Исторические факты о памятнике петру 1. Памятник медный всадник

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:


Памятник Петру I , получивший название Медный всадник с легкой руки Александра Пушкина, - один из символов Северной столицы. Возведенный по воле Екатерины II, он уже более 200 лет украшает Сенатскую площадь. Сегодня мы расскажем об интереснейших фактах и о самых таинственных легендах, связанных с Медным всадником.




Создание памятника оказалось очень хлопотным: замысел именитого парижского скульптора Этьена-Мориса Фальконе, специально приглашенного в Россию Екатериной для работы над памятником Петру Великому, был грандиозным. Увековечивая фигуру российского реформатора, было решено создать его скульптуру на коне. Согласно замыслу, наездник поднимался на высокий утес, оставляя позади всех неприятелей и преодолевая тем самым все жизненные трудности.



Первым испытанием стал поиск камня, который бы послужил постаментом. Вначале предполагалось собрать его из отдельных камней, но все же попытки найти глыбу соответствующих размеров предпринимались. С этой целью даже разместили объявление в газете: и, о чудо, обычный крестьянин согласился доставить в Петербург валун. Считается, что отыскать нужную породу ему помог юродивый, сам камень назван Гром-камнем за то, что когда-то давно пострадал от удара молнии. Доставка постамента длилась 11 месяцев, перемещать глыбу весом в 2400 тонн пришлось зимой, так как она продавливала буквально все на своем пути. Согласно другой легенде, камень был назван Конем, поскольку был найден на одноименном острове и в незапамятные времена лежал у входа во врата иного мира. Согласно поверьям, местные жители приносили коней в жертву богам у этого камня.



Когда Гром-камень был доставлен в Петербург, Фальконе стал работать над скульптурой всадника. Чтобы добиться максимальной реалистичности, он соорудил постамент с таким же углом наклона, и раз за разом просил наездника заезжать на него. Наблюдая за движениями лошади и всадника, скульптор постепенно создал эскиз. На протяжении последующих восьми лет статую отливали из бронзы. Название «медный всадник» - это художественный прием Пушкина, на самом деле фигура - бронзовая.



Несмотря на то, что Екатерина была в восторге от проекта Фальконе, затянувшаяся работа по отливке статуи рассорила ее со скульптором. Француз уехал в Париж, не дождавшись торжественного открытия. Справедливости ради, отметим, что, когда монумент был представлен публике, по велению Екатерины II отчеканенные по случаю торжества монеты с благодарностью доставили Фальконе.


Медный всадник - визитная карточка Петербурга. Во время войны 1812 года была мысль его эвакуировать, но этому помешал случай. Если верить преданиям, майор российской армии, которому было приказано заниматься памятником, попросил у Александра I разрешения оставить монумент на месте: якобы ему приснился сон, в котором сам Петр I уверял русских, что, пока он на месте, его творению ничего не угрожает. В годы Великой Отечественной войны за памятник тоже переживали, но снять его с постамента не решились: обложили мешками с песком и досками. Так медный всадник и пережил блокаду.

Память об этом великом человеке увековечена не только , но и по всей Европе. Главным напоминанием о существовании этой культовой личности являются величественные памятники, некоторые из которых заслуживают особого внимания. Ниже перечень, в котором подробно описано - в каких городах стоят памятники Петру I:

  1. «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Это один из наиболее старых и известных на весь мир монументов, возведение которого заняло более десяти лет. Открытие этого знаменитого памятника состоялось 7 (18) августа 1782 года. Он расположился на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Свое красноречивое название памятник получил благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Модель великолепного полководца была разработана скульптором Этьеном Фальконе в 1768 - 1770 гг. Голову монумента создала талантливая ученица скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, создал Фёдор Гордеев. Отливание происходило под зорким оком мастера Василия Екимова и было закончено в 1778 году. Все остальные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
  2. Конный памятник на территории Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Он был отлит из бронзы итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли, который создал его еще при жизни этого великого императора. Возведение было завершено в 1747 году, но он так и не был установлен на свое место. Позднее Мартелли представил собственный проект, а окончательно он был воздвигнут на пьедестал только в 1800 году.
  3. Памятник в Таганроге. Величественная скульптура талантливого мастера Марка Матвеевича Антокольского, которая была установлена в 1903 году. Это единственный ныне экземпляр, который был отлит под пристальным руководством мастера. Он является одним из наиболее значимых и запоминающихся во всей Ростовской области.
  4. Монумент в Москве «В ознаменование 300-летия российского флота». Он был поставлен на постамент в 1997 году по официальному приказу Правительства столицы на искусственно созданном острове, насыпанном у разъединения Москвы-реки и Водоотводного канала. Один из наиболее внушительных в России объектов. Высота - 98 метров, рост фигуры Петра - 18 м. Уникальнейшее строение, каркас которого создан из прочной стали, с навешенными бронзовыми элементами облицовки. Каждая из его частей собиралась отдельно. Для этой скульптуры использовалась бронза наивысшего качества. Памятник был торжественно открыт 5 сентября 1997 года в рамках всероссийского празднования 850-летия столицы.
  5. Памятная фигура в Сочи. Скульптура великого российского императора возвышается над одним из красивейших городов Краснодарского края - Сочи. Памятник был открыт 1 мая 2008 года на площади у мелководного причала морского порта. Высота этого величественного бронзового монумента с постаментом - примерно 5,5 м (сама фигура царя-реформатора - 3,4 м), он был создан на заводе в Минске (Беларусь). Вес - 5 тонн. Спонсировал проект - Э. Кагосян. Авторы гениального сооружения - скульпторы из Сочи А. Бутаев и В. Звонов, они работали над композицией в течение четырёх месяцев.

  6. Монумент в Нижнем Новгороде. Он был открыт 24 сентября 2014 года напротив Зачатьевской башни Кремля. Авторами этого сооружения являются Алексей Щитов и Сергей Шорохов. Скульптура была создана из бронзы. Общая высота данного сооружения составляет примерно 6,7 м. Памятник Петру представляет собой горделивую фигуру со злым и угрожающим взглядом в натуральную величину.
  7. Статуя в Воронеже. Создана Антоном Шварцом и открыта 30 августа в далеком 1860 году. В свое время он был одним из величественных памятников Петру I. При работе была использована посмертная маска Петра I. Авторы тщательно проработали все мельчайшие детали лица и костюма.
  8. Памятник в Архангельске. Поставлен в 1914 году в Петровском парке и является значимым фрагментом искусства. Памятник был сооружен по инициативе архангельского губернатора Ивана Васильевича Сосновского. Он был отлит по эскизам М.М. Антокольского родным племянником покойного скульптора во французской столице в 1909 году.
  9. Скульптура в городе Туле. Она установлена на улице Советской перед зданием управления Тульского оружейного завода, основание которого связано с именем первого российского императора. Торжественное открытие состоялось в 1912 году. Автором является известный Роберт Романович Бах.

  10. Царь-плотник на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге. Он был установлен в 1996 году по проекту скульптора Леопольда Адольфовича Бернштама.
  11. Памятник в городе Азове Ростовской области. Он был установлен в 1996 году в начале Петровского бульвара. Сама идея данного монумента рассматривалась еще в 1947 году, и именно тогда архитекторы Азова, разрабатывающие генеральный план города, намеревались установить памятник Петру I на Рыночной площади города (ныне площадь III Интернационала). Он был открыт 19 июля 1996 года во время отмечания 300-летия российского флота. Расположен в красивейшей части Петровского бульвара перед Московской улицей.

Историческая ценность монументов, посвященных Петру I

Выше указано, в каких городах стоят памятники , которые имеют наибольшую историческую ценность. Среди них есть наиболее старые, которые были установлены несколько веков назад. Лишь только один из них был создан при жизни великого правителя, поэтому он поражает своей богатой историей. Над всеми из них трудились наиболее талантливые скульпторы, которые заслуживают внимания.

И история появления которого изложены в данной статье, является одним из красивейших монументов столицы. Более того, его можно назвать одним из грандиозных мировых произведений искусства. Расположен памятник в центре столицы. Установлен был в 90-х гг. Не всеми москвичами сооружение было одобрено и споры монумент вызывает до сих пор.

История создания

Один из самых знаменитых российских царей - Петр 1. Памятник в Москве ему был открыт пятого сентября 1997 года. По официальным документам это событие приурочено к трехсотлетию создания российского флота, хотя годовщина и была отпразднована годом раньше. При этом сначала оказался одобрен другой проект, но вариант Церетели победил.

Легенда о появлении памятника

Несмотря на то, что монумент еще довольно «молодой», он уже имеет свою легенду. Однажды в российских средствах массовой информации появились сообщения, что монумент Петр 1 (памятник в Москве) был переделан из статуи первооткрывателя Америки, Колумба. Церетели, создатель данного сооружения, не смог продать свой шедевр США, и он оказался в руках россиян.

Правда или вымысел

Действительно, между фигурами явно просматривается несомненное сходство. Обе статуи стоят на корабельной палубе. Причем у фигур подняты вверх именно правые руки. Постамент в обоих вариантах сложный по структуре. Но есть и существенные различия, увидеть которые можно, только сравнив оба проекта. Они выставлены напоказ в галерее Церетели.

Описание памятника

Памятник Петру 1 на Москве-реке - это уникальное сооружение. Несущий каркас постамента с бронзовой облицовкой сделан из нержавеющей стали. Пьедестал, фигура царя и корабль собирались отдельно. Петр и судно устанавливались последними. Корабельные ванты тоже сделаны из нержавеющей стали.

Все они надежно скреплены толстыми тросами. Для уменьшения веса медных парусов внутри них есть металлический каркас. Для изготовления монумента была взята бронза высочайшего качества. Сначала она подверглась пескоструйной обработке, потом платинировалась. Затем бронза покрывалась воском и специальным лаком. Они защищают исходный материал от непогоды.

В руках царь держит позолоченный свиток. В таком же цвете выполнены Андреевские кресты. Флаги, на которых они находятся, выполнены в виде флюгеров. Внутри памятника сооружена лестница, с помощью которой осуществляется уход за сооружением.

Искусственный остров, на котором установлен «Петр 1» (памятник в Москве), сделан из железобетонного фундамента. Вокруг - фонтаны, которые создают ощущение, что корабль рассекает волны.

Интересные факты во время создания шедевра

На проектирование и воссоздание Петра Первого ушел почти год. Продувки макета осуществлялись в аэродинамической трубе МГУ. Это помогло улучшить характеристики памятника. Монтаж осуществлялся 120 профильными специалистами, которыми руководил ведущий геодезист В. Маханов и бригадир В. Максимов.

Страсти вокруг памятника

Постамент памятника украшают ростры. Каждый украшен Андреевским флагом. Получается противоречие, что Петр Первый воевал с собственным флотом. Памятник стал десятым в списке самых уродливых постаментов мира. Такой рейтинг был опубликован на интернет-портале «Виртуального туриста» в 2008 году.

В июле 1997 г. место, где в Москве памятник Петру 1 установлен, стало знаменитым. Группа «Реввоенсовет» попыталась подорвать монумент. По одной версии, уже была заложена взрывчатка. Но из-за того, что могли пострадать прохожие и окружающие здания, взрыв был остановлен самой группой. По другой версии, подрыв сорвался благодаря анонимному звонку. С тех пор близкого доступа к памятнику больше нет.

Современная «битва» за Петра Первого

По информации, опубликованной в печатном издании «Известия», на выставке «Арх Москва», которая проходит ежегодно, появился проект, согласно которому, монумент Петр 1 (памятник в Москве) должен быть заключен в «упаковку» из стекла. Причем такого, чтобі шедевра сквозь него не было видно.

Это было в 2007 г. Автор проекта, Борис Бернаскони, предлагал встроить монумент Петру первому в небоскреб. В результате памятник был бы спрятан от людских глаз. Даже бы Церетели остался доволен. Небоскреб стал бы музеем для шедевра Церетели, а москвичи и гости города могли наслаждаться новой смотровой площадкой, сделав из нее место для культурного отдыха.

В 2010 г. дошло до того, что памятник Петру 1 предлагалось снести вовсе. Это произошло после отставки Лужкова с должности столичного мэра. Памятник Петру1 в Москве, где находится? Он установлен над водами Москвы-реки, на Крымской набережной, 10. Рядом - станции метро «Парк Культуры» и «Октябрьская».

В 2010 г., после предложения сноса «Петра», исполняющий обязанности мэра, Владимир Ресин, всерьез задумался о переносе монумента с этого места в другой район. Из комиссии Мосгордумы пришли сведения, что такой «переезд» памятника может обойтись казне в 1 миллиард рублей.

Марат Гельман, который и предлагал уничтожить монумент, даже собирался найти спонсоров для осуществления такого переноса. Оказалось, памятник не так уж плох, так как его с удовольствием желали забрать к себе многие (и не только российские) города: Архангельск, Тирасполь, Бердянск и т.д.

Бурные споры закончились в 2011 году, когда префект Москвы С. Байдаков «поставил точку» прямо на пресс-конференции. Он объявил, что монумент останется там, где стоит на данный момент. По его мнению, все, созданное предками, достойно уважения. В результате Петр 1 (памятник в Москве) остался на прежнем месте и до сих пор возвышается на Крымской набережной.

· 15.02.2016

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Если спросить коренных петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

Памятник Петру Великому в Петербурге – история создания.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения. По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.


Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Постамент для памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Создание памятника «Медный всадник».

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Почему памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге называется «Медный всадник»?

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.

Торжественная церемония открытия памятника Петру Великому, который сейчас известен как Медный всадник, состоялась 18 августа 1782 года. Сегодня этот памятник - достопримечательность, без которой не обходится ни один туристический маршрут. Буквально с момента открытия он был окутан мистическим флером, а с годами правда и фантастические выдумки о нем и вовсе смешались в одну пеструю, таинственную историю. сайт предлагает вспомнить самые любопытные детали из «биографии» Медного всадника.

Место выбрала сама Екатерина II

Место установки монумента - пожалуй, единственное, о чем почти не спорили при его создании. Екатерина распорядилась поместить памятник на Сенатской площади, поскольку рядом расположены основанное Петром I Адмиралтейство и главное на тот момент законодательное учреждение России - Сенат. Правда, царица желала видеть памятник в центре площади, но скульптор поступил по-своему и передвинул постамент ближе к Неве.

Изначально на этом месте должны были установить прижизненный памятник самой Екатерине, но она сочла более правильным увековечить память об основателе Петербурга к 100-летию его восшествия на престол.

Для подготовки такого грандиозного события нужен был настоящий мастер, и по рекомендации своих друзей Дени Дидро и Вольтера Екатерина вызвала в Россию скульптора Этьена-Мориса Фальконе, автора «Грозящего Амура», который сегодня хранится в Лувре, и других известных скульптур. Художнику к тому моменту уже исполнилось 50 лет, у него был богатый послужной список, но таких монументальных заказов он еще не выполнял.

Фальконе чувствовал, что это его произведение должно войти в историю, и не стеснялся спорить с императрицей. Например, она требовала, чтобы Петр восседал на коне с жезлом или скипетром в руке, как римский император. Руководитель проекта и правая рука Екатерины Иван Бецкой советовал поставить на постамент фигуру в полный рост с полководческим жезлом в руке. А Дени Дидро и вовсе предлагал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами. Доходило до таких тонкостей, что «правый глаз Петра должен быть направлен на Адмиралтейство, а левый - на здание Двенадцати коллегий». Но Фальконе стоял на своем. В контракте, который он подписал, говорилось, что памятник должен состоять «главным образом из конной статуи колоссального размера».

Фальконе заявил, что никакого скипетра в руке Петра не будет. Фото: АиФ / Ксения Матвеева

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей», - писал Фальконе в одном из писем.

Камень для постамента искали по объявлению

Обычно постаменту уделяют значительно меньше внимания, чем самому памятнику. Но в случае с Медным всадником получилось едва ли не наоборот. Его постамент, возможно, единственный в истории монументальной скульптуры имеет собственное имя - Гром-камень. В качестве метафоричной «скалы» Фальконе хотел использовать монолитную породу, но камень подходящего размера найти оказалось непросто. Тога в газете «Санкт-Петербургские ведомости» появилось объявление, обращенное ко всем частным лицам, которые готовы выломать где-нибудь кусок породы и привезти в Петербург.

Перевозка "Гром-камня" в присутствии Екатерины II. Гравюра И.Ф. Шлея с рисунка Ю.М. Фельтена. 1770 год. Фото: Public Domain

Отозвался некий крестьянин Семен Вишняков, который занимался поставками строительного камня в Петербург. У него давно была на примете глыба в районе Лахты, но только не было инструмента, чтобы ее расколоть. Где именно лежал Гром-камень, доподлинно неизвестно. Возможно, неподалеку от поселка Лисий Нос. В документах остались сведения, что путь камня до города занял восемь верст, то есть около 8,5 километров.

Для транспортировки скалы по рекомендациям Ивана Бецкого была разработана специальная машина, в перевозке участвовали тысячи людей. Камень весил 2400 тонн, перевозили его зимой, чтобы почва под ним не проседала. Операция по перемещению длилась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года, после чего на берегу Финского залива камень погрузили на судно и привезли на Сенатскую площадь 26 сентября.

Не медный, а бронзовый

Памятник традиционно называют Медным всадником с легкой руки Пушкина, хотя отлит он из бронзы. Мастерскую обустроили в бывшем Тронном зале деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. Скульптор продумывал каждую мелочь и проделал колоссальную работу.

«Когда я задумал вылепить его, как он завершает свой галоп, вставая на дыбы, этого не было в моей памяти, еще меньше в моем воображении, чтобы я мог на него полагаться. Чтобы создать точную модель, я советовался с природой. Для этого я велел построить площадку, которой я придал тот же наклон, который должен был иметь мой постамент. Несколько дюймов больше или меньше в наклоне произвели бы значительные изменения в движении животного. Я заставил скакать всадника не один раз, а более ста различными приемами на разных лошадях», - писал Фальконе.

Одна из самых известных иллюстраций к поэме Пушкина "Медный всадник" принадлежит кисти Александра Бенуа. Фото: Public Domain

Работа над моделью скульптуры длилась с 1768 по 1770 год. Над головой Петра работала юная ученица Фальконе Мари Анн Колло, а змею под копытом коня вылепил Федор Гордеев. Мари Анн за эту работу была принята в члены Российской Академии художеств, а Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров.

Отливка статуи заняла 8 лет

Отливку статуи начали в 1774 году по сложной технологии, которая распределением веса позволяла удержать баланс фигуры всего на трех точках опоры. Но первая попытка оказалась неудачной - труба с раскаленной бронзой лопнула, и верхняя часть скульптуры была испорчена. Ко второй попытке пришлось готовиться три года. Постоянные неурядицы и срывы сроков испортили отношения между Фальконе и Екатериной, и в сентябре 1778 года скульптор покинул город, не дождавшись завершения работы над памятником. Медный всадник оказался последним произведением в его жизни. Кстати, на одной из складок плаща Петра I можно найти надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Бумага, гравюра резцом. Середина XIX в. Фото: Public Domain / Мельников А.К.

Установкой Медного всадника на постамент руководил архитектор Федор Гордеев. По повелению Екатерины на постаменте написали «Екатерина II Петру I». Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. В честь этого события императрица издала манифест о всеобщей амнистии, а также велела отчеканить серебряные и золотые медали с его изображением. Одну золотую и одну серебряную медаль Екатерина II отправила Фальконе, который получил их из рук князя Голицына в 1783 году.

Памятник пережил три войны

Медный всадник «прошел» через три войны без повреждений, хотя и находится на удобном для обстрела месте. С Отечественной войной 1812 года связана легенда, которая гласит, что Александр I приказал эвакуировать памятник в Вологодскую губернию, когда возникла угроза захвата Петербурга французскими войсками.

Блокаду Медный всадник пережил под мешками с песком. Фото: АиФ / Яна Хватова

Некий майор Батурин добился аудиенции у князя Голицына и рассказал ему о сне, который преследовал его. Якобы он видит, как Петр на Сенатской площади съезжает с постамента и скачет в резиденцию царя на Каменном острове. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Как гласит предание, Голицын пересказал сон государю, и тот отменил приказ об эвакуации памятника.

Первая мировая война в итоге так же не затронула величественного Петра, а во время Великой Отечественной войны Медного всадника обшили бревнами и досками, памятник укрыли мешками с песком и землей. Так же поступили с памятником Ленину на Финляндском вокзале и другими крупными монументами, которые спрятать или эвакуировать не было возможности.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»