Как пойти в церковь в первый раз, как вести себя в православном храме. Как вести себя на литургии

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Инструкция

Готовясь к посещению храма, подумайте, что вы хотите сказать Богу, о чем помолиться, в чем покаяться.

На службу следует одеваться скромно, чисто и опрятно. Женщинам желательно надеть длинную юбку с блузкой или платье, скрывающее плечи, грудь и ноги выше колен, а голову покрыть платком. Макияж должен быть минимальным, а губы лучше не красить. Мужчинам нужно быть одетыми в брюки и рубашку, шорты и майки не допускаются, а головной убор при входе в храм полагается снять.

Чтобы поставить свечи, подать записки, помолиться у образов святых, приходите в церковь заранее, минут за 15-20 до начала службы. При входе в храм трижды перекреститесь правой рукой и поклонитесь. Отключите мобильный телефон, избавьтесь от посторонних мыслей.

Войдя в церковь, подайте записки о здравии и об упокоении родственников, друзей, знакомых. Поставьте свечи: за упокой – на канун с малым распятием, который отличается от других прямоугольной формой, а за здравие – на любой подсвечник. Приложитесь к образам святых, касаясь губами нижней части иконы.

Постарайтесь занять такое место, чтобы все видеть и слышать. Если тяжело стоять все богослужение, присядьте ненадолго на скамейку, но обязательно встаньте, когда откроют царские врата и во время чтения Евангелия. Не поворачивайтесь спиной к алтарю.

Во время службы не смотрите по сторонам, не разглядывайте прихожан, не разговаривайте, не отвлекайтесь от молитв и песнопений. Нельзя ходить по храму, передавать свечи. Если вы пришли в храм с детьми, объясните им, что нужно вести себя тихо, не шуметь и не бегать.

Когда священнослужители осеняют крестом, Евангелием, святой чашей или образом, перекреститесь и преклоните голову, а при осенении крестным знамением, кадилом или свечами нужно только поклониться. При славословиях Святой Троице или Иисусу, в начале и конце каждой молитвы, а также на словах «Господи, помилуй» и «Подай, Господи» следует креститься.

Запомнить весь порядок богослужения можно с опытом, а если такового нет, то просто делайте то же, что и остальные: креститесь, совершайте поясные или земные поклоны, преклоняйте голову, пойте и т.д.

Желательно отстоять всю службу, воспринимая ее не как повинность, а как жертву Богу. Если же по каким-то причинам вам нужно уйти до ее окончания, постарайтесь сделать это так, чтобы не побеспокоить других прихожан.

Источники:

  • Как правильно вести себя в Храме

У любого человека, даже атеиста, может возникнуть ситуация, когда ему нужно будет зайти и присутствовать на службе . Чтобы не оскорбить чувства верующих и не показать себя человеком невысокой культуры, вам необходимо будет соблюсти правила и соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к внешнему виду и поведению прихожан.

Инструкция

Особые правила существуют для женщин, которые собираются посетить церковную службу. В православный храм все они должны входить с покрытыми платками или шарфами головами и в юбках ниже колен. Руки должны быть тоже прикрыты. Мужчинам, наоборот, полагается снимать головные уборы при входе в церковь. Если вы находитесь в дороге и не можете переодеться, то при входе во многие церкви вы найдете коробки, в которых сложены платки и запахивающиеся юбки. Наденьте их и, выходя, снимите и аккуратно сложив, положите обратно. Когда вы собираетесь попасть на службу, снимите с лица косметику, некоторые строгие батюшки могут сделать замечание, увидев яркий лак на ногтях.

В храмах богослужение проходит три раза в день. Беспрепятственно войти и пройти помолиться, поставить свечи к любой иконе вы сможете, только если нет службы. Когда вы специально собираетесь посетить службу, явитесь заранее, войдите в храм до ее начала и займите свободное место. Перед этим не забудьте отключить мобильный телефон. Не следует лезть вперед тех, кто уже собрался в ее ожидании. Встаньте спокойно, не переходите с места на место, не вертите головой, разыскивая знакомых. Приготовьтесь к тому, что стоять придется два-три часа.

Иногда происходит так, что душа человека тянется в храм, но многие не знакомы с азами православия, не знают, как вести себя в церкви. Но храм Божий открыт для всех.

Православному христианину, прежде всего, необходимо именно желание веры и осознание того, что человек получает через веру: непреложные истинные и совершенные блага духовного общения с Богом и жизнь вечную. Сущность молитвы — наполнение ума и сердца высшим, дающим Богопознание.

Кроме личной молитвы, всем православным необходима молитва в Храме за Богослужением.

Как правильно вести себя в православной церкви

Новичку, только начинающему свой духовный путь, следует чувствовать себя свободно, следить за поведением других людей и делать также. Чтобы по незнанию не нарушить мир в душе других молящихся людей и не осквернить величие святого места, необходимо знать и соблюдать определенные правила для нахождения церкви.

Вот некоторые основные моменты:

  1. Если приближается священник, например, во время каждения ладаном, нельзя стоять у него на пути, а нужно отойти в сторону.
  2. Не следует вести себя как в музее, откровенно рассматривать окружающих. Как правило, принято стоять, слегка склонив голову.
  3. Находясь в маленькой церкви, в соборе или в монастыре, всегда нужно вести себя с благоговением.
  4. Если вы хотите присутствовать на церковной службе , то приходить желательно до начала служения за несколько минут.
  5. Нельзя входить в алтарь, а также поворачиваться к алтарю спиной.
  6. Если есть желание подпевать в молитве, то делать это нужно тихим голосом, следя за тем, не отвлекает ли ваше пение рядом стоящих людей.
  7. Сидеть в храме разрешается — при болезни или же при большом утомлении, то есть в немощи. Не допускается сидеть нога на ногу.
  8. Во время коленнопреклонённых молитв, которые случаются на разных службах, следует молиться вместе со всеми прихожанами. В этот момент и священнослужители в алтаре, и прихожане становятся на колени и соединяются в единой молитве (священник читает вслух специальные молитвы).
  9. Нельзя, если вы находитесь на территории храма, курить, а также брать с собой животных или птиц.
  10. Если идет чтение Евангелия, песнопения «Херувимской» или Евхаристический канон , следует просто стоять на месте и слушать. Не стоит ходить, разговаривать, также ставить в это время свечи.
  11. От замечаний ближним нужно воздерживаться, чтобы не вызывать у них смущения, или говорить тихим и доброжелательным голосом. Желательно оставаться на месте до конца службы, уйти можно, если есть необходимость или плохое самочувствие.

Для начинающих знакомиться с православием, бывает важно, в какой последовательности и к каким иконам подходить в церкви. В этом случае не существует строгого правила. Чаще всего, сначала стараются подойти к иконе, находящейся на аналое посредине храма. Это икона того святого, чей праздник отмечается в этот день.

Возле нее дважды крестятся и прикладываются губами и лбом, и снова крестятся. Затем подходят к иконам Спасителя, Богородицы и тем святым, к которым есть просьба или потянулась душа.

Как правильно ходить в церковь

Верующие христиане ходят в церковь каждое воскресенье - такова заповедь Божия.

Если вы идете на утреннюю службу, не принято перед этим сытно завтракать. Сытый желудок отдаляет от молитвенного настроя, потому многие христиане не завтракают перед походом в церковь.

Если же вы собираетесь исповедоваться и причащаться, то ни завтракать, ни пить воду, ни курить или принимать лекарство - нельзя. Святыня принимается на пустой желудок.

Как правильно заходить в церковь и что говорить при входе

Входить нужно со смирением и кротостью в сердце, чтобы вынести из храма оправдание, подобно евангельскому мытарю.

Входя в храм, следует трижды перекреститься поклониться в пояс. С каждый разом нужно повторять про себя слова Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную (грешного)».

Правила поведения для церкви

Для женщин:

  1. Представительницы женского пола, от маленьких девочек до пожилых женщин, ходят в храм Божий с покрытой головой - это благочестивая традиция. Для этого используется платок, шаль или накидка, в зимнее время некоторые стоят в шапках - это не запрещено, но будет жарко. Не рекомендуется носить широкополые шляпы, так как это будет мешать окружающим.
  2. Одежда выбирается неброская, чистая, при этом руки, плечи и грудь не оголяются даже летом (особенно строго в этом отношении в монастырях).
  3. Если женщина входит в брюках, можно перед входом обвязаться длинным платком, они обычно висят за входной дверью и предназначены для всех желающих.
  4. Губная помада должна быть стерта, чтобы не оставить следов, прикладываясь к иконам и кресту. Собираясь идти в церковь, не стоит наносить яркий макияж, это будет выглядеть неуместно.

Для детей:

  1. Если вы привели в храм ребенка, то за ним нужно следить. Желательно еще дома объяснить ему, что в церкви нельзя бегать и шалить.
  2. Если ребёнок расплакался, его надо попытаться успокоить или выйти с ним на улицу, чтобы не мешать службе и прихожанам.
  3. Если вы хотите причастить ребенка, то нужно учитывать, что выстоять всю службу ему может быть трудно, и поэтому можно выходить с ним на улицу или приходить позже, ближе к причастию, чтобы ребенок не устал и не начал капризничать. Как правило, все приводят детей на Херувимскую Песнь - около 11 часов.

Для мужчин:

  1. Мужчины, входя в храм, снимают головные уборы. Кроме того, они не должны быть в шортах или спортивных костюмах. Мы идем на встречу с Господом, это праздник души, и поэтому в старину, отправляясь в церковь, одевали самую праздничную одежду.
  2. На исповедь, причастие, елеопомазание (совершается на вечернем богослужении) - мужчины, мальчики и женщины с младенцами мужского пола подходят первыми. Это давняя традиция и во многих храмах её стараются соблюдать.

Церковный этикет поведения в храме

Не допускается в храме вести себя громко и шумно, ходить, засунув руки в карманы, жевать, мешать другим верующим во время их молитвы. При встрече со знакомыми можно приветствовать друг друга православным поцелуем, а разговоры отложить до выхода из храма.

Приходя в церковь, мы всегда желаем приобщиться к христианскому обряду и принести малую жертву - свечу. Конкретного порядка, куда нужно ставить свечи, не существует. Можно поставить свечу к иконе того Святого, кому вы хотите помолиться.

Если вы подошли к подсвечнику и не находите свободного места, не нужно тушить чужие свечи, для этого есть специальные служащие. Нужно немного подождать, когда освободится место.

Если вы увидели, что ваша свеча ещё не догорела, а она уже потушена церковным служителем, не стоит смущаться. Ваша жертва принята Богом. Не следует слушать различные суеверия. Свеча являет собой символическое значение.

Как надо молиться в церкви

Для всех верующих очень важна молитва в церкви. Поскольку она общая, то такая молитва сильнее и чище домашней. Когда службу проводит священник, то следует внимательно вслушиваться в слова молитвы, как бы пропуская их через сердце.

Бывает, что мысль рассеивается, и внимание теряется. Можно коротко попросить у Бога в молитве сил, терпения и понимания. Если вас отвлекают другие прихожане своими действиями, постарайтесь, не причиняя беспокойства другим, перейти на другое место в храме.

Но, как правило, верующие приходят до начала службы, успевают поставить свечи и поздороваться с прихожанами, сходить на исповедь и занять место как можно ближе к алтарю. Таким образом, все опаздывающие или просто заходящие не будут вас беспокоить - к тому времени они до вас просто не доберутся из-за толпы прихожан.

Заключение

Любому верующему следует знать церковные уставы, и понимать, что происходит во время службы. В церковных лавках продают книги «Божественная литургия» — в ней объясняются основные моменты, молитвы и действия священников за Литургией . Такую книгу рекомендуется иметь каждому христианину.

Для тех, кто идет к Богу с чистым сердцем, стремится к познанию, все постепенно открывается. Главное, это стремление и духовное горение, наша любовь к Богу и своим ближним.

Для человека, который входит в храм впервые, все кажется непонятным, загадочным - сколько раз надо перекреститься, куда поставить свечи, как обращаться к окружающим? Действительно, в церкви существуют особенные правила поведения. Их следует знать перед тем, как войти под священные своды - во-первых, чтобы самому ощущать себя уверенно, во-вторых, чтобы никому не мешать во время службы.


Внешний вид

Многие слышали, что женщина должна входить в церковь, покрыв голову платком. На подобных головных уборах уже выросла целая индустрия. На самом деле, правило касается только замужних женщин, не относится к девицам и детям. Просто современность внесла в древнюю традицию собственные коррективы. Однозначно, надо покрыть голову, чтобы не навлекать на себя гнев «бабушек». Лучше пожертвовать собственным удобством, но не провоцировать конфликт.

Для женщин в церкви существуют и другие правила поведения.

  • Не принято носить брюки. Если вы заходите попутно просто поставить свечу, главное - накинуть платочек. Нарекания могут вызвать только модели брюк с заниженной талией, когда торчит обнаженный пупок. В таком виде могут даже попросить выйти. Однако, если сознательно собираетесь на службу, приобретите длинное платье или юбку, лучше «в пол». Храм - не место для демонстрации достоинств фигуры или модных тенденций.
  • Следует избегать также кофточек с открытыми плечами, декольте. Нехорошо соблазнять своим видом. Кстати, если вы называете себя христианкой, грех одеваться подобным образом и в повседневной жизни, затем выкладывать фото в полуобнаженном виде в социальных сетях. Это проявление гордыни, также такое поведение провоцирует на греховные мысли других людей.
  • Не следует слишком густо красить брови, ресницы, тем более - губы, ведь верующие прикладываются к иконам, кресту. Кто-то потом должен стирать за вами отпечатки помады со святыни, разве это приятно?
  • Обильно душиться тоже нежелательно - возможно, не всем понравится продолжительное время вдыхать аромат вашего парфюма. К тому же в церковь часто ходят люди со слабым здоровьем, дети - у кого-то из них может быть аллергия на запахи.

Чтобы вести себя в церкви правильно, надо подумать - для чего вы туда идете? Искать жениха, демонстрировать свою красоту или молиться? Тогда многие вопросы отпадут сами собой.

Мужчинам при входе в церковь надо снять шапку. Внешний вид должен быть опрятным и приличным - многие приходят на службу в лучшем костюме. Тренировочные брюки, майки, тем более прозрачные - неуместны. Следует побриться, перед входом в храм не надо курить. Нельзя являться в церковь в пьяном виде. К священнослужителям и прочим присутствующим следует относиться уважительно, если это не так - то наверное не стоит и заходить.


Как вести себя на службе

Богослужение поначалу кажется очень путанным и длинным. Чтобы разобраться в нем, можно читать специальную литературу, посещать катехизаторские курсы при храме. Правила же поведения довольно простые.

Главное - избегать разговоров, не переходить с места на место. Нельзя опаздывать, во время службы ставить свечи и подходить к образам не принято. Записки подаются заранее. Где стоять - особой роли не играет. Раньше мужчины и женщины стояли во время службы отдельно, сейчас такого правила нет. Если пришли впервые - пройдите туда, где находятся другие мужчины. Со временем начнете лучше ориентироваться.

  • При храмах обычно нет раздевалок. Если есть - оставьте верхнюю одежду там, только выньте ценные вещи, деньги и ключи из карманов - в церковь воришки тоже заходят, для некоторых людей нет ничего святого. Очень дорогие шубы не следует оставлять без присмотра - стойте в ней, либо возьмите сумку, куда поместится одежда, поставьте рядом с собой.

Во время каждения принято расступаться, чтобы дать место священнику. Несколько раз во время службы он обходит весь храм с кадилом, окуривает и прихожан. Обычно проход помогают освободить церковницы - женщины, которые следят за порядком во время богослужения. Поэтому если вас попросили отойти - так и сделайте. Никто зря вас беспокоить не станет. Вообще будьте готовы получить замечание - ведь для начинающих в церкви все в новинку. Со временем правила поведения станут понятны и естественны.

Во время литургии хором принято петь Символ веры и Отче наш, надо выучить тексты этих молитв наизусть. Сидеть в церкви не принято. Однако, если устали или стало плохо, то можно выйти, глотнуть свежего воздуха, размять ноги, потом потихоньку вернуться. Если вы больны, возьмите с собой лекарства - в церквях не дежурят медики. Те, кто не может продолжительное время стоять, вполне могут сидя слушать службу.


Утренняя и вечерняя служба

Причастие совершается за Литургией, она проводится утром. Если запели хором молитвы - значит, скоро оно начнется, пора готовить детей. Родители с младенцами подходят к Чаше первыми. Затем дети постарше, потом все остальные. Если вас пропускают - проходите, на надо устраивать соревнования «кто добрей». Молча поклонитесь и пройдите. Кстати, в православной церкви принято приветствовать знакомых именно так. Разговоры и бурный обмен новостями следует отложить на потом.

На вечерней службе перед праздниками часто проходит лития - особый чин вечерни, во время которого всех освящают особым маслом. Перед этим надо приложиться к иконе, потом подойти к священнику, он помажет лоб. Затем слегка поклониться, приложиться к руке (обычно подают крестик на поручах), отойти, взять освященный хлеб. Скушать его можно в храме или взять с собой.

Если служба накануне причастия, вечером обычно проходит исповедь, делается это в порядке живой очереди. Перед тем, как подойти к священнику, принято кланяться другим прихожанам со словами: «Простите меня». Люди поклонятся в ответ. Правила поведения в церкви хотя не исключают обычной вежливости, все же отличаются от общепринятых. Прощаясь с человеком, например, принято говорить не «до свидания», а желать «Ангела хранителя», чтобы человек благополучно добрался домой.

Перед выходом из храма принято подходить к образам, совершать поклоны у праздничной иконы. Поклоны могут быть поясными (чаще всего), или земными - во время Великого поста. Если сомневаетесь, посмотрите как выходят другие и делайте также.

Взаимодействие с духовенством

В церкви особое отношение к священникам. У них принято брать благословение. Перед уходом также подходят под благословение. Необязательно подходить к каждому батюшке, если их много. Достаточно сложить руки на груди, поклониться со словами: «Благословите, честные отцы». Если в храме находится архиерей, то благословляются только у него, остальным лишь кланяются.

Обычно все духовенство выходит перед встречей архиерея, а в таком случае не принято нарушать благочиние в храме, выберите другое время, чтобы побеседовать со своим духовником. У архиерея личное благословение берут после службы, когда он выйдет из алтаря. Все делают это по-разному, если вас не заметили, обижаться не стоит - благодать Божия вас не минует.

  • В епархиальном управлении можно записаться на прием, если имеется конкретное дело. Правила поведения в церкви допускают обращение к Епископам - «Владыка».
  • Вместо обычного приветствия следует сказать: «Благословите», сложить ладони одна на другую, правая должна быть сверху. Потом принято прикладываться к руке в знак почтения не к личности священнослужителя, а к Богу, от которого он получил священный сан.
  • Некоторые священники сами не дают лобызать руку, возлагая ее на голову своих духовных детей. И в таком случае благословение считается полученным.

Находясь в церкви, можно беседовать со священником о приходских делах. Если дело серьезное, вас могут пригласить в кабинет. Духовные же вопросы принято обсуждать на исповеди. Православных священников в глаза принято называть «отец», сами они должны именовать себя «иерей», «протоиерей».

  • Правила поведения строго запрещают кокетство с духовными лицами. За подобное наказать могут самого священника, вплоть до извержения из сана. Не принято интересоваться и подробностями личной жизни батюшки - кто его жена, сколько у них детей, где они живут, какую зарплату получают и т.п. Это неприлично. Все, что вам необходимо знать, священник скажет сам.

Обычно за тем, как соблюдаются правила поведения, в церкви следят дежурные. Не надо обижаться, если церковница подходит и о чем-то просит. В православной церкви не принято никого тревожить зря. Со временем вам и самим станет понятно, как правильно вести себя в церкви. До того времени следует проявить терпение и внимание. Благослови вас Господь!

Правила поведения в церкви

Наши читатели, в большинстве своём, уже воцерковлённые люди и знают, что можно и чего нельзя делать в храме.

Но для той части нашей аудитории, которая только вступает на путь своего знакомства с Церковью, мы публикуем 25 советов об основных правилах поведения в храме. Они помогут вам достойно молиться Богу, не отвлекаясь самим и не отвлекая других верующих:

1. Мужчины, входя в храм, должны снимать головной убор

Основание этой традиции находится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам, 11:4-5: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».

2. Женщины, наоборот, должны входить в церковь в головном уборе

Традиция восходит к тому же посланию. При этом, правило не касается девочек и незамужних девушек, т.к. апостол сообщает, что платок является знаком власти над женою мужа — главы семьи. Впрочем, в современной практике, девочки и девушки также часто надевают платок при входе в храм, но принуждать их к этому не стоит.

3. Одним из главных условий молитвы является внимательность . Богослужению в храме также нужно внимать , т.е. сосредоточенно слушать, участвовать в нём умом и сердцем

Соответственно, во время службы не стоит много ходить по храму, прикладываться (целовать) ко всем подряд иконам, рассматривать людей, беседовать с кем-либо, шуметь, говорить по мобильному телефону, есть принесённую с собой еду или пить напитки, жевать жвачку, перебирать мелочь в карманах и т.п.

4. Почитание мощей и икон

Прикладываясь к мощам и иконам, не принято целовать лики Божией Матери, святых и ангелов, а также лицо святого, мощи которого открыты для поклонения (исключая чело — т.е. лоб).

5. Мобильный при входе в храм лучше отключить совсем или перевести в беззвучный режим

Лучше вообще отключить потому, что для православного человека нет и не может быть ничего важнее общения с Богом, а остальные дела могут подождать до окончания богослужения.

Если же отключить телефон нельзя (операция у родственника или другой особо важный повод), то следует перевести его в режим вибрации, чтобы не отвлекать от молитвы окружающих.

6. Видеокамеры, фотоаппараты и другие технические устройства

Не запрещены, но их использование (особенно со вспышкой или фонарём) дозволяется только по благословению настоятеля храма. так как тоже сильно отвлекает верующих.

7. В храм нельзя входить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

Не стоит (исключая особые жизненные обстоятельства) приходить в храм неопрятным, грязным или дурно пахнущим. Это место нашего общения с Богом. Нужно иметь уважение к Нему и к собравшимся верующим.

Курение в Церкви считается грехом (как сознательное причинение вреда собственному организму), поэтому стоит воздераться от него, по крайней мере, в храме или на его территории.

8. Не входите в Алтарь (пространство, ограждённое стеной иконостаса) или на солею (возвышение перед алтарём в восточной части храма)

На солею дозволяется всходить лишь духовенству, церковнослужителям, поющим в церковном хоре или помогающим священнику в алтаре, а также в особых случаях, по благословению священника. А в алтарь входят только священнослужители и церковнослужители-мужчины.

9. Во время богослужения стойте лицом к алтарю (иконостасу)

Именно там располагается центральное место храма — Святой Престол, где совершается Евхаристия — главное Таинство Православной Церкви, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

10. Не стоит делать замечания и ругаться

Храм — это не место для свар, это место для молитвы. Если кто-то в храме выглядит неподобающе или делает то, что нам не нравится, лучше обратить своё внимание на молитву. Как правило, в каждом храме есть специальные люди, получившие благословение священника следить там за порядком. В крайнем случае , следует подойти и, вежливо и тихо , сделать замечание.

11. В храм надевают самое лучшее

На встречу с Богом идут, как на праздник, одеваясь в самую лучшую одежду. При этом, избегают «кричащих» цветов, раздражающих глаза окружающих.

Женщины одеваются в церковь по-женски: юбки до колен или ниже, закрытые плечи, спина и область груди. Брюки нежелательны, как и обилие косметики.

Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить вмайках и шортах, а также спортивных костюмах.

12. Нельзя входить в храм с велосипедами или животными

Храм — это не гараж и не хлев, а священное место. Загонять в храм велосипеды нельзя. Декоративных собак, кошек, крыс и прочих животных, собираясь в храм, тоже нужно оставлять дома.

13. Покупайте и передавайте свечи до службы или по её завершении

Поступая так, вы не отвлекаете молящихся. Освящать крестики и медальоны тоже лучше не во время богослужения, а до или после.

14. В церковных записках перечисляются имена православных христиан

Не стоит писать в записке имена иноверцев, некрещёных и самоубийц . Указывая имена родственников, пишите полное имя человека, данное при крещении.

Не нужно указывать перед именем разнообразную титулатуру. Господь сам знает, кто в каком положении и обстоятельствах находится и подаёт человеку соответственную помощь.

Традиционно, только перед именем священнослужителя в записке указывается священный сан: «патр.», «архиеп.», «игум.», «свящ.», «диак.», «мон.» и т.п.

15. Дети в храме должны вести себя прилично

Отправляясь с детьми в церковь, нужно объяснить им (если конечно они уже способны понимать человеческую речь), что не нужно громко разговаривать в храме, бегать, смеяться и топать, а также устраивать истерики. Если дети не умеют себя вести в храме, на службу их лучше не брать.

16. В молитве человек участвует всем своим существом

И душой, и телом. Поэтому в храме принято по большей части стоять — это неудобно и естественным образом собирает наше внимание, а также креститься и совершать поклоны. Сидеть в храме можно больным, детям или в некоторые краткие моменты службы.

17. Во время Таинства Исповеди (Покаяния) исповедуют грехи

Свои грехи. Не называйте священнику грехов, совершённых другим человеком, это дело его совести. Также не называйте всех грехов подряд, покаяние требует осознания совершённого вами и желания измениться . Если с момента последней исповеди вы больше не совершали какого-либо греха, не следует упоминать его в следующий раз.

18. Не нужно путать Таинство исповеди с пастырской беседой

Приходя на исповедь, человеку подобает каяться в грехах, а не рассказывать обо всех накопившихся бедах и проблемах. Обычно, один священник принимает исповедь у нескольких десятков людей. Поэтому, из любви к другим верующим, не стоит слишком задерживаться у аналоя (подставка, на которой лежат Крест и Евангелие).

Если вам необходим пастырский или жизненный совет священника, лучше договориться с ним о беседе во внебогослужебное время и тогда уже, никуда не спеша и никого не задерживая, решить с ним все вопросы.

19. Подходя к Святой Чаше и принимая Причастие, следует громко назвать своё крещальное имя

Руки при этом должны быть крестообразно сложены на груди (ладонь каждой — на противоположном плече, правая поверх левой), а рот нужно широко открыть, чтобы священник случайно не уронил святыню. Причастие сразу же нужно проглотить, затем поцеловать край Чаши и отойти к запивочному столу (за всеми).

Только после того, как запьёте святыню, можно разговаривать и прикладываться к иконам (чтобы частицы Тела и Крови Христовых не остались на предметах и случайно не упали на пол).

20. Причащая детей их нужно правильно держать

Ребёнок ни в коем случае не должен опрокинуть Святую Чашу или оттолкнуть руку священника! Причастие не должно оказаться на полу или на одежде! Поэтому, поднося младенца к Чаше нужно надёжно придерживать руки и ноги ребёнка так, чтобы он не мог ими болтать. Лучше класть его на правую руку и ею же придерживать ручки, а левой обхватить ноги малыша.

Ребёнка нужно постепенно приучать к Таинствам. Если он расплакался или испугался — это нормально. Нужно на некоторое время отойти в сторону или выйти на улицу и успокоить его.

21. Молитвы после Символа веры и до окончания Причащения — важнейшие в богослужении

В это время в алтаре совершается главное Таинство — хлеб и вино таинственным образом претворяются в Тело и Кровь Христовы. Это не антракт в театре.

Не нужно в это время (оно называется евхаристическими молитвами) начинать ходить по храму, беседовать с окружающими, выходить на улицу, садиться, покупать свечи и проч.

22. В большинстве церквей женщины стоят на левой половине храма, а мужчины на правой

Это тоже сделано для того, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы.

23. Когда епископ или священник благословляет молящихся, преклоняют голову

Архиерей или священник может кадить верующих, осенять их крестом, свечами (архиерей) или благословлять рукой. В эти моменты богослужения верующие совершают поклон в сторону священника.

24. Милостыню обычно подают пищей или одеждой

Часто около храма можно встретить нищих, которые просят помочь им. Оказать помощь нуждающимся — благочестивая обязанность христианина, но многие смущаются, боясь, что на их пожертвования нищие купят себе спиртное или их отберут у них бандиты.

Чтобы невольно не осудить нуждающихся и не оставить их без помощи, лучше подавать им милостыню в натуральном выражении — купить и подарить булку хлеба, пакет молока, шоколадку, подарить набор продуктов или принести им в подарок чистую одежду. Если человек просит денег на билет и вы можете себе это позволить — купите ему билет.

Если у вас нет денег, милостыней может стать доброе слово . Сочувствие тоже бывает очень важным, не стоит забывать и об этом.

25. Не бойтесь попасть в неловкое положение

Верующие не зря называют друг друга «братья и сёстры». Если вы не знаете, как в том или ином случае правильно поступить — спросите совета у священника или более опытного христианина.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…

Слава, и ныне.. .

Господи, помилуй! (Трижды) Благослови .

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам – на левой.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся , на Святый Боже , на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «помолимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови , Отче (или Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке или икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются земные или поясные поклоны (по дню): такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные).

По Достойно на повечерни и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, благословим полагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи ) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящего Креста , при начале чтения Апостола, Евангелия и парамий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь)Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим , следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы .

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствиеХристос воскресе , говорят: Воистину воскресе .

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню – земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.

Всенощное бдение

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения.

Пение 103-го псалма (предначинательного): Благослови, душе моя, Господа изображает величественную картину мироздания. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возжженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как перед заключенными вратами рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма Блажен муж со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью – раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение Господи, воззвах со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении Догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святый исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к Горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцем Своим за род человеческий. Возглашением диакона Премудрость, прости! Святая Церковь научает нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение Свете Тихий содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и, прежде всего, о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва Ныне отпущаеши повествует о сретении праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва Богородице Дево, радуйся напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.

Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю.

Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение .

Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.

Священник, во время чтения шестопсалмия пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом – Господе Иисусе Христе.

Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примеренной с Богом.

Пение Бог – Господь и явися нам напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов Хвалите Имя Господне Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари Ангельский собор напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее об одном из явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам, по Уставу положено читать в алтаре на престоле, как на месте, знаменующем Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель.

По прочтении Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими. При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклонясь и взывая: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу . Это пение должно быть общенародным.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. При пении Величит душа Моя Господа каждый раз после припева Честнейшую полагается поклон земной или поясной – по дню.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

Божественная литургия

На Божественной литургии вспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части: проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, вспоминается Рождество Спасителя. В это же время вспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников и знаемых, и всех православных христиан.

Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) , и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

На литургии оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.

Во время малого входа с Евангелием, изображающего исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении Трисвятого – три поясных поклона.

При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру.

Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой.

Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва Евхаристии.

На литургии верных великий вход символизирует исшествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

Пение Херувимской песни при открытых царских вратах бывает в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в предуготовленных и переносимых Святых Дарах.

Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко Гробу Его.

По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: И всех вас, православных христиан говорить про себя: Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем . Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем . В конце поминовения надлежит говорить про себя: Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем.

Слова: Двери, двери пред пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры (догматы). Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.

При возглашениях священника: Приимите, ядите… Пийте от нея вси следует полагать поясные поклоны. В это время вспоминается Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особенным вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не сравнится ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения Достойно есть (или другой священной песни в честь Богородицы – задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за кого совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.

После Достойно есть или заменяющего его задостойника – земной поклон. При словах: И всех, и вся – совершается поясной поклон.

В начале общенародного пения Молитвы Господней – Отче наш – следует изобразить на себе крестное знамение и положить земной поклон.

При возгласе священника: Святая – святым земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время надлежит вспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

При отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, означающем явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: Со страхом Божиим и верою приступите! полагается земной поклон.

Приступая к принятию Святых Таин Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, – крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.

При последнем явлении Святых Даров, изображающем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника: Всегда, ныне и присно и во веки веков полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников – поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше выражая этим благоговение к великой Святыне.

Святой антидор (с греч. – вместо дара) раздается присутствующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщались Святых Таин, вкусили освященного хлеба. Церковный устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак – ничего не евшим и не пившим.

Антидор так же, как и хлеб, благословленный на литии, должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. В дни Святой Четыредесятницы полагаются еще следующие земные и поясные поклоны.

При произнесении молитвы святого : (моей жизни) полагаются 16 поклонов, из них 4 земных (в Уставе они называются великими) и 12 поясных (метаний). Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы – Господи и Владыко живота моего , – полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы – Дух же целомудрия – и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третьей части молитвы – Ей, Господи Царю – полагается третий земной поклон. Затем полагаются 12 поклонов поясных («излегка, утомления ради» – Типикон, понедельник первой седмицы Великого Поста) со словами: Боже, очисти мя (меня), грешного . Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого , но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произноситься на всех седмичных великопостных службах, за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся, Крестителю Христов и Молите за ны, святии апостоли.

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования – поясной.

О поклонах при чтении Великого покаянного канона преподобного в Уставе сказано «Творим же на кийждо (каждый) тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя ».

На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста – молитвы Владыко, Многомилостливе необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощения согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой ; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа ; 6-го часа: Иже в шестый день же и час ; 9-го часа: Иже в девятый час ) полагается по три земных поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему – один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-ом часе: Что Тя наречем, о Благодатная ; на 3-м часе: Богородице, Ты еси лоза истинная ; на 6-ом часе: Яко не имамы дерзновения ; на 9 м часе: Иже нас ради рождейся ) совершаются три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи , после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави , хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегда полагать поклон (земной или поясной – по дню).

На Литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-ой кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии Свет Христов просвещает всех ! полагается падать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина). Во время великого входа при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, также с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне : поклоны три, и абие (тотчас) упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождается тремя земными поклонами».

Поклоны входные и исходные , а также о которых сказано, что они полагаются в зависимости от дня («по дню») – в дни суббот, воскресений, праздников, предпразнств и попразнств, полиелея и великого славословия совершаются поясные, в простые же дни полагаются земные. В седмичные дни поклоны земные прекращаются с вечерни в пятницу от Сподобив, Господи , и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи .

Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни и начинаются с вечерни же от Сподоби, Господи, в самый праздник.

Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и в воскресный день.

Во время чтения паримий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения самих кафизм, а во время житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедает нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм.

В Уставе об этом говорится так: «По отпущении же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец».

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним (мыслим)».

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» ().

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»