Необходимо выделить объект и предмет научного исследования. Часто от того, насколько правильно определены эти понятия, зависит заключение аттестационной комиссии и конечная оценка. Студенту необходимо грамотно и четко сформулировать в своем научном проекте (будь то , курсовая или ) объект и предмет исследования и правильно описать их во введении. Что представляет собой каждое понятие, как правильно их выделить рассмотрим ниже.
Объект исследования
— определенное научное знание, которое планируется изучаться. Это своего рода проблема, которая выбирается для проведения исследований.
Если вы защищаете диплом, объектом исследования является отдельное лицо, социальный слой, социальный институт, а также духовная жизнь, которая имеет отношение к отдельным вовлеченным личностям, или разным группам населения в мире.
Предмет исследования
— это определенный спектр понятий связанных с объектом, отдельная сторона, которая напрямую зависит от профессии.
К этому пункту предъявляются требования по четкому отделению от объекта и демонстрации присущих ему индивидуальных черт. Предмет курсовой или дипломной работы должен быть значимым и актуальным, даже если объект в целом особого интереса не представляет.
Субъект в научной работе. Часто в дипломной работе субъектом изучения называется тот же предмет. Это формальность, которая зависит от методических требований того или иного ВУЗа. Субъект часто связан с ответами на вопросы, которые требуется раскрыть в теме работы и ее проблемами.
Основное отличие объекта от предмета
Примеры выделения объекта и предмета исследования
Анализируем тему | Выбираем объект исследования | Выделаем предмет исследования |
Реферат связан со СМИ | Средства массовой информации и культура | Особенности влияния СМИ на уровень культурного развития населения |
Для темы, связанной с развитием дошкольников | Детские сады, как фактор, влияющий на развитие | Влияние детских садов на детей дошкольного возраста |
«Персонал компании» | Персонал строительной организации | Эффективные способы мотивирования и особенности организации сотрудников строительной компании. |
В курсовой работе на тему «Женщина в культе ислама» | Процесс становления культа ислама | Женщины в процессе становления и развития культа ислама |
Если работа изучает методы увеличения доходов организации | Определенное предприятие или особенности расширения организаций строительного типа | Выявление событий, ведущих к получению увеличенных доходов в определенных организациях строительного типа |
В дипломной работе по праву «Похищение человека» | Сформулируем объект исследования как общественные отношения, возникающие в связи с совершением актов похищения человека | Предметом выделим уголовно-правовых нормы, устанавливающие ответственность за похищение человека |
Оценка и повышение конкурентоспособности предприятия | Само предприятие | Конкурентоспособность предприятия |
Договор купли-продажи недвижимого имущества | Отношения, которые складываются между людьми в процессе купли-продажи недвижимого имущества | Нормы законодательства в области гос. регистрации прав на недвижимое имущество |
Библиотеки как главная база непрерывного образования | Образовательная среда библиотеки общеобразовательного учреждения | Деятельность школьной библиотеки по образованию информационной среды общеобразовательного учреждения |
Рассмотренные понятия должны присутствовать в любой студенческой работе. При этом объект — более широкий спектр для изучения, а предмет — его уточненная проблема.
Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательской деятельности можно считать объект и предмет исследования. В настоящее время существует множество самых разнообразных подходов к определению данных понятий. Для того чтобы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной литературе.
В. Даль в своем Толковом словаре трактует понятие объекта и предмета следующим образом: “Объект, предмет, субъект. Объективные признаки, кои могут быть наблюдаемы зрителем; субъективные чувствуются самим предметом”. “Предмет - все, что представляется чувствам. “Предмет сочинения - основа, смысл его” .
Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов: “Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения”. “Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие” .
Н. Е. Яценко полагает, что “Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его деятельность”. “Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь.
2. То, на что направлена мысль, действие или чувство” .
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать обобщенные определения понятий “объект” и “субъект исследования”.
Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от сознания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они могут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать актуальные (или реальные) и потенциальные объекты исследования. Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа. Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предположительны, отражают не природу существующей действительности как таковой, но такие формы ее вероятного бытия, возможность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объектами возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.
В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их “проекции” в человеческое сознание. Предмет - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении существующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответственно, отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) заняты изучением отдельных “срезов” исследуемых объектов. В биологии - морфология и физиология, систематика и эволюционная теория и др. В изучении общественной жизни - экономика, политика, социология. В изучении языка - лингвистика, фонетика, синтаксис и др. Многообразие возможных “срезов” исследования объектов порождает многопредметность научного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.
Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
Различение объекта и предмета - это чисто гносеологическая проблема. Возникает она всегда там, где по каким-то причинам перестает работать методологическое требование об использовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.
Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объективные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе совокупность знаний, представляющих этот объект. В этом случае совокупность знаний становится предметом изучения.
Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет отдельные объекты, определяет их как предметы, как потенциальные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека. От человека зависит лишь сам момент выделения объекта. Но выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это -- особенность человека превращать объект в предмет своей деятельности. Выделенные из объективной реальности отдельные объекты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.
Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
Иногда объект и предмет исследования определяются практически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.
Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам исследования.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. -М., 1979. -С. 635.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. -М., 1960. -С. 428,570.
- Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. -СПб., 1999. - С. 280, 330.
Курсовая работа сама по себе достаточно сложный научный проект, который предполагает не только изложение теоретических основ, но и решение практических задач.
Однако, прежде, чем приступить к написанию работы, нужно будет определиться не только с темой, но и иметь четкое представление, что такое объект и предмет. Именно на основе этих положений будет проходить выполнение курсовой работы. Эти понятия указываются в введение курсовой .
Итак, что является предметом и объектом курсовой работы.
Для того, чтобы легче было понять, в чем разница между объектом и предметом исследования, можно провести параллели с особенностями студенческой жизни. Сама студенческая жизнь будет объектом, а вот ее составляющие, например, поход в кафе, содержание лекций, уже предметом. Если теперь вернутся к курсовой работе, то, чтобы понять разницу стоит присмотреться к формулировке темы и проблемы.
Если речь идет о написании курсовой работы по психологической специальности, то объектом часто выступает то, что содержит какое-либо противоречие или проблемную ситуацию, требующую решения. Это могут всевозможные психологические явления, например, отношения, процессы, состояния, свойства. А вот при формулировке предмета уже нужно будет указать, в отношении кого или чего эти процессы и характеристики будут исследоваться. Например, можно будет отметить возрастную группу испытуемых, их профессию или любой другой выделяющих их признак. Предмет обычно конкретизирует и сужают ту сферу, к которой относится объект. Между собой эти два понятия соотносятся, как общее и частное. Объект всегда будет охватывать более широкую область изучения, но формулируется предельно кратко и лаконично. Предмет, наоборот, описывается расширенно, но касается индивидуальных случаев или определенной категории, отличающих ее свойств или характеристик.
Очень часто случается, что студент не может сам справиться не только с обозначением основных моментов курсовой, но и с ее написанием. Причин тому может быть множество, но какими бы они не были, сдать работу нужно будет в положенный срок. Если вам задали курсовую, а вы не знаете даже, с чего начать или, наоборот, она требуется вам срочно, стоит ли и дальше тянуть время? Разумнее воспользоваться помощью опытных специалистов и заказать качественную курсовую . Мы всегда вам поможем!
Пример объекта и предмета курсовой работы по праву.
Предмет исследования – дозволения и запреты в деятельности средств массовой информации при проведении предвыборной агитации.
Цель исследования заключается в изучении законодательных дозволений и запретов в деятельности средств массовой информации при проведении предвыборной агитации.
Пример предмета и объекта курсовой по психологии с практикой.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста 9-10 лет.
Предмет исследования: познавательные способности детей младшего школьного возраста, а именно мышление, внимание и память.
Пример объекта и предмета курсовой работы по экономике.
Объектом исследования является персонал предприятия.
Предметом исследования являются механизмы, методы и технологии организации стимулирования персонала предприятий.
Пример по философии.
Предмет исследования – социально-философский анализ содержания и особенностей, тенденций и форм проявления молодежной культуры.
Цель исследования – рассмотреть молодежную культуру на базе ее социально-философского исследования сущности.
Предмет и объект каждой дипломной работы и являются ее смыслом. Объект и предмет исследования должны быть вынесены в название работы. Это важно для того, чтобы темы не повторялись, и отличались от тех, что пишут ваши однокурсники. Ежегодно в мире происходит много перемен, и для каждого найдется новая и интересная тема. Предмет исследования дипломной работы это какой-либо аспект или свойство, стороны которого подлежат исследованиям. Объект, в свою очередь, это причина проблемы, то, что создает ту или иную ситуацию.
Главным отличием предмета исследования от объекта в том, что предмет
- это какая-либо часть объекта, более узкое понятие и определение. Особое внимание нужно уделять и тому, что объект и предмет должны совпадать по теме и не отличаться по смысловому характеру, так как если они будут относиться к разным научным отраслям, то это сделает невозможным рационально и правильно написать дипломную работу и провести точные исследования.
Следует четко определять тему объекта и предмета исследования, так как при неправильном понимании этих двух составляющих будет сложно раскрыть суть дипломной работы, а следовательно, и защитить ее.
Чтобы проще было разобраться в этих двух понятиях, нужно просто запомнить, что объект всегда отвечает на вопрос: «Что будет исследоваться?», а предмет отвечает на вопрос - «как будет рассматриваться объект, в каких аспектах своего функционирования, в связи с чем?»
Для того чтобы было понятно, объясню вам на примере. Вам нравится удобный веб-сайт вашего института или академии, и темой своей дипломной работы вы выбрали сравнительную характеристику сайтов некоторых ВУЗов России, и зарубежных стран. Объектом исследования здесь будут выступать высшие учебные учреждения, а точнее их отношение к собственным сайтам - для чего они были созданы, какая информация на них размещена, какой внимание университет уделяет своей страничке в Интернете. Предмет здесь сами сайты и их детальное изучение. Сюда же можно отнести их сравнительные характеристики, различие, и прочие факторы, которые могут быть полезны в раскрытие темы.
Приведем еще примеры объектов и предметов дипломной работы.
Дипломная работа на тему: «Программное обеспечение мультимедиа». Тут объектом работы будут выступать информационные технологии, предметом же является программное обеспечение мультимедиа. Современные преподаватели высших учебных учреждений стараются идти в ногу со временем, чтобы понимать, чем живут студенты, и чтобы их предмет был не только интересным, но и познавательным. Поэтому, если тема вашей дипломной работы относится к каким-либо развивающимся современным направлениям, то очень важно, основательно подготовиться не только к написанию, но и к защите работы. Предмет и объект диплома должны быть тщательно изучены. При необходимости можно создать диаграммы и графики, даже, если ваша работа относится к гуманитарным наукам. Необходимо показать, что цель работы достигнута путем личных стараний и усилий. Возможно, в будущем именно ваш диплом, станет сильным толчком для новых открытий, и именно ваши исследования помогут многим разобраться во многих проблемах.
Объект исследования всегда должен быть четко указан, без лишней воды, и ненужной информации, ведь он является главной частью практической половины всей дипломной работы. Объектом может быть как определенная отрасль, так и одна небольшая проблема. Это может быть, например, университет, предметом исследования которого будет являться отношение начальства к сотрудникам или студентам.
Можно рассмотреть предмет исследования на примере «Обработка учебных материалов в процессе обучения», который предполагает под собой некоторое ограничение в поиске информации. Каждый предмет или объект изучения может быть ограниченный какой-нибудь наукой, на основе которой можно построить логическую конструкцию. Считается грубой ошибкой, если во время исследования определенного объекта идет отклонение от дипломной работы в сторону. Если нарушается целостность работы, то и результат в итоге получается не очень положительный. Большое значение имеет целостность теоретическая и практическая, определяющую общую целосность и способ построения дипломного проекта. Если используется раъединение понятий, то оно должно быть близким по смыслу. Например, понятия психологии и педагогики - можно использовать часть понятий как из тех, так и с других, но, в общем, они должны конкретизировать одну тему.
Работы, конкретизируя проблему, рассмотренную автором. Корректная формулировка этих двух пунктов помогает правильно организовать подготовку к написанию и гарантирует, что тема будет раскрыта полностью.
Что такое объект и предмет исследования
Схематично объект и предмет курсовой находятся в иерархических отношениях уточнения:
Объект в курсовой работе - это одной из явлений или отдельно взятый процесс действительности, изучаемые в рамках заданной темы, находящейся в поле определенной научной дисциплины.
Каждый объект содержит несколько предметов. Задача студента состоит в том, чтобы выявить определенную актуальную проблему и подробно рассмотреть ее, остальные стороны и составляющие объекта могут оставаться в стороне.
Предмет в курсовой работе - это важные с практической или теоретической точки зрения аспекты, особенности, свойства объекта, анализируемые в соответствии с темой и спецификой отрасли науки.
Например, в медицине: объект человек, предмет опорно-двигательный аппарат. Конечно, есть еще и другие системы, но для автора на данном этапе значение имеют вопросы, касающиеся функционирования только этого комплекса, поэтому они становятся предметом изучения.
Объект и предмет всегда соотносятся как общее и частное:
Любой объект научного исследования включает бесконечное множество предметов. К примеру, если объект - фонетическая система английского языка, то в качестве предмета могут рассматриваться гласные или согласные звуки, дифтонги, трифтонги, диалектные варианты произношения звуков и так далее.
Изначально правильно определить предмет курсовой работы важно для самого студента. Так удастся сузить круг поиска базового материала: подбирая литературу, не придется перечитывать тонны книг и штудировать тысячи тематических сайтов - искать источники по конкретному вопросу самой широкой темы проще и быстрее.
Как определить предмет и объект курсовой работы
В большинстве случаев объект уже обозначен в теме, из него и указанной цели вытекает предмет. Если изначально объект установлен слишком размыто, а предмет - пространно, нарушится логическая цепочка взаимосвязей и тему курсовой невозможно будет раскрыть.
Гораздо продуктивнее подходить к формулированию, руководствуясь принципом «от конкретизации к подробной детализации».
К примеру, объект - педагогический коллектив школы. Это означает, что предметом должен стать анализ одной из его характеристик: возрастного состава, образовательного уровня, численности штата, структуры. Но о научной и новизне тоже не стоит забывать. Если кто-то уже успел написать об особенностях организационного устройства педколлектива, то придется проявить креативность и найти неизученные нюансы или применить другие подходы, . Допустим, описать факторы, оказывающие влияние на структуру или провести сопоставительный анализ.
Примеры, как написать
Пример № 1 - прямое цитирование названия.
Пример № 2 - детализация.
Пример № 3 - выделение ключевого момента.
Точное указание объекта и предмета в курсовой помогает рецензентам и заинтересованным читателям составить верное представление о содержании работы, поскольку ее название не всегда точно передает суть исследования.