Государственная Третьяковская галерея – сокровищница русской живописи. Тайны шедевров третьяковской галереи Неизвестные факты о третьяковской галерее

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Павел Третьяков - основатель Третьяковской галереи. Как сложилась жизнь этого мецената? Об этом мы и поговорим в статье.

Краткие сведения о жизни великого мецената

Павел Михайлович Третьяков был рождён 27 декабря 1832 года в городе Москве. Его родители были купцами. Все детство Павел Михайлович был отличным помощником своему отцу на работе. Он и брат Сергей были неразлучными. С малых лет вместе трудились, а позже создавали знаменитую картинную галерею.

К концу 40-х годов XIX века купцы Третьяковы владели пятью торговыми лавками. Но вскоре кормилец семьи Михаил Захарович Третьяков заболел скарлатиной и умер. Всю ответственность за семью и торговлю взяли на себя Павел и Сергей. После смерти матери Павел Михайлович возглавил бумагопрядильную фабрику, дела на которой он вел весьма успешно.

По характеру Павел Третьяков, интересные факты из жизни которого вы узнаете далее, был добрым и чутким человеком. Очень любил уют и ценил искусство. На работе о нем отзывались как о человеке деловом, настойчивом и твердом. Но нельзя сказать, что он был чрезвычайно строг с подчинёнными.

Юные годы Третьякова

Его интерес к великому искусству проявился в двадцать лет, после посещения Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Именно тогда и возникла мысль собрать собственную коллекцию живописи. Он понимал, что сбор уникальной коллекции займет все его свободное время, но Павел был воодушевлен идеей.

Первые картины были приобретены в 1853 году, в следующем он покупает девять полотен старых голландских мастеров — они до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты. Еще через пару лет его коллекцию пополнили работы Н. Г. Шильдера «Искушение», В. Г. Худякова «Финлядские контрабандисты», затем последовала покупка картин И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, а также известного портрета археолога Ланчи итальянского происхождения.

Целью коллекционирования Павла Третьякова являлось не обогащение и слава, а любовь к искусству и дар своей коллекции народу.

Женитьба

1865 год ознаменовался для молодого мецената женитьбой на довольно образованной для того времени двадцатилетней девушке Вере Николаевне Мамонтовой. Невеста воспитывалась в такой же семье, как и он, и очень тепло относилась к музыке и в целом к искусству. Через время у них рождаются дочери, а позже и сын Михаил. Но, к сожалению, он рос болезненным ребёнком и требовал к себе постоянного внимания. Жизнь Михаила была недолгой.

Деятельность Павла Михайловича направлена на коллекционирование работ его современников и художников - демократов отечественной школы. Сердцем галереи Третьякова считаются работы И. Н. Крамского, В. И. Сурикова и Е. Репина.

Первые шаги

Общаясь с известными людьми, Третьяков решает создать большой зал портретов своих соотечественников и современников. Для этого им был создан список имен, по которому Третьяков принимал заказы на портреты.

Место для будущего музея живописи Павел Михайлович выбрал в Лаврушинском переулке, где занялся строительством шикарного двухэтажного здания будущей Третьяковой галереи. Летом в 1893 году состоялось долгожданное открытие. Позже судьбу галереи решал народ. Она была передана городу Москве. В качестве награды самодержец предложил Павлу Михайловичу дворянский титул, но тот отказался, выбрав купечество, которым так гордился.

История появления рода купцов Третьяковых

П. Третьяков происходил из старого купеческого рода. Прадед Павла и Сергея - Елисей Мартынович Третьяков - был выходцем из купцов Малого Ярославца, известных еще с 1646 года. В 1774 году он переехал в Москву вместе с женой Василисой и детьми: Осипом и Захаром. Позже Елисей женился повторно, и его вторая жена родила ему сына Мишу. Повзрослевший Михаил в 1831 году вступает в брак с Александрой Борисовой. Так появились на свет Павел и Сергей Третьяковы. У них ещё были сёстры: Софья, Елизавета и Надежда. Отец тщательно следил за образованием своих детей. Семья Третьяковых была образцом послушания и вежливости. Между детьми отсутствовали ссоры и обиды. Братская любовь Павла и Сергея в дальнейшем положила начало созданию знаменитой Третьяковской галереи.

Братья Третьяковы

После смерти родителей Павлу и Сергею пришлось взять управление фабриками в свои руки. Их работа шла размеренно и успешно. По данным письменных источников, семья Третьяковых не была достаточно богатой. Те деньги, которые уходили на закупку коллекции, братья Третьяковы брали из бюджета семьи и дохода своих предприятий.

Сергей полностью поддерживал брата и сам активно занимался благотворительностью. Они работали, отдыхали и вместе основали Арнольдо-Третьяковское училище. Оно славится до сих пор, потому что это учебное заведение создано для глухонемых в Москве.

Сергей Михайлович Третьяков являлся главой города и страстным собирателем коллекций.

Павел Михайлович Третьяков всю свою жизнь отдал коллекционированию. Одно отличие было между братьями: Сергей Михайлович расценивал коллекционирование как свое хобби, в то время как Павел Третьяков видел в своём желании, а позже и в деятельности некую миссию.

Счастье и любовь мецената Третьякова

Биография Павла Третьякова свидетельствует о том, что он стал последним из членов своей семьи, который вступил в брак. Это случилось на тридцать третьем году его жизни. Женой его стала Вера Николаевна Мамонтова. Всю жизнь эта женщина была путеводной звездой для Павла Михайловича. Лишь с одной главной соперницей Вера Николаевна не могла смириться - с картинной галереей своего мужа, на которую он тратил все состояние и большую часть своего времени.

В свои тридцать два года Павел Михайлович Третьяков был единственным холостяком в семье. Никто уже и не надеялся, что он женится. Но вскоре он объявляет о помолвке с Верой Мамонтовой, а затем и о свадьбе.

Познакомился Павел Третьяков с Верой Николаевной на одном из семейных вечеров в доме Мамонтовых. Вера Николаевна выросла в купеческой семье. Её женственность, высокий интеллект, любовь к музыке очаровали мецената.

Дата свадьбы была назначена на 22 августа 1865 года. На удивление всем, брак Павла и Веры оказался крепким и счастливым. Их семья была большой. В доме жили они и шестеро детей. Вера Николаевна на протяжении всей жизни сохраняла теплоту и гармонию в семье. Однако их семейная жизнь не была настолько радужной. Муж был строг и вел финансовый учет. Одежда покупалась новая только после того, как старая изнашивалась. Дело в том, что все деньги семьи Павел Михайлович Третьяков тратил на пополнение своей картинной коллекции и на благотворительность.

Несмотря на такие огромные расходы, Вера Николаевна никогда не упрекала в этом мужа. Она дорожила его любовью и всегда с ним соглашалась.

Горе в семье Третьяковых

Не все дети Павла Третьякова смогли стать гордостью родителей. В 1887 году семью Третьяковых настигло неотвратимое несчастье: умер младший сын Павла Михайловича, серьёзно заболев скарлатиной. Ещё одним ударом, последовавшим за первым, стал вердикт докторов о слабоумии второго сына. Не перенеся такого сюрприза судьбы, меценат замкнулся в себе и стал совершенно отрешённым.

В 1893 году любимая супруга Павла Михайловича пережила микроинсульт, а через пять лет слегла с параличом. И тогда Третьяков осознал, что Вера Николаевна была для него дороже всего на свете. От переживаний он и сам слег, а 16 декабря покинул этот мир. Вера Николаевна ушла из жизни спустя три месяца после смерти мужа. В 1898 году галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. А в 1918 году, по распоряжению вождя пролетариата, она получила название Государственной Третьяковской галереи. Во времена Советской власти в Третьяковской галерее были собраны не только картины художников 18-19-го веков, но и произведения художников послереволюционного периода: Кузьмы Петрова-Водкина, Юрия Пименова, Семена Чуйкова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки...

Смерть мецената

Купец Павел Третьяков был известен не только как собиратель коллекции, он являлся почетным участником Общества ценителей искусства и музыки. Активное участие он принимал и в благотворительности. В своё время вместе с братом основал училище для глухонемых в Москве.

В начале декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков слег от язвы желудка. Даже в последние часы своей жизни он думал о делах в галерее. Последней просьбой умирающего было сберечь галерею, и наши современники так и поступили.

Похоронен меценат Павел Третьяков на Даниловском кладбище. Сейчас его прах покоится на Новодевичьем кладбище.

Подмена знаменитой картины

В 1913 году душевнобольной иконописец Абрам Балашов, находясь в Третьяковской галерее, изрезал картину художника Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Лица на картине пришлось восстанавливать заново. А хранитель галереи (в то время им являлся Е. М. Хрустов), узнав об этом, бросился под поезд.

Удивительным фактом оказалось то, что сам художник не заметил изменений в своей работе. Это спасло галерею от краха.

Интересные факты о Третьяковской галерее

  • В 1929 году в Толмачах закрыли церковь Святителя Николая, которая сразу же стала одним из запасников Третьяковской галереи. Она была соединена с выставочными залами на верхнем этаже двухэтажного корпуса, который предназначался для экспонирования картины «Явление Христа народу» автора Александра Иванова.
  • Во время Великой Отечественной войны коллекцию Третьякова эвакуировали в Новосибирск. Собрание заняло семнадцать вагонов.
  • История картины «Грачи прилетели». Данную картину написал известный художник Алексей Саврасов. После смерти новорожденной дочери он много раз пытался повторить свою работу. Всё закончилось тем, что художник расписывал копией этой картины стены в трактирах. А на заработанные деньги покупал себе хлеб и водку.
  • Для того чтобы получить нужную картину, Павел Михайлович оплачивал поездки художникам. В 1898 году Осип Браз написал портрет А. П. Чехова, который Павел Михайлович отправил в Ниццу. Однако самому писателю портрет не пришелся по вкусу.
  • Всем известный Малевич написал четыре версии знаменитого "Чёрного квадрата", и две из них находятся в Третьяковской галерее.

Бессмертное наследие

Подводя итоги, можно отметить, что смысл жизни Павла Третьякова - его знаменитая коллекция. В России редкий человек с такой одержимостью и фанатичным стремлением пытался донести «прекрасное» до всех людей, не обращая внимания на предрассудки и социальное неравенство. Был воистину великим человеком, который любил свою Родину и народ, Павел Третьяков. Третьяковская галерея - это наивеличайший его вклад в мировое искусство. И память о человеке с большой буквы, которым был Третьяков, не умрёт никогда!

31 августа 1892 года меценат Павел Михайлович Третьяков предложил Московской городской думе передать в дар городу созданную им художественную галерею. Третьяковская галерея по сей день остается главным культурным местом Москвы, а с некоторыми картинами Третьяковки связано множество тайн. Мы расскажем о шести из них.

Чудотворная икона

Третьяковской галереи было завещано более 60 икон, однако самая таинственная из них — Владимирская икона Божией Матери.

Летописцы рассказывают, что икона избавила Москву от хана Махмет-Гирея. Утром 21 мая 1521 года татары увидели на другой стороне Оки «несметные войска русские» и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал разведчиков удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы». Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности.

Этой иконе уже более 9 веков, и слой лака на иконе претерпел цветовые и структурные изменения, начал понемногу отслаиваться. Все это требовало проведения реставрационных мероприятий. За долгий период проведения всевозможных реставраций на иконе всегда оставались нетронутыми два места — это лики Божьей матери и младенца.

Истина с двойным слоем

Одно из самых таинственных произведений Третьяковки — картина Николая Ге «Что есть истина?». На полотне изображен слабый, изможденный, но несломленный Христос, к которому обращается Понтий Пилат. Картина не понравилась императору Александру III. «Ну какой же это Христос? Это больной Миклухо-Маклай», — прокомментировал царь.

Однако картина оказалась не так проста, как полагал самодержец и другие любители искусства. Перед реставрацией картины была проведена экспертиза, которая показала, что под живописным слоем картины находится другая работа — «Милосердие». Картина «Милосердие» была написана в 1879 году и на следующий год экспонировалась на 8-й выставке Товарищества передвижных Художественных выставок. Критика отнеслась к «Милосердию» отрицательно, и через 10 лет, в 1890 году, художник использовал полотно для работы над новой картиной — «Что есть истина?». Со временем верхний слой красок стал более прозрачным, и между головами Пилата и Христа стало проступать написанное ранее изображение.

Работа по распознаванию старого красочного слоя выявила еще один сюрприз. Под верхним слоем краски оказались также ранние варианты картины «Распятие».

Реабилитация Венецианова

До 1986 года, вплоть до большого ремонта га-лереи, картина Алексея Венецианова «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга» висела на парадной лестнице. Ученые отмечали странности картины: небо было каким-то «невенецианов-ским», а Гром-камень — основание «Медного всадника» — выглядел гораздо меньше, чем в реальности.

В 1986 году картину перенесли в депозитарий, а в 2005 году, когда галерею готовили к 150-летнему юбилею, «Петра…» отправили на плановую реставра-цию. Рентгенограмма, проведенная перед реставрацией, показала, что у картины есть второй слой!

Камень на втором слое выглядит гораздо больше, а у Петра там другие глаза — «венециановские». Кроме того, отличается лицо царя. Как установили эксперты, на картине произошел разрыв холста, и реставратор, подправляя ри-сунок, в итоге «записал» все творение Венецианова. Сотрудники открыли нижний слой и отреставрировали. В результате кар-тина стала подлинно венециановской.

Четыре медведя и два автора

Многие россияне называют картину Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу» более прозаично — «Три медведя» — несмотря на то что на картине медведей не три, а четыре. Это связано с тем, что в советские времена продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике - а там поместились только три медведя.

Однако главная особенность картины заключается не в названии, а в подписи. Несмотря на то что полотно написано двумя художниками (Савицкий написал тех самых медведей, а Шишкин — красивый лес и пробивающийся сквозь деревья свет), внизу стоит подпись только Шишкина.

Дело в том, что когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, поскольку в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».

Впрочем, Савицкий этому не противился и отмечал, что добровольно отказался от авторского права.

Картина сменила пол

40 лет назад «Портрет неизвестного в треуголке» Федора Рокотова поразил любителей искусства. Выяснилось, что на портрете изображен не мужчина, а женщина: под верхним слоем краски обнаружились брошь и декольте. Эксперты узнали историю картины: однажды близкий друг заказал Рокотову портрет любимой супруги. Но жена умерла, а он женился во второй раз. Тогда друг попросил художника так «дорисовать» портрет покойной, чтобы он мог любоваться ею, не оскорбляя чувств второй супруги. Тогда живописец решил изменить пол персонажа картины и сделал из него «неизвестного».

Государственная Третьяковская галерея – один из красивейших и знаменитых музеев в Москве. Здесь хранится самая крупная коллекция изобразительного искусства России. До сегодняшнего дня музей считается главным культурным центром Москвы. Основана галерея в 1856 году ценителем искусства и богатым купцом Павлом Третьяковым.

В 1917 году коллекция музей насчитывала 40000 шедевров, к 1980 году это число возросло до 55000. Ниже вашему вниманию представляются некоторые интересные факты о Третьяковской галерее, и секреты, которые связаны с ней.

История возникновения Третьяковской галереи

В год основания галереи, уже в то время знаменитый меценат Павел Третьяков, купил две картины художников из России: «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова и Н. Г. Шильдера «Искушение». Именно с этих картин началась жизнь знаменитого музея. Хотя до этого времени в собственной коллекции ценителя искусства имелось весьма большое количество произведений. В 1892 году русский меценат подарил свое собрание городу Москве. К этому времени коллекция уже насчитывала более двух тысяч картин, 15 скульптур и внушительного количества икон.

Галерея была расположена в доме Третьяковых. Но со временем, когда увеличивалось собрание произведений, пришлось достраивать дополнительные помещения. Знаменитый фасад музея был разработан и спроектирован архитектором А. М. Калмыковым.

В 1928 году музей объявлен «государственной собственностью страны. В этом же году были построены научные отделы Галереи, библиотека, фонд графики, отдел рукописей. В 1936 году открылся новый корпус основного здания. В годы Второй Мировой войны произведения искусства были эвакуированы в разные города. Лишь в мае 1945 года музей снова смог принимать посетителей.

Чудотворная икона Божией Матери

Одной из самых знаменитых, и одновременно самых загадочных экспонатов можно назвать Владимирскую икону Божией Матери. По данным летописцев, эта икона сохранила Москву, избавив ее от хана Махмет-Гирея. После того, как татары увидели могучее войско, которое шло на орду, они отступили и больше не возвращались назад. Но на самом деле, войска на другом берегу не было, а то, что увидели татары – было видение посланное Богородицей. С этого момента икона стала одной из самых чтимых реликвий.

В 1999 году икона была передана музею, там и хранится до сих пор под пуленепробиваемым стеклом. Так как реликвии уже более девяти веков, лак понемногу начинает отслаиваться. После проведения реставрации на поверхности иконы остались нетронутыми только лики Божьей Матери и младенца.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

«Неравный брак» Василий Пукирев

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине - любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, - сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне - сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой - ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине - странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная - недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.

В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.

«Троица» Андрей Рублев

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

«Неизвестная» Иван Крамской

Место действия картины сомнений не вызывает - это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.

В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной - идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.

«Богатыри» Виктор Васнецов

Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.

Адрес: Москва, Лаврушинском переулке, д. 10
Дата основания 1856 год
Координаты: 55°44"29.0"N 37°37"12.9"E

Содержание:

В знаменитой галерее экспонируется более 180 тысяч произведений отечественного искусства. Мир картин русских художников завораживает и привлекает немало гостей. Чтобы увидеть старинные иконы, мозаики, пейзажи, портреты и исторические полотна, в Третьяковку приходят школьники, студенты, служащие и пенсионеры. По статистике за год один из самых известных музеев Москвы посещает более полутора миллионов посетителей.

Вид на вход в Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке. В центре - памятник Павлу Третьякову

Основатель музея

Павел Третьяков родился в 1832 году в семье московского купца. Он был старшим из 12 детей и воспитывался вместе с младшим братом Сергеем. Став взрослыми, братья основали несколько бумагопрядильных фабрик и сумели заработать большое состояние, которое оценивалось в огромную по тем временам сумму в 3,8 млн рублей.

Мало кому известно, но вначале Третьяков увлекся коллекционированием полотен западноевропейских мастеров. Он не имел опыта, совершал случайные приобретения и за несколько лет скупил несколько картин и графических работ голландских художников. Начинающий коллекционер сразу же столкнулся с проблемой определения подлинности старых картин. Он быстро понял, как много подделок существует на рынке живописи и принял решение покупать работы у самих художников. Этому правилу основатель галереи следовал до самой смерти.

Зал № 9 - «Всадница» - 1832 (Карл Брюллов)

В середине XIX века Павел увлекся собиранием картин русских живописцев. Первыми купленными полотнами были работы художников Шильдера и Худякова. В 1851 году он стал владельцем просторного дома, приобретенного специально для растущего музея.

Через 16 лет братья Третьяковы открыли частное собрание картин для московской публики. К этому времени в галерее насчитывалось более 1200 живописных полотен, 471 графических работ, несколько скульптур и множество икон. Кроме того, здесь было выставлено свыше 80 произведений зарубежных художников.

Зал № 26 - «Богатыри» - 1881 - 1898 (Виктор Васнецов)

В конце лета 1892 года, после того, как умер его брат, Павел обратился в городскую думу Москвы и передал коллекцию городу. Его наградили званием почетного жителя и назначили пожизненным попечителем музея.

Третьяков много помогал русским живописцам. Он заказывал талантливым художникам полотна на исторические темы и портреты выдающихся россиян. Иногда меценат оплачивал живописцам дорогу до нужного места. Третьяков умер в возрасте 65 лет, в 1898 году.

Зал № 28 - «Боярыня Морозова» - 1884 - 1887 (В. И. Суриков)

История галереи

Художественное собрание картин содержалось за счет завещанного капитала Третьякова – 125 000 рублей. Еще 5 000 ежегодно доплачивало государство. На проценты от денег мецената приобретали новые картины.

Галерея размещалась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Однако, коллекция постоянно росла, и места для нее не хватало. Музейное здание несколько раз перестраивалось. В начале прошлого века у него появился выразительный фасад, спроектированный архитектором Василием Николаевичем Башкировым по эскизам, которые создал художник Василий Васнецов. Сегодня красивый фасад в псевдорусском стиле стал одним из узнаваемых символов московского музея.

Зал № 25 - «Утро в сосновом лесу» - 1889 (Иван Шишкин, Константин Савицкий)

В 1913 году попечителем художественного собрания избрали живописца Игоря Грабаря. Вскоре после революции, коллекция получила статус государственного музея. Грабарь ввел расположение картин по хронологии и создал фонд, благодаря которому можно было пополнять музейные коллекции.

В 1920-е годы галереей заведовал известный архитектор Алексей Щусев. Музей получил еще одно здание, и там разместились администрация, научная библиотека и фонды графических работ.

Зал № 27 - «Апофеоз войны» - 1871 (Василий Верещагин)

В 1930-х годах в стране проводили активную антирелигиозную кампанию. Власти на местах закрывали обители и церкви, забирали принадлежащее им имущество и арестовывали священников. Под лозунгами борьбы с религией был закрыт Никольский храм в Толмачах. Освободившееся культовое здание пустовало недолго, и его передали музею в качестве запасника для хранения живописи и скульптурных работ.

Позже церковь соединили с музейными залами корпусом в 2 этажа, и здесь стали демонстрировать огромное полотно «Явление Христа народу», написанное художником Ивановым. Потом появился новый «щусевский» корпус. Поначалу там проходили выставки, но с 1940 года новые залы включили в главный музейный маршрут.

Иконы в Третьяковской галерее

В начале войны, когда фашисты рвались к столице страны, галерею начали демонтировать. Все полотна аккуратно вынули из рам, скатали на деревянные валы, и, переложив бумагой, упаковали в ящики. В июле 1941 года их погрузили в железнодорожный состав и вывезли в Новосибирск. Часть галереи отправили в Молотов – нынешнюю Пермь.

Открытие музея прошло уже после Дня Победы. Экспозицию полностью восстановили на прежних местах, и, к счастью, ни одна из картин не была утрачена или испорчена.

Зал № 10 - «Явление Христа народу» - 1837–1857 (Александр Иванов)

К 100-летию открытия музея был возведен зал для работ известного русского живописца Иванова. А в 1980 году перед музейным зданием появился монумент Павлу Третьякову работы скульптора Александра Павловича Кибальникова и архитектора Игоря Евгеньевича Рожина.

К 1980-м годам здесь хранилось более 55 тысяч картин. Количество посетителей настолько выросло, что здание необходимо было срочно расширять. Перестройка заняла несколько лет. Музей получил новые помещения для хранилища картин, депозитария и работы реставраторов. Позже возле основного здания появился новый корпус, который назвали «Инженерным».

Зал № 19 - «Радуга» - 1873 (Иван Айвазовский)

Защитой картин от вандалов занимаются все художественные музеи мира, и галерея в Москве – не исключение. В январе 1913 году здесь случилось несчастье. Неуравновешенный зритель набросился на знаменитое полотно Ильи Репина и порезал его. Картина, изображающая русского государя Иоанна IV Грозного и его сына, получила сильные повреждения. Хранитель музея Хруслов, узнав о нападении, от отчаяния покончил с жизнью. В реставрации картины участвовал автор и другие художники, и лица героев воссоздали заново.

Весной 2018 года произошла очередная трагедия с той же картиной. Пьяный вандал разбил стекло, которое защищало полотно, и в трех местах повредил его центральную часть. Позже он не смог внятно объяснить сделанное.

«Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» - 1839-1843 (Карл Брюллов)

За путенепробиваемым стеклом в галерее хранится одна из самых почитаемых русских икон – Божия Матерь Владимирская. Этой реликвии более десяти веков. По преданию знаменитая икона защитила москвичей и спасла город от нашествия войск хана Мехмет-Гирея. Так как красочный слой со временем начал отслаиваться, реставраторы провели восстановительные работы, но не тронули лики Богоматери и Иисуса.

Музейный комплекс

Кроме главного здания в Лаврушенском переулке, Третьяковской галерее принадлежит большой выставочный комплекс на Крымском Валу, 10. В нем экспонируются произведения известных художников XX-XXI веков. Третьяковка также курирует несколько мемориальных музеев художников и скульпторов в городе.

Зал № 17 - «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») - 1866 (Василий Перов)

Музейный комплекс работает и принимает москвичей и туристов круглый год. Галерея – это не только большие и маленькие залы с картинами. Здесь проводят лекции, показы кинофильмов, концерты, спектакли и творческие встречи с художниками.

Двери галереи открыты для гостей во вторник, среду и воскресенье с 10:00 до 18:00, а по четвергам, пятницам и субботам с 10:00 до 21:00. Следует иметь в виду, что музейные кассы прекращают продавать билеты за час до закрытия. Посетителей до 18 лет в галерею пускают бесплатно. Билеты на выставки действительны в течение месяца, но пройти по ним можно в порядке живой очереди.

Зал № 3 - «Портрет Петра III» - 1762 (Антропов А.П.)

Экспозиции осматривают самостоятельно или в составе экскурсионных групп. Для удобства посетители могут воспользоваться бесплатными мобильными аудиогидами.

Профессиональные экскурсоводы проводят по залам обзорные и тематические экскурсии. Во время них туристам рассказывают об истории создания отдельных картин, знакомят с древнерусским искусством, шедеврами живописи XVIII и XIX веков, творчеством художников-передвижников и русским авангардом.

Зал № 26 - «После побоища Игоря Святославича с половцами» - 1880 (Валентин Байгильдин)

Как добраться

Основное здание находится в центральной части города, в Лаврушинском переулке, 10. До него легко дойти пешком от станций метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая».

← МУЗЕИ МОСКВЫ МОСКВА →

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»