-разному.

3. Ненесущая фасадная стена; оформление фасада в зависимости от гибкой планировки.

4. Оконные проёмы сливаются в единое ленточное окно. Такие окна не только дают лучшее освещение, но и формируют особый геометрический рисунок фасада.

5. Плоская крыша-терраса с садом должна возвращать городу ту зелень, которую отбирает объём здания.

Сегодня мы будем говорить о творчестве замечательного мастера, который сильно повлиял на современную архитектуру. Современные архитекторы, не обладая таким талантом, как у Корбюзье, но прикрываясь его идеями, творят железо-бетонный коробки, вообще отрекаясь от основных критериев архитектуры (польза, прочность, красота).

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ (Le Corbusier) (наст. фам. Жаннере, Jeanneret) Шарль Эдуар (1887-1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. В современной технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. Один из создателей современных течений архитектуры (рационализма, функционализма), применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку (дом Центросоюза в Москве , 1928-35; жилой дом в Марселе , 1947-52). В 50-60-х гг. создавал большие городские ансамбли (Чандигарх в Индии , 1951-56), стремился к свободе и гибкости пространственно-пластической структуры здания (капелла в Роншане , 1950-53).

Ле Корбюзье необыкновенно последователен в своих композициях. Он рассматривает город как организм, жизнь которого зарождается в первичной клетке и затем распространяется по всему обширному пространству. В этот непрерывный творческий процесс он вкладывает идею человечности, доброты и демократичности. Корбюзье архитектурное сооружение рассматривал как пластическую форму, полную света и тени, «вылепленную» из строительного материала.

Но прежде, чем говорить о творчестве Корбюзье нужно посмотреть его творения.

Начнем, пожалуй, с самого знаменитого произведения неоэкспрессионизма с осмотра капеллы в г. Роншане (Франция), построенная в 1950-55 гг. по проекту Ле Корбюзье . Её композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан.

Христианская часовня на этом месте в Ровшане существовала с XIII века. Она была основана на месте разрушенного языческого храма. Ее здание неоднократно строилось заново. Так, часовня сгорела в 1913 году от удара молнии, а следующее здание, предшествующее постройке Корбюзье, было разрушено при немецкой бомбардировке в 1944 году. Когда Ле Корбюзье предложили создать здесь храм, то Шарль-Эдуар, не будучи религиозен, поначалу отнёсся к предложению скептически и отказался. Однако, поездка в Роншан убедила его взяться за проект при условии, что католическая церковь предоставит ему полную свободу творческого самовыражения. с 1950 по 1954 гг. лет строилась капелла. Первоначально нестандартное здание вызывало бурные протесты местных жителей, которые отказывались подавать в храм воду и электричество, однако к настоящему времени туристы, приезжающие посмотреть на него, стали одним из основных источников дохода роншанцев.

Железобетонная прихотливо изогнутая плита покрытия перекликается с образом шатрового навеса, а нерегулярная форма наружных стен с кажущимися случайными по форме и расположению световыми проёмами способствует созданию иррационального внешнего облика и внутреннего пространства, отвечающей мистической программе храма.

Похожую на скорлупку крышу капеллы поддерживает железобетонный каркас, который спрятан в утолщенные к торцам, плавно изогнутые стены. Восточная стена, испещренная глубокими проемами витражей, превращается над алтарем в некий парадный балдахин. Многочисленные проемы соединяют интерьер капеллы с внешним пространством. Храм будто включает в себя и луг, и панораму окрестностей.

Самый интересный архитектурный элемент в Нотр-Дам-дю-О - массивная (почти романская) южная стена, буквально усеянная многочисленными окошками и витражами, что создает неповторимую игру света, похожую на ту, что бывает в готических соборах, но реализованную в духе модернизма ХХ столетия.

Кроме того, Ле Корбюзье удалось удивительным образом связать церковный интерьер с внешним пространством. Находящийся у восточной стены алтарь располагается частично внутри, а частично снаружи. Через окошко над ним с внешней стороны можно рассмотреть и фигурку Богородицы, что позволяет проводить церковные службы даже под открытым небом, в чем иногда действительно возникает необходимость из-за большого количества паломников и туристов. И тогда все здание капеллы как бы становится огромным алтарем.

Сразу после возведения капелла Нотр-Дам-дю-О была признана шедевром современной церковной архитектуры. Правда, с этим долгое время не были согласны жители Роншана. Изначально они даже отказались подводить к церкви коммуникации (воду и электричество). А католическая церковь до сих пор относится к строению настороженно, ведь в нем не реализовано почти никаких признанных церковных канонов: ни лишней символики, ни даже креста в плане. В этом смысле Нотр-Дам-дю-О от Ле Карбюзье правильнее было бы назвать мечтой атеиста о храме Божьем, настолько все просто: только ты, алтарь и Богородица. Но к Богу идут разными путями. А присутствие Божественного в капелле настолько очевидно, что со временем работу Ле Карбюзье признали не только поклонники современной архитектуры, но также верующие и священнослужители.


В сентябре 2011 года в местечке Роншан на Вогезской возвышенности, рядом со знаменитой во Франции паломнической церковью Notre Dame du Haut, открылс новый монастырь ордена клариссинок и здание для паломников. Этот комплекс построил не менее знаменитый архитектор Ренцо Пьяно, которого многие знают, как автора центра Помпиду, Старой Гавани в Генуе и аэропорта в Осаке.

Итальянская святая Клара Ассизская (Кьяра Оффредуччо, 1194 - 1253) - одна из первых последователей св. Франциска Ассизского и основательница ордена клариссинок.

Заказчиком Ренцо Пьяно выступила организация Association Oeuvre Notre Dame du Haut, которая в 1950-х поручила строительство капеллы Ле Корбюзье. По мнению ее руководства, капелла Нотр-Дам-дю-О стала восприниматься как самодостаточный объект — шедевр архитектуры, а ее религиозное значение отошло на второй план. Чтобы вернуть туда духовную жизнь, было решено построить рядом маленький монастырь кларисс, всего на 12 монахинь. Кроме того, план предусматривал возведение нового посетительского центра.

Чтобы сохранить в неприкосновенности облик капеллы и ее окружение, новые постройки вписаны в склон холма, на котором стоит шедевр Ле Корбюзье. Верхний уровень занимает ораторий — молельная комната. Ниже расположены 12 келий, каждая из которых получила свой садик. Чуть в стороне, у подножия холма, устроен посетительский центр. Он заменил существовавшее до него отдельное строение розового цвета, закрывавшее виды на капеллу для поднимавшихся к ней посетителей. Ренцо Пьяно считает большой удачей снос этой постройки, а также полагает, что «холм много выиграл» от его архитектурного вмешательства, получив более ясную и четкую структуру.

Ренцо Пьяно, которому не раз приходилось проектировать здания, находящиеся в непосредственной близости к знаковым сооружениям разного рода, отметил, что ему нельзя было сделать ошибку, «вступив в соревнование с Ле Корбюзье», но «стушеваться и отойти на задний план» тоже было невозможно; такой проект требовал большого хладнокровия и тонкости. В результате, он представил палн молельни площадью 400 кв. м и других необходимых монастырю построек площадью 1500 кв. м, которые утоплены в склон холма, на котором стоит капелла Нотр-Дам де О. Все постройки будут находиться в лесу, но специально скрывать их от людских глаз архитектор не намерен. С вершины холма их видно не будет, но их «присутствие» посетители ощутят.

Молох за работой - Дворец правительства в Чандигархе. Ле Корбюзье было больше 60 лет, когда он начал работать над проетом нового города. О такой возможности он долго мечтал и еще в 1922 году создал план города для трех миллионов жителей .

Французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965) многие считают редчайшим и оригинальнейшим талантом. Однако некоторые критикуют его как создателя современной и нередко отвратительной архитектуры XX века. Его настоящее имя было Шарль-Эду-ар Жаннере, но сам он называл себя Ле Корбюзье. В 1951 году, пережив много разочарований и неудач, он смог наконец осуществить свою мечту: построить целый город. Предложение, однако, поступило не из Европы и вообще не из западной части земли, а из Индии. Северный штат Пенджаб потерял свою столицу - город Лахор, который после разделения государств в 1947 году принадлежал уже Пакистану. Теперь официальные круги желали, чтобы для оставшейся в Индии части штата Пенджаб была выстроена новая столица. Чандигарх должен был стать первым городом-новостройкой в Индии после Джайпура, заложенного в 1728 году. Было выбрано место, уже начались строительные работы, как вдруг один из главных архитекторов проекта погиб в авиакатастрофе. После этого продолжать работы был приглашен Ле Корбюзье. Было запланировано, что он выполнит только проекты главных административных зданий, но фактически он изменил всю планировку города.

На здании Верховного суда - солнезащитная решетка из бетона, она предохраняет от жгучего солнца все внутренние помещения .

Это место находится в горах Сивалик между двух рек. Было вырыто большое искусственное озеро, вокруг которого ведет теперь приятная прогулочная дорога. Весь город засадили цветущими деревьями. Чандигарх разделен на секторы-микрорайоны широкими бульварами. Многие важные здания построены на сваях. Ле Корбюзье спроектировал Дворец правительства, Парламент и здание Верховного суда. Предложенный им проект дворца губернатора осуществлен не был.

Одну широкую улицу он предусмотрел в качестве главной оси. По одной ее стороне должен был стоять Дворец правительства, по другой - Верховный суд, что и было реализовано. Эти улицы и здания жестоко критикуют за то, что они не ориентированы ни на потребности, ни на пропорции человека, несмотря на то, что Ле Корбюзье применял собственную гармоничную систему мер, так называемый "модулор", в основе которого идея о человеке как мере всех вещей.

Здание библиотеки Чанди-Бхаван в форме лотоса было спроектировано кузеном Ле Корбюзье Пьером Жаннере .

Комплекс Чандигарх подвергался критике еще и потому, что был задуман как город с оживленным автомобильным движением. И это в стране, где лишь немногие имеют машины. Критики считают, что Чандигарх спроектировал архитектор, который не приложил никаких усилий к тому, чтобы посмотреть Индию и изучить образ жизни индусов.

Наиболее оригинально здание Верховного суда, в котором находятся Верховная и восемь Малых судебных палат. Верховная судебная палата и вправду на один этаж выше, чем все остальные, двухэтажные. У каждой из восьми Малых палат отдельный вход, и их подразделение можно ясно распознать прямо по фасаду здания. На фасаде - геометрическое солнцезащитное устройство, изобретение Ле Корбюзье, которое он апробировал еще в 1930-е годы. Оно представляет собой глубокую решетку, закрывающую полностью фасад здания и предотвращающую попадание прямых солнечных лучей. Эта система в особенности подходит для индийского климата.

Другими достопримечательностями Чаяди-гарха считаются розарий, наверное, самый большой в Азии, и причудливый сад в камнях невдалеке от озера.

В Музее им. Пушкина открывается большая выставка, посвященная пионеру современной архитектуры - Ле Корбюзье. «Афиша» вспомнила главные постройки классика и узнала, что с ними происходит сейчас.

В ГМИИ им. Пушкина привозят графику, живопись, проекты и макеты самого важного архитектора XX века — Ле Корбюзье. Родившийся в Швейцарии в 1887 году, он стал адептом модернистской архитектуры в мастерской Петера Беренса, где работал бок о бок с другими отцами-основателями модернизма — Людвигом Мис ван дер Роэ и Вальтером Гропиусом. Переехав в 1919 году в Париж тогда еще под своим настоящим именем — Жаннере, — он стал работать в «Обществе по применению армированного бетона», водить дружбу с Браком и Пикассо, а потом и издавать провокационный архитектурный журнал L’Esprit Nouveau — «Новый дух», в котором нападал на буржуазную архитектуру, не отвечающую требованиям времени. В 1925 году он уже показал проект реконструкции центра Парижа — «План Вуазен», — по которому нужно было снести 240 гектар старого города ради небоскребов и широких проспектов. План вызвал шок у старой архитектурной гвардии и восторг у архитекторов-модернистов по всему миру — и с тех пор это случалось более или менее с каждым проектом архитектора.

Жилой дом в Вайссенхофе


Построен в 1927 году как образец нового жилья, сейчас работает как музей

Район Вайссенхоф в немецком Штутгарте был построен как выставка образцового нового жилья — кроме дома Ле Корбюзье тут есть дома, построенные Мисом ван дер Роэ, Петером Беренсом и другими. Дом Корбюзье построен из кирпича и сверху покрыт штукатуркой. Это самая первая постройка, в которой нашли себе применение его знаменитые пять архитектурных идей: ленточные окна, сад на крыше, тонкие колонки на первом этаже, которые придают зданию парящий вид, свободная планировка внутри и фасад, который не несет на себе никакого веса — всю тяжесть несут расположенные внутри постройки опоры (что, в частности, и позволяет делать ленточные окна). Сейчас дом отреставрирован и в нем восстановлены оригинальные интерьеры: например, гостиная с подвижными перегородками и спальня с раскладными кроватями, которые в дневное время должны были убираться в некое подобие шкафов из бетона.

Вилла «Савой» в Пуасси


Построена в 1928-1931 годах для промышленника Пьера Савоя, входит в число национальных памятников Франции и функционирует как музей

Вилла «Савой», загородная вилла в Пуасси, в 33 км от Парижа, — канонический пример использования пяти принципов, сформулированных Корбюзье. Дом изначально гордо и одиноко стоял посреди большой лужайки — идеал модернистского пуризма, приватное жилище для богатого и счастливого человека нового времени. Но судьба виллы и владельцев была трагической: во время нацистской оккупации ее занимали немецкие войска, потом — американские. Уходя, немцы залили в канализацию цемент, а американцы стреляли ради развлечения по ее окнам. После войны разоренная и овдовевшая мадам Савой переехала жить на соседнюю ферму, а виллу использовала как сарай, выращивая вокруг нее картошку. Постепенно Пуасси из деревни превратился в пригород Парижа: местные власти чуть не снесли виллу, чтобы построить на ее месте школу. Только после того, как в 1965-м Корбюзье умер и был с большой помпой похоронен как герой Франции, вилле дали статус национального памятника. К тому моменту у нее обвалилась крыша и вид на нее загораживало здание построенной-таки рядом школы. Но потом ее отреставрировали как следует (работы велись с 1965 до 1997 года). Сегодня ее снова окружает идеальный газон, она сверкает белизной, и вид на нее ничто не загораживает.

Здание Центрального союза потребительских обществ в Москве


Построено в 1930-1936 годах, сегодня в здании размещается Росстат

Для Москвы этот проект стал революционным: Корбюзье спланировал учреждение нового типа для новой жизни в новой стране. В духе времени, дом больше напоминает комбинат или какую-то машину-трансформер, чем офис. В глаза сразу бросается зал заседаний, который выделен в отдельный объем и нависает над главным входом, опираясь только на характерные для Корбюзье тонкие колонки. Внутри вместо лестниц — пандусы, по которым служащие спускаются как по ленте конвейера. Остекление, закрывающее большую часть здания, было частью сложной системы кондиционирования. Но нормально окна так и не работали, причиняя служащим много проблем, — летом было душно, а зимой холодно. Сейчас попасть в здание можно, если только договориться о посещении с охраной: это госучреждение, и там действует пропускной режим.

Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке


Комплекс построек, возведенных в 1947 - 1951 годах группой архитекторов, в которую входил и Ле Корбюзье. Сегодня здесь расположен только Секретариат и зал Генеральной Ассамблеи ООН

После окончания войны Нью-Йорк буквально упросил ООН строить здание именно здесь, землю под строительство дали бесплатно — в тот момент это было для города большой честью. Штаб-квартиру, символизировавшую идеалы демократического послевоенного Запада, построили в районе, где до того были только скотобойни и карандашная фабрика. Для проектирования был созван целый совет из архитекторов, Корбюзье разработал архитектуру главного входа — изгибающуюся ангароподобную крышу. Уоллес Харрисон, курировавший проект, осуществлял синтез предложенных идей — и, говорят, Корбюзье уехал из Америки серьезно обиженный тем, что его решения подверглись не слишком деликатной переработке. Роль Корбюзье в проекте вычленить сложно — его имя даже не значилось в финальном списке архитекторов, принято считать, что его идеи «сильно повлияли на общий облик здания». К 1990-м годам состарившаяся штаб-квартира со всеми ее когда-то новаторскими решениями стала обузой для Нью-Йорка. Налоговая политика рейгановского правительства ввергла ООН в «хроническую нищету», и тратить деньги на поддержание памятника становилось все сложней. В 1999-м ситуация обострилась: отопление и кондиционирование обходилось в 10 млн долларов в год, во многом из-за 5400 окон, которые проектировались, когда энергия стоила гораздо дешевле. И когда Дональд Трамп собрался строить новый небоскреб прямо возле штаба, мэр Джулиани отказался вмешиваться в ситуацию: Нью-Йорку 1990-х символ демократии прибыли, даже символической, уже не приносил. Но в конечном итоге решение о реконструкции все же было принято в 2010-м: она обойдется в 2 млрд и должна закончиться к 2013 году.

Город Чандигарх в Индии


Город в Северной Индии, частично спланированный Ле Корбюзье, строился с 1951 по 1960 годы

Первые градостроительные идеи Корбюзье были хорошо известны своей радикальностью, проект «Город на 3 миллиона жителей» — строгая геометрия, большие проспекты, небоскребы, окруженные зеленью, — настоящий модернистский рай. Когда выдался случай спланировать настоящий город, причем в чистом поле у подножия Гималаев, Корбюзье прибег к более сложной структуре. Город разделен на сектора, каждый со своей функцией: жилой, индустриальный, университетский и так далее. Главные постройки — Секретариат, Верховный суд и зал Ассамблеи — находятся в наименее посещаемой части города, сейчас вокруг них всегда довольно-таки безлюдно, в то время как другие части города кипят жизнью. Они образуют циклопическое бетонное ядро города: Секретариат — огромная постройка высотой в 10 этажей, по соседству стоит Верховный суд с зонтичной крышей, которая рассчитана на индийскую жару, сменяющуюся проливными дождями. Корбюзье и его брат Пьер Жаннере проектировали не только улицы и дома, но даже мебель, поскольку в построенном на голом месте городе не было мебельных магазинов — остатки этой мебели коллекционеры скупают сейчас на государственных аукционах и перепродают за большие деньги на Christie’s.

«Марсельский блок» или Unité d’Habitation


Многоквартирный дом, построенный в 1952 году

Простой бетонный параллелепипед с фасадом, расчлененным на мелкие модули лоджиями, приподнят над землей на колонках и напоминает гигантский сервант. В здании 12 этажей, рассчитано оно на 1500 человек. Жилые ячейки тут спроектированы нескольких разных типов — от маленьких для холостяков до больших для многодетных семей. Изначально были спроектированы помещения для кафе и магазинов и сад на крыше, сейчас один из этажей занимает «Hotel Le Corbusier». Здание поддерживается в сносном состоянии, но назвать его идеальным нельзя. Постояльцы гостиницы жалуются, что туалеты и ванные содержатся не слишком аккуратно, раскладушки сломаны, и хотя в некоторых апартаментах сохранились оригинальные кухни, которые проектировала соавтор Корбюзье Шарлотта Перрьян, пользоваться ими нельзя. Да и жить в самых маленьких ячейках — они не больше корабельной каюты — не слишком приятно. Но такая спартанская планировка диктовалась послевоенной нехваткой жилья. В гостинице работает ресторан под названием «Брюхо архитектора».

Здание Ассоциации владельцев ткацких фабрик в Ахмадабаде

Общественное здание (1954)

Кроме как в Чандигархе, куда он приехал по приглашению Джавахарлала Неру, Корбюзье строил в другом индийском городе — Ахмадабаде. К ахмадабадским проектам относится здание Ассоциации владельцев ткацких фабрик — существующей с конца XIX века и очень влиятельной тогда корпорации, бывшей основой экономического процветания города. Фасад дома поделен на глубокие ячейки, стены которых поставлены под углом и дают прекрасную тень, — кажется, что в этом здании всегда прохладно, это открытая, продуваемая структура из грубого бетона (beton brut), который так любил на этом этапе своего творчества Корбюзье. Прямо внутри бетонной сетки растут деревья, а к главному входу ведет бетонный пандус. Главный холл разрезает здание пополам, занимая три ячейки по вертикали. В самом здании всего несколько офисов, но очень много открытых пространств, предназначенных для приемов и собраний. И в отличие от внешней коробки здания, с ее регулярными формами, внутри Корбюзье использовал изогнутые, пластичные линии, — например, в плавных изгибающихся стенах главного зала. Говорят, что ткацкие предприятия в основном уже исчезли из Ахмадабада, но Ассоциация все еще остается в здании.

Капелла в Роншаме


Церковь (1955)

В белой, возвышающейся на холме капелле уже не найдешь кристально ясных форм раннего периода Корбюзье: тут его стиль становится куда более экспрессионистским, некоторые даже улавливают в формах капеллы влияние сюрреалистов. Разнокалиберные, свободно разбросанные по фасаду окна внутри дают необычные световые эффекты. Толстые стены, скругленные объемы, тяжелая крыша, делающая здание похожим на деформированный гриб, — чувствуется влияние живописных экспериментов — этот период в творчестве Корбюзье называют «новый пластицизм». Капелла спокойно функционировала по прямому назначению, попутно привлекая до 100 тысяч туристов в год до недавнего времени, пока по соседству не было решено выстроить монастырь для сестер ордена Святой Клары. Его проектировал Ренцо Пиано, и теперь там в кельях из стекла и бетона, покрашенных изнутри в оранжевый цвет, живет 16 пожилых монашек.

Монастырь Ла Туретт в Лионе


Построен по заказу лионских доминиканцев между 1957 и 1960 годами. С момента постройки функционирует как монастырь

Комплекс монастыря из грубого серого бетона выстроен Корбюзье, который, между прочим, считал себя еретиком-протестантом, в лесу под Лионом и в плане приблизительно напоминает традиционный монастырский комплекс с квадратным двором-клуатром посредине — но, естественно, переработан в характерном стиле архитектора. Монастырь расположен на склоне холма, поэтому его постройки тоже как бы спускаются вниз по горе. Тут снова использована игра со светом, который пробивается через проделанные в толще бетона отверстия. Монастырь рассчитан на 100 братьев, которые живут, молятся, учатся и работают тут и по сей день, выражая при этом недовольство большим количеством экскурсантов, — настоятель вечно борется с туристами, пытаясь ограничить количество и время посещений. Совсем избавиться от туристов братьям не удалось, но культурный центр, который существовал на территории монастыря, они все-таки с территории выжили.

Национальный музей западного искусства в Токио


Первая публичная галерея западного искусства и единственная постройка Ле Корбюзье в Японии (1958-1959)

Открытие этого музея должно было знаменовать восстановление дипломатических связей между Францией и Японией после Второй мировой войны — в нем разместилась коллекция Мацукаты (богача, сколотившего состояние на военном судостроительстве во время Первой мировой и тогда же скупившего немало первоклассного модернизма в Париже), которую возвратило японцам французское правительство. Музей представляет собой огромный закрытый бетонный параллелепипед, как обычно у Корбюзье, как будто стоящий на одних только тоненьких колонках. Есть также и внутренние пандусы, сад на плоской крыше и вход, который осуществляется через лестницу, идущую с улицы прямо к единственному огромному окну в здании, вырезанному в бетоне на уровне второго этажа. В 19 79-м и 1997-м к музею пристроили два дополнительных крыла — но они особенно не повлияли на общий облик здания.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»