Электрическая гитара. История развития электрогитары Сообщение об электрогитаре

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

В этой статье пойдет речь о том, как правильно выбрать электрогитару, что нужно знать, перед тем как пойти в музыкальный магазин и не показаться там полным «чайником» выбирая себе хороший инструмент. Задача для новичка не менее сложная, чем выбор , о которой мы говорили ранее.

Замечательно, если вы все-таки решили приобрести для себя первую «балалайку» и перед этим задумались над тем, как же правильно ее выбрать! В первую очередь, вам необходимо определиться с тем, сколько денег вы хотите потратить, потому что во многих магазинах ценовой разброс очень большой. Но помимо этого нужно учитывать следующие очень важные моменты.

Стиль игры

Итак, что вы собираетесь играть? Если отдаете предпочтение тяжелым стилям рок-музыки, тогда определенно нужно выбирать электрогитару с хамбакерами (например, ESP LTD M 50), если будете играть что-то более мелодичное – возьмите гитару с синглами (Fender Squier Affinity Fat Stratocaster RW). Ну а если, вы все еще не определились, можете попробовать гитары с двумя хамбакерами и одним синглом (Ibanez GRG170DX) или же с одним хамбакером и двумя синглами (Cort G254).

На недорогих гитарах до 250$ синглы в основном стоят простые и вероятнее всего будут фонить. Это можно будет услышать без особых навыком распознавания посторонних шумов, если в магазине не очень шумно. Попробуйте поиграть на электрогитарах с разными комбинациями звукоснимателей и выберите для себя наиболее подходящую.

Дизайн гитары

Не менее значимый фактор при выборе электрогитары. Многие люди не сильно уделяют внимания данному фактору (мол, какая разница, самое главное, как звучит гитара, и как ты на ней умеешь играть). Это не правильно!

Просто имейте ввиду, что чем больше гитара радует глаз, тем все чаще на ней хочется играть и брать ее в руки, соответственно не жалеть о потраченных средствах и что самое важное – повышать свое мастерство. Поэтому даже форма и цвет – важные показатели и не пренебрегайте этим, когда будете выбирать для себя электрогитару.

Но и не стоит брать гитару исключительно из-за внешнего вида. Это будет глупо, так же как и не совсем обращать внимания на внешний вид. Найдите, что-то оптимальное для себя, что будет соответствовать вашим эстетическим и техническим потребностям.

Проверка качества

Итак, будем считать, что вы уже определились, по какой цене, и какую гитару хотите приобрести. Попросите продавца показать вам сразу несколько инструментов, которые подходят под ваши требования. Для начала осмотрите со всех сторон предложенную вам электрогитару на предмет наличия царапин или сколов.

Затем покрутите регуляторы громкости и тембра, пощелкайте переключатель датчиков, постучите слегка пальцем по завинчивающимся элементам, осмотрите гнездо подключения кабеля. В идеале, все должно быть установлено четко, плотно, не дребезжать, не болтаться, не скрипеть и не «царапаться». Еще стоит обратить внимание вот на что:

  • проверяем на предмет его прямолинейности, смотря на него сверху вниз, держа гитару в «рабочем» положении. Перекошенный гриф в новой гитаре уже о многом нам говорит, после этого лучше обратите свое внимание на другие инструменты;
  • проверяем дребезг струн, дергая при этом за басы. В идеале струны должны быть максимально близко расположены к грифу, чтобы обеспечить наименьшее усилие пальцем. Но при этом должны быть и достаточно высоко над ним, чтобы струны в процессе игры не задевали лады, и не создавали неприятного дребезга;
  • проверить ход достаточно просто. Для этого покрутите их в разные стороны, ничего страшного если гитара расстроится, но тогда вы убедитесь, что отсутствуют посторонние скрипы;
  • смотрим на качество установки на грифе, при этом извлекая звуки на каждом ладу и на каждой струне. Нормально прижатая струна ни в коем случае не должна задевать соседний лад и тем более звукосниматель. Дребезг должен полностью отсутствовать. Попробуйте еще зажать каждую струну по очереди на 1-м ладу и провести пальцем сверху вниз по грифу, а потом снизу вверх. Ваш палец должен свободно ходить по струне, при этом не цепляясь за лады.

Подключение гитары

Проведя все вышеуказанные проверки, вы можете непосредственно приступать к игре на электрогитаре, подключив ее к комбику или усилителю. Для начала поиграйте на чистом звуке, перегруз еще успеете включить, послушайте звучание самого инструмента с разными вариациями звукоснимателей.

Чтобы понять подходит ли вам именно эта гитара, попробуйте поиграть на ней разные мелодии или хотя бы наборы звуков и заодно убедитесь в том, насколько комфортно вам прижимать струны для качественного звукоизвлечения.

Даже если вы уже решили остановиться на выборе именно этой электрогитары, то попробуйте для сравнения хотя бы еще одну, а лучше несколько гитар.

Как правильно выбрать электрогитару?

Еще есть такие параметры, о которых не стоит забывать:

  1. Вес гитары (если гитара слишком тяжелая, то вы будете уставать, играя стоя продолжительное время, легкий вес говорит о дешевой ).
  2. Удобство формы (например, верхний рог гитары не должен лезть под ребра).
  3. Удобство грифа (гитара в руке должна «сидеть» и вы это поймете когда перепробуете несколько инструментов с различными профилями грифа, но это сугубо индивидуально, т.к. у каждого своя анатомия и строение кисти руки).
  4. Удобство расположения регуляторов (они должны располагаться на таком расстоянии, чтобы при активной игре вы их не задевали рукой).

В итоге, на проверку каждой модели из предоставляемых гитар, вы потратите не меньше 10 минут. Соответственно пробыв в магазине около полутора часов, вы или найдете свою гитару, или поймете, что стоит пойти в другой магазин.

Сопутствующие аксессуары

Помимо стоимости самой электрогитары, вам скорее всего дополнительно понадобятся аксессуары, которые обойдутся примерно в 300-400$. Популярный перечень необходимого арсенала гитариста:

  • комбик (если его еще нет, мощностью 10-15 Вт);
  • кабель (желательно уже готовый и не менее 3-х метров);
  • ремень (по возможности берите широкий, он более удобный);
  • комплект струн (лучше для начала брать набор 10 — 46);
  • медиаторы (возьмите несколько штук разной толщины, для меня оптимальный вариант – пластиковый 1.0 мм);
  • гитарная стойка или подвес на стену (чтобы инструмент не валялся где попало);
  • чехол или кейс (убережет вашу электрогитару во время переноса или транспортировки).

Все эти сопутствующие аксессуары, помимо стоимости самой гитары, вам дополнительно обойдутся примерно в 300-400$.

Покупка в интернете

И в заключение, несколько слов о покупке гитары «в слепую» через интернет-магазин. Зная теперь, как правильно выбрать хорошую электрогитару, вы вряд ли захотите это делать, потому что гитару нужно видеть, щупать, слушать. А о том, что вы можете купить «кота в мешке», и не стоит даже говорить.

Из личного опыта можно сказать, что в интернете вы можете узнать для себя предварительно информацию о каком-то конкретном инструменте, или даже сравнить несколько, а уже потом прийти в магазин музыкальных инструментов и поинтересоваться у продавца на счет выбранной вами модели и потом испытать ее, так сказать, на деле.

Интернет-магазин POP-MUSIC предлагает недорогие новые электрогитары. На нашем сайте вы найдете каталог, насчитывающий свыше 500 моделей этих инструментов. У магазина есть пункты самовывоза в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, а также осуществляется доставка по всей стране Почтой России и транспортными компаниями.

Характерные черты электрогитар

Электрическая гитара оснащена электромагнитным звукоснимателем, что расширяет возможности последующей обработки звука. В этом ее принципиальное отличие от , в которых роль звукоусилителя играет сам корпус с резонирующим отверстием. В электронных гитарах такого отверстия нет, корпус цельный, а не полый, с причудливой формой. Наиболее распространенные типы корпуса – Stratocaster и Les Paul, напоминающие формой акустическую фолк-гитару с вырезом.

Одна из первых цельнокорпусных моделей – Telecaster от FENDER. Несколько позже эта компания наладила выпуск корпуса типа Stratocaster, который копируют многие производители, к нему восходят и более эргономичные суперстраты. Интересна форма корпусов Randy Rhoads, Flying V (напоминает наконечник стрелы), Explorer.

Большой выбор электрогитар

В нашем магазине можно оформить заказ на электрогитару, выбрав подходящую модель с помощью фильтров. Разброс цен впечатляет: от 8 до 103 тыс. руб. Чтобы задать нужный диапазон, передвигайте ползунок или введите цифры вручную. Также вы можете осуществлять поиск по брендам. Магазин электрогитар предлагает вашему вниманию 147 моделей американского бренда SCHECTER – от демократичных до элитных. Бренды PHIL PRO, LAG, CRUISER by CRAFTER, PIGNOSE представлены единичными моделями. Наиболее демократичными ценами отличается продукция производителя ASHTONE.

Гитары отличаются друг от друга также материалом корпуса и грифа (ольха, махагони, клен, ясень), дизайном, количеством звукоснимателей (2–3) и их конфигурацией, количеством струн (6, 7, реже 8), ладов (22, 24 и более), позиций переключателя, наличием/отсутствием рычага тремоло и множеством других характеристик. Профессиональные электрогитары стоят дороже любительских. Если вы ищете, где купить электрогитару, обращайтесь к нам!

Изобретение электронной гитары открыло новую эпоху в мире музыки. Несмотря на небольшой временной промежуток своего существования, электроинструмент претерпел разнообразные изменения и способствовал возникновению новых стилей и жанров, в которых сегодня занимает центральное место. Без электронной гитары невозможно представить ни одну группу, играющую рок, хеви-метал и даже поп-музыку.

Возможности электрогитары колоссальны, она стала самым популярным и массовым музыкальным инструментом среди молодежи, поэтому неудивительно, что купить электрогитару в Москве по доступной цене мечтают тысячи тинейджеров, студентов, гитаристов-любителей. Ищут хороший инструмент и состоявшиеся музыканты.

Какие факторы влияют на стоимость электрогитары

Желание приобрести музыкальный инструмент порождает вполне закономерный вопрос о том, сколько стоит электрогитара? Цена зависит от конкретной модели, ее конструктивных особенностей, бренда. Существует миф, что это безумно дорогой инструмент. Смеем вас заверить, что электрогитару для начинающих вполне реально купить по цене от 5499 рублей.

Конечно, это не будет изделие знаменитых марок Fender или , но для начала освоения инструмента совсем не обязательно обзаводиться дорогостоящим экземпляром. По мере роста исполнительской техники, понимания возможностей электрической гитары и музыкальной грамотности, приходят и требования к инструменту, тогда и стоит поменять свою электрогитару на более совершенный вариант инструмента, цена которого будет в несколько раз превышать стоимость первой скромной модели.

Одним из наиболее важных условий выбора является исполняемая музыка, поэтому при покупке инструмента рационально обратить внимание на установленные виды звукоснимателей. Если гитарист тяготеет к тяжелым стилям рока, то опытные гитаристы рекомендуют электрогитары, оснащенные хамбакерами, а для более мелодичных композиций – синглами.

В большинстве моделей электронных гитар корпус изготавливается цельным. Важную роль играет используемый материал, так как он влияет на тембральную окраску звука. Ясень и клен звучат ярко, красное дерево придает инструменту теплые нотки и хороший сустейн, а липа и ольха гарантируют нейтральный сбалансированный тембр.

Немаловажно, чтобы инструмент был удобным для пользователя, поэтому следует обращать внимание на ширину и профиль грифа, способ его крепления и параметр мензуры. Для исполнения современной тяжелой музыки, где принято настраивать электроинструмент ниже стандартного на один и даже два тона, предпочтительнее выбирать длинную мензуру.

Весомый критерий в выборе – форма и дизайн гитары. Согласитесь, приятнее брать в руки инструмент, внешний вид которого музыканту нравится. Это еще один стимул для ежедневных занятий, без которых нельзя достичь желаемого результата: досконально освоить технику и постичь секреты музыкального мастерства.

Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми ля ре соль си ми (E A D G B E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D)и более низкие настройки (Drop C, Drop B), которые используют в основном гитаристы метал и альтернативной музыки. В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B).

Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1952 году) и Stratocaster () компании Les Paul () компании Rickenbacker, Jackson и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

Появление

Первый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar ), инженер-изобретатель, работавший в компании . Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company , образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»). Успех этих первых моделей подсказал Gibson создать свою (ныне легендарную) модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (позже - Rickenbacher) появилась на американском рынке в году.

Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930-1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров - от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока .

О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: Лес Пол (утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 20-х годов) и техасский джазмен Эдди Дерхэм (англ. Eddie Durham ), который в 1928 году вошел в состав группы Уолтера Пэйджа The Blue Devils, а затем присоединился к Канзасскому оркестру под управлением Бенни Мотена. Документальных подтверждений этих ранних экспериментов, однако, не сохранилось. Зато архивный каталог компании RCA Victor свидетельствует: 22 февраля года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. В продаже они находились недолго, не только следы, но даже названия их затерялись, однако упомянутую дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.

Применения

В джазе и блюзе

В роке

Одновременно с зарождением рок-музыки одним из основных инструментов рок-группы стала электрогитара. Она звучала на записях многих ранних рок-музыкантов - Элвиса Пресли , Билла Хейли , однако революционное влияние на развитие рок-техники игры на электрогитаре оказали Чак Берри и Бо Диддли . Их соло-партии и приёмы использования гитарного звука в контексте песни, эксперименты со звучанием оказали серьёзное влияние на последующую рок-музыку.

В 1960-е годы появляется целый ряд новых открытий в области использования электрогитары. Прежде всего, появились первые педали эффектов дисторшн и фузз , использовавшиеся поначалу группами гаражного рока (Линк Рей , The Sonics , The Kinks), а чуть позже - и более популярными исполнителями (The Beatles , The Rolling Stones). К концу десятилетия начинаются эксперименты с использованием в песнях гитарного фидбэка (The Velvet Underground), а также с более агрессивным и грязным звуком. Последнее привело к появлению в 1970-х годах жанра хэви-метала , наиболее выдающимися гитаристами которого стали Джимми Пейдж , Ричи Блэкмор и Джими Хендрикс .

В академической музыке

Некоторые приёмы игры на электрогитаре

  • Hammer-on - наиболее простой приём игры. Название происходит от английского слова hammer , то есть молоток . Гитарист извлекает звук ударяя по струне на любом ладу пальцами левой руки как молотком, перпендикулярно плоскости грифа. В музыке этот приём называется «восходящее легато ».
  • Pull-off - извлечение звука путём срыва пальца с лада звучащей струны; действие, обратное hammer-on’у. В музыке этот приём называется «нисходящее» легато .
  • Медиаторный слайд (англ. Slide ) - искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой(иногда и правой) руки или медиатором. «Скольжение» достигается за счет плавного скольжения по струнам, во время которого пальцы воспроизводят звуки на ладах. В музыке - «глиссандо». В блюзe (иногда также и в роке) вместо пальца используется слайд - специальный металлический, керамический или стеклянный предмет, за счёт чего достигается большая «плавность» звука.
  • Bend - один из основных приемов электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становится выше.
  • Подтяжка - действие,обратное бенду-струна тянется вниз по плоскости грифа изза чего звук меняет тональность.Обычно используется серия быстрой смены этих приёмов для получения приема широкое вибрато.
  • Vibrato - любое движение струны после извлечения ноты изменяет характер звучания. Вибрато - это дрожание пальца на струне, изменяющее звук.
  • Тэппинг - звук извлекается приемами Hammer-on и Pull-off на грифе гитары одной,обычно левой рукой.
  • Двуручный тэппинг - звук извлекается ударами по струнам на грифе пальцами обеих рук, перпендикулярно плоскости грифа.
  • Palm mute - приглушение ребром ладони правой руки струн у нижнего порожка гитары для получения более сухого, агрессивного звука.

Оборудование

  • Комбоусилитель (комбик) - усилитель и динамик, вмонтированные в один корпус. Основной элемент создания гитарного звука. Усилитель может быть построен на электронных лампах (ламповый) или полупроводниках (транзисторный или микросхемный).
  • Педаль эффектов (примочка) - устройство, обрабатывающее звук гитары. Обычно одно устройство реализует один тип эффекта, реже - два и более. Наиболее известные эффекты:
    • Distortion - эффект сильного искажения, используется в тяжёлой музыке.
    • Overdrive - моделирование звучания лампового усилителя с перегруженным входом.
  • Цифровой процессор - устройство, обрабатывающее гитарный звук при помощи цифровых алгоритмов. Реализует несколько типов эффектов с возможностью их комбинирования.

Примечания

См. также

  • Лео Фендер

Ссылки

  • Guitarplayer - Один из самых популярных Российских гитарных форумов.
  • Guitars.0fees.net Форум гитаристов
В начале 20-го века музыканты, исполняющие блюз, соул или кантри, могли обойтись обычными акустическими гитарами. Но уже в 30-е годы джазовые гитаристы ощутили необходимость усилить звучание своих инструментов.
История электрогитары относит нас к 1930 году, когда будучи уволенным из национальной компании струнных инструментов (National String Instrument Company) Джордж Бишамп (George Beauchamp) начал работу по поиску новых методов увеличения громкости струнных инструментов. Популярным решением такой проблемы было следующее: Проводник, колеблющийся в поле, создаваемом одним или несколькими постоянными магнитами производит изменение в магнитном поле, которое в свою очередь производит переменный ток в проволоке намотанной вокруг этих магнитов. Сила электрического тока, пропорциональна величине колебаний проводника в магнитном поле. Такой же принцип лежит в основе электромоторов, генераторов, игл фонографа и акустических динамиков.
Уже в 1925 году Бишамп экспериментировал с использованием иголок от фонографа на электрогитаре из одной струны и рассчитывал, что разработанное устройство может «снимать» вибрации с каждой отдельной струны, и преобразовывать эти вибрации в эквивалент электрических колебаний. Потом их можно было бы усилить одним из ламповых усилителей, которые широко применялись в радиотехнике того времени. После нескольких месяцев проб и ошибок Бишамп совместно с Полом Бартом (Paul Barth) разработали действующий звукосниматель (pickup) из двух подковообразных магнитов и шести магнитоводах. Каждая струна проходила над отдельным магнитоводом, колеблясь в индивидуальном магнитном поле. Для обмотки катушки была использован мотор от стиральной машины Бишампа.
Убедившись в работе устройства, Бишамп связался с Гарри Уотсоном (Harry Watson), управляющим завода National String Instrument Company и высококвалифицированным мастером. Он, при помощи ручных инструментов, всего за несколько часов вырезал на кухонном столе Бишампа гриф и корпус первой в мире электрогитары. Ее назвали «сковорода» (Frying Pan).

Готовый прототип Бишамп представил Адольфу Рикенбакеру (Adolph Rickenbacher). Рикенбакер, являющийся родственником героя первой мировой войны, пилота-аса Эдди Рикенбакера (Eddie Rickenbacker), владел производственной компанией, занимающейся выпуском металлических корпусов, для резонаторов. Используя влияние Рикенбакера и его финансовую поддержку, они основали компанию, назвав ее «Instruments Rickenbackers». Компания немедленно начала производство «сковородок», которые очень быстро обрели популярность и направили компанию Рикенбакера на славный путь первого в истории производителя электрогитар.
Вероятно одним из первых людей создавших электрогитару в знакомом «испанском» стиле был Ллойд Лоар (Lloyd Loar). Лоар работал инженером на легендарной фирме Gibson, и одной из его заслуг относится к дизайну и разработке мандолин.
Еще с 1920-х годов Лоар занимался проблемой электрического усиления гитар. В 1933 году он организовал фирму Vivi-Tone, как независимое отделение компании Gibson. Vivi-Tone занималась производством одной единственной вещи: электрогитары в «испанском» стиле. Через год Vivi-Tone закрылась, но ее основное ядро снова переместилось в компанию Gibson. Электрическая испанская являла собой будущее гитары, и опыт Vivi-Tone продолжал подталкивать компанию Gibson к созданию электрогитары, устроившей настоящую революцию и во много повлиявшей на всю историю этого инструмента, модели ES-150.

Даже не смотря на огромный успех ES-150, этот инструмент обладал характеристиками, весьма далекими от идеальных. Вибрации резонирующего корпуса могли также попадать в выходной сигнал и усиливаться, к тому же возникали проблемы с обратной связью (это когда микрофон подносят к динамику и раздается жуткий свист) а также со множеством нежелательных обертонов. Известный джазовый гитарист и изобретатель Лэс_Пол (Les Paul) видел решение этих проблем в отказе от полого, резонирующего корпуса и замене его корпусом из сплошной древесины. Результатом его труда стало появление модели The Log. Она состояла из двух простейших звукоснимателей сконструированных Полом установленных на 4"x4" дюймовом куске сосны. Чтобы придать вид гитары, Пол склеил с конструкции два полых куска резонирующего корпуса. В результате была получена очень неплохая джазовая гитара, без эффекта обратной связи и нежелательных обертонов и в 1946 году Лэс Пол представил свою новую гитару компании Gibson.
Руководство Gibson новый инструмент восприняло прохладно, убежденное в том, что покупатели ее не примут. Все предыдущие попытки представить публике гитару без резонирующего корпуса были не успешны, но не смотря на это, один человек по имени Лео Фендер (Leo Fender) был твердо убежден, что будущее рынка стоит за гитарами имеющими сплошной корпус.
Калифорнийский изобретатель, Лео Фендер владел собственной радио-мастерской, в которой создал один из первых прототипов гитары со сплошным корпусом из дуба, который в 1943 году сдал в аренду музыкантам в обмен на предложения по совершенствованию конструкции. 1949 год стал поворотным для истории электрогитар, когда Лео Фендер выпустил продукт, ставший одной из самых успешных гитар со сплошным корпусом. Esquire, позднее переименованный в Broadcaster, в конце концов превратившийся в Telecaster - имел все преимущества гитары Лэса Пола, отсутствие эффекта обратной связи, отсутствие нежелательных гармоник, долгий сустейн (длительность звучания струны), но при этом он нашел немного поклонников среди джаз-гитаристов. Джаз гитаристы предпочитали более мягкий, округлый звук, скорее акустический, как у ES-150. Несмотря на это Telecaster пользовался бешеной популярностью среди кантри, блюз, а позднее в 1950-x и 1960-x годах, рок’н’ролл музыкантов.

Увидев успех фендеровских гитар со сплошным корпусом, руководство Gibson повторно вернулось к модели предложенной Лэсом Полом, и в 1952 было принято решение о создании гитары, ставшей в последствии индустриальным стандартом. Поскольку основным идейным вдохновителем этой модели был Лэс Пол, то новый инструмент был назван в его честь. Большая часть дизайна нового инструмента была предложена новым президентом компании Тедом МакКарти (Ted McCarty). В конструкции были использованы датчики P-90, разработанные в 1946 году и имевшие теплый, мягкий саунд. Эти оригинальные Лэс Полы стали одними из самых продаваемых моделей за всю историю гитары.

Приблизительно в 1961 году Тед Мак Карти представил новую ES-335, гитару с полу-резонирующим корпусом. Созданную с целью объединения лучших качеств как полого, так и сплошного корпуса, она быстро набрала популярность и стала использоваться такими влиятельными гитаристами, как B.B. King и Chuck Berry .

Gibson ES 335

Обе фирмы, Gibson и Fender представили футуристические дизайны инструментов. Gibson SG (solid guitar) и Fender Stratocaster стали стандартными гитарами для рок-артистов в 60-е годы. Свою пиковую популярность набрал Stratocaster, после того как стал любимой гитарой Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).

И по сей день, большинство проданных гитар во всем мире составляет продукция фирмы Fender и Gibson. История гитары продолжается, как и производство оригинального Gibson Les Paul

Происхождение

П ервый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»). Успех этих первых моделей подсказал Gibson создать свою (ныне легендарную) модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (позже — Rickenbacher) появилась на американском рынке в 1932 году.
Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока.
О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: Лес Пол (утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 20-х годов) и техасский джазмен Эдди Дерхэм (англ. Eddie Durham), который в 1928 году вошел в состав группы Уолтера Пэйджа The Blue Devils, а затем присоединился к Канзасскому оркестру под управлением Бенни Мотена.
Документальных подтверждений этих ранних экспериментов, однако, не сохранилось. Зато архивный каталог компании RCA Victor свидетельствует: 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. В продаже они находились недолго, не только следы, но даже названия их затерялись, однако упомянутую дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.
29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чем свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.
Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф, юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.
Принято считать, что испанскую гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих.
В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешел в «электричество» не один, а на пару со cтил-гитаристом. Впоследствие лавры за это открытие невольно присвоил себе Боб Уиллс, устраивавший аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.

Н ачать следует с того, что есть масса музыкальных направлений, без этого инструмента даже не невозможных, а попросту не существующих.
В некоторых направлениях и стилях она играет превалирующую роль — речь идёт о рок-н-ролле и его производных, вплоть до Heavy, а также Doom/Death и Black Metal (самых тёмных и, подчас, злобных музыкальных стилях). Без гитар всё вышеперечисленное невозможно. Электрогитару используют и в ряде других музыкальных стилей — в разной степени. Кроме того, то музыкальное направление, где электрогитара начала, так сказать, обретать себя, вполне без электрогитары может обойтись. Речь идёт о блюзе.
А дело было так. Многочисленные американские джазовые и блюзовые бэнды 1920-х и 1930-х годов использовали акустическую гитару, однако её почти не было слышно, посему она оказалась на должности исключительно ритм-инструмента. Да и там её слышно было еле-еле, несмотря на то, что с конца XIX века было предпринято немало усилий для повышения громкости этого инструмента, в частности — изменения формы резонаторного ящика и изобретение стальных струн. Так или иначе, гитаре иной раз предпочитали банджо — за более яркий звук.
Первые известные эксперименты с усилением гитарного звука при помощи электричества, относятся к 1923 году — когда некий инженер и изобретатель Ллойд Лор (Lloyd Loar) изобрёл электростатический звукосниматель, фиксировавший колебания резонаторного ящика струнных инструментов. На рынке, однако, его изобретение провалилось.
В 1931 году Жорж Бошам (George Beauchamp) и Адольф Рикенбакер (Adolph Rickenbacker) придумали электромагнитный звукосниматель, в котором электрический импульс пробегал по обмотке магнита, создавая электромагнитное поле, в котором усиливался сигнал от вибрирующей струны.
Их инструмент, когда он появился, немедленно обозвали "сковородкой" — и не просто так: во-первых, корпус был цельнометаллический. Во-вторых, по своей форме инструмент действительно до безобразия напоминал сковороду с непропорционально длинной "ручкой" — грифом.
Но в итоге это оказалась первая жизнеспособная и конкурентноспособная электрогитара.
К концу 1930-х годов многочисленные экспериментаторы начали скрещивать ужа с ежом, и встраивать звукосниматели в более традиционно выглядящие испанские гитары с полыми корпусами. Однако тут их ждали изрядные неприятности в виде резонансных наводок (feedback), искажений и прочих посторонних шумов.
В конце концов, с ними управились при помощи двойной встречной обмотки — которая гасила "излишний" сигнал. Однако сначала музыканты и инженеры пытались решить эту проблему иначе: в резонаторный ящик набивались всякие тряпки и обрывки газет, чтобы избавиться от лишних колебаний — а следовательно, и от наводок.Ну а наиболее радикальный вариант предложил гитарист и инженер Ле Поль (Les Paul) — он просто сделал деку для гитары монолитной. В отличие от сковородки, впрочем, дека Les Paul была выполнена из дерева. Из сосны, если уж совсем быть точными. И называлась она — "Брусок" (The Log).
Для звукоснимателя Лес Пол использовал запчасти от телефона и, что самое интересное, действительно обычный деревянный брусок в качестве корпуса. В связи с тем, что звук усиливался посредством электроники, в акустическом резонаторе надобность отпала. Когда же он впервые появился на публике, на его инструмент смотрели, как на чёрт знает что. В итоге, чтобы успокоить публику, Лес Пол приладил к бруску — только для виду — корпус испанской гитары. И после этого его принимали на ура.
С цельным или почти цельным куском начали экспериментировать и другие инженеры. В 1940-х годах этим занимались мистер Пол Бигсби (Paul Bigsby) и мистер Лео Фендер (Leo Fender). Знакомые имена, не правда ли? К 1950 году компания, основанная Фендером уже вовсю штамповала копии гитары под названием Esquire (сквайр, или оруженосец), затем последовал Broadcaster, за ним — Telecaster, а в 1954 году свет увидел первый Stratocaster.
С тех пор эта модель гитар особых изменений не претерпела.
Надо сказать, что в это время музыкантов редко удовлетворяла участь отдельной частицы безмерного поп-конвейера: желающих найти что-то своё было куда больше. Это отражалось и на инструментах, гитарах, в частности. Искали и своё звучание, а многие, в особенности исполнители поп-музыки, стремились внешность и своих инструментов сделать неповторимой.
От формы корпуса звучание гитары особо не зависит, поэтому дизайнеры старались кто во что горазд. У гитариста ABBA инструмент по форме напоминал звезду. Гитарист Scorpions много лет играет на гитаре в виде ласточкиного хвоста. Вообще гитары подобных "экстремальных" форм предпочитали исполнители глэм-рока. Что же касается фирм-производителей — то на поприще извращенческо-экстремальных очертаний инструментов более всего прославились, пожалуй, компания Gibson и B.C. Rich. Тот самый "ласточкин хвост", который именуется Flying V или V Factor был придуман дизайнерами Gibson.
Для гитаристов: осторожно, существует угроза резкой активизации слюноотделения. Случалось, что дизайнерам от гитарной промышленности так хотелось выпендриться, что чувство меры и вкуса попросту отказывало. Скажем, в одном музыкальном салоне на ВВЦ много лет на стене висела гитара, дека которой была выполнена в виде свившегося в восьмёрку дракона. Резчик по дереву был искусный, но, видит Бог, эту гитару серьёзные музыканты покупать не станут ни за что. Во-первых, такого зазубренно-чешуйчатого монстра неудобно держать в руках, а во-вторых, даже издали кажется, что эта гитара держится на честном слове: чихнёшь — рассыплется. Украшение на стену, не более того.
Любой поборник акустических инструментов заявит вам, что электрогитара — это и не гитара вовсе, а лишь внешне отдалённо напоминающий её совершенно иной инструмент, по инерции сохранивший старое название.
В том, что это другой инструмент, поборники будут правы. Что же касается инерции — то что-то слишком долго она сохраняется: уже более 70 лет. Более того, на буклетах всевозможных рокеров словом guitar подчас обозначается именно электрогитара, а акустическую гитару приходится обозначать отдельно. Беда с электрогитарой состоит в том, что без средств обработки — то есть, усилителя и динамиков, — она, в отличие от своего акустического предка, бесполезна.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»