Энкаустика – рисование утюгом, мастер класс для начинающих. Энкаустика

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня людям известно огромное количество различных видов искусства, в которых сможет себя реализовать любой человек.

- это древнее искусство живописи горячим воском. В этой интересной технике написаны многие раннехристианские иконы, а также фаюмские погребальные портреты.

Энкаустика: история

Восковая живопись своими корнями уходит в далекое прошлое, поэтому нельзя с точностью сказать, где зародился этот вид искусства. Но техника, выработанная в Древней Греции в 5 веке до н. э., стала наиболее прочной и долговечной .

Суть греческой техники заключалась в том, что предварительно разогретые краски (в их состав входили воск, смолы, масло и красящий пигмент) наносили на подогретую основу кистью и специально раскаленным инструментом, а затем картину оплавляли при помощи жаровни.

Энкаустика использовалась и древними египтянами, например, фаюмские портреты - это наиболее ранние работы в этой технике, которые сохранились до наших дней. Фаюмские портреты представляют собой небольшие портреты, которые выполнены на деревянных досках и покрыты клеевой краской .

Энкаустика как популярный вид живописи была широко распространена вплоть до средних веков, а затем интерес к восковой живописи пропал. И картины, нарисованные восковыми красками, встречались крайне редко, но в 19 веке в Германии наступило настоящее возрождение этого вида искусства.

Энкаустика в домашних условиях

Интересно, что для энкаустики не столь важно умение рисовать, а более приоритетным является чувство меры и цвета, фантазия и настроение . Конечно, энкаустика относится к дорогостоящим видам творчества, но чтобы раскрыть в себе художника и поэкспериментировать с восковой живописью, можно использовать более дешевые материалы.

Для того чтобы нарисовать картину в технике энкаустики, вам понадобятся восковые мелки, картон и утюг. Приблизительно энкаустика выглядит так: восковые мелки аккуратно наносят на горячий утюг, а затем с утюга переносят на картон . Желательно, чтобы картон был глянцевым, а утюг - с гладкой поверхностью (без отверстий).

Также стоит подготовить подложку под картон, она должна быть мягкой и в два раза больше картона. Кроме того, подложек должно быть несколько, поскольку они очень быстро загрязняются.

Утюг нужно включать на минимальную мощность и быстро наносить мелки (можно наносить сразу несколько цветов, они между собой не смешиваются). Но не затягивайте нанесение мелков на утюг, поскольку мелки очень быстро плавятся.

Энкаустика: некоторые приемы и виды техник

Энкаустика, как и любой вид живописи, имеет свои основные приемы. Например, разглаживание утюгом - это первый и самый простой прием энкаустики . Картину можно нарисовать с помощью оттиска, суть заключается в том, что горячий утюг прикладывают к картону, а замет приподнимают на несколько секунд. Наносить рисунок можно ребром утюга, но это стоит делать, когда нанесен основной фон . А мелкие детали на картине можно прорисовать кончиком утюга.

Энкаустика может быть многослойной, ведь свойства восковых красок позволяют художнику накладывать один слой на другой, а картины, выполненные в этой технике, отличаются особенной глубиной и структурой.

Энкаустика - это красивый и достаточно простой вид творчества, но с помощью этой удивительной техники можно проявить себя и свои творческие способности. Энкаустика не ограничивает вашу фантазию, вы можете экспериментировать, например, как Джаспер Джонс, который объединяет энкаустику с масляной и коллажной техниками . Также вы можете придумать свою технику рисования картин горячим воском.

Рассмотрим четыре основных приема восковой живописи : разглаживание, оттиск, работа с боковыми сторонами утюга (ребром) и работа острием.

Прием первый- разглаживание

Возмите глянцевый картон форматом А5 или А6 . Начинайте именно с такого формата. Вам будет легче работать.

Включите утюг и отрегулируйте минимальную температуру .

Держите утюг подошвой вверх. К подошве поднесите карандаш и начните рисовать по подошве, закрашивая поверхность утюга.

Карандаш должен хорошо плавиться и немного растекаться , но не сильно. В противном случае, регулируйте температуру на утюге.

Теперь переверните утюг подошвой вниз и проведите по бумаге.

Проводите утюгом плавно и медлено, без сильного нажима на бумагу.

Посмотрите что получилось.

Второй прием: оттиск .

С помощью этого приема создаются так называемые прожилки , характерные для энкаустики.

Для этого достаточно приложить утюг к поверхности картона, а потом слегка приподнять его.

В пространство между утюгом и картоном хлынет воздух, и на поверхности воска образуются прожилки.

Прием третиий: работа боковой стороной утюга (ребром) .

С помощью боковых сторон утюга получаются белые линии и привносят в рисунок детали.

Методом разглаживания нанесите на картон воск. Затем поставьте утюг так, чтобы его ребро скользило по воску, как лезвие конька.

Так создаются различные линии, например, высокая трава.

Прием четвертый: работа острием утюга .

Коснитесь острием утюга (носиком) воска , подцепите немного воска и рисуете им.

Используется для детальной прорисовки.


Рисуем цветующую магнолию

Восковые краски применялись еще древними египтянами для росписи гробниц, но трудно сказать, когда они точно появились. Материал был разработан ради долговечности красочного декоративного слоя. Чуть позже, в Древней Греции, живопись воском получила второе дыхание. Техника, в которой работали греки, называлась «энкаустика» – выжигание картины восковыми красками на мраморной доске. В результате получались очень реалистичные изображения.

Расцвет направления припал на I-IV столетия нашей эры. В это время было создано немало натюрмортов, портретов и икон с помощью воска. Но в период средневековья техника энкаустики была забыта и утеряна. На ее смену пришла масляная живопись, более удобная для работы, и долгое время про технологию работы с воском никто не вспоминал.

Восковая живопись, которая существует сегодня – это уже находки и приемы современных мастеров, попытки возродить былую технику. Воск в составе красок дает им преимущество – они не теряют свой цвет со временем, как масляные. Единственное, что опасно для таких картин – это механическое повреждение.

Инструменты и материалы для работы

В продаже есть готовые восковые мелки, но можно сделать свои собственные краски на основе воска. Для этого можно брать как пчелиный воск, так и парафин. Отбелить натуральный материал можно с помощью перекиси водорода (20% раствор) или на солнце. Для последнего метода воск измельчают на стружку и раскладывают его на бумаге на хорошо освещенном месте. Каждый день его необходимо помешивать. Если требуется, то его повторно переплавляют и измельчают для отбеливания на солнце, пока оттенок не станет пригодным для работы.

Пигменты для окрашивания можно использовать абсолютно разные – старые засохшие краски, просроченную декоративную косметику, пищевые красители. Когда краски будут готовы, необходимо подготовить инструменты для восковой живописи:

  • Утюг (удобнее всего маленький дорожный);
  • Паяльник с насадками (лучше специальный для хендмейда);
  • Фен (подходит как для парикмахерский, так и строительный);
  • Разогретый мастихин (можно использовать для разогрева спиртовку, либо держать в воде, подогреваемой обычным электрокипятильником, или подогревать его на настольной одноконфорочной плите – как удобней);
  • Иголка, проволока, любые швейные или стоматологические инструменты, пригодные для работы – процарапывания контуров и деталей, формирования объемов.

Техники восковой живописи

Восковые картины можно создавать в различных техниках, даже комбинированных. В основном используют такие приемы:

  1. Рисунок воском – сверху красками (восковой резист)

На бумагу наноситься контурный рисунок воском, а затем она закрашивается красками. Контур при этом остается не закрашенным. Для работы применяются акварельные краски.

  1. Рельеф воском – сверху красками

На доску или полотно наносится расплавленный или размягченный воск, повторяя очертания будущей картины. По сути это восковой барельеф. Сверху него можно писать гуашью или маслом (акрил тоже подходит), как на обычной основе. Красочный слой покрываем лаком.

  1. Рельефная живопись окрашенным воском

Для этого используем самодельные краски на основе воска. Наносим их разогретым инструментом, разливаем расплавленными или выкладываем руками, а потом выжигаем контуры рисунка паяльником. Можно применять любые доступные методы нанесения и формирования изображения. Для растворения восковых красок применяют скипидар.

  1. Прижигание (энкаустика)

В этой технике работаем только расплавленными красками. Берем для этого восковые мелки или окрашенный воск собственного приготовления. Наносим фоновые цвета на разогретый утюг и переносим на бумагу (Работаем при минимальной температуре). Затем, либо кончиком утюга, либо паяльником с насадкой прорисовываем детали.

  1. Процарапывание

На цветную бумагу или доску наносим цветной воск, а затем процарапываем рисунок.

Живопись восковыми красками сложная и кропотливая, но интересна как технологическим процессом, так и результатом. Насколько успешными будут работы – будет зависеть от вашей усидчивости и фантазии, которую в этой технике можно проявить в полной мере.

Энкаустика — набирающее популярность женское увлечение. Его нельзя назвать новым, но для многих это слово пока незнакомо. Что же такое энкаустика, как и для чего ее осваивать?

В почетное место занимает энкаустика – разновидность живописи, которую использовали еще в Древнем Риме, Египте и Греции. Только тогда люди брали за основу крашенный воск и деревянные отполированные дощечки. Сегодня все намного проще. В качестве холста используется обычный глянцевый картон, а вместо крашенного воска отлично подойдут восковые карандаши, которые без труда можно приобрести в магазине канцелярских товаров.

В чем заключается техника рисования

На первый взгляд, нарисовать картину с помощью утюга может показаться странной и не выполнимой задачей. Однако, на самом деле все гораздо проще и не сложнее обычного .

Утюг в технике рисования картин энкаустика выполняет роль кисти. Конечно, для современной техники энкаустики уже изобрели специальный профессиональный утюжок, но он довольно таки дорого стоит, и достать его не так-то просто.

Для работы необходимо нагреть утюг до температуры плавления воска. Определить это несложно, достаточно взять карандаш и дотронуться им до подошвы. Мелок должен плавно растекаться по горячей поверхности. Не стоит допускать «закипания воска».

Как только температурный режим будет выставлен, можно смело браться за создание шедевра. На разогретой подошве утюга расплавляется воск нужного цвета и легкими движениями наносится на глянцевый картон.

Освоить секреты энкаустики довольно просто, совсем не обязательно быть художником, а прелесть этого занятия заключается в том, что творить можно как в одиночку, так и вместе со своим ребенком. Причем возраст особого значения не имеет. Так, например, если малышу от 2 да 4 лет, то он может искать и подавать карандаш нужного цвета.

Таким образом, мама спокойно будет рисовать, а ее кроха – изучать цвета и оттенки. Если же ребенок уже постарше, то его смело можно подключать непосредственно к процессу, предварительно объяснив все правила безопасности (все-таки утюг горячий).

Если намечается вечеринка или к вам неожиданно пришли гости, то рисование утюгом может стать отличным развлечением. Каждый участник сможет выразить свои фантазии на листе картона, а положительные эмоции, которые непременно возникнут в процессе, будут создавать атмосферу радости и легкости.

Привлекательность энкаустики

Техника рисования энкаустика имеет множество положительных моментов. В первую очередь это отличный способ успокоения, своего рода антидепрессант. Женщины и девушки, которые пребывают в декретном отпуске или имеют много свободного времени, часто начинают хандрить от однообразия и рутинной работы по дому. Рисование поможет отвлечься и все свои переживания оставить на картоне.

Второй положительной стороной этого замечательного увлечения является доступность материалов. На приобретение глянцевого картона и восковых карандашей не нужно тратить большие средства, а купить их можно в ближайшем магазине канцелярских товаров.

Специальный утюг покупать не нужно, вполне сгодится техника старого образца советского производства. Да, самый обычный утюг с гладкой подошвой. Такой инструмент наверняка имеется в закромах у каждой хозяюшки. Если же такого нет, то можно приобрести маленький утюг дорожного типа. Здесь принципиально важно, чтобы подошва была гладкой, то есть без функции отпаривания.

Третье преимущество энкаустики – чистота и порядок. Всем известно сколько сил тратит женщина на уборку и поддержание порядка в своем доме, поэтому рисование горячим воском картин в технике энкаустика идеальное занятие для досуга. После него не нужно оттирать краску со стен и пола, не нужно бежать в ванну и отмывать руки.

Воск не разбрызгивается по сторонам, не портит маникюр, и даже если капелька попадёт на поверхность стола, она быстро остынет, перейдет в твердое состояние, и ее можно с легкостью убрать, как соринку.

И еще один плюсик увлекательному . На создание шедевра не нужно тратить много времени. На одну картину потребуется всего от 10 до 30 минут.

Кроме того, свое увлечение можно превратить в дополнительный источник дохода, так сказать, совместить приятное с полезным. Почему бы и нет? Но если вы сомневаетесь в качестве своих произведений, устройте мини выставку для близких и знакомых. Дайте им возможность оценить ваше творение, прислушайтесь к их критическим замечаниям, исправьте недочеты и вперед, создавать свой маленький бизнес.

На сегодняшний день известно огромное количество различных видов искусства и творчества, в которых сможет себя реализовать любой человек. Многие из них имеют вековую историю, многие появились совсем недавно. А многие, возникнув до начала времен, переживают свое второе рождение в наши дни. Именно о таком виде творчества мы поговорим сегодня. Называется оно красивым словом "энкаустика".

Энкаустика - (от др.-греч. ένκαυστική - "Он вжег") - это техника живописи горячим воском. Вот что написано о ней в Словаре Брокгауза и Эфрона (1890-1907 гг):

"Энкаустика - у древних греков и римлян способ живописи восковыми красками. В чем именно состояла техника этого теперь утраченного способа - остается невыясненным.

Основываясь на показаниях Плиния Младшего ("Histor. natur"., XXXV, 11, 39 и 41) и Витрувия ("De architectura", VII, 9), надо полагать, что существовало два рода Э. Иногда красочные вещества, смешанные с воском, накладывались на расписываемую поверхность при помощи сухой кисти, после чего по ней проходились нагретым металлическим шпателем (cauterium); от его теплоты восковые краски распускались, сливались одна с другой и прочно приставали к поверхности. В других случаях восковые краски употреблялись в жидком состоянии (полученном через подогревание их на огне или через прибавку к ним вещества в роде терпентина); ими писали кистью подобно тому, как пишут водяными красками, а затем сплавляли их между собой и сглаживали через повторенное несколько раз приближение к ним жаровни с горячим углем. Образцы Э. дошли до нас в писанных на досках портретах мумий эллинистической эпохи Египта, найденных в Файюмском оазисе, а также в некоторых из стенных декоративных украшений, открытых в Геркулане и Помпее.

Фото. Зимние узоры. Энкаустика. Автор работы -

В новейшее время неоднократно были делаемы попытки возродить этот давно, еще в средние века, заброшенный род живописи, между прочими такие попытки делались технологом Фернбахом, живописцами Ю. Шнорром, Роттманом, Преллером и др.; но все, что было сделано по этой части, имеет мало общего с приемами древней Э."

Да-да, энциклопедисты были правы - еще 100 лет назад об энкаустике знали лишь специалисты. Думаю, они и представить себе не могли, что совсем скоро она станет известной и доступной всем.

Но, вернемся в историю....

"Кто первый придумал писать воском и вжигать картину - неизвестно" . Эта фраза, написанная древнеримским историком Плинием Старшим почти 2 тысячи лет назад, справедливо и сегодня. Не только потому, что мы и сейчас не знаем имени первого энкауста. История этой области до сих пор остается весьма малоизученной (последние сибирские находки древних камней, расписанных энкаустическими красками, датируют 32-м тысячелетием до н. э.).

Наиболее известными образцами древней энкаустики являются т.н. "фаюмские портреты" - погребальные живописные изображения усопших (первые настоящие "портреты" в истории!). Они относятся к периоду Римского завоевания Египта (I-III века) и получили свое название по оазису Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Их прообразами были погребальные маски, распространенные в древнем Египте.

Изучив такие маски в коллекциях Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа, ученые обнаружили на них восковые краски. Этому открытию способствовало тщательное исследование красочного слоя: на нем видны отчетливые потеки (голубые, черные, желтые краски), трещины (охра, белила, сиена) и даже следы вскипания красок, что позволяет предположить, что древнеегипетские художники знали несколько техник нанесения восковой краски: наносили расплавленные (текучие) краски и сочетали их с использованием сухих красок, которые потом оплавляли огнем. Это позволяет предположить, что искусство берет свое начало в Древнем Египте.

Фото.
Фото. Энкаустика на картоне. Автор работы - .

Доказательствами другой, "римской" версии возникновения энкаустики могут служить фрагменты римских стенных росписей, хранящихся в нью-йоркском музе Метрополитен и относящихся к I веку до н. э. Они мастерски выполнены на штукатурке в энкаустической технике.

Была энкаустическая живопись была распространена и в Древней Греции. С каким благоговением относились в там к произведениям энкаустов, можно судить хотя бы по такой легенде: когда Деметрий Полиокрет осадил Родос и ему пришлось брать город с той стороны, где была расположена мастерская знаменитого энкауста Протогена, Полиокрет, из боязни повредить мастерскую, снял осаду.

Фото. Цунами. Энкаустика. Автор работы - .

К сожалению, до нас не дошло ни одной станковой энкаустической картины Древней Греции - основная часть произведений лучших греческих энкаустов была перевезена в Рим и, предположительно, погибла во время пожара в 410 году нашей эры, при взятии Рима Аларихом.

Однако ученых ждало еще одно удивительное открытие: при раскопках древнего города Халчеяна на территории современного Узбекистана (середина I-го тысячелетия до н. э. - III в. н. э.) были обнаружены росписи на омыленном воске, напоминающие по технике исполнения египетские надгробные маски и файюмские А позднее - росписи восковыми красками по камню, кости, золоту нашли при раскопках на территории современных Мексики, Перу, острова Пасхи.

Выходит, энкаустика - это очень древнее и интернациональное искусство.

Как же работали древние мастера?

Вот как описывает процесс создание картины древнеримский поэт Анакреон в своей оде, обращенной к художнику-энкаусту: "Встань, о лучший из художников! Нарисуй, о лучший из художников, мастер в Искусстве Родосском, нарисуй, как я скажу, мою далекую подругу. Нарисуй, прежде всего, ее черные мягкие волосы, и, если воск твой это может, нарисуй их благоухающими. Выше век нарисуй под темными локонами чело, белое, как слоновая кость. Пусть дуги бровей не раздельными будут и не соединенными, но, как у ней, пусть одна, нежно теряясь, переходит в другую. Но для взгляда очей должен ты взять чистое пламя. Пусть будут они лазурно-блестящими, как у Афины, и влажными, как у Цитерии. Нарисуй ей нос и щеки, смешав молоко и розы, и губы нарисуй, как у Пейто, сладостно влекущими к поцелую. У подбородка и мраморной шеи пусть витают хариты. Одень ее, наконец, в сияющий пурпур, и пусть немного просвечивает тело. Стой! Вот я ее уже вижу! Еще мгновение - и ты, воск, залепечешь!"

Уже тот факт, что слово "воск" в античном искусстве служило синонимом слову "краска", можно догадаться о том, какую роль играла энкаустика в древнегреческом искусстве.

Если изучить внимательно фаюмские портреты, можно заметить особый объемные характер мазка (пастозность - как говорят специалисты). В начале каждый мазок боле расплывчатый, в конце - более тонкий и плотный. Очевидно, что такие мазки выполняли предварительно расплавленным цветным воском: пока он жидкий - краска растекалась, когда воск остывал и твердел - мазок получался рельефным. Направление мазков обычно следовало формам лица - на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем. Контуры лица и волос писались более жидкими красками, с большим добавлением масла. Затем живописный слой оплавляли огнем жаровни или открытым пламенем. На разогретых воск часто накладывали золотую фольгу.

Использовали древние энкаусты и специальные инструменты - каутерии: они были обнаружены при раскопках захоронения древнеримских художников в Сен-Медар-де-Пре (Франция) и Сен-Гюбере (Бельгия). Первые инструменты представляли собой бронзовые стержни, с одной стороны оканчивающиеся плоской лопаточкой с закругленными краями, а с другой стороны - удлиненной ложечкой.

А найденный в 1900 г. в Керчи античный саркофаг, расписанный восковыми красками, изображает мастерскую древнего художника-энкауста и позволяет представить, как работали античные мастера. На росписи художник с каутерием в руках изображен сидящим около жаровни, на которой он нагревает свои инструменты. Перед ним стоит ящик с ячейками для красок, в точности такой же, как найденный в погребении, и мольберт с укрепленной на нем основой картины.

Позднее исследователи восстановили технику этой древней живописи. Когда художнику нужно было сделать каутерием мазок определенного цвета, он вынимал из ячейки ящика, в котором хранились готовые краски, комочек нужного ему цвета и отделял от него нагретым каутерием необходимый кусочек краски (ровно на один мазок!). Краска при этом плавилась и затекала на одну из сторон ложечки. Эта сторона ложечки с затекшей на нее восковой краской подносилась к основе, делался мазок. Мазок этот неизбежно приобретал специфическую форму: он имел выемку посредине по всей длине и характерную капельку в месте отрыва инструмента. Все мазки, которые были сделаны одним и тем же каутерием, были одинаковыми. Если художник хотел сделать мазок другой формы или размера, он брал другой каутерий.

А так как смешивать краски на каутерии невозможно, переходы тона достигались за счет близко расположенных мазков разного оттенка.

Фото. Художник в мастерской. Фрагмент энкаустической росписи саркофага из Керчи. Государственный Эрмитаж.

Каутерием с плоской лопаточкой можно было разровнять поверхность, например, чтобы наслоить один мазок поверх другого. Такой каутерий часто использовали нагретым.

Кроме каутерия художники использовали и кисть. Для работы кистью нужны были расплавленные краски: их помещали в керамические баночки и нагревали. Причем, мастеру приходилось постоянно следить за тем, чтобы краски оставались в расплавленном состоянии, но при это не перегревались и не теряли цвет и свойства. Зато так можно было смешивать краски различных цветов, добиваясь необходимых оттенков.

Кистью портрет прописывался несколько раз. Сначала более жидко, затем все более пастозно. Каждый слой мазков потом оплавляли раскаленной жаровней. Это делалось для лучшего сцепления слоев и чтобы удалить случайно попавшие в живописный слой пузырьки воздуха. Но и главное - в результате оплавления живопись приобретала свой характерный неповторимый блеск.

Эллинистическая техника энкаустики была позаимствована византийскими мастерами ранней иконописи. Самыми яркими иконографическими примерами техники энкаустики считаются образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в монастыре Св. Екатерины на Синае, а также четыре иконы - "Сергий и Вакх", "Богоматерь с младенцем", "Мученик и мученица", "Иоанн Предтеча" - ныне они хранятся в Киевском государственном музее западного и восточного искусства.

Фото. Икона "Сергий и Вакх". VI-VII вв. Синайский монастырь. Киевский музей западного и восточного искусства.

Раннехристианская энкаустическая живопись - иконы, написанные в Византии, Северном Египте и Малой Азии - по технике исполнения была более совершенна и отличалась от фаюмских портретов. Был использован подмалевок и специальный грунт. Краски на восковом связующем здесь наносили кистью, в жидком состоянии и, судя по характеру мазка, очень быстро, с незаметным переходом друг в друга. Лица прописывали (можно сказать - "лепили") очень уверенно и энергично в несколько слоев, с участием нескольких красок, в результате чего детали лица получались рельефными, с тонкими переходами оттенков.

Однако в VI веке искусство энкаустики постепенно пришло в упадок. Активное распространение христианства потребовало большого количества икон. Энкаустика, с ее трудоемкой и требующей длительного времени технологией, уже не в состоянии была удовлетворить растущий с каждым годом спрос. И постепенно энкаустика вытесняется более легкой и быстрой в исполнении темперой.

Возрождение энкаустики началась в XVIII веке в Германии и Бельгии, под влиянием открытия археологических памятников греко-римского мира. На волне популярности античного искусства энкаустика быстро вошла в моду - европейские художники создавали полотна в этой технике на протяжении почти целого столетия (тогда еще не были открыты и изучены фаюмские портреты, и технологию многие мастера придумывали сами).

Было у энкаустики и третье рождение - оно пришлось на середину XX века. Именно тогда московские живописцы, отец и дочь В. и Т. Хвостенко, предприняли попытку в точности возродить технологию древней энкаустики. Считается, что многие секреты ими были раскрыты, но много новых приемов восковой живописи они изобрели сами.

Фото. Энкаустика на картоне. Автор .

Возможно именно тогда интерес к древнему искусству завладел и душами непрофессионалов. Древние техники упростились, но не утратили двух своих главных атрибутов - "воск" и "тепло" Правда воск в современной энкаустике может быть представлен восковыми мелками или восковой пастелью, а вместо жаровни энкаусты наших дней частенько используют... самые обычные бытовые утюги! Именно поэтому этот вид творчества так и называют - "живопись утюгом". Как это бывает - спрос рождает предложение, и сейчас в магазинах товаров по рукоделию не составит труда найти специальный воск для энкаустики, специальные утюги, паяльники, каутерии, шпатели и прочие атрибуты восковой живописи.

Кстати, занятия энкаустикой не требуют умения рисовать. А вот чувство цвета, фантазия, творческое начало понадобятся непременно... И в результате на картоне останется застывшее в ярком воске мгновение. Не века. Ведь восковые краски, как мы помним, не тускнеют со временем.

Оплавленные пламенем жаровни, восковые краски приобретали удивительное свойство сохранять яркость и сочность цвета в течение тысячелетий.

Фото. Работы в технике энкаустики.
Фото. Автор работ - .
13 Ноя

Что такое энкаустика?

Список уроков:

Далеко не новое и не совсем знакомое, но начинает набирать популярность это дивное увлечение под названием энкаустика – техника рисования картин воском . Живопись, где вместо красок пускают в ход разноцветный растопленный воск.

Немного истории

Много старинных христианских икон изображались именно таким видом живописи. Самые ранние экземпляры найдены в оазисе Египта Фаюм (отсюда «Фаюмские портреты»). На найденных образцах были загробные отображения умерших.

Дальше для сотворения первых икон эту технику живописи начали применять греки. Самой красочной иконографической живописью энкаустики является образ Христа Пантократора в VI веке, находящийся в Синайском монастыре.

С середины XIX века появлялись попытки восстановить энкаустику.

В середине XX века такой живописью начали заниматься московские художники В.В. и Т.В. Хвостенко.

В чем оригинальность работ

Созданные воском картины могут сохраняться долгий период времени, при этом не потерять всех живописных характеристик. Дело в том, что воск достаточно прочный к воздействию окружающего климата. Его считают надежнейшим материалом для художества. Доказательством служат картины в возрасте более тысячи лет, которые сохранились до настоящего времени.

Особенность увлечению энкаустикой добавляет уникальность конечного результата, ведь его трудно предположить. И это, если не создавать абстрактную картину. А вот натюрморт — как себя поведет воск, какие сюрпризы от смешения и сочетания будут — предположить не возможно.

Мастерство рисования

Изображение рисунка с участием утюга кажется очень необычной и невыполнимой задачей. Однако все несложно, почти как элементарное рисование. Утюг в этой спецтехнике изображения картин является кистью .

В настоящее время создали специальный утюжок для энкаустики, но купить его и тяжело, и недешево.

Перед началом работы утюг необходимо прогреть до температуры плавления воска. Для проверки температуры нужно коснуться восковым карандашом к поверхности утюга: если он плавно растекается, то утюг готов.

Нельзя допускать закипания воска.

Когда утюг готов к работе, начинают создавать шедевр. На утюге расплавляют воск необходимого цвета и аккуратными нежными касаниями наносят на глянцевый картон.

Научиться хитростям этой живописи легко, и необязательно быть живописцем.

Вся изюминка рукоделия в том, что создавать шедевр можно и одному, и вместе с ребенком, заранее рассказав ему о правилах обращения с горячим утюгом.

В чем заманчивость

У данного вида рукоделия много положительных сторон:

1. Отличный способ расслабления. Чтобы не падать духом от однообразия будней, возможно отвлечь себя энкаустикой, а все негативные эмоции перенести на картон.

2. Материалы для этого искусства находятся в свободном доступе . Глянцевый картон и восковые карандаши стоят недорого и приобрести их можно в любых канцтоварах.

3. Можно обойтись и без специального утюжка. Подойдет распространенный советский утюг с гладкой подошвой (это принципиально важно). Даже годится дорожный утюг.

4. Чистота и порядок. Краску с пола оттирать не придется, руки отмывать тоже не понадобится. Воск в разные стороны не разбрызгивается, маникюр не портится.

5. Для создания картины нужно 10-30 минут. Благодаря этому красивому простому виду творчества каждый может проявить свое индивидуальное видение и умение. Эта уникальная техника дает возможность креативить, экспериментировать. Овладев умением рисовать таким необычным методом, можно украшать свой дом, делать оригинальные подарки.

Увлечение энкаустикой из хобби может с легкостью превратиться в маленький бизнес. Все знают, что работа выполненная своими руками, очень ценна. Таким образом, станет возможным совместить приятное с полезным.

Категории: / / от 13.11.2017

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»