Дизельное топливо удельная теплота сгорания таблица. Теплотворная способность различных видов топлива: дров, угля, пеллетов, брикетов

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Важная теплотехническая характеристика топлива – его удельная теплота сгорания.

Удельной теплотой сгорания топлива

Различают удельную высшую и низшую теплоту сгорания. Удельная теплота сгорания рабочего топлива с учетом дополнительной теплоты, которая выделяется при конденсации водяных паров, находящихся а продуктах сгорания, называется высшей удельной теплотой сгорания рабочего топлива . Это дополнительное количество теплоты можно определить путем умножения массы водяных паров, образующихся от испарения влаги топлива /100 и от горения водорода9 /100 , на скрытую теплоту конденсации водяного пара, равную примерно 2500 кДж/кг.

Удельная низшая теплота сгорания топлива то количество теплоты, которая выделяется в обычных практических условиях, т.е. когда водяные пары не конденсируются, а выбрасываются в атмосферу.

Таким образом связь между высшей и низшей удельной теплотой сгорания может быть выражена уравнением - = =25(9 ).

64. Условное топливо.

Топливом называется любое вещество, которое при сгорании (окислении) выделяется значительное количество теплоты на единицу массы или объёма и доступно для массового использования.

В качестве топлива применяют природные и производные органические соединения в твердом, жидком и газообразном состояниях.

Любое органическое топливо состоит из углерода, водорода, кислорода, азота, летучей серы, а твердые и жидкие топлива - из золы (минеральные остатки) и влаги.

Важная теплотехническая характеристика топлива – его удельная теплота сгорания.

Удельной теплотой сгорания топлива называется количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании единицы количества вещества топлива.

Чем меньше удельная теплота сгорания топлива, тем больше его расходуется в котельном агрегате. Для сравнения различных видов топлива по их тепловому эффекту введено понятие об условном топливе, удельная теплота сгорания которого принята =29,3 МДж/кг.

Отношение Q Н Р данного топлива к Q уд условного топлива называется эквивалентом Э. Тогда пересчет расхода натурального топлива В Н в условное топливо В УТ осуществляется по формуле:

Условное топливо - принятая при расчетах единица учёта органического топлива, то есть нефти и ее производных, природного и специально получаемого при перегонке сланцев и каменного угля, газа, торфа – которая используется для счисления полезного действия различных видов топлива в их суммарном учёте.

В СССР и России за единицу условного топлива (у.т.) принималась теплотворная способность 1 кг каменного угля = 29,3 МДж или 7000 ккал.Международное энергетическое агентство (IEA ) приняло за единицу нефтяной эквивалент, обычно обозначаемый аббревиатурой TOE (англ. Tonne of oil equivalent ). Одна тонна нефтяного эквивалента равняется 41,868 ГДж или 11,63 МВт·ч. Применяется также единица - баррель нефтяного эквивалента (BOE ).

65. Коэффициент избытка воздуха.

Число, показывающее, во сколько раз действительный рас­ход воздуха больше теоретически необходимого количества воз­духа, называется коэффициентом избытка воздуха, т. е. дейст­вительный расход воздуха L (в кг/кг) или V (м 3 /м 3) равен тео­ретически необходимому его количеству L o или V o > умноженно­му на коэффициент избытка воздуха а

V = aV 0 .

Всем известно, что в нашей жизни огромную роль играет использование топлива. Топливо применяют практически в любой отрасли современной промышленности. Особенно часто применяется топливо, полученное из нефти: бензин, керосин, соляр и другие. Также применяют горючие газы (метан и другие).

Откуда берется энергия у топлива

Известно, что молекулы состоят из атомов . Для того, чтобы разделить какую либо молекулу (например, молекулу воды) на составляющие её атомы, требуется затратить энергию (на преодоление сил притяжения атомов). Опыты показывают, что при соединении атомов в молекулу (это и происходит при сжигании топлива) энергия, напротив, выделяется.

Как известно, существует ещё и ядерное топливо, но мы не будем здесь говорить о нём.

При сгорании топлива выделяется энергия. Чаще всего это тепловая энергия . Опыты показывают, что количество выделившейся энергии прямо пропорционально количеству сгоревшего топлива.

Удельная теплота сгорания

Для расчёта этой энергии используют физическую величину, называемую удельная теплота сгорания топлива. Удельная теплота сгорания топлива показывает, какая энергия выделяется при сгорании единичной массы топлива.

Её обозначают латинской буквой q. В системе СИ единица измерения этой величины Дж/кг. Отметим, что каждое топливо имеет собственную удельную теплоту сгорания. Эта величина измерена практически для всех видов топлива и при решении задач определяется по таблицам.

Например, удельная теплота сгорания бензина 46 000 000 Дж/кг, керосина такая же, этилового спирта 27 000 000 Дж/кг. Нетрудно понять, что энергия, выделившаяся при сгорании топлива, равна произведению массы этого топлива и удельной теплоты сгорания топлива:

Рассмотрим примеры

Рассмотрим пример. 10 граммов этилового спирта сгорело в спиртовке за 10 минут. Найдите мощность спиртовки.

Решение. Найдём количество теплоты, выделившееся при сгорании спирта:

Q = q*m; Q = 27 000 000 Дж/кг * 10 г = 27 000 000 Дж/кг * 0,01 кг = 270 000 Дж.

Найдём мощность спиртовки:

N = Q / t = 270 000 Дж / 10 мин = 270 000 Дж / 600 с = 450 Вт.

Рассмотрим более сложный пример. Алюминиевую кастрюлю массой m1, заполненную водой массой m2, нагрели с помощью примуса от температуры t1 до температуры t2 (00С < t1 < t2

Решение.

Найдём количество теплоты, полученное алюминием:

Q1 = c1 * m1 * (t1 t2);

найдём количество теплоты, полученное водой:

Q2 = c2 * m2 * (t1 t2);

найдём количество теплоты, полученное кастрюлей с водой:

найдём количество теплоты, отданное сгоревшим бензином:

Q4 = Q3 / k * 100 = (Q1 + Q2) / k * 100 =

(c1 * m1 * (t1 t2) + c2 * m2 * (t1 t2)) / k * 100;

Достаточно часто в учет принимается теплотворная способность топлива при выборе отопительных приборов для домов и дач, при выборе систем отопления для квартиры. Данный параметр важен и при выборе топливных систем для автомобилей (при переходе с жидкого топлива на газ или электричество).

Стоит отметить, что на данный момент многие научные организации, научно-исследовательские институты, лаборатории и даже специализированные компании занимаются разработкой систем, которые способны повысить данный параметр и позволят более оптимально использовать выделяемую при сгорании энергию. Обычно это достигается путем повышения коэффициента полезного действия установки.

Наличие подобного параметра связано с тем, что разные типы выделяют разное количество теплоты (энергии) в процессе сгорания, что особенно актуально для промышленных установок и котельных, поскольку подбор оптимального вида позволит сэкономить значительное количество финансовых средств на работе промышленных установок.

Ниже будет приведено определение теплотворной способности топлива, будет рассмотрено, что такое удельная теплота сгорания топлива и приведены значения некоторых энергоресурсов (удельная теплота сгорания дров, угля, нефтепродуктов).

Под теплотворной способностью различных видов энергоресурсов понимают то, какое количество тепловой энергии (килокалории) будет на выходе при сгорании одной единицы топливного материала. Для определения данного параметра используется специальный прибор, который называют калориметром. Есть и другое приспособление — калориметрическая бомба.

В измерительных приборах одной единицей топливного материала нагревают воду, в результате чего получают водяной пар. Далее пар конденсируется, переходя полностью в жидкое состояние, что называют конденсацией. При этом пар полностью отдает тепловую энергию измерительному прибору. Однако недостатком таких измерительных приборов является то, что тепловая энергия, которая выходит при сгорании топлива, измеряется не вся. Это связано с тем, что при парообразовании количество тепловой энергии больше, чем при конденсации. Это делает невозможным измерить всю выделяемую энергию. К недостаткам приборов стоит отнести и не идеальную теплопроводность материалов, из которых они изготавливаются, что тоже снижает реальный показатель сгорания. Данные критерии достаточно важны для лабораторных исследований, однако при измерениях для практических целей ими пренебрегают. При работе промышленных установок эти потери увеличиваются за счет КПД (не 100%).

При этом показатели, которые получились в калориметрической бомбе (где процесс измерения точнее, чем в калориметре), называются высшим значением теплотворной способности топливного материала.

Показатели калориметра — низшая теплота сгорания топлива, которая отличается от высшей значением 600х(9Н+W)/100, где Н и W — количество содержащегося водорода и влаги в единице конкретного топливного материала. Следует помнить, что по американским стандартам для расчетов применяется высшее значения, а для стран с метрической системой — низшее. На данный момент стоит вопрос о переходе метрической системы на высший показатель, поскольку он рядом ученых признан более оптимальным.

Значения для разных видов топливного материала

Часто многих людей интересует значение удельной теплоты сгорания топлива для того или иного вида энергоносителя, при этом довольно часто людей интересует теплотворная способность дров. Особенно актуально это стало в последнее время, когда пошла мода на классические печи в домах. Теплотворная способность дров у разных пород древесины разная, достаточно часто приводится усредненное значение. Ниже приведем значения для следующих видов топливного материала:

  1. Теплотворная способность дров (березовых, хвойных) составляет в среднем 14,5-15,5 МДж/кг. Такой же показатель теплоотдачи имеет и бурый уголь.
  2. Теплоотдача каменного угля составляет 22 МДж/кг.
  3. Данное значение для торфа колеблется в пределах 8-15 МДж/кг.
  4. Значение для топливных брикетов находится в пределах 18,5-21 МДж/кг.
  5. Газ, который подается в жилые дома, имеет показатель 45,5 МДж/кг.
  6. Для баллонного газа (пропан-бутана) показатель составляет 36 МДж/кг.
  7. Дизельное топливо имеет показатель 42,8 МДж/кг.
  8. Для разных марок бензина значение колеблется в пределах 42-45 МДж/кг.

Удельные значения

Для ряда топливного материала подсчитаны удельные значения сгорания. Это физические величины, которые показывают количество тепловой энергии, образующееся в результате сгорания одной единицы. Обычно измеряется в джоулях на килограмм (либо метр кубический). В США значения приводятся в калориях на килограмм. Данные коэффициенты — это теплоотдача. Их измеряют лабораторно, после чего данные заносятся в специальные таблицы, которые общедоступны. Чем выше теплоотдача энергоресурса (тепло, которое дает сгорание топлива), тем более эффективным считается топливо. То есть в одной и той же установке с одним КПД расход будет меньшим у того топлива, которое имеет более высокое значение теплоотдачи.

Удельная теплота сгорания топлива практически всегда используется при конструкторских расчетах (при проектировании различного оборудования), а также при определении отопительных систем и оборудования для дома, квартиры, дачи и т.д.

Различные виды топлива (твёрдое, жидкое и газообразное) характеризуются общими и специфическими свойствами. К общим свойствам топлива относятся удельная теплота сгорания и влажность, к специфическим - зольность, сернистость (содержание серы), плотность, вязкость и другие свойства.

Удельная теплота сгорания топлива - это количество теплоты, которое выделяется при полном сгорании \(1\) кг твёрдого или жидкого топлива или \(1\) м³ газообразного топлива.

Энергетическая ценность топлива в первую очередь определяется его удельной теплотой сгорания.

Удельная теплота сгорания обозначается буквой \(q\). Единицей удельной теплоты сгорания является \(1\) Дж/кг для твёрдого и жидкого топлива и \(1\) Дж/м³ для газообразного топлива.

Удельную теплоту сгорания на опыте определяют довольно сложными методами.

Таблица 2. Удельная теплота сгорания некоторых видов топлива.

Твёрдое топливо

Вещество

Удельная теплота сгорания,

Бурый уголь
Древесный уголь
Дрова сухие
Древесные чурки

Каменный уголь

Каменный уголь

марки А-II

Кокс
Порох
Торф

Жидкое топливо

Газообразное топливо

(при нормальных условиях)

Вещество

Удельная теплота сгорания,

Водород
Генераторный газ
Коксовый газ
Природный газ
Светильный газ

Из этой таблицы видно, что наибольшей является удельная теплота сгорания водорода, она равна \(120\) МДж/м³. Это значит, что при полном сгорании водорода объёмом \(1\) м³ выделяется \(120\) МДж \(=\)\(120\) ⋅ 10 6 Дж энергии.

Водород - один из высокоэнергетических видов топлива. Кроме того, продуктом сгорания водорода является обычная вода, в отличие от других видов топлива, где продуктами сгорания являются углекислый и угарный газы, зола и топочные шлаки. Это делает водород экологически наиболее чистым топливом.

Однако газообразный водород взрывоопасен. К тому же он имеет самую малую плотность в сравнении с другими газами при равной температуре и давлении, что создаёт сложности со сжижением водорода и его транспортировкой.

Общее количество теплоты \(Q\), выделяемое при полном сгорании \(m\) кг твёрдого или жидкого топлива, вычисляется по формуле:

Общее количество теплоты \(Q\), выделяемое при полном сгорании \(V\) м³ газообразного топлива, вычисляется по формуле:

Влажность (содержание влаги) топлива снижает его теплоту сгорания, так как увеличивается расход теплоты на испарение влаги и увеличивается объём продуктов сгорания (из-за наличия водяного пара).
Зольность - это количество золы, образующейся при сгорании минеральных веществ, содержащихся в топливе. Минеральные вещества, содержащиеся в топливе, понижают его теплоту сгорания, так как уменьшается содержание горючих компонентов (основная причина) и увеличивается расход тепла на нагрев и плавление минеральной массы.
Сернистость (содержание серы) относится к отрицательному фактору топлива, так как при его сгорании образуются сернистые газы, загрязняющие атмосферу и разрушающие металл. Кроме того, сера, содержащаяся в топливе, частично переходит в выплавляемый металл, сваренную стекломассу, снижая их качество. Например, для варки хрустальных, оптических и других стёкол нельзя использовать топливо, содержащее серу, так как сера значительно понижает оптические свойства и колер стекла.

Расчеты стоимости 1 кВт*часа:

  • Дизтопливо. Удельная теплота сгорания дизтоплива 43 мДж/кг; или, с учетом плотности 35 мДж/литр; учитывая КПД котла на солярке (89 %) получим, что при сжигании 1 литра вырабатывается 31 мДж энергии, или в более привычных единицах 8,6 кВт*ч.
    • Стоимость 1 литра солярки - 20 руб.
    • Стоимость 1кВт*ч энергии сгорания дизтоплива - 2,33 руб.
  • Пропан-бутановая смесь СПБТ (Сжиженный углеводородный газ СУГ). Удельная теплота сгорания СУГ 45,2 мДж/кг или, с учетом плотности 27 мДж/литр, учитывая КПД газового котла 95%, получим, что при сжигании 1 литра вырабатывается 25,65 мДж энергии, или в более привычных единицах - 7,125 кВт*ч.
    • Стоимость 1 литра СУГ - 11,8 руб.
    • Стоимость 1кВт*ч энергии - 1,66 руб.

Разница в цене 1 квт тепла, полученного от сгорания дизеля и СУГ получилась 29%. Приведенные цифры показывают, что из перечисленных источников тепла более экономичным является сжиженный газ. Чтобы получить более точный расчет, надо поставить текущие цены на энергоносители.

Особенности использования сжиженного газа и дизтоплива

ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО. Имеется несколько сортов, отличающихся по содержанию серы. Но для котла это не сильно принципиально. А вот деление на зимнюю и летнюю солярку, важно. Стандартом установлены три основные марки дизтоплива. Самое распространенное - летнее (Л), диапазон его применения - от О°С и выше. Зимнее дизельное топливо (3) применяют при отрицательных температурах воздуха (до -30°С). При более низких температурах следует использовать арктическое (А) дизтопливо. Отличительной чертой дизельного топлива является температура его помутнения. Фактически это температура, при которой начинают кристаллизоваться парафины, содержащиеся в солярке. Она действительно мутнеет, а при дальнейшем снижении температуры становится похожей на кисель или застывший жирный суп. Мельчайшие кристаллики парафина забивают поры топливных фильтров и предохранительных сеточек, оседают в каналах трубопроводов и парализуют работу. Для летнего топлива температура помутнения равна - 5°С, а для зимнего составляет -25°С. Важный показатель, обязательно указывается в паспорте на дизтопливо, температура предельной фильтруемости. Помутневшая солярка может использоваться, до температуры фильтруемости, а дальше - забитый фильтр и прекращение подачи топлива. Зимняя солярка не отличается от летней ни цветом, ни запахом. Вот и получается, что одному богу (и заправщику) известно, что фактически залито. Некоторые умельцы смешивают летнее дизельное топливо с БГС (бензин газовый), и прочей бурдой, добиваясь снижения температуры фильтруемости, что черевато, как выходом из строя насоса, так и просто взрывом из-за того, что у этой адской бодяги уменьшается температура вспышки. Также вместо дизеля может быть поставлено печное топливо светлое, внешне оно не отличается, но в нем больше примесей, при чем таких, каких в дизеле нет вообще. Что чревато загрязнением топливной аппаратуры и не дешевой ее чисткой. Из вышесказанного можно сделать вывод, если Вы приобретаете дизель по низкой цене, у частных лиц или не проверенных организаций, то можете попасть на ремонт, или разморозить систему отопления. Цена на дизельное топливо, с доставкой к Вашему дому колеблется на рубль от цен на заправках, причем как в меньшую сторону так и в большую в зависимости от удаленности Вашего коттеджа и количества перевозимого топлива, все, что дешевле должно Вас насторожить если Вы конечно не экстремал, и не боитесь ночевать в остывающем доме в 30 градусный мороз.


СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ. Также как и у дизельного топлива имеется несколько сортов СПБТ, отличающихся по составу смеси пропана и бутана. Зимняя смесь, летняя и арктическая. Зимняя смесь на 65% состоит из пропана, на 30% из бутана и 5% газовых примесей. Летняя смесь состоит на 45% из пропана, 50% из бутана, 5% газовых примесей. Арктическая смесь - 95% пропана и 5% примесей. Может быть поставлена смесь из 95% бутана и 5% примесей, такая смесь называется бытовой. В каждую смесь добавляется очень небольшое количество сернистого вещества - одоратора, для того, чтобы создать "запах газа". С точки зрения сжигания и влияния на аппаратуру состав смеси практически не влияет. Бутан, хотя и значительно дешевле, но для отопления немного лучше пропана - более калориен, однако имеет очень большой недостаток, затрудняющий его применению в Российских условиях - бутан прекращает испаряться и остается жидким при нуле градусов. Если у вас импортный резервуар с невысокой горловиной или вертикальный (заглубление зеркала испарения менее 1,5 метра) или находится в пластиковом саркофаге, ухудшающем теплообмен, то в продолжительные морозы емкость может прекратить испарение бутана, причем не только из-за мороза, но и из-за недостаточной теплопередачи (при испарении газ охлаждает сам себя). При температуре ниже 3 градусов тепла, импортные емкости, сделанные для условий Германии, Чехии, Италии, Польши при интенсивном испарении перестают выдавать газ после того, как весь пропан испарится, а останется только бутан.

Теперь сравним потребительские свойства СУГ и дизельного топлива

Использование СУГ дешевле диз топлива на 29%. Качество СУГ не влияет на его потребительские свойства при использовании резервуаров АвтономГаз, более того, чем больше содержание бутана в смеси, тем лучше работает газовое оборудование. Некачественное дизтопливо может привести к серьезной поломке отопительного оборудования. Использование сжиженного газа избавит Вас от присутствия запаха солярки в доме. В сжиженном газе меньше содержание ядовитых сернистых соединений и как следствие отсутствует загрязнение воздуха на Вашем приусадебном участке. От сжиженного газа у Вас может работать не только котел, но и газовая плита, а также газовый камин и газовый электрогенератор.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»