Горький макар чудра главные герои список. Характеристика Лойко Зобара из рассказа «Макар Чудра

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

1. Тема свободы в произведениях Горького.
2. Образы влюбленных.
3. Трагический финал рассказа.

Великому русскому писателю М. Горькому довелось жить и творить на рубеже XIX—XX веков. Особенности эпохи не могли не наложить своего отпечатка на его мировоззрение. В то время менялось все в общество, нарастали жесточайшие социальные противоречия. Горький в своем творчестве обращается к ряду важнейших вопросов, с давних пор волновавших людей. Одним из таких вопросов является проблема свободы. В ранних рассказах Горький обращает на эту тему особое внимание. Ранние произведение Горького являются романтическими. Писатель заметно идеализирует своих героев. Они совсем не похожи на реальных людей. В рассказе «Макар Чудра» тема свободы тесно переплетается с темой любви. Сам писатель не скрывает своего убеждения: «Свобода для человека — главнее всего на свете». Писатель воспевает свободу на примере любви двух незаурядных людей Лайко Зобара и Радды. Эти люди на редкость свободолюбивы, искренни. «Никогда я никого не любила, Лайко, а тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю-то, Лайко, я люблю больше, чем тебя» — это слова Радды. Любовь для нее на втором месте, а на первом — стремление к свободе. Драматический финал произведения заставляет задуматься о том, что, с одной стороны, свобода нужна человеку, но с другой стороны, она может оказаться очень опасной. Рассказ «Макар Чудра» не может не оставить у читателя чувства некоторого разочарования. Идеализированные герой-влюбленные не так уж прекрасны, как кажутся в начале.

Поэтическая история любви, которая лежит в основе рассказа, не может не привлекать. Безусловно, яркие и независимые характеры героев, их стремление к свободе не могут не вызывать восхищения. Однако при более внимательном прочтении кажется, что влюбленные как бы бессильны перед своими страстями — как любовной страстью, так и страстью к свободе. Бессилие становится сродни беспомощности, это и приводит Зобара и Радду к смерти.

Писатель использует прием «рассказа в рассказе». Он использует такие детали, которые подготавливают читателя к должному восприятию. Холодная осенняя ночь, дует с моря сильный влажный ветер, ярко горит костер, поет молодая цыганка, а старый цыган рассказывает захватывающую историю. Обстановка способствует тому, чтобы читатель воспринимал рассказ как легенду или сказку, настолько не похожи главные герои на простых людей, к которым мы привыкли. Не случайно главными героями автор делает цыган, жизнь которых кажется нам загадочной и непонятной. Гордая девушка и не менее гордый парень. Зобар выглядит не только гордым, но и жестоким. Ведь это он убивает свою любимую. Впрочем, все предопределено. Молодые цыгане с детства росли в атмосфере свободы. Они предстают перед нами как поэтические натуры, для характеристики писатель использует удивительные изысканные сравнения. Красоту Радды «можно было бы на скрипке сыграть». Девушка кажется неземным созданием, настолько красива и гармонична она. Немудрено, что Зобар так ее любит, он говорит: «сердце бы вырвал из груди и отдал тебе, лишь бы тебе от этого хорошо было».

Горький создает живые гармоничные образы. Их гармония проявляется прежде всего в том, что Зобар и Радда действуют импульсивно, выполняя все, что хочется прежде всего им самим. Они очень свободолюбивы, и любое действие, ими выполненное, об этом свидетельствует. Радда равнодушна к богатству, она не уходит с богатым человеком, который предлагает ей много золота. Это противоречит ее стремлению к свободе. А Зобар крадет коня, которого охраняет полк солдат. Это не стремление к личному обогащению, а желание в очередной раз ощутить себя свободным и счастливым.

Радда и Зобар никогда не переступают через себя, что можно считать данью их вольнолюбивой натуре.

Девушка и юноша столь гармоничны. Но когда они влюбляются друг в друга, гармоничного союза не происходит. Они не способны на компромисс, превыше всего ставят свои и только свои желания. Зобар убивает свою любимую. Автор не оправдывает своего героя, несмотря на то, что понимает его. Читатель так же может понять Зобара. Однако его поступок противоречит общечеловеческой гуманности. Мужчина убивает свою любимую... Это преступление, и иной оценки событий быть не может. Можно сказать, что Радда не оставила Зобару иного выхода. Ее собственные поступки в очередной раз свидетельствуют о том, что для девушки превыше всего была свобода. Жизнь Зобара без любимой была недолгой. Отец Радды убивает его, так что Зобар получил по заслугам. Последние слова умирающей девушки: «Я знала, что ты так сделаешь!» То есть, она перед смертью оправдывает своего любимого. Ведь Зобар не предал своих идеаов, не разочаровал Радду. В рассказе «Макар Чудра» нет ничего обыденного. Образы героев лишены фальши, налета повседневности. Они оторваны от реальной действительности, в сущности, для них нет ничего особенно важного и ценного. Даже свою жизнь Зобар и Радда не ценят, с готовностью расстаются с ней. Значит, стремление к свободе и любовь к ней далеко не всегда бывает позитивно, напротив, в большинстве случаев разрушительно. Горький-романтик, идеализируя своих героев, именно об этом предупреждает нас.

Первым печатным произведением Максима Горького стал рассказ «Макар Чудра». Анализ его позволяет понять, что, несмотря на молодость и неопытность, автору удалось органично изобразить жизнь цыган и передать всю полноту их чувств. Для Горького не прошли даром скитания по необъятной России. У писателя не всегда было что поесть, но он ни на минуту не расставался с толстой тетрадью, в которую записывал необычные истории, легенды, какие-то интересные события из жизни случайных спутников.

История любви цыган

Анализ «Макара Чудры» показывает автора произведения в образе писателя-романтика. Главным героем рассказа выступает старый цыган, который искренне гордится своей свободной жизнью. Он презирает крестьян, которые уже рождаются рабами, предназначение которых заключается в копании в земле, но при этом они даже могилу себе перед смертью не успевают вырыть. Герои легенды, рассказанной Макаром, являются воплощением максималистского стремления к свободе.

Радда и Лойко любят друг друга, они счастливы вместе, но чересчур зациклены на личной свободе. Анализ «Макара Чудры» показывает, что главные герои даже на любовь смотрели как на ненавистную цепь, сковывающую их и умаляющую независимость. Признаваясь в любви, молодые люди ставят друг другу условия, при этом каждый из них стремится быть главным в паре. Цыганы никогда ни перед кем не становятся на колени, это считается страшным унижением, но Лойко уступает Радде и преклоняется перед ней, тут же убивая свою возлюбленную, а затем и сам погибает от руки ее отца.

Сопоставление системы ценностей цыгана и повествователя

Анализ «Макара Чудры» показывает, что для главного героя Радда и Лойко являются идеалами свободолюбия. Старый цыган понимает, что высшая степень гордости и любви не смогут ужиться вместе, какими бы прекрасными не были эти чувства. Но он уверен, каждый человек должен отстаивать свою свободу пусть и ценой собственной жизни. Рассказ Горького интересен присутствием в нем повествователя, в образе которого угадывается сам автор. Его влияние на произведение незаметное, но все же достаточное для того, чтобы писатель смог высказать собственные мысли.

Не со всеми суждениями старого цыгана согласен Горький. Макар Чудра (анализ рассказа показывает восхищение автора героями легенды) не получает прямых возражений от повествователя, но все же в самом конце, подводя итог истории, автор говорит, что молодые люди стали рабами своей свободы. Гордость и независимость делают людей несчастными и оди

нокими, ведь иногда все же надо жертвовать своими интересами ради родных и любимых.

Музыкальность рассказа

Анализ «Макара Чудры» показывает, насколько удачно писатель воспользовался приемом пейзажных зарисовок. Обрамлением всего рассказа является море, которое ясно выражает чувства и душевное состояние героев. Произведение наполнено музыкальностью, сказано даже, что о красоте Радды можно лишь на скрипке сыграть. Рассказ Максима Горького сразу обратил на себя внимание яркостью образов и запоминающимся сюжетом.

Сочинение

Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Чехову он говорил: «Нужно быть извергом добродетели, чтоб любить, жалеть, помогать жить дрянным мошкам с кишками, каковы мы». Репину же он утверждал обратное: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все; он создал даже Бога». Это говорит о том, что Горький много размышлял о натуре человека, исследовал ее. Странствования по России, жизнь «в людях» дали почву для таких размышлений. Исследования о человеке выразились в рассказах таких как «Макар Чудра», «старуха Изергиль», «Челкаш» и др. и воплотились в образ романтичного героя.
Герой ранних романтических рассказов Горького многолик, сложен, но главное для них – это свобода, независимость. Их характер, их жизненная философия не всегда дана прямо. Их образ создается легендами, которые они рассказывают, противостояния с другими героями, пейзажем и портретом.
Один из таких образов – образ Макара Чудры. Идеал Макара Чудры – свободный гордый человек, который выше житейской сферы. Такому человеку «ведома воля», «ширь степная ему понятна», «говор морской волны веселит ему сердце». А человека не свободного он называет рабом, жестко утверждает, что он родился затем, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успеть даже могилу самому себе выкопать. Свободолюбивую натуру Макара Чудры подчеркивают и пейзаж (море, ветер ассоциируется с мятежным духом героя), и портрет (все в нем непоколебимо, значительно: «сильная поза», «громадная трубка», «густые клубы дыма», «темнота стен», он не делает ни одного движения и защищает от резких ударов ветра, потому что роднат Макара Чудру «ветер свобода».
Макар Чудра рассказывает легенду о «Лойко Зобаре и Радде». Они любили друг друга, но не смогли быть вместе, они – личности гордые и независимые. «Я свободный человек и буду жить, как хочу». «Волю-то, Лойко, я люблю больше чем тебя». Герои легенды отражают взгляды самого Макара. Ради свободы они пожертвовали жизнью и любовью. Это говорит о неразрешимости противоречий между гордостью и любовью, но разрешиться это противоречие может только смертью. Для Макара Чудры в их смерти нет ничего удивительного, для него они естественны. У него своя философия и другой он не приемлет.
Таким же независимым, вольным человеком является и Старуха Изергиль. Ее образ дан в свете идеального человека, его бесконечной любви к людям (Данко) и антиидеального, жестокого индивидуализма (Ларра).
В легенде о ларе осуждается крайнее презрение к людям, индивидуализм сына орла и женщины. Ларра больше всего дорожил свободой. Он был горд до такой степени, что пошел на убийство. Наказанием уму было дано бессмертие. Имя Ларры обозначает отверженный и «выкинутый вон». Вечное одиночество превращается в вечное страдание. Индивидуализм его странен, он коверкает его жизнь. Изергиль рассказывает эту легенду как назидание поколениям.
В легенде о Данко воспевается человеческая самоотверженность, способность идти на жертвы. Легенда – гимн действенной любви к людям. Данко, чтобы вывести людей из леса, вырвал из груди сердце, и его огонь освещал им путь. В образе Данко воплотилась мечта Горького о человеке с «солнцем в крови». Однако этой легендой автор говорит, что в мире встречаются и антигерои, способные забыть благородные деяния, не восприимчивые к добру. «Один осторожный человек, боясь чего-то, наступил на гордое Сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло».
Эти две легенды словно обрамляют рассказ Старухи Изергиль о самой себе, о любви которую дарила, о людях, которые были ей дороги. В ее в образе и речах есть противоречие: о чувственной любви должна рассказывать молодая девушка, а не старуха, которую «время согнуло пополам, черные когда-то глаза были тусклые и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, словно старуха говорит костями». Старуха Изергиль противопоставляет свою жизнь и жизнь Лары, она считает, что ей абсолютно не свойственен индивидуализм и что нее и лары разные пути. Но, во-первых, автобиографический герой применяет их сходство. Ларра «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. Он стал уже как тень и таким будет вечно». И Изергиль «сидит живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня – тоже почти тень». Во-вторых, поражает то, как они относятся к людям, которых любили. Она говорят: «ни когда не встречались больше с теми, которых когда-то любили. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками». Но, несмотря на сближение образов Изергиль и Ларры, она стремится к полюсу Данко, воплотившему высший идеал любви и самопожертвования. Она стремится передать людям важность любви в жизни.
Необычно раскрывается образ Челкаша, старого свободолюбивого вора. Горький теперь не объясняет образ героя романтическими легендами. Образ Челкаша уже в противопоставлении его с Гаврилой, молодым крестьянином. Только одно их роднит – любовь и свобода, и в остальном герои являются антиподами. Разное у них социальное положение (Челкаш – бродяга и вор, а Гаврила – крестьянин), роды деятельности (Челкаш странствует и ворует, занимается пропагандой, Гаврила предан хозяйству, земле), портреты (Челкаш «обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом», «он был бос, в старых штанах, в грязной ситцевой робе», Гаврила «широкоплеч, коренаст, русый, с обветренным лицом и большими голубыми глазами, смотревшими доверчиво и добродушно»). Различно и отношение героев друг к другу – Макаре Чудре Гаврила напоминал самого себя, и он относился к Гавриле с жалостью и пониманием. Но Гаврила не понимал Челкаша и позволял себе того оскорблять. Противостоят в рассказе их жизненные позиции. Гаврилу поглотило все земное, низкое, он забыл о вольнолюбии ради наживы денег, Челкаш же, являясь вором асоциальным элементом, стремился к свободе и идеалу.
Горький говорит: «Естественное состояние человека – пестрота». И изобразил романтических героев во всей их сложности и многогранности.

Макар Чудра - герой одноимённого рассказа Максима Горького , рассказчик истории про Радду и Зобара . Ему 58 лет, он цыган и бродяжничает по свету. Несмотря на свой возраст и седину, выглядит он хорошо, и собеседник сравнивает его со старым, но ещё крепким дубом. У него есть дочь по имени Нонка.

Его главный лозунг в жизни, это то, что надо ходить по миру и смотреть, а как только насмотрелся, можно ложиться и помирать. Также он говорит собеседнику разные вещи про других людей, например, что люди странные, живут толпами, кучкуются, хотя на планете столько места или, что они работают, отдавая все жизненные силы по капле в землю, а потом умрут и даже могилки себе не успеют выкопать.

Макар Чудра, по его словам, обошёл всё землю и везде был, никогда и нигде надолго не задерживался. Однажды, когда он сидел в тюрьме, то чуть не покончил жизнь самоубийством, из-за невозможности пойти куда хочется.

Макар рассказывает печальную историю про красавицу Радду и удалого цыгана Лойко Зобара, которые не смогли отказаться от личной свободы, поженившись друг на друге, а предпочли смерть.

Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра» решает все поставленные вопросы. Это раннее произведение писателя выходит за рамки романтической зарисовки, каким традиционно принято его считать. Данное творение имеет философский подтекст и остаётся актуальным по сей день.

«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.

Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на .

Композиция

Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.

Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.

Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

О чём?

Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки. Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей. Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.

Главные герои и их характеристика

Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.

Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.

Темы

  • Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
  • Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
  • Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
  • Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.
  • Проблематика

    • Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
    • Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
    • Смысл рассказа

      Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации. Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

      Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»